Палец двигается. Это ответ* на бессознательном уровне.
...Ваше бессознательное также способно восстанавливать в вас воспоминания и, быть может, воспоминания, которые были давно забыты, забыты полностью, но являются хорошими воспоминаниями, хорошими РЕСУРСАМИ... как я вам уже говорил. Одно воспоминание может вести за собой другое. И вы можете не спешить - и вы одновременно находитесь там и здесь, и чем больше проходит времени... тем в большей степени вы можете находиться там, забыть о моем присутствии здесь, потому что оно не имеет значения. Значение имеет только та работа, которую осуществляет ваше бессознательное... Эта работа состоит в пользовании РЕСУРСАМИ и существующими в вас навыками, даже если вы об этом не знаете, потому что внутри себя вы обладаете всеми желаемыми РЕСУРСАМИ, абсолютно всем, что вам необходимо... Достаточно позволить всему этому организоваться, организоваться для вас, для вашего личностного синтеза... И вы слушаете то, что вы слышите, но не мой голос, потому что он не имеет значения...
Пользуясь тем, что пациентка перестала слушать, мы снова говорим то, что позволяет ее бессознательному работать. Это не внушения, в том смысле, что
261
ничто не навязывается. Пациентка использует предлагаемое нашей психикой для совершения своей собственной работы* и сохраняет только то, что ей подходит. Пауза.
...И если в ваших грезах появляются люди, которых вы любите, люди, от которых вы получили эту поддержку, это доверие, вы их слушаете, если они говорят с вами, вы их слушаете...
Пауза.
...И в это время ваше тело расслабляется, ваши плечи расслабляются, ваша спина расслабляется, ваши локти расслабляются, ваши руки расслабляются, ваши бедра, ваши колени, ваши ступни расслабляются также, как и вое мышцы вашего тела, мышцы вашего лица, мышцы вокруг ваших глаз расслабляются, мышцы рук, ног расслабляются таким образом, что все это может ощущаться вами как КОМФОРТ и тяжесть вашего тела, как ощущение тоже ПРИЯТНОЕ, как КОМФОРТ...
В гипнозе настраиваются на реализацию феноменов, описанных оператором. Эта релаксация*, будучи однажды достигнутой, в дальнейшем может вызываться гораздо легче.
...По мере того, как продолжается эта музыка, и вы заняты только ею, потому что вы любите эту музыку, она будит в вас ПРИЯТНЫЕ чувства, и только она имеет значение..Ее вы слушаете, и если эта музыка вас РАССЛАБЛЯЕТ, если эта музыка дарит вам физический КОМФОРТ, вы позволяете этому физическому комфорту наступить...
Объединить* физический комфорт и музыку, являющуюся ежедневным уделом пациентки, представляется неплохой идеей. Пауза.
...Это очень хорошо, вы остаетесь в этом состоянии, которое учитесь узнавать, потому что когда вы хорошо сможете распознавать этот телесный КОМФОРТ, вы также научитесь достигать его; вы даже не будете знать, как вы действуете, но ваше бессознательное будет знать очень хорошо, как действовать, чтобы обрести это чувство доверия и весь этот эмоциональный контекст, в котором вы полностью сосредоточены на том, что вы слушаете; полностью сосредоточены на том, чем в настоящий момент заняты, забывая все остальное, не имеющее в этот момент значения...
Забвение* — в некоторой степени лейтмотив этого сеанса. Это также полезный опыт*.
...Ваше бессознательное может грезить; вы знаете, что по ночам ваше бессознательное грезит; оно может грезить о вещах любопытных или фантастических... Можно грезить о том, что грезишь, или о том, что не знаешь, что грезишь; можно грезить о том, что не грезишь, или грезить, что грезил о том, что, может быть, грезил... Все это немного
262
смущает или беспокоит, но грезы, мечты - это нечто такое, что играет важную роль в нашей психологии...
Обращение к грезам* должно помочь отключению внимания. Это удобный момент для внесения некоторого замешательства*, для того чтобы способствовать реорганизации*, которая затем последует.
Пауза.
...Вы все время слушаете эту музыку, я не знаю, откуда она звучит, я не знаю, тот ли это отрывок, ко вы, вы это знаете... Один отрывок может соединяться с другими, вы можете слышать что-нибудь другое или сами можете переходить от одного к другому, но так, что это не мешает вам, поскольку чувства, передаваемые музыкой, остаются теми же; это чувства ЛЕГКОСти, ДОВЕРИЯ И СЧАСТЬЯ... Вы остаетесь в этом состоянии, даже если я говорю с вами, и вам не обязательно сознательно отвечать мне, потому что ваше бессознательное может мне ответить... Я хотел бы знать, удовлетворены ли вы этим чувством комфорта... И вы, вы остаетесь с этой музыкой и не делаете ничего другого...
Слушать про себя музыку - это, несомненно, прекрасный способ поддержания гипнотического состояния и грез, которые являются одной из его форм. Пауза.
Вы слушаете, как кто-то играет; вы как бы немного забываете себя...
Еще одна осторожно предложенная* идея — слышать музыку, исполняемую другим человеком, это в какой-то степени означает забывать себя. Это явное напоминание о гипнозе, который прежде всего предполагает отстраненность*. Отдаваться музыке, имея возможность при желании это прекратить, — такое состояние не вызывает тревоги.
Пауза.
...как будто этот другой имеет возможность сообщить вам то, что в нем есть хорошего, и вы с удовольствием отдаетесь восприятию этого неосязаемого дара...
Пауза.
...И с таким же удовольствием вы можете слушать, и вы думаете, что эти люди, играющие для вас, даже если вы их не знаете, это друзья... Люди, с которыми вы разделяете определенные устремления, идеалы, и вы с удовольствием на какое-то время полностью полагаетесь на них, поскольку то, что они приносят вам, очень важно...
Здесь переход к иным, более широким референтным рамкам*, придающим относительность* страхам по поводу конкурса. Пауза.
...Может быть, вечером, засыпая, вы снова услышите эту музыку, принесшую вам... что-то днем, и позвольте увлечь себя, позвольте убаюкать себя этим музыкальным образам,
263
услышанным вами прежде. Не интегрируется ли это с некоторыми частями вашей личности, дополняющими то, что вы услышали, так что вы уже не можете отличить то, что приходит извне, от того, что исходит от вас...
Мы постоянно находимся внутри метафоры' гипноза, в котором пациентка продвигается небольшими шагами, об этом свидетельствует ее позиция* и остающиеся открытыми глаза. Упоминание о сне* — это не намек на то, что гипноз усыпляет, а попытка использовать возможный резонанс* этого слова.
...Все это не имело бы значения - важно, что в результате возникает нечто прекрасное... Эта музыка, то чувство ДОВЕРИЯ, которое она может нести в себе, БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ, эта РАДОСТЬ БЫТИЯ и самовыражения...
Задача состоит в том, чтобы распространить* чувство доверия на другие области. Пауза.
...И возможно, ночью вы так же восстановите в памяти это обращение к вам, когда вы грезили, и я спрашиваю себя, не услышите ли вы ночью, во сне и эту музыку, вместе с этим ощущением КОМФОРТА, которое она может нести в себе, этой безмятежностью, этой радостью бытия. Я спрашиваю себя, не будет ли она сопровождать вас иногда во сне, и в какую форму может облечься эта музыка для спящего... Потому что я считаю, что можно крепко спать и в то же время принимать участие в чем-то - продолжать слушать, как человек, который спит и слышит нечто приятное...
Негативное парадоксальное внушение*. Будет ли упоминание о сне* способствовать гипнозу, который медлит с приходом?
...И ваше тело остается чутким к КОМФОРТУ, который оно может снова ощутить, так как ваше тело может быть расслаблено, поскольку музыка снимает напряжение одинаково хорошо как с души, так и с тела...
В данном случае предполагается, что девушка пока еще слишком напряжена, слишком «симпатотонична». Пауза.
...И если вам захочется уснуть, чтобы лучше слышать, чтобы быть еще полнее захваченной этим, вы можете спать - ваше бессознательное существует, чтобы помогать вам, -ваше бессознательное здесь для того, чтобы воспринимать из моих слов только то, что может быть ему полезным, и слышать только то, что может быть ему полезным, и забывать остальное... (Пауза.) Я думаю, что когда поглощен музыкой, это все равно как сон, ты становишься полностью поглощенным и безразличным ко всему остальному... Всегда знаешь, что находишься здесь... определенным образом, и это больше не имеет значения, так как в то же время находишься не здесь, даже не зная точно, где именно. Это не имеет значения...
264
Мурлыканье на одну и туже тему* и напоминание о хорошо знакомом — возможно, наилучшее средство успокоить тою, кто склонен тревожиться без причины. Пауза.
...И вы не слушаете меня, потому что я не имею значения, но если ваше бессознательное хочет дать мне знать, что вы действительно обрели это, оно всегда может подать мне знак указательным пальцем правой руки или движением головы... Но вам совсем не обязательно давать мне знать, потому что если ваш указательный палец приподнимается, он приподнимается сам, или рука, она сама становилась невесомой, как бы независимо от вас... И если это наступает НЕОЖИДАННО, если палец приподнимается, что вполне возможно, если рука полностью расслаблена, расслаблена, так как все эти движения -всего лишь производные того, что происходит у вас в голове, это может явиться для вас настоящей НЕОЖИДАННОСТЬЮ, так как это феномены вашего бессознательного... И бессознательное обладает РЕСУРСАМИ, о которых вы не подозреваете. Точно так же, когда вы играете, это играете не вы... ваше тело порой может играть само, потому что ваше бессознательное принимает эстафету, как бы давая вашему телу возможность действовать самому...
Спонтанные движения были бы желанным подтверждением* того, что нечто происходит. Они позволили бы также углубить состояние, так как сами по себе являются прекрасной разновидностью гипнотической индукции.
Пауза.
...И все внешние шумы (слышен уличный шум) могут стать частью ваших грез, могут быть интерпретированы и вделаться то ли музыкой, то ли чем-то еще, может быть, речью, это не имеет значения...
Пауза.
...Ваши веки, кажется, тоже хотят закрыться сами, помимо вас... Вы можете воспротивиться, если пожелаете... вы также можете не противиться... и позволить им делать то, что они хотят, и именно ваше бессознательное найдет для ваших мышц наилучшее в данный момент положение. И если вашим глазам не обязательно оставаться открытыми, они могут закрыться сами, так как вас это больше не интересует. .
Важно ратифицировать* все новые проявления, особенно если они выглядят как появившиеся спонтанно. Рекомендовать сопротивление* — парадокс, который часто оказывается полезным.
...Вы продолжаете оставаться там, где вы есть, давая свободу своему бессознательному. Я не знаю, заметили ли вы, что ваше дыхание изменилось, - оно гораздо спокойнее, как в состоянии хорошей релаксации... Ваше артериальное давление также адаптировалось, ваш пульс адаптировался...
Ратификация* феноменов, которые можно или нельзя проверить.
265
Пауза.
...И я хотел бы, чтобы вы вновь ощутили КОМФОРТ глубокой РЕЛАКСАЦИИ*... Когда я не говорю, ваше бессознательное продолжает работать* для вас, даже если вы не знаете об этом. Важно, что ваше бессознательное работает не только в эту минуту, но что оно берет старт для продолжения этой работы в будущем, после окончания этого упражнения, для разрешения проблем, которые вы не смогли бы разрешить сознательно, так как сознание медлительно и не может охватить более одной идеи за раз, а ваше бессознательное, если вы ему позволите, найдет решения, одно другого остроумнее, так что вы и не узнаете, как это сделано, потому что это исключительно интуитивная и бессознательная деятельность. Вам только нужно позволить своему бессознательному занять подобающее ему место, не вмешиваясь, потому что ваше бессознательное прекрасно знает ваши возможности - оно может принять эстафету от вас и дать вам ЗАБЫТЬ, когда вам необходимо ЗАБЫТЬ то, что происходит вовне, чтобы полностью погрузиться внутрь себя, когда это нужно, и оно может действовать само, как если бы вам не было нужды действовать произвольно.
У этой девушки неизбежны психологические проблемы, которые данный сеанс, возможно, призван разрешить, при этом мы даже можем не знать, в чем они состоят. Акцент на слове «забыть» перекликается с возможностью забыть о жюри предстоящего конкурса.
И вы позволяете своим мышцам продолжать расслабляться, в частности, ваше лицо уже начало расслабляться, и ваши руки расслабляются полностью, пальцы, кисти совершенно расслаблены, совершенно не напряжены, ваша голова готова упасть, как у заснувшего человека, и это не имеет значения... Вы можете позволить ей принять естественное положение, так как ваше тело способно занимать наилучшее положение, когда это необходимо ..
Описывать пациенту то, что удается наблюдать', обычная практика. Это способ сопровождения*.
...Через несколько секунд я попрошу вас вернуться сюда, в совершенно ясном и бодрствующем сознании, чтобы иметь возможность снова разговаривать со мной, и таким образом, чтобы потом мы смогли повторить путешествие и таким образом усилить ваш личностный контроль. Очень плавно вы вернетесь сюда, не спеша, выходя из этих грез очень постепенно... вы сможете потянуться, как человек, который просыпается... Вы будете хорошо себя чувствовать, вы сможете говорить и принять решение о нашей дальнейшей работе...
Шаблонные* фразы. Пациентка реориентируется*.
Т.: Вы действительно отсутствовали? П.: М-м-м... да... Т.: Вы почувствовали что-нибудь? 17.: Да, на мышечном уровне..
266
Т.: На что это было похоже?
Я: Я почувствовала себя очень-очень тяжелой... (Она потирает руку.)
Т.: Так бывает часто, это гипотонус... а воспринимается, как ощущение тяжести.
Я: У меня болело... (Она продолжает растирать себе руку.)
Т.: Вы увидели себя более молодой?
Я: Не намного, на год или два.
Г.: Да, ваше бессознательное действует по своему усмотренир. Оно пробует силы, оно фильтрует то, что может оказаться полезным, и это может происходить автоматически. Физически это было приятно?
Я: Да.
Т.: Именно это и послужит ресурсом для того, чтобы восстановить его... и это легко восстанавливается, вы увидите. Это восстанавливается само, и вы найдете это нормальным, как человек, умеющий плавать и не понимающий, почему у других это вызывает затруднения... Когда это будет происходить само собой, вам будет трудно представить себе, что когда-то это могло быть проблемой.
Я: Снятие напряжения?
7!: Да, эта разрядка, это доверие, это забвение экзаменационной ситуации, это должно происходить естественным образом. Вы забудете, что над этим приходилось работать. Вы не подумаете, что обязаны этим нашему сеансу, впрочем, вы и не обязаны этим нашему сеансу, потому что, как я вам уже сказал, это происходит само. Но то, что здесь делается, помогает... Вы хотите снова отправиться?.. Будет похоже или почти похоже.. Это хорошо закрепится... Тело тяжелое... вы ощутили что-то другое?
Я: Я не чувствовала своих рук... пальцев...
Т.: Это тоже то, что мне нужно... У каждого бывает по-своему... Так происходит отключение. Вы почувствовали, что ваш палец сам двигался?
Я: Нет.
Т.: Я это видел... Это нормально... Не нужно удивляться... Это очень хорошо...
Повторный сеанс
Т.: Вы просто будете вспоминать, как недавно вы были там и как услышали эту музыку [для вас это несложно), таким образом, чтобы ваше тело само ощутило прежний след и прежнее состояние. Вам нужно только слушать, и когда вы ясно ее услышите... вы ничего не станете делать... быть может, вы будете изумлены, увидев, как правый указательный палец сам двигается, чтобы подтвердить, что вы хорошо слышите эту музыку... И вам не нужно делать этого сознательно, вам только нужно ждать, позволяя этой музыке появляться, и усиливаться, - и она усилится... Вы погрузитесь в эту музыку, в то же время погружаясь внутрь себя.
Пауза.
Этого должно быть достаточно для обретения предшествовавшего состояния (краткое повторение*).
Вы знаете, что ваши глаза могут оставаться открытыми и не видеть, что ваши веки могут быть тяжелыми, что вы можете противиться... и что вы можете также не противиться и
267
что все это не имеет значения. Только музыка и все то ДОВЕРИЕ, РАДОСТЬ, которые она может выражать... Вы видите ваши пальцы, которые двигаются, хотя вы не двигаете ими...
Здесь повторяется то, что было сказано раньше. Пальцы, которые сами двигаются, как бы говоря «да», это знаки того, что пациентка отвечает на непроизвольной и, возможно, бессознательном уровне.
...Я не знаю, будет ли двигаться указательный палец, будет ли двигаться мизинец... будет ли двигаться другая рука, приподнимется ли вся рука целиком, я этого не знаю -вы этого не знаете тем более, но мы ждем, чтобы увидеть... И если что-то происходит, мы просто обнаружим, что это очень интересно, видеть, как сам поднимается или двигается палец, или просто сдвигается, не знаю - все это возможно... Временами рука, наоборот, становится гораздо тяжелее, как бы принимаясь давить на ручку кресла... временами совсем ничего не происходит. Но в ожидании мы увидим, чем является для вас это состояние и как реагирует ваше бессознательное, поскольку так же, как вы можете больше не чувствовать своих рук, так же и они могут совершать движения, которыми вы не управляете, как если бы они становились легче, как если бы разом они стали настолько легче, что приподнялись... Все это возможно...
Здесь используются психомоторные ответы, то есть возможность левитации руки*. Для пациентки это будет обучением иному типу гипнотического функционирования*. Это делается с привлечением различных возможностей одного порядка*, другими словами любые ответы будут хороши. В данном случае пациентка не отвечает на эти предложения, и следует перейти к чему-то другому.
...И только для вас одной важно то, что вы слышите, и ощущение комфорта в вашем теле указывает...
Пауза.
...на ресурсы физиологического контроля - это важно... Вы видите, что ваше дыхание уже начинает принимать участие в этом процессе раскрепощения...
Пауза.
...И я хотел бы, чтобы эти грезы стали настоящими грезами, захватывающими вас, действующими независимо от вас, как истинные грезы...
Пауза.
Теперь исследуются возможности грез.
...и если что-то происходит в этих грезах, это тоже очень хорошо. Может быть, вы ждете, чтобы в этих грезах что-то происходило - кто-нибудь заговорил, я не знаю...
Пауза.
268
...но я предпочел бы, чтобы эти грезы стали настоящими грезами, как у того, кто глубоко спит... Пауза.
...Ощущение КОМФОРТА несколько напоминает УСТАЛОСТЬ, ХОРОШУЮ УСТАЛОСТЬ, потому что бывает хорошая усталость - после хорошего трудового дня иногда очень приятно почувствовать, как тело отдыхает... В этот момент приятно бывает ощутить усталость и возможность наконец отдохнуть, позволить себе большой отдых и даже продолжительный сон... Бывает, что спать нельзя, нужно бодрствовать и приходится бороться, чтобы глаза оставались открытыми... Иногда мы просто говорим себе, что хорошо бы уснуть по-настоящему, не имея нужды бороться со сном, хорошо бы в полной мере ощутить комфорт усталого тела, которое отдыхает, и не имея необходимости сохранять ясность ума, позволить уму произвольна блуждать, погружаясь в приятные мечты...
Пауза.
Вызывается усталость, чтобы способствовать появлению грез.
...И иногда мы грезим о нашем раннем детстве, которое также содержит в себе сокровища ПРИЯТНЫХ воспоминаний и открытий - забытые мечты, забытые воспоминания, так как в нашем детстве есть моменты трудные, а есть и моменты чудесные даже своей трудностью - например, когда мы учимся играть на музыкальных инструментах, когда это трудно, когда это вовсе не КОМФОРТНО. Даже в эти моменты происходили открытия -моменты, когда торопят открытие, моменты, когда торопят что-то новое и интересное. Это чудесные моменты, даже если они трудны, даже если ребенок не всегда видит полезность всех этих усилий, даже если он очень устал.
Пауза.
Небольшая возрастная регрессия*, использующая воспоминания, которые должны быть значимыми для данной пациентки. Отмечено, что позитивные* слова могут использоваться и в негативных контекстах.
...Вы полностью остаетесь в своих грезах... и можете совершенно забыть обо мне, так как я не имею значения...
Фраза «я не имею значения» - это лейтмотив, тема* сеанса и аналогия с жюри конкурса.
...И дайте себе раскрыться... всем этим РЕСУРСАМ, слышать эту музыку, приносящую вам РАДОСТЬ, ощущения, которые обогащают ваши собственные... Это единственное, что имеет значение...
Подготовка каталепсии* руки.
...Не позволяйте себе беспокоиться, если я возьму вашу руку, потому что вы можете легко забыть о моем присутствии и о том, что я делаю, и не позволяйте себе беспокоить-
269
ся, как если бы рука вам не принадлежала. Имеет значение только то, что происходит у вас в голове. Потому что ваше бессознательное может совершенно забыть об этой руке, как оно способно забывать о множестве вещей, каким бы удивительным это ни казалось. Так же, как забывают сны, как забывают содержание грез, бессознательное может забыть о множестве вещей, именно оно производит отбор того, что является важным...
Каталепсия руки - это метафора*: подобным же образом пациентка сможет забыть о жюри, присутствующем на экзамене.
...Не позволяйте себе беспокоиться из-за меня... Вы совсем забываете обо мне... Единственная важная вещь - это то, что происходит в вашей голове; об остальном вы научитесь забывать - это навык*, который приобретет ваше бессознательное.
Каталепсия всей руки.
Между прочим, вы можете оставаться в таком положении, не уставая... Это может длиться даже часами, не утомляя вас... и это вас не интересует. И напротив, вы хорошо слышите музыку, которая продолжает звучать. Это гораздо важнее, гораздо ИНТЕРЕСНЕЕ, гораздо ЦЕННЕЕ, это лучше УСПОКАИВАЕТ, так как приносит вам ДОВЕРИЕ, в котором вы сейчас нуждаетесь. И секунды, которые проходят, могут казаться очень долгими, может быть, часами и часами, наполненными множеством событий и деталей. Одна секунда может стать часом - может произойти множество разных событий, участником которых я не буду, но где могут появиться очень значительные для вас люди.
Пауза.
Важно, что ваше бессознательное содержит в себе все, что нужно, чтобы быть вам полезным, чтобы действовать в ваших интересах, чтобы научиться не зависеть от идей-паразитов, которые могли бы вмешэться и которые не должны вмешиваться, потому что ваше бессознательное само вполне способно... взять на себя решение проблем, даже если это экзамен или беспокоящая вас ситуация... Ваше бессознательное может забыть об этой беспокоящей вас ситуации, чтобы полностью сосредоточиться на том, что важно, что вы любите, чем вы сами можете увлечься.
Открытое постгипнотическое внушение*. Примечательно использование паузы* после слова «способно». Паузы после позитивно окрашенных слов побуждают бессознательное пациента на поиск того, с чем они могут соотноситься. Это способ запуска программ бессознательного поиска*.
И когда ваше бессознательное поймет, что оно может сделать для вас, я хотел бы, чтобы оно позволило вашей руке очень плавно опуститься... и чтобы в тот момент, когда ваша рука займет свое прежнее место, вы почувствовали себя совсем хорошо, полностью проснувшейся, совершенно расслабившейся после этого опыта... с совершенно ясным сознанием... Опыт, который вы, впрочем, можете забыть, потому что ваше бессознательное способно удерживать только то, что ему полезно, и забывать все, что не имеет зна-
270
чения... И когда ваша рука опустится на место, вы сможете, как это было недавно, потянуться, как человек, который просыпается, быть полностью расслабившейся, полностью отдохнувшей, очень уверенной... и даже забыть этот опыт.
Внушение «пробуждения*», при котором объединены* три феномена: опускание руки, пробуждение и внушение запуска программы. Пациентка реориентируется*.
Т.: Как дела? Сколько сейчас времени? Сегодня вечером у вас много дел?
Отвлечение*, способствующее амнезии*, поскольку желательно, чтобы пациентка не вмешивалась сознательно в работу*, произведенную на сеансе.
Продолжение опыта
Через несколько дней эта девушка получила высший балл на выпускном экзамене и месяц спустя смело дала небольшой концерт. Через год она чувствовала себя очень хорошо и заявила одной из своих подруг, что «испытала прежний страх, но это не так уж важно - испытывать страх». Шесть лет спустя мы получили известия о ее успешной карьере. В классическом гипнозе эта девушка, несомненно, была бы отнесена к резистентным. На самом деле она была заинтересована и готова к сотрудничеству.
Ключевые слова:
Отреагирование, принятие, сопровождать, указатель, амнезия, аналогия, обучение, объединять, ожидания, самогипноз, референтные рамки, каталепсия, кинестезии, коммуникация, замешательство, депотенциализация сознательного, диссоциация, дистанция, отвлечение, детство (обращение к), опыт, минимальные объяснения, исследовать, закрывание глаз, действовать, распространять, негативная галлюцинация, идеомоторность, инконгруэитность, бессознательное, непроизвольное, левитация руки, магия, метафора, наблюдать, забвение, парадокс, пауза, специфические феномены, шаблонные фразы, позитивные (слова), оборот речи, подготавливать почву, программа поиска, предложение, ободрение, ратификация, переосмысление, краткое повторение, минимальная возрастная регрессия, придавать относительный характер, релаксация, реорганизация, реориентация, отвечать, резонанс, сопротивление, ресурсы, обратная связь, грезы, сон, воспоминание, непрямые внушения (контекстуальное, импликация, последовательное принятие, внушение, охватывающее возможности одного порядка, парадоксальное негативное внушение, составное внушение), открытое постгипнотическое внушение, изумление, тема, работа, визуализация.
9. ИНДУКЦИЯ/ОБУЧЕНИЕ состоянию релаксации
Релаксационный ответ*» (успокоение вегетативной нервной системы) сам по себе не является гипнозом (то есть типом психологического функционирования*), хотя прохождение через состояние расслабления встречается в большинстве гипнотических техник.
Автор, много лет используя аутогенную тренировку Шульца (Godin, 1957), с годами выработал ускоренный метод, который пациенту можно представить как простую «гимнастику» для нервной системы. Этот подход можно использовать параллельно с гипнозом, и он является хорошей альтернативой в тех исключительных случаях, когда гипнотическое состояние не может быть достигнуто. Положительные результаты гарантированы почти всегда, что подтверждается с помощью контрольной аппаратуры (приборы биологической обратной связи*).
Положение* пациента должно быть по возможности ближе к горизонтальному (некоторые пациенты не переносят полностью горизонтального положения), необходимо позаботиться, чтобы он чувствовал себя как можно удобнее, ладони обращены вниз, руки слегка согнуты. Не помешают небольшие подушки под шею и под колени, а также покрывало на ноги.
Пациенту даются краткие объяснения*: «Симпатическая и парасимпатическая системы подобны чашам весов. Мы должны научиться уравновешивать их. Упражнения являются частью методики, позволяющей...» и т. п.
Этот стандартный текст произносят достаточно медленно, согласуй с ритмом дыхания" пациента, заботясь о гармонии*, как это делается при гипнозе.
- Вам удобно? Теперь вы можете закрыть глаза...
...Вы начинаете говорить про себя: «Я спокоен, мне удобно и спокойно...», чтобы ваше
расположение духа благоприятствовало проведению упражнения...
Ясно, что речь идет об упражнении*, в котором следуют указаниям, не рассуждая.
...Теперь вы просто повторяете про себя: «Моя правая рука тяжелая, моя правая рука тяже-о-о-о-олая... моя правая рука тяже-о-о-о-о-о-олая...»
Очевидно, что здесь, как и в гипнозе, тон* голоса используется аналоговым* способом. Как и в гипнозе, ожидается эффект воздействия слов терапевта на тело пациента. Но для пациента это всего лишь указания о том, как выполнять упражнение*, которое надо будет делать дома.
.. .Не отвлекайтесь! (Терапевт легко и быстро приподнимает правую руку пациента, слегка поддерживая ее под локоть. Таким образом при минимальном вмешательстве со стороны терапевта выявляется расслабление мышц руки, которое пациент может ощутить.)
272
Очень хорошо...
При таком образе действий пациент как бы ставится перед свершившимся фактом*, он слышит похвалу и в последующем не сможет (как это бывало) со-мневапся в происходившем.
Теперь вы таким же образом повторяете: «Моя левая рука тяжелая, моя левая рука тяже-о-о-олая, моя левая рука тяже-о-о-о-о-о-олая...» (Терапевт, протянув собственную правую руку поверх тела пациента, коротким движением слегка поворачивает его руку вовнутрь.)
Так, очень хорошо...
...Теперь таким же образом вы повторяете про себя: «Мои ноги тяжелые, мои ноги тяже-о-о-олые, мои ноги тяжелые...» (Терапевт быстро приподнимает согнутое правое колено пациента, произнося удовлетворенным тоном: *Так...», затем слегка перекатывает левую ногу пациента вовнутрь...) Так... очень хорошо...
...Постепенно эта тяжесть сообщается спине, затылку и плечам... (Терапевт правой рукой упирается в левое плечо пациента и слегка толкает его, добиваясь легкого перемещения корпуса пациента.) Так, превосходно...
Вы можете повторять это упражнение дома три раза в день, один раз утром, один раз перед сном и, если удастся, один раз среди дня. Для этого вы в точности повторите все, что мы делали здесь. Вы устроитесь поудобнее, вы обязательно начнете со слов: «Мне удобно и спокойно», затем, как мы делали, вы повторите: «Моя правая рука тяжелая... моя правая рука тяже-о-о-олая...» пока не добьетесь ощущения, сходного с тем, что испытываете сейчас. Потом таким же образом вы повторите: «Моя левая рука тяже-о-о-олая...», потом «ноги тяже-о-о-олые...», и постепенно эта тяжесть сообщится спине, затылку и плечам...
Под предлогом уточнения методики снова используется идеодинамическая* власть слов.
...Это упражнение продолжится около двух минут, как и упражнение, которое мы делаем здесь...
Крайне важно, чтобы упражнение было коротким. В противном случае возникнет риск, что пациент начнет слишком стараться и сделает все наоборот.
...Это упражнение вы должны всякий раз заканчивать тем, что мы называем «возврат», то есть вы повторите то, что мы здесь сейчас сделаем. Когда я вам скажу, вы изо всех сил потянетесь... потом вы сделаете очень глубокий вдох... После этого, только после этого вы откроете глаза...
Шульц всегда настаивал на обязательном выполнении ритуала «возврата».
...Выполнив возврат, вы заметите, что ощущаете совершенно нормальный мышечный тонус, как до упражнения, и будете чувствовать себя отдохнувшим, расслабленным... И с каждым упражнением вы все лучше и лучше будете владеть собой и своим телом.
18-2917
273
Окончание* такое же, как и в гипнозе*.
...Вы совершаете возврат: вытягиваете руки... глубокий вдох... и вы открываете глаза...
Комментарии
Спрашивается, есть ли у этого упражнения что-либо общее с гипнозом? Желательно, чтобы пациент воспринимал это только как упражнение по регуляции мышечного тонуса, позволяющее попутно контролировать симпатическую систему, что, впрочем, недалеко от истины.
Желательно усиливать личностный контроль по мере того, как пациент делает успехи, используя другие ключевые фразы из техники Шульца: «Моя правая рука теплая» (потом все тело), «Мое сердце бьется ровно и сильно», «Мое тело дышит», «По моему солнечному сплетению разливается жар» и наконец: «Мой лоб чувствует приятную прохладу».
Ключевые слова:
Аналогия, биологическая обратная связь, упражнение, объяснения, свершившийся факт, деятельность, гармония, гипноз, идеодинамизм, позиция, возврат, дыхание, окончание, тон.
ю. традиционный гипноз
Перед вами шкала внушаемости (Гарвардская коллективная шкала, Шор и Орн, 1962, перевод отделения психологии Монреальского университета). Эта шкала является хорошим примером традиционной* гипнотической индукции.
Текст содержит одиннадцать разделов, позволяющих оценить в цифрах успешность индукции и затраченное на нее время. Этот текст хорошо показывает, как используются различные внушения* в зависимости от задачи. Интерес представляет также соскальзывание* от Одного типа внушения к другому.
Комментарии (критического характера) принадлежат Жану Годену.
Введение
1. Неудержимый наклон головы
Раздел / является пробным, его задача — добиться от пациента согласия на упражнение*.
Для начала я хотел бы, чтобы вы осознавали то, что чувствуете, когда отвечаете на внушение, не будучи под гипнозом.
Здесь видно, что допускается начинать внушения без гипноза. Начиная с определенного момента, понятие гипноза станет необходимым.
Теперь я попрошу каждого убедиться, что он сидит совершенно прямо... Закройте глаза и расслабьтесь, но не сгибайте при этом спину. Так... Ваши глаза закрыты, и вы сидите совсем прямо. Оставайтесь в этом положении с закрытыми глазами и позвольте себе начать постепенно расслабляться. (Сделать паузу в тридцать секуадДак... Оставайтесь в том же положении и не открывайте глаза... все так же прямо... глаза закрыты.
Речь идет просто об указаниях, то есть о внушениях в широком смысле слова, адресованных сознанию пациенту, от копрою пока ожидаются произвольные* ответы.
Вскоре я попрошу вас подумать, что ваша голова наклоняется вперед. Как вы без сомнения знаете, мысль о движении и его выполнение тесно связаны. Как только вы подумаете, что ваша голова наклоняется вперед, вы почувствуете стремление совершить реальное движение. Вы действительно почувствуете, как ваша голова неудержимо наклоняется вперед, все ниже и ниже, пока не наклонится так низко, что будет казаться безвольно повисшей.
Эти обьяснения демистифицируют* феномен. Ясно говорится, что именно мысль пациента лежит в основе явлений (идеомоторный феномен*), вопреки
18*
275
обыкновению традиционных гипнотизеров полагать, что они обладают властью. Из продолжения опыта мы, однако, увидим, как оператор будет постепенно обретать эту власть. На данном этапе опыта его объяснения* как бы нацелены на нейтрализацию возможного сопротивления* пациентов. Внушение безапелляционно: «Вы почувствуете, как ваша голова неудержимо клонится вперед», то есть голова пациента сейчас перестанет подчиняться его воле*.
|