Я думаю, все, кто знал об этом исследовании? считали его смелым и рискованным предприятием* Могли ли судьи> прослушав только единичные акты взаимодействия, достаточно надежно оценить те тонкие качества, о которых я говорил? И даже если бы их оценки были достаточно надежными, могли ли восемнадцать взаимодействий из каждого случая лечения {ведь в каждом случае они были только минутной выборкой из сотен или тысяч таких взаимодействий) иметь какое-либо отношение к результату психотерапии? Вероятность этого представлялась весьма малой.
Результаты — удивительны. Оказалось возможным достигнуть высокой надежности данных; большинство корреляций между данными отдельных судей составляло 0,8 или 0,9, кроме данных по последней переменной. Было обнаружено, что высокая степень эмпатического понимания была значимо связана {на уровне 0,001) с наиболее успешными случаями лечения. Высокий показатель безусловного уважения так-же был связан с наиболее успешными случаями лечения (на уровне значимости 0,001), Далее оценка искренности или согласованности консультанта — степень, с которой его слова соответствуют его чувствам, — была связана с успешными результатами лечения (и опять на уровне значимости 0,001), Только результаты влияния соответствия интенсивности эмоций были двусмысленными.
Интерес представляет также то, что высокие оценки этих переменных не были более значимо связаны со взаимодействиями из поздних бесед по сравнению со взаимодействиями из ранних бесед. Это значит, что отношение консультанта к клиенту было одинаково в течение всех бесед. Если он проявлял высокую эмпатию, то оставался таким с начала до конца. Если ему не хватало искренности, это было свойственно ему постоянно.
Как и любое исследование, эта работа имеет свои недостатки. В ней рассматривался определенный тип помогающих отношений — психотерапевтические отношения. Изучались
208
лишь четыре переменные, которые предполагались значимыми- Возможно, имеется много других. Несмотря на это, работа представляет собой значительное продвижение в изучении помогающего поведения* Разрешите мне кратко изложить ее результаты* Мне кажется, качество взаимодействия консультанта с клиентом может быть удовлетворительно оценено на основе очень небольшого числа высказываний. Если чувства консультанта прозрачны и соответствуют его словам, а не расходятся с ними; если клиент нравится консультанту независимо от каких-либо условий и если консультант понимает основные чувства клиента так, как их понимает сам клиент, — тогда имеется большая вероятность, что это отношение будет помогающим и эффективным.
Несколько замечаний
Итак, это — исследования, которые бросают луч света на природу помогающих отношений, В них изучались различные аспекты проблемы с разных теоретических позиций. В них также использовались различные методы, которые нельзя прямо сопоставить. Однако, мне кажется, они указывают на несколько утверждений, которые могут быть высказаны с уверенностью. Кажется ясным, что отношения, которые являются помогающими, отличаются по своим качествам от других отношений. Эти различающие их качества прежде всего связаны, с одной стороны, с отношением человека, который помогает, а с другой — с восприятием этого отношения тем, кому помогают. Также ясно, что проведенные исследования не дают нам ответа на вопрос о том, что такое помогающие отношения и как они формируются.
Как я могу создать помогающие отношения?
Я верю, что у каждого из нас, работающего в области человеческих отношений, имеется подобная проблема, заключающаяся в том, как использовать знаяият полученные в таких исследованиях. Мы не можем рабски и механически следовать их результатам, в противном случае мы разрушим свои
___________________. __________209
личностные качества, которые, как показывают эти работы, очень ценны. Мне кажется, нам следует использовать эти знания, сопоставляя их с нашим опытом и формируя все новые и новые личные гипотезы для использования и проверки их в дальнейших личных отношениях между людьми.
Поэтому важнее, очевидно, рассказать о ряде вопросов, вызванных этими исследованиями и моим собственным опытом, а также о некоторых предположительных и изменчивых гипотезах, определяющих мое поведение при вхождении в помогающие отношения со студентами, персоналом, семьей или клиентами, йежели излагать, где и как следует использовать результаты этих исследований. Разрешите мне представить список вопросов и моих соображений.
1. «Могу ли я восприниматься другим человеком как достойный доверия, надежный, последовательный человек в самом глубинном смысле этого слова?* И исследования, и опыт показывают, что это очень важно. Спустя годы я нашел, мне кажется, более правильный, не лежащий на поверхности вопрос. Обычно я чувствую, что, если бы соблюдал все внешние условия поведения надежного человека — например, пунктуальности конфиденциальность беседы и др. — и если бы я вел себя одинаково последовательно во время консультирования, тогда это условие было бы выполнено. Но мой опыт подсказал мне, что если я показываю хорошее отношение к клиенту, хотя на самом деле чувствую раздражение, скептицизм или неприязнь, то люди почувствуют обман и воспримут меня как непоследовательного или ненадежного человека, Я пришел к выводу, что быть надежным — это не значит быть последовательным во всем, это значит быть заслуживающим доверия, правдивым человеком. Чтобы описать, каким я хотел бы быть, я использовал термин «соответствующий»1. Под ним я подразумеваю следующее: какое бы чувство или отношение я ни испытывал, ему будет соответствовать мое осознание этого чувства или отношения* Когда это так, я являюсь в этот момент целостным человеком и отсюда могу быть тем, кем в
1 Или конгруэнтный.
210
глубине души я есть. Это — реальность, которую другие люди определяют словом «надежный*.
2. Очень близко с этим связан другой вопрос: «Могу ли я достаточно выразительно передать, что я есть в данный момент, чтобы это выглядело недвусмысленно?& Я думаю, что причиной большинства моих неудач в создании помогающих отношений являются неудовлетворительные ответы на эти два вопроса* Когда я испытываю чувство раздражения к какому-либо человеку, но не осознаю этого, при общении передаются противоречащие друг другу сообщения. Мои слова передают одно сообщение, но с помощью каких-то едва уловимых средств я передаю и раздражение, которое чувствую, а это приводит моего партнера в замешательство, делает его недоверчивым, хотя он также может не осознавать, что является причиной его затруднений. Если я не слышу, что происходит во мне, не воспринимаю этого из-за моей собственной защитной реакции, не дающей возможности осознать свои чувства, тогда и приходит эта неудача. Это заставило меня прийти к выводу, что основное для человека, который хочет создать любой вид помогающих отношений, заключается в том, чтобы понять, что прозрачность чувств всегда полезна* Если в отношениях с другим человеком мои чувства соответственно осознаются, если никакие чувства, существенные для данного отношения, не спрятаны ни от меня, ни от другого человека, тогда я могу быть почти уверен, что отношения будут помогающими.
Выражаясь иначе, если я могу создать помогающие отношения с самим собой (если я смогу осознать и принять мои собственные чувства), тогда имеется большая вероятность, что я смогу сформировать помогающие отношения с другим человеком*
Принять себя самого в этом смысле и дать себе возможность показать это другому человеку — это для меня сейчас самая трудная задача, которую никогда не удается решить. Но уяснить, что это является моей задачей, было очень полезно, так как это помогло мне понять, что было нарушено в
___________________________________________________211
межличностных отношениях, которые испортились, И поэтому я также смог вывести их на конструктивный путь* Это значило, что если я должен способствовать личностному росту других в отношениях со мной, то я должен расти сам; и хотя это часто болезненно, но очень обогащает.
* Третий вопрос следующий: «Могу ли я позволить себе испытывать положительные чувства к другому человеку — чувства симпатии, привязанности, любви, интереса, уважения?* Это нелегко. У себя самого и у других я вижу некоторый страх перед этими чувствами* Мы опасаемся, что если разрешим себе свободно испытывать эти положительные чувства, то попадем в ловушку. Они могут привести к выдвижению каких-то требований к нам, или мы в свою очередь можем обмануться в своем доверии к другому человеку. Мы боимся подобных последствий. Поэтому ответная реакция проявляется в тенденции создавать дистанцию между нами и другими — б виде «отчуждения*►, «профессионального» отношения, безличного отношения*
У меня имеется глубокое убеждение в том, что одна из важных причин профессионализации любой области знания состоит в том, что она помогает сохранять эту дистанцию. В области медицины мы изобретаем сложные формулировки диагноза, в которых человек представляется как предмет. В обучении и управлении мы создаем множество оценивающих процедур, так что опять человек воспринимается как предмет* Я думаю, что с помощью этих средств мы удерживаем себя от проявления личной привязанности к другому человеку, которая могла возникнуть, если бы мы восприняли эти отношения как отношения между двумя людьми. Когда мы поймем, что хотя бы в определенных отношениях или в определенное время в этих отношениях совершенно безопасно проявлять личную привязанность, то есть питать к другому положительные чувства, —- это будет настоящим достижением,
4, Следующий важный вопрос, вытекающий из моего личного опыта, таков: «Достаточно ли я сильный человек, чтобы позволить себе быть отличным от других? Способен ли я не-
212 __ _________
преклонно уважать свои собственные чувства так же, как чувства и нужды других людей? Умею ли я владеть своими чувствами и, если нужно, выражать их, как что-то, принадлежащее исключительно мне? Достаточно ли я тверд в этом отличии от другого человека, чтобы не быть подавленным его депрессией, испуганным его страхом, поглощенным его зависимостью от меня? Достаточно ли твердости в моем внутреннем «Я&, чтобы понять, что я не повержен его гневом, не поглощен зависимостью, не порабощен его любовью, но существую независимо от другого человека со своими собственными чувствами и правами? Когда я свободно чувствую эту силу — быть отдельным, непохожим на других человеком, тогда я обнаруживаю, что в состоянии гораздо глубже понимать и принимать другого человека, так как я не боюсь потерять себя *,
5. Следующий вопрос тесно связан с предыдущим: «Достаточно ли я чувствую себя в безопасности, чтобы допустить его отдельность, непохожесть на меня? Могу ли я допустить, чтобы он был тем, кто он есть, — честным или лживым, инфантильным или деятельным, отчаявшимся или чересчур уверенным в себе? Могу ли я дать ему эту свободу? А может быть, я желаю, чтобы он следовал моему совету , зависел от меня или даже копировал меня?* В связи с этим, я думаю» представляют интерес результаты небольшого исследования, проведенного Фарсеном, обнаружившим, что плохой и некомпетентный консультант предпочитает работать с податливыми клиентами, стремящимися быть похожими на него, С другой стороны, наилучший и более компетентный консультант может взаимодействовать с клиентом в течении многих бесед, не мешая свободному развитию совершенно отличной от него личности клиента. Я бы хотел принадлежать к этой последней категории специалистов, будучи родителем, управляющим или консультантом.
6- Другой вопрос, который я задаю себе, следующий: «В состоянии ли я допустить себя полностью в мир чувств и личностных смыслов клиента и видеть их такими нее, какими их
___________________________________________________213
видит он? В состоянии ли я так глубоко войти в его личную жизнь, чтобы потерять желание ее оценивать или судить о ней? Могу ли я так тонко ощущать ее, чтобы свободно двигаться в ее пространстве, не попирая те ценности, которые так ему дороги? В состоянии ли я так верно воспринимать ее, чтобы понять не только очевидный для него смысл его существования, но и те смыслы, которые еще подразумеваются, видятся ему нечетко? Может ли это понимание быть безграничным?» Я думаю о клиенте, который сказал: «Каждый раз, когда я нахожу кого-либо, кто не полностью понимает меня в данный момент, обязательно появляется момент, когда меня опять не понимают.» Всю жизнь я гоняюсь за тем, чтобы кто-то меня понял».
Что касается меня, то я нахожу, что легче понимать и выражать это понимание отдельно взятым клиентам, чем учащимся на уроке или сотрудникам, с которыми я работаю. У меня сильное искушение «поправить» учащегося или указать сотрудникам на их ошибки в рассуждениях. Однако, когда я могу взять на себя смелость понимать других в этих ситуациях, наблюдается взаимное удовлетворение. Что касается клиентов во время психотерапии, то я часто бываю поражен тем, что даже минимальное эмпатическое понимание — нелепая и неверная попытка понять запутанную сложность смыслов клиента — бывает полезно; хотя, вне сомнения, наибольшая польза бывает тогда, когда я могу понять и четко сформулировать смысл его жизненного опыта, являющийся для него неясным и запутанным.
7. Следующий спорный вопрос: «Могу ли я принять все качества человека, которые он проявляет? Могу ли я принять его таким, какой он есть? Могу ли я выразить это отношение? Или я могу принять его при определенных условиях, одобряя некоторые из его чувств и молча или открыто не одобряя другие?» Мой опыт показал, что, если мое отношение зависит от каких-то условий, у человека не могут изменяться или развиваться те качества, которые я не могу полностью принять. И когда после (иногда слишком поздно) я стараюсь
214__________________________________________________
понять, почему я был не в состоянии принять в нем все его качества, я, как правило, обнаруживаю, что это происходит оттогоt что я был напуган каким-то чувством. Если я должен быть более полезным для других, мне самому надо развиваться и принимать самого себя в этом отношении.
8. Следующий вопрос поднимает одну практическую проблему: «Могу ли я действовать с достаточной чувствительностью в отношениях с клиентом, чтобы мое поведение не было воспринято как угроза?* Результаты недавно начатой работы по изучению физиологических обстоятельств, сопутствующих психотерапии, подтверждают выводы из исследования Дит-теса, В его работе показано, что на физиологическом уровне люди очень легко начинают чувствовать угрозу. Психогальванический рефлекс, измеряемый степенью проводимости кожи, резко уменьшается, когда терапист отвечает резким словом, не соответствующим чувствам клиента. А на такую фразу, как: «Да ты на самом деле выглядишь встревоженным!» — указатель почти что спрыгивает с бумаги. То, что я стремлюсь избегать даже таких несильных угроз, основывается вовсе не на сверхчувствительности в отношении клиента. Это происходит просто благодаря моему убеждению, основанному на опыте: если я максимально освобождаю клиента от внешней угрозы, это дает ему возможность ощущать свои пугающие внутренние чувства и конфликты и справляться с ними.
9, Особый и важный аспект предыдущего вопроса заключается в следующем: «Могу ли я освободить клиента от угрозы внешней оценки?* Почти на любом отрезке нашей жизни — дома, в школе, на работе — мы находимся в зависимости от наград и наказаний, высказанных во внешних суждениях. «Это хорошо», «это плохо*, «это— на пятерку*, «это — неудача», «это — хорошее консультирование», «это — плохое консультирование». Такие суждения — часть нашей жизни от младенчества до старости. Я думаю, они приносят определенную социальную пользу в таких институтах и организациях, как школа и профессиональное образование. Как и все другие, я сам нахожусь в плену этих
_______________^_______я_____________215
стереотипных оценок. Но, согласно моему опыту, это не ведет к развитию личности , поэтому я не верю* что внешние оценки являются частью помогающих отношений. Любопытно, что положительная оценка, в конце концов, является такой же угрозой, как и отрицательная. Так, сказать кому-нибудь, что он хороший, — значит предполагать, что имеешь право сказать и обратное. Поэтому я пришел к мысли, что чем более я не использую в отношениях с другими суждения и оценки» тем более это дает возможность другому человеку понять, что фокус оценки, центр ответственности находится внутри его самого* Смысл и ценность его жизненного опыта в конечном счете предстоит определить именно ему, и никакие внешние суждения не могут это изменить- Поэтому я хотел бы создавать отношения, в которых я даже внутренне никогда бы не оценивал другого человека. Именно это, мне кажется, сделает его свободным человеком, способным отвечать за самого себя.
10. И последний вопрос: «Могу ли я воспринимать другого индивида как человека, который находится в процессе станов-ленияу или мое и его прошлое ограничивает мое восприятие? & Если при встрече я воспринимаю его как незрелого ребенка, невежественного студента, невротика или психопата — все эти мои представления ограничивают то, кем он может быть в наших отношениях. Мартин Бубер, философ Иерусалимского университета, экзистенциалист, использует выражение «утверждая другого* > имеющее для меня смысл* Он говорит: «Утверждение значит,., принятие этой возможности другого,,. Я могу понять в нем, узнать в нем», человека* которым он был... создан стать. Я утверждаю его в себе, а затем в нем по отношению к этой возможности, которая*., может сейчас быть развита, может развернуться». Если я принимаю другого человека как что-то застывшее, уже получившее ярлык и отнесенное к какой-то категории> уже сформированное прошлым опытом, тогда я подтверждаю эту ограниченную гипотезу. Если же я принимаю его как находящегося в процессе становления, тогда я делаю все, что только возможно, чтобы утвердить или сделать его возможности реальностью.
216________________________________„___________
Именно в этом, мне кажется, сходятся философ или мистик Бубер и работающие в области оперантного обусловливания Верпланк, Линдсли и Скиннер. По крайней мере они схожи принципиально, но довольно-таки странным образом. Если я нахожу, что отношение является единственной возможностью подкрепить некоторые виды слов или мнений у другого человека, тогда я стараюсь утвердить этого человека как вещь — в своей основе механический, манипулируемый объект. А если я считаю, что это — его потенциальные возможности, то он старается действовать так, чтобы подкрепить эту гипотезу. Если, с другой стороны, я нахожу, что отношение является возможностью «подкрепить* все то, чем он является, то есть человеком с его существующими возможностями, тогда он старается действовать так, чтобы подкрепить эту гипотезу, В этом случае, если использовать терминологию Бубера, я утверждаю его как живого человека, способного к творческому развитию внутреннего мира* Лично я предпочитаю гипотезу второго типа-Заключение
. В начальной части этой статьи я рассмотрел вклад ряда исследований в наши знания об отношениях- Стараясь держать в уме эти знания, я затем рассмотрел те вопросы, которые возникают у меня субъективно, когда я как человек вхожу в отношения* Если бы я мог ответить утвердительно на все эти вопросы, я думаю, что тогда любые отношения, в которые я вошел бы, были бы помогающими, стимулирующими развитие* Но я не могу дать положительный ответ на большинство этих вопросов» Я могу только работать в том направлении, на которое указывает положительный ответ.
С большой долей вероятности я склонен предполагать, что оптимальные помогающие отношения — это вид отношений, создаваемых только психически зрелым человеком* Или, выражаясь по-другому, возможность создать отношения, способствующие развитию других как независимых индивидов, измеряется моим собственным достигнутым раз-
^_______ 217
витием, В некотором отношении эта мысль нарушает мое душевное равновесие, но с другой стороны, она также много обещает, бросая мне вызов. Она будет означать, что, если я захочу создать помогающие отношения, впереди у меня интригующая работа длиною в жизнь, работа по увеличению и развитию моих возможностей,
Я остаюсь с неприятной мыслью, что то, что я выработал для себя в этой статье, может очень мало затрагивать ваши интересы и работу. Если так, я сожалею об этом. Но я по крайней мере частично удовлетворен тем фактом, что все мы, кто работает в области человеческих отношений и старается понять их основные закономерности, являемся участниками решающего нашу судьбу дела. Если мы старательно пытаемся понять наши обязанности управляющих, учителей, консультантов в образовании, профкоксультантов, терапистов, значит, мы работаем над проблемой, которая определит будущее нашей планеты. Потому что наше будущее будет зависеть не от естественных наук. Оно зависит от нас, тех, кто пытается понять и иметь дело со взаимодействиями между людьми, от тех, кто создает помогающие отношения • Поэтому я надеюсь, что вопросы, которые я задаю самому себе, будут полезны и вам, когда вы осмелитесь по-своему способствовать развитию человека в ваших отношениях с другими людьми.
218
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова TjC, Практикум по психологическому консультированию. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.
Аннушкин ВМ. Первая русская «риторика» (Из истории риторической мысли)* М.: Знание» 1989.
Андреева ГМ, Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М,: Наука, 1994.
Атватер И, Я вас слушаю*,,: Советы руководителю> как правильно слушать собеседника* М.: Экономика, 1984.
Бахтин ММ. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
Доценко ЕА* Не будь попугаем, или как защититься от психологического нападения, Тюмень: ИПК ПК, 1994.
Жуков ЮМ. Эффективность делового общения. ML: Знание, 1988.
Знаков В£. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1986- № 3.
Казанская АВ. О чем говорит речь? // Московский психотерапевтический журнал. 1996, № 2.
КопьевА.Ф+ Индивидуальное психологическое консультирование в контексте семейной психотерапии // Вопросы психологии, 1986. № 4.
Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии, 1990* N° 3.
Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. Г.М. Андреевой. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972*
Леонтьев А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. М,: Политиздат, 1975,
Лисина М.И* Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986.
Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы. Воронеж: НПО МОДЭК, 1995,
______________________________________________________219
Лэндрет Т,Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994.
Мицич П. Как проводить цеховые беседы. М*: Экономика, 1987»
Ноэль Э< Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М.: Прогресс, 1978.
Петровская Л А, Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга, М.; Изд-во Моек, ун-та, 1982.
Психология межличностного познания / Под ред. А.А- Бодале-ва. М.: Педагогика, 1981.
Роджерс К, Взгляд на психотерапию* Становление человека, М*: Издательская группа «Прогресс*, «Универс*, 1994,
Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е.Рожнова. Ташкент: Медицина, 1979,
Роб ер МА., Тилъман Ф. Психология индивида и группы* М.: Прогресс, 1988-
Рождественский ЮЛ. Риторика публичной лекции. М*: Знание, 1989.
Флоренская ТА* Диалог в практической психологии* М,: Ин-т психологии АН СССР, 1991.
Шангриладзе К. К вопросу о вопросе // Теоретические и экспериментальные исследования в области структурной и прикладной лингвистики, М.: Изд-во Моек, ун-та, 1973.
Шеанцара И. Диагностика психического развития. Прага: Ави-ценум, 1978,
Хараш АУ. Принципы деятельности в межличностном восприятии // Вопросы психологии. 1980, № 3.
Ядов В А, Социологическое исследование. Методология* Программа, Методы. М.: Наука, 1972.
220
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ............................................................................ 3
I. МЕТОД БЕСЕДЫ В ПСИХОЛОГИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
И МЕТОДОЛОГИИ (А. М. Айламазьян)................................12
Значение метода беседы............................................... 12
Беседа без беседы, или метод интервьюирования: методологические вопросы........................................... 14
Социально-психологический аспект изучения интервью 20
Метод беседы и проблема общения в психологии............ 24
Анализ ситуации проведения беседы.............................34
П. МЕТОД БЕСЕДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ЛИЧНОСТИ
(Н. И, Евсикова)................................................................50
Основные типы бесед в исследовании личности.............. 50
Структура беседы........................................................ 52
Вербальное общение в процессе беседы.......................... 54
Невербальное общение в процессе беседы ...................... 60
III. ПОЛУ СТАНДАРТИЗИРОВАННАЯ БЕСЕДА (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ САМООЦЕНКИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА). ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ (Н, И. Евсикова).............................65
IV. КЛИНИЧЕСКАЯ БЕСЕДА (выступление Б. В. Зейгарник) .... 75
V. ИНДИРЕКТИВНАЯ БЕСЕДА. СТАДИИ
ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПО К, РОДЖЕРСУ. ОПИСАНИЕ ЗАДАНИЯ (А, В. Корнеев)...............................87
VI. МЕТОД БЕСЕДЫ В ПРАКТИКЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ: БЕСЕДА НА ТЕЛЕФОНЕ ДОВЕРИЯ (А, В. Скворцов) ...........94
Понятие индивидуально-профессионального конструкта , 94 Логика телефонной беседы........................................... 99
________________________________________________________221
Телефонная беседа: взгляд изнутри.......,.............,,.......107
К анализу одного фрагмента телефонной беседы ...........113
Приложение 1 К.Р, Роджерс ПОНЯТИЕ О ПСИХОТЕРАПИИ КАК О ПРОЦЕССЕ......158
Приложение 2 К,Р. Роджерс ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ПОМОГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ 196
ЛИТЕРАТУРА .................................................................... 218
МЕТОД БЕСЕДЫ В ПСИХОЛОГИИ
Учебное пособие для студентов факультетов психологии
высших учебных заведений по специальностям
52100 и 020400 — «Психология»
Редактор-составитель А,М. Айламазьян
Редактор М.И. Черкасская Корректор TJL Толстова
Художник Б. Будинас Компьютерная верстка В,А, Солодков
Гарнитура Школьная. Тираж 2000 экз.
Издательство «Смысл*, 103050, ЗМосква-50, а/я 158
Лицензия JLP. № 064656 от 24 июня 1996 г.
|