1, О характере складывающихся отношений и уровне контакта* Первое возникшее чувство, что консультант в данном случае сразу занял доминирующую позицию в диалоге. Это проявлялось в формулировке вопросов, такой энергичной, торопящей, опережающей события манере, повышенном тоне. Проявлялось как бы в «подстежке* — «так!*. Жесткие, однозначные реплики и очень быстрые переходы. Абонент не совсем успевал ориентироваться, так как задаваемые вопросы лежали в разной плоскости» и за короткий промежуток времени мозаичная картина начинала вырисовываться. Но эта картина была мозаичной> каждая линия начиналась, но не получала развитие. Каждую из линий можно было бы продолжить, но тут же шел поворот к другой стороне. Поэтому абонент, встав перед необходимостью отвечать на вопросы, лежащие в разных плоскостях, не мог ответить, раскрыть содержание каждого вопроса. Из-за темпа, ритма, тона происходила «сбивка*. С другой стороны, у абонента была явно выжидательная позиция. Она ждала вопросов для продолжения беседы. Может быть, тактика и была оправдана. Абонент не давал развернутых ответов на вопросы. Но на данном этапе даже в ситуации быстрых переходов (или благодаря им* — К.) некоторая картина начинает складываться. Причем заметна динамика: от односложных («мальчик — ктор) к более развернутым ответам. И потом она включилась в беседу. А уровень контакта можно оценить по нарастающей линии: от некоторого непонимания и, возможно, неготовности к пониманию — к усиливающемуся взаимопониманию*
2. О чувствах от рассказа (истории). То, что рассказывает абонент, и как она это делает, рождает у меня ощущение незре-
132
лости. Невелик ее возраст! У меня существует предубеждение: сам факт обращения с такой проблемой говорит о личностной незрелости. У меня усиливается чувство покровительства (сравните с рассуждениями консультанта о коммуникативной позиции «старшего братан, — К*), Поэтому я говорил бы в такой же тональности, как и консультант.
3. Как бы Вы могли описать чувства, которые испытывает абонент? Обращение ее было искренним: она действительно не знает, как найти выход из создавшейся ситуации, С другой стороны, она и не слишком большие надежды в ее разрешении возлагает на «Телефон Доверия» . Это — ке развлекательный звонок* Абонент искренне хотел поделиться без ожидания конструктивной помощи, поскольку ситуация ей кажется неразрешимой*
4. Попытайтесь сформулировать (домыслить) ^проблему» абонента, Я встретилась с молодым человеком, который, как мне кажется, отвечает моим идеалам. Он — хороший! Чувствую всеми фибрами своей души — он тот самый* которого я ждала. И, казалось бы, он должен заметить меня. Ведь я его ждала. Он мне предназначен. И здесь появляется как бы «жена». Он даже не расписался! Она становится препятствием мне в обладании им. А я хочу! Хочу быть рядом с ним, видеть и чувствовать. Не хочу ни с кем делить. Почему так в жизни случается: только находишь свое, а эта ниша оказывается занятой? Черт побери! А с другой стороны, у меня злость к ней (*жене» — К.). Почему он меня раньше не заметил? Ведь так хорошо могло быть* Я даже готова абсолютно разделить с ним все беды и радости.,. Да и на него досада: как меня с моим чувством можно было не заметить?!
5. О возрасте. По моим представлениям, человек с более богатым жизненным опытом нашел бы средства для того, чтобы разрешить эту проблему самостоятельно; с другой стороны, человек мог бы понимать, что обращение на «Телефон Доверия* не изменит ситуацию. Она обращается в силу аффекта, подспудно понимая, что ситуация неразрешима. Возраст — 16—17 лет.
6. Об усилиях консультанта. Столкнувшись с недостаточной активностью абонента и недостатком опыта такого диалога, консультант пытается найти внешние зацепки для раскрытия ее проблемы: «Как Вы познакомились? *►, «Как складывались отношения?^ Это нужно для того, чтобы втянуть в разговор* При этом существо проблемы не затрагивается, однако возможен опосредованный выход к ней через описание ряда действий. Не психоло-
^_____________________133
гические состояния, а фактология, С другой стороны, темп вопросов помогает обозначить первичный контакт. Человеку некогда думать, что он говорит консультанту, а надо сформулировать от* вет на прямо поставленный вопрос. Поэтому человек невольно для себя включается в беседу. Переход с этого уровня к психологическим основаниям проблемы таким образом облегчается.
7, Представления о том, как будет складываться беседа дальше. Так как я вижу, что контакт и близость нарастают, думаю, что будет более глубокий уровень анализа или даже изложения, описания абонентом своих психических состояний* Если эта линия состоится, тогда консультант сможет оперировать этим материалом и простраивать дальше беседу таким образом,, чтобы вскрыть моменты, которые позволят выйти или наиболее комфортно чувствовать себя абонентом в проблемной ситуации. Думаю, что шаг к анализу переживаний> психических состояний абонента будет сделан. Залогом тому служит желание развивать беседу.
8. О языке* Здесь не до языковых изысков и красивых форм. Она обращается в не совсем равновесном эмоциональном состоянии, В целом; от первоначальной скудости и однозначных ответов к большей развернутости* Нормальный язык нормального здравомыслящего человека {?1 — К.). Это язык человека, который не общается на таком уровне в своем кругу* С другой стороны, абонент достаточно хорошо ориентируется в ведении беседы на «официальном* уровне. Нет, не так* На том уровне, который предлагается» может говорить нормально.
9* Субъективная сложность разговора для меня, если бы я был консультантом? У меня не сложилось представление о том, что абонент до конца верит в возможности «Телефона». Поэтому не было бы большого груза ответственности, что от моего слова зависит все. Мне кажется, она не находится в таком состоянии, что не может себя контролировать* Я себя бы не чувствовал на пике ответственности за последствия моих слов- Но с другой стороны, задача, которую предстоит решить.,, В роли консультанта я бы дал больше возможности поговорить ей сначала, попросил бы сформулировать ее существо проблемы: на каждый вопрос я бы дал больше времени для ответа, чтоб не ограничивать репликами, брошенными друг в друга.
Наблюдатель 2:
1- О характере складывающихся отношений. Во время обращения отмечается некоторая настороженность со стороны кли-
134
ента по отношению к консультанту. Это и понятно: ведь, приходя в консультацию (думаю, здесь аналогичный случай), клиент проверяет реакцию социума на свою проблему. Девушка говорит об интимных вещах, говорит это незнакомому человеку* Отсюда настороженность и страх. Консультант приглашает ее к разговору. Первые его реплики — на то, чтобы снизить тревожность, «напряг*. Игривая фраза консультанта: «Кто этот счастливчик?*. Думал> как бы я ответил: «Я влюбилась!» — «Поздравляю*. Понятно, что любовь— чувство, приносящее страдание, с другой стороны — это святое* В этом фрагменте особой динамики в отношениях я не заметил, хотя некоторое повышение доверия было. Консультант целенаправленно работал на повышение доверия к своей персоне. Абонента немного разговорили, но оставалось зацикливание. Относительно методичных вопросов и просьб рассказать поподробнее у меня возникло ощущение, что если еще некоторое время продолжать в таком духе, то абонент даст несколько ответов, а потом обязательно спросит, ну и что же ей делать* Это некоторая затруднительная ситуация, нежелательная для психотерапевтической беседы*
2* Чувства от рассказа. Снисходительность — помесь симпатии и неуважения. Больше неуважения, чем симпатии. Сочувствие. Ситуация очень узнаваема, что называется «втюриться в мужика с бабой*. Мучительно это, я понимаю. Тут нет выхода на уровень действия* Нужно созреть, пережить. Почему-то у меня не сложилось впечатление, что для ее партнера — это всерьез. Возможно ошибаюсь, но на мой взгляд — отношение из серии «попользовался и бросил**
3. О чувствах абонента. Растерянность, переходящая в безысходность и отчаяние. — «Что делать?!* — Тупиковая ситуация для нее. — «Я не могу без него, а с ним.,* ^ — Само радостное содержание любви отходит на десятый план. На первом месте — состояние, когда хочется рвать и биться головой об стену. Думаю, что переживает ситуацию достаточно сильно: по ночам не спит, зацикливания на всем этом, образ, стоящий перед глазами.
4, Проблема абонента его глазами. Для меня это сложно* Думаю, что это не просто: «Я хочу мальчика.-* Компонент одиночества* Может быть: *Мне так хочется, чтобы кто-нибудь меня любил» мне очень хочется^. Или: «Я очень кого-нибудь хочу любить и быть счастливой в любви».
135
5, О возрасте. Не более шестнадцати—восемнадцати. Может быть* старше, но тогда уж очень инфантильная личность. Судя по языку — «мальчик*.
6* О языке. Она взволнована, поэтому фразы короткие, ломаные, невыстроенные. Все феномены разговорной речи усилены. Перебивает. В целом можно отметить достаточно бедный словарный запас, Низкая рефлексивность находит отражение в речи* Неустойчивость к парадоксам? Абонент не понимает скрытого юмористического подтекста, — «Ну как кто, мальчик — кто*. — Это «удочка*, закинутая консультантом* Для нее же это просто странный вопрос. Все бедно и блекло,
7, Об усилиях консультанта. Сбавить «напряг*, волнение, тревогу, связанные с ситуацией обращения. Это удалось. Вопросы на уровне действия: что происходило* За этим попытка получить информацию о ситуации, выиграть время> насадить свой ритм беседы. Втянуть в беседу, а потом абонент сама по себе расскажет. Просто рассказывание тоже терапевтично, даже если абонент не будет касаться своих чувств, описывая фактически происходящее, вспоминая наиболее значимые моменты, выдавая свои оценочные реакции* Жанр «психотерапевтического минимализма*: стать слушателем.
8. О прогнозе беседы. Вполне ожидаемо, что абонент будет время от времени повторять; «Ну что же мне делать?» Думаю, что консультант перейдет к работе с акцентированием чувств, стоящих за действиями* Взгляд на любовные отношения и любовь, отношение к данному молодому человеку. Будет поднята тема, как ей кажется, как он к ней относится. Тоже на уровне чувств. Прояснение переживаний и эмоций, стоящих «за*. Особых психотерапевтических «глубин» и использования особых техник здесь не будет* Положит трубку в лучшем настроении, нежели перед звон-ком. Пролонгирование эта беседа вряд ли что-нибудь даст.
Выше мы познакомились с комментариями двух наблюдателей-супервизоров после прослушивания фрагмента. Восприятие их во многом отличается. С некоторыми интерпретациями консультант не может согласиться- Вместе с тем представляется, что их видение способствует созданию более целостного представления о первоначальном этапе беседы — этапе установления контакта. Наблюдения носят оценочный характер, что в некотором смысле было спрово-
136___________________________________________________
цировано консультантом подбором соответствующих вопросов да и самим стилем сотрудничества* За этим стоит попытка максимально сблизить позиции наблюдателя и консультанта.
Итак, подведем итоги. В этом разделе мы остановились на анализе фрагмента начала телефонной беседы. Наш замысел состоял в том, чтобы максимально расширить возможности понимания абонента и развития беседы на первом этапе• Причем для нас было важно показать не только то, что мы видим, но и почему, благодаря каким механизмам осуществляется этот процесс. Его интерпретационная расшифровка, по вашей мысли, заставит и читателя обратить внимание на создание своих собственных, глубоко-индивидуальных психотехнических приемов погружения в пульсирующий диалог
психологической беседы*
■
Материалы для самостоятельного анализа и обсуждения (продолжение протокола)
Приведенный ниже протокол разделен на ряд смысловых фрагментов. После каждого фрагмента присутствуют комментарии супервизора (наблюдатель 1), которыми он делится в беседе с консультантом после однократного прослушивания очередного фрагмента. Они не должны вас смущать, так как отражают одну из возможных точек зрения, причем в некоторых аспектах консультант не согласен с выражаемыми оценками и интерпретациями. Замечания наблюдателя, сопровождающие протокол у скорее «затравка* для вашего собственного анализа, нежели «истина в последней инстанции*. После прочтения очередного фрагмента сформулируйте две группы вопросов:
— вопросы, которые бы вам хотелось задать супервизору, если бы вы были консультантом;
— вопросы, которые бы вам хотелось задать консультанту, если бы вы были супервизором.
Начало второго фрагмента: . ■
К* — Чего не можете?
__________________________________________________________137
A. — Под машину даже хотела бросаться.
К, — Под машину хотели броситься?
А. — Да.
К. — Э... Вы так сильно переживаете?
А, — Да,
К, — Мгм, А-а.„ что Вы чувствуете?
А, — Я просто.» ну как сказать,» не знаю* Когда я его вижу, у меня настроение такое хорошее или по телефону разговариваю с ним*
К. — Мгм... Вы.„
А. — Так как... какая-то не такая.
К- — Какая-то не такая?
А, — Да.
К* — То есть, когда Вы его замечаете. Вы чувствуете в себе какие-то изменения?
А- — Aral
К. — Мгм,„ а что это за изменения?
А. — Знаете» у меня сразу настроение такое хорошее*
К, — Хорошее настроение,
А. — Да.
К- — Мгм... А еще что?
А. — Когда я... ну как... он меня, например, на коленки посадит, обнимет, я даже плачу,
К- — Мгм,,, Вам очень приятно находиться рядом с ним,
А, — Да,
К. — Мгм*,* (пауза)* А вот.** вроде бы у вас хорошо складывались отношения, Вы как-то общались с ним, Вам было приятно с ним находиться (Да. — А,).« а потом что произошло, что случилось?
А* — Ну, у него... он помирился со своей женщиной». (Мгм«* — К.) Он и сейчас хорошо ко мне относится, просто редко я с ним встречаюсь.
К* — То есть после того, как он помирился, ваши встречи стали реже (Да. — А,), а отношение к Вам с его стороны»..
А. — Нормальное,,, ну как,,* такие же. Понимаете, все равно не так чувствуешь себя: вот я ему звоню, да, спрашиваю: «Она дома?* — он говорит: «Да», — я кладу трубку и реву сижу (Мгм... — К.)
К, — После этого Вы себя не так чувствуете?
А. — Нет, к нему у меня отношение... к нему у меня чувства, да, остались такими же, да, но уже как-то.» мне обидно просто.
К, — Обидно*»
138__________________________________________________________
A. — Да, то что с ней помирился.» Он меня на семь лет старше, К, — Мгм,*, Бы обижаетесь на него за то, что он помирился?
А. — Ну, в принципе, нет: я„. она-» ну как», не знаю даже как сказать... (Мгм... — К.) Я не знаю, что мне делать,
К. — Мгм... Вот и сейчас... Вам очень плохо (Да. — А,), Вы
переживаете, что не можете с ним встречаться, что встречи», они стали реже*
А* — Нет, сейчас я у него,
К* — Сейчас у него?
А, — Да*** просто они в другой комнате телевизор смотрят, я из другой комнаты звоню (Мгм„. — К.). Сегодня я буду у него, потом завтра опять уйду,
К. — А он сейчас со своей.,, этой женщиной?
А, — Она нет,.* она так, в принципе, дома живет, просто приходит к нему* иногда остается ночевать.
К. — А Вы видели ее?
А* — Видела. Мы с ней знакомы.
К. — Мгм~. Что Вы чувствовали, когда ее замечали, встречали их рядом?
А* — А... у меня к ней отвращение.
К- — Отвращение...
А, — Я ненавижу за то, что она с ним.
К- — Мгм»+ Вы ненавидите, ревнуете его к ней—
А. — Ну как, понимаете», мне так плохо вообще, когда она и я и он, Я с ней познакомилась у него в доме. Так нормально... В принципе с ней, ну как.** она ведь старше меня, конечно, она ведь с ним пять лет прожила, а я знакома с ним только два месяца,
К. — Мгм„. Вы чувствуете эту разницу в возрасте и Вам кажется, что это имеет какое-то значение.
А. — Мне кажется, что она старше и может,.* ну она более знает жизнь, чем я.
К* — То есть Вам кажется, если она лучше знает жизнь, то он к ней больше тянется?
А. — Нет, он к ней не больше тянется. Он ко мне тянется больше. Он говорит* что ему лучше, чем с ней, просто она прожила с ним столько, и как он ее бросит, останется со мной.
К, — Правильно ли я понимаю* что Вам кажется, что их связывает все-таки... то, что они так много прожили (Да* —- А.)... я привычка некоторая их связывает.» Я правильно вас понимаю? (Да. — А.) А как Вам кажется, что Вас связывает?
А, — Просто я его люблю* Конец фрагмента.
139
Начало третьего фрагмента:
К* — Любите*,. А Вы когда-нибудь испытывали такое же чувство?
А, — Какое?
К. — Испытывали любовь...
А. — Испытывала, да.
К- — А когда это было?
А. — Ну это было давно***
К. — Давно?
А, — Да (^Мгм, — К*)» года два назад,
К* — Мгм-,* А что Вы тогда чувствовали?
А* — Ну так же...
К. — Так же,** это как?
А* — Так же... так же плакала... все».
К* — Так же,,* так же сильно переживали, как и сейчас.
А* — Не знаю, сейчас, наверное, сильнее.
К. — Мгм,- то есть вот то чувство, какое Вы сейчас испытываете..* оно Вам знакомо?
А, — Да! {Мгль» — К.) Что я, первый раз, что ль, влюбилась?
К, — А Вы много раз влюблялись?
А. — Нет.
К. — Не много.» Вы себя лучше знаете.,* знаете, как Вы реагируете, что Вы чувствуете.,. Скажите, пожалуйста, как Вам кажется, что вот,.* влюбленность — она как у Вас продолжается.» То есть: ведь если есть определенные пики**, определенные спады.»
А. — Нет, у меня нету никаких спадов. Просто л не могу успокоиться*
К- — Вы и тогда, когда в первый раз влюбились, тоже не могли успокоиться?
А. — Не могла, пока**. Я влюбилась, я с ним дружила (Мгм— — К.), потом он мне сам надоел.
К. — Надоел?
А, — Ага.*. (Мгм*.* — К,), надоед, просто надоел,
К* — То есть вот вначале была эта влюбленность,** Вам было приятно».
А- — (Перебивает) Потом он мне надоел, надоело мне на его лицо
смотреть*
К, — А как это произошло? А, — Ну не знаю», встречались,,, все*„приходил ко мне, я к нему,
потом мне надоело на него смотреть.
К. — Мгм„. А долго длились ваши прежние отношения? А, — С ним? С кем?
К. — Да, до этого, когда Вы любили в прошлый раз, А, — Не знаю, наверное, где-то полгода.
140_____________________________„___
К- — Мгм... А потом он Вам надоел.,. А сейчас Вы знакомы с этим
человеком около месяца? А. — Да. А как, я не знаю, мне он не надоедает. (Не надоедает? —
К.) Нет. Мне кажется, он мне не надоест.
К* — А вот представьте: если бы Вас тогда, когда Вы любили
прошлый раз», кто-то спросил, а надоест Вам когда-нибудь этот человек, что бы Вы ответили?
А* — Я даже не знаю.
К. — Ну попробуйте себя вспомнить тогда,,,
А. — Ну тогда, тогда мысли-то какие были,»
К. — А какие мысли?
А. — Глупая была* маленькая.
К- — Ну, расскажите, э.» какие были мысли,»
А. — Я думала». ну.„ он будет со мной, все... я всю жизнь буду,»
К* — То есть Вам казалось, что Вы готовы всю жизнь вместе прожить?
А- — Да (перебивая), сейчас мне тоже так кажется.
К, — А вот Вы говорите, что были глупая,,»
А. — Да, сейчас я не глупая.
К. — Мгм.» Вам так же кажется, что Вы готовы.,. Вам кажется
сейчас, что Вы готовы прожить «месте всю жизнь.» с этим
человеком?
А, — Да.» (Пауза)
К, — Ну вот, представьте, прошло пять лет или десять*» и кто-нибудь спросит Вас: "А помните, вот был такой человек..* Что Вы тогда думали, что Вы тогда чувствовали.» Вспомните.» И что Вы сейчас думаете?"
А, — Ну тогда..* тогда просто он мне нравился* Мне казалось, что он самый красивый». А сейчас вообще: и красивый и вообще во всех отношениях.
К, — То есть, Вы не видите в нем никакого изъяна, он для Вас
просто эталон?
А, — Ну есть что-то такое— плохое, да. Но мне все равно.
К- — Мгм...
А. — А что мне делать-то?
Конец фрагмента.
Начало четвертого фрагмента:
К, — Что делать... А как Вы раньше справлялись с такими Вашими переживаниями?
А. — Я склянки раньше глотала и вешалась*
К. — Склянки глотали? Э+*+ какие склянки?
А. — От елочных игрушек. Натолкла — ив стакан с водой и
141
выпила (Мгм,*, — К,)> потом в туалет сходила и все- Ничего не
было,
К. — То есть все было хорошо? А. — Да. К, — А как Вы вешались?
А. — Как, вот так! Как вешаются? На веревке — как. Повесилась, а меня мать сняла.
К. — А много было таких попыток?
А. — Много.
К. — Сколько?
А. — Вещалась я один раз, склянки я тоже одик раз пила. (Мгм,,, Мгм,„ — К.) Режусь я постоянно.
К- - Постоянно режетесь?*„ Вам это помогает как-то справитьсят„
А. — (Перебивая) Да, это, мне кажется — дурная кровь,
К. — Дурная кровь?
А. — Мгм...
К, — В каком смысле?
А, — Ну как», я успокаиваюсь, когда я порежусь, я успокаиваюсь*
К. — Мгм„. А что Вы чувствуете, когда,,* это происходит?
А. — Я даже не знаю,,. Злость сначала.
К. — Злость,,,
А* — Ага.
К* — Мгм.„ А потом?
А* — Потом тоже злость, но уже не так*
|