Мало вероятно, что индивид, находящийся на этой стадии статичности и отдаленности от своих переживаний, добровольно придет на прием к тераписту. Однако я могу несколько пояснить характеристики этой стадии*
Наблюдается нежелание сообщать что-либо о самом себе. Сообщается только о внешних предметах.
Пример: «Ну, я вам скажу, мне всегда кажется несколько бессмысленным говорить о самом себе, кроме как в случае крайней необходимости*1.
Чувства и личностные смыслы не осознаются и не относятся к самому себе.
Личностные конструкты2 (я заимствовал этот полезный термин у Келли) исключительно статичны.
Близкие отношения в общении кажутся опасными. На этой стадии не воспринимается и не признается существование проблем.
Нет желания изменяться.
Пример: «Думаю, что я практически здоров»•
Общение с самим собой блокируется.
1 Этот и другие примеры, использованные в качестве иллюстраций, взяты из записей бесед, если только не указан другой источник, В большей своей части они взяты из бесед, которые никогда не были опубликованы, но некоторые взяты из сообщения Льюиса, Роджерса и Шлина о двух клиентах.
2 Конструкт Дж> Келли — это генерализация качеств личности в форме дихотомии противоположных значений на основе конкретного опыта (например, хороший—плохой).
__________________________ 167
Возможно* эти короткие утверждения и примеры раскроют что-то о психологической статичности этого конца континуума. Индивид очень мало или почти не осознает отливы и приливы своих чувств. Способы, с помощью которых он истолковывает опыт, определяются его прошлым, они застыли и не затрагиваются реалиями настоящего* <»*> Дифференциация личностных смыслов опыта является глобальной и грубой, опыт видится в черно-белых тонах. Индивид ничего не сообщает о себе, а только о том, что вне его. У него имеется тенденция видеть себя человеком без проблем, а проблемы, которые он осознает, воспринимаются им полностью лежащими вне его. Наблюдается сильная блокада внутренней коммуникации между самим собой и опытом. На этой стадии индивид может быть представлен с помощью таких понятий, как «статика», «неизменность*, * противоположное течению или изменению».
Вторая стадия
Когда человек, находящийся на первой стадии, может почувствовать, что он полностью принят, наступает вторая стадия. Мы очень мало знаем> как сделать так, чтобы у человека, находящегося на первой стадии, появилось чувство того, что его принимают. Но иногда оно достигается в игре или в групповой психотерапии, где человек может быть окружен атмосферой принятия без проявления собственной инициативы и в течение достаточно долгого времени чувствует себя принятым. В любом случае тогда, когда он действительно это испытывает, происходит небольшое раскрепощение и появляется движение в символическом выражении своего опыта, который обычно характеризуется следующим.
Выражение чувств перестает быть статичным в высказываниях, не относящихся к себе*
Пример: «Мне кажется, я подозревал, что мой отец часто чувствовал себя неуверенно в деловых отношениях».
Проблемы воспринимаются как внешние по отношению к себе.
Пример: «В моей жизни продолжает возникать беспорядок».
Отсутствует чувство личной ответственности за проблемы.
168______________________________
Пример приведен в предыдущем отрывке.
Чувства описываются так, как будто они ему не принадлежат, или иногда как объекты в прошлом.
Пример: «Консультант: "Если вы хотите рассказать мне что-нибудь о том, что вас привело сюда.*.*'
Клиент: "У меня был симптом... он был.» только состояние глубокой депрессии"».
Это прекрасный пример того» как внутренние проблемы могут быть восприняты и переданы как полностью внешние. Клиент не говорит: зЯ чувствую депрессию» или даже: «Я чувствовал депрессию*. Его чувства переданы как отделенные от него, как не принадлежащий ему предмет, полностью внешний по отношению к нему самому.
Чувства могут быть высказаны, но не осознаны как таковые, как принадлежащие этому человеку.
Чувствование ограничено структурой прошлого опыта.
Пример: «Я полагаю, я всегда это компенсирую, ну, чем пытаться общаться с людьми или иметь с ними хорошие отношения, я всегда компенсирую это тем, что, ну, скажем, нахожусь на каком-то интеллектуальном уровне*.
Здесь клиент начинает осознавать, каким образом его переживание ограничивается прошлым опытом. Его высказывание также передает отдаленность переживания на этом уровне. Это походит на то, как если бы он держал свое переживание на расстоянии вытянутой руки.
Личностные конструкты статичны и не осознаются как конструкты, о них думают как о фактах.
Пример: «Я ничего не могу никогда как следует сделать — даже никак не могу это закончить» -
Дифференциация личностных смыслов и чувств очень ограниченна и глобальна.
См. предшествующий пример, это хорошая иллюстрация* «Я не могу никогда* — пример черно-белой дифференциации, а также использование слов «как следует* в абсолютном смысле.
Противоречия могут быть выражены, но они почти не осознаются как таковые.
___________________________________________________169
Пример: «Я хочу много знать, но смотрю до часу на каждую страницу».
В качестве замечания ко второй стадии процесса изменений личности может быть сказано, что многие клиенты, добровольно пришедшие к тераписту за помощью, находятся на этой стадии, но мы (как и, вероятно, тераписты вообще) добиваемся весьма скромных успехов, работая с ними- По крайней мере это, кажется, является разумным выводом из исследования Киртнера, хотя его концептуальная модель отличалась от нашей. Нам известно очень мало о том, каким образом на этой стадии человек может начать чувствовать, что его «принимают».
Третья стадия
Если небольшое раскрепощение и движение на второй стадии не заблокированы и клиент чувствует, что он в этом качестве полностью принимается таким, каков он есть, происходит дальнейшее раскрепощение и движение в символическом выражении своего опыта. Бот особенности, которые, кажется, все вместе относятся приблизительно к этой точке континуума изменений.
Наблюдается более свободный поток высказываний о себе как объекте.
Пример: «Я очень стараюсь быть совершенным, общаясь с ней, — жизнерадостным, дружески расположенным, умным, разговорчивым, -— потому что я хочу, чтобы она любила меня».
Наблюдаются также высказывания о своих переживаниях как объектах.
Пример: «И однако, есть проблема, ну, насколько вы принимаете замужество, и, если для вас в данный момент важно профессиональное призвание и именно в этом ваша жизнь, это на самом деле ограничивает ваши контакты *♦
В этом отрывке «Я» клиента— настолько отдаленный объект, что его состояние, вероятно, лучше отнести к промежуточному этапу между второй и третьей стадиями.
Наблюдаются также высказывания о себе как об объекте, отраженном прежде всего в других.
170_____________ _____________________
Пример: «Я могу чувствовать, как я мягко улыбаюсь, так, как это делает моя мать, или я важен и грубоват — таким иногда бывает мой отец, — незаметно входя в личность каждого , но не в свои».
Часто выражаются или описываются чувства или личностные смыслы, отсутствующие в настоящий момент,
Обычно это сообщения о чувствах в прошлом.
Пример: «Было столько всего, что я не мог рассказать людям — обо всем отвратительном, что я делал. Я чувствовал себя таким трусливым и плохим**
Или: «И это чувство, которое пришло ко мне, было как раз тем, которое я испытывал, будучи ребенком».
Чувства почти не принимаются. Большей частью чувства раскрываются как что-то постыдное, плохое, ненормальное или неприемлемое в других отношениях. Чувства проявляются и затем иногда осознаются как таковые.
Переживание описывается как что-то, имевшее место в прошлом, или как что-то, отдаленное от себя.
Это хорошо показано в предшествующих примерах.
Личностные конструкты неподвижны, но могут быть осознаны как таковые, а не как внешние факты*
Пример: «В молодости я чувствовал себя во многом виноватым , так что почти всегда считал, что заслуживаю наказания. Если я не чувствовал, что заслуживал его за что-то одно, я чувствовал, что заслуживал его за что-то другое^.
Очевидно клиент видит* свою жизнедеятельность скорее как структуру, с помощью которой истолковывает свой опыт, чем как установленный факт.
Еще пример: «Когда речь заходит о привязанности, меня охватывает страх столкнуться с подчинением, которое я ненавижу* Но мне кажется, я приравниваю их друг к другу так, что> если я собираюсь получить чью-то привязанность, это значит, что я должен подчиниться его желаниям**
Дифференциация чувств и смыслов является несколько более четкой, менее глобальной, чем на предыдущей стадии.
______ 171
Пример: «Я имею в виду.,, я говорил об этом раньше, но на этот раз я действительно чувствовал это, И неудивительно, что я чувствовал себя так паршиво, когда это было именно так.» они надували меня множество раз. Но при этом я тоже не был ангелом, и я это понимают.
Имеется признание противоречий в опыте.
Пример: клиент объясняет, что, с одной стороны, он ожидает, что совершит что-то великое, с другой — чувствует, что может легко прожить жизнь бездельником.
Личный выбор часто видится неэффективным.
Клиент «выбирает* какое-то поведение, но обнаруживает, что оно не соответствует выбору.
Мне кажется, что многие люди в поисках психологической помощи находятся приблизительно на третьей стадии. Они могут оставаться на этом уровне в течение долгого времени, описывая не относящиеся к данному моменту чувства и изучал себя как объект, перед тем как становятся готовыми для перехода на следующую, четвертую стадию.
Четвертая стадия
Когда клиент чувствует, что к нему хорошо относятся, его понимают и принимают различные аспекты его переживаний* относящиеся к третьей стадии, тогда происходит постепенное ослабление действия личностных конструктов» Чувства начинают течь более свободно, для них характерно движение по континууму. Можно попытаться выявить ряд особенностей этого ослабления конструктов и определить их как четвертую стадию процесса развития.
Клиент описывает более сильные чувства, не относящиеся к настоящему.
Пример: «Ну, я был действительно.» это меня очень сильно задело за живое».
Чувства описываются как объекты в настоящем.
Пример: «Меня обескураживает, когда я чувствую себя зависимым, потому что это значит, что я как бы безнадежен*.
172 ________________ _______ __ _____
Временами чувства выражаются как существующие в настоящем, иногда они прорываются почти против желания клиента.
Пример: клиент после обсуждения сна, в котором видел опасного для него свидетеля его преступлений, говорит психотерапевту: зО, хорошо. Я не доверяю вам».
Наблюдается тенденция ощущать чувства в ближайшем настоящем и вместе с тем недоверие и страх перед этой возможностью.
Пример: «Я чувствую себя связанным — тем или другим. Должно быть, это я! Ничто другое, кажется, не совершает этого. Ничто другое я не могу за это винить. Вот этот узел — где-то внутри меня.» Это заставляет меня хотеть сойти с ума,-кричать.,, и убегать! &
Чувства принимаются открыто, но в очень малой степени.
Два предыдущих примера показывают, что клиент достаточно принимает свое переживание для того, чтобы приблизиться к пугающим его чувствам. Но сознательно он принимает их б очень малой степени.
Переживание менее связано со структурой прошлого опыта, оно менее отдалено от человека и изредка может проявляться с небольшой отсрочкой.
Два предыдущих примера опять хорошо иллюстрируют переживания такого вида, не очень связанные с прошлым опытом.
Опыт истолковывается клиентом более свободно. Клиенты открывают для себя некоторые личностные конструкты; они их определенно узнают как таковые; начинают сомневаться относительно значимости этих конструктов.
Пример: «Это меня забавляет. Почему? Потому что это несколько глупо с моей стороны — я чувствую себя немного напряженным из-за этого или немного смущенным.» и немного беспомощным* {Его голос смягчается, ион выглядит печальным.) Всю мою жизнь юмор был моим бастионом; может быть, и неуместна попытка постараться реалистично взглянуть на себя. Спустить занавес* Сейчас я чувствую себя несколько
___________________________________________________173
затруднительно* Где я был? Что я говорил? Я потерял свою хватку, с помощью которой себя поддерживал*.
В данном случае, кажется, показаны в стряхнувшие, взволновавшие клиента последствия сомнений относительно основы личностного образования, в этом случае — использование юмора в качестве средства защиты.
Наблюдается все увеличивающаяся дифференциация чувств, конструктов, личностных смыслов, имеется тенденция поиска точного выражения чувств.
Пример: это качество достаточно показано в каждом из примеров к этой стадии.
Клиент с беспокойством осознает противоречия и несоответствия между опытом и «Я*,
Пример: «Я живу жизнью* недостойной меня. Мне действительно следует делать больше, чем я делаю- Сколько часов я провела,., в этом положении, когда моя мама говорила: "Не отвлекайся до тех пор, пока все не доделаешь! Сделай то-тоР* Это случалось много раз».
Это — и пример беспокойства в отношении противоречий, и сомнения в том, как истолковывался опыт.
Имеется чувство личной ответственности за проблемы, хотя в этом чувстве проявляются и колебания*
Несмотря на то, что близкие отношения еще кажутся опасными, клиент рискует, выражая, хотя и в малой степени, свои чувства.
Это показано в нескольких примерах, приведенных выше, особенно в том, где клиент говорит: «О, хорошо, я не доверяю вам».
Нет сомнений в том, что эта и последующая стадии составляют содержание психотерапии, которая нам известна. Такого рода поведение часто встречается при любой форме психотерапии.
Неплохо снова напомнить самим себе, что человек никогда не находится полностью на той или другой стадии процесса психотерапии* Прослушивание записей бесед заставило меня поверить в то, что чувства клиента в каждой конкретной беседе могут выражаться, например, в высказываниях и поведе-
174_________________________________________________________
нии, более типичных для третьей стадии, с частыми примерами статичности, характерной для второй стадии, или в более свободно изменяющемся поведении, относящемся к четвертой стадии. Мало вероятно, чтобы в такой беседе можно было найти примеры поведеният относящегося к шестой стадии.
Вышесказанное говорит о вариативности основной стадии процесса, на которой находится наш клиент. Если мы ограничимся какой-то определенной областью личностных смыслов, относящихся к клиенту, тогда я предположил бы определенный порядок в последовательности стадий, а именно; третья стадия редко была бы раньше второй, четвертая едва ли следовала бы за второй без промежуточной третьей. Это предположительные гипотезы* которые, конечно, могут быть проверены с помощью опытов*
Пятая стадия
Следуя по континууму изменений, мы снова можем отметить точку, назвав ее пятой стадией. Если клиент, будучи на четвертой стадии, чувствует, что выражения его чувств, поведение и переживания принимаются, тогда происходит дальнейшее уменьшение статичности, и организмический поток течет еще более свободно. Здесь, мне кажется, мы снова можем с некоторой приблизительностью описать качества этой фазы процесса1,
Чувства выражаются свободно, относятся к настоящему моменту.
Пример: «Я ожидала, что меня как бы сурово отвергнут.» этого я ожидаю все время,.* я считаю, я даже это чувствовала, будучи с вами... Трудно говорить, потому что я хочу быть самой хорошей, какой только возможно, когда я с вами».
1 Чем дальше мы продвигаемся по шкале, тем менее адекватными являются приведенные примеры. Причина в том, что на этих высоких уровнях все более важным становится качество переживания, а оно может быть передано только с помощью транскрипции, которую здесь невозможно дать полностью- Может быть, со временем станут доступными масса примеров, записанных на пленку.
___________________________________________________175
Здесь чувства, относящиеся к тераписту и к клиенту в его отношениях с терапистом, эмоции, которые очень трудно раскрыть, открыто выражаются клиентом.
Чувства переживаются почти что полностью. Они ^прорываются», просачиваются, несмотря на страх и недоверие, которые клиент испытывает, переживая их во всей полноте и непосредственности.
Пример: *Это как бы вышло, и я как раз это не понимаю, (Долгая пауза*) Я стараюсь схватить, что же такое этот ужас* ♦
Еще пример: клиент говорит о внешнем событии. Неожиданно лицо клиента приобретает страдающий* испуганный вид,
Терапист: «Что, что задевает вас сейчас?»
Клиент: «Я не знаю, (Плачет.) Должно быть, я подхожу слишком близко к чему-то, о чем не хочу говорить, или еще к чему-то %.
В этом случае чувство почти просочилось наружу, в сознание, независимо от воли клиента.
Еще один пример: «Я чувствую, что остановлена. Почему моя голова пуста в данный момент? Я чувствую, как будто висну на чем-то и выпускаю что-то другое, и что-то во мне говорит: "От чего еще я должна отказаться?'Ч
Начинает приходить осознание того, что при переживании чувства необходимо его точно назвать.
Это иллюстрируют три только что приведенных примера. В каждом из них клиент знает, что он что-то переживал, а также знает, что ему неясно, что он переживал. Тем не менее к нему приходит осознание того, что референт1 этого смутного осознания находится внутри его, в организмическом событии, с которым он может сверить свое обозначение и понимание* Это часто встречается в выражениях, которые указывают на испытываемое клиентом чувство близости или отдаленности от референта.
Пример: «Я действительно до этого и пальцем не дотрагиваюсь- Я только как бьх это описываю».
1 Референт — предмет обозначения.
176__________________________________________________
Когда чувства «прорываются»t клиент чувствует удивление или испуг, редко удовольствие.
Пример: клиент говорит о семейных отношениях в прошлом: «Это больше не важно, Э-э-э„. (Пауза.) Это раньше было как-то очень важно.,, и у меня нет ни малейшего представления почему». Да, вот1 Я могу забыть об этом сейчас, ведь это вовсе не так важно! Ну и штука! Все эти несчастья — чепуха!»
Еще пример: клиент говорит о безнадежности: «Я до сих пор удивляюсь силе этого* Мне кажется, именно так я чувствую себя».
Чувства все более принадлежат клиенту, и у него растет желание слиться с этими чувствами, быть действительно самим собой.
Пример: «На самом деле суть в том, что я вовсе не ласковый
терпеливый парень, которым я стараюсь казаться. Я раздражителен. Мне хочется огрызаться, иногда я бываю эгоистичным, и я не знаю, почему я должен притворяться, что я не такой».
Это — яркий пример большего принятия всех своих чувств.
Переживание течет свободно, оно не отдалено и часто проявляется с маленькой отсрочкой.
Между организмическим событием и полным субъективным его переживанием протекает очень мало времени. Изумительно точное описание этого процесса дано у одного клиента.
Пример: «Мне еще трудно понять, что значит эта грусть и эти слезы. Я знаю только, что я чувствую это, когда приближаюсь к определенным чувствам, и обычно, когда я плачу, это помогает мне как бы пробиться сквозь стену, которая воздвигнута мной из-за каких-то происшедших событий. Мне почему-то больно, и затем автоматически это заслоняет что-то, и затем я чувствую> что не могу действительно коснуться чего-то и сильно это чувствовать.„ И если бы я смог чувствовать и мог дать себе возможность пережить сиюминутное чувство, когда мне больно, я бы немедленно начал плакать именно тогда, но я не могу»*
Здесь можно видеть, что чувства являются внутренним референтом, к которому человек может обратиться, чтобы прояснить дело. В то время когда он ощущает свои слезы, он
___________________________________________________177
сознает, что это — отсроченное и частичное переживание его боли. Он также сознает, что его защитные реакции не дают ему переживать болъ тогда, когда она возникает.
Способы истолкования опыта становятся намного свободнее. Наблюдаются новые открытия личностных структур как таковых, их критически рассматривают, выражают в них сомнение.
Пример: человек говорит: «Мысль о том, что мне нужно угождать, что я должен делать это, была одной из основ моей жизни. (Тихо плачет.) Это как бы, вы знаете, одна из неоспоримых аксиом — то, что я должен угождать. У меня нет выбора. Я именно должен делать это».
Здесь ясно, что эта основа была конструктом и что приходит конец его не подвергавшемуся сомнению статусу.
Имеется сильное и очевидное стремление к тому, чтобы дифференциация чувств и смыслов была точной.
Пример: ♦♦« во мне растет какое-то напряжение, или какая-то безнадежность, или какая-то незавершенность чего-то, и моя жизнь* конечно, сейчас очень несовершенна». Я просто не знаю... Мне кажется, наиболее близко подходит слово безнадежность*.
Очевидно у он старается ухватить точное название того, что
выражает его переживание.
Происходит все более ясное осознание противоречий и несоответствий в опыте.
Пример: «Мой сознательный ум говорит мне, что я — стоящий человек. Но что-то внутри говорит, что я не верю этому, Я думаю, что я крыса — ни на что не способный человек, У меня нет веры, что я способен что-то сделать**
Наблюдается все возрастающая личная ответственность за встающие проблемы, озабоченность о том, какой вклад он внес в их решение* Внутренние диалоги становятся все более свободными. Постепенно разрушается блокада в общении с самим собой.
Иногда эти диалоги вербализуются.
Пример; «Что-то во мне говорит: "От чего еще я должен отказаться?" Вы уже взяли у меня так много. Это я говорю с
178___________________________________________________
собой — то, что "Я" внутри, говорит с тем "Я'\ которое и является хозяином. Оно жалуется сейчас и говорит: "Ты подбираешься слишком близко! УходиГ».
Еще пример: часто эти диалоги протекают как слушание себя, как проверка понимания прямого референта переживания. Так, клиент говорит: «Не смешно ли это? Я никогда на это так не смотрел, Я стараюсь это проверить. Мне всегда казалось, что это напряжение скорее имеет внешнюю причину, чем это... что это не было чем-то, что я так использовал. Но это верно.» это действительно верное,
Я надеюсь, что примеры, относящиеся к пятой стадии процесса становления> которые даны здесь, проясняют несколько вопросов. Во-первых, эта стадия находится на расстоянии нескольких сотен психологических миль от описанной первой стадии. Здесь многие качества клиента приобретают текучесть по сравнению со статичностью первой фазы. Клиент гораздо ближе к своему организмическому бытию, которое всегда представляет собой процесс. Он гораздо ближе к потоку своих чувств. Структуры его опыта стали более свободными, постоянно сверяются с референтами и фактами вне и внутри него. Его опыт гораздо более дифференцирован, и поэтому протекающая внутренняя коммуникация может быть более точной*
Примеры, характеризующие процесс в одной области
Поскольку я имел обыкновение говорить, будто клиент как целое находится на той или иной стадии, разрешите мне, перед тем как перейти к описанию следующей стадии, опять подчеркнуть, что в каких-то областях личностных смыслов процесс может идти на уровне более низком, чем основной уровень, из-за опыта, находящегося в резком противоречии с представлением о себе. Возможно, я смогу показать на примере одной области чувств клиента, как описываемый мной процесс происходит на одном узком отрезке опыта.
В одном случае психотерапии, довольно полно изложенном Шлином, качество самовыражения в беседах находилось приблизительно на третьей и четвертой стадиях нашего конти-
_ _„___^________ 179
|