абстрактные
ощущения. Конкретное ощущение занято, главным образом, передачей перцептивной формы объекта и в этой связи никогда не проявляет себя в «чистом» виде, будучи смешано с представлениями, чувствами и мыслями. Напротив, абстрактное ощущение совершенно отделено от проявления других функций и представляет собой весьма дифференцированный способ восприятия, передающий некоторую эстетическую установку. Конкретное ощущение есть, безусловно, явление реактивное (
пассивное),
в отличие от абстрактного ощущения, которое, как
и
всякая иная абстракция, не может состояться без акта воли, что и придает ему
активный характер.
К. Юнг указывает, что ощущение относится к элементарным, архаическим феноменам психики. Функции мышления и чувства развиваются в качестве самостоятельных функций из ощущения как онтогенетически, так и филогенетически. С другой стороны, указанные функции развиваются также и из интуиции, которая закономерно противоположна восприятиям, доставляемым ощущением. «Ощущение и интуиция - пишет К. Юнг, - представляются мне парой противоположностей или двумя функциями, взаимно компенсирующими одна другую, подобно мышлению и чувству» [«Психологические типы», п. 778].
Юнг, рассматривая ощущение как элементарный феномен, определяет его как нечто безусловно данное, не подчиненное рациональным законам мышления и чувства. В связи с этим ощущение определяется им как
иррациональная
функция. Возможность осознавания и рационализации сигналов, полученных от ощущения, не отменяет этого вывода, поскольку сам процесс возникновения ощущения всегда предшествует его сознательной оценке.
Человек, чья общая установка ориентируется ощущением, принадлежит к
ощущающему (сенситивному) типу,
соответственно,
экстравертному
или
интровертному
.
***
Подведем некоторые итоги.
Для наших дальнейших рассуждений важно, что, рассматривая человеческую психику, К. Юнг выделяет в ней
внутреннюю установку
(анима)
и
внешнюю установку
(персона).
Причем обе эти установки, будучи по-разному, но все-таки проявленными в психике одного и того же человека, оказывают непосредственное влияние на его поведение, так что становится возможным говорить о «внутреннем человеке» и «внешнем человеке».
Психические функции К. Юнг разделяет, как уже было показано, на
рациональные
и
иррациональные.
К первым он относит
мышление
и
чувство,
а ко вторым -
интуицию
и
ощущение.
При этом Юнг отмечает, что в каждой выделенной паре соответствующие функции противоположны друг другу по своей сущности настолько, что одна из них, будучи, предположим, первичной и высокоразвитой, не может иметь вторую функцию ни равнопоставленной, ни даже подчиненной, так как для этого необходима
иная,
но не
противоположная
по сущности функция. «Согласно опыту, - говорит К. Юнг, - вторичная функция всегда такая, сущность которой является иной, но не противоположной по отношению к главной функции; так, например, мышление в качестве главной функции легко может сочетаться с интуицией в качестве вторичной функции или столь же успешно с ощущением, но как уже сказано, никогда не с чувством» [«Психологические типы», пп. 667, 668].
Таким образом, внутри выделенных пар мышление оказывается противоположным чувству, а интуиция - ощущению. Однако психологические функции взаимодействуют и дополняют друг друга так, что рациональное компенсируется иррациональным, и наоборот.
Важно, что к такой же группировке, хотя и по другим основаниям, приходит П. В. Симонов. Но об этом более подробно мы поговорим в следующем разделе.
Юнг распространяет принцип компенсации на психику в целом, понимая его как функциональное уравновешивание, как саморегулирование психического аппарата. В отличие от Адлера, сводящего понятие компенсации исключительно к уравновешиванию чувства неполноценности.
Таким образом, в соответствии с
принципом компенсации,
в здоровой человеческой психике рациональные психологические функции компенсируются иррациональными, внешние установки -внутренними установками, активное - пассивным, сознательное -бессознательным и т.п. Причем, как указывает К. Юнг, чем дифференцированнее и более односторонне развита одна из функций, тем активнее включается механизм психологической компенсации по другим функциям (функциональное уравновешивание).
Анализируя психологические функции, К. Юнг последовательно выделяет в их деятельности
абстрактную
и
конкретную
установку, а также
активную
и
пассивную
установку. При этом дихотомия «активная установка - пассивная установка» имеет более общий характер, а дихотомия «абстрактная установка - конкретная установка» - характер уточняющий и непосредственно связана с категориями экстраверсии и интроверсии. Юнг, в частности, пишет: «...я представляю себе процесс абстракции наглядно, как отвлечение либидо от объекта, как утекание ценности от объекта в субъективное абстрактное содержание. Для меня поэтому абстракция сводится к энергетическому обесцениванию объекта. Другими словами, абстракция есть интровертирующее движение либидо». И далее: «Я называю установку абстрагирующей тогда, когда она, с одной стороны, имеет интровертный характер, а с другой - ассимилирует часть объекта, воспринятую в качестве существенной, абстрактными содержаниями, имеющимися в распоряжении субъекта» [«Психологические типы», пп. 679, 680].
Психологические функции в теории К. Юнга, по сути, выступают основными каналами поступления разнообразной информации как объективного, так и субъективного характера. Они взаимодополняют друг друга и взаимодействуют таким образом, чтобы обеспечить психике целостное восприятие. Вместе с тем восприятие поступившей информации и процесс принятия общей психологической установки существенно различаются в зависимости от того, какая из психологических функций привычно доминирует над остальными, являясь наиболее развитой и дифференцированной.
С учетом
экстравертной
и
интровертной
установок, К.
Юнг выделяет
восемь видов психологических функций:
-
экстравертное мышление;
-
интровертное мышление;
-
экстравертное чувство;
-
интровертное чувство;
-
экстравертная интуиция;
-
интровертная интуиция;
-
экстравертное ощущение;
-
интровертное ощущение.
Привычное доминирование одного из видов и приводит к формированию соответствующего психологического типа, общее число которых также равняется восьми. Их подробное описание составляет, однако, отдельный предмет исследования, в связи с чем заинтересованному читателю стоит обратиться непосредственно к трудам К. Юнга. Но следует отметить, что, давая подробное описание каждого из восьми психологических типов, К. Юнг, к сожалению, не исследовал особенности их взаимодействия друг с другом. Это обстоятельство существенно ограничивает применение теории психотипов К. Юнга в решении практических задач, связанных с прогнозированием и осознанным регулированием межличностных отношений.
О роли мозговых структур в инициировании поведения человека (из концепции П. В. Симонова)
Как уже было отмечено, Карл Юнг создал классификацию психологических типов человека, исходя из постулата, что
психические феномены обладают своим собственным бытием, хотя и связаны с физиологическими и нейрофизиологическими процессами человека.
Последние Юнг не исследовал, будучи прежде всего психологом-аналитиком, а не нейрофизиологом.
С другой стороны, он изучал психологические характеристики, не рассматривая поведение человека как таковое.
Поведенческие реакции как непосредственное проявление личности в ее взаимодействии с миром и другими людьми рассматриваются Юнгом лишь
как потенция.
Обратимся к определению психотипа. К. Юнг определяет его как «характерный образец единой общей установки, встречающейся во многих индивидуальных формах» [«Психологические типы», п. 810]. И далее: «Поскольку такая установка привычна и тем накладывает определенный отпечаток на характер индивида, - я говорю о психологическом типе». Но возникает вопрос: что есть установка по Юнгу? Ответ содержится в п. 814 той же книги: «Установка есть для нас готовность психики действовать или реагировать в известном направлении».
Но готовность к действию - не есть само действие! Между ними должен находиться (и как мы далее увидим, находится) некоторый «пусковой механизм», позволяющий или, наоборот, запрещающий психике проявить себя
через поведение
в соответствии с избранной установкой. Иными словами, мышление, чувство, ощущение и интуиция, как их понимает К. Юнг, служат каналами сбора внешних и внутренних сигналов (информации), приводящих психику к определенной установке.
