Аламазьян А.М. "Метод беседы в психологии"

It     — То есть сначала очень сильная ярость», злость, а потом

немножечко это чувство притупляется (Да. — А*)*** и Вы чуть-чуть успокаиваетесь. {Мгм«. — А-).„ А вот сейчас что чувствуете?

А.     — Сейчас (Мгм— — К-)* сейчас мне даже хорошо, потому что он рядом со мной, здесь. Ну а что мне делать-то?

А,     — Я вообще теперь решила не под машину бросаться, а под этот... в метро идти.*, под электричку. Там точно задавит. А что машины; объезжают, останавливаются.

Конец фрагмента,,

Начало пятого фрагмента'.

К.     — Мгм,., Вы твердо решили такое сделать?

А.     — Да.

К.     — А скажите, с какой целью.» Вы это делаете?

А*     — Мне кажется, я что-то докажу этим.

К,     — Докажете?

А.     — Да*

142______________________________________________________

К.     — А что Вы..,

А.     — (Перебивая) Мне кажется, что он не верит, что.» что у меня

какие-то чувства к нему есть, К.     —... И Вам кажется, что такой поступок», заставит его поверить

в то, что Вы действительно к нему чувствовали очень сильные

чувства, .„ что Вы любили его?

А,     — Да». Мне кажется, что когда меня задавит, да, (Мгм.*, — К.)

и все, тогда он поймет, что я его любила, и лучше бы он со мной

был.

К.     ~ Ну вот, если он поймет— и что тогда? Л.     — Тогда меня уже не будет, когда он это поймет* К*     — Ну поймет .» а через... через месяц опять будет встречаться с

этой женщиной,» и жить,** а через два месяца совсем забудет о

Вас*,, и ничего не останется в его голове.

А,    — Нет, останется*

К,     — Ну, скажет: «Да — была* да — любила», ну и что*., ведь

жизнь-то идет, Я все-таки молодой человек, мне всего лишь 30 лет, У меня вел жизнь впереди*,

А,     —... Почти что его ровесник!

К.     — (Озадаченно) Вот,,, И забудет,» Мужчины, к сожалению, очень быстро забывают* когда женщины рядом нет,„ очень быстро». Женщине-то кажется, что их будут помнить вечно», что они останутся в памяти,.* он будет переживать». Отнюдь! Я знаю массу ситуацийт массу жизненных историй, когда мужчины буквально через два.» три..* пять.» ну в лучшем случае через год женились, у них были свои семьи, они были счастливы. И очень* очень редко.- когда вот так с ним заговоришь*., он может быть и вспомнит, что было такое.., А так как» вообще...

А.     — А вот Вы — любили?

К.     — По-моему, каждый человек испытывал такие чувства* А.     — Ну все равно. Ну я не знаю... Я не знаю, как ему это доказать, К.     — Мне кажется, Вы должны быть с ним искренни.» А,     — Я ему говорила, что я его люблю.

К*     — Вы знаете, вот мне, честное слово» кажется, что.,* как бы совершать какие-то действия ради того, чтобы он донял, что Вы его любите.., (Ага, — А,) — это, к сожалению, не приведет к успеху». Потому, что жизнь.,, соткана из мгновений, мгновения образуют часы, часы переходят в сутки,*, сутки — и так далее*» годы так и тянутся. А вот что-то одно совершить, какой-то один акт* Я не знаю.*, казалось бы, вот все-все другому отдать — это легко* Вот сейчас», вот я готов это сделать и я это сделаю. Но это большая ошибка думать, что он будет помнить. Гораздо важнее доказывать ему всей своей жизнью* доказывать каждым шагом, доказывать тем, что Вы рядом с ним.» А не каким-то одним поступком..

_______________________________________________________143

A*     — А вот Вы знаете, да, я ему звоню (Мгм.„ — К.), он спрашивает: «Где ты, откуда ты звонишь?»— у меня дома телефона нет (Мгм,» — К,)- А я ему говорю: «Ну ладно, я пойду*. Он спрашивает: «Куда ты пойдешь?*, А я ему специально говорю: «Пойду к другому X.*, — его X. зовут* — а он такой: «Ну и иди*. Знаете, как мне обидно! (Мгм... — К,)* Нет, он не говорит: <&Ну и иди*, он просто говорит: «Иди*.

К,     — Мгм„. То есть он не показывает вида, что это его задевает (Да. — А.) Мгм.„ И Вам обидно, что он так реагирует. (Конечно, — А.) Мгмг.+ да-а.~

А-     — Так-то он очень ласковый,

К,     — Мгм,., (пауза). А как Бы пытались ему доказать, что Вы его любите?

А.     — Я ему говорила, относилась к нему так, как он ко мне*

К,     — Мгм.„ (пауза). Вы знаете, иногда складывается так ситуация, что один человек любит гораздо сильнее.*. (Чем другой. — А.) Да* Такое бывает, Любовь ведь вещь такая — не всегда бывает взаимной*»

Обрыв связи* Пять секунд спустя:

К,     — А зачем тогда Вы пытаетесь ему доказать, что Вы его тоже любите?

А.     — Ведь мне это только кажется, он мне об этом не говорит...

К.     — (Пауза) Вот Вы знаете, может быть, я ошибаюсь, Вам все равно виднее, Вы его лучше знаете.*. Но мне представляется что,,,э„. любовь — это такое чувство, которое у каждого просыпается как бы постепенно*,. Вот Вы сейчас это чувствуете— оно есть..* оно переполняет Вас. У другого человека это может быть в гораздо более спокойном виде, в меньшей степени выражено**. Вот,** И нужно некоторое время для того* чтобы это чувство взросло в нем, чтобы оно распустилось, как цветок распускается ранним утром,» в этом человеке, понимаете?

А.     — Это что, нужно время для этого?

К.     — Мне кажется^ да* Мне кажется, это не такой одномоментный акт: раз и все. Мне кажется, что нужно некоторое время, чтобы у другого человека проснулось такое же чувство, как у Вас. Может быть, оно еще недостаточно зрелое; может быть оно,., не такое по своей силе, как у Вас. Вот,.* и поэтому нужно время некоторое. Нужно ждать, нужно терпеливо ждать* И нужно своими поступками, делами, своим отношением к нему поддерживать, поддерживать это чувство в Вас и,., показывать ему, что он Вам небезразличен* что Вы заботитесь о нем. Но для этого нужно время.

А.     — (После паузы) Что мне остается — только ждать?

К. — Ждать.,, (с неопределенной, вопросительно-повествовательной интонацией). Вы знаете, иногда время, неслучайно говорят, что оно лечит, показывает, кто на самом деле человек. И время

144_________________^_^_________________________

проверяет наши чувства, И если это сильное чувство.» у Вас* если это действительно любовь, то*,, это чувство и будет. Оно сохранится, оно окрепнет. Оно будет зрелым. И так же с его стороны: Вам кажется, что он тоже любит Вас. И со временем Вы окончательно убедитесь в этом, потому, что чувство должно... Это как винот понимаете, чем больше оно стоит, тем крепче оно,,, тем лучше оно* Поэтому нужно выждать*,* посмотреть,.. Убедиться в себе* в своих чувствах. Убедиться в его чувствах. И тогда уже будет понятно, что делать. Со временем. Конец фрагмента.

Начало шестого фрагмента:

А.     — Вы постоянно на телефоне?

К.     —... Но сегодня я дежурю,,. Вы знаете, меня зовут С .К.

(псевдоним). Если у Вас когда-нибудь будет желание поговорить со мной, позвоните. Вам обязательно скажут, когда я буду дежурить,

А.     — Я, наверное, через неделю где-нибудь так позвоню,

К.     — Мгм... Мгм...

А.     — Спасибо Вам большое,

К.     — Вам большое спасибо, мне приятно было с Вами поговорить.

А.     — Спасибо.

К*     — А как Вас зовут?

А,     —А.

К.     — А сколько Вам лет?

А.     — Девятнадцать», будет.

К,     — Очень приятно», ну ладно,,. Спокойной ночи.

А-     — Вам большое спасибо. Спокойной ночи,

К,     — Всего доброго.

А.     — Мгм.

Абонент положил трубку.

Конец разговора.

После прослушивания второго фрагмента: (С, — супервизор)

К, — Сейчас послушал фрагмент1. Скажи, как изменилось твое представление об абоненте, о характере его переживаний. Как будет, на твой взгляд, беседа дальше развиваться.

С. — Мне теперь стало жалко, потому что я почувствовал, что ее проблемы для нее очень значимы. В то же время я порадовался своей проницательности. Я угадал тот момент, что она к ней ревнует; для нее главный враг — эта женщина, а не он. Больше всего мне в ней симпатично, что она действительно его любит, потому что у нее нет переноса с этой женщины на него. Ей про­сто обидно. Бессилие. Но злости и такого <гфи!* — нету. Зна-

__________________________________________________________145

чит, это любовь, наверное, была. Она мне стада более понятна и ближе здесь* К-     — Ты поверил в эпизод с машиной?

С. — Я поверил, что у нее, может быть, было такое состояние* Но считаю* оно было достаточно мимолетным и проходящим. Не то, что я не верю — это было, правда. Но она этого бы не сдела­ла. Она — натура оптимистичная, и потом у нее есть любовь. Любовь — это конструктивное чувство, которое удержало бы ее от такого шага. Есть моменты счастья в ее теперешнем понима­нии: сидеть у него на коленках и плакать. Нет беспросветной черноты, есть препятствие к всепоглощающему счастью, огром­ному счастью* Поэтому, мне кажется, она бы этого не сделала. Хотя минутное чувство было.

К,     — На что бы ты работал дальше?

С, — Наверное, на показ вот какой стороны: у нее есть человек, к которому она испытывает чувство, это чувство взаимно. Если она понимает, что та женщина действительно значима для него и разрыв с ней принесет боль, нужно призвать к великодушию. Сказать ей: «Будь великодушной* Дай возможность развивать­ся этой ситуации так, как она развивается сейчас. Не надо ни­чего форсировать. Постарайся успокоиться, он ведь бывает с тобой, ты ему тоже нужна,** И она нужна. Дай ему немножко времени. Лови ощущение радости жизни от момента встречи с ним, коль скоро он по-настоящему свет в окошке. Иной такти­ки нет. Будешь отрывать — рискуешь потерять* Довольствуй­ся тем, что есть; дай ему возможность сделать выбор. Или уйти. Вот дилемма*.

После прослушивания третьего фрагмента:

К*     — Изменилось ли твое восприятие абонента?

С* — Опять изменилось. Теперь уже мне позиция ее кажется лег­ковесной, поскольку нет анализа своих чувств и переживаний. Тогда, когда она влюбилась в первый раз, этого не было. Нра­вился, а потом «надоел*. За этим нерасчлененным, синкретич­ным «надоел» — присутствует незрелость, которую она сама признает и квалифицирует как «глупая была*. По прошествии времени напрашивается вопрос: «А сейчас. Где основания, что ты не такая же глупая?» Это магистральная линия. И она не может найти основания. Ей — «кажется*. Чтобы быть уверен­ным в чувстве, нужно, чтоб оно прошло испытание временем.

С другой стороны, у меня момент с «той женщиной & вызыва­ет противоречивые чувства, С одной стороны, она (абонент) го­ворит, что ненавидит ее, хотя он пять лет прожил вместе с ней. Понятно, что простой перенос себя в ее ситуацию должен от­крывать возможность для сострадания- А здесь — «ненавижу&♦ С другой стороны, отказывая «женщине* в высоких чувствах, объясняя связь как привычку, себя видит победительницей. А

146__________________________________________________________

«та* — досадное препятствие, которое в силу времени возник­ло раньше. Отсюда как бы признание права в обладании им. Когда я слушал этот фрагмент, я читал: «Вот если бы я встре­тилась раньше с ним, то ей бы вообще нечего было ловить, Я только месяц с ним, и я уже ему больше нужна*. Хочу отме­тить, что нет глубины анализа того, что с ней происходит. Есть поверхность, что выявляет анализ ее отношения к ней и ана­лиз своего состояния влюбленности тогда и сейчас*

И вместе с тем, я уловил какую-то ноту сострадания к «жен­щине*. Абонент и признает права ее на обладание им, но в то же время признать этого не может, так как она — лучше, и ей хочется, чтобы он весь был ее,

К.     — Что бы ты мог сказать о ее мышлении?

С* — Его нельзя назвать логически выверенным. Понимаю, много ситуативных факторов: и темп, может быть, большой, и ока — у него дома, ей трудно, может быть, в возбужденном состоя* нни, вообще не до этого. Но логики было мало,

К*     — Рефлексивность?

С* — Тоже мало. Даже в лексике описания мотивов своего поведе­ния и как бы «признаков» любимого человека скудны, «Надо­ел*. Или: «Я его любила потому, что он был красивый*. «А тот тоже красивый*. На что она ориентируется, когда», выводит понятие «любимый*,

К-     — Ха!

С- — Для меня это важно* * Красивый & — вот и вся рефлексив­ность! Нет развернутого анализа. Я даже подозреваю, что отно­шения ее с этим парнем достаточно эмоционально яркие. Но чего она боится? У *той женщины* — более «богатый жизнен­ный опыт», то есть у нее есть нечто такое, чего нет у нее (або­нента), и чего она не может реализовать в своих отношениях. Эти отношения длятся около месяца. Да, они более яркие. Но, возможно, она чувствует, что ее друг сложнее ее* Также воз­можно, она понимает, что не может дать того, что ему необхо­димо. Осознавая это, она сохраняет за «той* право приходить к нему*

К* — Каков характер отношений и уровень контакта между кон­сультантом и абонентом?

С, — Позиции сейчас более симметричные. Это почти диалог рав­ных», как бы. Но все чаще и настойчивее звучит запрос на ка­тегоричную оценку, суждение, совет: «Что мне делать?*. Же­лание получить однозначный ответ. Если консультант не пой­дет на это, скрытые нотки недовольства усилятся. Это грозит перерасти.» нет, не в отчуждение.♦♦ Но дистанция увеличится, они будут расходиться.

Не могу понять продуктивность линии сопоставления прошло­го ее состояния влюбленности и нынешнего. Уже в том, что она

__________________________________________________________147

сказала, из актуальной ситуации можно построить какой-то вы­ход. Но здесь же я выскажу, что питал иллюзии. Великодуш­ного жеста не получится. Вероятно, с ее стороны будут действия на «уничтожение* (соперницы). Помнишь, я говорил после вто­рого фрагмента, на что бы я работал. «Можешь его потерять* и ттд. Такая интерпретация встречалась бы со скрытым недоволь­ством. Она бы ее не приняла. Мне кажется, что у нее есть ка­кая-то стратегия. Она знает, что делать. Если реплики консуль­танта не будут совпадать с ее представлениями, как надо дей­ствовать, она будет недовольна.

К*     — Какие пути действия она видит для себя?

С- — Она всеми средствами будет стремиться вовлечь его в свою орбиту: секс, более частые встречи, «наезды* на него, чтобы оставил «ту женщинуь. В отношении ее она может действовать жестко.

После прослушивания четвертпоьо фрагмента:

К*     — Изменилось ли твое восприятие абонента?

С. — Изменения не сильные- Склянки* вешания, порезы — все это лишь усиливает во мне ощущение поверхностности, отсутствия глубины. Демонстративность. Это подтвердилось- За этими ак­тами я вижу отсутствие систематической работы по творению себя и желание найти простое решение. Таким образом, я ук­репляюсь в мысли о том, что она будет пытаться разрешить проблему одним образом — устранением конкурентки. Я верю в ее попытки покончить с жизнью, но не верю в ее готовность идти в этом до конца» Состояния, которые она при этом испы­тывала, заставляют меня думать о наличии у нее возможности поступать очень решительно, Не остановится ни перед чем, чтобы нейтрализовать «эту женщину»,

К,     — Как бы ты оценил суицидальный риск на данном этапе?

С, — Как минимальный. Это демонстрационный тип. Я помню, что наличие демонстративных попыток в прошлом увеличива­ет риск* От раза к разу способы разрядки становятся опаснее, а игра со смертью все «круче*. Неблагоприятное развитие собы­тий (отвержение, однозначная победа конкурентки) может спро­воцировать очередную суицидальную попытку. Не будет гну­шаться, чтоб это сделать при нем, использовав это в качестве средства шантажа, средства привлечения,

К. — Что бы ты мог сказать о своем эмоциональном состоянии в контексте телефонной беседы?

С* — На каком-то этапе я очень близко принял ее проблемы, сей­час ощущение некоторой дистанции. Это началось тогда, когда она стала говорить о попытках суицида. Все-таки для меня это то, что выходят за грань моего восприятия. Это ~ некомфорт­ная для меня ситуация. Мне хочется уйти. Мне неприятно то,

148                      ________________^_________

что она мне об этом рассказывает. Раньше ока была понятна и близка мне- Даже можно было говорить об идентификации себя с ней. Этими признаниями она ушла от меня. Раньше она рож­дала во мне сострадание. Сейчас она уже мне рисуется как ма­ленький эгоистичный зверек, который за свой кусок мяса го­тов вцепиться в глотку* Я, как консультант, боюсь стать объек­том манипуляции. Я думаю, что и другой, которого она любит, может стать таким объектом* И здесь я ловлю себя на отожде­ствлении себя с тем, которого она полюбила, И для него я вижу потенциальную угрозу, вот ведь связался. Мне его становится жалко. Была женщина, пять лет прожил с ней.» А здесь ка­кой-то месяц». Неврастеничка! Он для нее — не как субъект, который способен любить, а как средство удовлетворения сво­их потребностей. Субъективное измерение теряется, смазыва­ется. За рассказом не вижу человека, о нем она мало говорит* Теперь я сомневаюсь, любовь ли это?

Хочу высказать предположение о наличии определенного сти­ля реагирования на значимые моменты в отношениях ее с дру­зьями: будь то консультант, или ее объект любви. Если кон­сультант будет говорить то, что она хочет услышать, она будет благодарна. Если нет — обязательно продемонстрирует недоволь­ство. Нахожусь под впечатлением метафоры — кошка с длин­ными когтями, спрятанными в подушечки». Но готовая их вы­пустить. Она сейчас пригрелась* Если бы она обратилась, когда была бы угроза ухода, она была бы жесткой. Консультанту бы досталось.

После прослушивания пятого фрагмента:

С. — Интересный момент. Здесь консультант спровоцировал або­нента, подтолкнув к отождествлению себя с ее другом, проиг­рав одну из возможных позиций. Абонент и сама легко может представить эту позицию. Смысл позиции прост: «Жизнь идет, все продолжается*,, И ты — не такая величина, чтобы затмить собою все*. Консультант уловил то, чего девушка больше всего боялась. Прозвучал голос, который неявно жил в ней самой. Она ненавидит соперницу, но готова согласиться с ее правом быть в жизни любимого человека. Пять лет все-таки вместе прожили! Признает это право, но не принимает сердцем: «Нет, он ко мне больше тянется^. Или вот: «К, — •,. а через месяц опять будет встречаться с этой женщиной*,* а через два месяца совсем забудет о Вас*** и ничего не останется в его голове. А* — Нет, останется*. Абонент спорит не с консультантом, а сама с собой. Подспудно понимает, что опасения могут подтвердить­ся* Но с другой стороны-то? Нет, ее, такую исключительную, такую классную* нельзя забыть.» потому, что забыть нельзя никогда! Ведь я его так люблю. То, о чем говорит консультант, болезненно. Болезненно, ибо вытаскивает из глубины мысли

__________________________________________________________149

черные, запрятанные. Ее мысли. Болезненно вдвойне, ибо по­хоже на правду. Болезненно втройне, ибо не абстракция (в ко­торую впадает консультант несколькими шагами позже в его пессимистической тираде «о психологии подлых мужиков*, кстати говоря, стилистика которой не случайна), а относится непосредственно к ней и касается всех трех участников треу­гольника. Хочет убежать от боли. «Странно* убегает, не поняв и (или) не расслышав консультанта. (Вопрос о том, стоит ли брать в кавычки эти деепричастия, решайте сами.) Результат — реплика, которая обескураживает на время консультанта: «По­чти что его ровесник*.

Другая реплика — «А вот Вы, любили?» — тоже весьма по­казательна. Если продолжать мою линию интерпретации с отож­дествлением, то велико искушение трактовать сказанное как: «А ты-то меня любишь?* Вопрос задается не консультанту, а как бы ее другу. Исходит из контекста предыдущих реплик кон­сультанта («^ Мужчины.,» быстро забывают, когда женщины рядом нет,*, *)• Здесь абонент в консультанте видит Мужчину (представителя касты, рода»*)» хочет услышать его реакцию (внутриродовые отличия не имеют значения: консультант ее друг».). В более широком рассмотрении вопрос поднимает про­блему выбора. Ее парень должен это сделать. «Если ты меня любишь, почему ты ее не оставляешь?* — настойчивая нота, звучащая в репликах абонента,

К. — Исходя из того, о чем сейчас говорил, какая была бы репли­ка на вопрос: *А Вы — любили?*

С, — Моя реплика была бы развернутой, В данном конкретном контексте я бы сказал: «Я любил женщину», одну», пять лет*. И любил за то-то* за то-то и за то-то. То есть за то, чего она боится, что не может дать* Точнее, за те качества, которые у нее отсутствуют. Посмотрел бы на ее реакции,

К-     ~ Цель?

С, — Смысл в том, чтобы она смогла поставить себя на место «той женщины» и на место человека, которого она любит. Смысл в том, чтобы «субъектные* качества любимого, мотивы его пове­дения были введены в ее оборот. Это собьет ее с эгоцентричес­кой позиции. Смотри: классическая триада. Задача — показать позиции участников изнутри. Так как отождествление произош­ло, как минимум, сделать более ясными основания позиции парня. Показать, что они — веские, и по-человечески понятные; разрешение ситуации лежит не в простой форме шантажа и противопоставлении с использованием «тяжелой артиллерии* слез, истерик и демаршей, а в ее субъективной трансформации. Ситуация до л лена превратиться из одномерной в трехмерную, из плоской — в объемную.

После окончания беседы:

150__________________________________________________________

К. — Каковы впечатления от состоявшейся беседы? Что запомни­лось?

С, — После прослушивания последнего фрагмента у меня опять изменилось представление об абоненте. Искренняя благодар­ность, теплые интонации в голосе по окончании беседы свиде­тельствуют об определенной коммуникативной культуре, кото­рой она обладает. Теперь она не кажется «кошкой с длинными когтями».

Для окончания разговора характерно восстановление асиммет­ричности в отношениях, которая наблюдалась в самом начале беседы. Каждый вернулся как бы к свой роли: роли консуль­танта и роли абонента.

Трудно оценить однозначно шаги консультанта в беседе, С од­ной стороны, создана мотивация для повторного обращения, Должно пройти некоторое время, чтобы А. оценила то, что про­изошло, выработала свое отношение, С другой, если подытожить основную мысль, которую должна извлечь девушка из реплик консультанта (окончание пятого фрагмента), в сухом остатке лишь следующее: «Время лечит* Любовь подвергается провер­ке* Подождите!* Свежая идея! Беда в том, что откладывается решение проблемы. Для абонента субъективно проблемная си­туация требует каких-то действий. Не думаю, что это будет за­конченный суицид, но вполне вероятно, что это будет скандал с «той женщиной * или симуляция суицида как средство шан­тажа и давления. Психологическая готовность к изменению про­блемной ситуации и себя не была использована консультантом в полной мере. Рефлексивный подход — единственное, что ей было предложено- Наблюдай себя, прислушивайся к себе. Она это и делает, но только исходя из своей внутренней позиции. Временной промежуток был бы оправдан, если бы были зада­ны новые точки, с которых можно было бы анализировать то, что с ней происходит,

К. — Если я правильно понимаю, речь идет о фиксации позиций участников в триаде в субъективном пространстве абонента,

С- — Да. С этих точек-позиций она должна взглянуть на проблем­ную ситуацию. Вырваться из оков эгоцентризма. Работать не над решением проблемы из ее позиции, а над преодолением себя. Для этого нужно волевое усилие, дабы не сорваться на порезы, демонстрации и т.д,

К. — Давай сфокусируем внимание на том, что было* Как бы ты в целом оценил проведенную телефонную беседу?

С* — Прежде всего, абонента внимательно выслушали. В ходе бе­седы наблюдались изменения ее состояния. Не только мы чув­ствовали, что она разная, но и она чувствовала, что консуль­тант тоже разный. Новые грани, которые открывались, приво­дили к пульсирующему сближению или расхождению. Диалог

■                           _________                                                                       151

жил рассогласованностью позиций и преодолением ее. Прозву­чавшие вопросы актуализировали те пласты опыта, которые не привлекались для анализа состояния абонента и ситуации* Со­стояние первой влюбленности, выстраивание временного кон­текста. Тем самым задавался импульс к рождению еще одного измерения — «позиционно-временного*. Это измерение фикси­рует изменение позиции в отношении проблемной ситуации во временном контексте. Так, например, весь третий фрагмент по­священ изменениям в позиции абонента по линии настоящее — прошлое. Актуальная проблемная ситуация схожа с первой влюбленностью характером эмоциональных переживаний («так же плакала» и «не могла успокоиться») и соответствующими ожиданиями в отношении будущего («всю жизнь вместе про­жить*). А большая часть пятого фрагмента беседы проникнута тенденцией выйти из пределов наличной позиции абонента в условно-определяемое будущее: линия настоящее — будущее («он забудет*, «будет встречаться с этой женщиной*, «ничего не останется в его голове* — условно-негативное будущее; «лю­бовь сохранится, окрепнет, будет зрелой* — условно-позитив­ное будущее)* Такой вот позиционно-временной дрейф!

Замечание, Позицшшно-временшэе измерение необходимо отличить от позиционного измерения, о котором супервизор говорил ранее. Позиционное измерение определяет плоскость межличностных отношений в триаде* Рассмотрим подробнее, какие возможности открывает в беседе позиционное измере­ние* Имеем три элемента: она — абонент Ам он — герой Хм «та женщина». Центральная диада: она — он,

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться