Аламазьян А.М. "Метод беседы в психологии"

Мало вероятно, что индивид, находящийся на этой стадии статичности и отдаленности от своих переживаний, доброволь­но придет на прием к тераписту. Однако я могу несколько пояснить характеристики этой стадии*

Наблюдается нежелание сообщать что-либо о самом себе. Сообщается только о внешних предметах.

Пример: «Ну, я вам скажу, мне всегда кажется несколько бессмысленным говорить о самом себе, кроме как в случае крайней необходимости*1.

Чувства и личностные смыслы не осознаются и не отно­сятся к самому себе.

Личностные конструкты2 (я заимствовал этот полезный термин у Келли) исключительно статичны.

Близкие отношения в общении кажутся опасными. На этой стадии не воспринимается и не признается суще­ствование проблем.

Нет желания изменяться.

Пример: «Думаю, что я практически здоров»•

Общение с самим собой блокируется.

1 Этот и другие примеры, использованные в качестве иллюстраций, взяты из записей бесед, если только не указан другой источник, В большей своей части они взяты из бесед, которые никогда не были опубликованы, но некоторые взяты из сообщения Льюиса, Роджер­са и Шлина о двух клиентах.

2  Конструкт Дж> Келли — это генерализация качеств личности в форме дихотомии противоположных значений на основе конкретно­го опыта (например, хороший—плохой).

__________________________                        167

Возможно* эти короткие утверждения и примеры раскроют что-то о психологической статичности этого конца континуу­ма. Индивид очень мало или почти не осознает отливы и при­ливы своих чувств. Способы, с помощью которых он истолко­вывает опыт, определяются его прошлым, они застыли и не затрагиваются реалиями настоящего* <»*> Дифференциация личностных смыслов опыта является глобальной и грубой, опыт видится в черно-белых тонах. Индивид ничего не сообщает о себе, а только о том, что вне его. У него имеется тенденция видеть себя человеком без проблем, а проблемы, которые он осознает, воспринимаются им полностью лежащими вне его. Наблюдается сильная блокада внутренней коммуникации меж­ду самим собой и опытом. На этой стадии индивид может быть представлен с помощью таких понятий, как «статика», «неиз­менность*, * противоположное течению или изменению».

Вторая стадия

Когда человек, находящийся на первой стадии, может по­чувствовать, что он полностью принят, наступает вторая ста­дия. Мы очень мало знаем> как сделать так, чтобы у челове­ка, находящегося на первой стадии, появилось чувство того, что его принимают. Но иногда оно достигается в игре или в групповой психотерапии, где человек может быть окружен атмосферой принятия без проявления собственной инициати­вы и в течение достаточно долгого времени чувствует себя принятым. В любом случае тогда, когда он действительно это испытывает, происходит небольшое раскрепощение и появ­ляется движение в символическом выражении своего опыта, который обычно характеризуется следующим.

Выражение чувств перестает быть статичным в высказы­ваниях, не относящихся к себе*

Пример: «Мне кажется, я подозревал, что мой отец часто чувствовал себя неуверенно в деловых отношениях».

Проблемы воспринимаются как внешние по отношению к себе.

Пример: «В моей жизни продолжает возникать беспорядок».

Отсутствует чувство личной ответственности за про­блемы.

168______________________________

Пример приведен в предыдущем отрывке.

Чувства описываются так, как будто они ему не принадле­жат, или иногда как объекты в прошлом.

Пример: «Консультант: "Если вы хотите рассказать мне что-нибудь о том, что вас привело сюда.*.*'

Клиент: "У меня был симптом... он был.» только состояние глубокой депрессии"».

Это прекрасный пример того» как внутренние проблемы могут быть восприняты и переданы как полностью внешние. Клиент не говорит: зЯ чувствую депрессию» или даже: «Я чувствовал депрессию*. Его чувства переданы как отделен­ные от него, как не принадлежащий ему предмет, полностью внешний по отношению к нему самому.

Чувства могут быть высказаны, но не осознаны как тако­вые, как принадлежащие этому человеку.

Чувствование ограничено структурой прошлого опыта.

Пример: «Я полагаю, я всегда это компенсирую, ну, чем пытаться общаться с людьми или иметь с ними хорошие от­ношения, я всегда компенсирую это тем, что, ну, скажем, нахожусь на каком-то интеллектуальном уровне*.

Здесь клиент начинает осознавать, каким образом его пе­реживание ограничивается прошлым опытом. Его высказы­вание также передает отдаленность переживания на этом уров­не. Это походит на то, как если бы он держал свое пережива­ние на расстоянии вытянутой руки.

Личностные конструкты статичны и не осознаются как конструкты, о них думают как о фактах.

Пример: «Я ничего не могу никогда как следует сделать — даже никак не могу это закончить» -

Дифференциация личностных смыслов и чувств очень ог­раниченна и глобальна.

См. предшествующий пример, это хорошая иллюстрация* «Я не могу никогда* — пример черно-белой дифференциации, а также использование слов «как следует* в абсолютном смысле.

Противоречия могут быть выражены, но они почти не осоз­наются как таковые.

___________________________________________________169

Пример: «Я хочу много знать, но смотрю до часу на каж­дую страницу».

В качестве замечания ко второй стадии процесса изменений личности может быть сказано, что многие клиенты, добровольно пришедшие к тераписту за помощью, находятся на этой ста­дии, но мы (как и, вероятно, тераписты вообще) добиваемся весьма скромных успехов, работая с ними- По крайней мере это, кажется, является разумным выводом из исследования Киртнера, хотя его концептуальная модель отличалась от на­шей. Нам известно очень мало о том, каким образом на этой ста­дии человек может начать чувствовать, что его «принимают».

Третья стадия

Если небольшое раскрепощение и движение на второй ста­дии не заблокированы и клиент чувствует, что он в этом ка­честве полностью принимается таким, каков он есть, проис­ходит дальнейшее раскрепощение и движение в символичес­ком выражении своего опыта. Бот особенности, которые, ка­жется, все вместе относятся приблизительно к этой точке континуума изменений.

Наблюдается более свободный поток высказываний о себе как объекте.

Пример: «Я очень стараюсь быть совершенным, общаясь с ней, — жизнерадостным, дружески расположенным, умным, разговорчивым, -— потому что я хочу, чтобы она любила меня».

Наблюдаются также высказывания о своих переживани­ях как объектах.

Пример: «И однако, есть проблема, ну, насколько вы при­нимаете замужество, и, если для вас в данный момент важно профессиональное призвание и именно в этом ваша жизнь, это на самом деле ограничивает ваши контакты *♦

В этом отрывке «Я» клиента— настолько отдаленный объект, что его состояние, вероятно, лучше отнести к проме­жуточному этапу между второй и третьей стадиями.

Наблюдаются также высказывания о себе как об объекте, отраженном прежде всего в других.

170_____________    _____________________

Пример: «Я могу чувствовать, как я мягко улыбаюсь, так, как это делает моя мать, или я важен и грубоват — таким иногда бывает мой отец, — незаметно входя в личность каж­дого , но не в свои».

Часто выражаются или описываются чувства или личнос­тные смыслы, отсутствующие в настоящий момент,

Обычно это сообщения о чувствах в прошлом.

Пример: «Было столько всего, что я не мог рассказать людям — обо всем отвратительном, что я делал. Я чувствовал себя таким трусливым и плохим**

Или: «И это чувство, которое пришло ко мне, было как раз тем, которое я испытывал, будучи ребенком».

Чувства почти не принимаются. Большей частью чувства раскрываются как что-то постыдное, плохое, ненормальное или неприемлемое в других отношениях. Чувства проявля­ются и затем иногда осознаются как таковые.

Переживание описывается как что-то, имевшее место в прошлом, или как что-то, отдаленное от себя.

Это хорошо показано в предшествующих примерах.

Личностные конструкты неподвижны, но могут быть осоз­наны как таковые, а не как внешние факты*

Пример: «В молодости я чувствовал себя во многом вино­ватым , так что почти всегда считал, что заслуживаю наказа­ния. Если я не чувствовал, что заслуживал его за что-то одно, я чувствовал, что заслуживал его за что-то другое^.

Очевидно клиент видит* свою жизнедеятельность скорее как структуру, с помощью которой истолковывает свой опыт, чем как установленный факт.

Еще пример: «Когда речь заходит о привязанности, меня охватывает страх столкнуться с подчинением, которое я не­навижу* Но мне кажется, я приравниваю их друг к другу так, что> если я собираюсь получить чью-то привязанность, это значит, что я должен подчиниться его желаниям**

Дифференциация чувств и смыслов является несколько более четкой, менее глобальной, чем на предыдущей стадии.

______                                                                    171

Пример: «Я имею в виду.,, я говорил об этом раньше, но на этот раз я действительно чувствовал это, И неудивитель­но, что я чувствовал себя так паршиво, когда это было имен­но так.» они надували меня множество раз. Но при этом я тоже не был ангелом, и я это понимают.

Имеется признание противоречий в опыте.

Пример: клиент объясняет, что, с одной стороны, он ожи­дает, что совершит что-то великое, с другой — чувствует, что может легко прожить жизнь бездельником.

Личный выбор часто видится неэффективным.

Клиент «выбирает* какое-то поведение, но обнаруживает, что оно не соответствует выбору.

Мне кажется, что многие люди в поисках психологичес­кой помощи находятся приблизительно на третьей стадии. Они могут оставаться на этом уровне в течение долгого времени, описывая не относящиеся к данному моменту чувства и изу­чал себя как объект, перед тем как становятся готовыми для перехода на следующую, четвертую стадию.

Четвертая стадия

Когда клиент чувствует, что к нему хорошо относятся, его понимают и принимают различные аспекты его переживаний* относящиеся к третьей стадии, тогда происходит постепенное ослабление действия личностных конструктов» Чувства начи­нают течь более свободно, для них характерно движение по континууму. Можно попытаться выявить ряд особенностей этого ослабления конструктов и определить их как четвертую стадию процесса развития.

Клиент описывает более сильные чувства, не относящи­еся к настоящему.

Пример: «Ну, я был действительно.» это меня очень силь­но задело за живое».

Чувства описываются как объекты в настоящем.

Пример: «Меня обескураживает, когда я чувствую себя зависимым, потому что это значит, что я как бы безнадежен*.

172                 ________________   _______    __    _____

Временами чувства выражаются как существующие в на­стоящем, иногда они прорываются почти против желания клиента.

Пример: клиент после обсуждения сна, в котором видел опасного для него свидетеля его преступлений, говорит пси­хотерапевту: зО, хорошо. Я не доверяю вам».

Наблюдается тенденция ощущать чувства в ближайшем настоящем и вместе с тем недоверие и страх перед этой воз­можностью.

Пример: «Я чувствую себя связанным — тем или другим. Должно быть, это я! Ничто другое, кажется, не совершает этого. Ничто другое я не могу за это винить. Вот этот узел — где-то внутри меня.» Это заставляет меня хотеть сойти с ума,-кричать.,, и убегать! &

Чувства принимаются открыто, но в очень малой сте­пени.

Два предыдущих примера показывают, что клиент доста­точно принимает свое переживание для того, чтобы прибли­зиться к пугающим его чувствам. Но сознательно он прини­мает их б очень малой степени.

Переживание менее связано со структурой прошлого опы­та, оно менее отдалено от человека и изредка может прояв­ляться с небольшой отсрочкой.

Два предыдущих примера опять хорошо иллюстрируют пере­живания такого вида, не очень связанные с прошлым опытом.

Опыт истолковывается клиентом более свободно. Клиен­ты открывают для себя некоторые личностные конструк­ты; они их определенно узнают как таковые; начинают сомневаться относительно значимости этих конструктов.

Пример: «Это меня забавляет. Почему? Потому что это несколько глупо с моей стороны — я чувствую себя немного напряженным из-за этого или немного смущенным.» и немного беспомощным* {Его голос смягчается, ион выглядит печаль­ным.) Всю мою жизнь юмор был моим бастионом; может быть, и неуместна попытка постараться реалистично взглянуть на себя. Спустить занавес* Сейчас я чувствую себя несколько

___________________________________________________173

затруднительно* Где я был? Что я говорил? Я потерял свою хватку, с помощью которой себя поддерживал*.

В данном случае, кажется, показаны в стряхнувшие, взвол­новавшие клиента последствия сомнений относительно осно­вы личностного образования, в этом случае — использование юмора в качестве средства защиты.

Наблюдается все увеличивающаяся дифференциация чувств, конструктов, личностных смыслов, имеется тенден­ция поиска точного выражения чувств.

Пример: это качество достаточно показано в каждом из примеров к этой стадии.

Клиент с беспокойством осознает противоречия и несоот­ветствия между опытом и «Я*,

Пример: «Я живу жизнью* недостойной меня. Мне действи­тельно следует делать больше, чем я делаю- Сколько часов я провела,., в этом положении, когда моя мама говорила: "Не отвлекайся до тех пор, пока все не доделаешь! Сделай то-тоР* Это случалось много раз».

Это — и пример беспокойства в отношении противоречий, и сомнения в том, как истолковывался опыт.

Имеется чувство личной ответственности за проблемы, хотя в этом чувстве проявляются и колебания*

Несмотря на то, что близкие отношения еще кажутся опас­ными, клиент рискует, выражая, хотя и в малой степени, свои чувства.

Это показано в нескольких примерах, приведенных выше, особенно в том, где клиент говорит: «О, хорошо, я не доверяю вам».

Нет сомнений в том, что эта и последующая стадии составля­ют содержание психотерапии, которая нам известна. Такого рода поведение часто встречается при любой форме психотерапии.

Неплохо снова напомнить самим себе, что человек никогда не находится полностью на той или другой стадии процесса психотерапии* Прослушивание записей бесед заставило меня поверить в то, что чувства клиента в каждой конкретной бесе­де могут выражаться, например, в высказываниях и поведе-

174_________________________________________________________

нии, более типичных для третьей стадии, с частыми примера­ми статичности, характерной для второй стадии, или в более свободно изменяющемся поведении, относящемся к четвертой стадии. Мало вероятно, чтобы в такой беседе можно было най­ти примеры поведеният относящегося к шестой стадии.

Вышесказанное говорит о вариативности основной стадии процесса, на которой находится наш клиент. Если мы огра­ничимся какой-то определенной областью личностных смыс­лов, относящихся к клиенту, тогда я предположил бы опре­деленный порядок в последовательности стадий, а именно; третья стадия редко была бы раньше второй, четвертая едва ли следовала бы за второй без промежуточной третьей. Это предположительные гипотезы* которые, конечно, могут быть проверены с помощью опытов*

Пятая стадия

Следуя по континууму изменений, мы снова можем отме­тить точку, назвав ее пятой стадией. Если клиент, будучи на четвертой стадии, чувствует, что выражения его чувств, по­ведение и переживания принимаются, тогда происходит даль­нейшее уменьшение статичности, и организмический поток течет еще более свободно. Здесь, мне кажется, мы снова мо­жем с некоторой приблизительностью описать качества этой фазы процесса1,

Чувства выражаются свободно, относятся к настояще­му моменту.

Пример: «Я ожидала, что меня как бы сурово отвергнут.» этого я ожидаю все время,.* я считаю, я даже это чувствова­ла, будучи с вами... Трудно говорить, потому что я хочу быть самой хорошей, какой только возможно, когда я с вами».

1 Чем дальше мы продвигаемся по шкале, тем менее адекватными являются приведенные примеры. Причина в том, что на этих высо­ких уровнях все более важным становится качество переживания, а оно может быть передано только с помощью транскрипции, кото­рую здесь невозможно дать полностью- Может быть, со временем станут доступными масса примеров, записанных на пленку.

