Ковалев Сергей "Исцеление с помощью НЛП"

2. Направление. Взмах «работает», если его делают только в одном направлении — от картинки-триггера к желаемому образу самого себя. Поэтому обязательно используйте между процедурами явно и ярко выраженное промежуточное «разделяющее» состояние (как бы «сепаратор»). Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если работали с открытыми глазами (для чего посмотрите на любые окружающие вас предметы). Или просто открывайте глаза, если во время взмаха они были у вас закрыты.

3. Скорость. Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала вы можете медленно проделать все шаги этой техники, чтобы понять их. Однако во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.

4. Повторение. Для закрепления результата взмаха обычно достаточно 3-5 повторений. Если же это не произошло и после десяти повторов, вам явно нужно внести какие-то изменения в процедуру, дабы техника эта «заработала».

Пошаговая запись техники взмаха. Несмотря на то, что взмах — это очень простая техника низшего Уровня НЛП, первый опыт его осуществления не всегда бывает удачным. Поэтому я рекомендую вам потренироваться на ком-нибудь другом и, разумеется, на какой-то не слишком существенной проблеме. Так что станьте психотерапевтом и проделайте взмах с этим самым другим. Помня, однако, что сейчас это нужно °ольше вам, чем ему, ибо вы просто тренируетесь (как известно, лучший способ понять что-то самому_-объяснить это что-то другому). И, соответственно, ни в коем случае не пытаясь сразу взяться за какую-то серьезную проблему вашего партнера. А я, дабы вам легче было тренироваться, дам вам пошаговое описание техники взмаха (из книги В. Макдональда «Руководство по субмодальностям»).

Шаг 1. Пусть ваш «подопытный» определит что-то не слишком серьезное, что он хотел бы изменить. Некое чувство, которое возникает в конкретной ситуации и заставляет его поступать не лучшим образом.

Шаг 2. Теперь попросите его закрыть глаза и видеть то, что он бы мог видеть, если бы был там, в той ситуации. Спросите, возникает ли у него это чувство. Если нет, подберите что-нибудь еще (вернитесь на шаг 1). Если доступ к неприятным чувствам получен, прервитесь, чтобы дать партнеру возможность «очистить экран».

Шаг 3. Попросите вашего «подопытного» сделать большую яркую квадратную картинку того, что он мог бы видеть, если бы он был там, в той ситуации. Убедитесь, что он нанес рамку вокруг этой картинки.

Шаг 4. Теперь предложите партнеру создать новый образ себякак если бы он уже сделал желаемое изменение и стал таким, каким он хочет быть. Спросите, нравятся ли ему или нет чувства, порождаемые этим новьш образом себя.

Шаг 5. Проконсультируйте «подопытного» о способе, с помощью которого он сейчас осуществит желаемое изменение. «В этой первой картинке ты видишь то, что предшествует неприятному чувству и/или нежелательному поведению. Во второй картинке ты видишь себя такого, который может справиться с этой ситуацией. Сожми эту картинку хорошего себя, пока она не станет маленькой и темной. Затем возьми «большую» картинкуту, которая с рамкой вокруг, и помести эту маленькую в угол большой. Эта большая картинка яркая,а маленькаятемная. Затем позволь этой большой картинке начать медленно становиться темнее, в то время как маленькая начнет становиться больше и ярче, больше и ярче, пока она полностью не покроет этот первоначальный образ. Первая картинка становится настолько темной, что исчезает, и все, что ты видишь,это только вторая. Затем остановись и открой свои глаза, что-Оы очистить экран. Проделай это только один раз».

Шаг 6. Проверьте, что партнер понял ваши инструкции и способен выполнить их.

Шаг 7. Теперь предложите «подопытному» сделать все, что описано в шаге 5, быстро, используя не больше времени, чем тратится на то, чтобы сказать «взмах».

Шаг 8. «Протестируйте» партнера, попросив его увидеть первую «большую» картинку. Если все в порядке, он либо ее не видит, либо уже не испытывает по ее поводу никаких неприятных чувств.

Полное описание этой техники. И только теперь, после этого эксперимента — надеюсь, удачного — внимательно прочитайте и усвойте нижеследующий («классический»!) алгоритм исполнения техники взмаха — именно его вам лучше всего использовать в работе со своим, а, может быть, и с чьим-то другим здоровьем. Если, конечно, вы уже созрели для этого.

Напоминаю, что я привожу здесь классическое описание техники взмаха в варианте для работы с клиентом. Почерпнул я его из раздаточного материала к семинарам по НЛП ИГИСП, поэтому не могу точно указать автора данного описания.

/. Определите нежелательное поведение (реакцию) клиента (например, кусание ногтей, волнение перед экзаменом и т.д.настоящее состояние).

2. Выясните картину-триггер:

а) определите, какие именно визуальные ключи доступа предшествуют нежелательному поведению (реакцияи), например: «Когда Вы кусаете ногтичто именно Вы видите/чувствуете/слышите, что подталкивает Вас к необходимости кусать ногти?», «Когда Вы волнуетесьчто Вы видите/слышите/чувствуете, что заставляет Вас волноваться?»

Если человек определит только лишь аудиальные или кшэстетические ключи (триггеры), сделайте наложение на визуальный ключ. «Если бы этот звук/чувство было бы картинкой, как бы она выглядела?»

б) попросите клиента создать большой яркий ассоциированный образ того, что он видит как раз перед началом нежелательного поведения. Откалибруйте его «внешнее поведение» (должно проявиться нежелательное чувство или поведение!) и скажите: «А сейчас на минутку отложите картинку в сторону».

3. Создайте картину нового образажелаемое состояние.

Скажите клиенту: «Представьте картинку себякаким бы Вы были, если бы у Вас больше не было этой трудности. Каким другим человеком Вы бы видели себя, если бы освободились от этого нежелательного поведения?» Убедитесь в том, что он представляет себе диссоциированную картинку себя как другого человекаболее способного и имеющего больше выборов. Убедитесь в том, что картинка:

а) отражает повое качество клиента, а не какое-нибудь конкретное поведение;

б) диссоциирована и остается таковой;

в) нравится клиенту и

г) не имеет узкого контекста (здесь просто сделайте фон вокруг образа как можно более размытым ).

4. Экологическая проверка.

Скажите клиенту: «Глядя на это изображение самого себя таким, каким Вы хотите быть, подумайте, есть ли у Вас какие-нибудь колебания относительно того, чтобы стать таким человеком?» Используйте любые возражения для того, чтобы изменить образ так, чтобы клиент оказался или стал полностью согласен с новым образом себя.

5. Подготовка к взмаху.

Скажите клиенту: «Создайте большой яркий ассоциированный образ триггера (шаг 2) и поместите небольшую темную картинку желаемого образа себя (шаг 3) в середину этого образа».

6. Взмах.

Скажите клиенту: «Представьте, как картинка желаемого образа самого себя быстро становится больше и ярче, а картина триггера в то же время уменьшается в размерах и становится тусклой и не столь яркой. Затем откройте глаза или сотрите изображение со своего визуального канала, посмотрев на что угодно».

Повторите эту процедуру пять раз, всякий раз ускоряя процесс. Не забудьте делать перерыв после каждого взмаха для того, чтобы последовательность взмаха шла в одном направлении.

7. Проверка.

Скажите клиенту: «Представьте себе ту самую ситуацию: «что происходит?»

Если техника взмаха удалась, то удержать картинку триггера (шаг 2) будет нелегко; естественным путем ее заменит новый желаемый образ себя (шаг 3). Если образ (шаг 2) все еще сохраняется, то надо еще несколько раз проделать этап 6, после чего провести еще одну проверку.

Некоторые предостережения и ограничения. А теперь внимание: не вдаваясь в подробности (о них вы узнаете далее), сообщаю, что эта модель взмаха основывается на размере и яркости и только для 70 % людей может приводить к успешному результату. Однако если вы адаптируете технику взмаха к индивидуальности вашего клиента, количество успешных случаев возрастает. О том, Как осуществить эту адаптацию, вы поймете, прочитав гла-ВУ 6 части I этой книги, которая не случайно называется высокопарно и торжественно: «Их величества субмо-дальности».

Упрощение варианты «взмаховых» техник. Очень может быть, что вышеприведенное описание неприятно поразило вас своей сложностью. Не огорчайтесь — после небольшой тренировки оно станет восприниматься вами как простое и естественное. Если же этого не произойдет, никто не мешает вам воспользоваться упрощенными моделями взмаха, которые я обнаружил у Дж. Грэхэма в уже упоминавшейся его книге «Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик».

Первая из них называется техника приближения. Ну а делается она так.

Представьте себе, что перед вами стоит проектор для показа слайдов (или кинопроектор, если вы отдаете предпочтение фильму). Этот проектор оборудован специальным объективом, способным приближать или удалять изображение.

Теперь начинайте просматривать черно-белые фотографии или фильм своих, связанных с проблемой образов. Поскольку этот фильм вы снимали сами, то в кадре вас нет. Учтите, что вам следует концентрировать внимание не на обобщающих картинах всего образа жизни, а на конкретных эпизодах и ситуациях.

Теперь начните понемногу отдалять изображение с помощью объектива. Вскоре картинка на экране превратится в неясное размытое пятно, и вы попробуете приблизить изображение к себе. Пятно начинает разрастаться, занимает собой весь экран и медленно проясняется, превращаясь в совершенно другую фотографию или фильм. На этот раз снимал кто-то другой, и вы видите себя на экранетакого, для которого все это не проблема. Всмотритесь в изобраэ/сение и поймите, что видите себя изменившимся. Новыйцветнойобраз все растет и полностью вытесняет черно-белое изображение.

По мнению Дж. Грэхема, эту процедуру нужно, как и в обычном взмахе, проделать раз пять, каждый раз останавливаясь на приятном, красивом и четком изображении. После каждого повтора необходимо делать перерыв и открывать глаза. По мере того как вы будете проделывать все это, первый, малоприятный слайд или фильм начнет становится все более темным и неразборчивым, тогда как второй — все более ярким и отчетливым. Если же довести выполнение упражнения до автоматизма, то в реальной жизни каждый раз на смену неприятному образу (и поведению) будет появляться яркий и светлый образ (и поведение) измененного себя.

Второе упражнение представляет собой еще одну вариацию на тему взмаха, в которой, правда, вместо образа самого себя вам предлагают насладиться приятной ситуацией. Что ж, это тоже может помочь—в основном для создания нового отношения к неприятной ситуации. Хотя будет лучше и полезнее, если на втором слайде окажетесь именно вы—тот, для которого все это не проблема.

Поскольку сам Дж. Грехэм назвал эту технику взмахом, а это все-таки не взмах в его классической последовательности действий, я поименовал эту процедуру техникой замены нежелательной ситуации. Делается же она так.

Представьте себе диапроектор с двойной рамкой. В рамку вставляется два слайда. Один находится перед объективом, второйсбоку от проектора. Чтобы сменить изображение на экране, достаточно подвинуть рам-ку так, чтобы второй слайд передвинулся к объективу.

Первый слайдчерно-белый, нечеткий, вас на нем нет. Второй слайдцветной, яркий, отчетливый. Первое изображение удаленное, второе снять крупным пла-»ом. На первом слайденежелательная для вас ситуа-Чия, связанная с чем-то, что вы стремитесь изменить. Как только вы увидите и узнаете ситуацию на первом слайде, немедленно смените слайд. На втором слайде запечатлена ситуация приятная и приемлемая, думать о которой вам легко и радостно. Изменение изображения долэ/сно быть очень быстрым, как взмах руки.

Таким образом, вы с закрытыми глазами представляете себе первую проблемную ситуацию, а затем очень быстро меняете изображение, как если бы сдвинули рамку со слайдами в диапроекторе. Повторить это необходимо несколько раз.

Упражнение 35.

  • Найдите любую свою не слишком желательную привычку, которая явно вредит вашему здоровью (только не начинайте с курения, ибо работа с ним нуждается в дополнительных техниках), определите триггер, запускающий программу этого нежелательного поведения, создайте образ нового себя и осуществите взмах с использованием

  • базовых техник,

  • упрощенных техник.

Упражнение 36.

  • В течение нескольких дней внимательно наблюдайте за собой в привычных ситуациях вашей жизнедеятельности и постарайтесь определить, какие именно ситуации (люди и обстоятельства) вызывают у вас обострение и/или приступ вашей болезни или симптома. Определив, сделайте взмах для каждой из этих ситуаций.

Упражнение 37.

  • Определите то, что вы видите или чувствуете непосредственно перед обострением и/или приступом и, используя это в качестве триггера, осуществите взмах.

5.2. Внеконтекстные взмахи и другие

«взмаховые» техники

Ограничения базовых техник. Все базовые техники, описанные в предыдущем разделе, прекрасно «работают» в качестве инструмента «исправления» нежелательных программ и реакций. Однако в деле восстановления вашего здоровья их возможности несколько ограничены (как, кстати, и возможности техники «создание автоматической связи триггер-ресурс). И применять их здесь можно (в основном) только для трех целей, уже описанных в вышеприведенных упражнениях:

  • избавления от нежелательных и вредных здоровью привычек — в том числе и тех самых личностных особенностей, которые определяют вашу предрасположенность к болезням;

  • уменьшения и уничтожения воздействия на вас «стрессирующих» и/или вызывающих приступ/обострение болезненных ситуаций;

  • создания программы быстрого прекращения этих самых приступов и обострений, а в идеале — мгновенного их уничтожения, так сказать «в зародыше».

Однако для того, чтобы сделать себя здоровым, этого недостаточно. И одни только базовые техники взмаха в вышеописанных вариантах не очень-то могут вам здесь помочь. Потому что являются, так сказать, «контекстными». Поясню, что это такое.

Взмах с использованием внутреннего триггера. Как вы, наверное, уже очень хорошо поняли, любой взмах Начинается с триггера, который вы должны как можно точнее определить. С того, что «запускает» нежелательное поведение или состояние. Здесь очень важным, интересным и полезным моментом является то, что триггер этот может быть не только визуальным (вспомните о Борисе и о картинке инспектора ГАИ с жезлом), но и кинестетическим. Ибо вполне естественно, что «толчком» к нежелательному поведению может выступать и некое внутреннее состояние, вызываемое различными внешними ситуациями (представляете, как это обогатит ваши возможности использования техники взмаха: буквально «одним взмахом — семерых побивахом»).

Например, у меня в качестве клиента была женщина, которая испытывала растерянность всякий раз, когда сталкивалась с хамством: прохожих, знакомых, продавцов, начальства и т.д. Общим для всех этих ситуаций у нее была именно растерянность, которую я немедленно «заякорил» и стал использовать в качестве триггера (т.е. с помощью якоря «включал» у этой женщины состояние растерянности, после чего она немедленно вызывала визуальный образ новой сильной себя). В случае использования внутренних ключей мы позволяем себе уйти от контекста — конкретной ситуации, в которой возникали нежелательные поведение или состояние. И используем технику взмаха, уже близкую к той, которую можно назвать «внеконтек-стной» (в отличие от ранее описанных «контекстных»).

Внеконтекстный взмах. «Контекстный» взмах страдает от двух недостатков. Во-первых, он действительно контекстный — т.е. ваше новое «Я» проявляется, в основном, только в триггерной ситуации. Во-вторых, (упомяну еще раз) он преимущественно визуальный, что естественно снижает возможности использования этой действительно прекрасной техники для выраженных аудиалов и кинестетиков.

Всех этих недостатков как раз и лишена предлагаемая вам техника внеконтекстного взмаха, которую я называю «голографической» — потому что в ней для создания нового образа себя вы используете все модальности (полный VAKD), что действительно делает этот образ как бы «объемным».

В этой технике оба ограничения снимаются. И с ее помощью вы легко можете запрограммировать свое бессознательное на конкретный и целенаправленный поиск ресурсов (не беспокойтесь — оно это сделает автоматически) по превращению вас из слабого и не нравящегося себе в сильного и себя же устраивающего. В любом контексте вашей жизни, любой области жизнедеятельности вашего тела, сознания или духа. И в любой же ипостаси вашего бытия.

В технике внеконтекстного «голографического» взмаха вы как бы меняете между собой два образа вашего «Я». И тот, который вам не нравится (больной, несчастный, вечно озабоченный и т.п.), заменяется тем, который вас устраивает (здоровый, счастливый, расслабленно-гибкий и т.п.).

Поскольку речь идет именно о целостном — вне-контекстном — образе, при достаточном количестве повторений (от 3 до 7, но лучше делать это многократно) ваше бессознательное в конце концов перестроит ваше же Я — используя все доступные ему ресурсы и не в каких-то конкретных контекстах, а в целом для всей вашей жизни.

Выполняется техника внеконтекстного «голографического» взмаха следующим образом (часть описания сделана мною).

1. Переведите глаза в положение «визуальное воспоминание» и представьте себя таким, каким вы себе не нравитесь. На время отодвиньте этот образ в сторону.

2. Теперь переместите направление взгляда в область «визуального конструирования» и представьте, как должны вы выглядеть вместо того, каким вы себе не нравитесь. Закончив визуальное конструирование, несколько раз переместите сконструированный образ в область «визуального воспоминания»до тех пор, пока он не станет легко и отчетливо вспоминаться.

3. Переведите глаза в положение «слуховое конструирование» и представьте слова, которые будете говорить вы (и которые будут говорить вам), а также все звуки, которые будут сопровождать вас тогда, когда вы станете подобны сконструированному образу (т.е. станете таким, каким хотите). Переместите слуховой образ в область аудиалышго воспоминания.

4. Переведите глаза в положение «внутренняя речь» и почувствуйте то, что вы будете чувствовать, когда станете таким, каким хотите. Переместите эти ощущения в область кинестезирования.

5. Отчетливо представив перед собой свой новый образ в едином комплексе репрезентативных систем (полный VAKD) необходимое количество раз, сделайте так называемый «взмах по дистанции и цвету» (по М. Аткип-сон и материалам мастерского курса НЛП ИГИСП), для чего:

а) сделайте ненравящийся (ключевой) образ близким и цветным;

б) поместите маленький черно-белый «нравящийся» образ себя вдалеке от себя;

в) когда вы производите взмах, ключевой (ненравящийся) образ должен быстро уйти вдаль, уменьшаясь в размерах и теряя цвет. Одновременно желаемый (нравящийся) образ себя придвинется к вам, станет большим и этот самый цвет обретет. Повторите взмах пять раз и проверьте. И, конечно же, не забудьте делать перерыв и очищение экрана в конце каждого взмаха.

Простые варианты внеконтекстного взмаха. Не стану скрывать: идея внеконтекстного взмаха родилась до и вне неиролингвистического программирования (НЛП просто довела ее до совершенства). Так что если вам лень возиться с полной схемой «голографического» взмаха, можете воспользоваться двумя упрощенными ее вариантами (уже не голографическими, но все еще внеконтекстными): техникой экранного расщепления Г. Шпигеля и/или техникой двойного зеркала (обе эти техники взяты из книги Дж. Грэхема «Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик»).

В первом случае вам нужно сделать следующее.

Закройте глаза и представьте большой (или не очень) экран на какой-либо стене вашей комнаты. Разделите его па две половины и на одной половине увидьте себя в настоящем состоянии (негативном), например, больным, напряженным и встревоэ/сенным; а па второй половинев желаемом состоянии (позитивном), например, здоровым, расслабленным и спокойным. Затем четко и уверенно скажите себе, каким вы предпочитаете видеть себя; соберите все чувства того из вас, который вам больше правится, и возьмите эти чувства с экрана в свою жизнь, оставив того из вас, который вам не по душе, в другой части экрана. Затем представьте, как хорошо быть таким (или действовать так) в любой ситуации.

Во втором случае вам надо тоже вначале закрыть глаза и далее действовать по алгоритму.

Представьте себе, что вы стоите между двух больших зеркал. В зеркале за спиной вы представляете себя таким, какой вы естьбез изменений (НС). Этот ваш нежелательный образ себя тает, становится бесцветным и бесформенным, а после вовсе исчезает. Когда это произойдет, обратите внимание на стоящее перед вами зеркало, в котором вы видите себя таким, каким хотите стать (ЖС). Отражение это яркое, цветное и полное Жизни. Оно нравится вам все больше и больше, и вы начинаете приближаться к нему...

Однако за лень вашу вам придется расплатиться многократным повторением любой из этих техник — примерно по пять раз в день, пока не добьетесь результата. Так что лучше пользуйтесь классическими НЛП-взмахами.

А начинайте делать это прямо сейчас — «махнув» себя из болезни в здоровье. Но перед этим — познакомьтесь еще с двумя вариантами техники взмаха, описания которых взяты из материалов мастерского курса НЛП М. Аткин-сон, — ИГИСП.

Улучшение своего состояния повторением взмахов. Болезненные состояния, которые все мы периодически переживаем, никак не относятся к приятным моментам, которые желаешь удержать по принципу «остановись, мгновенье...» От них, наоборот, хочется побыстрее избавиться, что, однако, не так уж и легко сделать — если, конечно, не воспользоваться еще одним вариантом взмаха: техникой улучшения своего состояния повторением взмахов.

Делается она так.

1. Закройте глаза и постарайтесь увидеть впереди вас большой, яркий, ассоциированный образ вашего настоящего положения (т.е. просто всего того, что вы видели перед тем, как закрыть глаза). В правом нижнем углу поставьте маленькую, смутную картинку себяв том же контексте, по другого: более здорового, веселого, уверенного, отдохнувшего и т.д.

2. Произведите взмах и откройте глаза.

3. Повторите вышеуказанное (шаги 1 и 2) три раза.

4. На третий раз вступите в картинку себя более здорового, веселого, уверенного, отдохнувшего и т.п. Посмотрите глазами этого персонажа па то, что видите, и сделайте в углу этой картины маленькую, темную картинку себя, но далее еще более здорового, веселого, уверенного, отдохнувшего и т.д. Произведите взмах и вступите в нее опять.

5. Произведите шаг 4 десять раз. И оставьте последнюю картинку диссоциированной (то есть пусть этот здоровый, веселый, уверенный или отдохнувший вы останется перед вашими глазами).

Построение цепочек взмахов. Но можно вывести себя из болезненного или неприятного состояния раз и навсегда — так, чтобы всякий раз, когда оно наступало, ваш мозг автоматически переходил в новый режим. В принципе, это конечно, похоже на взмах с кинестетическим триггером. Но поскольку болезненные состояния имеют весьма устойчивый характер, будет лучше, если вы сделаете это не единым взмахом, а постепенно—через ряд (последовательность) переходных состояний с помощью техники цепочки взмахов.

Контекст (ситуация) остается здесь одной и той же в течении всей цепочки. В качестве контекста в случае, если вы болеете и хотите выздороветь как можно быстрее, можно использовать картинку всего того, что окружает ваше «пространство болезни» —дома или в больнице.

Нижеприведенный пример приводится для создания классической цепочки «колебания/растерянность -> скука -> нетерпение -> буйное желание -> «приступаю к исполнению». Но вы (я надеюсь) уже достаточно поднаторели для того, чтобы сконструировать последовательность состояний в своей цепочке самостоятельно.

/. Сначала посмотрите, что вы видите в ситуации (контексте), в которой вы колеблетесь или растеряны.

2. В углу этой картины увидьте себя скучающим, сделайте эту (скучающую) картинку большой и яркой и вступите в нее.

3. Увидьте себя в углу нетерпеливым, сделайте эту картинку большой и яркой и вступите в нее

4. В углу увидьте себя с буйным желанием, сделайте эту картинку большой и яркой и вступите в нее.

5. Увидьте себя в углу, приступающим к исполнению. Сделайте эту картинку большой и яркой, но сохраните эту последнюю картинку диссоциированной и откройте глаза. Напоминаю последовательность смены состояния.

1. Растерянность.

2. Скука.

3. Нетерпение.

4. Буйное желание.

5. Приступайте к этому!

6. Проверка. Подумайте о реальных ситуациях, в которых вы колеблетесь или чувствуете себя растерянным. После того как вы вспомните о них, ваши состояния должны пройти по цепочке к «приступайте к нему». Или используйте как своеобразный тест так называемую подстройку к будущему. То есть представьте или вообразите, как все будет в следующий раз, когда вы встретитесь с одной из тех ситуаций, когда вы обычно чувствуете себя колеблющимся или растерянным. Если техника цепочки взмахов была сделана вами правильно, очень скоро вы почувствуете желание «приступить к этому»...

Упражнение 38.

- Основываясь на том, что вы действительно хотите превратиться из больного в здорового, создайте два этих образа и потренируйтесь в техниках

  • экранного расщепления и

  • двойного зеркала. Сделайте для себя это упражнение

привычным и регулярным.

Упражнение 39.

  • Используя все ранее полученные вами данные по НС и ЖС (а вы что думали — я просил вас это сделать просто так, скуки ради?), осуществите внеконтекстный топографический взмах, «махнув» образ себя больного на образ себя же, но здорового. Делайте это неоднократно, добавляя все новые особенности ЖС.

Упражнение 40.

- Потренируйтесь в технике улучшения своего состояния повторением взмахов, используя любую ситуацию недомогания, приступа или обострения болезни.

Упражнение 41.

- Создайте свою собственную цепочку взмахов «болезненное->опти-мальное состояние» и сделайте ее привычной реакцией на любые направления болезни.

5.3. Создание Сильного Себя

Создание Сильного Себя как главный итог терапевтической работы. В принципе, создание нового — сильного! — образа самого себя является одним из важнейших итогов любой психотерапии, в том числе и основанной на нейролингвистическом программировании. Потому что именно этот образ выступает в качестве даже не фундамента, но каркаса или скелета вашей новой личности, вокруг которого (которых) и будет построено или наращено все остальное («были бы кости, а мясо нарастет!»).

Соответственно в НЛП разработано множество техник создания Сильного Себя. С частью из них вы познакомитесь далее. Но уже сейчас, завершая свой Рассказ о взмахе, я хочу сообщить вам о двух, весьма близких ему и тоже основанных на преимущественно визуальном конструировании, техниках.

Генератор нового поведения. Первая из них изначально называлась техника «генератор нового поведения». А предназначена она для того, чтобы сделать себя или другого «ситуативно совершенным» — то есть настроить свое бессознательное на наилучшие способы деятельности в конкретной ситуации.

Для начала определите, в чем именно ваше поведение или деятельность вас не устраивает (что там не так?). Ну а после этого сделайте следующее (по материалам тренинга «Стратегия продаж» М. Аткинсон, ИГИСП).

1. Создайте и диссоциирование проиграйте внутренний сценарий, в котором вы видите, что вы ведете себя так, как вам нравится. Если сразу это не получается, для начала пусть это будет ваш знакомый или герой кинокартины, романа и т. д., справляющийся с ситуацией так, как вам хотелось бы. Когда герой, исполняющий «главную роль в сценарии», выбран (может быть, это вы или другой человек), просмотрите этот фильм от начала до конца. А после поместите себя в этот образ и сделайте все необходимые изменения, чтобы теперь именно вы заняли место главного героя, и просмотрите фильм заново. Получилось? Если нет, попробуйте еще раз, чтобы внести эффективные изменения.

2. Добавьте звуковое сопровождение. Каким вы хотите слышать звучание своего голоса? Проверьте, так ли он звучит. Если нетсделайте нужные изменения.

3. Войдите в новый образ себя. Сейчас, когда вы в своем новом образе, подвигайтесь в нем, как бы примеряя его на себя. Чувствуете ли вы себя так, как вам хотелось бы? Смотря изнутри этого образа, проверьте, действуете ли вы так, как хотели? Когда это новое поведение достаточно подробно изучено и принято, заякорите его, а затем сделайте проверку.

Техника единения ожиданий. Это немного странное название (автор описания М. Аткинсон, а источник — материалы мастерского курса НЛП ИГИСП) принадлежит очень мощной и довольно сложной технике, которая, однако, является прекрасным способом создания целостного и комплексного образа Сильного Себя.

В данном случае я привожу классическое (но, разумеется, отредактированное, иначе вы бы просто ничего не поняли) описание этой техники единения ожидания, взяв за основу столь знакомое всем и буквально пожирающее наше здоровье состояние тревоги.

1. Создайте карту образа самого себя.

  • Изобразите себя так точно, как можете.

  • Определите качества, которые хотели бы иметь.

  • И найдите в прошлом личный опыт, связанный с каждым качеством.

Обнаружьте визуальные ключи, поведенчески специфичные для каждого качества, например, подходящие смены дыхания или изменения позы, специфические жесты, черты и цвет лица. «Добавьте» в свою картинку другого человека, который поддержит и увеличит эти желаемые черты. Теперь «запустите кино», наблюдая, слушая и ощущая свое взаимодействие с этим человеком при демонстрации желаемых качеств.

2. Отрепетируйте и предвосхитите (подстройте к будущему) образ Сильного Себя в разных сценариях.

  • Прокрутите фильм о Сильном Себе, приукрашивая и увеличивая все поведенчески-специфические ключи.

  • Теперь сместите детали фона в своем кино в позитивную, не вызывающую тревоги ситуацию, и понаблюдайте, послушайте, почувствуйте, как образ Сильного Себя как бы прогрессирует в сцене от начала к концу, и ценные качества проявляются все ярче и ярче.

  • Повторите фильм о Сильном Себе, действующем в нейтральной или рутинной ситуации.

  • Повторите его же, по для прежней, тревожной, ситуации. Запустите кино, но уже с Сильным Собой, владеющим ситуацией и взаимодействием.

3. Сделайте карту образа Сильного Себя автоматической привычной реакцией на тревогу или стресс.

  • Не используя вашу новую карту образа Сильного Себя, представьте ситуацию тревоги или стресса.

  • Отметьте и определите ваши собственные специфические физиологические сигналы нарастающей тревоги. Это может быть скованность или напряжение в теле, сухость во рту, изменение тона голоса, учащение дыхания, быстрое сердцебиение и т.д.

  • Когда индикатор тревоги отобран, воспроизведите его еще раз, включая кинофильм со своей тревожной ситуацией. Затем немедленно переключитесь на свой образ Сильного Себя, действующего и взаимодействующего по ранее отрепетированному сценарию. Проделайте это по крайней мере 10 раз до тех пор, пока индикатор стресса автоматически и привычно не будет вызывать в голове образ Сильного Себя.

4. Подстройте к будущему и отрепетируйте ваши будущие цели, используя образ Сильного Себя.

  • Начните с изображения образа Сильного Себя в прежде отрепетированных сценариях.

  • Разверните как картину или фильм новый фон, изображающий идеальные цели несколько месяцев или лет спустя. Подумайте, представьте: Кто там? Все ли там выполнено? Как точно это выглядит?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться