Годэн Жан "Новый гипноз. Глоссарий, принципы и метод"

Ратификация', подразумевающая действие, совершенное сообща, в неко­тором роде исследование*.

...И ты очень внимательна к тому, что чувствуешь под кончиками пальцев... чтобы по­нять, становятся ли один или несколько твоих пальцев легче и чувствуешь ли ты разницу в ощущениях под кончиками твоих пальцев...

Внушение посредством расспроса*.

Я не знаю, в какой руке это может произойти... Двойная связь* в эриксоновском понимании.

...я даже не знаю, будет ли это... указательный, или средний, или большой, или безы­мянный, может быть, даже мизинец...

Внушение, упоминающее о различных возможностях одною порядка*.

...мы здесь для того, чтобы просто ждать и наблюдать... Открытое* внушение, делающее упор на ожиданиях*.

...ты видишь, есть легкие движения в большом и безымянном пальцах правой руки... Все это... спонтанно, это небольшие движения твоего бессознательного. Вот и другая рука... ' j Все это крайне интересно...

Сопровождение* при появлении феноменов; это равносильно последователь­ности принятия*.

...И я спрашиваю себя, какая из твоих рук может сделаться легче. Мне кажется, что это скорее правая рука, и ты должна кончиками пальцев воспринимать эту разницу в ощуще­ниях, так как рука начинает очень медленно подниматься... Да, она поднимается...

Внушение путем аналогии*, по мере того, как повышается тон голоса, тера­певт приподнимает лицо кверху.

...Это совершенно нормально, не волнуйся, потому что по мере того, как твои пальцы становятся легче, кисти рук также начинают подниматься. Они поднимаются... Они легко поднимаются... и все это совершенно нормально-

Легкое предвосхищение*, основанное на текущих феноменах, которые по своей природе должны повлечь за собой феномен замешательства* (депотенци-ализациа сознательного*).

...Впрочем, я вижу, что это забавляет тебя (пациентка улыбается), но нисколько не ме­шает...

Использование* поведения, которое некоторым образом является послани­ем оператору. Гипноз — это ответ* (в двух смыслах).

...Ты можешь вполне забавляться этим, но не вмешивайся в происходящее... Ты позво­ляешь своей руке делать то, что она хочет, и если она хочет ПОДНИМАТЬСЯ, ты позволя­ешь ей ПОДНИМАТЬСЯ. Если кисть поднимается, ты позволяешь ей подниматься, и по мере того, как твоя рука осторожно поднимается, ты чувствуешь, как слегка сгибается твой локоть, и признаешь, что все это совершенно нормально, и ты ничего не делаешь, чтобы приостановить это движение. Ты позволяешь событиям идти своим чередом...

В этом локте, который сгибается, заключена естественная метафора*.

...не спеша. Это очень любопытно, но совершенно нормально, потому что легкость, зас­тавляющая ПОДНИМАТЬСЯ твою руку, может так же сообщиться всему твоему предпле­чью... И это движение приподнимает твою руку, в то время как другая рука остается совершенно спокойной, а твой локоть начинает сгибаться, так как рука хочет подняться еще немного, и ты позволяешь ей подняться, ты позволяешь ей действовать так свобод­но, как она хочет. Тебя это не занимает; ты знаешь, что все это связано с происходящим в твоем бессознательном... и именно своему бессознательному ты должна довериться, предоставить своему бессознательному действовать...

Следует уделить внимание сопротивлению*. Что мы и делаем, побуждая па­циентку двигаться осторожно. Отмечаем поведение другой руки, которая скрыто сопротивляется.

...И локоть, который начал сгибаться, тоже может стать... легче и приподняться таким образом, что твоя рука как бы направляется к лицу... И ты смотришь на нее, и это тебя забавляет, и когда твоя рука поднимается, твои веки могут... наоборот, опускаться... Ты внимательна к тому, что должно вскоре произойти... потому что пока это не произошло, ты знаешь об этом не больше чем я...

Внушается, что два дополняющих движения соответствуют друг другу (про­тивопоставление противоположностей*).

...Ясно одно: рука продолжает подниматься, подниматься легко, еще выше, и эта рука явно начала приближаться к твоему лицу... Это движение, очень медленное, все-таки очень необычно, и этот сгибающийся локоть сгибается как бы помимо тебя, и твоя рука направляется к твоему лицу...

219

Движение происходит помимо нее, метафора* компульсивного поведения.

...Когда рука будет совсем рядом с твоим лицом, ты сможешь, если захочешь, позволить себе уснуть еще глубже, и если твои веки хотят закрыться, ты позволишь им закрыться.

Упоминание о сне* являлось традиционной частью данной индукции* посред­ством левитации руки. Основное неудобство упоминания о сне состоит в пассив­ности*, которую оно вызывает. В данном случае не это является существенным препятствием.

Не нужно продвигаться слишком быстро, но когда рука коснется твоего лица, ты смо­жешь сделать глубокий вдох и позволить своему сознанию блуждать как во сне, а твоя рука продолжает приближаться к твоему лицу в удобном тебе ритме. Не нужно только полностью погружаться в себя, входить в гипнотическое состояние, пока твоя рука не коснется твоего лица. Ты стойко сопротивляешься, но когда рука коснется твоего лица, ты сможешь позволить себе перейти к состоянию очень приятному, очень спокойному... очень-очень приятному...

Парадоксальное* внушение противоположного действия, учитывающее со-противление*.

...Сейчас ты вое время удивляешься тому, что происходит, но ты очень спокойна, не напряжена, тебе очень хорошо, очень комфортно... Но ты ждешь, чтобы рука коснулась твоего лица, прежде чем позволить ощущению комфорта очень-очень глубоко утвер­диться в тебе и позволить себе перейти к определенному... стилю сна, как если бы тебе хотелось спать... И когда твоя рука коснется твоего лица, твои веки смогут закрыться, так как ты глубоко вздохнешь, внимательно следя за этим ощущением комфорта, которое укрепляется и еще глубже укрепится в тебе...

Последовательное принятие*. Прямые внушения.

...И когда ты будешь в этом состоянии*, я стану говорить с твоим бессознательным, которое сможет взять из того, что я скажу, то, что оно захочет, чтобы наилучшим образом использовать это в твоих интересах... Внимательно следи за тем, чтобы не войти в глубо­кое гипнотическое состояние, пока твоя рука не коснулась лица. В этот момент ты смо­жешь позволить себе отдаться приятному ощущению усталости и этому ощущению вос­станавливающего отдыха, очень-очень глубокого... очень-очень глубокого... Это очень хорошо... Очень хорошо. Очень хорошо, и ты можешь глубоко заснуть, очень-очень глу-боко... очень-очень глубоко, и тебе хорошо... комфортно... очень-очень комфортно.

Главенствующая* позиция терапевта, обусловленная поставленной задачей, не беспокоит пациентку, поскольку в конечном счете она сама выберет то, что захочет. Повторение предыдущих видов внушения для максимального использо­вания идеодинамического* эффекта.

Теперь произойдет переход к так называемой терапевтической фазе.

220

И теперь... ты снова вспомнишь все, что мы говорили, все, что я говорил тебе на уровне сознания... И нужно, чтобы ты все это знала, и особенно научилась действовать на бес­сознательном уровне... <

Решение проблемы находится на уровне бессознательного.

...Ты хорошо помнишь то, что я тебе объяснил: что существует профессиональная ценность и существует ценность рыночная... и что \ некоторых случаях следует на время поступиться своей'профессиональной ценностью... просто чтобы заработать на жизнь, для чего требуется трудиться в определенных рамках, и когда не удается преодолеть свои особенности... просто использовать их... Ты превосходно умеешь это делать. Все ресурсы уже имеются в тебе... остается дать возможность проявить­ся этим ресурсам...

Повторение советов, тысячу раз до этого полученных на сознательном уровне.

...Единственное, о чем я попрошу тебя, это... как только ты чувствуешь, что внутри тебя поднимается раздражение, ярость, желание ответить резкостью... что у тебя очень хоро­шо получается... так вот... для начала полностью разучиться это делать, чтобы остано­виться...

Прямое, почти авторитарное* внушение.

...и чтобы позволить ВЗОЙти... другим возможностям, среди которых ты выберешь... ту, которую сочтешь наилучшей... и позволить всей своей творческой способности, всему своему бессознательному занять свое место и выбрать наилучшее решение, наиболее разумное для тебя в этой ситуации...

Открытое терапевтическое* внушение.

...Среди этих возможностей самая простая, конечно, сказать: «Да, мсье...», как это мо­жет сделать актер... нужным тоном, с должной убедительностью и интонациями...

Это также прямые внушения, предназначенные для того, чтобы им не следо­вали. Здесь пациентка реагирует негативно посредством мимики. Терапевт дает обратный ход*.

...В этот момент, если слишком трудно сделать то, к чему ты не привыкла, ты можешь разделить или, вернее, сделать несколько вещей одновременно, так как иногда легче сделать сразу многое, чем что-то одно... В этот момент... ты, во-первых, слегка опуска­ешь голову, чтобы не видели твоего лица, и говоришь: «Да, мсье...». Во-вторых, про себя ты произносишь следующее: «Если ты теряешь деньги по собствен­ной глупости, так тебе и надо!..»

В-третьих, ты поднимаешь голову и широко улыбаешься... Эта улыбка может относиться к чему угодно, и в любом случае никто не сможет истолковать твою улыбку...

221

Накопление сопротивления может выразиться в агрессивности по отноше­нию к терапевту. Здесь речь идет о разрядке* сопротивления с помощью уста­новки «громоотвода».

(Пациент/а снова понимающе улыбается).

...Это сдно из возможных решений. Ты можешь найти и другие. Ты можешь найти луч­шие... Это решение должно принести плоды... и если тебе поможет то, что ты вообра­зишь наблюдателя, ты представишь себе наблюдателя. Этот воображаемый наблюда­тель может забавляться, видя твою ситуацию и зная, что сильнее тот, кто более гибок. И если идея этого наблюдателя может помочь тебе не действовать сгоряча, я хочу, чтобы эта идея пришла к тебе... чтобы помочь.

Образы* могут помочь пациенту. «Я хочу, чтобы» — это сознательная автори­тарная формулировка, но она безобидна в данном контексте. Присутствуют сло­весные резонансы*.

Важно только приостановить то, что ты обычно делаешь, чтобы дать возможность твоей творческой способности вступить в игру, так как твоя творческая способность позволит тебе найти тысячи решений... одно другого разумнее и тоньше, которые дадут тебе пол­ный контроль над ситуацией... Не нужно делать ничего, только... позволить своему твор­ческому началу прервать привычную схему, ставшую стереотипом.

Открытые* внушения, которые представляют интерес только в данном кон­тексте.

Сейчас, через несколько мгновений, я попрошу тебя проснуться, вернуться сюда в ясном сознании, и после этого ты почувствуешь себя очень хорошо, расслабившейся, полной сил после этого восстанавливающего и освежающего отдыха. Для этого я просто попро­шу тебя позволить своей руке опуститься, как только твое бессознательное поймет, что может помочь тебе и каким образом оно может помочь тебе в этой проблеме. Как только твое бессознательное поймет это; твоя рука начнет очень медленно опускаться, в твоем ритме, и когда твоя рука займет свое прежнее место, ты окажешься здесь, снова в ясном сознании, хорошо расслабившаяся, хорошо отдохнувшая. Ты сможешь забыть из того, что мы здесь делали, все, что захочешь забыть. Это не так важно. Важно, что твое бес­сознательное способно помнить все то, что может быть ему полезным. Но ты, ты можешь забыть все, это не имеет значения. Наоборот, чем меньше это будет занимать тебя, тем лучше это будет работать впредь.

Окончание*, включающее необходимые шаблонные* фразы. Обращение к бессознательному для завершения сеанса — это своего рода юмор*, но оно не лишено интереса.

Теперь мы просто ждем, что твоя рука соблаговолит опуститься, и когда она займет свое место, ты сможешь рассказать... или не рассказывать... так свободно, как захочешь, о своих впечатлениях... Ты сможешь вытянуться, максимально используя этот восстанав-

222

ливающий отдых... пока мы не решим повторить опыт, чтобы еще увеличить твой само­контроль.

При полном молчании руке пациентки требуется более полутора минут, что­бы опуститься.

И терапевт, и пациентка смеются.

П.: Я не могу опомниться! Нет, я не могу опомниться... Это невероятно... это невероятно...

Т.: Это забавно.

Я: Невероятно... странно... Это ощущение в руке... Я ощущала ее холодной... совершенно

вне моего тела. Т.: Это диссоциация.

П.: Я удивлена, правда, я не поверила бы, что так бывает. Т.: Да, мы поговорим об этом.

Продолжение истории

Интересно отметить, что через несколько дней после этого сеанса пациентка нашла ра­боту. Она не покидала ее в течение шести лет, несмотря на изменение рода занятий. Эта молодая женщина, умная и веселая, нашла свое решение. Вместо того чтобы реагировать агрессивно, она прибегает к юмору. Юмор социально приемлем. Более того, это нравится руководству. Интересно отметить, что у нее не было ощущения поиска и нахождения реше­ния, она считала, что ей наконец повезло найти начальника... с большим чувством юмора. И только спустя приблизительно год она спонтанно осознала, что гипноз явился причиной ре­шения ее проблемы. Обычно хотят знать, в чем изменилась пациентка. Я лично считаю, что изменилась только ее позиция* и что застывший сценарий* благодаря гипнотическому сеансу имеет шанс быть «пересмотренным».

Ключевые слова:

Сопровождение, предвосхищение, полупрямой подход, ожидания, установка, замеша­тельство, разрядить сопротивление, депотенциализация сознательного, днрективность, дис­социация (формулировка с использованием терминов), состояние (гипноза), исследование, фиксация внимания, юмор, идеодинамизм, образы, несоответствие, бессознательное, вклю­чение, индукция, левитация (руки), метафора, пассивность, шаблонные фразы, позиция пре­восходства, власть, подготовка, ободрение, ратификация, релаксация, отвечать, сопротивле­ние, отрицательная обратная связь, сценарий, активизирующее внушение (метафорическое), прямое внушение (авторитарное внушение, прямое вежливое внушение, внушение, которому не нужно следовать), косвенное внушение (аналогия, противопоставление противоположнос­тей, составное, двойная связь, импликация, контекстуальное, негативное парадоксальное, расспрос, последовательное принятие, внушение, заключенное в трюизме), открытое внуше­ние (собственно открытое внушение, внушение, охватывающее любые возможности, откры­тое внушение посредством использования паузы, терапевтическое открытое внушение), па­радоксальное внушение, внушение сна, изумление, окончание, работа, использование.

5. ПОДХОД при функциональных болях

Этот сеанс посвящен болевым синдромам с психогенными компонентами. Он демонст­рирует смесь прямого внушения, активизирующего (метафорического) внушения и косвенно­го внушения.

Несчастья Солен

Речь идет о молодой женщине, видевшей видеозапись гипнотического сеанса и обратив­шейся к терапевту с просьбой, если это возможно, сделать что-нибудь для нее. Она страдает периодическими головными болями и очень болезненным предменструальным синдромом.

Год спустя мы узнали, что после этого сеанса головные боли немедленно исчезли, так же, как и периодические бели. Три года спустя все было хорошо, не появилось никакой заме­щающей симптоматики.

В этой записи не изменено ни одно слово.

Краткая предварительная беседа

Обычно беседа происходит во время предварительного сеанса. В данном примере это не так.

Т.: Вначале уточним, о чем идет речь: у тебя бывают головные боли, не очень частые; ты хочешь что-то добавить...

Я: В последнее время они бывают примерно один раз в день.

Т.: Примерно один раз в день... Все же... да. '■

Я: Есть два вида белей: боль продолжительная, и тогда это почти непереносимо, и есть боль, напоминающая удар, возникающая в определенной области (показывает на левую поло­вину головы).

Г.: Всегда в левой половине?

П.: Да, это напоминает грозовые разряды. То есть это может происходить очень быстро, а может, и медленнее... Это длится... примерно с десяток ударов, иногда меньше, но это очень мучительно.

Т.: И чему, например, это может помешать?

Информация, для данного случая очень важная

П.: В основном это заставляет меня приостанавливать то, что я делаю. 7.: Ты прекращаешь что-то делать? Я: Да.

224

Г.: А есть ли виды деятельности, за которые ты не берешься, но взялась бы, если бы этого не было, ограничивает ли это тебя в некоторых вещах?

П.: Нет, потому что это никогда не бывает продолжительным... Эти удары молота никогда не ' бывают продолжительными... и не обязательно тогда, когда я их жду... То есть это случа­ется, если я устала, но может случиться и тогда, когда я завтракаю.

Г.: Бывает ли это сильнее, когда ты раздражена, или устала, или напряжена?

Я: Когда устала.

Т.: Ну хорошо, у тебя бывают еще и другие боли.

П.: У меня болит живот в период месячных.

Т.: Во время цикла.

Я: Да.

Т.: Каждый раз, при каждом цикле?

П.: Да, каждый раз.

Т.: При каждом цикле, и это очень болезненно?

П.: Да, это очень болезненно, это продолжается два дня... первый день и второй день... В основном это бывает утром, когда я встаю, и, конечно, прекращается, если я принимаю обезболивающие.

Т.: Значит, ты принимаешь анальгетики...

П.: Да.

Г.: Ты вынуждена?

Я: Да, вынуждена. Это утомляет меня, я совершенно ничего не могу делать, ни на чем не могу сосредоточиться.

Г.: Ну хорошо, значит, ты хотела бы проделать упражнение, как ты это видела в фильме, так что объяснения тебо не требуются.

Собственно сеанс

Хорошо... слушай... вначале нужно, чтобы тебо было УДОБНО, потому что, только если тебе УДОБНО, ты можешь погрузиться внутрь себя...

Акцент делается на «удобно». Сообщение* построено таким образом, что пациентка исполнена ожидания* чего-то, что должно произойти. Слово «удобно» произносится так, что становится контекстуальным* внушением.

...Итак, это очень просто... Я попрошу тебя... если ты хочешь, ты можешь или смотреть на что-то, или думать о чем-нибудь, что видишь здесь или о чем-нибудь своем: вспоми­нать, например... Видишь, выбор большой... вое, что ты хочешь... Я: Да...

Фиксация внимания* является первым этапом всякого гипнотического опы­та*, будет ли это фиксацией на предмете, на образе* или на воспоминании*.

Т.: ...Нет нужды говорить, нет нужды двигаться, просто позволь своему разуму погрузиться внутрь тебя...

15-2917

225

Нет необходимости делать что бы то ни было. Такое указание всегда безо­шибочно.

...Итак, сейчас ты сидишь, ты слегка озадачена тем, что происходит, ты невольно слышишь невнятный шум, доносящийся с улицы, ты можешь боковым зрением видеть часть комнаты и чувствовать свое тело расположенным в кресле очень УДОБНО... И ты можешь чувство­вать определенный КОМФОРТ, охватывающий тебя по мере того, как бежит время, и вни­мать этому ощущению РАССЛАБЛЕНИЯ и всему, что сейчас происходит в твоем теле...

Здесь мы видим последовательное принятие*. Последовательность предло­жений, в которых объявляется очевидное, вынуждает пациентку в той же после­довательности внутренне повторять «да». Облегчается принятие на бессознатель­ном уровне последнего предложения, относящегося к комфорту, и это тем более интересно, что комфорт не контролируется волей. Связывание* такого предло­жения с бегущим временем является дополнительной предосторожностью*, что­бы не впасть в противоречие с реально происходящим. Чтобы фиксировать вни­мание, хороши кинестетические ощущения, обращенные вовнутрь, которые тем удачнее, чем они приятнее. Позитивные* слова, выделенные прописными бук­вами, произносятся немного медленнее и сопровождаются легким изменением положения головы.

...Мы просто будем ждать, мы очень внимательны и любопытны к тому, как ты достигнешь состояния, в котором обретешь контроль и которое позволит тебе одновременно легче сни­мать напряжение в будущем, а также, я надеюсь, достичь лучшего контроля над собой...

Исключительно открытое * внушение. Такая фраза имеет много функций: уси­лить ожидания* пациента, так как именно они являются двигателем любого гип­нотического феномена. Опыт* представлен как сотрудничество*. Акцент сделан на возможностях пациентки, чтобы избавить ее от чувства зависимости.

...Я не знаю, предпочтешь ли ты, предпочтет ли твое тело позволить глазам закрыться на мгновение или твои глаза захотят остаться открытыми. Они могут оставаться открытыми и не видеть, это тоже возможно, если только эта тяжесть, которая разливается по мера того, как ты расслабляешься, разливается в твоих плечах, разливается также и в твоих веках, и они стре­мятся закрыться, но все это не так уж важно, так как то, на что ты обращаешь внимание, или то, на что ты смотришь, не имеет значения... Значение имеет только... все то, что ты можешь ощутить в своем теле... и особенно... это ПРИЯТНОЕ... РАССЛАБЛЕНИЕ..

Негативное парадоксальное* внушение. «Я не знаю...» не может вызвать ту же реакцию, что и прямое* внушение. Конструкция этого сообщения, скорее всего, вызовет непроизвольное* закрытие глаз.

...Я не знаю, заметила ли ты, что твое дыхание уже сделалось глубже...

Уже можно ратифицировать* для пациента, что что-то начало происходить. Такая ратификация должна усилить* феномен.

226

...Может быть, мы можем условиться насчет языка, так как ты знаешь, что можно бессоз­нательно движением головы подавать знак ДА или знак НЕТ, даже не замечая этого. Таким же образом можно решить, например, что ты будешь говорить мне ДА с помощью указательного пальца правой руки и НЕТ - с помощью указательного пальца левой руки... И может даже случиться, что указательный палец твоей правой руки сможет приподни­маться сам, когда твое бессознательное захочет сделать знак ДА.

Постановка сигналинга' с использованием трюизма*. Пациентку просят по­давать знак* и предупреждают, что палец может двигаться и самостоятельно. Гипноз представляет собой «подсознательную* коммуникацию». Это наделяет па­циента возможностью и не должно его беспокоить. <

Но все это не требует спешки, твое бессознательное может совершать это в собственном темпе, не торопясь... Все это вполне хорошо, вполне нормально. Твой сердечный ритм тоже слегка замедлился.

Снова это предложение привязано ко времени*. Примечательно, что паци­ентке говорят о ее бессознательном* как о некой сущности. Такая речь с исполь­зованием терминов диссоциации* должна способствовать гипнотическому состо­янию*.

Ты удовлетворена этим ощушением комфорта?

Расспрос*, играющий роль внушения. Пациент, чтобы понять вопрос, дол­жен спросить самого себя и тем самым внушить себе это ощущение комфорта.

(Указательный палец пациентки слегка приподнимается.)

Да, твой правый указательный палец делает знак ДА- Это очень хорошо...

Полезно подтвердить* пациенту, что что-то происходит, тем более что ха­рактер движения пальца свидетельствует в пользу непроизвольности* этого дви­жения. Слова «это хорошо» важнее, чем может показаться. Они представляют собой обратную связь*.

...потому что это ощущение может еще возрасти, ты можешь позволить своему телу еще глубже погрузиться внутрь себя, таким образом, что это будет очень ПРИЯТНО...

В гипнозе достаточно усиливать* то, что уже достигнуто. Комфорт уподоблен погружению. «Позволять» — очень удачное слово для того, чтобы вызывать появ­ление непроизвольных феноменов.

...И ты можешь также позволить своему разуму блуждать, потому что тебе не обязатель­но слушать меня... Твое бессознательное здесь для того, чтобы слушать то, что оно захо­чет слушать, и использовать мои слова так, как оно слышит их, то есть брать то, что может оказаться полезным для него. И твое бессознательное может также по-своему толковать мои слова. Мои слова могут стать словами кого-то другого в одной из твоих

15*

227

грез, словами родственника, друга, кого-то давно знакомого тебе, звуки могут стать дру­гими звуками: шумом ветра, шелестом листьев, неважно чем...

Желательно, чтобы пациент позволил своему сознанию блуждать и не слу­шал слова, которые должны быть восприняты на другом уровне, то есть бессоз­нательно. Двухуровневая* речь. Подчеркивается, что пациент может воспринять из этих слов то, что ему подходит, и приспособить то, что он слышит, к тому, что он надеется услышать.

...И ты можешь позволить... (Указательный палец пациентки начинает шевелиться.) Это очень хорошо: твой палец делает знак, что совершенно согласен...

Получение информации подтверждается через обратную связь*.

...и ты можешь позволить своему сознанию перебирать воспоминания, которые очень ПРИЯТНЫ, может быть, даже воспоминания детства, потому что в любом детстве есть моменты ПРИЯТНЫЕ., так же, как и трудные моменты, и можно вспоминать только о ПРИЯТНОМ...

Мы знаем, что любое обращение к детству способствует гипнотическому состоянию. При упоминании о приятных моментах детства пациентка нахмурила брови, поэтому фраза была дополнена упоминанием о трудных моментах. Тут мы имеем дело с необходимостью быть конгруэнтным* пациенту...

...так как эти ПРИЯТНЫЕ моменты являются для нас РЕСУРСАМИ, позволяющими бо­роться с моментами дискомфорта...

Кроме прямого* внушения, здесь можно видеть указание на возможность совершать работу*.

...Да, очень хорошо... Например, ты знаешь, что в данный момент ты находишься в состоянии обучения, но не знаешь, что учишься и не знаешь, чему ты учишься и к чему это может относиться... Но подобные ситуации бывали и прежде, и, в частности, в твоем детстве, когда ты совсем маленькой училась читать, это казалось непосильной задачей, нужно было узнавать всякие тонкости, черточки, точки, цифры, все казалось одинаково трудным, ты не знала, к чему все это может относиться, ты не видела никакого интереса, никакой пользы. Но твое бессознательное приняло эстафету, формируя образы, бессоз­нательные образы, психические образы, действовавшие автоматически, и теперь все это работает на тебя без малейших затруднений. Ты поняла, чему это служит, и, к твоему глубокому удовлетворению, твое бессознательное легко совершает все эти операции, казавшиеся такими трудными.

Точно так же и теперь, ты приобретаешь навык... которым в дальнейшем сможешь бес­сознательно пользоваться...

Здесь можно видеть обращение крайним навыкам*, что является минималь­ной регрессией, а также аналогию* с теперешней ситуацией.

228

...Если твое бессознательное согласно дать тебе погрузиться в себя еще глубже, оно может подать мне знак, так же, как и прежде, не спеша, но тебе на обязательно что-либо делать, если палец приподнимается сам, это будет сюрпризом, который может позабавить тебя, вот и все...

Речь идет о проверке ответа* пациента. Упоминание о бессознательном, ко­торое может показаться упрощенным, будет способствовать появлению непро­извольных* движений, являющихся чисто гипнотическими.

..Да, ты видишь, ты видишь (палецдвижется небольшими рывками) указательный палец правой руки... ты видишь... Он тем временем продолжает, он продолжает совершать небольшие движения... Ты теперь можешь позволить своему разуму еще глубже погру­зиться во все эти... ПРИЯТНЫЕ воспоминания, воспоминание вызывает новое воспоми­нание... и даже если эти образы отрывочны, даже если эти образы... не настоящие гре­зы, это не имеет значения, так как ты можешь почувствовать или нет весь эмоциональ­ный контекст этих воспоминаний... Ты можешь ощутить всю атмосферу этого дня, ты можешь вспомнить звуки и голоса, слышанные тобой тогда, ты можешь вдыхать... или чувствовать своей кожей жару или свежесть дня... Ты можешь чувствовать запахи... и это может происходить очень ЕСТЕСТВЕННО, очень СПОКОЙНО... Одно воспоминание бу­дет продолжать другое воспоминание... Большая пауза.

Речь идет о сопровождении* пациента в воспоминаниях, о которых мы ниче­го не знаем. Следует придерживаться крайней неопределенности (неопределен­ные* слова), чтобы наши слова приводили в действие цепочки ассоциаций* в воспоминаниях.

...Это очень хорошо... ты видишь... вот еще небольшие СПОНТАННЫЕ движения, ты не обращаешь на меня внимания...

(Терапевт приподнимает руку пациента, и она остается в каталепсии*.)

...Просто ты захвачена твоим воспоминанием... и способна забыть остальное, забыть все остальное, забыть, что ты здесь, забыть мое присутствие, которое не имеет значе­ния, мои слова, которые не представляют интереса, и остаться в воспоминании, которое более ПРИЯТНО... и блуждать по воле твоего бессознательного, забыв все остальное. Большая пауза.

Пациентку побуждают грезить*, прежде чем перейти к терапевтическому* внушению. Желательно, чтобы пациентка перестала слушать на сознательном уровне.

' ...Наш разум действует иногда удивительным образом, но он вполне способен решать сложные задачи...

Этот трюизм* несет в себе важное для данной пациентки внушение.

...как при поиске математического решения, которое не удается найти... а позже, без всякого усилия, решение предстает перед нашим сознанием...

229

Метафора* важнее, чем объяснение.

...Да, ты видишь (указательный палец пациентки пошевелился), твое бессознательное полностью согласно... так как оно уже имеет такой опыт, и точно так же наше тело готово действовать, и оно действует очень успешно без нашего вмешательства... Чем меньше мы вмешиваемся, тем лучше оно действует...

Пациентка отвечает* хорошо, и ото удобный момент для тою, чтобы слеша затронуть проблему...

...В нас существует что-то вроде биологических часов... то есть два человека могут про­снуться в одно и то же время с точностью до минуты, даже если накануне они заснули в разное время, потому что мы имеем внутри очень сложный биологический механизм. Но .' иногда эти механизмы могут различаться, как времена года, которые наступают неиз­бежно, но не точно в один определенный день, как дождь, который чаще идет в опреде­ленное время года, но может также... может также пойти неожиданно, и этот благотвор­ный дождь принимают тогда, когда он приходит...

Метафорическое' напоминание о текущей проблеме... Следует отметить, что некоторые метафоры сохраняют метеорологическую тематику, предложенную пациентом.

...Не позволяй мешать тебе, ты остаешься погруженной в свои грезы, даже если не слы­шишь мой голос, даже если на какое-то время я обращаюсь к кому-нибудь другому... (Пауза, связанная с тем, что у приятеля пациентки возникли технические проблемы с камерой.)

...Ты остаешься погруженной внутрь себя и позволяешь своему бессознательному при­нять командование, так как твое бессознательное способно управлять твоим телом при очень сложных действиях, помогать ему действовать очень хорошо... Пауза*.

Терапевтическое' внушение. Когда обращаются к телу, внушения часто бы­вают эффективными.

...Ты позволяешь своему телу РАССЛАБИТЬСЯ, своему лбу РАССЛАБИТЬСЯ, всем муску­лам РАССЛАБИТЬСЯ, и ты сможешь в будущем воспроизводить это ПРИЯТНОЕ ощуще­ние КОМФОРТА. Пауза.

Это небольшое упражнение на релаксацию* нелишне еще и потому, что сим­птомы, по-видимому, связаны с симпатикотонией.

...Через несколько мгновений ты вернешься сюда в ясном сознании, ты сможешь забыть все, что происходило во время этого сеанса, тебе не нужно будет ни помнить о том, чтобы забыть, ни забывать о том, чтобы помнить, ни просто делать что бы то ни было, так как твоя психика способна выбрать то, что важно, и забыть, отбросить все остальное...

230

Внушение забвения*, для того чтобы пациентка не вмешивалась в происхо­дящие процессы. Провоцирующая замешательство' форма этих предложений способствует амнезии*.

Сейчас ты позволишь своей левой руке спокойно опуститься, когда твое бессознательное поймет, что может помочь тебе... Пауза.

...и поскольку ему снова предоставляется его место, оно вполне способно разрешить лучше, чем ты сама, множество проблем. Когда твоя рука опустится, ты почувствуешь себя очень хорошо, полностью расслабившейся, полностью отдохнувшей, полностью про­снувшейся, в полном сознании...

Внушение реориентации*. «Пробуждение*» наступит, когда рука опустится (два неизбежных события). Это искусственно ассоциируется* с необходимостью бессознательной работы*.

...пока мы вместе не решим в другой раз проделать новое упражнение, когда ты этого пожелаешь, чтобы еще усилить твой личный самоконтроль...

Подготовка креиндукции*

...Твое бессознательное затрачивает столько времени, сколько ему требуется...

Пауза.

...Когда ты полностью вернешься, ты будешь чувствовать себя хорошо, расслабившейся,

свежей, хорошо отдохнувшей...

Пауза.

Шаблонные* фразы.

...Это очень типично, то, как опускается рука, это вполне обычно...

Эти слова, обращенные к другу пациентки, должны одновременно ратифи­цировать* для нее реальность опыта, который она пережила.

...Итак, ты можешь немного рассказать мне, на что похожи головные боли, которые у тебя бывают? Может быть, ты сможешь образно описать их?

Эта фраза повторяет вопрос, задававшийся в начале сеанса, как будто се­анс еще не состоялся. Это «структурированная* амнезия».

"77.: Грозовая ночь... Т.: Немного напоминают грозу... П.: Да, вспышки...

' Т.: Это немного напоминает что-то вроде вспышек.

rf

  • ' Пациентка, застигнутая врасплох, кажется, не помнит, что уже отвечала на эти вопросы.

231

Т.: Послушай, я хотел спросить тебя: ты играешь в теннис?

П.: ??!!

Т.: Это сквош напомнил мне об этом.

Чтобы отвлечь пациентку и прервать нить, связывающую с сеансом, нет ни­чего лучше какой-нибудь чепухи, по меньшей мере неожиданной. Рассуждение про игру в сквош весьма причудливо лишь постольку, поскольку речь шла совсем не об этом.

П.: Немного.

Г.: Немного! Я-то думал, что ты очень неплохо играла в теннис. А каким спортом ты занима­ешься?

П.: Да ничем особенно... плаванием. Т.: А! Все-таки плаванием!

Ключевые слова:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться