при сохранении права их изменить, когда он сам это решит. Законченность, совершенство идейного мира человека как
требование к людям - воинствующий романтик.
Требуется: идеальный мир и идеальные люди.
Отрицание верности их требований приводит к вспышке агрессии. Идейный лидер должен быть
один.
Относительно пассивная форма реализации агрессивности:
хлопнуть дверью, уйти навсегда, бросить начатое, не закончив.
2-я функция - объектная
логика
«Знаю все!»
- вот рекламный лозунг «Бальзака». При таком содержании 2-й функции
для самореализации
нужен запрос на объективную информацию по тому или иному поводу. Если такая информация у «Бальзака» есть и на нее есть спрос, то с его самореализацией все в порядке.
«Бальзак» предпочитает такие профессии, в которых факты говорят «сами за себя». Если объективных знаний (информации), на которую есть спрос в данном месте, у него нет, ищет позицию «первого парня на деревне», т.е. такой микросоциум, в котором оказывается
самым информированным.
Не хотите спрашивать - ответите!
Легкость в смене ситуаций (летуны) определяется тем, что содержание 2-й функции не связано с доминирующей потребностью.
3-я функция - субъектная
этика
«Все прекрасно в этом лучшем из возможных миров!»
- так
предъявляет себя внешнему миру «Бальзак». Если такая позиция не обеспечивается внешними плюс-подкреплениями, она может быть заменена на противоположную: «Все ужасно в этом худшем из возможных миров!». Надо отметить, что в нашей социальной реальности, в нашей цивилизации такая позиция
с гораздо большей вероятностью
обеспечивает плюс-подкреплениями. Ради права
откровенно высказывать свое отношение
к людям и к миру, не опасаясь получить отрицательную реакцию извне, «Бальзак» равно готов как на предельное самовозвеличивание, так и на предельное самоунижение. Рациональность и ориентация
на высоковероятные события
дает «Бальзаку» возможность
предельно простых
обоснований своей позиции. Как следствие, он выбирает наиболее традиционный социальный мир, максимально соответствующий тому социально психологическому миру, в котором он вырос и сформировался, с которым он максимально знаком. Главная внутренняя проблема - неизбежность формирования
внутреннего идеала (сказочник),
который позволит сформировать положительную самооценку изнутри. Этот идеал должен быть основан на мнении авторитетных источников. «Бальзак» наиболее эффективен в тех социальных позициях, где искренность эмоционального реагирования является традиционной положительной ценностью. Наиболее известными социальными позициями такого рода является социальная позиция
актера, поэта, художника.
Именно в этих профессиях отсутствие контроля за эмоциональными проявлениями социально одобряется. В других случаях свобода эмоционирования должна быть оправдана самой ситуацией и местом «Бальзака» в ней. Его философия:
«Правда! И ничего кроме правды!»,
при этом под правдой подразумевается
право свободно выражать свое эмоциональное отношение
к людям и фактам.
4-я функция - объектная
сенсорика
«Бальзаку» необходима такая территория, такое место, в котором возникает подсознательная уверенность в том, что здесь он
все может,
потому что все в нем
соответствует
требованиям данной обстановки: внешность (имидж), сила, умения, финансовые возможности и т.п.
Смутное беспокойство, растерянность и суета, напряжение,
вплоть до риска надорваться,
- сигнал бедствия. Заинтересованные люди должны либо срочно убедить «Бальзака» в
его полном соответствии ситуации,
либо авторитетно напомнить о том, что внешность, имидж
можно изменить,
что можно не надрываться от нехватки сил, а потренироваться и потом попробовать сделать то, что не получается. Не хватающую сумму денег можно занять, без риска не отдать, а
желание «соответствовать»
не должно ставить под угрозу
жизнь
и т.п.
Связь содержания 4-й функции с доминирующими потребностями и экстравагантные подсознательные представления о
соответствии ситуации
требуют повышенной концентрации внимания и недюжинной силы
внушения со стороны
для проявления какой-либо активности по изменению восприятия ситуации.
Идеальный вариант для «Бальзака» -
соответствие любой ситуации «по праву рождения»,
а это значит, что только в
родном социально-психологическом мире
доступно чувство покоя, чувство дома, в противном случае надо карабкаться на самый верх социальной пирамиды, чтобы соответствовать
по праву власти.
Или по праву нахождения «при власти».
«Идеальное место» - это
место полного соответствия
окружения его смутному представлению о своих возможностях.
-
Если я богат и властен, Если граф я или князь, Я улыбчив, нежен, страстен, И ко мне не липнет грязь.
«Наполеон» - «Дюма»
- сенсорно-этический экстратим «Наполеон»
(рис 29)
Рис. 29. Структура типа «Наполеон» по методу качественных структур
Внутренне
«Наполеон»
настроен воспринимать мир в формах иррациональных, статистически слабо предсказуемых.
Сфера требований «Наполеона» может быть чрезвычайно разнообразной, нестандартной, даже экзотической.
Во внешней поведенческой проявленности
«Наполеон» экстравагантностью не отличается, а его поведенческая продукция
рациональна
и часто весьма
предсказуема.
В части внутренней установки он воспринимает себя как объект, т.е. сам для себя психологически прост и понятен, а поэтому о себе и своих делах говорит легко и уверенно. Мир «Наполеон» рассматривает как субъект - он для него сложен и заслуживает пристального изучения.
Элементы, отвечающие за
отбор высоковероятных событий,
связанных с удовлетворением доминирующих потребностей, расположены в
наиболее осознаваемой
и развитой области данного типа ИМ, что обусловливает поведенческую активность «Наполеона», характеризуемую в целом как
«борьба»
при склонности к
холерическому темпераменту.
При этом «Наполеон» может длительное время
не заботиться
об активной защите своей
3-й функции,
что приводит к
относительной независимости
от мнения окружающих, от
посторонней оценки его знаний.
1-я функция - объектная
сенсорика
Требует от мира гарантированную
силу, богатство, славу.
Утверждает свою
исключительность, непохожесть, конкурентоспособность.
Право на те или иные поступки дает
себе сам.
Решения принимает с
абсолютной уверенностью,
силу применяет не задумываясь. Хорошо показывает, объясняет все ссылками на объективные факты. Главное требование
к миру и людям - сила.
Отрицание его требований и утверждений приводит к открыто агрессивной реакции, хотя некоторая коррекция поведения возможна в связи с тем, что содержание 1-й функции связано с удовлетворением доминирующей потребностей. Однако такая коррекция почти всегда запаздывает по отношению к началу решительных действий.
Выслушать чужое мнение становится возможным только тогда, когда предпринятые действие не привели к успеху. Хотя весьма вероятна ситуация, что носителю иного мнения будет предъявлено обвинение в том, что он не остановил необдуманные действия раньше.
2-я функция - субъектная
этика
Продукция этого типа - это прежде всего оценки.
Чем мех лучше, тем он дороже.
«Наполеон»
знает цену всему:
художественным произведениям, отношениям, вещам, ситуациям, людям и, в частности, представителям противоположного пола. В своих оценках он, как правило,
категоричен и уверен,
даже если это снижает уровень спроса, вот почему он ищет такую позицию на социальном рынке, в которой
спрос гарантирован и предсказуем.
Не торгуйся, не скупись! Подставляй-ка губки алые, Ближе к молодцу садись!
Часто продукция «Наполеонов» выглядит как
морализаторство или нравоучения.
Причем объяснения, почему что-либо «хорошо», могут быть сколь угодно противоречивы. В своих отношениях и оценках «Наполеон» активен и напорист, обосновывая это
желанием окружающих.
Для организации спроса на свою «продукцию» он вынужден
маскировать собственные
требования
к миру.
Ему не легко найти «свое место в жизни». Кому понравится все время находиться под пристальным оценивающим взглядом? Даже если эти требования справедливы, а оценки точны и соответствуют господствующему идеалу.
Главное - найти социальную нишу, где его оценки будут объективизированы самой ситуацией, самой системой, законом и властью.
Пункт 2: Если босс не прав - смотри пункт 1.
3-я функция - объектная
логика
«Знаю,
как
на самом деле
все устроено» - так предъявляет себя внешнему миру «Наполеон». Ради этого он готов пропускать через себя огромные массивы фактической информации, дабы иметь возможность подкрепить свое высказывание ссылками на авторитетный источник. Тщательно готовится к любому испытанию информированности, стремясь получить
только отличную оценку.