Чем же эта информация анализируется? Очевидно, сознанием человека. А раз это так, то сознание, в свою очередь, должно опираться на нейрофизиологические структуры головного мозга, обусловливающие процесс мышления в формах, присущих данному индивиду, независимо от того, осознает это сам индивид или нет. Ибо человеческий мозг функционирует беспрерывно, беспрерывно же анализируя поступающие в него сигналы от различных психологических функций. Методологической основой такого подхода имеет смысл использовать идею А. Р. Лурии. Она заключается в следующем: прежде чем ответить на вопрос о том, каковы мозговые основы того или иного психического процесса, необходимо тщательно изучить строение этого психологического процесса, его мозговую организацию и выделить в
нем звенья, которые в той или иной степени могут быть отнесены к определенным системам мозга.
Пояснение нейрофизиологических процессов
Анализ психологических процессов, приводящих психику к определенной установке, в полной мере был проведен К. Юнгом. Пояснение же нейрофизиологических процессов, участвующих в инициировании поведения человека, т.е. в реализации избранной психологической установки, могут дать исследования другого известного ученого П. В. Симонова, изложенные им в монографии «Мотивированный мозг» (М.: «Наука», 1981).
Основной вывод П. В. Симонова состоит в следующем: «Экспериментальный и теоретический анализ генеза эмоциональных реакций человека и высших животных привел нас к выводу о решающем значении двух факторов, детерминирующих любое поведение. Имеется в виду наличие актуализированных потребностей и возможность их удовлетворения благодаря взаимодействию с внешней средой. Значимость стимулов, поступающих из внешней среды, зависит от отношений к потребностям, имеющимся у организма, причем все стимулы можно разделить на две основные категории: на стимулы с высокой вероятностью их подкрепления факторами, непосредственно удовлетворяющими ту или иную потребность, и на стимулы с низкой вероятностью подкрепления».
В связи с этим Симонов выделяет в качестве нейрофизиологической основы инициации человеческого поведения четыре мозговые структуры:
неокортекс, гиппокамп, гипоталамус
и
миндалину.
Функции мозговых структур
Неокортекс.
Строит вероятностный прогноз, осуществляет приурочивание двигательных реакций к пространственной организации внешнего мира. Он же способен производить селекцию высокозначимых сигналов, отсеивая второстепенные, для целей доминирующей мотивации.
Гиппокамп.
При его участии события, происходящие в окружающей среде, фиксируются во времени и пространстве. Гиппокамп играет важную роль в творческой деятельности мозга, в порождении гипотез. Имеется основание предполагать непосредственное участие гиппокампа в генезисе «психических мутаций» непредсказуемых (но не случайных), в комбинировании следов хранящихся в памяти впечатлений. В бодрствующем состоянии этот механизм участвует в процессе творчества на стадии интуитивных догадок, гипотез, предположений.
Гипоталамус.
В нем обнаружены структуры, связанные с актуализацией потребностей и возникновением эмоций, гипоталамус участвует в самых ранних организационных стадиях поведения и на более поздних этапах, где окончательно реализуется внешне проявленный ответ. Гипоталамусу принадлежит важнейшая роль в инициировании поведения.
Миндалина.
Ее функции в большей мере зависят от факторов внешней среды и наличия ситуации удовлетворения потребностей. Миндалина оказывается необходимой для перестройки поведения в соответствии с изменившимися условиями. Миндалина участвует в выборе поведения посредством «взвешивания» конкурирующих эмоций, порожденных конкурирующими потребностями.
Сопоставив описания, данные П. В. Симоновым, с определением содержательного аспекта психологических функций в теории К. Юнга, мы получаем следующую функциональную специализацию указанных мозговых структур.
Неокортекс
- анализ сигналов, поступающих от ощущений, оценка их значимости посредством
формирования представлений
и/или вынесение суждений через
ассоциативное мышление.
Гиппокамп
- анализ сигналов, поступающих от интуиции, оценка их значимости посредством
интеллектуальной интуиции.
Гипоталамус
- анализ сигналов, поступающих от чувства, оценка их значимости посредством
мышления, управляемого чувством.
Миндалина
- анализ сигналов, поступающих от мышления,
интеллектуальная
оценка их значимости.
Таким образом, выделенные Симоновым четыре мозговые структуры формируют, по сути,
оперативно-логическую часть мышления в различных формах его проявления.
Оперативное же мышление, в свою очередь, сосредоточено на обслуживании потребностей человека. Особенности этого процесса, имеющего непосредственное отношение к психологической установке и поведению человека, видны, в частности, из рис. 6, отражающего существенные для нас результаты исследований П. В. Симонова.
Рис. 6. Взаимодействие мозговых структур при анализе информации
Как видно из рис. 6, неокортекс и гиппокамп образуют
информационную систему.
Они анализируют сигналы, поступающие от ощущения и интуиции, т.е. психологических функций, определенных К. Юнгом как
иррациональные.
Информационная система внутренне сбалансирована в соответствии с принципом компенсации:
неокортекс ориентирован на высоковероятные события,
а
гиппокамп - на маловероятные.
Ощущения и интуиция, будучи иррациональными функциями, тем не менее противоположны по своей сущности и взаимно компенсируют друг друга, не вступая поэтому в непосредственную связь. При этом
неокортекс ориентирован на прогнозирование возможностей удовлетворения доминирующих потребностей,
а
гиппокамп
-
субддминантных потребностей.
Гипоталамус и миндалина образуют так называемую
мотивационную систему
, анализируя сигналы, поступающие от чувства и мышления, т.е. психологических функций, определенных К. Юнгом как
рациональные.
И здесь система сбалансирована в соответствии с принципом компенсации: гипоталамус ориентирован на высоковероятные события и доминирующие потребности, а миндалина, соответственно, на маловероятные события и субдоминантные потребности. Чувство и мышление являются взаимокомпенсирующими функциями противоположной сущности.
Очевидно, что и весь аналитическо-оценочный механизм, основанный на деятельности четырех мозговых структур, является сбалансированным. Рациональное в нем дополняется иррациональным, информационная система - мотивационной системой, высоковероятные события - маловероятными, а доминирующие потребности - субдоминантными. Более того, подсистема доминирующих потребностей включает один «информационный» (неокортекс) и один «мотивационный» (гипоталамус) элементы. Равно как подсистема субдоминантных потребностей включает гиппокамп как «информационный» элемент и миндалину как «мотивационный».
Очевидно также, что описанный П. В. Симоновым нейрофизиологический механизм четырех мозговых структур,
полностью принадлежит мышлению,
понимаемому как одна из психологических функций. И в то же время он не тождественен мышлению, охватывая лишь его оперативно-логическую часть, что, однако, оказывается необходимым и достаточным для аналитической обработки сигналов, поступающих от всех четырех психологических функций.
Ясна и
направленность функционирования данного механизма: инициация поведения в связи с удовлетворением актуализированных потребностей человека на основании характера и содержания его общей психологической установки.
Данный нейрофизиологический механизм учитывает и такую важнейшую категорию психики, как экстра/интроверсию. Ибо функции
мозговых структур по прогнозированию высоковероятных и маловероятных событий, по отбору доминирующих и субдоминантных потребностей проявляются как в объективном мире, так и в субъективной реальности.
Иными словами, прогнозирование высоковероятных событий, происходящих в объективном мире, проявляется в поведении как экстравертное ощущение, а прогнозирование высоковероятных событий субъективного мира - как интровертное ощущение. Отбор доминирующих потребностей объективного мира проявляется как экстравертное чувствование, а отбор доминирующих потребностей субъективного мира - как интровертное чувствование.
Подобным образом происходит двоякое проявление каждой из мозговых структур.
Сопоставление результатов исследований К. Юнга и П. В. Симонова
Таким образом, сопоставление результатов исследований К. Юнга и П. В. Симонова дает основание для следующих выводов:
-
психотип, согласно теории Юнга, формирует общую психологическую установку личности, но не инициирует ее поведение непосредственно;
-
инициация поведения как такового опосредуется аналитическо-оценочным механизмом четырех мозговых структур, сопоставляющим содержание общей установки с возможностью удовлетворения актуализированных потребностей;
-
данный механизм полностью принадлежит оперативно-логической части мышления и обеспечивается соответствующими его формами;
-
имея нейрофизиологическую основу, данный механизм, однажды сформировавшись в организме человека, не может быть изменен в течение жизни;
-
механизм четырех мозговых структур занят переработкой сигналов (информации), поступающих от четырех психологических функций, в формах, типичных для данного индивида, в связи с чем к нему может быть применен термин, предложенный А. Кемпински, -
тип информационного метаболизма.
Несколько слов в заключение данного раздела.
Обнаружение связи между типом информационного метаболизма и структурами головного мозга на некоторых людей действуют совершенно угнетающе, вызывая обостренное чувство обреченной зависимости. И можно сказать в таких случаях: «Да, мы все обречены. Мы родились тогда, когда мы родились, мы живем там, где мы живем, у нас такая форма тела, а не другая, и в том числе у нас такая особенность нейропсихических механизмов». Но данность не есть обреченность. Данность становится обреченностью, когда мы о ней ничего не знаем и не хотим знать. Тогда это инфернально.
При более пристальном рассмотрении обнаруживается, что биологическая и психическая данность есть наиболее близкие нам характеристики, отображающие нашу неповторимость, индивидуальность. Эти характеристики гораздо ближе нам, чем одежда. Но об одежде человек привык заботиться. А о том, чтобы изучить самого себя, не заботится совершенно. Знание основ психологии поведения необходимо прежде всего каждому для себя. Но большинство людей убеждено, что оно им нужно только для того, чтобы строить отношения с другими. В связи с этим полезно вспомнить, что
потребности бывают для себя, а бывают и для других.
Как пишет П. В. Симонов, бывает невроз тревоги, а бывает невроз страха. Когда потребности для себя постоянно не удовлетворяются, человек постоянно тревожен. Когда потребности для других не удовлетворяются, человек постоянно в страхе. Потребности также бывают с доминированием сохранения, а бывают с доминированием развития. Таким образом, знание о себе прямо связано с удовлетворением своих же потребностей и, следовательно, данность инфернальна до того момента, пока мы ее не знаем, пока мы не научились ею пользоваться. Познав ее можно, в частности, превратить данный от природы тип информационного метаболизма в надежный инструмент строительства своей жизни.
Основы типологии информационного метаболизма
Определение типа информационного метаболизма и его структурных элементов
Дадим определение типа информационного метаболизма.
Тип информационного метаболизма есть оценочный механизм мышления, опирающийся на четыре структуры головного мозга человека (неокортекс, гиппокамп, гипоталамус и миндалину) и опосредующий общую психологическую установку и установочное поведение как таковое.
Иными словами,
тип информационного метаболизма
(будем в
дальнейшем называть его сокращенно -
тип ИМ) является «пусковым механизмом» инициации человеческого поведения.
Таковым тип ИМ и представлен в трудах А. Аугустинавичюте -основоположника новой отрасли в психологии, которая была названа ею «соционика». Несмотря на то что автор соционики не провела строгого разделения между типом ИМ и психотипом Юнга. Это вполне объяснимо, если помнить, что А. Аугустинавичюте была сосредоточена на разработке теории интертипных отношений, а результаты исследований П. В. Симонова были ей неизвестны.
Вместе с тем, отдавая должное гениальным догадкам автора соционики и ее недюжинной трудоспособности, позволившей обработать массу разрозненного эмпирического и теоретического материала, нельзя не отметить, что отсутствие указанного разделения породило изрядную понятийную путаницу и не способствовало авторитету соционики как науки.
Так, тип ИМ, с легкой руки последователей А. Аугустинавичюте, стал интерпретироваться как тип личности*,
(
*
Под «личностью» здесь понимается совокупность отношений человека с
миром, осуществляемых на базе сознания (включая бессознательное, подсознательное, сверхсознательное).
и более того, как тип человека. Однако тип ИМ уже по своей функциональной предназначенности не может описать личность человека в целом. Представляется очевидным, что для сколько-нибудь серьезного изучения личности необходимо знать историю жизни человека, его социально-психологический мир и многое, многое другое... Для приблизительного же обозначения типа личности с гораздо меньшей погрешностью могут быть использованы описания, полученные, например, на базе психотипа Юнга, либо системы дихотомических признаков Г. Рейнина.
Где ты ныне? Какие топчешь ты цветы Необычайной красоты Во имя собственной гордыни!
В предыдущих разделах было показано, что с помощью четырех мозговых структур головного мозга тип ИМ анализирует сигналы, поступающие от психических функций. Деятельность каждой из мозговых структур формирует один из элементов типа ИМ. Их общее число равно, таким образом, четырем. В связи с общей запутанностью терминологии обозначим эти четыре элемента типа ИМ на языке, принятом среди пользователей соционики. (В перспективе еще предстоит провести работу по созданию более точной терминологии.)
За элементами типа ИМ закрепим следующие названия:
логика, интуиция, сенсорика
и
этика.
Нужно сказать, что термин
этика
самый произвольный из всех терминов, использованных А. Аугустинавичюте. Из личного общения с ней удалось выяснить, что таким образом она обозначила элемент, определяющий
характер отношений человека с людьми и с самим собой.
***
Введем контекст содержания терминов в рамках типологии информационного метаболизма.
Логика
в наибольшей мере соответствует понятию
интеллекта
у К. Юнга или, иными словами,
направленному мышлению.
Она отвечает за обработку и оценку информации, связанной с организацией пространства внешнего мира, основанной на знании ситуации и свойств объектов (объектная
логика)
или понимании их внутреннего содержания (субъектная
логика).
Обслуживается миндалиной, ориентирована на маловероятные события и субдоминантные потребности.
Этика
соответствует у К. Юнга понятию
мышления, управляемого чувством,
т.е. мышления, не следующего своему собственному логическому принципу, а подчиняющегося принципу чувства.
Этика
отвечает за обработку информации об отношении к человеку других людей, окружающих его в данной ситуации (объектная
этика),
или о его собственном отношении к этим людям (субъектная
этика).
Как известно, человек для человека является сверхраздражителем, ибо именно по содержанию отношений с людьми человек определяет свою социальную ценность.
Этика
обслуживается гипоталамусом, ориентирована на высоковероятные события и доминирующие потребности.
Интуиция
соответствует
пассивному, не направленному мышлению
у К. Юнга, которое он называет
интеллектуальной интуицией.
Интуиция отвечает за переработку информации о ситуациях непредсказуемых и случайных, участвует в порождении догадок и гипотез, в анализе целостности и непротиворечивости внешних ситуаций (объектная
интуиция)
или внутреннего состояния (субъектная
интуиция).
Обслуживается гиппокампом, ориентирована на маловероятные события и субдоминантные потребности.
Сенсорика
отвечает за переработку информации, поступающей от сенсорной сферы, включая зрение, обоняние, слух, тактильные ощущения и т.п., с целью восприятия силы, внешней формы, потенциальной энергии объектов и способности манипулировать ими (объектная
сенсорика)
либо с целью анализа внутренних сенсорных ощущений, оценки уровня комфортности ситуации и состояния здоровья (субъектная
сенсорика).
У К. Юнга наиболее соответствует такой форме
мышления как формирование представлений,
а при наличии акта суждения (т.е. связывании представлений с помощью понятий) -
ассоциативному мышлению.
Обслуживается неокортексом, ориентирована на высоковероятные события и доминирующие потребности.
В результате данного анализа становится очевидным, что при нашем подходе
элементы информационного метаболизма
относятся к
психологической функции мышления, как ее описывает К. Юнг.
Таким образом, будучи не в состоянии описать личность человека в целом, тип ИМ достаточно точно описывает обслуживаемую мышлением
рационально-логическую часть
взаимодействия человека с другими людьми и миром в целом, при общей функциональной направленности на продуцирование установочного поведения. Это своего рода «светофор» для психологической установки, разрешающий или запрещающий ее реализацию
в зависимости от результатов оценки себя и ситуации.
В
связи с этим можно предположить, что чем чаще человек оказывается в ситуациях, когда его тип ИМ «зажигает красный свет» для психологической установки, тем выше риск его (человека) невротизации.
С другой стороны,
тип ИМ можно рассматривать как базовый уровень сознания, необходимый человеку для структурирования и формирования его поведенческих реакций уже с раннего детского возраста.
Структурная организация типа ИМ
Как уже отмечалось, являясь
механизмом, ответственным за инициацию поведения,
тип ИМ взаимодействует со всеми четырьмя психологическими функциями и поэтому обязательно включает все четыре названных выше элемента.
С другой стороны, являясь
механизмом оценки,
тип ИМ с неизбежностью должен учитывать дифференциацию сигналов (информации) по тем же дихотомическим критериям, что и психологический тип, а именно: внешняя установка - внутренняя установка; активная установка - пассивная установка; иррациональная информация - рациональная информация; абстрагирование - конкретизация.
В противном случае, часть информации, доставляемой психологическими функциями соответствующим структурам головного мозга, останется не проанализированной, а стало быть, психологическая установка останется неосознанной или искаженно интерпретированной.
Рассмотрим подробнее, что означает каждый из критериев с позиции инициации поведения.
Внешняя установка
содержит информацию об окружающем мире, о ситуациях, которые человек субъективно считает внешними по отношению к себе самому. Следовательно, тип ИМ оценивает внешний мир в соответствии с тем, как он воспринимается человеком в данный момент. Форма и содержание такой оценки в разных типах ИМ разные, но суть остается неизменной: способствует ли внешняя ситуация удовлетворению актуализированных потребностей или нет. Поведение человека всегда, в каждый момент времени, обусловлено вполне определенной целью, определенным мотивом, а значит, всегда связано с удовлетворением потребностей. Тот факт, что сами потребности как таковые человеком не осознаются, ничего в работе психических механизмов не меняет.
Внутренняя установка,
соответственно, содержит информацию о том, как человек воспринимает самого себя, иными словами: может ли человек чувствовать себя в сложившейся ситуации уверенно и как при этом он выглядит в собственных глазах и глазах окружающих.
Очевидно, что инициация поведения без оценки внешней и внутренней установки невозможна. В этой связи, для конструкции типа ИМ, рассмотренные дихотомические критерии приобретают первичный, универсальный характер.
Активная и пассивная установка.
Если соотношение внешних и внутренних факторов субъективно оценивается человеком как способствующее реализации актуальных потребностей, в поведении преобладает активная установка - человек действует. Если обе группы факторов оцениваются как негативные, человек занимает пассивно-оборонительную или выжидательную позиции.
Негативная оценка внешней ситуации при положительной самооценке
чаще всего приводит к реакциям, которые могут быть охарактеризованы как активная адаптация.
Позитивная оценка внешней ситуации при негативной оценке внутренней ситуации
в поведении выражается как пассивное приспособление. Таким образом, активная и пассивная установка легко сменяют одна другую в зависимости от изменения оценки окружающей среды и самооценки. В любой ситуации человек нуждается в потреблении некоторых ресурсов, в том числе информационных, а с другой стороны - производит определенные действия или информацию, которые служат ресурсами потребления для других людей. В этом аспекте активная и пассивная установки сосуществуют вроде бы одновременно, где
пассивность
выражается в процессах «потребления извне», а
активность
-
в процессах «производства вовне».
Следовательно, критерии «активная установка - пассивная установка» для конструкции типа ИМ также являются определяющими, первичными, имеющими универсальное значение.
Рассмотрим дихотомическую пару
рациональная информация - иррациональная информация.
Как уже отмечалось, рациональная информация доставляется двумя психологическими функциями - мышлением и чувством; иррациональная информация - ощущением и интуицией. Поскольку ни одна из четырех функций не может быть вполне выражена через другие, постольку все виды информации должны учитываться типом ИМ. Разумеется, оценка ситуации и себя самого, основанная на рациональной или иррациональная информации, выглядит по-разному. Но это не меняет сути происходящего процесса, хотя и придает ему особую психологическую окраску. Следовательно, третья пара дихотомических критериев в структуре типа ИМ носит уточняющий характер.
Критерии
абстрагирование
-
конкретизация,
непосредственно связанные с понятием экстра/интроверсии, уточняют содержание анализа применительно к конкретному типу ИМ, но не отменяют изначальной необходимости оценки внешней и внутренней ситуации, а также выбора активных или пассивных форм поведенческих реакций. Иными словами, эта пара дихотомических критериев в структуре типа ИМ не является первичной, универсальной, а носит уточняющий характер.
Вместе с тем обе пары уточняющих критериев, как мы увидим далее, накладывают существенные ограничения в
распределении отдельных элементов по функциям типа ИМ.
Аспекты структуры типа ИМ (функции)
Итак, рассмотрим формы, которые принимает установка поведения в разных типах ИМ:
|