Ратификация', подразумевающая действие, совершенное сообща, в некотором роде исследование*.
...И ты очень внимательна к тому, что чувствуешь под кончиками пальцев... чтобы понять, становятся ли один или несколько твоих пальцев легче и чувствуешь ли ты разницу в ощущениях под кончиками твоих пальцев...
Внушение посредством расспроса*.
Я не знаю, в какой руке это может произойти... Двойная связь* в эриксоновском понимании.
...я даже не знаю, будет ли это... указательный, или средний, или большой, или безымянный, может быть, даже мизинец...
Внушение, упоминающее о различных возможностях одною порядка*.
...мы здесь для того, чтобы просто ждать и наблюдать... Открытое* внушение, делающее упор на ожиданиях*.
...ты видишь, есть легкие движения в большом и безымянном пальцах правой руки... Все это... спонтанно, это небольшие движения твоего бессознательного. Вот и другая рука... ' j Все это крайне интересно...
Сопровождение* при появлении феноменов; это равносильно последовательности принятия*.
...И я спрашиваю себя, какая из твоих рук может сделаться легче. Мне кажется, что это скорее правая рука, и ты должна кончиками пальцев воспринимать эту разницу в ощущениях, так как рука начинает очень медленно подниматься... Да, она поднимается...
Внушение путем аналогии*, по мере того, как повышается тон голоса, терапевт приподнимает лицо кверху.
...Это совершенно нормально, не волнуйся, потому что по мере того, как твои пальцы становятся легче, кисти рук также начинают подниматься. Они поднимаются... Они легко поднимаются... и все это совершенно нормально-
Легкое предвосхищение*, основанное на текущих феноменах, которые по своей природе должны повлечь за собой феномен замешательства* (депотенци-ализациа сознательного*).
...Впрочем, я вижу, что это забавляет тебя (пациентка улыбается), но нисколько не мешает...
Использование* поведения, которое некоторым образом является посланием оператору. Гипноз — это ответ* (в двух смыслах).
...Ты можешь вполне забавляться этим, но не вмешивайся в происходящее... Ты позволяешь своей руке делать то, что она хочет, и если она хочет ПОДНИМАТЬСЯ, ты позволяешь ей ПОДНИМАТЬСЯ. Если кисть поднимается, ты позволяешь ей подниматься, и по мере того, как твоя рука осторожно поднимается, ты чувствуешь, как слегка сгибается твой локоть, и признаешь, что все это совершенно нормально, и ты ничего не делаешь, чтобы приостановить это движение. Ты позволяешь событиям идти своим чередом...
В этом локте, который сгибается, заключена естественная метафора*.
...не спеша. Это очень любопытно, но совершенно нормально, потому что легкость, заставляющая ПОДНИМАТЬСЯ твою руку, может так же сообщиться всему твоему предплечью... И это движение приподнимает твою руку, в то время как другая рука остается совершенно спокойной, а твой локоть начинает сгибаться, так как рука хочет подняться еще немного, и ты позволяешь ей подняться, ты позволяешь ей действовать так свободно, как она хочет. Тебя это не занимает; ты знаешь, что все это связано с происходящим в твоем бессознательном... и именно своему бессознательному ты должна довериться, предоставить своему бессознательному действовать...
Следует уделить внимание сопротивлению*. Что мы и делаем, побуждая пациентку двигаться осторожно. Отмечаем поведение другой руки, которая скрыто сопротивляется.
...И локоть, который начал сгибаться, тоже может стать... легче и приподняться таким образом, что твоя рука как бы направляется к лицу... И ты смотришь на нее, и это тебя забавляет, и когда твоя рука поднимается, твои веки могут... наоборот, опускаться... Ты внимательна к тому, что должно вскоре произойти... потому что пока это не произошло, ты знаешь об этом не больше чем я...
Внушается, что два дополняющих движения соответствуют друг другу (противопоставление противоположностей*).
...Ясно одно: рука продолжает подниматься, подниматься легко, еще выше, и эта рука явно начала приближаться к твоему лицу... Это движение, очень медленное, все-таки очень необычно, и этот сгибающийся локоть сгибается как бы помимо тебя, и твоя рука направляется к твоему лицу...
219
Движение происходит помимо нее, метафора* компульсивного поведения.
...Когда рука будет совсем рядом с твоим лицом, ты сможешь, если захочешь, позволить себе уснуть еще глубже, и если твои веки хотят закрыться, ты позволишь им закрыться.
Упоминание о сне* являлось традиционной частью данной индукции* посредством левитации руки. Основное неудобство упоминания о сне состоит в пассивности*, которую оно вызывает. В данном случае не это является существенным препятствием.
Не нужно продвигаться слишком быстро, но когда рука коснется твоего лица, ты сможешь сделать глубокий вдох и позволить своему сознанию блуждать как во сне, а твоя рука продолжает приближаться к твоему лицу в удобном тебе ритме. Не нужно только полностью погружаться в себя, входить в гипнотическое состояние, пока твоя рука не коснется твоего лица. Ты стойко сопротивляешься, но когда рука коснется твоего лица, ты сможешь позволить себе перейти к состоянию очень приятному, очень спокойному... очень-очень приятному...
Парадоксальное* внушение противоположного действия, учитывающее со-противление*.
...Сейчас ты вое время удивляешься тому, что происходит, но ты очень спокойна, не напряжена, тебе очень хорошо, очень комфортно... Но ты ждешь, чтобы рука коснулась твоего лица, прежде чем позволить ощущению комфорта очень-очень глубоко утвердиться в тебе и позволить себе перейти к определенному... стилю сна, как если бы тебе хотелось спать... И когда твоя рука коснется твоего лица, твои веки смогут закрыться, так как ты глубоко вздохнешь, внимательно следя за этим ощущением комфорта, которое укрепляется и еще глубже укрепится в тебе...
Последовательное принятие*. Прямые внушения.
...И когда ты будешь в этом состоянии*, я стану говорить с твоим бессознательным, которое сможет взять из того, что я скажу, то, что оно захочет, чтобы наилучшим образом использовать это в твоих интересах... Внимательно следи за тем, чтобы не войти в глубокое гипнотическое состояние, пока твоя рука не коснулась лица. В этот момент ты сможешь позволить себе отдаться приятному ощущению усталости и этому ощущению восстанавливающего отдыха, очень-очень глубокого... очень-очень глубокого... Это очень хорошо... Очень хорошо. Очень хорошо, и ты можешь глубоко заснуть, очень-очень глу-боко... очень-очень глубоко, и тебе хорошо... комфортно... очень-очень комфортно.
Главенствующая* позиция терапевта, обусловленная поставленной задачей, не беспокоит пациентку, поскольку в конечном счете она сама выберет то, что захочет. Повторение предыдущих видов внушения для максимального использования идеодинамического* эффекта.
Теперь произойдет переход к так называемой терапевтической фазе.
220
И теперь... ты снова вспомнишь все, что мы говорили, все, что я говорил тебе на уровне сознания... И нужно, чтобы ты все это знала, и особенно научилась действовать на бессознательном уровне... <
Решение проблемы находится на уровне бессознательного.
...Ты хорошо помнишь то, что я тебе объяснил: что существует профессиональная ценность и существует ценность рыночная... и что \ некоторых случаях следует на время поступиться своей'профессиональной ценностью... просто чтобы заработать на жизнь, для чего требуется трудиться в определенных рамках, и когда не удается преодолеть свои особенности... просто использовать их... Ты превосходно умеешь это делать. Все ресурсы уже имеются в тебе... остается дать возможность проявиться этим ресурсам...
Повторение советов, тысячу раз до этого полученных на сознательном уровне.
...Единственное, о чем я попрошу тебя, это... как только ты чувствуешь, что внутри тебя поднимается раздражение, ярость, желание ответить резкостью... что у тебя очень хорошо получается... так вот... для начала полностью разучиться это делать, чтобы остановиться...
Прямое, почти авторитарное* внушение.
...и чтобы позволить ВЗОЙти... другим возможностям, среди которых ты выберешь... ту, которую сочтешь наилучшей... и позволить всей своей творческой способности, всему своему бессознательному занять свое место и выбрать наилучшее решение, наиболее разумное для тебя в этой ситуации...
Открытое терапевтическое* внушение.
...Среди этих возможностей самая простая, конечно, сказать: «Да, мсье...», как это может сделать актер... нужным тоном, с должной убедительностью и интонациями...
Это также прямые внушения, предназначенные для того, чтобы им не следовали. Здесь пациентка реагирует негативно посредством мимики. Терапевт дает обратный ход*.
...В этот момент, если слишком трудно сделать то, к чему ты не привыкла, ты можешь разделить или, вернее, сделать несколько вещей одновременно, так как иногда легче сделать сразу многое, чем что-то одно... В этот момент... ты, во-первых, слегка опускаешь голову, чтобы не видели твоего лица, и говоришь: «Да, мсье...». Во-вторых, про себя ты произносишь следующее: «Если ты теряешь деньги по собственной глупости, так тебе и надо!..»
В-третьих, ты поднимаешь голову и широко улыбаешься... Эта улыбка может относиться к чему угодно, и в любом случае никто не сможет истолковать твою улыбку...
221
Накопление сопротивления может выразиться в агрессивности по отношению к терапевту. Здесь речь идет о разрядке* сопротивления с помощью установки «громоотвода».
(Пациент/а снова понимающе улыбается).
...Это сдно из возможных решений. Ты можешь найти и другие. Ты можешь найти лучшие... Это решение должно принести плоды... и если тебе поможет то, что ты вообразишь наблюдателя, ты представишь себе наблюдателя. Этот воображаемый наблюдатель может забавляться, видя твою ситуацию и зная, что сильнее тот, кто более гибок. И если идея этого наблюдателя может помочь тебе не действовать сгоряча, я хочу, чтобы эта идея пришла к тебе... чтобы помочь.
Образы* могут помочь пациенту. «Я хочу, чтобы» — это сознательная авторитарная формулировка, но она безобидна в данном контексте. Присутствуют словесные резонансы*.
Важно только приостановить то, что ты обычно делаешь, чтобы дать возможность твоей творческой способности вступить в игру, так как твоя творческая способность позволит тебе найти тысячи решений... одно другого разумнее и тоньше, которые дадут тебе полный контроль над ситуацией... Не нужно делать ничего, только... позволить своему творческому началу прервать привычную схему, ставшую стереотипом.
Открытые* внушения, которые представляют интерес только в данном контексте.
Сейчас, через несколько мгновений, я попрошу тебя проснуться, вернуться сюда в ясном сознании, и после этого ты почувствуешь себя очень хорошо, расслабившейся, полной сил после этого восстанавливающего и освежающего отдыха. Для этого я просто попрошу тебя позволить своей руке опуститься, как только твое бессознательное поймет, что может помочь тебе и каким образом оно может помочь тебе в этой проблеме. Как только твое бессознательное поймет это; твоя рука начнет очень медленно опускаться, в твоем ритме, и когда твоя рука займет свое прежнее место, ты окажешься здесь, снова в ясном сознании, хорошо расслабившаяся, хорошо отдохнувшая. Ты сможешь забыть из того, что мы здесь делали, все, что захочешь забыть. Это не так важно. Важно, что твое бессознательное способно помнить все то, что может быть ему полезным. Но ты, ты можешь забыть все, это не имеет значения. Наоборот, чем меньше это будет занимать тебя, тем лучше это будет работать впредь.
Окончание*, включающее необходимые шаблонные* фразы. Обращение к бессознательному для завершения сеанса — это своего рода юмор*, но оно не лишено интереса.
Теперь мы просто ждем, что твоя рука соблаговолит опуститься, и когда она займет свое место, ты сможешь рассказать... или не рассказывать... так свободно, как захочешь, о своих впечатлениях... Ты сможешь вытянуться, максимально используя этот восстанав-
222
ливающий отдых... пока мы не решим повторить опыт, чтобы еще увеличить твой самоконтроль.
При полном молчании руке пациентки требуется более полутора минут, чтобы опуститься.
И терапевт, и пациентка смеются.
П.: Я не могу опомниться! Нет, я не могу опомниться... Это невероятно... это невероятно...
Т.: Это забавно.
Я: Невероятно... странно... Это ощущение в руке... Я ощущала ее холодной... совершенно
вне моего тела. Т.: Это диссоциация.
П.: Я удивлена, правда, я не поверила бы, что так бывает. Т.: Да, мы поговорим об этом.
Продолжение истории
Интересно отметить, что через несколько дней после этого сеанса пациентка нашла работу. Она не покидала ее в течение шести лет, несмотря на изменение рода занятий. Эта молодая женщина, умная и веселая, нашла свое решение. Вместо того чтобы реагировать агрессивно, она прибегает к юмору. Юмор социально приемлем. Более того, это нравится руководству. Интересно отметить, что у нее не было ощущения поиска и нахождения решения, она считала, что ей наконец повезло найти начальника... с большим чувством юмора. И только спустя приблизительно год она спонтанно осознала, что гипноз явился причиной решения ее проблемы. Обычно хотят знать, в чем изменилась пациентка. Я лично считаю, что изменилась только ее позиция* и что застывший сценарий* благодаря гипнотическому сеансу имеет шанс быть «пересмотренным».
Ключевые слова:
Сопровождение, предвосхищение, полупрямой подход, ожидания, установка, замешательство, разрядить сопротивление, депотенциализация сознательного, днрективность, диссоциация (формулировка с использованием терминов), состояние (гипноза), исследование, фиксация внимания, юмор, идеодинамизм, образы, несоответствие, бессознательное, включение, индукция, левитация (руки), метафора, пассивность, шаблонные фразы, позиция превосходства, власть, подготовка, ободрение, ратификация, релаксация, отвечать, сопротивление, отрицательная обратная связь, сценарий, активизирующее внушение (метафорическое), прямое внушение (авторитарное внушение, прямое вежливое внушение, внушение, которому не нужно следовать), косвенное внушение (аналогия, противопоставление противоположностей, составное, двойная связь, импликация, контекстуальное, негативное парадоксальное, расспрос, последовательное принятие, внушение, заключенное в трюизме), открытое внушение (собственно открытое внушение, внушение, охватывающее любые возможности, открытое внушение посредством использования паузы, терапевтическое открытое внушение), парадоксальное внушение, внушение сна, изумление, окончание, работа, использование.
5. ПОДХОД при функциональных болях
Этот сеанс посвящен болевым синдромам с психогенными компонентами. Он демонстрирует смесь прямого внушения, активизирующего (метафорического) внушения и косвенного внушения.
Несчастья Солен
Речь идет о молодой женщине, видевшей видеозапись гипнотического сеанса и обратившейся к терапевту с просьбой, если это возможно, сделать что-нибудь для нее. Она страдает периодическими головными болями и очень болезненным предменструальным синдромом.
Год спустя мы узнали, что после этого сеанса головные боли немедленно исчезли, так же, как и периодические бели. Три года спустя все было хорошо, не появилось никакой замещающей симптоматики.
В этой записи не изменено ни одно слово.
Краткая предварительная беседа
Обычно беседа происходит во время предварительного сеанса. В данном примере это не так.
Т.: Вначале уточним, о чем идет речь: у тебя бывают головные боли, не очень частые; ты хочешь что-то добавить...
Я: В последнее время они бывают примерно один раз в день.
Т.: Примерно один раз в день... Все же... да. '■
Я: Есть два вида белей: боль продолжительная, и тогда это почти непереносимо, и есть боль, напоминающая удар, возникающая в определенной области (показывает на левую половину головы).
Г.: Всегда в левой половине?
П.: Да, это напоминает грозовые разряды. То есть это может происходить очень быстро, а может, и медленнее... Это длится... примерно с десяток ударов, иногда меньше, но это очень мучительно.
Т.: И чему, например, это может помешать?
Информация, для данного случая очень важная
П.: В основном это заставляет меня приостанавливать то, что я делаю. 7.: Ты прекращаешь что-то делать? Я: Да.
224
Г.: А есть ли виды деятельности, за которые ты не берешься, но взялась бы, если бы этого не было, ограничивает ли это тебя в некоторых вещах?
П.: Нет, потому что это никогда не бывает продолжительным... Эти удары молота никогда не ' бывают продолжительными... и не обязательно тогда, когда я их жду... То есть это случается, если я устала, но может случиться и тогда, когда я завтракаю.
Г.: Бывает ли это сильнее, когда ты раздражена, или устала, или напряжена?
Я: Когда устала.
Т.: Ну хорошо, у тебя бывают еще и другие боли.
П.: У меня болит живот в период месячных.
Т.: Во время цикла.
Я: Да.
Т.: Каждый раз, при каждом цикле?
П.: Да, каждый раз.
Т.: При каждом цикле, и это очень болезненно?
П.: Да, это очень болезненно, это продолжается два дня... первый день и второй день... В основном это бывает утром, когда я встаю, и, конечно, прекращается, если я принимаю обезболивающие.
Т.: Значит, ты принимаешь анальгетики...
П.: Да.
Г.: Ты вынуждена?
Я: Да, вынуждена. Это утомляет меня, я совершенно ничего не могу делать, ни на чем не могу сосредоточиться.
Г.: Ну хорошо, значит, ты хотела бы проделать упражнение, как ты это видела в фильме, так что объяснения тебо не требуются.
Собственно сеанс
Хорошо... слушай... вначале нужно, чтобы тебо было УДОБНО, потому что, только если тебе УДОБНО, ты можешь погрузиться внутрь себя...
Акцент делается на «удобно». Сообщение* построено таким образом, что пациентка исполнена ожидания* чего-то, что должно произойти. Слово «удобно» произносится так, что становится контекстуальным* внушением.
...Итак, это очень просто... Я попрошу тебя... если ты хочешь, ты можешь или смотреть на что-то, или думать о чем-нибудь, что видишь здесь или о чем-нибудь своем: вспоминать, например... Видишь, выбор большой... вое, что ты хочешь... Я: Да...
Фиксация внимания* является первым этапом всякого гипнотического опыта*, будет ли это фиксацией на предмете, на образе* или на воспоминании*.
Т.: ...Нет нужды говорить, нет нужды двигаться, просто позволь своему разуму погрузиться внутрь тебя...
15-2917
225
Нет необходимости делать что бы то ни было. Такое указание всегда безошибочно.
...Итак, сейчас ты сидишь, ты слегка озадачена тем, что происходит, ты невольно слышишь невнятный шум, доносящийся с улицы, ты можешь боковым зрением видеть часть комнаты и чувствовать свое тело расположенным в кресле очень УДОБНО... И ты можешь чувствовать определенный КОМФОРТ, охватывающий тебя по мере того, как бежит время, и внимать этому ощущению РАССЛАБЛЕНИЯ и всему, что сейчас происходит в твоем теле...
Здесь мы видим последовательное принятие*. Последовательность предложений, в которых объявляется очевидное, вынуждает пациентку в той же последовательности внутренне повторять «да». Облегчается принятие на бессознательном уровне последнего предложения, относящегося к комфорту, и это тем более интересно, что комфорт не контролируется волей. Связывание* такого предложения с бегущим временем является дополнительной предосторожностью*, чтобы не впасть в противоречие с реально происходящим. Чтобы фиксировать внимание, хороши кинестетические ощущения, обращенные вовнутрь, которые тем удачнее, чем они приятнее. Позитивные* слова, выделенные прописными буквами, произносятся немного медленнее и сопровождаются легким изменением положения головы.
...Мы просто будем ждать, мы очень внимательны и любопытны к тому, как ты достигнешь состояния, в котором обретешь контроль и которое позволит тебе одновременно легче снимать напряжение в будущем, а также, я надеюсь, достичь лучшего контроля над собой...
Исключительно открытое * внушение. Такая фраза имеет много функций: усилить ожидания* пациента, так как именно они являются двигателем любого гипнотического феномена. Опыт* представлен как сотрудничество*. Акцент сделан на возможностях пациентки, чтобы избавить ее от чувства зависимости.
...Я не знаю, предпочтешь ли ты, предпочтет ли твое тело позволить глазам закрыться на мгновение или твои глаза захотят остаться открытыми. Они могут оставаться открытыми и не видеть, это тоже возможно, если только эта тяжесть, которая разливается по мера того, как ты расслабляешься, разливается в твоих плечах, разливается также и в твоих веках, и они стремятся закрыться, но все это не так уж важно, так как то, на что ты обращаешь внимание, или то, на что ты смотришь, не имеет значения... Значение имеет только... все то, что ты можешь ощутить в своем теле... и особенно... это ПРИЯТНОЕ... РАССЛАБЛЕНИЕ..
Негативное парадоксальное* внушение. «Я не знаю...» не может вызвать ту же реакцию, что и прямое* внушение. Конструкция этого сообщения, скорее всего, вызовет непроизвольное* закрытие глаз.
...Я не знаю, заметила ли ты, что твое дыхание уже сделалось глубже...
Уже можно ратифицировать* для пациента, что что-то начало происходить. Такая ратификация должна усилить* феномен.
226
...Может быть, мы можем условиться насчет языка, так как ты знаешь, что можно бессознательно движением головы подавать знак ДА или знак НЕТ, даже не замечая этого. Таким же образом можно решить, например, что ты будешь говорить мне ДА с помощью указательного пальца правой руки и НЕТ - с помощью указательного пальца левой руки... И может даже случиться, что указательный палец твоей правой руки сможет приподниматься сам, когда твое бессознательное захочет сделать знак ДА.
Постановка сигналинга' с использованием трюизма*. Пациентку просят подавать знак* и предупреждают, что палец может двигаться и самостоятельно. Гипноз представляет собой «подсознательную* коммуникацию». Это наделяет пациента возможностью и не должно его беспокоить. <
Но все это не требует спешки, твое бессознательное может совершать это в собственном темпе, не торопясь... Все это вполне хорошо, вполне нормально. Твой сердечный ритм тоже слегка замедлился.
Снова это предложение привязано ко времени*. Примечательно, что пациентке говорят о ее бессознательном* как о некой сущности. Такая речь с использованием терминов диссоциации* должна способствовать гипнотическому состоянию*.
Ты удовлетворена этим ощушением комфорта?
Расспрос*, играющий роль внушения. Пациент, чтобы понять вопрос, должен спросить самого себя и тем самым внушить себе это ощущение комфорта.
(Указательный палец пациентки слегка приподнимается.)
Да, твой правый указательный палец делает знак ДА- Это очень хорошо...
Полезно подтвердить* пациенту, что что-то происходит, тем более что характер движения пальца свидетельствует в пользу непроизвольности* этого движения. Слова «это хорошо» важнее, чем может показаться. Они представляют собой обратную связь*.
...потому что это ощущение может еще возрасти, ты можешь позволить своему телу еще глубже погрузиться внутрь себя, таким образом, что это будет очень ПРИЯТНО...
В гипнозе достаточно усиливать* то, что уже достигнуто. Комфорт уподоблен погружению. «Позволять» — очень удачное слово для того, чтобы вызывать появление непроизвольных феноменов.
...И ты можешь также позволить своему разуму блуждать, потому что тебе не обязательно слушать меня... Твое бессознательное здесь для того, чтобы слушать то, что оно захочет слушать, и использовать мои слова так, как оно слышит их, то есть брать то, что может оказаться полезным для него. И твое бессознательное может также по-своему толковать мои слова. Мои слова могут стать словами кого-то другого в одной из твоих
15*
227
грез, словами родственника, друга, кого-то давно знакомого тебе, звуки могут стать другими звуками: шумом ветра, шелестом листьев, неважно чем...
Желательно, чтобы пациент позволил своему сознанию блуждать и не слушал слова, которые должны быть восприняты на другом уровне, то есть бессознательно. Двухуровневая* речь. Подчеркивается, что пациент может воспринять из этих слов то, что ему подходит, и приспособить то, что он слышит, к тому, что он надеется услышать.
...И ты можешь позволить... (Указательный палец пациентки начинает шевелиться.) Это очень хорошо: твой палец делает знак, что совершенно согласен...
Получение информации подтверждается через обратную связь*.
...и ты можешь позволить своему сознанию перебирать воспоминания, которые очень ПРИЯТНЫ, может быть, даже воспоминания детства, потому что в любом детстве есть моменты ПРИЯТНЫЕ., так же, как и трудные моменты, и можно вспоминать только о ПРИЯТНОМ...
Мы знаем, что любое обращение к детству способствует гипнотическому состоянию. При упоминании о приятных моментах детства пациентка нахмурила брови, поэтому фраза была дополнена упоминанием о трудных моментах. Тут мы имеем дело с необходимостью быть конгруэнтным* пациенту...
...так как эти ПРИЯТНЫЕ моменты являются для нас РЕСУРСАМИ, позволяющими бороться с моментами дискомфорта...
Кроме прямого* внушения, здесь можно видеть указание на возможность совершать работу*.
...Да, очень хорошо... Например, ты знаешь, что в данный момент ты находишься в состоянии обучения, но не знаешь, что учишься и не знаешь, чему ты учишься и к чему это может относиться... Но подобные ситуации бывали и прежде, и, в частности, в твоем детстве, когда ты совсем маленькой училась читать, это казалось непосильной задачей, нужно было узнавать всякие тонкости, черточки, точки, цифры, все казалось одинаково трудным, ты не знала, к чему все это может относиться, ты не видела никакого интереса, никакой пользы. Но твое бессознательное приняло эстафету, формируя образы, бессознательные образы, психические образы, действовавшие автоматически, и теперь все это работает на тебя без малейших затруднений. Ты поняла, чему это служит, и, к твоему глубокому удовлетворению, твое бессознательное легко совершает все эти операции, казавшиеся такими трудными.
Точно так же и теперь, ты приобретаешь навык... которым в дальнейшем сможешь бессознательно пользоваться...
Здесь можно видеть обращение крайним навыкам*, что является минимальной регрессией, а также аналогию* с теперешней ситуацией.
228
...Если твое бессознательное согласно дать тебе погрузиться в себя еще глубже, оно может подать мне знак, так же, как и прежде, не спеша, но тебе на обязательно что-либо делать, если палец приподнимается сам, это будет сюрпризом, который может позабавить тебя, вот и все...
Речь идет о проверке ответа* пациента. Упоминание о бессознательном, которое может показаться упрощенным, будет способствовать появлению непроизвольных* движений, являющихся чисто гипнотическими.
..Да, ты видишь, ты видишь (палецдвижется небольшими рывками) указательный палец правой руки... ты видишь... Он тем временем продолжает, он продолжает совершать небольшие движения... Ты теперь можешь позволить своему разуму еще глубже погрузиться во все эти... ПРИЯТНЫЕ воспоминания, воспоминание вызывает новое воспоминание... и даже если эти образы отрывочны, даже если эти образы... не настоящие грезы, это не имеет значения, так как ты можешь почувствовать или нет весь эмоциональный контекст этих воспоминаний... Ты можешь ощутить всю атмосферу этого дня, ты можешь вспомнить звуки и голоса, слышанные тобой тогда, ты можешь вдыхать... или чувствовать своей кожей жару или свежесть дня... Ты можешь чувствовать запахи... и это может происходить очень ЕСТЕСТВЕННО, очень СПОКОЙНО... Одно воспоминание будет продолжать другое воспоминание... Большая пауза.
Речь идет о сопровождении* пациента в воспоминаниях, о которых мы ничего не знаем. Следует придерживаться крайней неопределенности (неопределенные* слова), чтобы наши слова приводили в действие цепочки ассоциаций* в воспоминаниях.
...Это очень хорошо... ты видишь... вот еще небольшие СПОНТАННЫЕ движения, ты не обращаешь на меня внимания...
(Терапевт приподнимает руку пациента, и она остается в каталепсии*.)
...Просто ты захвачена твоим воспоминанием... и способна забыть остальное, забыть все остальное, забыть, что ты здесь, забыть мое присутствие, которое не имеет значения, мои слова, которые не представляют интереса, и остаться в воспоминании, которое более ПРИЯТНО... и блуждать по воле твоего бессознательного, забыв все остальное. Большая пауза.
Пациентку побуждают грезить*, прежде чем перейти к терапевтическому* внушению. Желательно, чтобы пациентка перестала слушать на сознательном уровне.
' ...Наш разум действует иногда удивительным образом, но он вполне способен решать сложные задачи...
Этот трюизм* несет в себе важное для данной пациентки внушение.
...как при поиске математического решения, которое не удается найти... а позже, без всякого усилия, решение предстает перед нашим сознанием...
229
Метафора* важнее, чем объяснение.
...Да, ты видишь (указательный палец пациентки пошевелился), твое бессознательное полностью согласно... так как оно уже имеет такой опыт, и точно так же наше тело готово действовать, и оно действует очень успешно без нашего вмешательства... Чем меньше мы вмешиваемся, тем лучше оно действует...
Пациентка отвечает* хорошо, и ото удобный момент для тою, чтобы слеша затронуть проблему...
...В нас существует что-то вроде биологических часов... то есть два человека могут проснуться в одно и то же время с точностью до минуты, даже если накануне они заснули в разное время, потому что мы имеем внутри очень сложный биологический механизм. Но .' иногда эти механизмы могут различаться, как времена года, которые наступают неизбежно, но не точно в один определенный день, как дождь, который чаще идет в определенное время года, но может также... может также пойти неожиданно, и этот благотворный дождь принимают тогда, когда он приходит...
Метафорическое' напоминание о текущей проблеме... Следует отметить, что некоторые метафоры сохраняют метеорологическую тематику, предложенную пациентом.
...Не позволяй мешать тебе, ты остаешься погруженной в свои грезы, даже если не слышишь мой голос, даже если на какое-то время я обращаюсь к кому-нибудь другому... (Пауза, связанная с тем, что у приятеля пациентки возникли технические проблемы с камерой.)
...Ты остаешься погруженной внутрь себя и позволяешь своему бессознательному принять командование, так как твое бессознательное способно управлять твоим телом при очень сложных действиях, помогать ему действовать очень хорошо... Пауза*.
Терапевтическое' внушение. Когда обращаются к телу, внушения часто бывают эффективными.
...Ты позволяешь своему телу РАССЛАБИТЬСЯ, своему лбу РАССЛАБИТЬСЯ, всем мускулам РАССЛАБИТЬСЯ, и ты сможешь в будущем воспроизводить это ПРИЯТНОЕ ощущение КОМФОРТА. Пауза.
Это небольшое упражнение на релаксацию* нелишне еще и потому, что симптомы, по-видимому, связаны с симпатикотонией.
...Через несколько мгновений ты вернешься сюда в ясном сознании, ты сможешь забыть все, что происходило во время этого сеанса, тебе не нужно будет ни помнить о том, чтобы забыть, ни забывать о том, чтобы помнить, ни просто делать что бы то ни было, так как твоя психика способна выбрать то, что важно, и забыть, отбросить все остальное...
230
Внушение забвения*, для того чтобы пациентка не вмешивалась в происходящие процессы. Провоцирующая замешательство' форма этих предложений способствует амнезии*.
Сейчас ты позволишь своей левой руке спокойно опуститься, когда твое бессознательное поймет, что может помочь тебе... Пауза.
...и поскольку ему снова предоставляется его место, оно вполне способно разрешить лучше, чем ты сама, множество проблем. Когда твоя рука опустится, ты почувствуешь себя очень хорошо, полностью расслабившейся, полностью отдохнувшей, полностью проснувшейся, в полном сознании...
Внушение реориентации*. «Пробуждение*» наступит, когда рука опустится (два неизбежных события). Это искусственно ассоциируется* с необходимостью бессознательной работы*.
...пока мы вместе не решим в другой раз проделать новое упражнение, когда ты этого пожелаешь, чтобы еще усилить твой личный самоконтроль...
Подготовка креиндукции*
...Твое бессознательное затрачивает столько времени, сколько ему требуется...
Пауза.
...Когда ты полностью вернешься, ты будешь чувствовать себя хорошо, расслабившейся,
свежей, хорошо отдохнувшей...
Пауза.
Шаблонные* фразы.
...Это очень типично, то, как опускается рука, это вполне обычно...
Эти слова, обращенные к другу пациентки, должны одновременно ратифицировать* для нее реальность опыта, который она пережила.
...Итак, ты можешь немного рассказать мне, на что похожи головные боли, которые у тебя бывают? Может быть, ты сможешь образно описать их?
Эта фраза повторяет вопрос, задававшийся в начале сеанса, как будто сеанс еще не состоялся. Это «структурированная* амнезия».
"77.: Грозовая ночь... Т.: Немного напоминают грозу... П.: Да, вспышки...
' Т.: Это немного напоминает что-то вроде вспышек.
rf
-
' Пациентка, застигнутая врасплох, кажется, не помнит, что уже отвечала на эти вопросы.
231
Т.: Послушай, я хотел спросить тебя: ты играешь в теннис?
П.: ??!!
Т.: Это сквош напомнил мне об этом.
Чтобы отвлечь пациентку и прервать нить, связывающую с сеансом, нет ничего лучше какой-нибудь чепухи, по меньшей мере неожиданной. Рассуждение про игру в сквош весьма причудливо лишь постольку, поскольку речь шла совсем не об этом.
П.: Немного.
Г.: Немного! Я-то думал, что ты очень неплохо играла в теннис. А каким спортом ты занимаешься?
П.: Да ничем особенно... плаванием. Т.: А! Все-таки плаванием!
Ключевые слова:
|