Внимательно слушайте то, что я вам говорю, и думайте, что ваша голова наклоняется вперед, что она буквально падает вперед. Думайте, что ваша голова наклоняется вперед, что она склоняется все ниже и ниже. Ваша голова наклоняется вперед, наклоняется вперед. Все ниже и ниже, все ниже и ниже, ваша голова склоняется все больше и больше, все больше и больше. Ваша голова опускается на грудь. Она скользит книзу, тяжелая и расслабленная. Ваша голова готова упасть, соскользнуть, склониться вперед, склониться вперед, склониться, соскользнуть, упасть, расслабленная, безвольная, вперед, вперед, она склоняется, склоняется, склоняется...
Это прямые* внушения, предположительно обладающие кумулятивной мощью благодаря эффекту повторения. Вначале они имеют вид инструкций: думайте об этом движении (четыре повторения). Затем движение описывается {двадцать одно повторение в сходных выражениях: склониться, соскользнуть, упасть, вперед, вниз... к которым можно добавлять слова «расслабленный», «тяжелый», «безвольный», имеющие одинаковое значение).
Теперь!
Итак! Теперь вы можете выпрямиться на своих стульях и открыть глаза. Так! Выпрямитесь и откройте глаза. Видите, как сама мысль о движении совершенно естественно побуждает нас совершить это движение. Таким образом, погружение в состояние гипноза достигается, когда мы научаемся давать волю этому стремлению к действию. Теперь вы имеете более точное представление о том, что означает принять внушение и действовать вследствие этого. .
Внедрена важная мысль: «Погружаться в состояние гипноза* означает предоставить этим стремлениям свободно переходить в действие»[!] Посредством импликации* укрепляется мысль о существовании гипнотического состояния* и придается характер обыденности всему, что за этим следует.
2. Закрывание глаз
Собственно внушение.
В традиционном гипнозе закрывание глаз включено в индукцию.
Сейчас я хотел бы, чтобы вы сели удобно и положили руки на колени. Так... Пусть руки покоятся на коленях. Теперь смотрите на свои руки и, выбрав точку на одной из них, сосредоточьте на ней свое внимание.
Фиксация внимания* посредством фиксации взора* — это классика.
276
Выбранное место в действительности не имеет значения; речь идет просто о выборе какой-либо точки. Эту определенную точку, которую вы выбрали, мы назовем «мишень». Так... руки расслаблены... смотрите прямо на мишень. Инструкции, которые я вам дам через несколько мгновений, помогут вам расслабиться и постепенно войти в состояние гипноза. Сейчас сядьте удобнее и расслабьтесь. Я хотел бы, чтобы вы пристально смотрели на мишень и, не отводя взгляда, внимательно слушали то, что я вам скажу.
Пациента просят слушать, в противоположность практике нового гипноза.
Ваша способность входить в состояние гипноза будет зависеть, с одной стороны, от вашей доброй воли и от вашего желания сотрудничать, но в равной степени и от вашей способности концентрироваться на мишени и на том, что я вам буду говорить. Тот же дух сотрудничества, который привел вас сюда сегодня, позволит вам сейчас, если вы этого действительно хотите, войти в гипнотическое состояние. Запомните: вы можете быть загипнотизированы, только если вы этого очень хотите!
Согласие пациента необходимо. Отсюда и объяснения*.
Думаю, что вы этого хотите и приложите все силы для сотрудничества со мной, сосредоточиваясь на мишени и слушая мои слова, давая возможность прийти тому, что должно произойти. Поддайтесь по-настоящему. Если вы будете по-настоящему внимательны к тому, что я буду говорить, и будете думать только о том, о чем я попрошу вас думать, вы увидите, что узнать состояние гипноза довольно просто. Нет абсолютно ничего таинственного, ничего, что вызывало бы страх в гипнозе. Гипноз - это только нормальное следствие определенных психологических принципов. Это просто результат особого повышенного интереса, который проявляется, в частности, к определенному предмету. Действительно, в некотором смысле вы загипнотизированы, когда смотрите хороший спектакль и так захвачены действием, что почти забываете свою роль зрителя.
Эта длинная преамбула накапливает ожидания*. Приведенный пример поглощенности* хорошим спектаклем как нельзя более банален. Впрочем, как мы увидим, предстоящий пациенту опыт далеко не таков. Эти относительные утверждения по поводу гипнотического состояния имеют целью подбодрить пациента.
Многие люди, имевшие такой опыт, утверждают, что вхождение в гипноз вначале во многом напоминает засыпание...
Не говорится, что гипноз — это сон*; происходит лишь полезное упоминание о сне.
...но в отличие от него во время гипноза голос гипнотизера отчетливо слышен и является фоном любого пережитого в этом состоянии опыта. Определенным образом гипноз напоминает сомнамбулизм*. Между тем состояние гипноза - это личный опыт, переживаемый людьми неодинаково. Таким образом, если человека под гипнозом сравнивают с сомнамбулой, то потому, что подобно ему, сомнамбула совершает в присущем ей состоянии сложные и разнообразные действия. Все, о чем я вас сейчас прошу, - это устре-
277
мить на меня все ваше внимание и продолжать сотрудничать, как вы это делали до сих пор. Не произойдет ничего, что причинило бы вам какое-либо беспокойство. Совсем наоборот! Большинство людей открывают для себя, что гипноз - это интересный опыт.
Модели поведения предлагаются пациенту косвенным образом. Уже произнесены упоминания о сне*, о сомнамбулизме', о связи с гипнотизером.
Сейчас не занимайтесь ничем кроме расслабления, расслабьтесь. Не сводите глаз с мишени. Смотрите на нее как можно пристальнее. Если ваши глаза стремятся оторваться от нее, это не страшно... Но каждый раз делайте так, чтобы перевести их на мишень. Через несколько минут вам, возможно, покажется, что мишень затуманилась, или что ' она движется, или что она меняет свой цвет. Это совершенно нормально.
Мы знаем, что это феномены чисто физиологические. Но здесь они имеют значение «осуществляющегося внушения».
Что бы ни происходило, позвольте этому происходить и продолжайте напряженно следить за мишенью. В определенный момент ваши глаза настолько устанут и ваши веки покажутся вам настолько тяжелыми, что вы будете не в силах держать их открытыми, и они сами закроются, так сказать непроизвольно. Когда это произойдет, не оказывайте никакого сопротивления.
Это переломный момент: начав с простых указаний, постепенно переходят к несколько магическому предсказанию происходящего. Последовательность лишена всякой неопределенности: «В определенный момент ваши веки покажутся вам такими тяжелыми, что вы будете не в силах держать их открытыми...». Невербальное* внушение таково: «Это правда, потому что это говорю вам я, тот, кто обладает властью...» (См.: доверчивость*.)
По мере того, как я буду продолжать говорить, вы будете ощущать все большую сонливость, но не все будут реагировать на мои слова одинаково быстро. Глаза некоторых из вас закроются раньше, чем у других. Когда подойдет ваша очередь, вы просто позволите им закрыться, не сопротивляясь этому. Возможно, в этот момент вы услышите, как я продолжаю внушать вам закрыть глаза, как будто ничего не изменилось. В этом случае внушения относятся уже не к вам, а к другим. Они не должны вам мешать, напротив, они позволят вам расслабляться все больше и больше.
Вскоре вы заметите, что способны полностью расслабиться, сохраняя прямое положение на стуле почти без усилий. Вы также сможете изменить положение, чтобы сесть удобнее, чтобы испытывать наибольший комфорт, столь необходимый, и это никак не помешает вашей сосредоточенности.
Внушения, привязанные ко времени*, производятся осторожно, поскольку пациент не может их отбросить.
Теперь полностью отдайтесь расслаблению. Расслабьте каждый мускул вашего тела. Расслабьте мышцы ваших ног... расслабьте мышцы ваших ступней... Расслабьте мышцы
278
\ ваших рук... ваших пальцев... Расслабьте мышцы вашей шеи, вашей груди... Расслабьте все мышцы вашего тела... Позвольте себе стать мягким, совершенно мягким. Расслабьтесь сильнее, расслабляйтесь все сильнее и сильнее, расслабьтесь полностью. Расслабьтесь полностью.
По мере того, как вы расслабляетесь все больше и больше, ощущение тяжести разливается по всему вашему телу. Ощущение тяжести охватывает ваши ноги и руки... проникает в ваши ступни и кисти рук... во все ваше тело. Ваши ноги кажутся вам тяжелыми и мягкими, тяжелыми и мягкими... Ваши руки тяжелые, тяжелые... Все ваше тело кажется вам тяжелым, все белее и более тяжелым, все тяжелее... как свинец. Ваши веки кажутся вам особенно тяжелыми...
Прохождение через состояние релаксации* является частью большинства индукций. Здесь повторно вызываются расслабление, ощущения тяжести, обычно сопровождающие релаксацию; их используют, дополнительно подкрепляя образами* (свинец).
Тяжелыми и усталыми... Вы начинаете чувствовать себя сонливым, сонливым и засыпающим. Ваше дыхание становится медленным и ровным, медленным и ровным. Вы чувствуете себя сонливым и засыпающим, все более и более сонливым и засыпающим, тогда как ваши веки становятся все более и белее тяжелыми, все более и более тяжелыми... Ваши глаза устали от длительного напряженного внимания. Ваши веки становятся все более и более тяжелыми. Вскоре вы не сможете долее удерживать глаза открытыми. Очень скоро ваши глаза сами закроются. Ваши веки станут слишком тяжелыми, чтобы оставаться открытыми. Ваши глаза устали все время пристально смотреть. От утомления они наполняются слезами..
Оператор описывает то, что происходит, с некоторым предвосхищением*.
Вы чувствуете себя все более сонливым и засыпающим. Утомление ваших глаз становится сильнее, все сильнее и сильнее. Как приятно было бы закрыть глаза, полностью расслабиться, дать себя убаюкать звучанием моего голоса. Вы хотели бы закрыть глаза и полностью расслабиться. Вскоре вы не сможете противиться этому. Усталость ваших глаз станет так велика, ваши глаза станут такими усталыми, ваши веки станут такими тяжелыми, что ваши глаза сами закроются, ваши глаза сами закроются. Ваши веки становятся тяжелыми, очень тяжелыми. Вы расслаблены, очень расслаблены. Очень приятное чувство тепла и тяжести распространяется по всему вашему телу. Вы чувствуете себя усталым и сонливым, усталым и засыпающим, засыпающим, засыпающим. Слушайте только мой голос. Не обращайте внимания ни на что, кроме моего голоса. Ваше зрение нарушается. Вам трудно смотреть. Ваши глаза устали. Ваши глаза устают все сильнее, устают все сильнее.
Ваши веки тяжелые. Тяжелые, как свинец. Ваши веки становятся все тяжелее и тяжелее,' все тяжелее и тяжелее. Они скользят книзу, книзу, книзу. Ваши веки кажутся налитыми свинцом, тяжелыми, как из свинца... Ваши глаза мигают помимо вашей воли. Они мигают, они закрываются... Они закрываются.
Сейчас ваши глаза несомненно закрыты, но если это еще не произошло, они вскоре закроются сами. Уже не нужно утомлять их дополнительно. Даже если ваши глаза еще не
279
полностью закрыты, вам требовалось много усилий, чтобы внимательно смотреть на мишень, и теперь вы чувствуете себя расслабленным и сонливым. Если ваши глаза еще не закрылись, закройте их сейчас сами. Да, закройте хорошенько глаза. Вы чувствуете себя сейчас удобно и расслабленно, но вы расслабитесь еще больше. Значительно больше. Теперь ваши глаза закрыты. Вы будете держать их закрытыми, пока я не скажу вам открыть их или не попрошу вас проснуться... Вы чувствуете себя сонливым и засыпающим: Продолжайте просто слушать мой голос. Внимательно слушайте мой голос. Сосредоточьтесь на том, что я вам говорю, ничего не делайте, только слушайте меня. Вы будете становиться все более сонливым и засыпающим. Вскоре вы глубоко уснете, но вы не перестанете слышать мой голос. Вы не проснетесь, пока я вас не попрошу об этом. Сейчас я начну считать. По мере того, как я буду считать, вы будете чувствовать, что опускаетесь, опускаетесь все ниже и ниже, в глубокий, приятный сон, глубокий и восстанавливающий сон. Сон, в котором вы будете в состоянии делать все то, о чем я вас попрошу. Один... вы глубоко уснете... два... еще глубже, еще глубже уснули... три... четыре... еще глубже и глубже, еще глубже и глубже уснули... пять... шесть... семь... Вы погружаетесь, вы погружаетесь в глубокий сон, очень глубокий. Ничто больше не может вас побеспокоить. Сосредоточьте внимание только на моем голосе и на том, к чему я попрошу вас быть очень внимательным. Я хочу, чтобы вы продолжали быть внимательным к моему голосу и к тому, что я говорю... восемь... девять... десять... одиннадцать... двенадцать... все глубже и глубже, все глубже и глубже уснули... тринадцать... четырнадцать... пятнадцать... Несмотря на то, что вы глубоко уснули, вы продолжаете отчетливо слышать мой голос, вы все время будете слышать меня так же отчетливо, в какой бы глубокий вы ни погрузились... шестнадцать... семнадцать... восемнадцать... Глубоко уснули, полностью уснули. Ничто не может вас больше побеспокоить. Вскоре вы почувствуете различные вещи, которые я попрошу вас почувствовать... девятнадцать... двадцать... Глубоко уснули! Вы не проснетесь, пока я вас не попрошу об этом. Вы будете хотеть спать и проделаете опыты, которые я вам вскоре опишу.
Это го, что можно назвать прототипом гипнотической индукции. Следует отметить, что:
а) Внушения сна — на первом плане; они повторяются:
- слова «стать» или «уснули» - девятнадцать раз; «сон» - пять раз; «сонливый» - девять раз; слово «усталость» - восемь раз,
- упоминания о глазах, или о веках, которые тяжелеют, или закрываются, являющиеся косвенным намеком на сон, тридцать три раза...
б) Появляются предписания, то есть предложения, в которых оператор занимает позицию превосходства и командования: «Вскоре вы не сможете больше удерживать глаза открытыми»; «Вы вскоре не сможете противиться»; «Вы погружаетесь [!]... Я хочу [sic], чтобы вы продолжали устремлять свое внимание...»; «Вскоре вы почувствуете различные вещи, которые я попрошу вас почувствовать»; «Вы не проснетесь раньше, чем я попрошу вас об этом». Все это постепенно устанавливает такой вид межличностной связи*, который прекрасно показывает, что происходит в традиционном гипнозе, и подтверждает, что гипноз — это не просто обычная задумчивость.
Примечателен тип устанавливаемой здесь связи, который не является нейтральным: «Вы не перестанете слышать мой голос», «Вы чувствуете себя убаюканным моим голосом...»
280
Счет является непременной частью традиционного гипноза; для пациента это как бы создает возможность запуска программы. Отсчет автоматически* вызывает появление феноменов, которые, если они происходят, имеют уже определенно непроизвольную* природу.
В остальных разделах появляются новые виды внушений: внушение определенного поведения, внушение невозможности какого-либо действия (вызов*), внушение искажений восприятия и чувствительности.
Мы воспроизведем эти разделы только вкратце.
3. Опускание руки
Непроизвольное поведение
В предварительной части этого раздела пациенту рекомендуется быть внимательным «к тому, что с ним происходит». Его просят вытянуть левую руку ладонью вниз. Внушается, что эта рука становится тяжелой и опускается.
4. Обездвиживание руки
Внушение невозможности определенного поведения: вызов*
Внушается, что появившееся ранее в руке ощущение тяжести начинает распространяться на все тело. Привлекают внимание к правой руке, которая кажется слишком тяжелой, чтобы ее можно было приподнять. Далее продолжают: «Почему бы не проверить, насколько ваша рука стала тяжелой... Попытайтесь просто приподнять вашу руку, попытайтесь. Попытайтесь просто приподнять вашу руку, попытайтесь».
5. Руки в замке
Новый вызов*
«Теперь проведем другой опыт. Соедините две руки вместе. Соедините их, переплетя пальцы. Соедините две руки вместе, переплетя пальцы и прижав ладони друг к другу». Внушают, что руки склеены, и просят пациента разъединить их.
6. Ригидность руки (левой руки)
Непроизвольный феномен
При вытянутой левой руке пациента просят представить себе, что она становится жесткой: «Все более и более жесткой... Несгибаемой... как железный брус... и вы знаете, как трудно... как невозможно согнуть железный брус, который теперь напоминает ваша рука... Смотрите, насколько ваша рука по жесткости подобна железному брусу... Убедитесь, насколько она стала жесткой, как железный брус... Убедитесь, насколько она жесткая и несгибаемая... Попытайтесь ее согнуть... Попытайтесь. Очень хорошо. Теперь прекратите все попытки...»
7. Сближение рук
Непроизвольное поведение
281
При вытянутых руках с ладонями, обращенными друг к другу, внушается представление о том, что «между вашими руками действует сила притяжения, сближающая их друг с другом».
8. Невозможность общения
Вызов, затрагивающий уже не физиологический феномен или элементарные действия, а касающийся сложных видов поведения
«Теперь вы расслаблены... глубоко расслаблены .. Подумайте, насколько вам было бы трудно общаться с другими людьми, когда вы так глубоко расслаблены... Возможно, так же трудно, как в спящем состоянии... Я спрашиваю себя, смогли бы вы покачать головой, чтобы сказать «нет». Честно говоря [sic], я не думаю, что вы смогли бы это сделать... Позже, когда я попрошу вас об этом, вы сможете попытаться покачать головой, чтобы сказать «нет»„. Но полагаю, что вы вскоре поймете, что это очень трудно сделать... Почему вы сейчас не пытаетесь покачать головой, чтобы сказать «нет»... Попытайтесь покачать ею...» Отмена внушения
Здесь можно видеть внушения, затрагивающие область отношений. Интересны формулировки: «Честно творя, я не верю, что вы смогли бы...», «Вы могли бы попытаться...» (Подразумевается вероятная неудача.)
9. Галлюцинация* (муха)
Внушенное искажение восприятия
«Я уверен, что вы были настолько сосредоточены на том, что мы сейчас делали, что даже не заметили муху, все это время непрестанно жужжавшую вокруг вас.. Но поскольку сейчас я вам напомнил об этом, вы постепенно осознаете присутствие этой мухи, не перестающей летать вокруг вашей головы... Все ближе и ближе к вам... С неприятным жужжанием... Слушайте жужжание, становящееся все сильнее по мере того, как она приближается к вам... Вы чувствуете, как неприятна эта назойливость... Вам хотелось бы прогнать ее подальше... Избавиться от нее... Она вам противна. Возьмите и прогоните ее, если вам этого хочется...» Отмена внушения (муха улетает).
Галлюцинация — слишком сложное явление, чтобы считать успешным данное внушение только потому, что пациент старается прогнать муху. Но можно легко найти другие, более убедительные примеры.
Примечательно, что оператор легко обманывает пациента, становящегося наивным. До сих пор речь шла о «реализации внушения», то есть пациента просили представлять себе определенную ситуацию и наблюдать действие этой идеи. Теперь же мы имеем дело с реализацией поведения, связанного с искажением восприятия*.
10. Каталепсия* век
Непроизвольное поведение или физиологическое явление
282
Внушается, что веки склеены. Добавляется: «Я очень сомневаюсь, что вы смогли бы моментально открыть глаза... Ваши веки так плотно закрыты, что вы не можете открыть их. Может быть, вы все-таки хотели бы попытаться быстро открыть их, даже если чувствуете, что они так сильно, так плотно... так непроницаемо закрыты. Итак, попытайтесь... Попытайтесь открыть глаза». Отмена внушения.
Не подразумевается ли здесь с достаточной ясностью, что пациент не располагает более всей своей волей?
11. Постгипнотическое* внушение (потрогать левую лодыжку) и амнезия*
Непроизвольное постгипнотическое поведение
«Продолжайте оставаться совершенно расслабленным и будьте очень внимательны к тому, что я вам сейчас скажу. Через несколько мгновений я начну считать в обратном порядке, начиная с двадцати. Вы будете постепенно просыпаться, но почти вое время отсчета вы еще будете оставаться в своем теперешнем состоянии. Когда я дойду до цифры «пять», вы откроете глаза, но не проснетесь полностью. Только когда я назову цифру «един», вы проснетесь полностью, будете в своем обычном бодрствующем состоянии. Возможно, у вас будет ощущение, что вы слали, потому что вам будет трудно вспомнить не только то, что я вам говорил, но также то, что вы сами делали или ощущали. Вам потребуется такое усилие, чтобы вспомнить что бы то ни было, что у вас не будет никакого желания делать это. Вам покажется гораздо легче забыть все это до тех пор, пока я не скажу вам, что вы можете это вспомнить. Точнее говоря, вы не вспомните ничего из того, что происходило, пока я не скажу вам: «Теперь вы можете вспомнить все!» До той поры вы не вспомните ничего. Открыв глаза, вы почувствуете себя очень хорошо. У вас не будет ни головной боли, ни каких-либо других неприятных ощущений. Сейчас я начну считать в обратном порядке, начиная с двадцати, и на счет «пять», не раньше, вы откроете глаза, но не проснетесь по-настоящему, прежде чем я дойду до цифры «един». На счет «один» вы полностью проснетесь*... Немного позже вы услышите вот такой шум. (Постучать карандашом по твердой поверхности.) Когда вы услышите этот звук, вы наклонитесь и потрогаете свою левую лодыжку, но так же, как и в отношении всего остального, вы забудете, что я просил вас об этом, пока я не скажу: «Теперь вы можете вспомнить все».
Пациенту внушается, что он не будет помнить об этом опыте. Он должен принять это новое внушение и реализовать его. Точнее говоря, он должен не помнить до тех пор, пока оператор не даст ему разрешение стать «нормальным». Ему предлагается вести себя определенным образом, не будучи хозяином своего поведения, и затем забыть об этом поведении. Речь идет о вежливом, но не подлежащем обсуждению приказе.
Окончание
Оператор собирается вернуть власть*
«Сейчас я начинаю считать: двадцать... девятнадцать... восемнадцать... семнадцать... шестнадцать... пятнадцать... четырнадцать... тринадцать... двенадцать... одиннадцать...
283
десять.... Мы на полдороги... девять... восемь... семь... шесть... пять... четыре... три... два... один. Просыпайтесь! Просыпайтесь полностью! Небольшая сонливость, которую вы еще, может быть, чувствуете, исчезнет».
(Повторить прежний звук, постукивая карандашом по твердой поверхности. Повторить снова, выждав десять секунд.)
Ключевые слова:
Поглощенность, искажения восприятия, амнезия, предвосхищение, ожидания, автоматизм, каталепсия, доверчивость, вызов, демистифицировать, состояние, упражнение, объяснения, фиксация внимания, соскальзывание, галлюцинации, гипноз, гипнабельность, идео-моторный (феномен), образы, импликация, власть, раппорт, релаксация, повторение, сопротивление, пробуждение, сон, сомнамбулизм, прямое внушение, внушение, привязанное ко времени, невербальное внушение, традиционный (гипноз), произвольное/непроизвольное (явление).
Указатель словарных статей
АВТОМАТ 29
внушение путем противопоставления
АВТОМАТИЗМ 30
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ 160
АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО 62
внушение, охватывающее возможности
АВТОРИТАРНЫЙ ПОДХОД 30
ОДНОГО КЛАССА 161
АКТИВИЗИРУЮЩЕЕ ВНУШЕНИЕ 160
внушение, переходящее границы
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ 19
СОЗНАТЕЛЬНОГ0167
АМНЕЗИЯ 19
ВНУШЕНИЕ, ПРИВЯЗАННОЕ КО ВРЕМЕНИ 164
АМНЕЗИЯ СТРУКТУРИРОВАННАЯ 20
ВНУШЕНИЯ (КЛАССИФИКАЦИЯ) 159
АНАЛОГИЯ 21
ВОЗВРАТ 142
АНАМНЕЗ 21
ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА КОГО-ЛИБО 17
АНЕСТЕЗИЯ 22
ВООБРАЖЕНИЕ 91
АПОЛЛОН ДЕБЕЛЛАК 23
ВОСПОМИНАНИЕ 155
АРТЕФАКТЫ 26
ВОСПРИИМЧИВОСТЫ 37
АССОЦИАТИВНАЯ ПЕТЛЯ 35
ВОСПРИИМЧИВОСТЬ К ГИПНОЗУ 169
АССОЦИИРОВАТЬ, ОБЪЕДИНЯТЬ 26
ВОСПРИЯТИЕ (УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ) 120
БАЗОВЫЕ ГИПОТЕЗЫ ГИПНОЗА 88
ВСТРЕЧА 141
БАРБЕРЗЗ
ВТОРЖЕНИЕ 96
БЕРНГЕЙМ 34
ВЫЖИДАНИЕ 72
БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 29
ВЫЗОВ 39
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ 92
ВЫЗОВ 52
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ 24
ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ 81
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ 106
ГАРМОНИЯ (ЗАБОТА0...) 81
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 128
ГИПНАБЕЛЬН0СТЬ87
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ ПОИСК 138
ГИПНОЗ (ГРАНИЦЫ) 84 \
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ 34
ГИПНОЗ (ПОЛЕЗНОСТЬ ПОНЯТИЯ) 84
БОДУЭНЗЗ
ШПН03 (СЛОВО) 85
БОЛЬ (КОНТРОЛЬ НАД БОЛЕВЫМИ
ГИПНОЗ ИЛИ ГИПНОЗЫ' 83
ОЩУЩЕНИЯМИ) 59
ГИПНОЗ КУЛЬТУРЫ 84
БРЭЙД35
ГИПНОЗ-БЕСЕДА 50
ВВОДИТЬ ПАЦИЕНТОВ В ЗАБЛУЖДЕНИЕ 181
ГИПНОТЕРАПИЯ 86
ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ПАРТНЕРОВ 125
ГИПНОТИЗИРОВАТЬ 87
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ 96
ГИПНОТИЗМ (КЛАССИФИКАЦИЯ) 87
ВИДЫ ПОВЕДЕНИЯ 43
ГИПНОТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 28
ВИЗУАЛИЗАЦИЯ 184
ГИПНОТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ 70
ВЛИЯНИЕ 95
ГЛАЗНЫЕ ЯБЛОКИ 79
ВНУШАЕМОСТЬ 157
ГЛУБИНА ГИПНОЗА 129
ВНУШЕНИЕ (ПАРАМЕТРЫ) 166
ГОТОВНОСТЬ 55
ВНУШЕНИЕ 158
ГРЕЗЫ 146
ВНУШЕНИЕ БЕЗ СЛОВ 168
ГУРУ 80
ВНУШЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ПРОПУСКА 159
ДВИЖЕНИЯ 110
285
ДВОЙНАЯ СВЯЗЬ 59
КИНЕСТЕЗИИ 38
ДЕМИСТИФИЦИРОВАТЬ 53
КЛИНИЧЕСКИЙ (ГИПНОЗ) 40
ДЕПОТЕНЦИАЛИЗАЦИЯ СОЗНАТЕЛЬНОГО 54
КОГНИТИВНО-ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ (ПОИСК) 41
ДЕТСТВО 64
КОММУНИКАЦИЯ 42
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВИДЫ) 76
КОНГРУЭНТНОСТЬ/ НЕКОНГРУЭНТНОСТЬ,
ДИАДА 61
ИНК0НГРУЭНТН0СТЬ46
ДИНАМИКА ГИПНОТИЧЕСКОГО ТРАНСА 61
КОНТЕКСТ 48
ДИРЕКТИВНОСТЬ55
КОНТЕКСТУАЛЬНОЕ ВНУШЕНИЕ 163
ДИССОЦИАЦИЯ (ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДИССОЦИАТ
КОНТИНУУМ 49
ИВНЫМИ ТЕРМИНАМИ) 57
КОНТРОЛЬ 49
ДИССОЦИАЦИЯ 56
КОСВЕННОЕ ВНУШЕНИЕ 162
ДИССОЦИАЦИЯ СОЗНАНИЯ 57
КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ 0 ГИПНОЗЕ 91
ДИСТАНЦИЯ 57
ЛЕВИТАЦИЯ РУКИ 101
ДОВЕРЧИВОСТЬ 51
ЛОГИКАТРАНСА 103
ДРУГОЙ (ЗАБОТА О ДРУГОМ) 32
ЛЬЕБО 101
ДЫХАНИЕ 144
МАГИЯ 104
ЖАНЭ98
МАНИПУЛЯЦИЯ 105
ЖИЗНЕННЫЕ ЭТАПЫ 69
МЕДИКО-ПРАВОВЫЕ (АСПЕКТЫ) 106
ЗАКОНЫ ВНУШЕНИЯ 103
МЕДИЦИНСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИПНОЗА 182
ЗАКРЫВАНИЕ ГЛАЗ 75
МЕСМЕР 107
ЗАМАСКИРОВАННОЕ ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ 162
МЕТАФОРА 108
ЗАМЕШАТЕЛЬСТВО 45
МЕТАФОРА ГИПНОТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ 109
ЗАПИСЬ СЕАНСОВ, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАССЕТ 65
МЕТАФОРИЧЕСКОЕ ВНУШЕНИЕ 164
ЗНАК 152
МИНИМАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ 94
ИДЕОДИНАМИЗМ 89
МИФЫ 111
ИДЕОМОТОРНЫЙ (ФЕНОМЕН) 89
МНОГОУРОВНЕВАЯ РЕЧЬ 100
ИЗМЕНЕНИЕ 39
МНОЖЕСТВЕННЫЙ ГИПНОЗ 86
ИЗМЕНЕНИЕ РЕФЕРЕНТНЫХ РАМОК,
МОБИЛИЗАЦИЯ 110
ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ 136
МОЛЧАНИЕ 152
ИЗМЕНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЗНАНИЯ 70
МОТИВАЦИЯ 110
ИМПЛИКАЦИЯ 91
НАБЛЮДЕНИЕ 114
ИМПЛИЦИРОВАННОЕ УКАЗАНИЕ 54
НАМЕК 17
ИНДУКЦИЯ 94
НАПРАВЛЯТЬ 36
ИНКОН1ТУЭНТНОСТЬ92
|