Аламазьян А.М. "Метод беседы в психологии"

1,  О характере складывающихся отношений и уровне кон­такта* Первое возникшее чувство, что консультант в данном случае сразу занял доминирующую позицию в диалоге. Это про­являлось в формулировке вопросов, такой энергичной, торопя­щей, опережающей события манере, повышенном тоне. Прояв­лялось как бы в «подстежке* — «так!*. Жесткие, однозначные реплики и очень быстрые переходы. Абонент не совсем успевал ориентироваться, так как задаваемые вопросы лежали в разной плоскости» и за короткий промежуток времени мозаичная кар­тина начинала вырисовываться. Но эта картина была мозаичной> каждая линия начиналась, но не получала развитие. Каждую из линий можно было бы продолжить, но тут же шел поворот к другой стороне. Поэтому абонент, встав перед необходимостью отвечать на вопросы, лежащие в разных плоскостях, не мог от­ветить, раскрыть содержание каждого вопроса. Из-за темпа, рит­ма, тона происходила «сбивка*. С другой стороны, у абонента была явно выжидательная позиция. Она ждала вопросов для продолжения беседы. Может быть, тактика и была оправдана. Абонент не давал развернутых ответов на вопросы. Но на дан­ном этапе даже в ситуации быстрых переходов (или благодаря им* — К.) некоторая картина начинает складываться. Причем заметна динамика: от односложных («мальчик — ктор) к более развернутым ответам. И потом она включилась в беседу. А уро­вень контакта можно оценить по нарастающей линии: от неко­торого непонимания и, возможно, неготовности к пониманию — к усиливающемуся взаимопониманию*

2.  О чувствах от рассказа (истории). То, что рассказывает абонент, и как она это делает, рождает у меня ощущение незре-

132

лости. Невелик ее возраст! У меня существует предубеждение: сам факт обращения с такой проблемой говорит о личностной незрелости. У меня усиливается чувство покровительства (срав­ните с рассуждениями консультанта о коммуникативной пози­ции «старшего братан, — К*), Поэтому я говорил бы в такой же тональности, как и консультант.

3.  Как бы Вы могли описать чувства, которые испытывает абонент? Обращение ее было искренним: она действительно не знает, как найти выход из создавшейся ситуации, С другой сторо­ны, она и не слишком большие надежды в ее разрешении возлага­ет на «Телефон Доверия» . Это — ке развлекательный звонок* Або­нент искренне хотел поделиться без ожидания конструктивной помощи, поскольку ситуация ей кажется неразрешимой*

4. Попытайтесь сформулировать (домыслить) ^проблему» абонента, Я встретилась с молодым человеком, который, как мне кажется, отвечает моим идеалам. Он — хороший! Чувствую всеми фибрами своей души — он тот самый* которого я ждала. И, казалось бы, он должен заметить меня. Ведь я его ждала. Он мне предназначен. И здесь появляется как бы «жена». Он даже не расписался! Она становится препятствием мне в обла­дании им. А я хочу! Хочу быть рядом с ним, видеть и чувство­вать. Не хочу ни с кем делить. Почему так в жизни случается: только находишь свое, а эта ниша оказывается занятой? Черт побери! А с другой стороны, у меня злость к ней (*жене» — К.). Почему он меня раньше не заметил? Ведь так хорошо могло быть* Я даже готова абсолютно разделить с ним все беды и ра­дости.,. Да и на него досада: как меня с моим чувством можно было не заметить?!

5.  О возрасте. По моим представлениям, человек с более бо­гатым жизненным опытом нашел бы средства для того, чтобы разрешить эту проблему самостоятельно; с другой стороны, че­ловек мог бы понимать, что обращение на «Телефон Доверия* не изменит ситуацию. Она обращается в силу аффекта, подспуд­но понимая, что ситуация неразрешима. Возраст — 16—17 лет.

6. Об усилиях консультанта. Столкнувшись с недостаточной активностью абонента и недостатком опыта такого диалога, кон­сультант пытается найти внешние зацепки для раскрытия ее про­блемы: «Как Вы познакомились? *►, «Как складывались отноше­ния?^ Это нужно для того, чтобы втянуть в разговор* При этом существо проблемы не затрагивается, однако возможен опосредо­ванный выход к ней через описание ряда действий. Не психоло-

^_____________________133

гические состояния, а фактология, С другой стороны, темп вопро­сов помогает обозначить первичный контакт. Человеку некогда думать, что он говорит консультанту, а надо сформулировать от* вет на прямо поставленный вопрос. Поэтому человек невольно для себя включается в беседу. Переход с этого уровня к психологичес­ким основаниям проблемы таким образом облегчается.

7, Представления о том, как будет складываться беседа даль­ше. Так как я вижу, что контакт и близость нарастают, думаю, что будет более глубокий уровень анализа или даже изложения, описания абонентом своих психических состояний* Если эта ли­ния состоится, тогда консультант сможет оперировать этим мате­риалом и простраивать дальше беседу таким образом,, чтобы вскрыть моменты, которые позволят выйти или наиболее комфор­тно чувствовать себя абонентом в проблемной ситуации. Думаю, что шаг к анализу переживаний> психических состояний абонен­та будет сделан. Залогом тому служит желание развивать беседу.

8. О языке* Здесь не до языковых изысков и красивых форм. Она обращается в не совсем равновесном эмоциональном состоя­нии, В целом; от первоначальной скудости и однозначных отве­тов к большей развернутости* Нормальный язык нормального здравомыслящего человека {?1 — К.). Это язык человека, кото­рый не общается на таком уровне в своем кругу* С другой сторо­ны, абонент достаточно хорошо ориентируется в ведении беседы на «официальном* уровне. Нет, не так* На том уровне, который предлагается» может говорить нормально.

9* Субъективная сложность разговора для меня, если бы я был консультантом? У меня не сложилось представление о том, что абонент до конца верит в возможности «Телефона». Поэтому не было бы большого груза ответственности, что от моего слова зависит все. Мне кажется, она не находится в таком состоянии, что не может себя контролировать* Я себя бы не чувствовал на пике ответственности за последствия моих слов- Но с другой сто­роны, задача, которую предстоит решить.,, В роли консультанта я бы дал больше возможности поговорить ей сначала, попросил бы сформулировать ее существо проблемы: на каждый вопрос я бы дал больше времени для ответа, чтоб не ограничивать репли­ками, брошенными друг в друга.

Наблюдатель 2:

1- О характере складывающихся отношений. Во время обра­щения отмечается некоторая настороженность со стороны кли-

134

ента по отношению к консультанту. Это и понятно: ведь, при­ходя в консультацию (думаю, здесь аналогичный случай), кли­ент проверяет реакцию социума на свою проблему. Девушка говорит об интимных вещах, говорит это незнакомому челове­ку* Отсюда настороженность и страх. Консультант приглаша­ет ее к разговору. Первые его реплики — на то, чтобы снизить тревожность, «напряг*. Игривая фраза консультанта: «Кто этот счастливчик?*. Думал> как бы я ответил: «Я влюбилась!» — «Поздравляю*. Понятно, что любовь— чувство, приносящее страдание, с другой стороны — это святое* В этом фрагменте особой динамики в отношениях я не заметил, хотя некоторое повышение доверия было. Консультант целенаправленно ра­ботал на повышение доверия к своей персоне. Абонента немного разговорили, но оставалось зацикливание. Относительно ме­тодичных вопросов и просьб рассказать поподробнее у меня возникло ощущение, что если еще некоторое время продолжать в таком духе, то абонент даст несколько ответов, а потом обя­зательно спросит, ну и что же ей делать* Это некоторая зат­руднительная ситуация, нежелательная для психотерапевти­ческой беседы*

2* Чувства от рассказа. Снисходительность — помесь сим­патии и неуважения. Больше неуважения, чем симпатии. Сочув­ствие. Ситуация очень узнаваема, что называется «втюриться в мужика с бабой*. Мучительно это, я понимаю. Тут нет выхода на уровень действия* Нужно созреть, пережить. Почему-то у меня не сложилось впечатление, что для ее партнера — это всерьез. Возможно ошибаюсь, но на мой взгляд — отношение из серии «попользовался и бросил**

3. О чувствах абонента. Растерянность, переходящая в безыс­ходность и отчаяние. — «Что делать?!* — Тупиковая ситуация для нее. — «Я не могу без него, а с ним.,* ^ — Само радостное содержа­ние любви отходит на десятый план. На первом месте — состоя­ние, когда хочется рвать и биться головой об стену. Думаю, что переживает ситуацию достаточно сильно: по ночам не спит, за­цикливания на всем этом, образ, стоящий перед глазами.

4,  Проблема абонента его глазами. Для меня это сложно* Думаю, что это не просто: «Я хочу мальчика.-* Компонент оди­ночества* Может быть: *Мне так хочется, чтобы кто-нибудь меня любил» мне очень хочется^. Или: «Я очень кого-нибудь хочу любить и быть счастливой в любви».

135

5, О возрасте. Не более шестнадцати—восемнадцати. Может быть* старше, но тогда уж очень инфантильная личность. Судя по языку — «мальчик*.

6* О языке. Она взволнована, поэтому фразы короткие, лома­ные, невыстроенные. Все феномены разговорной речи усилены. Перебивает. В целом можно отметить достаточно бедный словар­ный запас, Низкая рефлексивность находит отражение в речи* Неустойчивость к парадоксам? Абонент не понимает скрытого юмористического подтекста, — «Ну как кто, мальчик — кто*. — Это «удочка*, закинутая консультантом* Для нее же это просто странный вопрос. Все бедно и блекло,

7,  Об усилиях консультанта. Сбавить «напряг*, волнение, тревогу, связанные с ситуацией обращения. Это удалось. Вопро­сы на уровне действия: что происходило* За этим попытка полу­чить информацию о ситуации, выиграть время> насадить свой ритм беседы. Втянуть в беседу, а потом абонент сама по себе расскажет. Просто рассказывание тоже терапевтично, даже если абонент не будет касаться своих чувств, описывая фактически происходящее, вспоминая наиболее значимые моменты, выдавая свои оценочные реакции* Жанр «психотерапевтического мини­мализма*: стать слушателем.

8. О прогнозе беседы. Вполне ожидаемо, что абонент будет вре­мя от времени повторять; «Ну что же мне делать?» Думаю, что консультант перейдет к работе с акцентированием чувств, стоящих за действиями* Взгляд на любовные отношения и любовь, отно­шение к данному молодому человеку. Будет поднята тема, как ей кажется, как он к ней относится. Тоже на уровне чувств. Прояс­нение переживаний и эмоций, стоящих «за*. Особых психотера­певтических «глубин» и использования особых техник здесь не будет* Положит трубку в лучшем настроении, нежели перед звон-ком. Пролонгирование эта беседа вряд ли что-нибудь даст.

Выше мы познакомились с комментариями двух наблю­дателей-супервизоров после прослушивания фрагмента. Вос­приятие их во многом отличается. С некоторыми интерпре­тациями консультант не может согласиться- Вместе с тем представляется, что их видение способствует созданию бо­лее целостного представления о первоначальном этапе бе­седы — этапе установления контакта. Наблюдения носят оценочный характер, что в некотором смысле было спрово-

136___________________________________________________

цировано консультантом подбором соответствующих вопро­сов да и самим стилем сотрудничества* За этим стоит по­пытка максимально сблизить позиции наблюдателя и кон­сультанта.

Итак, подведем итоги. В этом разделе мы остановились на анализе фрагмента начала телефонной беседы. Наш замысел состоял в том, чтобы максимально расширить возможности понимания абонента и развития беседы на первом этапе• При­чем для нас было важно показать не только то, что мы ви­дим, но и почему, благодаря каким механизмам осуществля­ется этот процесс. Его интерпретационная расшифровка, по вашей мысли, заставит и читателя обратить внимание на со­здание своих собственных, глубоко-индивидуальных психо­технических приемов погружения в пульсирующий диалог

психологической беседы*

Материалы для самостоятельного анализа и обсуждения (продолжение протокола)

Приведенный ниже протокол разделен на ряд смысловых фрагментов. После каждого фрагмента присутствуют коммен­тарии супервизора (наблюдатель 1), которыми он делится в беседе с консультантом после однократного прослушивания очередного фрагмента. Они не должны вас смущать, так как отражают одну из возможных точек зрения, причем в неко­торых аспектах консультант не согласен с выражаемыми оцен­ками и интерпретациями. Замечания наблюдателя, сопровож­дающие протокол у скорее «затравка* для вашего собственно­го анализа, нежели «истина в последней инстанции*. После прочтения очередного фрагмента сформулируйте две группы вопросов:

— вопросы, которые бы вам хотелось задать супервизору, если бы вы были консультантом;

—  вопросы, которые бы вам хотелось задать консультан­ту, если бы вы были супервизором.

Начало второго фрагмента:                              . ■

К*     — Чего не можете?

__________________________________________________________137

A.     — Под машину даже хотела бросаться.

К,     — Под машину хотели броситься?

А.     — Да.

К.     — Э... Вы так сильно переживаете?

А,     — Да,

К,     — Мгм, А-а.„ что Вы чувствуете?

А,     — Я просто.» ну как сказать,» не знаю* Когда я его вижу, у меня настроение такое хорошее или по телефону разговариваю с ним*

К.     — Мгм... Вы.„

А.     — Так как... какая-то не такая.

К-     — Какая-то не такая?

А,     — Да.

К* — То есть, когда Вы его замечаете. Вы чувствуете в себе какие-то изменения?

А-    — Aral

К.     — Мгм,„ а что это за изменения?

А.     — Знаете» у меня сразу настроение такое хорошее*

К,    — Хорошее настроение,

А.    — Да.

К-     — Мгм... А еще что?

А. — Когда я... ну как... он меня, например, на коленки посадит, обнимет, я даже плачу,

К-     — Мгм,,, Вам очень приятно находиться рядом с ним,

А,     — Да,

К. — Мгм*,* (пауза)* А вот.** вроде бы у вас хорошо складывались отношения, Вы как-то общались с ним, Вам было приятно с ним находиться (Да. — А,).« а потом что произошло, что случилось?

А*     — Ну, у него... он помирился со своей женщиной». (Мгм«* — К.) Он и сейчас хорошо ко мне относится, просто редко я с ним встречаюсь.

К* — То есть после того, как он помирился, ваши встречи стали реже (Да. — А,), а отношение к Вам с его стороны»..

А.     — Нормальное,,, ну как,,* такие же. Понимаете, все равно не так чувствуешь себя: вот я ему звоню, да, спрашиваю: «Она дома?* — он говорит: «Да», — я кладу трубку и реву сижу (Мгм... — К.)

К,     — После этого Вы себя не так чувствуете?

А. — Нет, к нему у меня отношение... к нему у меня чувства, да, остались такими же, да, но уже как-то.» мне обидно просто.

К,     — Обидно*»

138__________________________________________________________

A.     — Да, то что с ней помирился.» Он меня на семь лет старше, К,     — Мгм,*, Бы обижаетесь на него за то, что он помирился?

А.     — Ну, в принципе, нет: я„. она-» ну как», не знаю даже как сказать... (Мгм... — К.) Я не знаю, что мне делать,

К.     — Мгм... Вот и сейчас... Вам очень плохо (Да. — А,), Вы

переживаете, что не можете с ним встречаться, что встречи», они стали реже*

А*     — Нет, сейчас я у него,

К*     — Сейчас у него?

А,     — Да*** просто они в другой комнате телевизор смотрят, я из другой комнаты звоню (Мгм„. — К.). Сегодня я буду у него, потом завтра опять уйду,

К.     — А он сейчас со своей.,, этой женщиной?

А,     — Она нет,.* она так, в принципе, дома живет, просто приходит к нему* иногда остается ночевать.

К.     — А Вы видели ее?

А*     — Видела. Мы с ней знакомы.

К.     — Мгм~. Что Вы чувствовали, когда ее замечали, встречали их рядом?

А*     — А... у меня к ней отвращение.

К-     — Отвращение...

А,     — Я ненавижу за то, что она с ним.

К-     — Мгм»+ Вы ненавидите, ревнуете его к ней—

А.     — Ну как, понимаете», мне так плохо вообще, когда она и я и он, Я с ней познакомилась у него в доме. Так нормально... В принципе с ней, ну как.** она ведь старше меня, конечно, она ведь с ним пять лет прожила, а я знакома с ним только два месяца,

К.     — Мгм„. Вы чувствуете эту разницу в возрасте и Вам кажется, что это имеет какое-то значение.

А.     — Мне кажется, что она старше и может,.* ну она более знает жизнь, чем я.

К*     — То есть Вам кажется, если она лучше знает жизнь, то он к ней больше тянется?

А.     — Нет, он к ней не больше тянется. Он ко мне тянется больше. Он говорит* что ему лучше, чем с ней, просто она прожила с ним столько, и как он ее бросит, останется со мной.

К,     — Правильно ли я понимаю* что Вам кажется, что их связывает все-таки... то, что они так много прожили (Да* —- А.)... я привычка некоторая их связывает.» Я правильно вас понимаю? (Да. — А.) А как Вам кажется, что Вас связывает?

А,     — Просто я его люблю* Конец фрагмента.

139

Начало третьего фрагмента:

К*     — Любите*,. А Вы когда-нибудь испытывали такое же чувство?

А,     — Какое?

К.     — Испытывали любовь...

А.     — Испытывала, да.

К-     — А когда это было?

А.     — Ну это было давно***

К.     — Давно?

А,     — Да (^Мгм, — К*)» года два назад,

К*     — Мгм-,* А что Вы тогда чувствовали?

А*     — Ну так же...

К.     — Так же,** это как?

А*     — Так же... так же плакала... все».

К*     — Так же,,* так же сильно переживали, как и сейчас.

А*     — Не знаю, сейчас, наверное, сильнее.

К.     — Мгм,- то есть вот то чувство, какое Вы сейчас испытываете..* оно Вам знакомо?

А,     — Да! {Мгль» — К.) Что я, первый раз, что ль, влюбилась?

К,     — А Вы много раз влюблялись?

А.     — Нет.

К.     — Не много.» Вы себя лучше знаете.,* знаете, как Вы реагируете, что Вы чувствуете.,. Скажите, пожалуйста, как Вам кажется, что вот,.* влюбленность — она как у Вас продолжается.» То есть: ведь если есть определенные пики**, определенные спады.»

А.     — Нет, у меня нету никаких спадов. Просто л не могу успокоиться*

К-     — Вы и тогда, когда в первый раз влюбились, тоже не могли успокоиться?

А.     — Не могла, пока**. Я влюбилась, я с ним дружила (Мгм— — К.), потом он мне сам надоел.

К.     — Надоел?

А,     — Ага.*. (Мгм*.* — К,), надоед, просто надоел,

К*     — То есть вот вначале была эта влюбленность,** Вам было приятно».

А-     — (Перебивает) Потом он мне надоел, надоело мне на его лицо

смотреть*

К,     — А как это произошло? А,     — Ну не знаю», встречались,,, все*„приходил ко мне, я к нему,

потом мне надоело на него смотреть.

К.     — Мгм„. А долго длились ваши прежние отношения? А,     — С ним? С кем?

К.     — Да, до этого, когда Вы любили в прошлый раз, А,     — Не знаю, наверное, где-то полгода.

140_____________________________„___

К-     — Мгм... А потом он Вам надоел.,. А сейчас Вы знакомы с этим

человеком около месяца? А.     — Да. А как, я не знаю, мне он не надоедает. (Не надоедает? —

К.) Нет. Мне кажется, он мне не надоест.

К*     — А вот представьте: если бы Вас тогда, когда Вы любили

прошлый раз», кто-то спросил, а надоест Вам когда-нибудь этот человек, что бы Вы ответили?

А*     — Я даже не знаю.

К.     — Ну попробуйте себя вспомнить тогда,,,

А.     — Ну тогда, тогда мысли-то какие были,»

К.     — А какие мысли?

А.     — Глупая была* маленькая.

К-     — Ну, расскажите, э.» какие были мысли,»

А.     — Я думала». ну.„ он будет со мной, все... я всю жизнь буду,»

К*     — То есть Вам казалось, что Вы готовы всю жизнь вместе прожить?

А-     — Да (перебивая), сейчас мне тоже так кажется.

К,     — А вот Вы говорите, что были глупая,,»

А.     — Да, сейчас я не глупая.

К.     — Мгм.» Вам так же кажется, что Вы готовы.,. Вам кажется

сейчас, что Вы готовы прожить «месте всю жизнь.» с этим

человеком?

А,     — Да.» (Пауза)

К,     — Ну вот, представьте, прошло пять лет или десять*» и кто-нибудь спросит Вас: "А помните, вот был такой человек..* Что Вы тогда думали, что Вы тогда чувствовали.» Вспомните.» И что Вы сейчас думаете?"

А, — Ну тогда..* тогда просто он мне нравился* Мне казалось, что он самый красивый». А сейчас вообще: и красивый и вообще во всех отношениях.

К,     — То есть, Вы не видите в нем никакого изъяна, он для Вас

просто эталон?

А,     — Ну есть что-то такое— плохое, да. Но мне все равно.

К-     — Мгм...

А.     — А что мне делать-то?

Конец фрагмента.

Начало четвертого фрагмента:

К, — Что делать... А как Вы раньше справлялись с такими Вашими переживаниями?

А.     — Я склянки раньше глотала и вешалась*

К.     — Склянки глотали? Э+*+ какие склянки?

А.     — От елочных игрушек. Натолкла — ив стакан с водой и

141

выпила (Мгм,*, — К,)> потом в туалет сходила и все- Ничего не

было,

К.     — То есть все было хорошо? А.     — Да. К,     — А как Вы вешались?

А.     — Как, вот так! Как вешаются? На веревке — как. Повесилась, а меня мать сняла.

К.     — А много было таких попыток?

А.     — Много.

К.     — Сколько?

А.     — Вещалась я один раз, склянки я тоже одик раз пила. (Мгм,,, Мгм,„ — К.) Режусь я постоянно.

К-      - Постоянно режетесь?*„ Вам это помогает как-то справитьсят„

А.     — (Перебивая) Да, это, мне кажется — дурная кровь,

К.     — Дурная кровь?

А.     — Мгм...

К,     — В каком смысле?

А,     — Ну как», я успокаиваюсь, когда я порежусь, я успокаиваюсь*

К.     — Мгм„. А что Вы чувствуете, когда,,* это происходит?

А.     — Я даже не знаю,,. Злость сначала.

К.     — Злость,,,

А*     — Ага.

К*     — Мгм.„ А потом?

А*     — Потом тоже злость, но уже не так*

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться