Годэн Жан "Новый гипноз. Глоссарий, принципы и метод"

Способность по собственному желанию зрительно представлять себе некую ситуацию, воспоминание* или замысел - это визуализация в широком смысле слова. Визуализация может быть более или менее интенсивной - в зависимости от числа задействованных каналов коммуникации*, от времени, которым располагает пациент, и от его готовности погрузиться* в воображаемое.

Некоторые врачи, вслед за Саймонтоном (Simonton & coll., 1978), используют визуализа­цию вне всякой связи с гипнозом, для достижения нужных физиологических изменений и повышения защитных сил, например при раке (Job, 1988).

В рамках взаимодействия двух личностей, когда один из них направляет другого, право­мерно говорить о гипнозе. В спортивной практике визуализация используется для улучшения результатов (Missouri & Lhabouz,1990).

volontaire, non volontaire,

involontaire.

произвольное, невольное, непроизвольное

En.: Volontary/ non volontary

Непроизвольной называют активность, которая не может контролироваться волей, как, например, деятельность вегетативной нервной системы или физиологические функции.

Невольными называют действия, которые могут контролироваться волей, но в данный момент, по-видимому, ею не контролируются.

Эриксон не делает различия в употреблении слов «невольное» и «непроизвольное».

Гипнотическое поведение, по нашему мнению и по определению, является невольным, или непроизвольным (Erickson & coll., 1976). Результат гипнотического сеанса также не может быть достигнут усилием вели (Erickson & coll., 1976).

С другой стороны, стремление быть вежливым может побудить к превосходной симуля­ции* гипноза; эта же установка* может послужить и для индукции гипноза. Интересно отме­тить, что граница здесь очень зыбкая, и ситуация может быть двойственной*. При углублении гипноза непроизвольный характер поведения становится более отчетливым.

w

WHITE. УАЙТ

Роберт Уайт стал первым, кто предложил концептуализацию гипноза, шедшую вразрез с мнениями его эпохи и быстро забытую (1942). Он утверждал следующее:

  • гипноз предполагает наличие измененного состояния сознания*, и это состояние позво­ляет превысить обычные возможности;

  • гипнотические ответы являются социальными видами поведения, обусловленными ожи­даниями и в конечном счете направляемыми самим пациентом, даже если это происхо­дит без его ведома. «Гипнотическое поведение осмысленно, направлено к цели, которая заключается главным образом в том, чтобы вести себя как загипнотизированный чело­век, так, как это определено оператором и понято пациентом» (White, 1942).

Спанос и Чейвес (Spanos и Chaves, 1989) считают, что эти два положения противоречат друг другу. Мы не согласны с этим: поскольку мы считаем, что внутренние установки, вызван­ные определенными процедурами, позволяют проявляться новым возможностям, говорить или нет об измененном состоянии - вопрос семантики (достаточно расплывчатый по своей природе). Остальное - вопрос относительности феноменов и бессознательного поведения.

Часть II. ПРИМЕРЫ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ГИПНОЗА С КОММЕНТАРИЯМИ И КЛЮЧЕВЫМИ СЛОВАМИ

Приведенные ниже иллюстрации - это не модели, а примеры, показывающие, что не обязэтельно быть Эриксоном, чтобы практиковать новый гипноз. Они относятся к 1985-1986 годам и выбраны по принципу простоты. Как введение в практику нового гипноза или как материал для размышления, они предпочтительнее других случаев, более поздних, более сложных или более разработанных.

Эти иллюстрации дополняют предшествующие им теоретические определения и при­ближают их к реальной практике.

Возможно, некоторые предпочли бы начать чтение этой книги с иллюстраций. Для них мы приводим ключевые слова, отсылающие к разъяснениям в предыдущей части.

1. Простейшая индукция.

2. Классическая индукция (Жак).

3. Парадоксальная индукция. Терапия без внушения (Ундина).

4. Индукция левитацией руки (Ноэми).

5. Подход при функциональных болях (Солен).

6. Подход при болях органического происхождения (случай хондрокальциноза).

7. Упорядоченная возрастная регрессия (актер).

8. Подход для эмотивного пациента (девушка с виолончелью).

9. Индукция/обучение релаксации.

10. Традиционный гипноз.

«Часто случается, что мы не осознаем важных фактов до тех пор,

пока не упраздним вопрос почему»

Вацлавик, Уикленд и Фиш, 1974/1975

«Если я не знаю, что не знаю, я думаю, что знаю;

если я не знаю, что знаю, я думаю, что не знаю».

Лэйнг, цит. по: Вацлавику, Уикленду и Фишу, 1974/1975

1. ПРОСТЕЙШАЯ ИНДУКЦИЯ

Эта индукция наиболее проста, ее терапевтические параметры элементарны. Речь идет о простом сопровождении в приятном воспоминании*, включающем контекстуальное* внуше­ние. При такой простоте становится сомнительной необходимость гипноза как понятия.

Латентная тетания1 (запись, 1984)

Молодая женщина работает секретарем. Она обратилась к моему коллеге-психиатру по пово­ду приступов тетании, повторявшихся много раз за неделю. Она говорила, что чувствует себя очень связанной, так как не осмеливается удаляться далеко от дома и от места своей работы.

После этого сеанса пациентка чувствовала себя здоровой в течение семи или восьми месяцев. Затем она попросила повторить сеанс, так как боялась, что приступы могут повто­риться. После второго сеанса она решилась поехать в Соединенные Штаты, где, как мы зна­ем, новая и интересная жизнь завершила ее выздоровление.

Не изменено ни одно слово. Пациентка никогда раньше не подвергалась гипнозу и не присутствовала на гипнотическом сеансе.

Терапевт. Сейчас я попрошу вас устроиться ПОУДОБНЕЕ, потому что только если чувствуешь себя УДОБНО, сможешь погрузиться в себя...

Мягкое указание, подразумевающее*, что сейчас наступит гипнотическое со­стояние. Выделенные заглавными буквами слова призваны вызывать релакса­цию*, способствовать ей.

...вы вспомните ПРИЯТНЫЙ эпизод, когда вам было ХОРОШО... Итак... вы совершали путешествие, во время которого вам было ХОРОШО... в то время; итак... вы проживете заново один день... Вы сейчас увидите, как вы проснулись, что-то делаете... мне не важны детали... Главное - почувствовать заново ту атмосферу, может быть, запахи лета, ясно представить себе пейзажи, звуки, хорошо восстановить это чувство БЛАГОПОЛУ­ЧИЯ В СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ, которое у вас было... существования на лучшем уровне, заинтересованности, любопытства к тому, что должно произойти, к тому, что еще пред­стоит узнать... Вы воскрешаете это... ПРИЯТНОЕ ощущение ДОВЕРИЯ, НЕПРИНУЖДЕН­НОСТИ, БЛАГОПОЛУЧИЯ с друзьями, и быть может, вы снова увидите этих друзей, уви­дите их лица, какими они были... может быть, услышите их, может быть, мой голос ста­нет их голосами... а посторонние звуки, если они есть, будут включены* в ваши грезы; важно хорошо почувствовать... хорошо все увидеть...

Здесь мы имеем дело с индукцией посредством простого сопровождения в воспоминании*. Во время предварительной беседы девушка говорила о путеше-

1 Мышечные судороги.

191

ствиях, которые она совершила или мечтала совершить. Достаточно было ис-' пользовать неопределенные* слова, чтобы она почувствовала себя в воображае­мом путешествии (забота о другом*). Следует отметить важность некотрых слов,' произносимых здесь с особой интонацией. Их произносят по-иному, чтобы они спин контекстуальным* внушением.

...вы можете не закрывать глаза, потому что глаза могут оставаться открытыми и не ви­деть... Вы можете позволить им закрыться, если они хотят закрыться... если они закры­ваются сами; просто вспомните атмосферу... чтобы восстановить ощущение КОМФОР­ТА, РЕЛАКСАЦИИ, БЛАГОПОЛУЧИЯ...

Аллюзия * по поводу глаз способствует их закрытию, если ничто этому не пре­пятствует. Гипнотическое состояние возможно и при открытых глазах, если па­циент в достаточной мере переключает свое внимание с того, что его окружает. Долгая пауза.

...может быть, вы видите себя идущей и видящей пейзаж с необычной растительностью, может быть, вы ощущаете несколько нереальный климат этих удивительных и необыч­ных мест, и вы в полной мере чувствуете в себе эту радость открытия... чего-то нового, чего-то неизведанного, радость проникновения в совсем неизвестную для вас область... СОПРОВОЖДАЕМУЮ... в полном СПОКОЙСТВИИ, вдали от мира, вдали от забот... Быть может, ваше сердце бьется немного быстрее, потому что вы оживлены, может быть, наоборот, оно бьется медленнее, поскольку здесь вы РАССЛАБЛЯЕТЕСЬ, так как вы мо­жете одновременно находиться здесь и там, вы можете слышать мой голос, не слушая его, вы просто можете ПОГРУЗИТЬСЯ в это путешествие и забыть вое остальное...

Под предлогом возобновления сопровождения здесь используются метафоры гипнотической* ситуации: немного нереальная, необычная, неожиданная, сопро­вождаемая, спокойная и т. д. Следует отметить паузу* после слова «открытие».

...через несколько мгновений я попрошу вас постепенно возвратиться вместе со мной сюда, чтобы мы могли немного поговорить об этом первом опыте... Итак, я сейчас сосчи­таю до пяти, чтобы вы постепенно вернулись: раз... два... три... четыре... и пять!

Работая с пациентом, которого еще мало знаешь, всегда полезно быстро собрать отзвуки пережитого им только что (фрагментированный* гипноз).

Терапевт. Вы туда действительно отправились? Пациентка: Да, это было там... Т.: Это было приятно?

ПЛ Да...

Т.: Что вы чувствовали?

П.: Мне было хорошо... мне просто было хорошо.

Т.: Вы были спокойны, вы доверились...

П.: Вполне; мне было хорошо.

192

Т.: Тогда нужно использовать это как РЕСУРС. Нужно научиться вызывать в себе нечто подоб­ное... способное вмешаться и заместить другие чувства, да! И чтобы вы полностью со­хранили вою свою эффективность, но в эмоциональном контексте ДОВЕРИЯ, БЕЗОПАС­НОСТИ, РЕЛАКСАЦИИ, БЛАГОПОЛУЧИЯ; это очень просто и очень ЛЕГКО. Итак, мы дела­ем первый шаг... Вы хорошо ощущаете свое тело и все...

Постгипнотический период* относится еще к гипнозу. Терапевт продолжает прежнюю стратегию.

П.: Да, но это было любопытно... тело и... что-то такое, что проникает внутрь, и не знаешь, что это.

Г.: Можно пойти дальше в этом направлении, если хотите; я могу помочь вашему бессозна­тельному выразить себя... бессознательное, эта наиболее важная часть вас самих, имен­но оно должно быть главным, именно оно управляет всеми вашими автоматизмами и прочим... Если эта часть не выполняет свою работу, значит, ей что-то мешает, стрессы и все такое... Следует вернуть ей ее место... Именно в этом направлении я и работаю.

Речь с использованием терминов диссоциации*. Упоминание об автоматиз­мах не случайно: терапевтическое* внушение.

Так что, если что-то вам кажется необычным, я постараюсь помочь вам понять, что это нормально. Это просто связано с тем, что происходит внутри вас, с вашим бессознатель­ным... Это может быть также связано с моими словами, так как и то и другое гармонирует между собой, но все является производным от происходящего в вашей голове, и если кажется неожиданным, то только потому, что вы частично ослабили контроль, и то, что «происходит в голове, в точности воспроизводится в ваших ощущениях. Это может быть неожиданно, даже забавно, но нет причины для беспокойства, наоборот. Для меня, если хотите, это показатель того, что бессознательное находит свое истинное место...

Здесь повторяются объяснения, данные в основном перед началом сеанса. Слово «неожиданность*» подготавливает* дальнейшее. Пауза.

...Итак, если это было приятно, повторим?

Вам нет необходимости двигаться, нет необходимости говорить, нужно просто ждать, когда ваш организм найдет определенное равновесие... сможет действовать как бы сам собой, так же, как автоматизмы действуют внутри вас, так же, как ваше дыхание осуще­ствляется без вашего участия. И вы способны отвлечься от посторонних шумов, от помех, таких, как моя собака (собака ворчит), которую можно включить в ваши грезы, или от других шумов, вы можете забыть обо всем этом, поскольку знаете, что способны забы­вать... Иногда забывать - это плохо, но часто забвение - это благо, и следует помнить только о том, что может быть полезно для нас, и забыть все остальное.

Шаблонные* фразы, сообщающие пациенту, что ему не обязательно что-либо делать, нужны для того, чтобы вызвать положительный внутренний настрой*.

13-2917

193

Мы видим здесь простые терапевтические' внушения. Кроме тою, приступам твтании несомненно способствует подразумеваемая ими проекция в будущее", отсюда эти упоминания о возможности забывать.

Терапевт (разговаривает с собакой): Ты не понимаешь, ты не понимаешь, что мы делаем, давай, давай, уходи!

Вы подробно вспоминаете все детали этого дня, вы просто позволяете воспоминаниям появляться... Вам не нужно ничего делать... особенно стараться усилить... И когда вам хорошо удастся восстановить эмоциональную атмосферу БЛАГОПОЛУЧИЯ, вы позволите воспоминаниям образовать цепочку, воспоминания образуют последовательность, буду­чи отсеяны по принципу БЛАТОПОЛУЧНОСТИ, и может быть, за этим последуют образы БЛАГОПОЛУЧИЯ с контекстом ПРИЯТНОГО, контекстом КОМФОРТА, контекстом ДОВЕ­РИЯ, может быть, ОТДЫХА, может быть, усталости... Но усталость тоже бывает ПРИЯТ­НОЙ, и образы могут нанизываться у вас в уме, как это бывает в грезах... Один образ вытесняется другим, но их совокупность остается ПРИЯТНОЙ и КОМФОРТНОЙ. Все об­разы, которым вы позволите всплыть в вашей памяти, это ПРИЯТНЫЕ образы ПОКОЯ, /.БЛАГОПОЛУЧИЯ... И вы можете забыть, что находитесь здесь, продолжая сохранять в уголке сознания знание о том, что вы находитесь здесь... Вы можете забыть все детали, это не важно, вам не обязательно видеть обстановку, не обязательно слышать уличный шум... Наоборот... хорошо слышать звуки оттуда, хорошо почувствовать то окружение, ту атмосферу, хорошо почувствовать... всю непривычность обстановки, открытие чего-то неизвестного и ваш интерес к этому неизвестному, которое обогащает вас, которое явля­ется для вас дополнительной возможностью понять, понять людей, понять мир... просто испытав нечто новое... Это также контроль над собой, это путешествие явилось для вас возможностью самоовладения, возможностью нового опыта, понимания людей, которых вы никогда не надеялись понять, возможностью заметить, что... вы способны на многое, что вы ясно можете представить себе все это, тепло дружеского присутствия, которое всегда много значило для вас... И вы ясно можете ощутить его, вы хорошо слышите их голоса в моем голосе, который меняется, и то, что я говорю, может стать тем, что они говорят вам, они могут говорить с вами, советовать вам, и вы можете их слышать.

Возобновление сопровождения* с исследованием* мира образов*. Посколь­ку пациентка поглощена* воспоминаниями, она невнимательна к тому, что ей творят, но резонанс* слов сохраняется. Следует отметить паузы* после «вновь почувствовать» и «заметить»...

...И если вы вновь почувствовали себя очень УДОБНО, вы можете позволить, к примеру, Одному из ваших пальцев ответить мне, как если бы он мог отвечать... Например, указа­тельный палец вашей правой руки может слегка пошевелиться... вы видите... пошеве­литься сам, как бы отвечая мне на этот вопрос, на вопрос УДОБНО ли вам... Вы видите... вы позволили ему, и движение этого пальца очень отличается от произвольного движе­ния... это все спонтанно и очень-удивительно...

Введение такого языка общения*, который мог бы быть использован непро­извольно (сигналинг*).

194

...Этот опыт вам интересен, и вы даете свободу своему бессознательному... так как ваше бессознательное существует, чтобы защищать вас... Оно существует, чтобы объединять различ­ные части вашей личности, существует, чтобы находить для вас решения. Это ваше бессозна­тельное упорядочивает ваши внутренние автоматизмы и ваш метаболизм, обмен кальция и прочее... Все эти автоматизмы бессознательны, и вы Предоставляете свободу своему бессоз­нательному, и если вы не вмешиваетесь, если вы полагаетесь на ваше бессознательное, оно будет лучше действовать в ваших интересах... Оно создано для этого и ено работает очень и очень хорошо. И в этот момент вы не осознаете, что находитесь в процессе обучения, но вы обучаетесь, вы учитесь не мешать ему... И после завершения этой работы ваше бессозна­тельное будет продолжать работать для вас, даже после сеанса...

Терапевтические* внушения. Это способ воздействия на тело.

Вы также знаете, что можно весь вечер искать решение математической задачи и не найти его, а утром при пробуждении убедиться, что решение пришло само. В подобном случае ваше бессознательное работало для вас, тогда как вы не подозревали об этом. Это программа, согласно которой ваше бессознательное способно продолжать преодо­левать... трудности, с которыми вы сталкиваетесь, даже не понимая их причины, и ваше сознание не способно разрешить эту проблему, так как может охватить не более одной идеи за раз, а этого часто недостаточно... Напротив, ваша бессознательная интуиция... может это сделать, и вы передаете инициативу вашему бессознательному, так как оно будет находить решения... Может быть, это решение предстанет как очевидное в данный момент... Может быть, оно вовсе не появится перед вами, но вы поведете себя так, что разрешите данную проблему, даже не зная об этом... Все это должно произойти само собой, все это может произойти без вас... Это программа, которая должна продолжать действовать после этого сеанса.

Простая метафора*.