___________________________________________________175

Здесь чувства, относящиеся к тераписту и к клиенту в его отношениях с терапистом, эмоции, которые очень трудно рас­крыть, открыто выражаются клиентом.

Чувства переживаются почти что полностью. Они ^про­рываются», просачиваются, несмотря на страх и недоверие, которые клиент испытывает, переживая их во всей полно­те и непосредственности.

Пример: *Это как бы вышло, и я как раз это не понимаю, (Долгая пауза*) Я стараюсь схватить, что же такое этот ужас* ♦

Еще пример: клиент говорит о внешнем событии. Неожи­данно лицо клиента приобретает страдающий* испуганный вид,

Терапист: «Что, что задевает вас сейчас?»

Клиент: «Я не знаю, (Плачет.) Должно быть, я подхожу слишком близко к чему-то, о чем не хочу говорить, или еще к чему-то %.

В этом случае чувство почти просочилось наружу, в созна­ние, независимо от воли клиента.

Еще один пример: «Я чувствую, что остановлена. Почему моя голова пуста в данный момент? Я чувствую, как будто висну на чем-то и выпускаю что-то другое, и что-то во мне говорит: "От чего еще я должна отказаться?'Ч

Начинает приходить осознание того, что при пережива­нии чувства необходимо его точно назвать.

Это иллюстрируют три только что приведенных примера. В каждом из них клиент знает, что он что-то переживал, а также знает, что ему неясно, что он переживал. Тем не менее к нему приходит осознание того, что референт1 этого смутно­го осознания находится внутри его, в организмическом собы­тии, с которым он может сверить свое обозначение и понима­ние* Это часто встречается в выражениях, которые указыва­ют на испытываемое клиентом чувство близости или отдален­ности от референта.

Пример: «Я действительно до этого и пальцем не дотраги­ваюсь- Я только как бьх это описываю».

1 Референт — предмет обозначения.

176__________________________________________________

Когда чувства «прорываются»t клиент чувствует удив­ление или испуг, редко удовольствие.

Пример: клиент говорит о семейных отношениях в про­шлом: «Это больше не важно, Э-э-э„. (Пауза.) Это раньше было как-то очень важно.,, и у меня нет ни малейшего представле­ния почему». Да, вот1 Я могу забыть об этом сейчас, ведь это вовсе не так важно! Ну и штука! Все эти несчастья — чепуха!»

Еще пример: клиент говорит о безнадежности: «Я до сих пор удивляюсь силе этого* Мне кажется, именно так я чув­ствую себя».

Чувства все более принадлежат клиенту, и у него растет желание слиться с этими чувствами, быть действительно самим собой.

Пример: «На самом деле суть в том, что я вовсе не ласковый

терпеливый парень, которым я стараюсь казаться. Я раздражи­телен. Мне хочется огрызаться, иногда я бываю эгоистичным, и я не знаю, почему я должен притворяться, что я не такой».

Это — яркий пример большего принятия всех своих чувств.

Переживание течет свободно, оно не отдалено и часто про­является с маленькой отсрочкой.

Между организмическим событием и полным субъективным его переживанием протекает очень мало времени. Изумитель­но точное описание этого процесса дано у одного клиента.

Пример: «Мне еще трудно понять, что значит эта грусть и эти слезы. Я знаю только, что я чувствую это, когда прибли­жаюсь к определенным чувствам, и обычно, когда я плачу, это помогает мне как бы пробиться сквозь стену, которая воз­двигнута мной из-за каких-то происшедших событий. Мне почему-то больно, и затем автоматически это заслоняет что-то, и затем я чувствую> что не могу действительно коснуться чего-то и сильно это чувствовать.„ И если бы я смог чувство­вать и мог дать себе возможность пережить сиюминутное чув­ство, когда мне больно, я бы немедленно начал плакать именно тогда, но я не могу»*

Здесь можно видеть, что чувства являются внутренним референтом, к которому человек может обратиться, чтобы прояснить дело. В то время когда он ощущает свои слезы, он

___________________________________________________177

сознает, что это — отсроченное и частичное переживание его боли. Он также сознает, что его защитные реакции не дают ему переживать болъ тогда, когда она возникает.

Способы истолкования опыта становятся намного свободнее. Наблюдаются новые открытия личностных структур как тако­вых, их критически рассматривают, выражают в них сомнение.

Пример: человек говорит: «Мысль о том, что мне нужно угождать, что я должен делать это, была одной из основ моей жизни. (Тихо плачет.) Это как бы, вы знаете, одна из нео­споримых аксиом — то, что я должен угождать. У меня нет выбора. Я именно должен делать это».

Здесь ясно, что эта основа была конструктом и что прихо­дит конец его не подвергавшемуся сомнению статусу.

Имеется сильное и очевидное стремление к тому, чтобы дифференциация чувств и смыслов была точной.

Пример: ♦♦« во мне растет какое-то напряжение, или ка­кая-то безнадежность, или какая-то незавершенность чего-то, и моя жизнь* конечно, сейчас очень несовершенна». Я просто не знаю... Мне кажется, наиболее близко подходит слово без­надежность*.

Очевидно у он старается ухватить точное название того, что

выражает его переживание.

Происходит все более ясное осознание противоречий и не­соответствий в опыте.

Пример: «Мой сознательный ум говорит мне, что я — сто­ящий человек. Но что-то внутри говорит, что я не верю это­му, Я думаю, что я крыса — ни на что не способный человек, У меня нет веры, что я способен что-то сделать**

Наблюдается все возрастающая личная ответственность за встающие проблемы, озабоченность о том, какой вклад он внес в их решение* Внутренние диалоги становятся все более сво­бодными. Постепенно разрушается блокада в общении с са­мим собой.

Иногда эти диалоги вербализуются.

Пример; «Что-то во мне говорит: "От чего еще я должен отказаться?" Вы уже взяли у меня так много. Это я говорю с

178___________________________________________________

собой — то, что "Я" внутри, говорит с тем "Я'\ которое и яв­ляется хозяином. Оно жалуется сейчас и говорит: "Ты подби­раешься слишком близко! УходиГ».

Еще пример: часто эти диалоги протекают как слушание себя, как проверка понимания прямого референта пережива­ния. Так, клиент говорит: «Не смешно ли это? Я никогда на это так не смотрел, Я стараюсь это проверить. Мне всегда казалось, что это напряжение скорее имеет внешнюю причи­ну, чем это... что это не было чем-то, что я так использовал. Но это верно.» это действительно верное,

Я надеюсь, что примеры, относящиеся к пятой стадии про­цесса становления> которые даны здесь, проясняют несколько вопросов. Во-первых, эта стадия находится на расстоянии не­скольких сотен психологических миль от описанной первой стадии. Здесь многие качества клиента приобретают текучесть по сравнению со статичностью первой фазы. Клиент гораздо ближе к своему организмическому бытию, которое всегда пред­ставляет собой процесс. Он гораздо ближе к потоку своих чувств. Структуры его опыта стали более свободными, постоянно све­ряются с референтами и фактами вне и внутри него. Его опыт гораздо более дифференцирован, и поэтому протекающая внут­ренняя коммуникация может быть более точной*

Примеры, характеризующие процесс в одной области

Поскольку я имел обыкновение говорить, будто клиент как целое находится на той или иной стадии, разрешите мне, перед тем как перейти к описанию следующей стадии, опять под­черкнуть, что в каких-то областях личностных смыслов про­цесс может идти на уровне более низком, чем основной уро­вень, из-за опыта, находящегося в резком противоречии с представлением о себе. Возможно, я смогу показать на при­мере одной области чувств клиента, как описываемый мной процесс происходит на одном узком отрезке опыта.

В одном случае психотерапии, довольно полно изложенном Шлином, качество самовыражения в беседах находилось при­близительно на третьей и четвертой стадиях нашего конти-

_   _„___^________                                     179

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться