сессии и увидеть именно этот аспект психотерапии, Сам К, Роджерс подчеркивал, что важно видеть эту сторону действительности в рамках психотерапии. В своей книге «Взгляд на психотерапию. Становление человека» К, Роджерс пишет: «,,. я действительно старался дать себе возможность почувствовать, а затем и выразить явление, которое, как мне кажется, является центральным в психотерапии, центрированной на клиенте. Моя книга "Психотерапия, центрированная на клиенте"1 была только что опубликована, но я уже не был удовлетворен главой, описывающей процесс психотерапии, написанной около двух лет назад. Мне хотелось более динамично передать то, что происходит с человеком во время психотерапии»2. Очень важно понимать, что роджерианский подход ставит в центр внимания не решение проблемы, а то, что происходит с человеком в ходе психотерапевтического процесса. Эти изменения описаны К.Роджерсом как семь стадий , которые проходит человек на пути от жесткости, ригидности, омертвелости к мягкости, подвижности, оживленности (см» Приложение 1),
Психотерапевтический процесс обеспечивается «терапи-стом*. Описание того, что делает терапист для создания условий личностных изменений клиента, у Роджерса очень интересно, и в первую очередь тем, что речь идет не о технике, а о «бытии», Процесс психотерапии обеспечивается не внешне организованным поведением тераписта, а его полным присутствием в ситуации* Это очень важно понять, поскольку роджерианский подход практически не имеет техники, которой можно было бы обучить. Как иллюстрацию этого, можно сравнить описание работ самого К, Роджерса и работ его ученика Ф. Фаррелли3, Эти тераписты ведут себя с клиентами настолько по-разному, что с внешней
1 В русском переводе «Клиенто-центрированная терапия»,
2 Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека* М*: Издательская группа « Прогресс*, «Универс*, 1994* С* 117,
3 См* Фаррелли Ф., Брандсма Дж, Провокационная терапия, Екатеринбург: Екатеринбург, 1996.
________________________________________________________89
точки зрения они могут показаться представителями диаметрально противоположных течений психотерапии. Однако по сути, по своему присутствию в психотерапевтическом процессе — это клиенте-центрированный подход.
По К* Роджерсу, терапист, работающий в идеологии кли-ент-центрированного подхода, должен быть эмпатичным, при* нимающим и конгруэнтным* С подробным описанием этих качеств можно ознакомиться в Приложении 2. Но у каждого человека эти качества проявляются уникальным, только ему присущим образом. В ходе наблюдения за работой конкретного тераписта студенты учатся видеть наличие или отсутствие этих качеств*
Отработка задания
Аппаратура: телевизор, видеомагнитофон, видеозаписи 2—3 клиенто-центрированных бесед. Методика наблюдения
Задание выполняется на 2-х занятиях. В первой части наблюдения студенты в основном наблюдают за клиентом. Их основная задача — научиться наблюдать за продвижением клиента с позиции клиенто-центрированной терапии. В ходе работы студент заполняет протокол наблюдения ? который прикладывается к отчету, Примерный вид протокола приведен в таблице 2* В колонке «Тема» фиксируется с максимально доступной степенью подробности вербальное содержание беседы. Идеалом содержания этой колонки является стенограмма, но это невозможно в силу отсутствия у студентов необходимых технических навыков. Кроме того, необходимо учитывать, что надо параллельно выполнять задачу наблюдения за стадиями психотерапевтического процесса. В протоколе можно использовать нумерацию тем. Номер меняется на следующий по порядку, когда содержание беседы, по мнению наблюдателя, меняется по смыслу. Таких тем в беседе может быть 5—10* Следует отмечать, по чьей инициативе происходит смена тем: клиента или терапевта.
90_____________________________
В колонке «Стадия» ставится цифра от I до VII, соответствующая стадии психотерапевтического процесса с точки зрения наблюдателя. Кроме того, рядом отмечается категория наблюдения, по которой делается вывод о том, что наблюдаемый эпизод соответствует данной стадии: II ч, — вторая стадия у чувства; IV п. — четвертая стадия, отношение к проблеме; V к. — пятая стадия, личностные конструкты. Протоколируются изменения стадий.
В колонку «Примечания» вносятся существенные, важные с точки зрения наблюдателя факты наблюдения за невербальным поведением терапевта и клиента*
Для облегчения наблюдения хорошо воспользоваться таблицей 1, в которой кратко описаны 7 стадий психотерапевтического процесса. Просмотр видеозаписи осуществляется в непрерывном режиме. Это напряженное занятие, позволяющее побыть в «башмаках психотерапевта*, ведь нормальная сессия длится около 1 часа без перерывов.
Сразу после наблюдения проводится групповое обсуждение результатов наблюдения. В ходе обсуждения необходимо обращать внимание на то, чтобы высказывания участников обязательно опирались на факты наблюдения, а не уходили в область догадок и фантазий* Особо следует обращать внимание на случаи, когда наблюдение не точно. Иногда необходимо повторное просматривание спорного эпизода. Вопросы, которые следует обсудить: на какой стадии психотерапевтического процесса преимущественно находится клиент, какие изменения были замечены в ходе данной сессии, удалось ли заметить условия этих изменений? Дома пишется индивидуальный отчет.
Во второй части задания внимание больше сосредоточивается на работе терапевта. В начале, в ходе групповой дискуссии, обсуждается, каким образом могут быть проявлены качества, обеспечивающие процесс клиенто-центрированной терапии. Для того, чтобы повысить включенность студентов, дискуссия проводится в два этапа. Сначала, 20—25 минут в малых группах по 3—4 человека, студенты обсуждают, как можно наблюдать за работой психотерапевта. Затем каждая группа рассказывает о результатах своей работы и создается
____________________________________________________91
таблица, с помощью которой будет осуществляться наблюдение за следующей беседой (таблица 3),
Наблюдение проводится в непрерывном режиме и сопровождается заполнением протокола наблюдения (таблица 4).
После наблюдения проходит групповое обсуждение. Вопросы, которые надо затронуть: как проявлены у терапевта качества, обеспечивающие процесс; «удачи* и «ошибки*, замеченные в беседе; наблюдается ли связь между действиями терапевта и изменениями клиента? Дома пишется индивидуальный отчет.
Оформление отчета
1 занятие
I, Краткое теоретическое введение
II р Аппаратура
IIL Методика наблюдения за VII стадиями
IV. Результаты наблюдения (протокол)
V, Обсуждение результатов
2 занятие
1. Краткое теоретическое введение П. Аппаратура
III. Методика наблюдения за работой психотерапевта IV- Результаты наблюдения (протокол) V, Обсуждение результатов
В разделе * Выводы* студент должен ответить на следующие вопросы:
1) На какой стадии психотерапевтического процесса находится клиент?
2) Какие из трех выделенных для наблюдения категорий поведения клиента являются более подвижными, какие более жесткими?
3) В какой степени поведение терапевта отвечает принципам роджерианской клиенто-центрированной терапии?
В заключение, в качестве самостоятельной работы, студен-там предлагается самостоятельно написать, в каком направлении и каким образом они сами продолжили бы работу с этим клиентом.
92
Таблица 1
Стадии психотерапевтического процесса
Кате~ горни наблюдения
Чувства и личностные смыслы
Личностные конструкты
Отношение к проблеме
Психотерапия
Стадия 1
Чувства и личностные смыслы не осознается и не относятся к самому себе
Исключительно статичные
Индивид видит себя человеком без проблем. Проблемы внешние
Игра или групповая психотерапия
2
Чувства описываются как объекты в прошлом. ИедивиДУУм отделен от непосредственного переживания
Стагщчны и воспринимаются как факты
Есть проблемы и конфликты как факты внешнего мира
Многие клиенты находятся на этой стадии. Ус-лехи весьма скромны
3
Описываются чувства е прошлом, в основном как плохие, неприемлемые, постыд-кые
Статичны, но осознаются как таковые, а не как внешние факты
Признаются противоречий в опыте
Многие клиенты находятся именно на этой стадии, Они могут на ней находиться долго, изучая себя как объект
4
Текут более свободно. Описываются сильные чувства в прошлом, Иногда прорываются сильные чувства в настоящем. Возникает страх и недоверие перед этой возможностью
Происходит открытие личностных конструктов. Возникают сомнения в их значимости
Появляется чувство личной ответственности за проблемы
-■
Скачки и колебания
5
Чувст&а выражаются свободно, относятся к настоящему моменту. Они «прорываются». Удивление и испуг, редко удовольствие. Личностные смыслы начинают осознаваться
Многие личностные конструкты вызывают сомнение
возрастает личная ответственность за встающие проблемы
Скачки и колебания
6
Чувства текут, переживаются в настоящем ► Страх по поведу сильньк чувств отсутствует
Происходит как бы
растворение личностных конструктов в моменты переживания. Прочность личностных конструктов потрясает
Нет ни внешних, ни внутренних проблем, человек субъективно живет какой-то частью своей проблемы
Критическая стадия
7
Новые чувства переживаются во всем многообразии. Есть доверие к этому
Личностные конструкты проверяются в опыте. Вероятностное отношение к личностным конструктам
Полная ответственность за свои проблемы. Клиент чувствует и отвечает ээ свою жизнь во всех ее аспектах
-
________93
Таблица 2
Протокол наблюдения за клиентом
Тема
Стадия
Примечания
Таблица 3 Протокол наблюдения за проявлением терапевтических качеств
Категория наблюдения
Определение
Проявления в поведении тераписта
Принятие
Конгруэнтность
Эмпатия
Таблица 4
Протокол наблюдения за работой терапевта
Тема
Стадия
Наличие необходимых качеств
Примечания
|