Эриксон настаивает на том, что пациент может в любой момент убедиться в своей способности сопротивляться оператору (Erickson & Rossi, 1979), поэтому совершенно нормально и даже желательно, чтобы пациенты отвергали или изменяли то, что им внушают, и приспосабливали это к своим собственным потребностям (Erickson & Rossi, 1979).
2. Цель гипноза, как мы ее понимаем, состоит в том, чтобы дать возможность пациентам улучшить и усилить свой личностный контроль.
4-2917
49
1 Как ни парадоксально, но приобретение навыка отстраненности* является условием улучшения контроля (Erickson & Rossi, 1979).
CONVERSATIONNELLE (HVPNOSE). ГИПНОЗ-БЕСЕДА
En.: Conversational (hypnosis)
„ Новый гипноз перестал быть неким ритуалом и часто принимает форму простой беседы. Но эта беседа имеет свои правила: с согласия пациента оператор* использует свои знания о механизмах бессознательного* для достижения определенных эффектов. Он непрерывно подкрепляет то, что ведет пациента в избранном направлении. Во время гипнотической сессии, к примеру, можно было с удивлением наблюдать Эриксона, говорящего с пациентом обо всем и ни о чем: о детском саде, об обучении, о воображаемом, о комфорте, о возможностях нашего бессознательного, о мигательном рефлексе и т. д. (Erickson & Rossi, 1976).
Тема беседы очень изменчива - это производная от занятий и потребностей пациента (см. использующая* индукция*) и от конечной цели (подготовка* почвы). При сопровождении в воспоминании* как бы просто рассказывают о выбранном воспоминании. Существуют виды индукции, осуществляемой с помощью расспроса*.
Во время такой беседы пациент постепенно начинает заметно двигаться, его речь изменяется и становится более медленной; в дальнейшем, как правило, он начинает объясняться с помощью легких движений головы или пальцев [подача сигналов*). Его сообщения начинают касаться сведений, содержавшихся до этого в подсознании (подсознательная* коммуникация).
COOPERATION. СОТРУДНИЧЕСТВО
En.: Cooperation
Гипноз можно определить как сотрудничество, а отнюдь не как состояние восприимчивости* пациента, позволяющего другому влиять* на себя. Подобная установка* богата новыми возможностями.
Это сотрудничество возможно лишь в том случае, если сознание пациента не отключено и его отстраненность*, не будучи отрешенностью, является отстраненностью условной. Во время такого сотрудничества оператор* помогает пациенту увидеть, что тот обладает несжи-данными* для него самого возможностями. Перед тем как приступать к какому бы то ни было действию, в новом гипнозе хорошим тоном считается спросить согласия у пациента. Это сотрудничество также предполагает, что вопреки некоторым утверждениям между оператором и пациентом не происходит слияния*.
creativite. творческая способность
En.: Creativity
Творческая способность позволяет нам вырваться из плена привычных психологических ассоциаций* и готовых идей, упорядочивая* материал, которым мы располагаем, по-новому, более глобально, подчиняясь новому смыслу. Гипноз усиливает творческую способность.
50
Творческие моменты возникают в обыденной жизни спонтанно, особенно когда нарушены привычные модели поведения. Они как бы учащаются в определенных обстоятельствах: йога, дзен, шок, замешательство*... и гипноз. То новое, что при этом появляется, становится решающим элементом любой оригинальной идеи, инсайта' или личностной перестройки.
Что касается психологических проблем, то они возникают, когда пациент больше не позволяет жизненным обстоятельствам побуждать его к подобной творческой реорганизации (Erickson & Rossi, 1979). Нарушения являются результатом дезорганизации, влекущей за собой понижение жизненной энергии, то есть дефицит творчества, неспособность к альтернативному поведению (Barbier, 1989). Напротив, гипнотическое состояние, предполагающее разрыв с обыденным функционированием*, является возможностью для упорядочивания.
С помощью таких творческих актов мы можем освободиться от «перекосов» и ограничений*, которые на нас накладывает наше прошлое (Erickson & coll., 1976).
В эриксоновской гипнотерапии терапевту присуще творчество. Он вынужден испытывать свою изобретательность и открытость своей психики, чтобы быть созвучным опыту, переживаемому пациентом (Amestoy, 1989). Отсюда и его стремление функционировать более или менее «гипнотически».
CREDIVITE. ДОВЕРЧИВОСТЬ
En.: declivity
Бернгейм* сообщал, что позаимствовал это понятие* у Дюрана де Гро для осмысления гипнотических феноменов, которые он вызывал.
«Доверчивость, которую теологи называют верой, дана нам для того, чтобы мы могли верить на слово, не требуя в подтверждение сказанного логических или материальных доказательств. Это узы для разума. [...] Крайнее проявление доверчивости называется легковерностью. Доверчивость физиологична; легковерность - это недостаток» (Bernheim, 1916).
Новый гипноз* не требует принятия на веру немотивированных утверждений, как это делается в традиционном гипнозе: «На счет пять ваши глаза закроются...» Речь идет только об опыте*, от которого ожидаются определенные эффекты.
CYCLE ULTRADIEN. УЛЬТРАДИАННЫЙ ЦИКЛ
En.: Ultradian cycle
Росси считает, что в повседневной жизни наше сознание подобно непрерывно пульсирующему потоку. Оно колеблется от состояния бдительности, ориентированности на внешнюю реальность до «повседневного транса» (см. транс*.) Такие колебания совершаются циклами по 90 минут, она стали известны благодаря исследованиям сна. Росси объясняет этим изменение уровня гипнабельности* в течение дня (Erickson & Rossi, 1981).
1 Внезапное осознание.
D
DECHARGER LA RESISTANCE. РАЗРЯДИТЬ СОПРОТИВЛЕНИЕ
En.: To discharge resistance
Эриксон отмечает, что в случае неудачи у пациента появляются дополнительные шансы на успех. Сопротивление* исчезает, как по волшебству, как будто пациент, удовлетворившись тем, что доказал свою способность к сопротивлению, согласился играть снова.
Эриксон иногда сознательно пользовался подобной стратегией предварительной неудачи (Enckson & Rossi, 1979), и пациент как бы разряжал свое сопротивление. Иногда, прежде чем просто начать внушение, он предлагал пациенту несколько видов внушения на выбор и просил отбросить некоторые из них.
Другая разновидность этого способа заключается в «установке громоотвода» (Enckson & coll., 1976). Здесь происходит кристаллизация на каком-нибудь одном слове всей агрессивности пациента, накопленной им в результате директивной позиции терапевта. В примере Ноэ-ми мы находим разработанный пример такой процедуры.
Подобным же образом метод последовательного отрицания* способствует индукции у некоторых трудных пациентов (Enckson & Rossi, 1981).
DEFI. ВЫЗОВ
En.: Challenge
Это ключевой феномен традиционного* гипноза, который прекрасно отражает психологическую природу данного подхода. Он состоит в том, что пациенту бросают вызов, навязывая определенное поведение.
Формулировка* здесь является как бы внушением* наоборот: «Чем больше вы пытаетесь согнуть руку, тем меньше вам это удается и тем более несгибаемой она становится...» Вызов -это извращенная форма внушения. Поскольку пациент уже принял некоторые внушения, он открыт для последующих внушений, а эта формулировка* как бы меняет полюса имеющегося акта доброй воли, она действует, внося путаницу на уровне установок* пациента. Таким образом, подобная практика действует как подтверждение* власти другого человека над собой.
Данный психологический феномен существует и под этим названием занимает свое место в арсенале наших понятий*. Но он не входит в новый гипноз*, который далек от утверждения власти оператора и занят поисками наибольшей самостоятельности для пациента; новый гипноз также не стремится делать акцент на неудачах. «В терапевтическом подходе вызов никогда не используется» (Enckson & coll., 1976).
Однако данная практика используется в классических шкалах* гипнабельносги*, где она является одной из многих подобных. Это сводит гипноз до уровня властвования и определяет соответствующую его форму.
52
DEFINITION DE LHYPNOSE. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГИПНОЗА
En.: Definition of Hypnosis
Личное определение
Чтобы охватить различные формы гипноза, для Медико-хирургической энциклопедии нами было предложено следующее определение (Godin, 1991b):
Тип психологического функционирования*, при котором пациенту благодаря вмешательству другого лица удается абстрагироваться от окружающей действительности, полностью сохраняя связь с сопровождающим. Это «отключение реакции ориентации на внешнюю реальность», предполагающее определенную отстраненность*, эквивалентно особому типу функционирования, к которому относятся как к состоянию*.
Такой особый тип функционирования способствует появлению новых возможностей воздействия психики на тело, или психологической работы* на бессознательном уровне.
Вот другие определения, способные по-новому осветить всю сложность этого феномена.
Определение Британской медицинской ассоциации (1955): Преходящее состояние измененного внимания у пациента, состояние, которое может быть вызвано другим человеком и в котором могут спонтанно или в ответ на вербальные или иные стимулы появляться различные феномены. Эти феномены включают в себя изменения сознания и памяти*, повышенную восприимчивость* к внушению* и появление у пациента реакций и идей, не свойственных ему в обычном состоянии духа. Кроме того, такие феномены, как анестезия*, паралич, мышечная ригидность и вазомоторные изменения, могут быть в этом состоянии вызваны или устранены.
Определение Советской медицинской энциклопедии (Hoareau et Peigne, 1982): Особое искусственное состояние человека, вызванное внушением*, отличающееся избирательностью реакций и проявляющееся повышением восприимчивости* к психологической активности гипнотизера и понижением чувствительности к другим влияниям.
Определение Шертока (1979):
Гипнотическое состояние возникает как измененное состояние сознания*, на фоне которого оператор* может провоцировать искажения волевой сферы, памяти* и чувственного восприятия* - например, при лечении болевых синдромов.
Определение Лоуренса и Перри (1988):
Гипноз, по утверждению Бернгейма*, не существует. Существует всего лишь взаимодействие между данным контекстом и способностью пациента отвечать этому контексту.
DEMYSTIFIER. ДЕМИСТИФИЦИРОВАТЬ
En.: Demystify
Многие наши современники, особенно те, кто видел гипноз на эстраде*, сознательно или бессознательно опасаются гипнотического опыта*. Об этом свидетельствуют как их слова,
53
так и их невербальная* установка. Поэтому очень важно давать предварительные объяснения*, чтобы демистифицировать в их глазах этот феномен.
Еще один простой способ демистификации заключается в использовании простого сопровождения в воспоминании* (см. пример Жака). Этот опыт успокаивает пациентов своей простотой, и они изъявляют готовность участвовать в более убедительных опытах.
Демистификация феномена гипноза в равной степени необходима практикующим врачам, для которых гипноз долгое время был связан с понятиями, к которым они испытывали предубеждение.
DEPLACEMENT DE LA RESISTANCE. СМЕЩЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ
En.: Displacing resistance
Иногда Эриксону приходилось, следуя псевдологике бессознательного, смещать сопротивление*: «Возможно, вы могли бы быть загипнотизированы; вполне вероятно также, что вы не сможете быть загипнотизированы. Испробуем этот стул; если не удастся, то мы сможем...» (Enckson & coll., 1976). Переместить сопротивление на стул - способ алогичный, использующий механизмы бессознательного.
Сопротивление вполне может быть перемещено на человека: после тщетных попыток Эриксон поручал продолжение сеанса своему сотруднику (менее опытному, чем он сам) и выходил из комнаты... унося вместе с собой сопротивление пациента (Erickson & Rossi, 1981).
depontentialisation du conscient. депотенциализация сознательного
En.: Depotentialising the conscious set
Французский перевод английского неологизма, использовавшегося Эриксоном для выделения важного момента любого гипнотического транса* (см. структура* транса*), который следует сразу за фиксацией внимания* и предшествует приведению в действие бессознательных* механизмов. Это ученое слово просто обозначает процесс, с помощью которого пациент забывает об окружающем в пользу внутренней активности (см. Erickson & Rossi, 1979).
Средства, наиболее часто используемые оператором*, чтобы помочь пациенту депотен-циализировать свое сознательное, - это отвлечение*, замешательство*, шок, изумление* или психическое насыщение*.
DIRECTIVE IMPLIQUEE. ИМПЛИЦИРОВАННОЕ УКАЗАНИЕ
. En.: Implied directive
Неудачно выбранное ученое слово, использовавшееся Эриксоном и Росси. (Erickson & Rossi, 1979). Пациенту сообщают, что от него ждут каких-либо непроизвольных действий,
54
сигнализирующих о том, что ожидаемое впечатление, воспоминание или другой столь же непроизвольный феномен уже возник. Например: «Когда ваше бессознательное будет готово, оно заставит вас сделать очень глубокий вдох...»
Имплицированное указание имеет сходство с сигналингом*, оно связано с ожиданием чего-то, о чем нужно сигнализировать. «Имплицированное указание способствует наступлению состояния интенсивной работы*» (Erickson & coll., 1976).
Сама процедура вначале была описана Чиком и Ле кроном (1968), затем Эриксоном и Росси; она включает в себя три фазы:
-
вступление, привязанное ко времени: Как только...
-
внушение пациенту, что что-то происходит внутри него: ...Ваше бессознательное совершит эту работу...
-
просьба отвечать посредством непроизвольных действий: ...Ваш палец приподнимется.
DIRECTTVITE. ДИРЕКТИВНОСТЬ
En.: Directivity y
Гипноз является директивным подходом в той мере, в какой оператор* направляет пациента.
В традиционном гипнозе* оператор всегда сам определяет развитие событий, и зачастую весьма авторитарно*; в новом гипнозе* оператор определяет вместе с пациентом то, что будет сделано, но не то, как это будет происходить. Предполагается, что бессознательное* пациента ответственно за то, что появляется в ответ на предложения* оператора (Godin, 1990а). Оператор направляет бессознательную деятельность* пациента к достижению гипнотического транса*. Параллельно он активно ищет вместе с пациентом то, к чему тот в конечном счете стремится, и помогает добиться этого. Он действует подобно акушеру или как катализатор.
В традиционном гипнозе подход прямой*, то есть внушение* навязывается извне.
В новом гипнозе* открытые*, активизирующие* и косвенные* внушения не имеют целью навязать что-либо. Их функция исследовательская*.
Иными словами, индукция и ведение сеансов могут быть более или менее прямыми или директивными в зависимости от конкретного случая и обстоятельств.
DISPONIBILITE. ГОТОВНОСТЬ
En.: Resposive attentiveness
Вольный перевод «responsive attentiveness» (Erickson, 1980, I) для описания установки пациента, который в данный момент внимателен и расположен слушать.
Когда Эриксон собирался выбрать хорошего пациента для демонстрации гипноза*, он искал среди присутствующих тех, кто обнаруживал такую установку*.
С этой точки зрения гипноз является состоянием повышенной готовности (Erickson & Rossi, 1981).
55
DISPOSITION D'ESPMT.
ПСИХИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ
En.: Mind set
Психическая предрасположенность показывает, чего можно ожидать от действия бессознательного механизма*.
Ее легко выявить при помощи детской игры: «Вы знаете, какого цвета мел... Вы знаете, какого цвета обычно бывает бумага... Вы можете представить себе цвет заснеженных вершин... Теперь прошу вас быстро ответить: что пьют коровы?» Если вы ответили «молоко», то остались в дураках, как и более 85% наших соотечественников.
Использование психической предрасположенности, являющееся косвенным* внушением, это, разумеется, психологическая манипуляция*, играющая на автоматизмах человеческой психики. Если присмотреться, то подобное использование психической предрасположенности ведет пациента в заданном направлении. Но фактор принуждения этим и ограничивается, и пациент в конечном счете сам выберет свой собственный ответ. Не теряя способности к свободному суждению, он получит дополнительную возможность использовать его.
Последовательное принятие* является частным случаем использования психической предрасположенности.
DISSOCIATION. ДИССОЦИАЦИЯ
En.: Dissociation
1. Так обозначается активность, обычная в поле нормального сознания, но переставшая быть таковой.
Рука, застывающая в каталепсии*, не ощущаемая более пациентом, - это признак диссоциации. Когда Эриксон внушает Монди (Lustig, 1974), чтобы тот смотрел на свое тело, сидящее на соседнем стуле, речь тоже идет о диссоциации. Когда пациент покидает свое тело, страдающее во время перевязки, и воображает, что он находится в соседней комнате и смотрит телевизор, - это телесная диссоциация (Errckson & Rossi, 1979). Воскрешать в памяти воспоминания* о летнем отдыхе - это небольшая временная и пространственная диссоциация.,. Благодаря гипнозу мы можем пользоваться удивительными формами диссоциации, такими, как диссоциирование эмоций при мысленном переживании травмирующей ситуации (Erickson & Rossi, 1979), что очень актуально при лечении травматического невроза*.
Психическое функционирование* во время гипноза приспосабливается к подобным видам диссоциации (см. логика* транса). Пациенту как бы удается «брать в скобки»* некоторые свои психические функции* или он соглашается временно отказаться от своего критического мышления. Слово «диссоциация» может быть использовано для описания всех гипнотических феноменов, поскольку, если они изолированы от контекста, то их можно назвать диссоциированными.
2. Бауэре (Bowers, 1976J употребляет термин «диссоциация», объясняя его значение таким образом: «Диссоциацию я понимаю как готовность регистрировать (а иногда и реагировать на) информацию, которая не воспринимается сознательно». Феномен, о котором здесь упоминает Бауэре, по нашему мнению, типичен для гипноза.
56
DISSOCIATION DE LA CONSCIENCE. ДИССОЦИАЦИЯ СОЗНАНИЯ
En.: Dissociation of the conciousness
Делез (1813), а затем де Фариа* отмечали, что во время гипноза пациенты иногда ведут себя как другая личность. Но идея диссоциации сознания восходит к Пьеру Жанэ (1889), несмотря на то, что он никогда не употреблял этого выражения: Жанэ* говорил о том, что деятельностью психики, диссоциированной от сознания, можно объяснить гипнотическое состояние. Он отмечал, что под гипнозом появляются как бы две души: одна - связанная с сознанием и волей, а другая - вне воли и сознания, но способная управлять сложными видами деятельности. Он имел в виду автоматические действия, диссоциированные от нормального сознания, ускользающие от сознательного контроля пациентов.
Хилгард предложил (1977) под названием новую концептуализацию теории Жанэ, обозначив термином неодиссоциация, он рассматривает работу психики как соединение подсистем, которыми гипноз может манипулировать (см. скрытый наблюдатель*). В гипнозе некоторые функции могут изолироваться или диссоциироваться. Иерархичность познавательных функций и их взаимные отношения представляют собой основу деятельности сознания. Гипноз - всего лишь одно из наглядных проявленийэтого.
Вполне авторитетные современные авторы (Опте & One, 1986) полагают, что в гипнозе личность разделяется. Они считают, что отчеты, которые дают пациенты, хорошо отражают снижение их контроля над своим поведением. Те же, кто придерживается теорий, не признающих существования особых* процессов, считают, что подобные объяснения неверны и рассматривают гипноз как целенаправленное поведение (Sarbin, 1984; Lynn, 1989).
DISSOCIATION (PARLER EN TERMES DE).
ДИССОЦИАЦИЯ
(ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ДИССОЦИАТИВНЫМИ ТЕРМИНАМИ)
En.: Dissociation (speaking in terms of)
Во время гипноза оператор как бы обращается к бессознательному* пациента, пусть даже это утверждение выглядит несколько условно. Как бы то ни было, в предварительных объяснениях*, данных пациенту, всегда упоминают о том, что будут адресоваться «к его бессознательному». Таким же образом говорят о пальце, «который отвечает», и когда обращаются к пациенту, его просят «позволить своему телу...», или «позволить своему дыханию...» и т. д.
Таким образом, к пациенту обращаются как к диссоциированной совокупности, и это несомненно способствует гипнозу. Можно расценивать такой способ как метафорическую* речь.
DISTANCE. ДИСТАНЦИЯ
En.: Distance
От человека к человеку и от культуры к культуре меняется представление о физической дистанции, которая должна отделять нас от другого человека. Жители Средиземноморья, на-
57
пример, держатся ближе к собеседнику, чем жители Севера. В гипнозе слишком большая близость может ощущаться как вторжение*. Напротив, значительное расстояние может переживаться как установка* на отдаление. Гипнотерапевт должен следить за тем, чтобы дистанция была комфортной для пациента, постоянно спрашивая его и наблюдая* за его реакциями при приближении и удалении. От такого рода деталей зависит легкость и качество гипнотического опыта*.
DISTORTION DU TEMPS. ИСКАЖЕНИЕ ВРЕМЕНИ
En.: Time distortion
Субъективное искажение времени является одним из специфических* феноменов гипноза.
После гипнотического опыта пациенту часто кажется, что сеанс длился минут десять, тогда как он занял полчаса. Возможно и обратное. Не менее удивительны сообщения некоторых пациентов после небольшого хирургического вмешательства, например: «Сколько времени длилось вмешательство? - Несколько минут!» (в действительности гораздо дольше). И наоборот, после гипнотического сеанса той же продолжительности: «Сколько времени длилось ваше воображаемое приключение? - Много часов!» (Жак Келе, личное сообщение).
Во время гипноза искажение времени можно получить простым внушением* (Erickson & coll., 1976). Используя свои шаблонные фразы*, мы часто говорим пациенту, что тот может по своему усмотрению изменять время, проживаемое в гипнозе. Этот простой риторический прием делает такую возможность доступнее для пациента и облегчает ему функционирование* внутри воображаемого мира (см. ориентир*).
При повторяющихся болевых* приступах практика смещения времени очень уместна, поскольку больные таким способом могут сокращать продолжительность страдания, субъективно увеличивая периоды благополучия.
distraction, отвлечение
En.: Distraction
1. Гипнотическое состояние заключается в абстрагировании от определенной части реальности, и поэтому его следует расценивать как развитие феномена отвлечения.
Простая рассеянность, если она направляется оператором*, может способствовать появлению новых возможностей в психофизиологическом плане, но возникает вопрос, правомерно ли в этом случае пользоваться термином «гипноз». Нечто подобное происходило с маленьким Робертом; в этом примере Эриксон сопровождал* своего трехлетнего сына в отвлекающей психологической работе, позволяя ему забыть о боли (Haley, 1973/1984).
2. кроме того, если пациента что-то неожиданно отвлекает, то при умелом использовании это обстоятельство может способствовать гипнотической индукции*, поскольку фиксирует внимание* и депотенциализирует сознание*. Это удачный момент для того, чтобы бессознательное прислушалось к тому, что отказывался слышать пациент. Чтобы утилизировать отвлечение, достаточно просто сказать пациенту: «Сейчас имеет значение только работа вашего бессознательного...» (Erickson & coll., 1976).
58
3. В момент реориентации* тоже используется отвлечение, чтобы пациент смог хорошо различать транс* и состояние бодрствования (Erickson & coll., 1976). С помощью отвлечения пациент как бы теряет нить воспоминаний о том, что происходило в трансе (см. структурированная амнезия*).
DOUBLE LIEN. ДВОЙНАЯ СВЯЗЬ
En.: Double bind
Согласно Эриксону и Росси, двойная связь - это предложение достаточно упрощенного и иллюзорного выбора (Erickson & Rossi, 1976, стр.62.): «Желаете ли вы испытать транс глубокий или средний?» Предлагается альтернатива, но результэт в любом случае будет один и тот же (Erickson & coll., 1976, стр. 62).
Двойная связь, не имеющая ничего общего с понятием, предложенным Бейтсоном, это связка, адресующаяся к непроизвольным видам поведения: «Какая из ваших рук поднимется первой?» (См. Erickson & Rossi, 1979). Двойная связь - это косвенное* внушение.
В некоторых случаях двойная связь более разработана. Эриксон задает вопрос: «Считаете ли вы, что находились в трансе?» Отрицательный ответ может означать: я не знал этого. Если пациент отвечает: «Нет, я не был в трансе», Эриксон добавляет: «Прекрасно, вы действительно не знали об этом!» Двойная связь в этом случае должна подтвердить то, что исходит от самого пациента, иначе она бесполезна и нежелательна (Erickson & Rossi, 1981).
Иногда двойная связь бывает более тонкой. Одна из моих пациенток с навязчивыми идеями накопила сопротивление* во время индукции, проходившей особенно трудно. Намереваясь использовать каталепсию* руки как метафору*, я приподнял ее руку... которая начала опускаться... Я поспешил добавить: «И теперь эта рука опустится...» Рука тотчас застыла, как бы противореча врачу и ясно показав, какая внутренняя работа произошла перед этим. Двойная связь характерируется тем, что играющий первым всегда выигрывает.
DOULEUR (CONTRULE DE LA).
БОЛЬ (КОНТРОЛЬ НАД БОЛЕВЫМИ ОЩУЩЕНИЯМИ)
En.: Pain (control)
Многообразные возможности, которые предоставляет гипноз, могут быть использованы и для контролирования боли.
Терапевту следует вместе с пациентом исследовать определенное количество возможностей и приспособиться к конкретной ситуации. Вклад Милтона Эриксона, обнародованный им на Парижском конгрессе 1965 года (Erickson, 1965), был определяющим в этой области. Методики, которые мы здесь перечислим, могут показаться сложными для применения. В действительности опыт показывает, что нужно просто вежливо, пользуясь простым языком, попросить пациента, «не согласится ли он подождать, чтобы узнать, что произойдет» (Barber Joseph, 1990).
Способ контролировать боль местным воздействием
1. Простое внушение*.
Эффект простого внушения может быть значительным: «Я могу уколоть вас, и вы почувствуете только давление...» Как правило, анальгезия* (сохранение неболевой чувствительности) достигается гораздо легче, чем истинная анестезия (полное исчезновение чувствительности).
59
При хронических болях Эриксон просил пациентов уменьшить боль на одну сотую. Очевидно, что они не могли уловить такого различия. Мало-помалу он увеличивал процент. Таким, казалось бы, нелогичным способом ему удавалось достичь значительного контроля. Он как бы очень мягко направлял психику другого к совершению необходимой работы.
2. Внушение посредством воображения.
Гипноз часто состоит в игре с образами*: «Вообразите, что вы носите толстую кожаную перчатку... Я сейчас уколю только эту перчатку...» Если вызвана анальгезия руки (это особенно легко сделать после каталепсии* или левитации* руки), вполне можно попросить пациента перенести анальгезию на щеку или на верхнюю челюсть для облегчения стоматологического вмешательства, поднеся туда эту руку. Такой ритуал как бы позволяет совершиться невидимой, но нужной психологической работе*.
3. Подмена ощущения.
Очень удобно попросить пациента вызвать в одном из участков тела какое-либо ощущение: холод, тепло, покалывание, зуд или другое. Любое из этих ощущений, которое пациент в состоянии вызвать, способно в достаточной степени заместить собой предшествовавшее ему чувство боли.
4. Перемещение ощущения.
Если не удается полностью устранить боль, иногда можно сместить ее хотя бы немного. Это может оказаться эффективным, так как одни виды локализации более мучительны и трудно переносимы, чем другие. Кроме того, это полезно уже тем, что является первым шагом к контролю над болевыми ощущениями. Иногда удается распределить боль на две области, например, боль в руке можно уменьшить, разделив ее между двумя руками (Quelet, 1990).
5. Разделение боли.
Характеристики, которыми пользуются пациенты, чтобы описать свои боли, могут быть изменены. Если устранить боль невозможно, вначале следует сосредоточиться только на некоторых ее аспектах. «Разделяй, чтобы властвовать», - говорит Эриксон. Боль режущая, как от острого ножа, может притупиться, хотя и останется временно жгучей и колющей. Определенные качества боли исчезли и, соответственно, изменились слова, которыми пациент ее описывает. Мало-помалу боль будет ослабевать.
6. Новая интерпретация ощущений.
Этот метод близок предыдущему, но имеет иную точку приложения. Уподобление некоторых видов боли вибрации или другим ощущениям, соответствующим тому или иному контексту, например, плаванию на корабле или езде мотоцикле (хороший пример для стоматолога), изменит субъективное переживание этих болей и сделает их менее жестокими.
Способ контролировать боль общим воздействием
1. Временной и пространственный уход
В гипнозе пациентов очень часто просят что-нибудь вспомнить (лучше хорошее), чтобы занять его сознание. Таким образом страдание вытесняется образами, не связанными с ним. Это очень эффективно и способствует интенсификации гипноза.
2. Привлечение прошлых ощущений.
Мы можем обратиться к телесным ощущениям, предшествовавшим болезни, и попросить пациента тщательно беречь их и использовать для противодействия теперешнему дискомфорту.
3. Искажение времени*.
Еще один способ представлен искажением времени. Периоды страдания могут субъективно укорачиваться, а периоды относительного благополучия - удлиняться.
4. Амнезия*.
Еще одна практика состоит в том, что пациент воспитывает в себе определенную сгюсобнссть к забвению. Если он может забыть, сколько времени продолжались его страдания, это поможет
60
ему меньше переживать ожидание боли и таким образом уменьшить ее. Эриксон утверждает, что любая боль на одну треть состоит из воспоминаний о боли, пережитой ранее, и на одну треть - из ожидания будущей боли. Боль - это конструкция, в которой есть эмоциональные составляющие. Примечание. Особенно поучительны рассказы Эриксона о некоторых его терапевтических подходах в трудных случаях. Можно, например, упомянуть историю Кэти и ее речитатива (Enckson & Rossi, 1979, с комментариями Lodeon, 1986); историю мозолей (Enckson & Rossi, 1979, с комментариями Roustang, 1990) или примеры Эриксона (1983-1986).
DUREE DUNE SEANCE DHYPNOSE. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ГИПНОТИЧЕСКОГО СЕАНСА
En.: Length of hypnotic session
Сколько времени посвящают гипнотическому сеансу?
Согласно нашим записям* средняя продолжительность составляет около получаса. С очень эмотивными* или резистентными* пациентами приходится работать около часа. Но ничто не мешает нам, если время ограничено, сказать пациенту, что его бессознательное будет работать в его пользу... до следующего сеанса. Эриксон рассказывал, что в 1952 году ему требовалось обычно от четырех до воами часов, чтобы должным образом вовлечь пациента в работу! (Enckson, 1980, 1).
Нежелательно действовать слишком быстро, поскольку пациенту необходимо время. Полагаю, что мы обязаны с уважением относиться к периодам задумчивости. В некоторых случаях (при нестложной помощи или в стоматологии) вполне уместно действовать быстрее, пользуясь прямыми* внушениями, но работа при этом совершается несколько иная.
DYADE. ДИАДА
En.: Diade
Представленная в литературе концепция гипноза включает в себя понятие диады. Вот мнение Вайтценхоффера: «Гетерогипноз - это состояние транса, характеризующееся установлением диадных отношений между двумя человеческими существами. Один из членов диады намеренно отказывается от самоконтроля и самоопределения. Он уступает контроль другому члену диады» (Wefeenhoffer, 1988, 1, 14). (См. слияние*.)
Это не касается нашей практики. Новый гипноз обучает пациента, не требуя от него отказа от контроля* (см. отстраненность*).
Тем не менее можно было бы говорить о диаде в широком смысле слова, поскольку оба партнера становятся участниками приключения, связанного с бессознательным.
DYNAMIQUE DE LA TRANSE HYPNOTIQUE. ДИНАМИКА ГИПНОТИЧЕСКОГО ТРАНСА
En.: Transe dynamic См. структура* транса.
E
ECHELLE D'HYPNOTISABILITE. ШКАЛЫ ГИПНАБЕЛЬНОСТИ
En.: Hypnotisability scales
Шкалы гипнабельности создавались для измерения готовности быть загипнотизированным. Они обладают спорной валидностью, так как отражают только готовность быть загипнотизированным с помощью традиционного гипноза*.
Следует отметить, что в этих шкалах мы встречаем три типа внушений*:
-
первые информируют пациеитов о том, что с ними что-то происходит,
-
вторые - о том, что пациенты больше не могут совершать те или иные действия (вызов*),
-
третьи связаны с искажениями восприятия*. Некоторые шкалы хорошо известны:
1. Вайтценхоффер и Хилгард (1959).
2. Шор и Орн (1962) (см. традиционная индукция*).
3. Барбер и Калверлей (1963). В данном случае авторы квалифицируют (с полным правом) эти шкалы как шкалы внушаемости* (Barber, 1969.)
4. Одна из новейших шкал была создана Спаносом, Радтке и др. в 1983 г. (Bertrand, 1989). Стабильность показателей этих шкал во времени заставляла думать, что они отражают
некую константу человеческой личности, интерпретируемую как «готовность испытать диссоциацию»* (Spanos & Chaves, 1989).
Эти шкалы являются для психологов источником сведений о феноменах внушения. Но для нас они абсолютно бесполезны, поскольку наша практика и получаемые с ее помощью эффекты есть нечто совершенно иное.
ECRITURE AUTOMATIQUE. АВТОМАТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО
En.: Automatic writing
Среди классических возможностей гипноза существует и возможность писать автоматически*, иногда не зная содержания написанного. Сюрреалисты, не обращала к гипнозу, увлекались этой игрой, дававшей, как им казалось, удивительные результаты.
Милтон Эриксон часто пользовался этим подходом в клинических исследованиях* (Erickson & Rossi, 1979); Эрнест Хилгард также использовал автоматическое письмо в своих поисках, например, для подтверждения феномена скрытого наблюдателя*.
Эта практика обычно требует много времени и тренировки, поэтому я рекомендовал бы ее просто как курьез. В рамках упражнений, предлагаемых нашим студентам, редко кто из
62
|