Но вы не слушаете меня потому, что то, что я говорю, неинтересно... Вы полностью остаетесь в вашем путешествии, чтобы черпать, чтобы вдоволь черпать ощущение этого КОМФОРТА, этого ДОВЕРИЯ, этого прекрасно сбалансированного мышечного тонуса, быть одновременно в состоянии тонуса и релаксации, вы ясно ощущаете это... Это легче ощутить в более подходящих условиях, таких, как отпуск, и вы воспользуетесь этим. Ваше бессознательное в состоянии прибегать к этому ресурсу... чтобы использовать его вся­кий раз, когда необходимо это ощущение... БЛАГОПОЛУЧИЯ, ЛЕГКОСТИ, волнующего открытия и интереса... Это все то, что вы сможете сохранить в себе после этого опыта, что же касается проблем, которые жизнь ставит перед вами, как и перед всеми осталь­ными, то вы разрешите их... одну за другой... день за днем, учитывая обстоятельства, видя то, что жизнь предлагает вам, пользуясь возможностями, если сочтете их полезны­ми... И вы... вы будете организовывать каждый свой последующий день, как это дела­ют все, и даже увидите, что это и составляет интерес жизни... Вы полностью остаетесь в этом путешествии и не позволяете себе отвлекаться на меня, вы не интересуетесь тем, что я хотел бы проверить кое-что, вы не позволяете себе отвлекаться и не вника­ете в это - вы остаетесь в своем путешествии...

13*

195

Терапевт приподнимает запястье (пациентки), и рука застывает в каталепсии*.

...Что-то может происходить в этом путешествии - впрочем, вы, может быть, больше не находитесь в нем, может быть, вы уже в других грезах... Возможно, на несколько мгнове­ний вы перенесетесь в будущее, и если вы в будущем, пусть оно будет неизменно ДОВЕ­РИТЕЛЬНЫМ, РАССЛАБЛЯЮЩИМ, пусть это всегда будет совершенно ОСВОЕННОЕ бу­дущее, которое вы могли бы видеть, могли бы чувствовать; что-то может происходить, как в грезах... И если в вашем теле происходит что-то странное, или вы способны забыть о своей руке, или если происходят движения в вашем пальце, или где-то еще, или одна рука становится легче или тяжелее, - все это совершенно нормально, вы просто позво­ляете совершаться этому... И продолжаете ваши воспоминания, ваши грезы и ваши путе­шествия и не позволяете себе отвлекаться...

На этот раз терапевт приподнимает всю руку, и она остается в каталепсии*. Слова, следующие за этим, нужны, чтобы ободрить* данную пациентку.

...Вы можете обратить внимание на то, что вы ощущаете в своем теле - тяжесть или легкость... Может быть странное впечатление, как будто ваша рука не принадлежит вам, все это не имеет значения...

Через несколько мгновений вы позволите вашей руке опуститься, но только тогда, когда ваше бессознательное хорошо поймет, как оно может помогать вам, как оно может... находить решения, чтобы помочь вам... И когда ваша рука совсем опустится, в этот са­мый момент вы снова окажетесь здесь, в этой комнате, расслабившейся, отдохнувшей, полностью владеющей собой. '

И ваше бессознательное находится на пути к пониманию такого типа работы, такого спо­соба поиска решений, и без всякого вашего участия ваша рука сможет сама спокойно опуститься. Когда она опустится туда, где была раньше, вы почувствуете себя совершен­но умиротворенной, расслабившейся и отдохнувшей, снова здесь, вы сможете сделать глубокий вдох и потянуться, если нужно.

Рука опускается. Пациентка реориентируется*. Она трет глаза и потирает руки.

Т.: Вы совершили то же путешествие или другое?

П.: Нет, то же самое...

Пауза. Пациентка кажется растерянной.

Т.: Это забавно, я делаю это, только чтобы понять, где вы.

Я: На самом деле я совсем ничего не делаю...

Г.: Вы ничего не делаете, но вы находитесь не здесь...

П.: Я не могу узнать мою правую руку и мою левую руку...

Т.: Да, но это не важно... Вы видели, как все само двигалось?

П.: Я чувствовала движение, хотя на самом деле ничего не делала... Это не я заставляла их

двигаться... Т.: Это та часть вас самих, которую я называю для удобства вашим бессознательным... Это

непроизвольно действующая часть, временно отключаемая, чтобы дать возможность чему-

196

то развиться, проявиться, организоваться... Это можно использовать для релаксации. Вы можете делать пятиминутное упражнение. Достаточно, чтобы вы вспомнили то, что мы делали...

Ключевые слова:

Поглощенность, сопровождение в воспоминании, намек, установка, каталепсия, комму­никация, объяснение, исследование, неопределенные (слова), фрагментированный гипноз, образы, импликация, метафора, забвение, паузы, подготовка, проекция в будущее, ободре­ние, релаксация, реориентация, словесный резонанс, сигиалинг, забота о другом, контексту­альное внушение, терапевтическое внушение, изумление.

2. классическая индукция при симпаталгии

(Васкулярные лицевые боли)

, Этот сеанс интересен тем, что он достаточно «классический». Речь идет о диагностичес­ки ясных и подвергавшихся лечению васкулярных болях. Пациент не был ни особенно легким, ни резистентным. Тот факт, что пациент был хорошо знаком терапевту, никак не сказался ни на образе действий, ни на результатах. Был использован мягкий, но относительно прямой подход и предложено несколько открытых внушений.

Жак, 1984

Жак страдает сосудистыми болями в области лица (периодичность - дважды в день), возникшими три недели назад. Лечение он получал по всем правилам. В прошлом было два аналогичных, но менее интенсивных эпизода. Приступы очень острые. После первого сеанса (получасового), запись которого приведена ниже, боли не повторялись. Второй сеанс был проведен на следующий день и еще один сеанс - на третий день. В течение шести лет все идет нормально.

Не изменено ни одного слова. .Данный пациент никогда не подвергался гипнозу и никог­да не присутствовал на гипнотическом сеансе.

Т.: Итак, ты знаешь, что у тебя находят вазомоторные лицевые боли, то есть они зависят только от вегетативной нервной системы, иначе говоря, от симпатической и парасимпа­тической систем. Стало быть, есть показания для контролирования симпатической сис­темы. Это, кстати, сходно с методикой контролирования боли, используемой в некото­рых случаях...

Минимум объяснений* необходим пациенту, чтобы он понял смысл опыта и мог сотрудничать.

> ...Итак, происходить все будет очень просто: если хочешь, ты можешь поставить ноги ровно, чтобы поза была удобной, затем руки вот так... спокойно!

Структурирование ситуации, делающее акцент на ожиданиях*.

Итак, я полагаю, что для начала тебе следует просто найти среди своих воспоминаний что-нибудь ПРИЯТНОЕ, возможно, воспоминание о КАНИКУЛАХ...

Выделенные большими буквами слова произносятся другим юном (контек­стуальное* внушение, основанное на принципе двухуровневого* языка).

198

...оно может быть недавним или старым... это не так важно. Это нужно отчасти для того, чтобы ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ... всеми сопутствующими ассоциациями, и в очень неболь­шой степени - как разминка для вхождения в свой внутренний мир.

Простые пояснения", делающие опыт правдоподобный.

Итак, когда ты хорошо представишь себе эту картину, увидишь ее ярко, во всех деталях, ты подашь знак, слегка приподняв указательный палец правой руки... Совсем-совсем небольшой знак, показывающий, что ты ясно вспомнил это ощущение... и эти чувства... которые сопутствуют этому воспоминанию... возможно о каникулах... Да [палец двигает­ся], вое хорошо... Итак... ты даешь себе свободу действия.

Просьба к пациенту сотрудничать и отвечать' перемещает опыт в контекст общения, что является первостепенной задачей. Здесь в одном и том же дей­ствии знак*, о котором просит терапевт, подготавливает* почву для постановки сигналинга*.

Т.: Это на море? П.: Да.

Сопровождать пациента в воспоминании* проще, если есть минимум инфор­мации о выбранной теме.

Т.: Хорошо! Итак, ты ясно видишь детали; ты ясно видишь, какая стоит погода, солнце... Я полагаю, что день солнечный! Я думаю, что ты, быть может, видишь море, ты пытаешься услышать его, а также вдохнуть... запах... моря... И постепенно тебе удается ощутить контакт с почвой, то ли спиной, то ли ступнями, я не знаю, и это не важно... важно просто хорошо погрузиться в это воспоминание, чтобы удалось ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ...

Вот пример сопровождения в воспоминании с использованием неопреде­ленных* слов и ревизией разных каналов сенсорной коммуникации*. Пауза* пос­ле слова «воспользоваться» является открытым* внушением, так как у пациента запускаются цепи ассоциаций*, связанных с этим словом. Терапевт делает пау­зу, равную одному вдоху.

...приятными ощущениями, которые приносит это воспоминание... ПРИЯТНЫМИ ощу­щениями, связанными со СНЯТИЕМ НАПРЯЖЕНИЯ, с РЕЛАКСАЦИЕЙ... с БЛАГОПОЛУ­ЧИЕМ... ПРЕКРАСНЫМ ОЩУЩЕНИЕМ СЕБЯ В СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ., оставив все забо­ты и... находясь там только для того, чтобы ясно почувствовать КОМФОРТ этой ситуа­ции... Ты и сейчас тоже можешь ощутить КОМФОРТ, присущий этой ситуации и...

Позитивные* слова здесь, как это часто происходит в гипнозе, связаны с телесными ощущениями комфорта и релаксации*. Без сомнения, такой образ действия способствует ослаблению внешнего внимания и успокоению вегетатив­ной нервной системы. Кажется, что для проявления релаксации недоставало толь­ко слов оператора.

199

...когда ты ясно ощутишь КОМФОРТ в своем теле, сейчас... снова... ты позволишь дви­гаться указательному пальцу твоей правой руки... как только КОМФОРТ будет ЯСНО чув­ствоваться...

Повторяется с небольшими изменениями недавнее указание. Но на этот раз импликация* позволяет предположить, что палец может приподниматься сам.

Да, очень хорошо (палец двигается).

Новый ответ' пациента, про который нельзя в точности сказать, является ли он произвольным' или нет. В данный момент это не важно. Имеет место обрат­ная связь' поскольку пациенту требуется подтверждение, что его поведение вос­принято оператором.

Ты полностью остаешься в этой ситуации, и затем в течение нескольких мгновений ты вернешься сюда, чтобы мы смогли обсудить все это, а еще через несколько мгновений, если хочешь, ты сможешь вернуться в это ПРИЯТНОЕ место... которое теперь всегда будет нашей отправной точкой для этого проникновения внутрь себя. Итак, сейчас не спеша возвращайся сюда, в эту комнату, полностью обретя присутствие... ты не торо­пишься...

Желательно без промедления вернуть пациента, если он встревожен или выдал очень мало информации во время сеанса. Это позволит убедиться, что все идет хорошо, получить информацию, которую можно здесь же использовать (словарь, выражения, образы), и главное — пуститься в дальнейший путь в луч­ших условиях (фрагментированный* гипноз).

Т.: Итак, это было ПРИЯТНО? Ты это ясно ощутил? Мне кажется, что тебо удалось это ясно представить...

П.: Да, это было на берегу Средиземного моря... в Каннах, в маленьком отеле... Это одна вилла... ты знаешь, которая служит отелем. Это было очень приятно, потому что не было впечатления, что ты находишься в отеле, чувствовалось, что попал на виллу...

Т.: Ты почувствовал все это... Ты очень любишь море, ты ясно смог его увидеть?

Я: Да, и потом я снова ясно увидел сельский вид, все...

Т.: Хорошо... Тогда в виде упражнения или гимнастики ты снова не спеша вернешься туда...

Начать снова очень просто. Достаточно вежливо попросить об этом.

Т.: Ты устраиваешься С КОМФОРТОМ, потому что только в КОМФОРТНОМ СОСТОЯНИИ ты можешь по-настоящему погрузиться в себя... Ты сейчас принял позу...

Простые импликации*.

...которая позволяет тебе... легко совершить это путешествие... Итак... по своему жела­нию... ты можешь... или закрыть глаза... или оставить их открытыми... это не важно... Тем более, что даже если глаза открыты, ты вполне можешь не видеть...

200

Эти предложения* имеют целью сделать более вероятным закрытие глаз, или, по меньшей мере, устранить фиксацию взора. Кто-то предпочтет говорить о внушении негативной* галлюцинации.

...Ты можешь полностью оставаться... в этом путешествии во времени... Опять не то­ропись, и когда обретешь прежний контекст... истинный жар этого средиземноморс­кого солнца, когда ты ХОРОШО... почувствуешь все, что сопутствует этому... ПРИЯТ­НОЕ ощущение КАНИКУЛ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ, очень ГЛУБОКОЕ, когда ты ясно представишь вое это, ты сможешь сделать мне знак указательным пальцем своей пра­вой руки, хотя, возможно, ты и будешь удивлен, увидев, как твой палец перемещается сам по себе...

Вот самый простой способ постановки сигналинга *. Пациент принимает пред­ложение, поскольку оно представлено как часть уже происходящего и как про­стая возможность.

...Как только ты ясно воспроизведешь все эти ощущения... все богатство этих ощуще­ний... звуки... цвета, жару... всю эту обстановку...

(Палец двигается таким образом, что становится ясно, что речь идет о непроизвольном движении*.) Да, очень хорошо...

Утверждение*, что происходит нечто.

...Теперь ты ненадолго задержишься там... Теперь... все это позволит тебе РАССЛА­БИТЬСЯ... Это значит, что... все твое тело ощутит РЕЛАКСАЦИЮ, которую ты чувствовал в этой обстановке, твоя спина РАССЛАБЛЯЕТСЯ, твои плечи РАССЛАБЛЯЮТСЯ, ноги, колени, ступни... затылок... вое мышцы лица РАССЛАБЛЯЮТСЯ, и ты погружаешься еще сильнее внутрь себя... Ты можешь спуститься так глубоко, как хочешь... С каждым вдо­хом ты можешь погружаться в состояние КОМФОРТА, все более и более ПРИЯТНОЕ...

Маленькое упражнение на релаксацию, очень простое, но способствующее вхождению в гипноз.

...другими словами, в ГРЕЗЫ, которые ты желаешь, которые ты можешь выбрать, кото­рые легко приходят к тебе...

Предложение более тонкое, чем предыдущее, менее прямое, учитывающее возможность диссоциации*.

...Эти грезы могут приблизиться к ночным сновидениям... то есть стать немного более причудливыми, подобно сновидениям... Они могут приходить совершенно СПОНТАН­НО... это не так важно... Ты также можешь выбрать только ГРЕЗЫ на тему каникул или обратиться к воспоминаниям о других каникулах...

Упоминание о грезах является аналогией* гипнотического состояния*.

201

...постепенно обратиться к каникулам, когда ты был маленьким... может быть, тоже на берегу моря... Это вполне возможно... Ты можешь представить море, каким ты увидел его в первый раз, С ИЗУМЛЕНИЕМ, что подобное существует в твоей жизни... Я не знаю, в каком это было возрасте, но это не имеет значения... Ты можешь представить это изумление, когда ты в первый раз увидел море... Ты можешь также представить вое памятные подробности того времени... Думаю, что поскольку ты очень любишь море, это должно быть связано для тебя со множеством ПРИЯТНЫХ впечатлений, открытием ново­го, каникул, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ, и ты прекрасно можешь странствовать и позволить странствовать своей душе среди всего этого...

Ребенок легко входит в состояние гипноза, и любое упоминание о воспоми­наниях детства* должно способствовать гипнозу (минимальная* возрастная рег­рессия).

...Впрочем, самое лучшее в этом то, что тебе хорошо удается представлять себе все эти подробности, так что, если я говорю, тебе даже не обязательно слушать меня...

Эта слегка смущающая* фраза наводит на мысль о том, что пациент диссо­циирован* между своим сознательным «Я» и своим бессознательным. Это будет способствовать гипнотическому функционированию.

...Существует часть твоего «Я», которая слушает и которая способна взять из всего, что я говорю, то, что может быть полезным, то есть она способна отобрать то... что может быть использовано твоим подсознанием, твоим бессознательным, как принято говорить...

Эти шаблонные* фразы являются оборотами речи*, позволяющими избе­жать инконгруэнтности*, поскольку пациент получает возможность не слышать то, что ему не подходит.

...тогда как твой сознательный ум не готов справляться с такого рода командами... На­против, бессознательное... именно оно занимается всем этим и прекрасно может взять под контроль... подобную ситуацию... И твое бессознательное... постепенно возьмет контроль над ситуацией... в то время как твой ум может странствовать повсюду, где ему ПРИЯТНО.

Подкрепляется идея полезного бессознательного, которое необходимо ос­вободить, — идея, нужная для того, чтобы вызвать состояние гипноза и избежать проекции симптомов в будущее* (самореализующееся предсказание*).

Бессознательное работает... подобно тому, как иногда вечером безуспешно ищут решение математической задачи, а утром первое, что приходит на ум, оказывается нужным решени­ем, потому что бессознательное совершило свою работу... Оно всю ночь искало решение; примерно то же самое начинает происходить и сейчас. Это твое бессознательное присту­пает к поиску, как если бы произошла авария и бессознательное принимается за поиск... решения... позволяющего... организму, который требует только возможности действовать

202

очень ХОРОШО, совершенно нормально... возобновить... свою работу... Как будто бы ты очень долго ехал на своей машине в неблагоприятных погодных условиях, например, в сильную жару, в слишком сильную жару, автомобиль перегревался, и в какой-то момент ты вынужден остановить машину, потом оставить ее... чтобы она отдохнула, чтобы все встало на свои места... Постепенно, если очень жарко, ты можешь даже немного уменьшить дав­ление в шинах, потом ты оставляешь... и все приходит в порядок... И наконец, можно снова пуститься в путь... очень хорошо, в прекрасных условиях... Примерно такую же работу со­вершает твое бессознательное... Все становится на свое место... СПОКОЙНО... очень, очень спокойно, и это - работа твоего бессознательного...

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться