Читая публикации Эриксона, можно найти несколько простых идей, которые, не претендуя на то, чтобы охватить всю область психиатрии, тем не менее выявляют его осторожное отношение к понятию патологии. Вот некоторые из них:
-
Эриксон больше интересуется пациентом, чем «наукой о пациентах». В частности, он считает, что «симптом может разрешиться с помощью работы* на психодинамическом уровне, необъяснимо для пациента [и для терапевта!]» (Erickson & Rossi, 1979). Он также не придает большого значения этиологии2, поскольку «искать причину симптома означает стремиться действовать в линейной системе» (Lankton, 1991).
-
Эриксона интересует развитие личности в экологических рамках более широкой системы. С этой точки зрения нарушения появляются, «когда система* (индивидуум, семья, общество и т. д.) не способна больше к самостоятельному изменению* и оказывается вовлеченной в бесконечную игру» (Watzlawick, 1974/1975).
-
Нарушения возникают тогда, когда пациент сталкивается с непреодолимыми трудностями, то есть если он не научился необходимым трансакциям для перехода от одного жизненного этапа* к другому (Haley, 1973/1984).
-
В основе нарушений также лежит неадекватное программирование. Пациенты - это, как правило, люди, страдающие избытком запрограммированности* и потерявшие вслед-
10снованный на классификации болезней. 2 Изучению причин.
118
ствие этого контакт со своим «Я» (Erickson & coll., 1976). Терапия должна восстановить равновесие.
Пациенты становятся пациентами именно потому, что более не находятся в раппорте со своим бессознательным (Erickson & coll., 1976), или потому, что пытаются делать то, с чем их бессознательное* справляется лучше них (Erickson & coll., 1976). В этом смысле транс* терапевтичен.
Подводя итог, можно сказать, что симптомы обычно связаны с потерей индивидуальности пациента, и поэтому лечение должно способствовать раскрытию личности (Erickson & Rossi, 1976).
PAUSES. ПАУЗЫ
En.: Pauses
Паузы в речи терапевта небезразличны для пациента. Начать фразу и не закончить ее сразу - прекрасное средство открытого* внушения или передачи скрытого смысла.
В первом случае фраза повисает в воздухе, и пациент (бессознательное* пациента, говоря словами Эриксона) начнет искать все ее возможные значения. Обратимся к лримеру с Жаком: «Это воспоминание позволит вам воспользоваться... благоприятными ассоциациями...» (окончание фразы не идет в счет). Глагол «воспользоваться» без дополнения включает поток ассоциаций* в рамках активизированного таким способом механизма поиска*. Все, что возникнет в связи со словом «воспользоваться», будет делом пациента и только его одного (Erickson & coll., 1976).
Но пауза может также изменять равновесие предложения* и служить средством напоминания о втором смысле или средством включения одного послания в другое (см. контекстуальное* внушение). В одном из примеров Эриксон говорит: «Когда вы грезите ночью...» - и делает паузу, чтобы дать время на развитие импликаций* (сексуальных) со словом «ночь». (Erickson & Rossi, 1979). Часто Эриксон останавливался после какого-нибудь слова на три-четыре минуты, чтобы дать пациенту время для внутренней работы (Rosen, 1982/1986).
О незавершенных фразах см. также Erickson & Rossi, 1979.
PAVLOV. ПАВЛОВ
Иван Петрович Павлов (1849-1936) интересовался гипнозом, который он рассматривал как промежуточное состояние между сном и бодрствованием. В этом состоянии на фоне ограниченного как топографически, так и по степени интенсивности кортикального торможения, существуют «точки бдительности», позволяющие существовать раппорту* между гипнотизером и гипнотизируемым. Сон и гипноз, таким образом, различались только количественно (Hoareau et Peigne, 1982). Эта теория основана на понятиях кортикального возбуждения и торможения.
Речь человека становится таким же материальным стимулом, как стимулы физические (см. обусловливание) (Chertok, 1963).
119
PERCEPTION (NIVEAU DE). ВОСПРИЯТИЕ (УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ)
En.: Perception (level of)
1. Традиционный гипноз* сосредоточивает внимание на лености оператора: «Слушайте,! мой голос, только мой голос...». Эриксон научил нас поступать наоборот: «Вам не обязательно,) слушать меня, так как некоторая часть вас самих слушает меня и может отбирать из моих слов • то, что принесет вам пользу...». Уровень восприятия, таким образом, различен; мы полагаем, что при обращении к пациенту, который перестает нас слушать, феномен сознательного кри-, тического блокирования изменяется, и воспринятое предложение* оказывает иной эффект.' Бессознательные эффекты при этом максимальны. Вот почему нам нередко приходится специально утомлять* пациента, чтобы он перестал нас слушать.
2. В гипнозе пациент не всегда ориентируется в своих ощущениях и не всегда способен однозначно сказать, является ли движение, которое он только что совершил, произвольным* или нет. В предельных случаях сознание и двигательная активность диссоциированы* настолько, что после явной левитации* руки пациент скажет, что ее не было, или наоборот, будет утверждать, что чувствовал левитацию, которой на самом деле не существовало.
periode post-hupnotique. постгипнотический период
En.: Post-hypnotic period
Мгновения, следующие за пробуждением*, могут быть продолжением гипнотического состояния*, и в этот момент мы должны быть особенно бдительными.
Эриксон советует как можно яснее разграничивать состояние гипноза и постгипнотичес-кий период и как следует разделять эти два момента в сознании пациента. Для этого он предлагает при пробуждении отвлекать* внимание пациента, что способствует забыванию и разграничивает эти два момента.
Нередко в постгипнотический период пациент некоторое время пребывает в неуверенности, не зная точно, в каком он состоянии. При этом очень легко, если нужно, реиндуциро-вать гипноз простым вопросом: «Считаете ли вы, что сейчас полностью проснулись?», тоном* голоса предполагая (импликация*) сомнение. Реиндукция* при этом гарантирована.
PERIODES D'ERICKSON DANS SA PRATIQUE DE L'HYPNOSE. ПЕРИОДЫ ГИПНОТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ЭРИКСОНА
En.: Periods in Erickson's pratice of hypnosis
В терапевтической практике Эриксона, связанной с использованием гипноза, можно схематически выделить три различных периода.
120
1. В первый период Эриксон пользовался понятиями, унаследованными от XIX века, достигнув при этом неоспоримой виртуозности. В это время им были изобретены стратегии*, сделавшие эту технику более эффективной и приспособленной к конкретному пациенту. Поэтому данный период можно обозначить как стратегический. Эриксон полагал, что гипноз и, в частности, постгипнотическое* внушение могут позволить пациентам приобретать опыт нового поведения и даже приступать к реорганизации своей психики. Хорошие примеры подобной практики содержатся в книге Джея Хейли (1973/1984). Этот увлекательный труд дает представление о творческой способности* Эриксона.
2. Постепенно Эриксон начал интересоваться терапевтическим действием гипнотических трансов*, что совпало с подлинной революцией в его концепции гипноза. Мы говорим об эриксоновской гипнотерапии, чтобы обозначить новый подход, который Эриксон особенно развил к концу своей жизни (Enckson & Rossi, 1976, 1979,1981).
Параллельно Эриксон старался найти средства, «способствующие» гипнозу. Эти приемы больше не были простыми внушениями*. Они представляют собой вербальные техники, приводящие в действие бессознательные психические механизмы*, позволяющие пациенту легче достигать гипнотического состояния и инициирующие желаемые изменения*.
3. Наконец, существует еще одна практика, к которой Эриксон наиболее охотно обращался ближе к концу своей жизни. Она не так явно, но вполне определенно связана с гипнозом. Эриксон использует все предыдущие открытия, но не стремится специально вызывать состояние гипнотического транса. Эта динамика может реализоваться в простой беседе; она основывается на тончайшем знании психологии и нюансов речи. Об этом оригинальном терапевтическом подходе невозможно в точности сказать, является ли он гипнотическим. Не зная, как определить его, я во время одной конференции упомянул о нем как о Милтон-терапии. С тех пор я не нашел лучшего определения. (Пример этого подхода («Заторможенность Анны») можно найти у Хейли, 1985,1,123,149; тот же пример, с комментариями приведен у Годэна, 1992а.)