Наиболее ярко проявляется как хранитель культурных, научных, ритуальных традиций. Напряженно реагирует на внезапные изменения информационного пространства.
«Высший бал»
- главный источник положительной самооценки. Главная
внутренняя проблема
«Наполеона» -сложность иерархической дифференцированности авторитетных источников информации.
Внутреннее напряжение связано с постоянной угрозой
информационного хаоса.
«Наполеон» склонен создавать философские концепции, воспевающие достоинства
стабильного, эволюционно развивающегося мира,
преемственность традиций, сохранение уважения к авторитетам прошлого. Поскольку содержание 3-й функции не связано с доминантными потребностями, легко перемещается в социальном пространстве в поисках позиции:
«Знаю лучше всех, как надо действовать».
Нынче ж еду!!!» - Ножкой топнул, Вышел вон и дверью хлопнул...
4-я функция - субъектная
интуиция
Такой элемент прежде всего обеспечивает восприятие окружающей обстановки с точки зрения возможности или невозможности
не-
противоречивого
сочетания внутренних принципов и идей с содержанием внешней ситуации. Возникает неподдающееся внятному рациональному объяснению разделение внешних ситуаций на:
мой мир
-
не мой мир.
Мой мир
- это мир, в котором мои идеи и принципы признаются безоговорочно, без всяких объяснений. Если обстановка не раздражает, не провоцирует внутренних противоречий, «не рвет душу на части», - это
мой мир.
В противном случае - это
ваги мир,
и мне в нем нечего делать. Врываясь в чужую ситуацию, «Наполеон» ведет себя, образно говоря, как слон в посудной лавке, будучи полностью уверен в правоте и справедливости своего поведения. Это ведь «его мир», и в нем все
«свои»,
а «свои» - это те, кто
«мои»
единомышленники, кто принимает
меня
«со всеми моими потрохами».
Коль армию веду свою!
В случае объективной невозможности покинуть «чужой мир» раздается брюзгливое ворчание: «Ох, как вы заблуждаетесь! И это ваша справедливость?» - и т.п. Параллельно идет внутренний процесс
бессознательной смены
принципов и идеалов, который должен привести к принятию данной ситуации и своего места в ней. Естественно, это должен быть
незамеченный никем
процесс, в противном случае - «нет в вашем мире места для такого принципиального борца, как я!»
Суггестивный характер содержания 4-й функции и в этом случае не дает человеку возможности самому осознать причины смутного беспокойства, ставя «Наполеона» в зависимость от мнения окружающих. Ища общество единомышленников, признающих их право на
идейное лидерство,
«Наполеон» не в состоянии вынести на свои знамена конкретные идеи и принципы, ограничиваясь абстрактными призывами
к борьбе
за правду, за справедливость, за чистоту идей и т.п. Безусловно одно - и правда, и справедливость, и чистота идей - должны точно
соответствовать его и только его интуитивному ощущению конкретного содержания этих понятий.
Так, содержание 1-й функции (в данном случае борьба, борец) маскирует бессознательное беспокойство, рожденное отрицательным содержанием 4-й функции.
-
Дайте мне знамя, а уж я найду, куда его водрузить!
-
Хочу идеал, согласен на подержанный!
- сенсорно-этический интротим «Дюма»
(рис. 30)
Рис. 30. Структура типа «Дюма» по методу качественных структур
Блок «потребления извне» «Дюма» ориентирован на иррациональную информацию. Таким образом, в своих
требованиях и желаниях «Дюма» экстравагантен и
слабо предсказуем.
Блок «производства вовне» ориентирован на рациональную, статистически
предсказуемую продукцию.
Соответственно, поведенческая активность «Дюма» проявляется в формах никого не шокирующих, в формах
ожидаемых и понятных
для окружающих.
Это энергичный, здравомыслящий и практичный человек: внешне - романтик и идеалист - внутри.
Как и положено интротиму, «Дюма» воспринимает мир как объект, а себя - как субъект. Поэтому во внешней ситуации он
действует легко
и
уверенно.
Хотя больше интересуется своими внутренними субъектными переживаниями.
Элементы, отвечающие за отбор событий, связанных с высокой вероятностью удовлетворения доминирующих потребностей, расположены в наиболее осознаваемой и активной зоне типа ИМ. Сосредоточение большей части психической энергии на указанных функциях позволяет «Дюма» занимать
активно-наступательную
позицию в части удовлетворения актуализированных доминирующих потребностей. Это делает его поведение импульсивным, эмоциональным и экспансивным, что и характерно для
холерического темперамента.
В такой поведенческой позиции «Дюма» автоматически
ослабляет внимание к собственной самооценке
и, стало быть, чрезвычайно остро реагирует на ее
неожиданное понижение,
точнее - снижение самооценки для него
всегда неожиданно.
1-я функция - субъектная
сенсорика
Уверенность в собственной исключительности,
в собственной неуязвимости, в собственной надежности, которые должны
гарантированно
подтверждаться, - это требование «Дюма» к внешнему миру. Все, что противоречит его утверждениям и требованиям, неубедительно, а главное неосуществимо. Его
ощущения превыше любых рациональных обоснований.
Собственная чувственная сфера не анализируется, и тем самым «Дюма» избегает сомнений по этому поводу.
Главное требование к людям и к миру - надежность.
Отрицание их требований и утверждений вызывает агрессивную реакцию.
«Если я вегетарианец, то не вегетарианцы - пожиратели трупов. Если я лечусь исключительно народными средствами, то те, кто принимает лекарства, - отравлены химикатами. Если я люблю холод, любители тепла - неженки. Если я люблю тепло - любители холода - сумасшедшие».
Никогда не верьте «Дюма», если он утверждает, что ему все равно, в каких условиях он обитает. Это сублимированная, социально приемлемая форма агрессии, накопленная в результате постоянного отсутствия сенсорного комфорта.
2-я функция - объектная
этика
Продукция «Дюма» иногда похожа на интригу.
«Интрига» - как единственный способ навязать другим свои желания, свои мотивы, иными словами, свои «хочу» так, чтобы
другие приняли их за собственные.
-
Ты скажи, ты скажи, че те надо, че те надо – Я скажу, че ты хошь, че ты хошь!
У «Дюма» продукция - это
организация и удовлетворение чужих желаний для реализации своих «хочу».
Чтобы быть востребованными, «Дюма» (согласно своим идеалам) должен быть в курсе нереализованных желаний окружающих его людей, эти нереализованные желания и есть материал для его «творчества», его самовыражения.
Поэтому «Дюма» настойчиво
организует ситуации,
в которых люди демонстрируют свои
неудовлетворенные желания.
Это обычно и называют «интригой».
«Дюма» действительно может научить других тому,
что нужно хотеть
и как эти желания реализовывать. Как построить семью, как разрушить семью, как нужно относиться к работе, как создать свой бизнес, как нужно общаться с людьми, что такое любовь, что такое преданность и т.д., и т.п. Только попросите и «Дюма» расскажет все о том,
как и чего хотеть в житейских ситуациях.
Что не означает вовсе, будто сам он следует декларируемым программам -
это же товар.
3-я функция - субъектная
логика
«Я вас понимаю»
- так предъявляет себя внешнему миру «Дюма». Ради этого он собирает всевозможные истории из жизни людей прошлого и настоящего, не заботясь об их фактической достоверности. Обычно он называет это знанием жизни.
Внешнее признание его обладателем тайного знания о жизни людей - вот главное условие положительной самооценки.
Он ищет такие ситуации, в которых информационное пространство минимально структурировано объективными фактами. Его хвастовство это: «Я додумался!».
В социуме «Дюма» чаще всего выступает
носителем здравого смысла,
что связано с ориентацией на высоковероятные события. Поэтому предпочитает
максимально простые объяснения
причин поведения людей.
Главная внутренняя проблема - страх ошибиться, не угадать,
но поскольку в данном случае содержание 3-й функции не связано с доминирующими потребностями, легко меняет свои объяснения, в случае необходимости защищаясь ссылкой на авторитетное мнение. Являясь хранителем здравого смысла, особенно эффективен в
сохранении и передаче обычаев, преемственности этических норм,
сохранении в жизни людей таких ценностей,
как преданность, верность, искренность, порядочность.
Как правило, является квалифицированным воспитателем, радующимся любым достижениям своих воспитанников. Его философия - это
философия преемственности.
Легко перемещается в социальном пространстве в поисках позиции: «Здесь меня понимают, здесь ценят мою искренность».
И проблемы, как туман, сизой дымкой тают.
4-я функция - объектная
интуиция
Главный акцент в восприятии окружающего пространства -
целостность внешней ситуации.
Неопределенность, неясность, незаконченность ситуации вызывает у «Дюма» безотчетное беспокойство. Положительно воспринимается только такая обстановка, в которой категорически звучит: «Все будет хорошо! Мир прекрасен! Справедливость восторжествует!» - порождая необъяснимую уверенность в
гарантированном положительном будущем.
Если ситуация, в которой находится «Дюма», не имеет ярко выраженного
«центра»,
в качестве которого выступают либо
сам «Дюма»,
либо безусловно
признаваемый им лидер,
с ярко выраженной харизмой, либо «точка сборки», т.е. объект, организующий пространство вокруг себя и сразу бросающийся в глаза (например,
свободный пьедестал)
- это не ситуация -
это хаос.
И тогда слышится: «Зачем я здесь нужен, живите в этом сами».
Хаос для «Дюма» - это отсутствие центра ситуации, отсутствие возможности
быть в центре, быть центром,
хотя сами они этого не осознают.
Возможность быть центром
ситуации или отождествить себя с объективно имеющимся центром является для него главной
составляющей «хорошего места».
Только в этом случае чувство спокойствия по поводу обстановки, в которой он находится, порождает переживание:
«Я на правильном месте, в правильном времени, среди правильных людей».
Как хорошо быть генералом! Лучшей работы я вам, сеньоры, не назову...
Если объективно невозможно покинуть интуитивно воспринимаемую как «хаос» ситуацию, «Дюма» «забивается в угол», превращается в пассивного наблюдателя, обвиняя всех и вся в своей печальной участи, ведь внятно объяснить, почему это место плохое, он не может. Человек этого типа подсознательно ищет волшебный сказочный мир. Романтик, сам о своем романтизме чаще всего не догадывающийся.
«Джек Лондон» - «Робеспьер»
- логико-интуитивный экстратим «Джек Лондон»
(рис. 31)
«Джек Лондон» настроен потреблять из мира
события рациональные, логически и статистически предсказуемые.
Таким образом,
внутренне «Джек Лондон» достаточно консервативен.
Внешние поведенческие реакции,
продуцируемые данным типом ИМ, неординарны и иррациональны по своей сути, могут выглядеть достаточно
экстравагантно и неожиданно.
«Джек Лондон» - экстратим. Поэтому себя он воспринимает как объект, а мир - как субъект. В связи с этим у него гораздо меньше проблем в отношениях с самим собой, чем с внешним окружением.
Рис. 31. Структура типа «Джек Лондон» по методу качественных структур
Внешняя ситуация для него менее понятна и подлежит осторожному изучению.
В силу этого «Джек Лондон», как правило,
не стремится к прямому лидерству
и от природы обладает весьма слабыми способностями к руководству: он имеет тенденцию погружаться во внутренние проблемы подчиненных, не имеющие прямого отношения к производственному процессу.
Элементы, ориентированные на высоко вероятные события и доминирующие потребности, занимают наименее осознаваемые функции. Это отвлекает значительную часть психической энергии «Джека Лондона», но самому «Джеку Лондону» такой дисбаланс, как правило, неизвестен. В результате для него характерна
пассивно-оборонительная
позиция в удовлетворении доминирующих потребностей при общей склонности к
меланхолическому темпераменту.
1-я функция - объектная
логика
«Все должно быть ясно»
- такова позиция этого типа ИМ. Это значит, что порядок вещей должен быть таким, к какому
он привык,
и не дай Бог что-либо изменится. Изменения принятого им однажды для себя порядка вещей мгновенно вызывают агрессивную реакцию отторжения «чужого» порядка и активные действия по восстановлению «своего» порядка вещей. «Старый порядок лучше нового!» «Все вещи должны быть на своих местах!», «Без меня ничего не трогать!».
2-я функция - субъектная
интуиция
«Подвергай всё сомнению!»
- рекламный лозунг «Джека Лондона». Они специалисты по анализу внутренних конфликтов, внутренней противоречивости ситуации.
«Джеку Лондону» не нужны и неинтересны люди, у которых
нет внутренних проблем.
Предметом анализа он готов сделать все что угодно: внутренний мир человека, внутреннюю структуру любой социальной или производственной ситуации. Готов оценить качество любой системы управления или производства изделий. Он наблюдателен и блестяще сопоставляет разрозненные факты и события. Это природный аналитик, исследователь, проповедник разнообразных систем верований и самых разнообразных систем знаний. Трезво воспринимает любые идеалы - совершенных нет!
Это очень хорошо, Что кому-то плохо!
Но все же потребность в аналитиках и проповедниках в социуме весьма ограничена. К счастью, существует спрос на художественную деятельность, в которой способность к глубокому анализу внутреннего мира человека всегда востребована, особенно в
литературе и театральном творчестве.
Но если в силу тех или иных причин спрос на продукцию «Джека Лондона» отсутствует, тогда вся активность 2-й функции обращается на себя, что является весьма эффективным средством
саморазрушения.
На практике это часто выглядит так, будто «Джек Лондон» с мазохистским удовольствием «ковыряется» в своих «душевных ранах», получая от этого удовольствие.
3-я функция - объектная
сенсорика
«Могу все, все преодолею»
- так предъявляет себя внешнему миру «Джек Лондон». Ради этого он готов преодолевать любые препятствия в тех областях деятельности, которые освоил.
Признание его социальной успешности - вот главное условие положительной самооценки.
Он действительно максимально надежен в совместной борьбе по преодолению внешних трудностей, ожидая в качестве приза объективизированного признания своей успешности
(слава, богатство, почет)
как победителя. Его мужество, упорство в достижении цели действительно впечатляют.
Главная внутренняя проблема в том, что диапазон возможностей, как правило, с возрастом сужается.
Вполне вероятно, что именно поэтому «Джек Лондон» склонен создавать философские концепции, воспевающие
преодоление трудностей, самоутверждение и добровольный уход
из жизни, из профессии, из власти.
«Уйти во время (чтобы не позориться)».
Позор для «Джека Лондона» - это не смочь сделать то, за что взялся или во что был приглашен и согласился участвовать.
Я клятвы не нарушу, Своим дыханьем Землю обогрею...
4-я функция - субъектная
этика
«Джек Лондон» чувствует себя спокойно только в той ситуации, в которой абсолютно
ясно, как к ней относиться.
Если такой ясности нет, он просто повторяет: «Мне здесь очень плохо», когда его спрашивают: «Почему?», никакого внятного объяснения он дать не может. Это не каприз:
постоянное ущемление доминирующих потребностей действительно очень опасно и может привести к эмоциональному срыву и фрустрационному поведению.
«Джеку Лондону» нужно постоянно и авторитетно объяснять: «Это твой друг, а это твой враг, а на этого вообще не обращай внимания - он здесь случайно». И тогда «Джек Лондон» будет чувствовать себя совершенно спокойно, потому что ему
показали,
как к кому надо относиться.
Отнесите меня!..
Попав в незнакомую компанию, растерянный, улыбающийся на всякий случай всем, он будет испытывать все нарастающий стресс, судорожно пытаясь убедить себя, что все ему здесь нравятся. Поддержать его в этом случае может только внезапное появление знакомого, отношения с которым давно ясны.
«Джек Лондон» привязывается к знакомому коллективу или компании, покидая постоянное место работы только под давлением непреодолимых объективных обстоятельств. Потерять друга, партнера, отношения к которым складывалось в течение долгого времени, для него настоящая трагедия. Собственных эмоций он почти не демонстрирует, поскольку это значит открыто
высказать свое отношение, а разрешение на это нужно предварительно получить от окружающих людей.
Он даже бывает рад скандалу - как
явному разрешению на открытое выражение эмоций.
В Белу Лебедь иль в Жар-Птицу?
!
- логико-интуитивный интротим «Робеспьер»
(рис 32)
Рис. 32. Структура типа «Робеспьер» по методу качественных структур
«Робеспьер» ориентирован
на высоковероятные события в своих требованиях и желаниях. Продукция же ориентирована на маловероятные события,
поэтому всегда есть сложности со «спросом» на нее,
т.е.
сложности в самореализации.
Блок «потребления извне», т.е. блок 1-й и 4-й функций, обращен к информации рациональной, предсказуемой. В связи с этим
|