- поле решений -
субъектная логика,
т.е. откровенная демонстрация своих интерпретаций фактов и событий. Объектная сенсорика -поле решений -
субъектная сенсорика,
т.е. откровенная демонстрация своей чувствительности, состояния систем организма.
Объектная интуиция
- поле решений -
субъектная интуиция,
т.е. откровенная демонстрация своего внутреннего мира (идей, принципов, веры).
Содержание 3-й функции
субъектная этика
- поле решений -
объектная этика,
т.е. откровенная демонстрация восприятие отношения других к себе (не скрывать свою заинтересованность в положительном отношении к себе).
Субъектная логика
- поле решений -
объектная логика,
т.е. откровенно демонстрировать свою приверженность тому или иному порядку вещей, тому или иному устройству окружающей действительности.
Субъектная сенсорика
- поле решений -
объектная сенсорика,
т.е. откровенно демонстрировать свое стремление к силе, богатству, социальному статусу.
Субъектная интуиция
- поле решений -
объектная интуиция,
т.е. откровенно демонстрировать свою оценку целостности или противоречивости внешней ситуации.
Таково краткое содержание сознательного усилия по преодолению таковости. Будучи реализованным в поведении, это усилие даст возможность открыть путь к сознательной самореализации и сознательной эксплуатации своего типа ИМ.
P
.
S
. Как известно, чистое Я ни в положительных, ни в отрицательных оценках не нуждается.
Особенности содержания 4-й функции (аспект связи)
Внимательное наблюдение за поведением показывает, что для преодоления автоматизмов в установочном поведении людей с разными типами ИМ необходимы каналы взаимной информационной внушаемости. Именно выявление таких суггестивных каналов и позволило в свое время творческой группе А. Аугустинавичюте выстроить теорию
интертипных отношений.
Так, в структуру типа ИМ, помимо 3-й функции, была введена и 4-я - суггестивная функция.
Такое название привело к неправомочному толкованию действия 4-й функции как места, через которое якобы неконтролируемо «вливается» любая информация в соответствии с элементом
(
логикой, интуицией, сенсорикой, этикой),
определяющим ее содержание в конкретном типе ИМ. Это абсолютно некорректное толкование: 4-я функция, как и все другие, производит
отбор
информации.
4-я функция отбирает информацию по принципу:
потребляю извне для восприятия мира.
В соответствии с суггестивным характером информационного содержания 4-й функции, человек ориентируется в этой информации
только по смутному ощущению беспокойства или его отсутствия.
Утверждая «здесь хорошо!» или «здесь плохо!», человек не в состоянии рационально обосновать эти утверждения. Оценивая пространственную ситуацию, в которой он находится только по безотчетному чувству покоя или беспокойства, он вынужден полностью доверять тем оценкам, которые выдаются ему окружающими людьми, либо принимать решения на основании смутных переживаний. Такова социальная роль 4-й функции -
зависимость от помощи других людей.
Увы, часто человек забывает, казалось бы, самое простое - спросить совета, попросить помощи у других людей.
Собственная активность человека в случае отрицательного восприятия ситуации пребывания в данном конкретном месте сводится к тому, что он
стремится покинуть
данную территорию. Если это невозможно, возникают переживания, связанные с образом тюремного заключения, насильственного ограничения свободы выбора местонахождения. Особенно опасна ситуация невозможности «сменить обстановку» в том случае, когда содержание 4-й функции связано с удовлетворением доминирующих потребностей (отношения с людьми -этика, функционирование организма - сенсорика). Для того чтобы помочь человеку в такой ситуации, необходимо с большой убежденностью, авторитетно создать для него такие характеристики данной территории, которые будут восприняты им как безусловно положительные в соответствии с содержанием 4-й функции. Если это удастся, беспокойство и «охота к перемене мест» сменятся покоем и приятием данной территории как своей.
Если же помочь не удается, человек рвется из имеющегося пространства, иногда «разбивая голову» о его стены.
Ах! И где же мне плохо?! Подскажите мне, друзья, Пропадаю нынче я!
Этика
на 4-й функции
Этика
-
элемент рациональный, ориентированный на высоковероятные события и доминирующие потребности. Связанность с доминирующими потребностями и невозможность осознанно реализовать их в действии создает концентрацию внимания на окружающей обстановке и крайнюю необходимость оказания помощи извне, хотя сам человек забывает о ней попросить.
В таком положении находятся следующие типы ИМ
логико-интуитивный экстратим «Джек Лондон»
субъектная этика
логико-сенсорный экстратим «Штирлиц»
логико-интуитивный интротим «Робеспьер»
объектная этика
логико-сенсорный интротим «Горький»
Объектная
этика
(«Робеспьер», «Горький»)
Эти типы ИМ испытывают чувство покоя в такой ситуации, в которой люди открыто выражают свое отношение к ним. Они должны
видеть
это отношение в улыбках, жестах, в эмоционально окрашенных словах, обращенных к ним.
Если человек открыто не выразил свое отношение, то он для «Робеспьера» и «Горького» - источник беспокойства и тревоги. Попав в ситуацию, в которой собрались люди, соблюдающие правило не выражать открыто свое отношение друг к другу, такой человек воспринимает ее (ситуацию) как
игнорирование его лично.
Возникает внутренний зажим, нарастает тревожность. При объективной невозможности покинуть такую ситуацию
проявляется
либо фрустрационное поведение, провоцирующее эмоциональную реакцию окружающих (все равно какую), либо попытка спрятаться, забиться в угол и замереть. Появление в таком месте знакомого с фразой: «Здорово, дружище!» - и распростертыми объятиями воспринимается как явление Спасителя. Лучшие соседи для таких людей либо близкие люди, либо домашние животные, при условии, что они всегда открыто выражают свое позитивное отношение и не столько словами, сколько соответствующим поведением.
-
Поговори со мною, мама (отец, брат, сестра, друг, подруга, приятель, приятельница и т.д.), о чем-нибудь поговори!
Субъектная
этика
(«Джек Лондон» и «Штирлиц»)
Эти типы ИМ чувствуют себя спокойно только в той ситуации, в которой им абсолютно ясно, как к ней относиться. Если этой ясности нет, они просто повторяют: «Мне здесь очень плохо», когда их спрашивают: «Почему?», никакого внятного объяснения эти люди дать не могут. Это не каприз, ведь постоянное ущемление доминирующих потребностей действительно очень опасно и может привести к эмоциональному срыву и фрустрационному поведению. Таким людям нужно постоянно и авторитетно объяснять: «Это твой друг, а это твой враг, а на этого вообще не обращай внимания - он здесь случайно». И тогда «Джек Лондон» и «Штирлиц» будут чувствовать себя совершенно спокойно, потому что им
показали, как к кому надо относиться.
Попав в незнакомую компанию, растерянный, улыбающийся на всякий случай всем, человек, у которого содержание 4-й функции определяется элементом
субъектная этика,
будет испытывать все нарастающий стресс, судорожно пытаясь убедить себя, что все ему здесь нравятся. Поддержать его в этом случае может только внезапное появление знакомого, отношения с которым давно ясны.
«Штирлиц» и «Джек Лондон» привязываются к давно знакомому коллективу или компании, покидая постоянное место работы только под давлением непреодолимых объективных обстоятельств. Потерять друга, партнера, отношения к которым складывалось в течение долго времени, для них настоящая трагедия. Собственных эмоций они почти не демонстрируют, поскольку это означает открыто высказать свое отношение, а
разрешение
на это нужно предварительно получить от окружающих людей. Они даже бывают рады скандалу -как
явному разрешению на открытое выражение эмоций.
Сенсорика
на 4-й функции
Сенсорика
-
элемент иррациональный, ориентированный на высоковероятные события и доминирующие потребности. Иррациональный тип элемента плюс суггестивный характер 4-й функции сводят возможности осознавания данного содержания практически к нулю. «Чего не хватает для спокойствия? Что происходит с организмом?» -
ответы на эти вопросы могут дать только окружающие люди.
Неудовлетворение доминирующих потребностей, связанных с внутренним состоянием организма или предельным напряжением сил, могут привести к серьезным проблемам. Эти проблемы могут возникнуть у перечисленных ниже типов.
К таки типам ИМ относятся
интуитивно-логический экстратим «Дон Кихот»
субъектная сенсорика
интуитивно-этический экстратим «Гексли»
интуитивно-логический интротим «Бальзак»
объектная сенсорика
интуитивно-этический интротим «Есенин»
Объектная
сенсорика
(«Бальзак», «Есенин»)
Этим типам ИМ необходима такая территория, такое место, где у «Бальзака» и «Есенина» возникает подсознательная уверенность в том, что здесь
они все могут, потому что все в них соответствует требованиям данной обстановки:
внешность (имидж), сила, умения, финансовые возможности и т.п.
Смутное беспокойство, растерянность и суета, напряжение, вплоть до риска надорваться, - сигнал бедствия. Заинтересованные люди должны либо срочно убедить «Бальзака» и «Есенина» в
их полном соответствии ситуации,
либо авторитетно напомнить о том, что внешность и имидж можно изменить, что можно не надрываться от нехватки сил, а потренироваться и потом попробовать сделать то, что не получается; что не хватающую сумму денег можно занять, без риска не отдать; что желание «соответствовать» не должно ставить под угрозу жизнь и т.п.
Связь содержания 4-й функции с доминирующими потребностями и экстравагантные подсознательные представления
о качественном соответствии ситуации требуют для этих людей повышенной концентрации внимания
и недюжинной силы внушения со стороны, чтобы проявить какую-либо активность для изменения привычных реакций.
Идеальный вариант для «Бальзака» и «Есенина» -
соответствие любой ситуации «по праву рождения»,
а это значит, что только в родном социально-психологическом мире им доступно чувство покоя, чувство дома, в противном случае надо карабкаться на самый верх социальной пирамиды, чтобы соответствовать
по праву власти.
Или по праву нахождения
«при власти».
«Идеальное место» - это место полного соответствия окружения их смутным представлениям о своих возможностях.
Пусть лучше он прогнется под нас!
Субъектная
сенсорика
(«Дон Кихот», «Гексли»)
Главная проблема состоит в невозможности осознать причины отрицательного физического самочувствия. «Дон Кихот» и «Гексли» могут забыть вовремя поесть, вовремя отдохнуть, не обратить внимания на неподходящий температурный режим и другие необходимые (у каждого конкретного человека свои) параметры окружающей обстановки, обеспечивающие нормальное функционирование организма. Причем даже параметры эти они - «Дон Кихот» и «Гексли» -
толком не знают.
Поэтому для них воплощение образа «идеального места» -это
обслуживание сенсорных ощущений на уровне «люкс»,
что в материальном плане доступно немногим.
При невозможности найти или создать такую обстановку эти люди выглядят в глазах окружающих как
капризные неженки,
паникеры, которые сами не знают, чего хотят.
Но они действительно не знают, чего захотят в следующий момент!
Однако если того, чего хочется нет, возникает плохое телесное самочувствие, неврастеническая раздражительность, сомнения в состоянии здоровья и т.д.
Только любящие и заботливые друзья могут взять на себя «тяжкий крест» удовлетворения прихотей «Дон Кихота» и «Гексли». В противном случае возможны любые «мне плохо!»: голодные обмороки (забыли вовремя поесть), солнечные ожоги и тепловые «удары» (забыли об опасности перегрева), приступы болезни (забыли вовремя принять лекарства).
И в салоне класса «Люкс», И в отеле класса «Люкс», И с друзьями класса «Люкс» Самочувствие мое - класса «Люкс»! А в противном случае Сам себя замучаю!
Логика
на 4-й функции
Логика
-
элемент иррациональный, ориентированный на маловероятные события и субдоминантные потребности, отвечает за обработку и оценку информации, связанной с организацией пространства внешнего или внутреннего мира. Несвязанность содержания 4-й функции с доминирующими потребностями позволяет этим типам ИМ не концентрировать внимание на окружающей обстановке.
Такой конструкцией типа ИМ обладают
этико-интуитивный экстратим «Гамлет»
субъектная логика
этико-сенсорный экстратим «Гюго»
этико-интуитивный интротим «Достоевский»
объектная логика
интуитивно-этический интротим «Есенин»
Объектная
логика
(«Драйзер» и «Достоевский»)
Для принятия окружающего пространства этим типам ИМ необходимо чувство безотчетной уверенности в том, что ситуация организована по известным
им
правилам и законам.
В любой ситуации они должны быть субъективно уверены, что
существующий порядок вещей им известен.
Если «Драйзеру» и «Достоевскому» не сообщили о том, какой порядок принят в данном месте, включая знания о том, кто и где должен стоять или сидеть, где должны находиться те или иные вещи, какова последовательность действий, какие документы надо предъявить и т.д., - они будут ощущать смутное беспокойство, испытывая подсознательно желание покинуть
невнятную ситуацию.
Если же покинуть ситуацию по объективным обстоятельствам невозможно, они начинают капризничать или дискредитировать данный порядок, провоцируя свое насильственное изгнание с этой территории. Наиболее спокойно они чувствуют себя в ситуации очевидного, общепринятого порядка вещей, например, в бою или на званом ужине, если принятые правила этикета им известны.
Да здравствует порядок, общий для всех!
Субъектная
логика
(«Гамлет» и «Гюго»)
Для принятия окружающего пространства этим типам ИМ необходимо чувство безотчетной уверенности в том, что в окружающей ситуации им все понятно.
Поскольку 4-я функция внушаема, их ощущение внятности ситуации во многом будет зависеть от того, насколько понятно структуру этой ситуации им объяснят окружающие. Причем человек должен ясно
видеть,
что объясняют именно ему. «Гамлет» и «Гюго» нуждаются в субъективной и постоянной ясности окружающего пространства. Никогда не следует людям с таким типом ИМ обрисовывать окружающую их ситуацию как
хаотическую и недоступную их пониманию.
Это будет действовать как
сигнал тревоги
и человек сделает все, что может для того, чтобы эту ситуацию покинуть. Если же покинуть ситуацию
объективно невозможно,
такие люди входят в состояние предельной тревожности. Они психологически закрываются таким образом, чтобы выйти из ситуации хотя бы символически. Один из вариантов такой защиты - сонливость. Представьте, как действуют на таких людей фразы типа: «Тебе это очень трудно понять!». В ответ раздается: «Что я, по-твоему - дурак?! Тогда выпусти меня отсюда! Останови машину - я выйду».
сойти!
Интуиция
на 4-й функции
Интуиция
-
элемент иррациональный, ориентированный на маловероятные события и субдоминантные потребности. Она отвечает за отбор информации, связанной с целостностью и непротиворечивостью внешней или внутренней ситуации. Такой элемент на 4-й функции содержится у ниже перечисленных типов ИМ.
Такой конструкцией типа ИМ обладают
сенсорно-этический экстратим «Наполеон»
субъектная интуиция
сенсорно-логический экстратим «Жуков»
сенсорно-этический интротим «Дюма»
объектная интуиция
сенсорно-логический интротим «Габен»
Объектная
интуиция
(«Дюма», «Габен»)
У этих типов ИМ главный акцент в восприятии окружающего пространства - целостность внешней ситуации. Неопределенность, неясность, незаконченность ситуации вызывает у людей с объектной «интуицией» на 4-й функции безотчетное беспокойство, положительно воспринимается только такая обстановка, в которой категорически звучит: «Все будет хорошо! Мир прекрасен! Справедливость восторжествует!», порождая необъяснимую уверенность в
гарантированном положительном будущем.
Если ситуация, в которой находятся «Дюма» и «Габен», не имеет ярко выраженного «центра», в качестве которого выступают либо сами «Дюма» и «Габен», либо безусловно признаваемый ими лидер, с ярко выраженной харизмой, либо «точка сборки», т.е. объект, организующий пространство вокруг себя и сразу бросающийся в глаза (например, свободный пьедестал), - это не ситуация. Это хаос. И тогда: «Зачем я здесь нужен, живите в этом сами». Хаос для этих людей - это отсутствие центра ситуации, отсутствие возможности быть в центре, быть центром, хотя
сами они этого не осознают.
Возможность быть центром ситуации или отождествить себя с объективно имеющимся центром является для них главной составляющей «хорошего места». Только в этом случае чувство спокойствия по поводу обстановки, в которой они находятся, порождает переживание: «Я на правильном месте, в правильном времени, среди правильных людей».
Я в центре тусовки! Скала, средь бушующих волн! И если сегодня Не ПУП я вселенной, То завтра - уж точненько ОН!
Если ситуацию, воспринимаемую ими как хаос, объективно невозможно покинуть, то «Дюма» и «Габен» интуитивно забиваются в угол, превращаются в пассивных наблюдателей, обвиняя всех и вся в своей печальной участи, ведь внятно объяснить, почему это место плохое, не может ни один тип ИМ.
Куда меня попали?!
Субъектная
интуиция
(«Наполеон», «Жуков»)
Такой элемент прежде всего обеспечивает восприятие окружающей обстановки с точки зрения возможности или невозможности непротиворечивого сочетания внутренних принципов и идей с содержанием внешней ситуации. Возникает неподдающееся внятному рациональному объяснению разделение внешних ситуаций на:
мой мир
-
не мой мир.
Мой мир
-
это мир, в котором мои идеи и принципы признаются безоговорочно, без всяких объяснений. Если обстановка не раздражает, не провоцирует внутренних противоречий, «не рвет душу на части», - это
мой мир.
В противном случае - это
ваш мир,
и мне («Наполеону», «Жукову») - в нем делать нечего. Врываясь в чужую ситуацию, такие люди ведут себя, образно говоря, как слон в посудной лавке, будучи полностью уверены в правоте и справедливости своего поведения. Это ведь «их мир» и в нем все
«свои»,
а «свои» - это те, кто
«мои»
единомышленники, кто принимает меня «со всеми моими потрохами».
Какой прекрасный пень! Какой прекрасный я! И песенка моя!
В случае объективной невозможности покинуть «чужой мир» раздается брюзгливое ворчание: «Ох, как вы заблуждаетесь! И это ваша справедливость?» и т.п. Параллельно идет внутренний процесс бессознательной смены принципов и идеалов, который должен привести к принятию данной ситуации и своего места в ней. Естественно, это должен быть незамеченный никем процесс, в противном случае -«Нет в вашем мире места для такого принципиального борца, как я!».
Прощай, ничтожество!
Суггестивный характер содержания 4-й функции и в этом случае не дает человеку возможности самому осознать причины смутного беспокойства, ставя его в зависимость от мнения окружающих. Ища общество единомышленников, признающих их право на идейное лидерство, «Наполеоны» и «Жуковы» не в состоянии вынести на «свои знамена» конкретные идеи и принципы, ограничиваясь абстрактными призывами к: борьбе за правду, борьбе за справедливость, за чистоту идей и т.п. Безусловно одно - и правда, и справедливость, и чистота идей - должны точно
соответствовать их и только их интуитивному ощущению конкретного содержания этих понятий.
Так, содержание 1-й функции (в данном случае борьба, борец) маскирует бессознательное беспокойство, рожденное отрицательным содержанием 4-й функции.
Краткий комментарий
Как видим, содержание 4-й функции типа ИМ в режиме установочного поведения обеспечивает
избирательную зависимость человека от помощи других людей.
При наличии осознавания, мы можем вспомнить, в какой именно сфере помощь других людей нам
необходима.
Так же, как в случае с 3-й функцией нам
необходима положительная оценка
других, в случае со 2-й функцией -
необходим внешний спрос на нашу «продукцию»,
как в случае с 1-й функцией - нам
необходимо отсутствие сомнений у окружающих нас людей по поводу нашего принципа самоутверждения.
Так, анализ содержания и специфики каждой функции ИМ показывает нам, что тип ИМ на уровне установочного поведения формирует
избирательную взаимозависимость
людей друг от друга.
Часть 2. СТРУКТУРА ИНТЕРТИПНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Образы Я, образы Другого
Что такое отношения - вот вопрос? И когда они возможны - вопрос не менее важный. Предположим, я собираюсь вступить в отношения с кем-либо. Наши отношения будут возможны только тогда, когда есть
Я
как субъект отношений, и есть
Другой
как объект моих отношений.
В соответствии с распространенной иллюзией предполагается, что
Я
есть некто, хорошо мне известный.
Другой
-
для меня, по всем понятиям, загадка. Поэтому мои с ним отношения нужно подготовить, их нужно обдумать.
Как только я начинаю думать о моих отношениях, я перемещаюсь в позицию, позволяющую взглянуть на отношения со стороны, т.е. в позицию
Наблюдателя.
Но
Наблюдатель
может выполнить свои функции только в том случае, если будет опираться на какую-нибудь систему знаний об отношениях. Что фиксирует это знание? Оно фиксирует мнения других, возможно, более опытных наблюдателей. С точки зрения знания, а значит, и моего
Наблюдателя,
и субъект и объект отношений находятся в одинаковом положении: они оба -
Другие,
т.е.
не Наблюдатели.
Кто же они для Наблюдателя? Субъект отношений для
Наблюдателя
суть
образ его самого
вступающего в отношения
с другим
(образ меня для меня). Объект отношений -
образ другого,
вступающего в отношения со мной
(образ другого для меня).
Таким образом, находясь в позиции
Наблюдателя,
т.е., возможно, еще не вступив, а только имея намерение вступить в отношения, человек априори опирается на знания, полученные от внешних источников, для которых его отношения есть отношения
Другого с Другим.
Перемещаясь же из позиции
Наблюдателя
в позицию
участника
отношений, человек входит в роль
«Я, вступающий в отношения с Другим».
И в этой позиции начинает собирать информацию про
Другого.
Себя самого как
Другого
(образ меня для другого) человек почти никогда не осознает. Его интересует информация не о себе, а о других людях, об устройстве мира - информация нужная для того, чтобы иметь возможность управлять отношениями к себе, чтобы оптимизировать свое поведение.
Что же включает
образ меня, вступающего в отношения?
Это совокупность проекций, определяющих некоторые характеристики человека. Своего рода зеркала, отражающие человека:
-
как он видит себя самого как
Наблюдателя]
-
как его видят близкие люди, т.е.
референтная (значимая)
группа;
-
как он представляет себя
с идеальной точки зрения
(учение, религия, идеалы и т.п.).
Следовательно, представление человека о самом себе складывается из проекций внешних
Наблюдателей.
Через это представление человек себя и оценивает, отмечает успехи, промахи, достижения, печали - это и есть «собственная точка зрения», т.е. с точки зрения
Наблюдателей.
От имени этого представления, этого
образа, созданного
на основе информации, полученной извне,
человек и вступает в социальные отношения, которые реализуются в установочном поведении, задаваемом типом ИМ.
При установочном поведении человек, как уникальный субъект во всей своей полноте, в отношениях не участвует. Нет в таких отношениях и
Другого,
понимаемого как субъект: вместо него присутствует некий
образ Другого,
который к тому же не совпадает с образом, сформированным
Другим для себя.
Получается, что
образ
меня для меня
вступает в отношения с
образом Другого для меня.
Следовательно, при вступлении в так называемые отношения образ
меня, как Я себя представляю,
обращается к образу
другого, как Я его представляю.
В свою очередь, образ
другого, как Он себя представляет,
обращается к образу
меня, как Он
меня представляет.
В результате каждый говорит сам с собой.
Перемещаясь в позицию
Наблюдателя
и полагая, что отслеживает свои отношения, человек сам себя
отношений, как непосредственного реагирования людей друг на друга, лишает.
Даже применяя предельный объем знаний, доступный
Наблюдателю,
он контролирует отношения между образами, а не между живыми людьми.
Лишенные диалогических, субъектных отношений, в связи с постоянным ростом социального контроля и самоконтроля эмоциональных проявлений, а значит, связанного с ними эмоционального контакта, люди воспринимают себя как одиночек в толпе, что приводит к массовой невротизации. Об этой проблеме известно давно, но люди в массе своей не связывают причины невротизации с самой природой социальных взаимодействий.
При этом закономерно развивается страх перед вступлением в отношения вообще. Потому что отношения между образами не обеспечивают эмоционального контакта и реальных переживаний, зато могут способствовать разрушению установившихся проекций и представлений о себе и других людях.
И что делать?
Существует ли выход из сложившейся ситуации? Можно предположить, что таких выходов два:
-
первый связан с переходом к субъектным отношениям с другими людьми, т.е. без навязывания им своего описания себя;
-
второй
-
с расширением описания самого себя, т.е. изменения отношений «с самим собой».
Перехода к субъектным отношениям с другими людьми человек боится. Он боится, что его не поймут, обидят, унизят и т.п. Ему удается перешагнуть этот страх лишь тогда, когда на пути встает Любовь. Когда мы говорим о Любви, мы говорим именно о субъектных отношениях - отношениях в условиях
полного снятия дистанции.
Тогда двое становятся одним, а один - двумя, потому что вместе они составляют (с эмоциональной и психологической точек зрения) единое целое. В условиях снятия дистанции в отношениях человек удовлетворяет одну из своих базальных потребностей -
потребность в эмоциональном контакте;
познает другого непосредственно
через переживание,
отбрасывая типологические и другие проекции; познает самого себя,
отражаясь в другом.
Так, переход к субъектным отношениям с
Другим
открывает возможности перехода к субъектным отношениям с собой.
Нельзя сказать, что указанный здесь выход не известен человечеству. Безусловно, известен. Но число людей, способных к таким отношениям с окружающими, а в пределе - со всем миром, всегда было очень малым. Большинство же людей, даже если им удается встретить Любовь, распространяют ее законы только на отношения с одним человеком. Распространить такие отношения на
весь объем социальных взаимодействий
человек, как правило, не решается. Более
|