Сейчас врачи любых психотерапевтических ориентации говорят, что если они и не используют эриксоновскую гипнотерапию как таковую, то все равно не работают «как раньне». В таких случаях я думаю о Милтон-терапии.
PHENOMENES SPECIFIQUES DE LHYPNOSE. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ГИПНОТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ
En.: Specific phenomena of hypnosis
Гипноз способствует развитию любопытных повторяющихся феноменов, называемых специфическими гипнотическими феноменами. В действительности ни один из этих феноменов не является специфичным для гипноза, поскольку каждый из них может как бы случайно возникать в негипнотических ситуациях. Например, в определенных ситуациях человек может не чувствоваться боль* (Dousse, 1991).
Возрастная регрессия*, каталепсия*, искажение времени*, искажения восприятия*, внушенное постгипнотическое поведение, автоматическое письмо*, позитивные и негативные галлюцинации*, изменение памяти* (ретроактивная галлюцинация) являются частью этих феноменов.
121
Развиться они могут не у каждого. Возможна избирательная предрасположенность к неко- ,> торым из них, а реализация трех последних является делом исключительным. Но гипноз позво-. ляет развивать их. Кроме того, они являются разновидностями гипнотического функцио ния* и представляют собой полезный для пациента навык*, помимо всякого иного практическо- *' го использования. Поэтому сеанс гипноза призван кратко исследовать* каждое из этих состояний.
Согласно Эриксону и Росси, специфические феномены являются элементами диссоции* > рованных* видов поведения, нормальных на определенном этапе развития (Erickson & Rossi, f 1979), и становятся понятными, если считать, что гипноз базируется на активизации нервных ■ связей, относящихся к детству или к младенчеству (Erickson & Rossi, 1979). , ™
Гипнотические феномены вызываются благодаря особой природе возникающей связи* и в той мере, в какой они согласуются с потребностями пациента (Erickson & Rossi, 1979).
PHRASES DE ROUTINE. ШАБЛОННЫЕ ФРАЗЫ
En.: Routine phrases
Новый гипноз* не пользуется заранее заготовленными словесными формулами. Тем не менее практика доказала полезность некоторых фраз, и они повторяются при многих индукциях*. Такие фразы призваны направлять установки* пациента подобно указателям*. Например: «Если я говорю что-то, что вам не подходит, вы можете не слышать этого...». Некоторые из рутинных фраз способствуют внутреннему поиску: «Очень хорошо, продолжайте...», «Интересно, не правда ли?» (Erickson & Rossi, 1979).
Таких шаблонных фраз довольно много, ими не следует пренебрегать. Они не заучиваются наизусть, но с приобретением терапевтического опыта легко приходят на память. Эрик-сон справедливо полагал, что стандартный набор «гипнотических» слов имеет ограниченное применение, потому что свой словарь следует приспосабливать к пациенту (Erickson & Rossi, 1981).
PHYSIOLOUIE DE L'ETAT HYPNOTIQUE. ФИЗИОЛОГИЯ ГИПНОТИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
En.: Physiology of the hypnotic state
1. Физиологические критерии гипноза
Ученые до сих пор не смогли прийти к согласию относительно физиологических критериев состояния транса*1. Физиологические критерии, использовавшиеся до настоящего времени, свидетельствуют о состоянии релаксации* (Godin, 1957). Электроэнцефалографические исследования недостаточно убедительны. Больше обнадеживают исследования дифференцированной деятельности мозговых полушарий* (Watzlawick, 1978/1980). Возможно изучение вызванных потенциалов (Comas, 1.991). Зато предметом более углубленного изучения следовало бы сделать наблюдения клиницистов: действительно, врачи, пользующиеся гипнозом для обезболивания*, свидетельствуют, что кровотечение при этом бывает менее обильным и заживление происходит быстрее (Quelet,
' Очень серьезные исследования проводятся в настоящее время во Франции в рамках C.N.R.S.
122
1991, стр. 16). Эсдайль* отмечал, что в послеоперационный период было меньше инфекционных осложнений, если использовался гипноз-, и это без специального внушения (Esdaile, 1850). Мы также знаем, что меняются процессы обусловливания* (Rojnov, 1965). 2. Возможные физиологические изменения при гипнозе Возможность появления физиологических изменений «по команде», по-видимому, значительно увеличивается при гипнотическом функционировании. В нашу задачу не входит развивать здесь эту тему, которой в исследованиях по гипнозу уделяется достаточное внимание (Edmonston, 1979; Chertok, 1979). В качестве документального свидетельства достаточно упомянуть фликтену', полученную в результате внушения (Chertok, 1979). Терапевтическая параллель этого - лечение ожогов и кровотечений (Swirsky-Sacchetti et Margolis, 1986).
Резюмируя сказанное, можно сделать вывод, что гипноз позволяет развивать воздействие психики на тело. Этим объясняется возрождение интереса врачей к данной практике.
plan dune seance dhypnose, souci de cheminement logique. план гипнотического сеанса, стремление к логическому развитию
En.: Plan of an hypnotic session
Новый гипноз должен приспосабливаться к пациенту, следовательно, он не может быть запрограммированным. Тем не менее его гибкость не бессистемна и минимум направленности все же необходим.
В качестве упражнения я предлагаю ученикам провести хотя бы один четко спланированный сеанс. Он включает в себя следующие фазы.
Предварительная часть. В этот момент забота оператора состоит в подготовке* сеанса. Ему следует:
Араоз (1982) резюмирует все это аббревиатурой Т.Е.А.М. (напоминающей о работе в команде), что означает: Trust (Доверие), Expectations (Ожидания), Attitudes (Установки), Motivation (Мотивация).
Постановка. К этому времени сеанс подготовлен:
-
принятием некоторых мер предосторожности*;
-
предусмотренным в случае необходимости якорем* (структурированная амнезия*);
-
постановкой сигналинга*. Собственно индукция. Она состоит:
-
из указаний оператора: «Сядьте, пожалуйста, вот так...», «Вам не обязательно...» и т. д.;
-
из выбора вида индукции*: сопровождение пациента в приятном воспоминании* довольно несложно (Жак), иногда достаточно имплицированных* указаний или последовательного принятия* (Алкмена), возможны парадоксальные* индукции (Ундина) и т. д
'Волдырь.
123
Индукция заканчивается ратификациями*. Рабочая фаза. В этой фазе:
-
исследуются ответы пациента в различных гипнотических областях и возможность i терапевтического использования;
-
приводятся в действие бессознательные процессы: поиск воспоминаний и ощущений, > бывших до болезни (пример Жака), обыгрывание рождающихся в душе пациента обра» { зов (травматический невроз*), осуществление открытых или мобилизующих внушений) (метафоры*) и т. д.,
-
проводятся, по мере необходимости, терапевтические* внушения и постгипнотические* внушения, которые, по нашему мнению, являются внушениями открытыми*. Окончание*. В этот момент
-
дается указание «выйти из состояния» со всеми его особенностями;
-
внушается ощущение благополучия и восстановления того, что было изменено;
-
даются указания о возможной реиндукции* и указания по самогипнозу*. Продолжение. Оно включает в себя:
-
повторение якоря*, если желательна структурированная амнезия*;
-
отвлечение*, чтобы лучше вьщелить «гипнотический» момент;
-
интервью по поводу сеанса (вежливое, но короткое, чтобы пациент сознательно не вмешивался в начавшиеся процессы).
Разумеется, в повседневной практике все эти моменты перемешиваются, порядок может меняться в интересах используемой тактики, в частности, фаза индукции уже может включать в себя терапевтические элементы.
Демонстрацию тщательно спланированного гипнотического сеанса можно найти в примере Мадам В. (Malarewicz et Godin, 1986). Речь идет о демонстрации, проведенной мною в ревматологической клинике перед врачебной аудиторией, во время которой я намеревался наглядно, пункт за пунктом подтвердить все фасты, сообщенные мной на конференции. Вкратце следует заметить, что этот сеанс, проведенный скорее с назидательной целью, имел самый благоприятный эффект: пациентка смогла снова приступить к работе, оставленной два года назад, причем получаемая ею терапия осталась прежней, и в течение года после сеанса она не обращалась к врачам.
PLASTICITE DE LHYPNOSE. ПЛАСТИЧНОСТЬ ГИПНОЗА
En.: Plasticity of hypnosis
Конечно, было бы нелепо спрашивать, какой гипноз является настоящим, потому что гипноз может быть разным. Современные представления позволяют нам внимательнее всмотреться в то, что в прошлом было описано под термином «гипноз».
-
Феномены, полученные Месмером*, вполне могут быть связаны с ожиданиями* пациентов и с немым* внушением.
-
Сомнамбулические* феномены ставят перед нами нерешенную задачу. Существует ли подлинное состояние* в неврологическом смысле этого слова, как бы вырастающее из общих гипнотических проявлений, или мы имеем дело с феноменом истерического порядка, то есть с бессознательным поведением со сложной мотивацией?
124
-
Многие феномены классического гипноза объяснимы в рамках гипноза культуры*.
-
Наконец, на законах внушения* и психологической эксплуатации идеомоторного* феномена основана большая часть традиционного и эстрадного* гипноза.
Мы думаем, что вправе выбирать (сознательно или бессознательно) ту модель гипноза, которая больше нам подходит, в зависимости от наших знаний, целей и стремлений. Новый гипноз представляется нам особенно удачным, поскольку не вызывает ни недомолвок со стороны терапевта, ни сопротивления* со стороны пациента. Именно это мы имели в виду, когда говорили о «философии гипноза» (Godin, 1989b).
POSITION DES PARTENAIRES.
ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ ПАРТНЕРОВ
En.: Placement of the partners
На заре развития гипноза оператор часто стискивал колени пациента своими коленями. Я лично имею обыкновение устанавливать кресла приблизительно в семидесяти пяти сантиметрах одно от другого, развернутыми на три четверти, при этом партнеры располагаются так, чтобы было удобно вести видеозапись*. Такое расположение позволяет краем глаза наблюдать за пациентом, не беспокоя его. Желательно, чтобы кресло было удобным. Мне представляется важным, чтобы пациент сохранял сидячее положение, подразумевающее активную позицию*, а не положение лежа, которое скорее подходит для релаксации*. Руки пациента располагаются на подлокотниках или на бедрах. Эриксон рекомендовал, чтобы руки пациента не соприкасались, но никак не объяснял этот совет (Enckson & coll., 1976).
Во время сеанса голова пациента может резко наклониться, что впоследствии вызовет боли. Желательно предупредить это простой фразой: «Ваша голова может держаться сама», или: «Ваше бессознательное* способно удерживать вашу голову». После этого я всегда наблюдал, как пациент немедленно принимал нормальное положение и потом говорил, что был удивлен автоматизмом* своего движения.
position haute, позиция превосходства
En.: One-up position
Расхожее представление о гипнозе всегда предполагает превосходство оператора и подчиненность пациента.
Новый гипноз* предполагает участие взрослых партнеров, равноправных и выполняющих общую работу, один из которых сопровождает другого. В виде исключения может случиться, что оператор умышленно займет главенствующую позицию (случай Ноэми). Очень редко бывает, чтобы врач, практикующий новый гипноз, включался в игру пациента, стремящегося к подчиненности или пассивности*. Иногда именно оператор систематически занимает подчиненное положение и просит пациента помочь ему.
Распределение ролей может меняться с течением времени и становиться объектом немых «соглашений» между участниками сеанса; но оператор сохраняет бдительность и осознает эти перемены. Это не безразлично для успеха гипнотического опыта, особенно для его последствий (см. артефакт*).
125
POSITIVITE. ПОЗИТИВНОСТЬ
En.:Positiveness
1. В новой гипнотерапии существует предположение, что природа ориентирована пози-.j тивно, следовательно, наше бессознательное* призвано защищать нас. Работа терапевта 0г«| раничивается тем, что он способствует процессам*, благотворная природа которых не подле-1 жит сомнению.
2. Для получения доступа к нашим скрытым ресурсам* мы используем позитивные i смыслу слова, должным образом ориентирующие цепочки* психологических ассоциаций. Слова, ] негативные или имеющие болезненный резонанс не используются, по крайней мере, в нача-Н ле сеанса. Тем не менее иногда в психотерапевтических целях, имея в виду изменение рефе-' рентных рамок* или отреагирование*, негативные переживания с предосторожностями вызываются повторно и негативные слова могут использоваться как стимулы.
precautions, предосторожности
Fr., En.: Precautions
Гипноз не является опасным подходом. Тем не менее определенные меры предосторожности необходимо соблюдать.
Необходим минимальный анамнез*. Помимо прочего, он помогает выявлению психологических травм (см. отреагирование*).
Я советую разъяснять пациенту, что он в любой момент волен делать то, что считает нужным, в частности, самостоятельно выйти из гипноза, если пожелает. Такой ориентир* очень важен для того, чтобы избежать тревоги, которая может возникнуть в ходе сеанса. Несложно соблюдать и другую предосторожность: пациенту следует сказать, что если мы сами пожелаем остановить опыт, то слегка похлопаем его по плечу. В данном случае речь идет о невербальном сигнале пробуждения*, к которому мы можем прибегнуть в случае надобности.
Предосторожности устные, используемые входе работы, являются частью шаблонных фраз*. Многие из них бесценны, поскольку позволяют создать благоприятные условия для работы.
Определенных предосторожностей требует и прямое* внушение. Относительная «принудительность» гипноза, конечно, не достаточна для того, чтобы заставить пациента выполнить неприемлемое для него приказание, но она может вызывать напряжение и стать причиной осложнений*. Прямое терапевтическое* внушение, вделанное из лучших побуждений, рискует оказать давление на не готового к этому пациента.
Постгипнотическое* внушение следует применять с осторожностью, поскольку предполагается, что оно запечатлевает в душе пациента тип поведения, который пациент не реализовал бы спонтанно. Его нужно использовать только открыто.
Сразу после выхода пациента из гипнотического состояния следует восстанавливать то, что было изменено: мышечный тонус, ощущения, искажение времени*, возврат в настоящее время и т. д. Точно так же и укрепляющие внушения - внушение благополучия, доверия (Hartland, 1971) - являются полезными ориентирами, которыми не следует пренебрегать.
В виде дополнительной меры предосторожности при работе с пожилыми или больными людьми я советую терапевтам положить руку на запястье пациента, одновременно контролируя мышечный тонус и пульс.
126
Наконец, в отличие от Эриксона, я утверждаю, что нежелательно гипнотизировать* своих детей или родственников, поскольку старые неурегулированные отношения могут оказаться плохо контролируемым материалом (см. трансфер*).
PREDICTIONS REALISANTE. САМОИСПОЛНЯЮЩЕЕСЯ ПРЕДСКАЗАНИЕ
En.: Self-fulfilling prophecy
1. Из общей психологии известно, что предсказание (или ожидание*) склонно реализо-вываться только потому, что в него верят.
Гипноз станет тем, что о нем думает пациент, и это имеет крайне важные и зачастую непредсказуемые последствия теоретического и практического плана. В частности, если пациенты действительно верят, что попадут в зависимость от оператора, то вполне возможно, что в определенной мере так и будет (см. принуждение* в гипнозе).
Этодрамат.мщюгипнгоздеанипри
Демистифицированный гипноз, к счастью, лишен этого вредоносного свойства.
2. С другой стороны, объяснения*, даваемые пациенту по поводу возможностей его бессознательного*, также являются исполняющимися предсказаниями, из которых мы можем извлечь только пользу. В этом не следует видеть только простое внушение*. (См. также Watzlawick & coll., 1967/1972.)
PREPARATION. ПОДГОТОВКА
En.: Preparation
Гипноз, как и все психологические феномены, не существует изолированно. Он связан с тем, что ему предшествует, и его восприятие будет различным - в зависимости от существующей психической предрасположенности* и контекста. Следовательно, индукция* должна быть подготовлена.
Развитие ожидаемого гипнотического феномена также зависит от подготовки. Прежде чем добиваться даже частичной амнезии*, Эриксон учил нас беседовать с пациентом о легкости, с которой забывают. Таким же образом упоминание (в виде трюизма*) о том, что рука может стать легче, или об изумлении* подготавливает почву для каталепсии* руки (см. пример Жака).
Последовательности принятия* и отрицания* также готовят почву для формирования соответствующей установки*.
В действительности любая беседа с пациентом является подготовкой к терапевтическому подходу и помогает сделать последующий опыт* правдоподобным для пациента (см. переходы*). Акцент на ожиданиях* является частью этой подготовки.
PRISE DE CONSCIENCE. ОЗАРЕНИЕ
En.: Insight
Повторяем, что пациент никогда не теряет сознания во время гипнотического сеанса*. Содержания сознания следуют одно за другим, иногда нанизываясь друг на друга, подобно
127
фантазиям; но в конце сеанса пациент утверждает, что все время знал, что находится: одновременно отсутствуя.
Результатом бессознательной работы может стать озарение (инсайт). И наоборот, i ент может обнаруживать спонтанное желаемое изменение поведения, не осознавая этого.
И наконец, одни пациенты свое улучшение и положительные сдвиги считают : терапевта (см. эмотивный* пациент), тогда как другие не усматривают здесь никакой i или им требуется для этого от одного до нескольких месяцев (пример Нозми).
PROCESSUS INCONSCIENTS. БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
En.: Unconscious processes
Информация обрабатывается психикой посредством бессознательных процессов. Интег-, рирование* новых данных и процесс вспоминания подчиняются определенным законам; лич- j ностный синтез осуществляется постоянно, этот процесс не доступен для волевого* вмешательства. Новый гипноз* действует на уровне бессознательных процессов, иногда ускоряя их : течение, а иногда избирательно активизируя некоторые из них (см.: ассоциативные* цепи), например, приводя в действие механизмы решения проблем.
Примером спонтанного действия целенаправленного бессознательного механизма является решение математической задачи, которое утром приходит как бы само собой, тогда как 1 накануне вечером человек безуспешно пытался его найти.
Бессознательные процессы не являются особыми* процессами.
PROCESSUS SPECIAUX. ОСОБЫЕ ПРОЦЕССЫ
En. Special processes
Традиционный взгляд на гипноз предполагает, что гипнотические феномены возникают как следствие неких механистических сил или душевных процессов, выходящих за рамки обычной психологии. Эти концепции называются теориями особых процессов (Spanos & Chaves, 1989).
Под таким углом зрения гипнотические феномены всегда воспринимаются как нечто такое, что «случается с пациентом». Гипнотические процедуры приводят к особым когнитивным изменениям (гипнотическое состояние*), которые, в свою очередь, значительно увеличивают вероятность появления автоматических ответов на внушение*.
Другое современное направление старается опровергнуть эти концепции. (См. Сарбен*, Барбер*. когнитивно-поведенческие* исследования.) «В действительности гипнотический эффект связан здесь не с особыми нейрофизиологическими механизмами и не с произвольной имитацией, а с бессознательной душевной деятельностью, направляемой сознательным стремлением достичь поставленной цели» (Widkxher, 1992).
Эти теории по-разному объясняют необычность наблюдаемых феноменов. Например: «...Постгипнотическая амнезия вызывается избирательной временной невнимательностью, затрудняющей нормальный процесс вспоминания. (...) Правильнее было бы говорить не о невнимании, а о негативном, не осознаваемом внимании, позволяющем избегать автоматической процедуры идентификации» (Widlocher, 1992).
128
Дискуссия, в которой участвовали Эриксон, Барбер, Сарбен и Вайтценхоффер в мае 1960 г. (Erickson, 1980, II), выявила взвешенную позицию Эриксона. Отвечая Сарбену, который упрекал его в определении гипноза как «внутриличностного» поведения, Эриксон намеренно упрощает свой подход к понятию «состояние сознаниях это просто данность, изменяемая в зависимости от обстоятельств. В ответ на упреки Барбера в том, что Эриксон признает существование несколько таинственного и магического состояния транса, позволяющего совершаться необычным вещам, Эриксон ответил, что в настоящее время мы не имеем адекватных концепций* и вынуждены создавать наиболее удобный язык*.
Наша работа направлена именно на уточнение нашего языка и места гипноза в концептуальных рамках современной психологии.
PROFONDEUR DE LHYPNOSE. ГЛУБИНА ГИПНОЗА
En.: Depth of hypnosis
На первый взгляд гипнотическое состояние* представляется как бы имеющим определенную глубину, сравнимую с более или менее выраженной поглощенностью каким-нибудь занятием (см. континуум*).
Существуют классические индикаторы* транса*, которые, как полагают, свидетельствуют о глубине состояния. Самоотчет пациента, самостоятельно оценивающего глубину собственного состояния, тоже иногда рассматривается как достоверный. Эта оценка может даваться и непроизвольно, посредством сигналинга*.
Наконец, мимика пациента при пробуждении и время, необходимое ему для реориента-ции*, также являются возможными элементами уточнения глубины.
Традиционный* гипноз предполагал необходимость глубокого гипноза, поскольку эффективность была пропорциональна глубине состояния. В новом гипнозе* пациенту дается возможность функционировать на таком уровне поглощенности*, который ему подходит. Во всяком случае до сих пор не было замечено соответствия между предположительной глубиной состояния транса и связанными с ним результатами. Я лично считаю, что для сознательно-бессознательной интеграции благоприятны скорее некоторые пограничные состояния, нежели так называемые глубокие состояния.
Что касается появления специфических гипнотических феноменов, то они, парадоксальным образом, не связаны с предполагаемой глубиной. Например, каталепсия* у некоторых пациентов развивается только в поверхностном состоянии, у других - только в глубоком, наконец, у третьих - только в моменты перехода от поверхностного к глубокому состоянию (Enckson, 1980,1). Иногда пациенты, у которых амнезия* развивается в легком гипнотическом состоянии, не способны достичь ее в более глубоком трансе (Erickson, 1980,1, стр. 59).
В действительности эта глубина не является одномерным феноменом. Вслед за Шором Пето предлагает создавать многомерные шкалы (1991). Эриксон утверждает, что транс может быть одновременно поверхностным и глубоким! Это не имело бы смысла, если бы речь шла о физическом феномене. «Очень важно убедиться в том, что ваш пациент может находиться в одно и то же время в очень легком и в очень глубоком трансе; в очень легком трансе в связи с одной частью реальности и в трансе глубоком - в связи с другой ее частью» (Erickson, 1983/1986). ч
Для теоретиков, отрицающих понятие особых* процессов, понятие глубины состояния не более чем артефакт*, свидетельствующий только о «понимании гипноза как явления, появив-
9-2917
129
шегося в конкретных исторических условиях и в определенном культурном контексте» (Radtke,| 1989).
Хилгард (1965), напротив, сохраняет эти понятия и различает понятия восприимчивости* (поведенческие ответы) и глубины (субъективные ответы).
PROGRAMMER. ПРОГРАММИРОВАТЬ
En.: To programm
Традиционный* гипноз претендует на программирование пациентов (на лучшую жизнь, на избавление от симптома и т. д.). Реализация постгипнотического* внушения свидетельствует в пользу возможности такого программирования. Мы более не стремимся к подобному программированию, за некоторыми исключениями (например, пациент, программирующий анестезию* на определенное время), зная о сопутствующих ему случайностях и риске (см. предосторожности*).
Вместо программирования современный гипноз предлагает пациенту помощь в обретении свободы от предшествующих, но все еще действующих программ (см. сценарии*). Такое «распрограммирование» открывает путь для творческой* способности и позволяет формиро- • вать новые модели поведения.
Эриксон и Росси отмечают, что «программа» - забавное слово для обозначения нашего призыва к пациенту использовать свои собственные возможности (ErickSon & Rossi, 1981). В эриксоновской психотерапии программирование пациента исключается; зато благодаря гипнотерапии мы можем быть у истоков открытий, которые сделает пациент «при условии, что то, что предлагается, приемлемо для его собственных референтных рамок» (Erickson & Rossi, 1981).
PROGRAMMATION NEURO-LINGUISTIQUE. НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
En.: Neuro-Linguistic Programming
«Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) имеет своим объектом моделирование человеческой исключительности. Под этим я подразумеваю определение и кодирование характерных поведенческих структур известных личностей для совершенствования индивидуального поведения. Цель состоит в том, чтобы позволить заинтересованным лицам освоить эти навыки и интегрировать их в свой личный профессиональный репертуар простым и действенным способом. В избранной области личность получает возможность систематически достигать тех же успехов, что и смоделированный нами талантливейший специалист» (Джон Гриндер, основатель НЛП, 1984).
|