Годэн Жан "Новый гипноз. Глоссарий, принципы и метод"

Цепочка метафорических* внушений.

(Кажущееся непроизвольным* движение* пальца. Это важный ответ.) Да... Я вижу легкое движение твоих пальцев... Это ОЧЕНЬ ХОРОШО... Твое бессозна­тельное является причиной этих движений... Ты позволяешь этому происходить... Это ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ ХОРОШО, ты полностью позволяешь своему бессознательному делать то, что оно хочет...

С ратификацией* соединяется* терапевтическое* внушение того, что бес* сознательное уже в работе*.

...Да... Рука может сделаться легче, это бывает часто, и тебе по-прежнему очень КОМ­ФОРТНО, потому что все это вполне хорошо, вполне нормально... И если это тебя ИЗУМ­ЛЯЕТ, ты можешь воспринять это изумление с веселым вниманием... Видишь, пальцы становятся легче...

Эти предложения готовят почву* для последующей каталепсии*. Слово «изум­ление»* всегда уместно.

...Не давай себе беспокоиться, пока я бору тебя за руку... (Оператор приподнимает предплечье пациента.)

...Ты не обращаешь на это внимания, ты остаешься погруженным в себя... Ты погло­щен... путешествием и всем, что может там тебя интересовать... Не отвлекайся ни на меня, ни на что другое... Ты просто продолжаешь это путешествие и можешь забыть обо всем остальном... Твое бессознательное вполне способно забыть об этой руке... И всем своим существом ты продолжаешь быть под солнцем и максимально используешь это ощущение комфорта...

Занимая внимание пациента, мы помогаем ему забыть* о руке.

...очень, очень большого комфорта... И обретенный тобой комфорт - это РЕСУРС*, РЕ­СУРС, который теперь может быть восстановлен... И это ПРИЯТНОЕ ощущение может занять место дискомфорта... И чувство КОМФОРТА, которое может преобладать, - это ресурс, который ты учишься использовать- И этот комфорт очень приятен, это тот ком­форт, который должен заместить все остальные ощущения...

203

Каталепсия предполагает повышение восприимчивости* или готовности*. Это удобный момент для проведения терапевтического внушения, которое в данном случае является скрытым* прямым внушением.

...Теперь через несколько мгновений ты еще раз вернешься сюда, в эту комнату, как это было недавно, пока мы не решим вместе провести повторный опыт, может быть, сразу же, чтобы еще больше усилить твой личностный контроль...

Подобная фраза предположительно способствует реиндукции* посредством постгипнотического* внушения.

...Я сосчитаю до семи, не давай себе беспокоиться... Рука занимает свое место, и ты постепенно будешь приходить в себя по мере того, как я буду считать до семи, чтобы полностью вернуться сюда, спокойно, вместе со мной, и здесь мы сможем разговари­вать, обсуждать этот опыт настолько свободно, насколько ты пожелаешь.

Счет способствует постепенной реориентации*, пациент с каждым счетом как бы восстанавливает ее на одно деление.

И за это время твое бессознательное совершает работу по интеграции* всех частей тво­его организма, чтобы они снова заработали полностью автоматически, как и должны работать.

Удачный момент для постгипнотических* внушений — непосредственно пе­ред пробуждением*.

Один... два... три... четыре... пять... шесть... и семь! Ты совершенно спокойно возвра­щаешься. Сначала ты потягиваешься... Это было приятно?

П.: Прекрасное самочувствие... надо же! У меня было впечатление, ты понимаешь... я чув­ствовал... я представлял себе, что нахожусь на солнце и согреваюсь, и ты знаешь, ведь веки закрыты, и сквозь них как бы проникает свечение...

7!: Как будто солнце...

Я: Да, вот-вот. Оно то появлялось, то исчезало...

Т.: Как будто на солнце находили облака?

Я: Вот-вот, похоже... и больше с правой стороны.

Т.: Да.

П.: Так может быть?

Г.: Да, знаешь, все возможно...

Я: В некоторые моменты я чувствовал, как мои пальцы...

Г.: Так... так.

Я: ...раздвигаются, но непроизвольно!

Т.: Да, это забавно...

П.: Раздвигаются, а потом я почувствовал, что моя рука стремится... не знаю... оторваться от опоры, что ли...

7".: Временами бывает впечатление, что их больше не чувствуешь, и это...

Ь\

204

Я: Нет, у меня впечатление, что я чувствовал...

Т.: Это часто случается. Вначале в принципе делать ничего не надо... Это немного напоминает

запуск программы, и эта программа развивается самостоятельно... Хочешь повторить

небольшое упражнение? Прямо сейчас? Я: Если хочешь... Г.: Не думай обо мне...

Оператор приподнимает предплечье пациента, и оно остается в воздухе. Ре-индукция* очень легко происходит после каталепсии, даже без определенного внушения*. Очевидно, немое* согласие является результатом принятия соответ­ствующей внутренней позиции*.

...не заботься обо мне... Ты думаешь о жаре, о солнце, которое согревает твою кожу... Ты вновь передаешь управление своему бессознательному, потому что с того момента, как твое бессознательное берет управление на себя, все приходит в порядок... Твое бес­сознательное существует, чтобы защищать тебя, твое бессознэтельное существует, что­бы интегрировать множество вещей и находить решения всех проблем... тогда как ты можешь думать о другом... Это никак не накладывается одно на другое, так как вся рабо­та - это просто работа по программе, которую твое бессознательное задает само себе... чтобы находить решения ПРОБЛЕМ, возможных ЗАТРУДНенИЙ, и особенно для того, чтобы интегрировать всю телесную деятельность, являющуюся автоматической и бес­сознательной и требующую только самостоятельного функционирования, только само­стоятельного интегрирования...

Краткое повторение всего, что говорилось раньше. Упоминание о бессозна­тельной деятельности связано с гипнотической* установкой. Это также дает воз­можность для скрытого прямого внушения".

...Твое бессознательное способно заставить тебя грезить, так как именно бессознатель­ное заставляет нас видеть сны, именно оно делает так, что вспоминается одно и забыва­ется другое, чтобы удерживать только то, что может быть полезным, и забывать осталь­ное... Можно грезить... что бодрствуешь, можно грезить, что грезишь, все это - работа бессознательного... И бессознательное заставляет нас совершать незаметные для нас жесты, делать головой утвердительные или отрицательные движения, не осознавая это­го... Все это - работа бессознательного... И к тебо легко приходят грезы, как было толь­ко что, и быть может, грезы более давние... так как чаще всего грезы, приходящие к нам, являются мечтами нашего детства, и если они приходят, то потому, что они также выпел-няют бессознательную функцию... И ты позволяешь этим грезам появляться, если они стремятся появиться, даже грезам самого раннего детства, самым давним, какие ты только можешь вспомнить... самым давним образам...

Переход*, позволяющий перейти от бессознательного к грезам, от грез - к возрастной регрессии*.

...Вполне возможно, что когда ты только учился ходить, все необыкновенные открытия этого периода... этот мир, такой восхитительный, такой иитересный, впервые открываю-

205

щийся маленькому ребенку, который становится на ноги... все эти образы могут вполне появиться сейчас, со всем богатством сопутствующих им ощущений... которые сохраня­ются всю жизнь и являются частью наших ресурсов... И все эти навыки в значительной степени определяют нашу телесную деятельность, протекающую без нашего ведома и, между прочим, протекающую гораздо лучше без нашего вмешательства... так как чем - , меньше этим занимаются, тем успешнее это само происходит. Вся эта деятельность... ' очень-очень сложная, но осуществляющаяся спонтанно, бессознательно... Твое бессоз­нательное вновь берет эту деятельность на себя... приступает к интеграции всего этого, даже без твоего участия... поскольку неизвестно, что это за работа, совершающаяся бес­сознательно... А между тем это гигантская работа... которая никогда не прекращается... и если в нее не вмешиваться... она всегда совершается наилучшим образом...

Снова терапевтические* внушения, кажущиеся многословным повторением '>\ сказанного раньше. В действительности предполагается, что пациент, уже утом­ленный, перестает слушать. Послания могут восприниматься им на другом уров­не*.

...Не обращай на меня внимания, тебе по-прежнему хорошо, ты продолжаешь прогули­ваться в своих грезах, позволяя им появляться... Не обращай на меня внимания... ты позволяешь свободно приходить своим грезам... не давай себе беспокоиться...

На этот раз оператор добивается каталепсии обеих рук, которые сохраняют неудобное положение.

...И эта странная поза не утомляет тебя, поскольку и здесь тоже эстафета принята твоим бессознательным... Это совсем не утомляет тебя.

Окончание*, которое последует, использует движение руки.

Теперь ты позволишь своей руке спокойно опускаться, очень осторожно, в присущем тебе ритме... И по мере того, как рука будет опускаться, ты будешь возвращаться сюда, полностью проснувшимся, в ясном сознании, после того, как бессознательное поняло... какую работу... оно должно будет проделать... хорошо поняло эту работу взятия под кон­троль... Очень осторожно, и когда твоя рука коснется бедра, ты опять полностью про­снешься после этого небольшого, очень приятного, снимающего напряжение путеше­ствия... Очень хорошо... Потом ты почувствуешь себя очень хорошо, очень спокойно.

Рука начинает опускаться.

Ты не должен торопиться, используй столько времени, сколько нужно, чтобы как следует проснуться, чтобы полностью прийти в себя, как это было недавно, и ты сможешь хоро­шенько потянуться, как человек, который хорошо выспался, который хорошо отдохнул.

Рука опустилась, но пациент остается неподвижным.

Когда ты захочешь, ты сможешь сделать глубокий вдох (изображается вдох), и вот...

206

Руки пациента двигаются, но глаза остаются закрытыми.

Теперь ты полностью расслабился, полностью отдохнул... Ты можешь вернуться, пока мы не решим вместе проделать новый опыт, чтобы еще усилить твой самоконтроль... Итак, ты. постепенно приходишь в себя, не торопясь, я буду считать до семи, и ты мо­жешь приходить в себя совсем понемногу, очень постепенно, на счет семь ты сможешь потянуться и почувствовать себя расслабившимся, отдохнувшим настолько, что мы могли бы вместе посмотреть фильм, который мы отсняли.

Пациента заинтересовывают, чтобы ускорить процесс пробуждения.

Один... два... три... четыре... пять... шесть... и семь! Ну, как? (Пациент шевелится, но не открывает глаза.) ...Тебе так хорошо...

Пациент реориентируется*.

(Между моментом, когда пациента попросили проснуться, и моментом, когда он открыл

глаза, прошло три с половиной минуты.) П. (глубоко вздыхает...): Я укодил, чтобы выспаться...

(Пациент потягивается.) Т.: Ты уходил далеко!

Ключевые слова:

Сопровождать (в воспоминании), аналогия гипнотического состояния, ассоциировать, ожидания, установка, скрытое (внушение), каналы коммуникации, каталепсия, цепи ассоциа­ций, замешательство, готовность, диссоциация, детство, состояние (гипноза), упражнение, опыт, неопределенные (слова), негативная галлюцинация, фрагментированный гипноз, имп­ликация, инконгрузнтность, интегрировать, отстраненность, речь на двук уровнях, позитив­ные слова, движение, уровень (восприятия), забвение, паузы, шаблонные фразы, приемы (речевые), самоисполняющееся предсказание, подготовить почву, восприимчивость, возрас­тная регрессия, реиндукция, реориентация, отвечать, ресурсы, обратная связь, пробуждение, подача сигиалов, внушение, контекстуальное внушение, метафорическое внушение, открытое внушение, постгипнотическое внушение, терапевтическое внушение, изумление, окончание, переход, работа, произвольный/непроизвольный.

3. парадоксальная* индукция, терапия без внушения

Эта запись интересна тем, что во время сеанса не предлагалось никакого прямого вну­шения. Пациент знал, для чего пришел, и этого было достаточно для того, чтобы сеанс позво­лил что-то изменить. Использование парадоксальной индукции было оправдано, поскольку находившиеся в бессознательном идеи-паразиты, активизированные недавними беседами, уже занимали сознание пациента.

История «Ундины», не осознававшей своей одаренности

Пациентка, молодая женщина 27 лет, не могла научиться плавать из-за неудержимого страха перед водой. Никаких других проявлений не было. После этого сеанса, длившегося полчаса, она попыталась научиться плавать. Пять дней спустя инструктор по плаванию уже предложил ей тест: проплыть 33 метра туда и обратно в большом бассейне на спине, так как за такое короткое время ему еще не удалось научить ее правильно дышать!

Итак, она оказалась очень способной, но не знала об этом! Пациентка никогда ранее не была гипнотизирована и никогда не видела гипноз. Ни одно слово в записи не изменено.

Краткий анамнез*

Г. Для начала расскажи в нескольких словах о своих проблемах с водой.

П.: Когда я погружаюсь, мне кажется, что я захлебнусь, и я не могу удержать голову под водой, особенно уши.

Т.: Ты говоришь, что погружаешься... Сколько же гребков тебе удается сделать?

П.: Я не умею плавать. Совсем. Я хочу сказать, когда я погружаю голову в воду...

Т.: Ну хорошо. Ты можешь попытаться вкратце описать, какие чувства это у тебя вызывает? Описать и пережить заново эти чувства.

Я: Прежде всего я не могу быть спокойной, если не достаю ногами дна. Я не могу так оста­ваться, мне кажется, что сейчас все провалится, все исчезнет.

Т.: Что ты всякий раз чувствуешь?

П.: Страх перед водой, страх задохнуться... Все мои мышцы сокращаются.

7!: Бывают ли другие ситуации, когда ты так же страдаешь, не находясь в воде? Существуют ли другие ситуации, места, куда ты не любишь ходить? Горы? Гроза?

Эти сведения очень важны.

П.: Горы я очень люблю, грозу - нет.

Т.: Что еще действует на тебя так же, вызывает это чувство напряжения, неуверенности и т. д.?

П.: Темнота. Темное всегда пугало меня, еще с детства.

208

Собственно сеанс

Т.: Хорошо. Вот о чем я хочу тебя попросить... Вначале... постарайся усилить это ощущение, которое ты не любишь, и напрягись как следует... Хорошо?

Пациентка знает, что пришла для того, чтобы занимались ее проблемой с водой. Она неспокойна, и зга подсознательная озабоченность помешает ей скон­центрироваться. Но эта же мысль-паразит и послужит для фиксации внимания*.

Ты ясно представляешь это чувство, которое ты не любишь, и ты в самом деле напряга­ешься... Иди дальше... Усиливай это... Напрягись изо всех сил. Ты станешь такой напря­женной... какой только можешь быть. Этого недостаточно... Усиль это еще... Ты вспом­нишь об этом во всех деталях... Ты думаешь только об этом и не слушаешь меня, потому что думаешь единственно о том, как сжаться... и совсем не думаешь о том, что я здесь и говорю с тобой. Тебе нет нужды слушать меня. Тебе не... нужно ничего. Ничего не нужно делать, ничего не нужно говорить... просто... хорошо проделать этот опыт* и это упраж­нение*... И это продолжается, это продолжается... это продолжается... это продолжается еще... и это действительно совсем не ПРИЯТНО... совсем не ПРИЯТНО...

Подобная просьба со стороны психиатра вызывает замешательство* (депо-тенциализация сознательного*). Формулировка* «не приятно» предпочтительнее, чем «неприятно», так как позволяет осуществить контекстуальное* внушение, сделав акцент на слове «приятно».

Когда это тебе по-настоящему надоест, ты сможешь сделать глубокий вдох и после этого РАССЛАБИТЬСЯ... полностью... Когда тебе это по-настоящему надоест, ты сделаешь глу­бокий вдох, вернее, ты позволишь своему телу сделать глубокий вдох...

Формулировка, использующая термины диссоциации*.

...и в этот момент ты сможешь РАССЛАБИТЬСЯ так, как тебе хочется, так ГЛУБОКО, как тебе хочется. Тебе нет нужды елушать меня... Когда ты захочешь... очень глубокий вдох... и ты сможешь в этот момент РАССЛАБИТЬСЯ... так глубоко, как тебо хочется...

Пауза*, чтобы дать пациентке время отреагировать.

...Итак, сейчас, поскольку ты любишь горы, ты можешь прогуляться в горах. Итак, там... в горах... ты совершенно РАССЛАБЛЕНА... полностью РАССЛАБЛЕНА... Тебе очень ПРИ-ЯТНО... когда хорошая погода и когда светит солнце, как это прекрасно и как... это... УСПОКАИВАЕТ... очень... потому что пейзаж является не обычным пейзажем. Это со­всем... НЕРЕАЛЬНО...

Метафора* ситуации гипноза*, которая также несколько нереальна, но приятна,

...Ты будешь прогуливаться в горах... где ты увидишь... сначала... лиственные деревья... потом... хвойные деревья... По мере того, как ты поднимаешься... появляются большие

14 - 2917

209

равнины... с короткой травой, как на газонах... полные цветов, цветов, цветов... и не­больших ручьев. Ты пересекаешь некоторые из них...

Горы — это успокаивающий для пациентки контекст, он напоминает о неглу­боких потоках воды, в которых не рискуешь потерять дно. Задействованы резо-нансы* слов.

...Итак, как ты продолжаешь подниматься, ты найдешь места, где почва скалистая, ты даже сможешь подниматься на гребни, чтобы заглянуть на другую сторону. Прогулка полностью зависит от твоего желания, и если ты видишь дороги, то можешь пойти по ним. Ты можешь оказаться не одна, а с друзьями, которые были бы приятны тебе во время этой прогулки...

Предложения по возможности объединены* между собой, хотя бы союзом «и». Это составные* внушения. Заметны метафоры* ситуации гипноза*.

...Ты также можешь слышать их, то есть ты можешь изменить мой голос, который станет их голосом... если только мой голос не превратится в простой шум, более или менее отдаленный... Это не имеет значения... ты сама делаешь все, что хочешь, на этой пре­красной прогулке... на которой тебе хорошо...

Шаблонные* фразы, передающие пациенту полномочия и способствующие гипнотическому состоянию и привнесению в него пациентом личного содержания.

...И когда у тебя появится желание... может быть, вместе с друзьями... если хочешь... если солнце достаточно жаркое, ты сможешь удобно растянуться на солнце, ощутить почву-своей спиной, ясно почувствовать солнце на своей коже, ясно услышать умиротворяющие звуки окружающей природы... Ты сможешь сделать это, когда захочешь, когда пройдешь достаточ­но и когда достаточно УСТАНЕШЬ. Ты сможешь... позволить своему сознанию блуждать... грезить... и ты сможешь мечтать обо всем, о чем захочешь, преимущественно о приятном.

Предложение* растянуться сделано условно. Если это не подходит пациент­ке, она может решить не делать этого. Упоминание о грезах* должно способство­вать внутренней позиции* отстраненности. Но грезы должны быть приятными.

...Я не знаю, в какой момент ты глубоко вздохнешь. Когда это произойдет... ты можешь повторить вздох несколько раз, это не имеет значения... ты позволишь воспоминаниям подняться...

Косвенное* внушение непроизвольного* поведения (имплицированное* ука­зание). Ответ на подобную просьбу — это, по сути, единственный тест гипноза* в нашем понимании (гипноз — это «ответ*»)-

...И может быть, ты сможешь снова увидеть эту прогулку, все тропинки... так как за не­сколько мгновений к тебе может вернуться множество воспоминаний. Эта прогулка мо­жет казаться тебе очень долгой, даже если для нас она длится всего несколько мгнове-

210

ний... и ты можешь за это время детально вспомнить все цветы, названия которых ты знаешь или не знаешь... Ты можешь запросто заглянуть внутрь цветка, ведь они очень красивы. Ты сможешь также смотреть на легкие облака, которые могут быть там, и сле­дить за ними взором... смотреть, как они странствуют, так же, как странствует твоя душа, она способна находить воспоминания...

В этот момент пациентка грезит, что она грезит (транс в трансе*). Использу­ется смещение времени*. Это в одно и то же время является сопровождением* и последовательным принятием*.

...Может быть, воспоминания о том времени, когда ты была маленькой девочкой, выбира­ющей хорошие ПРИЯТНЫЕ воспоминания... и может быть, воспоминание о моменте, когда ты НАУЧИЛАСЬ шить, так как это тебе НРАВИЛОСЬ. И я думаю, что это также казалось тебо ужасно трудным, может быть, невозможным... держать иглу прямо... Это что-то очень трудное - делать точные и выверенные движения там, где это нужно... это трудно. Знать, как кро­ить из большого бесформенного куска ткани... это кажется совершенно невозможным... И может быть, ты можешь вспомнить, как... постепенно... твое бессознательное усвоило эту способность, так что теперь ты можешь шить, думая о другом, смеясь с друзьями, даже не зная в точности, как ты это делаешь, и удивляться, видя всю проделанную тобой работу, весь пройденный путь. Твое бессознательное проделало эту работу* для тебя... Таким же образом... сейчас ты в состоянии научиться чему-то и ты не знаешь, что это. Ты не знаешь, что готова научиться... в то же время твое бессознательное борется за эту иитересную задачу научиться тому, о чем ты не имеешь представления...

Любое упоминание о детстве* способствует гипнозу (минимальная* возрас­тная регрессия). Здесь используется «упоминание о начальных* навыках».

...Я не знаю, в каком моменте прогулки ты сейчас находишься... но ты могла бы обра­щать внимание на все ощущения, которые появляются в твоем теле, может быть, запахи зелени, может быть, легкий ветерок на твоей коже, свежий или теплый, или солнце, может быть, прикосновение земли... возможно нежной, как пыль, или местами твер­дой... я не знаю. Ясно почувствовать все это... Ты больше не слушаешь меня... и ты слушаешь то, что интересует тебя намного сильнее...

Негативное парадоксальное* внушение включает сопровождение, направ­ленное на сенсориализацию*.

...И бывает ВОДА, которая очень СИМПАТИЧНА, эти маленькие потоки, вода прекрасная и чистая, это очень красиво, это ласкает взор, вид воды... которая НИСПАДАЕТ. Когда хочется пить... какое удовольствие пить эту воду, глядя на солнце, глядя на бегущие облака. (Ундина прикрывает глаза.)

Новое упоминание о воде, ничем не напоминающей ту, которая пугает.

Теперь, через несколько мгновений, я попрошу тебя вернуться, быть здесь, со мной, совершенно СПОКОЙНОЙ, пока мы не решим вновь отправиться в другое ПРИЯТНОЕ

\ 14* 211

путешествие. Я сосчитаю до пяти, и ты вернешься, очень постепенно... Один... два... три... четыре... и пять!

(Потребовалось полторы минуты для того, чтобы Ундина реориентирова-лась'.)

П.: Я немного прогулялась.

Т.: Это было приятно?

П.: Временами, но знаешь, иногда словно сжимало здесь. (Показывает на грудь и сердце.)

Т.: Вначале?

Я: Да.

Г.: Видишь ли, вначале я нарочно дал тебе неприятное упражнение. <

П.: Но лотом это продолжало быть немного неприятным.

Г.: Ладно.

П.: Но вообще было очень хорошо.

Т.: Тепарь я тебя попрошу вот о чем... Если тебе будет почему-либо ПРИЯТНО... ты ничего не делай... ты позволь указательному пальцу твоей правой руки приподняться, а если по­чувствуешь дискомфорт, позволь указательному пальцу твоей левой руки приподняться, идет?

Постановка «сигналинга*», для того чтобы минимальные знаки* не остались незамеченными терапевтом, как произошло перед этим (несомненно, в резуль­тате парадоксальной* индукции).

Я: Да.

Т.: ...потому что ты НАУЧИШЬСЯ прогонять неприятное чувство... когда тебо неприятно, вы­зывая... то, которое ПРИЯТНО. В этой прогулке есть моменты более приятные, чем ос­тальные, и... ты вызываешь наиболее приятные моменты, чтобы избавиться от диском­форта. Ты НАУЧИШЬСЯ делать это. НАУЧИШЬСЯ прогонять неприятные чувства. Ты лег­ко их узнаешь, потому что проработала их вначале.

Дальнейшее представлено как обучение* (сравнимо с десенсибилизацией в поведенческой терапии).

Т.: Где ты находилась? Ты лежала? Ты видела горы? Ты видела цветы? Ты чувствовала их?

П.: Да, там были васильки, ведь это было август. Я была там однажды, и мне очень понравилась.

Т.: Он был ПРИЯТНЫМ, этот опыт?

П.: Да.

Г.: Тогда им следует воспользоваться, чтобы отгонять то, что может быть неприятным. Когда будет неприятно, ты вспомнишь эту прогулку... сама, без меня... СПОКОЙНО, В СОБ­СТВЕННОМ РИТМЕ, оставив глаза открытыми или закрыв их... Ты знаешь, что и с откры­тыми глазами можно не видеть... но это не имеет значения. Наоборот, ты снова увидишь васильки или поля васильков...

Используются собственные слова пациентки. Затем в течение минуты на­ступает молчание*, чтобы позволить пациентке вжиться в ситуацию.

212

Может быть, ты смогла бы найти ПРИЯТНЫЕ воспоминания детства... в прекрасной стра­не Португалии. Там должны быть, я уверен, моменты очень ПРИЯТНЫЕ... которые так и просятся стать РЕСУРСАМИ*. Потому что воспоминание о ПРИЯТНОМ может, в свою очередь, напомнить нечто ПРИЯТНОЕ, еще более ПРИЯТНОЕ..

Поведение пациентки явно показывает, что она обрела хорошее состояние внутренней поглощенности*.

...И ты полностью остаешься внутри себя, и ты не позволяешь себе беспокоиться из-за меня... Это только для того, чтобы кое-что проверить. Не думай обо мне...

Терапевт приподнимает всю руку пациентки и придает ей неудобное поло­жение.

...ты пересчитываешь лепестки василька. Ты не обращаешь внимания на меня... Ты даешь свободу своему бессознательному. И в моем голосе ты узнаешь голоса своих друзей. Ты импровизируешь... ты идешь куда тебе хочется... так свободно, как тебе хочется...

Рука остается на весу, в каталепсии*.

...Позволь своим воспоминаниям перемешаться, приятным воспоминаниям, воспомина­ниям детства. Почувствуй солнце на твоей коже. Пить, когда тебе жарко, свежую ВОДУ...

После минутою промедления пациентка отвечает* глотательным движением.

...это очень ПРИЯТНО, и ты вспоминаешь, как тебе было ХОРОШО... и СПОКОЙНО... очень, очень хорошо и... СПОКОЙНО... И ты сможешь обрести это УСПОКОенИЕ, когда захочешь, как РЕСУРС. (Лает собака.) Не позволяй себе беспокоиться... Ты используешь шумы в своих грезах... ты их включаешь в свои грезы, если возникает шум...

Использование* посторонних элементов (пациентка услышала лай собаки, которая была у нее в детстве).

...И... когда твое бессознательное поймет, что ты умеешь использовать воспоминания как РЕСУРСЫ, чтобы УСПОКАИВАТЬСЯ... в этот момент ты позволишь своей руке осто­рожно опуститься... И когда твоя рука вернется на прежнее место... ты полностью вер­нешься к нам... УСПОКОЕННОЙ и отдохнувшей после этого освежающего опыта, который позволяет тебе НАУЧИТЬСЯ УСПОКАИВАТЬСЯ и РАССЛАБЛЯТЬСЯ... полностью СНИМАТЬ НАПРЯЖЕНИЕ. Тебо будет ХОРОШО... ты будешь совершенно УСПОКОЕНА и РАССЛАБ­ЛЕНА... и ты полностью проснешься... с хорошим самочувствием и ясной головой...

Классическое окончание*, содержащее шаблонные* фразы.

...Ты используешь столько времени, сколько нужно, чтобы твое бессознательное полно­стью отдало себо отчет, что ты располагаешь этими РЕСУРСАМИ, что эти РЕСУРСЫ могут вытеснять неприятные ощущения, которые иногда возникают...

213

Общее открытое* внушение.

...И чтобы ты могла расслаблять твои мышцы... когда это необходимо... РАССЛАБ­ЛЯТЬ их... И ты очень постепенно начинаешь пробуждаться*... возвращаться сюда... так что когда твоя рука вернется на место... Ты полностью проснешься, будешь полно­стью с нами, будешь чувствовать себя совершенно КОМФОРТНО... И ты сможешь вспо­минать или не вспоминать об этом опыте, о том, что может быть полезно тебе... это не важно. Ты будешь успокоенной и отдохнувшей. Ты сможешь потянуться, как после сна, пока мы не решим еще раз повторить опыт, чтобы еще увеличить твой личностный контроль...

Идет ли речь о расслаблении мышц в состоянии релаксации* или имеется в виду обучение плаванию? Удачная неопределенность*.

Т.: Ну вот!.. Это приятно?

Я: Да.

(Она располагает руку по-другому.)

Т.: У тебя странное ощущение в руке?

Я: Да.

Т.: Что это за впечатление?

П.: Она более холодная. Знаешь, когда собака залаяла, я услышала свою. Это забавно, когда мы были на каникулах в Португалии, там была гора; летом, когда миндаль зреет, там всегда гуляют... И была маленькая собачка по имени Ласси... Мы поднимались, было очень жарко... [Далее следует многоминутный рассказ о собачке, евшей виноград и т. д]

Г.: Ты не испытывала дискомфорта на этот раз? >

П.: О! нет. Рука стала холоднее.

Г.: Это является частью любопытного явления. Тебя удивило, что рука в таком положении?

П.: Да, это странно.

Т.: Но это не мешало тебе?

П.: Нет, совсем нет.

Комментарии

Эта запись дала пищу для многочисленных комментариев.

Могу сказать определенно, что мне представляется бесполезным употреблять термин «фобия». Скажем просто, что эта девушка по неизвестным причинам не могла научиться пла­вать. Создавалось впечатление, что каждый раз, когда друзья приводили ее в бассейн, она заново разыгрывала свой детский сценарий*, стремясь доказать, что она права, что она не может, что ее мышцы сокращаются... Благодаря сеансу гипноза, как мы его понимаем, этот сценарий сделался «доступным мобилизации*», и она отправилась в бассейн, чтобы проде­лать новый опыт*, стремясь найти «точки опоры».

Интересной метафорой* в данном случае является сам гипнотический сеанс. Обучение гипнозу происходит успешно, когда не стараешься специально ничего делать. Чтобы держать­ся на воде, требуется то же самое.

214

Часто задают вопрос: почему не использовать прямое* внушение? Лично я думаю, что данный сеанс является показательным для иллюстрации нашего подхода. Пациенты сами со­вершают работу* с проблемой, которую они принесли с собой.

Прямое внушение неудобно тем, что может побуждать пациента демонстрировать пове­дение, к которому он не готов. В данном примере это очевидно: предположим, что прямых внушений оказалось достаточно для того, чтобы пациентка отправилась на большой водоем... где она могла бы утонуть...

Не лучше ли ей идти туда после того, как она найдет свои точки опоры? Не так ли и с другими видами патологии?

Празднуя это событие, я в шутку назвал эту девушку Ундиной. Это прозвище осталось за ней, и я думаю, что каждый раз, как она его слышит, в ней оживают приятные чувства, сопут­ствующие открытию того, что ты «талантлив, не подозревая об этом».

Ключевые слова:

Поглощенность, сопровождение, неопределенность, краткий анамнез, начальные навы­ки, ассоциировать, объединять, установка, каталепсии, замешательство, депотенциализация сознательного, имплицированное указание, диссоциация (термины), искажение времени, дет­ство (упоминание о нем), упражнение, опыт, фиксация внимания, формулировка, включение, минимальные знаки, парадоксальная индукция, непроизвольный (феномен), отстраненность, метафора (гипнотической ситуации), мобилизация, шаблонные фразы, предложение, мини­мальная возрастная регрессия, релаксация, реориентация, отвечать, резонанс (слов), ресур­сы, грезы, пробуждение, сценарий, последовательное принятие, сенсориализация, сигналинг, молчание (пауза), составное внушение, прямое внушение, косвенное внушение, контексту­альное внушение, негативное парадоксальное внушение, открытое внушение, окончание, гип­нотический тест, транс в трансе, работа.

4. индукция посредством левитации руки*

Этот сеанс интересен тем, что иллюстрирует все разновидности внушения, которые мы используем (открытые*, активизирующие*, внушения косвенные*, прямые*, прямые замаскированные* и т. д.). Здесь используется индукция с помощью левитации руки. В этом подходе, очень давно предложенном Эриксоном, есть два периода: индукция и затем рабочая фаза.

Ноэми, или раскрытие возможностей. 1985

Речь идет о молодой женщине, не выносившей директивное™*. Ситуация становилась драматичной при поисках работы; возникали серьезные профессиональные проблемы. Этот сценарий* тянулся с детства, когда она была исключена из пяти колледжей.

После данного получасового сеанса пациентка, как мы увидим, изменила свое поведе­ние и, что самое удивительное, сделала это бессознательно.

Особенность этого случая определила выбор метода: максимально использовалась ди­рективное™.*, но так, чтобы не нарушалась связь с пациенткой. Другими словами, сам подход являлся метафорой* представленной проблемы.

Пациентка никогда ранее не подвергалась гипнозу и не присутствовала на гипнотических сеансах.

Т.: Все, что я попрошу тебя сделать, крайне просто. Ты можешь облокотиться... ты можешь комфортно облокотиться... ты удобно ставишь ноги, вот так... Я просто попрошу тебя удобно положить свои руки, видишь, вот так...

Вежливые, но прямые* предложения*, обращенные к сознательному уров­ню. Терапевт сразу занимает главенствующую* позицию. Полезные слова, та­кие, как «комфортно», и позитивные* выражения произносятся несколько иным тоном (контекстуальное* внушение).

...и позволить своему телу расслабиться...

Формулирование с использованием диссоциативных* терминов: есть «она» и есть «ее тело». Более прямая формулировка («расслабься») может оказаться неконгруэнтной' и повлечь за собой немой ответ: «Это как раз то, что я не умею делать».

...и ты также посмотришь на свои руки... и это все... Фиксация внимания* посредством фиксации взгляда.

216

...Все, что ты можешь делать, это внимательно прислушиваться ко всему, что чувствуют подушечки твоих пальцев, ясно ощутить контакт с тканью под кончиками твоих пальцев... И по мере того, как ты ясно ощущаешь прикосновение ткани, это... может позволить тебе вспомнить определенное количество других вещей...

Составное* внушение: сцепление предложений и объединение* предложе­ний, не имеющих между собой логической связи.

...И не понадобится ничего делать, только ждать... Преимущественно прямое* внушение.

...так как в твоем теле может происходить нечто такое, что связано с происходящим в твоей голове...

Полезное уточнение на уровне ожиданий*, так как не следует допускать того, чтобы пациент приписывал власть* терапевту. Должно быть ясно, что пациентка сама совершает работу* над собой.

...и это работа твоего бессознательного позволяет понемногу брать контроль над ситуа­цией...

Понятие «бессознательное» необходимо для состояния гипноза и для начала психологической работы*.

...И ты знаешь также, что рука может стать легкой, и знаешь... что если это произойдет, это совершенно нормально...

Трюизм* несколько смелый, поскольку маловероятно, что пациентке что-либо известно об этом.

...даже если это вызывает некоторое изумление*. Это изумление следует всегда рас­сматривать как забавное...

Подготовка* и ободрение* перед тем, что должно последовать.

...В этом состоянии...

Импликация* (подразумевается, что есть состояние*).

...глубокого расслабления, полной релаксации* возникают легкие спонтанные движе­ния, как в твоем указательном пальце, который, как я только что видел, слегка двигался и шевелился...

Усвоение* и утилизация* спонтанно появляющихся феноменов.

217

...И я не знаю, пошевелится ли один из твоих пальцев... Негативное парадоксальное* внушение.

...сейчас слегка пошевелилась вся твоя правая рука...

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться