Годэн Жан "Новый гипноз. Глоссарий, принципы и метод"

APPOSITION D'OPPOSES.

ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

En.: Apposition of opposites

Способ внушения, или содействия внушению*, основанный на использовании уравнове­шивающего свойства речи. Высокое напоминает нам о низком и т. д. Например: «В то время, как ваш кулак сжимается, все ваше тело расслабляется...», или: «Пока левая рука остается тяжелой, правая рука может становиться легче...», «Когда ваша рука поднимается, ваши веки опускаются». (Пример Нозми. См. Erickson & Rossi, 1979.)

Это один из видов косвенного* внушения.

APPRENTISSAGE. ОБУЧЕНИЕ, НАВЫК

En.: Learning

1. Мы рассматриваем гипноз как психическое функционирование*, отличающееся от обыч­ного и являющееся результатом обучения.

Предстоит научиться неделанию, невмешательству, отстраненности*. Когда нашим па­циентам это не удается с первой попытки, мы склонны говорить о сопротивлении*, тогда как на самом деле они еще не успели научиться новому типу поведения.

Нужно также научиться управлять трансом*. Вначале феномены нередко возникают бес­порядочно: спонтанная возрастная регрессия*, парестезии, анестезия*, иллюзии, смещение времени* и т. д. Пациенты, научившись однажды стабилизировать эти вторичные проявле­ния, могут позволить своим бессознательным процессам свободно взаимодействовать с бес­сознательным терапевта без посредства сознания (Erickson & Rossi, 1976).

2. В психотерапии понятие навыка является первостепенным:

  • обучение дружественному, непринужденному восприятию своего телесного образа,

  • социальные навыки,

  • обучение новым психологическим трансакциям, характерным для данного жизненного этапа: флирт, создание очага и т. д. (см.: жизненные этапы*).

В конечном счете все преимущества гипнотерапии* можно выразить понятиями сознатель­ного и бессознательного обучения: «От пациента требуется использовать все свои способности к обучению посредством опыта. Это может подразумевать любые виды физиологических процес­сов, психологических ответов и неврологических проявлений» (Erickson, 1983/1986).

APPRENTISSAGE INCONSCIENT. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

En.: Unconscious learning

Такое название вполне оправданно, если обучение совершается в области, не подчиняю­щейся воле и не осознаваемой (биологическая обратная связь*, перенос навыков*, гипноз*...).

Для Эриксона было ясно, что транс представляет собой состояние активного обучения без участия сознания (Erickson & Rossi, 1976). Преимущество гипноза состоит в том, что не требу­ется точно знать, чему научился пациент: «По-настоящему важен сам факт приобретения зна­ния и возможности его использования при появлении стимула» (Erickson & Rossi, 1981).

APPRENTISSAGES PRECOCES

(REFERENCES AUX).

НАЧАЛЬНЫЕ НАВЫКИ (УПОМИНАНИЕ О НИХ)

En.: Early learning sets

Речь идет о теме, которая часто звучит с различными вариациями в гипнотических сеан­сах Милтона Эриксона. Например: «Вы приобретаете навыки, но вы толком не знаете, о чем идет речь. Это похоже на ваши первые дни в школе. Когда нужно было учить буквы, вы не знали, как за это взяться: b очень походило на d... (и так далее). Но ваше бессознательное тем временем конструировало внутренние образы, благодаря которым вы теперь свободно читае­те, к своему большому удовлетворению...»

Эти несколько шаблонных фраз* позволяют создать нужную метафору* в рамках неболь­шой возрастной регрессии*. Такая беседа может в нескольких словах изложить типичные эрик-соновские методы: последовательное принятие*, контекстуальное* внушение, импликацию*... (Erickson & Rossi, 1981).

В очень редких случаях, если обучение чтению было для пациента кошмаром, ему можно предложить другой пример обучения. В любом случае необходимо тщательно наблюдать* за пациентом, чтобы дать обратный ход* в случае неудачи.

APPROCHE. ПОДХОД

En.: Approach

1. На определенном этапе Эриксон заменил термин «гипнотическая техника» словом «подход». Он подразумевал под этим, что прекращает применять определенные рецепты и начинает работать в сотрудничестве с личностью, которая является уникальной: «Мы говорим о подходе, имея в виду, что у нас есть множество средств, чтобы научить, как испытать то, что мы называем терапевтическим трансом» (Erickson & Rossi, 1981).

Слово «техника» остается уместным, когда идет речь о применении определенной про­цедуры, в основном в традиционном гипнозе и в некоторых особых случаях нового гипноза.

2. Различают прямой и косвенный подход.

Прямой подход относится прежде всего к традиционному гипнозу; он осуществляется в виде прямых* внушений.

Для нового гипноза характерен косвенный подход, при котором пациент побуждается к активному участию.

  • Наконец, можно назвать и полупрямой подход: это может быть подход, который под видом директивное™ на самом деле использует в естве внушения только косвенные и открытые предложения (см. пример Ноэми);

или это подход полностью разрешающий, который неявно использует замаскированное прямое внушение (см. пример Жака), чтобы воздействовать на телесном уровне.

ARTEFACTS. АРТЕФАКТЫ

En.: Artefacts

Феномен гипноза невозможно изучать, не обращаясь к контексту* опыта. Если в дей­ствиях терапевта проявляется или подразумевается та или иная установка*, то, как нам теперь кажется, и гипнотический ответ также испытывает влияние этой составляющей*.

В эпоху Фрейда* во время гипноза было в обычае говорить с пациентом командным или по меньшей мере отеческим тоном. Появлявшаяся психологическая регрессия не могла не быть связана с этим. ,

Как не вспомнить обольщающую позицию классических гипнотизеров, их падкость на реакции «обожания» со стороны пациентов, их многочисленные белее или менее безобидные прикосновения, прежде чем делать заключения о природе перенося? во время гипноза? Фрейд заинтересовался проблемой эротизации* гипнотической ситуации, когда одна пациентка «упала в его объятия» после сеанса. Насколько я знаю, в новой гипнотической практике такого никог­да не случается!

Все, что не обязательно и нежелательно в гипнозе, заслуживает, по моему мнению, на­звания артефакта (Godin, 1991a),

Здесь затрагивается важная проблема: не слишком ли часто гипноз смешивают с други­ми психологическими феноменами, тесно с ним связанными?

ASSOCIATION LIE. СВОБОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ

En.: Free association

Гипноз - это разновидность психологического функционирования*, тесно связанная с «депотенциализацией сознательного»*. В определенный момент содержание психики начи­нает образовывать связи согласно новым законам, которые по определению являются закона­ми свободных ассоциаций.

Гипноанализ интересуется этими появляющимися в гипнозе ассоциациями, пытаясь трак­товать их в аналитическом плане (см. Palaci, 1987).

Эриксоновская гипнотерапия довольствуется использованием этого психологического функционирования в интересах пациента: «Вы произносите фразы, порождающие опреде­ленные естественные ассоциации в душе пациента. Именно эти его внутренние ответы и явля­ются сутью гипнотического внушения*» (Erickson & Rossi, 1981).

ASSOCIER. АССОЦИИРОВАТЬ, ОБЪЕДИНЯТЬ

En.: To associate

1. Ассоциирование (говорят также сцепление) внушений*, или предложений* является существенным механизмом любого гипноза.

К тому, что в настоящий момент происходит или неизбежно должно произойти, присо­единяют внушение, которое хотят видеть реализованным. Например: «С каждой ступенью лестницы [воображаемой], по которой вы спускаетесь, ваше состояние углубляется...», или: «В то время как ваша рука опускается, она становится все более напряженной...» и т. д. (см. установка*).

Поскольку внушенные феномены провоцируют друг друга, можно говорить об ассоциа­тивной петле. «Чем сильнее это произойдет, тем полнее это наступит, и чем полнее это насту­пит, тем сильнее... и так далее». Ассоциация и ассоциативная петля, создавая кумулятивный эффект, дают начало тем необычным феноменам, которые наблюдаются в гипнозе и для объяс­нения которых нет необходимости говорить об особых* процессах.

Новый гипноз тоже использует ассоциирование феноменов, но более сдержанно: «С каж­дым вдохом вы сейчас расслабляетесь все больше...» Эриксон рекомендует также объединять произносимые нами фразы союзами, даже если логически это не совсем оправданно (см.: составное* внушение).

2. Иногда ассоциирование нескольких вопросов в их временной последовательности по­зволяет использовать ассоциативные механизмы для упорядочивания* психики.

В одном из примеров Эриксон намеренно объединяет два вопроса: «Была ли вам знако­ма эта тревога, когда вы были ребенком?» и «Какой ваш любимый вид спорта?» (Erickson, 1983/1986). Такие формулировки благодаря своей временной последовательности задают направление, в котором будет совершаться внутренняя работа*.

3. См.: цепи ассоциаций*.

ATTENTES. ОЖИДАНИЯ

En.: Expectations

1. В гипнотическом опыте имеет значение не только то, что говорит или делает оператор. Убеждения пациента (и оператора*) определяют (вербально и невербально, сознательно и бессознательно) то, что должно произойти (Godin, 1991a).

Чтобы вызвать гипнотическое состояние, достаточно умело использовать ожидания. Во время одной демонстрации Эриксон попросил резистентного пациента подняться на эстраду. Несмотря на то, что терапевт ничего не предпринимал, пациент вскоре погрузился в гипноти­ческое состояние. Позже Эриксон объяснил это так: «Нас на сцене было двое, и нужно было, чтобы хоть один из нас что-нибудь делал!»

Кроме того, ожидания и настрой оператора проявляются невербально*, и от этого зави­сит, насколько легко ему удается вызывать диссоциацию* (Erickson & Rossi, 1981).

Гипноз - это не что иное, как конкретная реализация наличествующих установок*, то есть ожиданий, и именно поэтому гипноз традиционный отличается от нового гипноза: раз­личны их предпосылки. Поэтому и само слово* «гипноз» следует употреблять осторожно. Сло­во само по себе способно мобилизовать как ожидания, так и сопротивление*.

2. Ожидания - это элемент, которым не следует пренебрегать в терапии. В частности, наклеивание ярлыков при диагностировании состояния пациентов может закреплять имею­щиеся у них нарушения. «Тот, кто принимает гипотезу айсберга и соответственно определяет свою цель, возможно, спровоцирует эффект Розенталя...» (Watzlawick & coll., 1974/1975). Дей­ствительно, Розенталь показал, что ожидания являются важным и часто недооцениваемым элементом в психологии (Rosental, 1966).

ATTITUDE.

УСТАНОВКА, НАСТРОЙ, ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ

En.: Attitude

1. Это ключевое понятие гипноза. Из всех наших понятий* оно наиболее полезно для понимания гипнотических феноменов. Здесь нет никакой магии. Любая разновидность психи­ческой деятельности* может просто быть результатом внутренней позиции человека, то есть сосредоточенности его внимания в определенном направлении.

' Отсюда следует ряд выводов:

  • чтобы добиться этого особого функционирования, нужно, чтобы пациент внутренне при­нимал его или желал (сознательно и/или бессознательно, говорит Эриксон);

  • наш пациент погружается в гипноз, если он понял или научился испытывать* соответ­ствующий гипнозу внутренний настрой;

  • мы сможем помочь нашим пациентам функционировать гипнотически, только если сами будем иметь должную установку;

  • установка является также результирующей всех знаний и предубеждений протагонистов, и часто не осознается как таковая. В традиционном* и в новом* гипнозе установки раз­личны.

2. Понятие установки заслуживает того, чтобы в психотерапии ему уделялось гораздо больше места, чем обычно отводится. Хорошие терапевтические результаты часто связаны с простым изменением внутренней позиции наших пациентов. Это особенно заметно в гипно­терапии* (см. Ноэми, Ундина). Одно только изменение установки позволяет пациенту изме­ниться самому или, точнее, перейти от изменения первого порядка к изменению второго порядка (Watzlavick & coll., 1974-1975).

ATTITUDE HYPNOTIQUE. ГИПНОТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА

En.: Hypnotic attitude

В практике закрепилось выражение «гипнотическое состояние»*. Оно традиционно свя­зывается с гипотетическим существованием определенного психологического феномена, ко­торый рассматривается как измененное состояние сознания*. Было бы лучше и психологи­чески правильнее говорить о «гипнотической установке».

Поскольку определенные установки* позволяют «брать в скобки»* некоторые функции* нашей психики и высвобождать ее автоматическую* деятельность, термин «гипнотическая» вполне оправдан. Но понятие установки остается первостепенным в изучении гипноза и полу­чаемых с его помощью психологических и физиологических изменений.

Установка действует как ориентир*. Если гипнотическое функционирование* является результатом установки, ничто не мешает мне изменить эту установку и выйти из данного со­стояния, если я этого хочу, потому что мое сознание не упразднено. Если же, напротив, я полагаю, что гипноз - это состояние, в котором я теряю над собой контроль, я, быть может, не сделаю даже минимального усилия, чтобы от него освободиться. В этом заключается причина недоразумений, связанных с гипнозом, а точнее, причина существования двух гипнозов, кро­ющаяся в их предпосылках и в формирующих их установках.

ATTITUDE INCONSCIENTE. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА

En.: Unconscious attitude

Понятие установки требует уточнения. В какой мере мы ответственны за наши установ­ки? В какой степени мы способны влиять на них?

Следуя Милтону Эриксону, хотя он явно и не использовал такое разделение, мы можем различать сознательную и бессознательную установки.

1. Сознательная позиция - это та, которая принимается сознательно, с пониманием причины. Она, как правило, может становиться бессознательной. Иногда возникает конфликт между сознательной и бессознательной установками, и пациент говорит: «Это сильнее меня...»

2. Бессознательные установки встречаются в психологии повсюду, они незаметно влия­ют на нес. Мы можем судить о них лишь косвенным образом. Эти установки записаны внутри нас, как парадигмы*. То, что Эриксон называл референтными рамками*, близко к понятию бессознательной установки.

Гипноз как точка соединения между сознательным и бессознательным, может предоставить возможность как конфронтации, так и гармонизации этих двух регистров. Только такой особый тип функционирования, каким является гипноз, позволяет менять требующие изменения бессозна­тельные установки и определяемое ими поведение. Мы никогда не добьемся этого, если будем использовать только возможности сознания. Сознательная установка при посредстве гипноза мо­жет стать своего рода клавиатурой для воздействия на нас и наши бессознательные установки (концентрируясь перед важным действием, мы включаем подобный же механизм).

Объяснение гипноза состоянием транса* означает тавтологию (Sarbin, 1989). А вот гово­рить, что гипноз является предпочтительным видом психической деятельности*, достигаемым благодаря сознательной установке, значит пользоваться подлинно психологическим языком.

AUTOMATE. АВТОМАТ

En.: Automaton

Гипноз эстрадный* и в меньшей степени гипноз традиционный* иногда создают иллю­зию о возможности превращения пациента в робота по приказу гипнотизера.

Согласно Льебо (1866), «усыпленный» превращается в автомат. Чтобы показать, как мо­жет выглядеть этот феномен, процитируем Бернгейма* (1916): «Таковы двигательные фено­мены внушения. Чрезмерно подчиняемые (sic) пациенты, обнаруживающие эту столь частую особую внушаемость*, напоминают настоящие автоматы, приводимые в действие волей опе­ратора. Я говорю: «Встаньте» - и он встает; один это делает медленно, другой - после неко­торого колебания или после повторного императивного внушения; возможны разные вариан­ты. Я говорю: «Идите» - он идет. «Садитесь» - он садится. Я говорю: «Вы больше не можете двигаться» - и он останавливается, как пригвожденный к полу. Вы можете идти только назад, но не вперед» - ой пятится. «Ваша правая нога парализована» - он волочит эту ногу и хорошо владеет другой. «Ваши ноги больше не могут держать вас» - он падает, как парализованный».

Заключение Бернгейма очень интересно и снимает обвинения с гипноза, не признавая за ним подобную власть (Bernheim, 1916): «Все вышеописанные феномены: моторные, сен-зитивные, сенсорные, иллюзии, галлюцинации - являются производными от этой присущей людям внушаемости; мозг способен воспроизводить их во время сеанса, так же, как он воспроизводит их спонтанно; вот что я стремился выявить в каждом из этих феноменов. Так называемый гипнотический сон вовсе не обязателен для их появления».

Подобные феномены, конечно, существуют, но для их возникновения достаточно соот­ветствующего внушения и внушаемости пациента. Гипноз, с нашей точки зрения, это нечто совсем другое.

AUTOMAT1SME. АВТОМАТИЗМ

En.: Automatic response

Согласно Вайтценхофферу, гипноз представляет собой переход с уровня сознательно-волевой деятельности на уровни, где в большей или меньшей степени преобладают автома­тизмы (1988, II, стр. 9).

По его мнению, гипнотическое внушение* - это разновидность коммуникации*, вызываю­щая появление автоматизмов. Автоматизм может быть направлен на достижение определенной цели, на решение проблемы и создавать впечатление сознательного, осмысленного действия. Гипнотизер по своему выбору может либо привести автоматизм в действие, либо дать ему про­явиться спонтанно, он может также направлять его, изменять, включать в цепь других автоматиз­мов и в результате создавать более сложный искусственный автоматизм (Weitzenhoffer, 1988).

Поскольку только феномены, появляющиеся без участия воли*, заслуживают называться гипнотическими, новый гипноз принимает эти определения.

AUTORITAIRE. АВТОРИТАРНЫЙ (ПОДХОД)

En.: Authoritarian (approach)

Гипноз Долгое время ассоциировался с авторитарным подходом, и многие эстрадные гипнотизеры имеют обыкновение говорить приказным тоном. Среди медиков такое тоже еще встречается, но в более мягкой форме.

В новом гипнозе почти не используется прямой* подход, и если это все-таки происходит, то выглядит примерно так: «Не согласитесь ли вы...?», «Я хотел бы...». Обороты типа «Я хочу, чтобы...» используются в исключительных случаях (см. пример Ноэми). Эриксон не отвергает авторитарный подход полностью, он может использоваться в определенных случаях (Erickson, 1986). Психотерапия зачастую состоит в том, чтобы дать возможность пациенту испытать не­что новое. Поэтому язык приказаний иногда может оказаться нужнее, чем язык рекомендаций (Watzlawick, 1988).

AUTOSUGGESTION. САМОВНУШЕНИЕ

En.: Self-suggestion

Это внушение, которое делается самому себе (Erickson & Rossi, 1981). 1. В повседневной жизни и при самогипнозе в частности мы можем делать внушение* сами себе. Этот подход неожиданно позволяет добиваться результатов, прежде казавшихся невозможными. Эмиль Куэ (1915) и Шарль Бодуэн* (1915) показали, что образы, спроецирован­ные путем самовнушения в будущее, активизируют бессознательную умственную деятельность, направленную на достижение цели.

2. Следуя гипотезе, согласно которой во время гипноза пациент поддается только тем внуше­ниям, которые для него приемлемы, Араоз утверждает, что любое гипнотическое внушение можно рассматривать как самовнушение (1982). До него это отмечал и Эриксон: «Действия терапевта побуждают пациента внушать самому себе» (Erickson & Rossi, 1976).

Это противоречит точке зрения классических гипнотизеров, смешивающих гипноз и вну­шение и с помощью этой уловки (см. принуждение* в гипнозе), успешно навязывающих паци­ентам поведение, на которое не было получено согласия.

AUTO-HYPNOSE. САМОГИПНОЗ

En.: Self-hypnosis

Под самогипнозом подразумевается феномен, эквивалентный гипнозу*, но достигаемый без участия другого человека.

По мнению разных авторов, данное понятие охватывает две возможности.

1. Первичный самогипноз - это результат личной практики, цель которой - погрузить­ся* в себя. Такая практика близка к различного рода медитациям, но кроме особых и исключи­тельных случаев не обладает ни той интенсивностью, ни теми возможностями, которые дости­жимы в процессе гипноза, вызванного с помощью другого лица. В опытах* самогипноза при­мечательна особая активность пациента и то, что в его воображении сеанс происходит с учас­тием другого лица. Именно так нашему другу Виктору Раушу удалось перенести холецистекгомию под самогипнозом (Rausch, 1980).

2. Вторичный самогипноз заключается в воспроизведении гипнотического состояния после сеанса обычного гипноза, во время которого оператором была внушена эта возможность ре-индукции*.

Во время самогипноза пациент одновременно является оператором, то есть он вполне может производить внушения* самому себе (см. самовнушение*). Прочие достоинства гипно­за, такие, как релаксация*, личностная интеграция*, усиление способности к творчеству и т. д. также сохраняются.

AUTO-HYPNOSE NEGATIVE (NSH). НЕГАТИВНЫЙ САМОГИПНОЗ

En.: Negative self-hypnosis

Понятие предложено Араозом в 1981 г. для описания негативного самовосприятия, ле­жащего в основе формирования бессознательных патогенных процессов* («Я ничего не стою», «Я никогда не достигну этого...»).

Негативный самогипноз способствует формированию образов* и мощному самовнуше­нию*. Поскольку подобное негативное мышление не является осознанным и сам этот процес ускользает от критики, оно квалифицируется Араозом как гипнотическое. Терапевтический гипноз определенно является методом выбора при решении этого круга проблем, которые очень характерны для сексопатологии (Araoz, 1982). \

AUTRE (SOUCI DE IS). ДРУГОЙ (ЗАБОТА О ДРУГОМ)

En.: Care (for the other)

В новом гипнозе главным действующим лицом является пациеит. Недостаточно просто говорить с ним, как при обычной беседе, или так, как это делается в традиционном гипнозе*. На самом деле должна происходить не передача информации пациенту, а сопровождение* его в пути следования и в психологической работе*.

В новом гипнозе недостаточно говорить с другим; говоря, нужно одновременно быть в гармонии с ним Если оператор не имеет доступа к личностным устремлениям пациента, за­дача может показаться невыполнимой. Но определенным приемам можно научиться. С помо­щью упражнений* учатся подстраивать свою речь к речи пациенту (см. резонанс* слов) и овладевают некоторыми техниками, такими, как употребление неопределенных слов*, что здесь особенно важно.

В любом случае, если сопровождение выполняется правильно, оператор говорит для (вместо) пациента в BARBER. БАРБЕР Барбер Теодор-Ксенофонт (1969), как и Сарбен (1950), отвергает понятие измененного состояния сознания*. В своих опытах он использует простой метод с тремя группами испыту­емых:

  • первая группа участвует в гипнотической процедуре,

  • второй группе дают краткий инструктаж, призывающий постараться ответить на внуше­ние (инструкции, мотивирующие к выполнению задания),

  • третью группу просто просят вообразить то, что им внушено.

После такого вступления всем испытуемым давались одни и те же внушения*, а затем их ответы сравнивались. Барбер проанализировал таким образом множество феноменов, счита­ющихся специфичными* для гипноза, включая возрастную регрессию*, амнезию*, галлюци­нации*, нарушения восприятия* (внушенная глухота, цветовая слепота), снижение болевой* чувствительности, смещение времени*, изменение памяти* и т. д. Он пришел к следующим выводам:

  • Положительных ответов на все виды внушений во всех группах получено больше, чем предполагалось. Другими словами, испытуемым без подготовки удавалась и возрастная регрессия*, и галлюцинации*, и амнезия*, и обезболивание*.

  • Результат мало зависел от гипнотической процедуры.

  • Мотивирующая процедура позволяла достичь примерно таких же результатов, как и гип­нотическая.

Таким образом Барбер подвергает критике расхожие убеждения; он показывает, на­пример, что, сделавшись «слепыми» и «глухими», пациенты продолжают по-прежнему вос­принимать и обрабатывать информацию вопреки приобретенному недостатку* т. д. Работы Барбера убеждают нас, что индукция* - это только хорошо отработанный способ помочь пациенту привести в действие нужные установки*. Вспомним, что «простое осознание «не­значительности страдания и важности физической целостности» может дать тот же эффект, что и гипнотическая индукция, во время которой то же самое говорит пациенту гипнотизер» (Rosen, 1982/1986).

BAUDUIN. БОДУЭН

Шарль Бодуэн (1893 - 1963), как и Эмиль Куэ, является представителем так называемой '' «новой нансийской школы». Их основной вклад заключается в том, что они предложили рас-ксматривать бессознательное как организованное целое, способное разумно действовать для {достижения определенной цели. Эта положительная концепция бессознательного предваряла Еэриксоновскую.

BERNHEEM. БЕРНГЕЙМ

Ипполит Бернгейм (1840 - 1919) практиковал гипноз так же, как Льебо, но пришел к заключению, что сон* (как обычный, так и искусственно вызванный), не является необходи­мым условием для реализации гипнотических феноменов*, просто «все внушенные идеи стре­мятся реализоваться». «В действительности это означает: нет гипнотизма, есть только внуше­ние; то есть не существует особого искусственного, анормального, или истерического состоя­ния, которое можно было бы квалифицировать как гипноз; существуют только проявления чрезвычайно сильного внушения, которые удается получить в состоянии физиологического, или вызванного сна» (Bernheim. 1916). Далее он уточняет: «Сон усиливает внушаемость*,Тю-первых, потому, что он делает пациента доверчивее*, ограничивая его способность рацио­нально мыслить, во-вторых, потому, что воображение* доминирует и усиливает идеодинами-ческий* фактор; вот два элемента, составляющие механизм внушения».

Предшественники Бернгейма, конечно, использовали внушение* и зачастую «наивным» образом, но Бернгейм впервые отождествил гипноз и внушение, он дал жизнь этой идее, получившей затем развитие. Поскольку единственным способом индукции*, известным в ту эпоху, было прямое внушение*, смешения этих двух понятий (гипноза и внушения) невозмож­но было избежать. Это тем более вероятно, что, как мы теперь знаем, в определенных случаях внушение тоже оказывает лечебное действие.

BIOFEEDBACK.

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

En.: Biofeedback

Французский язык усвоил этот английский термин для обозначения приборов, информи­рующих нас о наших собственных физиологических процессах и позволяющих научиться кон­тролировать то, что обычно происходит автоматически и бессознательно.

Действие наиболее подобных приборов основано на измерении мышечного тонуса, тем­пературы и электрического сопротивления кожи. Поскольку эти три параметра меняются в зависимости от деятельности вегетативной нервной системы, они могут эффективно исполь­зоваться для обучения релаксации*; кроме того, они могут служить информационным сред' ством во время гипноза.

1. Для приверженцев нового гипноза* гипнотическая индукция* отчасти сравнима с ис­пользованием аппарата биологической обратной связи. Оператор информирует пациента та­ким образом, что тот продвигается к гипнотическому функционированию помимо собствен­ных волевых усилий и даже не осознавая, как это происходит (см. бессознательное обуче­ние*). Для этого оператору достаточно говорить «да» или «очень хорошо» по мере появления симптомов, таких, например, как движения век, чаще всего не уточняя, к чему относятся его слова.

2. Существует опыт использования некоторых приборов биологической обратной связи для гипнотической индукции по принципу ассоциативной петли*, например, электродермог-рафа (измерителя электрического сопротивления кожи): «Чем сильнее становится звук, тем глубже вы погружаетесь в гипнотическое состояние...». В этом случае гипноз ассоциируется* с постепенно усиливающейся релаксацией*, которая, в свою очередь, делает звук более гром­ким! И так далее.

BOUCLE ASSOCIATIVE. АССОЦИАТИВНАЯ ПЕТЛЯ

En.: Associative loop См.: Ассоциировать*.

AID. БРЭЙД

Джеймс Брайд (1895-1960), шотландский хирург, дал гипнозу его теперешнее имя (само слово, кстати, было использовано Эненом де Кувильером еще в 1820 г.). Он считал гипноз «особым типом сна» или «нервическим сном». Природу этого феномена он считал нервно-физиологической, тесно связанной с фиксацией взгляда. В конце своей жизни Брэйд начал признавать значение психологического фактора. Он просил пациента фиксировать взгляд на объекте, одновременно вызывая в уме представление о неудержимом желании закрыть глаза; к этому способу прибегали впоследствии многие гипнотизеры.

Мы не станем оспаривать предложенную Брэйдом концепцию (1846), в которой гипноз приравнивается к состоянию психологической поглощенности*: «Я мог убедиться, что гипноти­ческое состояние было по преимуществу состоянием душевной сосредоточенности, в продол­жение которой все способности души пациента были настолько поглощены одной идеей, что на какое-то время он становился полностью закрыт и безразличен ко всем прочим соображениям и влияниям» (см.: Erickson & Rossi, 1981). По Брэйду, систематическая амнезия* сеанса является обязательной частью этого феномена.

CADRE DE REFERENCE. РЕФЕРЕНТНЫЕ РАМКИ

En.: Frame of reference

Понятие референтных рамок очень важно в психологии, и в частности, в эриксоновокой психотерапии. Речь идет об имеющихся у нас бессознательных воззрениях, управляющих нашим поведением.

Отдельно взятые поступки трудно понять, если не соотносить их с системой отсчета (Watzlavick & coll., 1967/1972). Референтные рамки - это метаструкгура, придающая смысл словам, используемым на первом уровне. (Erickson & Rossi, 1981). Это понятие близко к тому, что мы называем бессознательной установкой*.

Нам нелегко составить представление о референтных рамках наших пациентов и научить­ся уважать их. Услышанные слова сами по себе ничем нам не помогут: «Слова «Прекрасный день сегодня!» для земледельца могут означать, что пришло время косить, а для жениха - нечто совсем другое... В психотерапии нас интересуют именно референтные рамки» (Erickson & Rossi, 1981). Эриксон предлагает нам учиться этому. Он посвящает воззрениям пациентов многие страницы своих все более лаконичных записей. «Таким образом, - заключает он, - вы учитесь уважать системы и референтные рамки других людей» (Erickson & Rossi, 1981). Эрик­сон предлагает с этой же целью расспрашивать пациентов о наиболее неожиданных событиях в их жизни (Erickson, Rossi & Rossi, 1976).

Появление психологической проблемы связано с тем, что сознание пациента охватывает только первый уровень и не может постичь метаструктуру (см. изменение*). Только косвен­ный* подход [и гипноз] могут работать на этом уровне. Эти метауровни имеют некоторое отношение к правому полушарию*, они проявляются в символах*, в создании образов*, в иррациональных формах жизненного опыта (Erickson & Rossi, 1981).

Главная цель терапии - обогащать референтные рамки (Watzlavick & coll., 1967/1972), то есть расширять жизненные горизонты пациентов (Erickson, Rossi & Rossi, 1976). Изменение референтных рамок является главным элементом психотерапии* в нашем ее понимании. По сути, скачок с логического уровня на уровень более высокий - это единственное изменение*, дающее возможность вырваться из системы (Watzlavick & coH., 1974/1975).

CANALISER. НАПРАВЛЯТЬ

En.: To channel

Концепция направления важна, когда нужно изменить* тип психологического функцио­нирования*. Таким образом, для достижения гипноза терапевты, использующие эриксоново-кий подход, направляют в нужное русло то, что уже присутствует в душе пациента, вместо того, чтобы пытаться внести что-то извне. Эриксон охотно сравнивал психотерапевтическое вмешательство с созданием русла реки. «В гипнозе ваша задача - направлять мысли пациен­та, направлять цепь его умозаключений на терапевтические пути» (Erickson, 1983-1986). В психотерапии*, если нужно помочь пациенту по-другому организовать свою жизнь, терапевт исследует его жизненный багаж, его возможности и видит то, что может быть использовано самим пациентом для достижения цели (Erickson, Rossi & Rossi, 1976). Это предполагает ува­жительное отношение к имеющимся психологическим структурам. Пациенту с тревожно-мни­тельным складом, страдавшему преждевременной эякуляцией и привыкшему носиться со сво­ими опасениями, Эриксон внушил, что эякуляция может слишком запаздывать, и тогда дей­ствительно будет о чем тревожиться. Пациент продолжал тревожиться, но его опасения стали более «конструктивными». Этот метод, основанный на уважении душевной структуры пациен­та (в гипнозе или без гипноза) получил название «сохранение катехизиса» (O'Halon & coll., 1987). Очевидно, что пациент имеет свои собственные схемы поведения, от которых ему трудно отказаться: «Вы пускаете в ход нечто, но так тонко, что его собственные принципы поведения напелняют эту новую форму» (Erickson & Rossi, 1981).

CANAUX DE COMMUNICATION. КАНАЛЫ КОММУНИКАЦИИ

En.: Communication channels

Каналы коммуникации соответствуют органам чувств. У каждого человека преобладает один или несколько из этих «средств связи». Во время предварительной беседы мы услышим, как пациент-визуал охотнее будет говорить: «Я вижу...», аудиал: «Я вас прекрасно слышу...», а третий скажет: «Я чувствую, что это правильно...» Данные понятия, впервые предложенные Альфредом Бинэ, очень интересовали Эриксона и были подхвачены и разработаны его ком­ментаторами, в частности, Бэндлером и Гриндером (1975).

Для того чтобы облегчить установление контакта с пациентом, полезно использовать пред­почитаемый им канал коммуникации. Во время гипноза, когда контакт уже установлен, найти нужное воспоминание проще, если ощущения одновременно вызываются в разных модаль­ностях. В этом случае сопровождение в воспоминании* способствует обогащению опыта* па­циента благодаря тому, что задействуются все органы чувств. Как отмечает Араоз (1982), мо­билизация в воображении всех каналов коммуникации сама по себе является гипнотической индукцией*.

CATALEPSIE. КАТАЛЕПСИЯ

En.: Catalepsy

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться