4. Оцените собственную веру в это новое положи-телыюе самоопределение по семибалльной шкале, где 1
— «полностью не верю», а 7 — «полностью верю». Не удивляйтесь тому, что оценка ваша находится в пределах 1-2 баллов — так, увы, и должно пока быть.
5. Теперь уже по десятибалльной шкале оцепите уровень своего собственного беспокойства поп поводу исходной неприятности. Здесь 10 баллов будет соответствовать максимальному беспокойству, а 1 —минимальному. Опять-таки не удивляйтесь оценке в 8-9-10 баллов
— иначе и быть не должно, ведь эта самая неприятность намертво застряла в вас и никуда не хочет уходить без посторонней помощи. А вот уровень оценок в 3-4 балла говорит о том, что вы занимаетесь ерундой — с этим вполне можно справиться и без всякого НЛП иДПДГ.
6. Теперь сделайте последнее в плане подготовки к десенсибилизации посредством двиэ/сепия глаз. Определите оптимальную скорость и амплитуду движения ваших глаз с помощью собственной (но лучше — чьей-нибудь) руки, в коей «точкой фиксации взгляда» будут выступать два сомкнутых пальца — указательный и средний. Проделайте это оценочное определение для
-
горизонтальных движений (О),
-
вертикальных движений (5$),
-
«диагональных» движений (&&),
-
движений по кругу (О),
-
«большой восьмерки»
-вертикальной (8) и -горизонтальной (°°), а таю/се
7. Вспомните VAKD своей неприятности и, думая о ней, проделайте серию из 24 движений глаз — например, начните с горизонтальных. Окончив серию, выбросьте все из головы и сделайте глубокий вдох и выдох. После чего вернитесь к образу и исследуйте:
-
то, что вы сейчас испытываете по поводу этого образа,
-
то, что вы теперь думаете о своей неприятности.
А затем оцените уровень вашего беспокойства по десятибалльной шкале. И повторяйте все вышеописанное до тех пор, пока уровень вашего беспокойства по поводу неприятности не снизится до приемлемого для вас (точных норм здесь нет, хотя достижение 2-3 баллов близко в достаточному).
8. Теперь сосредоточьтесь на представлении выбранного вами положительного самоопределения (просто думайте о нем) наряду (одновременно) с воспоминанием о вашей неприятности (ее образе) и продолжите серию движений глаз до тех пор, пока вера в это самое положительное представление не достигнет приемлемого для вас уровня (обычно 5 и выше).
9. И, наконец, после того как положительное самоопределение достаточно утвердится, удерживая и его, и образ неприятности, исследуйте, не осталось ли у вас где-т0 в теле неприятных ощущений или напряжений. Если таковые обнаружатся, сфокусируйтесь на них и осуществите необходимое количество серий двиэ/сений глаз — до тех пор, пока все не уйдет: и эти ощущения, и то, что «всплывет», пока вы будете их прорабатывать...
Упражнение 58.
-
Воспользовавшись буквальным рефреймингом, «почистите» свои воспоминания в прошлых болезнях и прошлых случаях данной конкретной болезни (той, от которой вы сейчас лечитесь), лишив тем самым все эти воспоминания разрушительного эмоционального и смыслового заряда.
Упражнение 59.
-♦Все неудачные случаи излечения от прошлых болезней (своеобразный опыт поражений в борьбе за собственное здоровье) «перепишите» заново, превратив его в опыт побед.
Упражнение 60.
-
♦Составьте список своих страхов, тревог, сомнений и всего прочего, что связано с вашей болезнью и излечением (а после — и просто с жизнью) и проделайте для каждого случая этого неприятного или болезненного опыта (прошлого и будущего) технику дпдг.
7.3. Техники работы с фобиями
Визуально-кинестетическая диссоциация (ВКД).
Все вышеописанные техники позволяют легко справиться с любыми случаями микронавязчивостей и неудач. Однако если травматическая ситуация перешла некий внутренний порог и превратилась в фобию (например, когда после автомобильной аварии вас трясет при одной мысли о том, чтобы снова сесть за руль), рекомендую вам обратиться к более сложным и «показанным» именно для таких случаев техникам.
Первая их этих техник — это техника визуально-кинестетической диссоциации. Она очень эффективна в тех случаях, когда вам надо преодолеть фобию или уничтожить последствия психотравмы.
Я опишу «классический» вариант техники ВКД, запечатленный в материалах раннихсеминаров по НЛП ИГИСП (автор описания мне неизвестен).
/. Установите мощные якоря комфорта и «здесь и теперь».
2. Представьте себя как бы вышедшими из самого себя и увидьте, как на слайде, опять-таки себя, но в самый первый момент вашего травматического происшествия. В результате окажется, что вы сидите и одновременно представляете себя более молодым прямо перед собой.
3. После того как вы все это ясно представите, как бы оставьте свое тело таким образом, чтобы вы могли представить себя сидящим на прежнем месте и наблюдающим за собой более молодым. В результате вы как бы существуете в трех лицах. Вся перспектива просматривается из третьего положения, тело ваше находится во втором полоэ/сении, а себя, более молодого и испытывающего травму, вы видите в первом положении. Как только вы установите эту так называемая трехпози-ционпую диссоциацию, заякорите ее.
4. Теперь — как ото ни больно — снова проиграйте свой УАК психотравмы (того, что так пе хочется вспоминать), но при этом оставаясь кинестетически диссоциированным от данного травматического происшествия и только лишь наблюдающим за собой молодым, переживающим травму. Для того чтобы оставаться таковым, используйте якоря (комфорта и «здесь и теперь»), а также языковые выражения, которые помогут разграничивать три случая; «я здесь на «перспективном» месте»; «я в настоящее время» и «я в молодости, переживающий то, что случилось тогда». Это очень валено, дабы отделить Ваше травмированное «Я» в молодом возрасте от Вас, наблюдавшего за собой сегодня с «места перспективы».
5. «Просмотрев» и «прослушав» ситуацию психотравмы, перейдите из третьего положения обратно во второе — так, чтобы вы, который смотрел с перспективы, интегрировался с фактическим положением вашего тела.
6. А теперь мысленно подойдите к себе молодому — человеку, который пережил травму. Убедите его в том, что вы пришли из будущего. Окажите себе молодому любую необходимую поддержку, проявляя максимальное участие.
7. После того как вы в вашем нынешнем состоянии видите, что, будучи визуально представленным молодым, вы получили достаточную поддержку и достигли утешения и понимания, интергрируйтесь, перенеся свою более молодую часть в свое собственное тело. И освободите якорь диссоциированной визуальной перспективы.
Предупреждаю, что в случае сильной и свежей травмы эту процедуру (или некоторые ее части) вам придется проделать 2-3 раза — до тех пор, пока вы не сможете оставаться достаточно диссоциированным с тем, чтобы можно было бы довести до конца дело освобождения от прошлого.
Пример применения В1ОД. К Александру я приехал сам—точнее, меня привезли к нему его близкие. Он лежал в отдельной палате престижного госпиталя и лечился от последствий жуткого нападения трех неизвестных громил, которые едва не сделали его инвалидом. Однако лечение, несмотря на лучшие препараты и высококвалифицированный уход, что-то затягивалось. А по ночам Александр не мог спокойно спать от кошмаров, в которых в различных вариантах проигрывалась сцена избиения...
В числе прочего, что я применил для активизации жизненных сил клиента и интенсификации процесса исцеления, присутствовала и визуально-кинестетическая диссоциация. Поскольку было ясно, что без переработки травматической ситуации, занозой застрявшей в психике Александра, он вряд ли сможет быстро выздороветь — потому что травма эта просто не позволит ему это сделать...
Прежде всего я установил и закрепил мощный якорь комфорта, защиты и безопасности, предложив Александру подумать о том времени, когда он чувствовал себя комфортно, и вспомнить, что он видел, слышал и чувствовал тогда.
Якорь я устанавливал еще дважды (на одно и то же место): когда клиент вспоминал о времени, когда он чувствовал себя под защитой (первое якорение) и когда он ассоциировался со временем, когда чувствовал себя в безопасности.
Далее я попросил Александра при задействованном якоре комфорта визуализировать себя «за рамкой» — в молодости и до того, как произошло травматическое переживание. Закрепив эту диссоциацию якорем, я предложил Александру поместить на стену, как на экран, черно-белый неподвижный слайд, изображающий картинку с воспоминанием, непосредственно предшествующим травме.
После того как я убедился, что клиент может ясно представить себя в раннем воспоминании, я попросил его «выплыть» из своего тела и занять позицию восприятия у себя за спиной. Здесь я для достижения диссоциации использовал метафору «кинотеатра» и того, как человек смотрит на экран. Для этого я попросил своего клиента переместиться из тела в будку киномеханика, откуда он будет смотреть на два другие «Я», которые эмоционально настраиваются, включают и смотрят фильм. И предложил Александру посмотреть на того себя, который смотрит фильм о том, как его «молодое Я» переживает травму, упомянув, что просматривать этот фильм нужно только в черно-белом изображении.
Пока клиент просматривал фильм, я внимательно следил за его реакциями. И, используя якоря комфорта, защиты, безопасности и диссоциации, помогал ему оставаться в диссоциированном состоянии.
После того как «просмотр» благополучно завершился, я попросил «настоящее Я» Александра подойти к его «молодому Я» и поделиться чувством сопереживания, понимания и комфорта, которых ему недостает, используя при этом как слова, так и прикосновения к своему «молодому Я». Буквально я сказал следующий классический текст.
«Я прошу вас вернуться и утешить «молодое Я». Ему пришлось пережить ужасную травму, и вы — единственный в мире, кто точно знает, как его можно утешить и успокоить. То, что произошло сейчас, больше никогда не повторится. В то время вы поступили наилучшим образом, используя имевшиеся тогда в вашем распоряжении ресурсы. Не торопитесь и утешайте до тех пор, пока не убедитесь, что тому вашему «Я» стало легче и спокойнее».
А потом, сразу после того как по лицу Александра я понял, что его «молодое Я» утешилось, я предложил клиенту быстро (за две-три секунды) прокрутить фильм в цветном изображении назад, напомнив ему, что он будет участником события в цветной быстрой перемотке фильма назад. При этом я позволил себе использовать аудд. альную имитацию перемотки фильма — т.е. не то зажужжал, не то загудел как перематываемый кинопроектор.
Мы сделали это несколько раз — и просмотр, и утешение, и перемотку. И только когда Александр уверенно сообщил, что его «молодое Я» утешилось и успокоилось я попросил его вернуться в его собственное тело, как бы интегрировав «молодое» и «нынешнее» Я. И предложил клиенту просто как бы протянуть руки и обнять молодого себя, обращая внимание на то, что случится, когда он будет втягивать свое «молодое я» в собственное тело.
Надо сказать, что процедура и сработала, и помогла. Ночь после нее оказалась первой, в которую Александр смог спать без кошмаров. А далее он просто быстро пошел на поправку...
Техника быстрого лечения фобий. То, что я описал выше, не является «чистым» ВКД. Ибо я включил в нее некоторые элементы техники быстрого лечения фобий — еще одного прекрасного способа борьбы с посттравматическими переживаниями и просто страхами. Выполняется же она следующим образом (я опять-таки привожу классический вариант этой техники из давнишних материалов к семинарам по НЛП ИГИСП, автора описания я, к сожалению, не знаю).
1. Прежде всего усвойте и объясните самому себе два момента:
а) большинство людей приобретает фобию в результате одной-единственной ситуации, которая была очень опасной или казалась таковой. То, что для проявления страха (боязни) потребовался всего лишь один случай, лишь одно испытание, доказывает, что ваш мозг действительно способен быстро научиться и это облегчает процесс освоения вами новой реакции;
б) та часть вас, которая все эти годы защищала вас, сохраняя эту фобию, — это важная и ценная часть,
вы хотите сохранить ее способность защищать вас в опасных ситуациях — однако отшлифовав и усилив эту ее способность путем обновления информации.
2. Получите доступ к состоянию фобии (частично), вспомнив, например, когда в последний раз вы перепугались или о том, что случилось, когда у вас появилась фобия.
3. Диссоциируйте самого себя, как бы «разнесясь» в три места:
а) закройте глаза и представьте себе, что вы сидите посредине кинотеатра (первая диссоциация) и видите черно-белый слайд со своим изображением на экране (вторая диссоциация);
б) а сейчас мысленно поднимитесь в будку кинооператора, откуда Вы сможете увидеть себя сидящим в кресле в зале и наблюдающим за черно-белым изображением на экране (третья диссоциация). И четко разведите для себя эти три места.
4. Организуйте для себя просмотр черно-белого фильма.
Сейчас вы как бы находитесь в будке кинооператора и смотрите, и слушаете черно-белый фильм о себе самом, описывающий самый первый или самый неприятный случай, когда вы испытали эту фобию. Просмотрите и прослушайте этот фильм целиком, начиная с того момента, который предшествовал этому неприятному событию, и до самого конца, когда все снова стало хорошо. Смотрите и слушайте, как наблюдатель со стороны, как вы более молодым проходите через психотравму — так, как будто это случилось с кем-то другим. Когда вы дойдете до того момента, когда все снова станет хорошо, остановите фильм, но оставьте глаза открытыми.
5. Создайте просмотр фильма в обратном порядке.
Теперь войдите («впрыгните») в последний кадр фильма, который вы только что остановили, и очень быстро просмотрите его в обратном направлении в цвете: в течение 2 секунд и до момента начала неприятных событий. Сделайте описанное в п. 4 и 5 несколько раз.
6. Проверка и подстройка к будущему.
Попробуйте снова вызвать состояние фобии, задавшись, например, вопросом, что бы случилось, если бы вы оказались в той ситуации сейчас? Если проблемная реакция все же сохранилась, повторите процедуру, делая ее каждый раз все быстрее, пока ничего не останется от фобической реакции.
7. Заключение.
Подумайте о том, что хотя у вас были и фобия, и психотравма, вы уже далеко ушли от тех конкретных ситуаций, когда все это было. Так что у вас просто не было возможности извлечь из этих ситуаций уроки. Поэтому когда вы повстречаетесь с подобными ситуациями в будущем, проявляйте определенную степень осторожности, пока вы не изучите их в достаточной для безопасности степени.
Лечение страха перед будущими происшествиями. Если честно, то при работе с фобическими реакциями я обычно использую не ВКД, а именно технику быстрого лечения фобий. Во-первых, потому, что она просто нравится мне больше, чем визуально-кинестетическая диссоциация. Во-вторых, техника эта — возможно в силу некоторой ее «театральности» — быстрее и легче понимается и принимается пациентами.
Однако главная причина моего предпочтения техники быстрого лечения фобий заключается в совсем другом. В том удивительном факте, что именно эта техника позволяет лечить не только прошлые, но и будущие фобии. Точнее, страх перед некоторыми вполне определенными ситуациями и происшествиями, каковые только еще предстоят или намечаются.
...Михаил пришел ко мне по поводу предстоящей ему операции, которая очень его беспокоила — попросту вызывала панику и страх. Хирург, который должен был оперировать моего клиента, видимо, хорошо понимал, что такое вот паническое состояние пациента трудно признать фактором, способствующим успешному осуществлению действительно сложного оперативного вмешательства. И предложил Михаилу обратиться к психотерапевту, что тот и сделал.
Я предложил клиенту разбить предстоящее ему лечение как бы на три отрезка: до операции, когда все будет еще хорошо, саму операцию и небольшой послеоперационный период, которые, собственно, и вызывают панику, после операции, когда все опять станет хорошо.
Сразу же как только Михаил четко определил, когда именно кончится «до», а когда начнется «после», я объяснил ему, что работать мы будем именно со средним временным отрезком, который и вызывает страх. Отрезком, который для нас будет начинаться с последнего момента, когда все было еще хорошо. И заканчиваться первым моментом, когда все опять станет хорошо.
А после я попросил клиента представить кинотеатр имени себя. Войти в него и, поболтав с кассиром и билетером, пройти в зрительный зал. Увидеть на экране как бы застывший слайд со своим изображением. Сесть в первом ряду, а потом, оставив себя сидящего там, пересесть в средний ряд. Снова оставить себя уже в среднем ряду и пересесть в последний ряд. А после, опять-таки оставив себя — в последнем ряду, — подняться в «кинобудку», дабы приготовиться пустить фильм о самом себе и операции. Как видите, я слегка перестраховался, сделав множественную диссоциацию Михаила от пугающего его будущего события — операции.
После этого я предложил клиенту «пустить черно-белый фильм о себе и операции» — от того момента, когда все было еще хорошо, и до того момента, когда все опять станет хорошо. А пуская, этак, невзначай, просмотреть его через очень-очень маленькое окошко кинобудки с толстым-претолстым стеклом. А как только фильм закончится — все опять станет хорошо — остановить его мысленно быстро выпрыгнуть из кинобудки и «впрыгнуть» в последний кадр фильма — «войти в ситуацию». А после, сделав фильм цветным, ровно за две секунды, находясь внутри фильма, отмотать его обратно — раз, два.
Все это действо я повторил еще три раза, пересаживая Михаила сначала в конец зала, потом в его середину, а после и в первый ряд. Как и всегда при использовании этой техники, «операционная» фобия клиента исчезла начисто. И он даже сказал мне, что теперь ждет операции с интересом и любопытством...
Аллергия как фобия иммунной системы. А напоследок — об удивительном открытии нейролингвистичес-кого программирования, которое в лице уже известного вам Р. Дилтса выяснило, что такое до сих пор до конца еще не понятое медициной явление, как аллергия, может быть рассмотрено как фобия иммунной системы (т.е. иммунная система испугалась чего-то в общем-то безвредного и теперь ошибочно реагирует на него как на враждебное вашему организму вещество). Так что, если хотите, вы даже можете попробовать быстро излечиться от собственной аллергии с помощью нижеприведенной техники лечения аллергий, разработанной этим автором и описанной в книге Р. Дилтса, Т. Халлобома и С. Смита «Убеждения. Пути к здоровью и благополучию».
/. Откалибруйте аллергию. Спросите себя, что для вас значит находиться в присутствии аллергена?Вспомните о вашем аллергене. Представьте ситуацию, в которой он присутствует. И не удивляйтесь, если ваша иммунная система внезапно — в отсутствие аллергена — даст аллергическую реакцию.
2. Объясните самому себе ошибку иммунной системы. Подумайте о том, что иммунная система совершила ошибку, решив, что что-то является опасным, когда на самом деле это самое «что-то» таковым не является. А раз так ваша иммунная система может и переобучится — причем довольно быстро.
3. Проверьте экологию/вторичную выгоду. Какова была бы ваша жизнь без этой аллергии? Много ли в ней положительных и отрицательных последствий? Применяйте па этом этапе любую технику НЛП, которая вам нужна, чтобы решить вопросы экологии, преэ/сде чем идти дальше.
4. Найдите соответствующий ресурс контрпримера. Определите некий ресурсный контрпример — нечто (что-то) как можно больше похожее на аллерген, но на что ваша иммунная система реагирует нормально. Поставьте якорь па свою реакцию на этот контрпример, а затем держите этот якорь на протяжении всего процесса.
5. Диссоциируйтесь от аллергии, используя воображаемый щит из плексигласа от степы до степы. Продолжая удерживать якорь, увидьте себя там, по другую сторону от плексигласа, имеющего некий ресурс, позволяющий ему спокойно реагировать на аллерген. Используйте все аргументы для того, чтобы уверить себя в том, что вы действительно там, за щитом, являетесь самим собой, каким хотите быть, и что ваша иммунная система реагирует правильно.
6. ПОСТЕПЕННО вводите аллерген. В то время как вы видите себя там, за плексигласом, медленно вводите аллерген — то, что раньше вызывало аллергическую реакцию. Делайте это постепенно, давая себе возможность привыкнуть к нему. На этом этапе подождите, пока не обнаружите в себе физиологический сдвиг. Как будто иммунная система говорит вам: «Все в порядке, я, кажется, поняла».
7. Вновь ассоциируйте. Верните себя назад, в свое тело, и представьте присутствие того, что обычно вызывало у вас аллергические реакции.
8. Пристройка к будущему. Теперь представьте как в будущем вы будете чувствовать себя в присущ, ствии того, что обычно вызывало у вас аллергические реакции. Если реакция не возникает, то значит, вы добились успеха.
Еще две техники излечения аллергий. Если окончательный результат не достигнут, вы можете не только еще раз повторить процедуру, но и попробовать две другие техники работы с аллергиями, первая из которых основана на использовании якорей, а вторая—на субмодаль-ностном редактировании (обе эти техники взяты мною из вышеупомянутой книги).
Техника излечения аллергии с тремя якорями был первой техникой, которую Р. Дилтс начал применять, когда он работал с аллергиями. Она очень похожа на вышеописанную. Единственная разница заключается в том, что в этом процессе используются три якоря одновременно (один для диссоциации, один для контрпримера и ресурсный якорь) вместо просто одного контрпримера. Короткая запись этой техники выглядит так.
1. Откалибруйте аллергию.
2. Объясните ошибку иммунной системы.
3. Проверьте экологию и вторичную выгоду.
4. Диссоциируйтесъ и поставьте якорь на состояние диссоциации. Это прибавит вам уверенности, что вы можете держать себя диссоциированным. Найдите соответствующий ресурс контр-примера и поставьте якорь. Спросите себя, каким бы вы хотели быть и что чувствовать в присутствии аллергена. Определившись, присоедините якорь и к этому ресурсу.
5. Используйте сочетания всех трех якорей шага 4, чтобы обнаружить себя с этими доступными ресурсами.
6. Постепенно (мысленно) вводите аллерген при диссоциированном состоянии.
7. Уберите якорь диссоциации и ассоциируйтесь аллергеном при наличии двух других ресурсов.
8. Перенеситесь в будущее, используя два ресурсных якоря.
9. Проверьте окончательный результат.
Ну а вторая техника — это просто вариант известного вам субмодальностного редактирования, который Р. Дилтс назвал техникой перемещения аллергии через процесс субмодальностей. Вместо использования якорей вы просто выясняете, какие субмодальности присутствуют, когда иммунная система работает нормально, и перемещаете их туда, где у вас есть несоответствующая реакция. Часто обнаруживается, что для того, чтобы аллергия ушла, оказывается достаточным одного-двух-трех различий в ключевых субмодальностях.
Краткое описание этой техники таково.
1. Откалибруйте аллергию.
2. Объясните ошибку иммунной системы.
3. Проверьте вторичную выгоду и вопросы экологии.
4. Найдите соответствующий ресурсу контрпример и выявите субмодальности для этого контрпримера. Это субмодалыюсти, которые применяет ваша иммунная система, когда она реагирует правильно.
5. Выявите субмодалыюсти, ассоциирующиеся с ситуацией аллергена. Это субмодальности, которые использует ваша иммунная система, когда она реагирует несоответствующим образом.
6. Думая об аллергене, переместитесь через субмодалыюсти так, чтобы субмодалыюсти аллергии соответствовали субмодальностям контрпримера.
7. Перенеситесь в будущее.
8. Проверьте результат.
Упражнение 61.
Упражнение 62.
-подумайте о том, чего вы боитесь в будущем. Подразделите свой страх на «до того» и «после того» (обязательно найдите это самое «после того» — т.е. когда все опять станет хорошо) и проделайте технику быстрого лечения фобий.
Упражнение 63.
-
Определите нечто, к чему вы чувствуете близкую к аллергической реакцию (то, что вызывает в вас брезгливость и неприятие, но пока без болезненных реакций — например, я когда-то не выносил запах кислой капусты) и потренируйтесь в «излечении аллергии» всеми тремя техниками Р. Дилтса.
Обретя необходимые навык и компетенцию, займитесь «настоящей» аллергией (если она у вас, конечно, есть).
— Что, если повозка останавливается, а бык продолжает идти? — спросил монах у Тодзана.
— Почему бы не спросить у погонщика?
ЧАСТЬ II. ИСЦЕЛЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ НЛП
Во второй части книги, содержательно соответствующей «программе-максимум» системы ПСИ, вы узнаете об уникальных возможностях глубокой «проработки» и «переработки» человеческих болезней.
Об избавлении от глубоких психотравм и последствий стрессов, которые вполне могут быть причиной возникновения и сохранения человеческих недугов: принципах и правилах «экологичного» поведения в стрессовых ситуациях; превращении неудач в обратную связь; а главное — об избавлении от груза прошлого.
О переопределении смысла и преимуществ болезни, которые не дают нам от нее толком избавиться: определении причин, преимуществ и смысла недуга; прояснении, разгрузке и «разблокировании» болезненного состояния; а также о выявлении «экологичных» способов обретения преимуществ и смыслов заболевания.
О преодолении ограничивающих убеждений, которые, играя очень-очень важную роль в жизни человека, одновременно как бы отрезают от нас массу возможностей для жизни, здоровья и счастья: о трех врагах выздоровления (убеждениях в безнадежности, беспомощности и незаслуженности); НЛП-техниках изменения убеждений и процедуре «расфиксирования» иДей; а также о формализованных методах определения и преодоления ограничивающих убеждений.
О высвобождении негативных чувств, то есть шаблонах устойчивого эмоционального реагирования, которые однажды «пристав» к человеку, продолжают терзать его душу и уродовать тело: о прощении себя и дру. гих; прояснении и переработке повторяющихся негативных эмоций; а также о специальных техниках работы с негативными чувствами.
О перепрограммировании болезни как самостоятельного психологического образования, которое нужно как бы уговорить измениться: об организации договоренности с симптомом; создании части, ответственной за излечение, а также об объединении конфликтующих частей.
О создании программы исцеления, то есть некоего внутреннего механизма, обеспечивающего выздоровление человека: о формировании образа результата излечения и обеспечении процесса исцеления заболевшего.
И о поддержке излечения как о сохранении нормальной «скорости» продвижения от болезни к здоровью (без остановок, «прыжков в сторону» и даже поворотов вспять): об аффирмировании процесса исцеления; создании механизма его осуществления на логических уровнях, а также об оптимизации жизни человека и ее смысла.
И ВСЕ ЭТО — ЖИЗНИ РАДИ!
1. Наличие системы целей и совокупности адекватных способов (процессов) их достижения;
2. Отказ от позиции Следствия и переход на позицию Причины;
3. Наличие гибкой и экологичной системы убеждений;
4. Проработка фиксированных идей и ограничивающих убеждений;
5. Прояснение своих потребностей и реализация их экологичным образом;
6. Отказ от подавления глубинных смыслов и нужд;
7. Понимание сущности своей жизни, ее Смысла и Предназначения;
8. Отказ от неэкологичного и обессмысленного образа жизни;
9. Свобода чувств гибкое и экологичное эмоциональное реагирование;
10. Высвобождение и разрушение шаблонов негативных чувств;
11. Экологичное реагирование на проблемные и стрессо-генные условия и обстоятельства;
12. Очищение от импринтов и психотравматических происшествий;
13. Согласованность объединенных единиц Сознания;
14. Преодоление раздробленностей и расколов на полярности;
Структура психосоматического здоровья
(«Счастливый атом» нейросоматического совершенства)
Глава 1. ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ ГЛУБОКИХ ПСИХОТРАВМ И ПОСЛЕДСТВИЙ СТРЕССОВ
Вы не можете помешать птицам печали кружиться у вас над головой, но вы можете помешать им вить гнезда у вас в волосах.
Китайская пословица
Если вы дочитали мою книгу до этого момента, проделали все рекомендованные упражнения и все-таки не выздоровели, то это значит, что... Нет, вовсе не то, что вы больны серьезно или даже неизлечимо. Просто болезнь, как психологическое образование, довольно глубоко проникла в вашу психику, хорошо и прочно в ней обосновалась. И не желает покидать вас по первому вашему требованию, а, напротив, «выставляет условия», которые вы должны соблюсти, дабы исцелиться.
Условий этих может быть довольно много. И почти все они рассматриваются во второй части моей книги, посвященной изложению программы-максимум системы психосоматического исцеления.
В данной главе мы рассмотрим три первые условия глубокого исцеления:
-
изменение вашего, похоже, не слишком экологичного стиля жизни — прежде всего в части реакций на жизненные затруднения,
-
превращение неудач в обратную связь и
-
освобождение от груза прошлого и возможных причин болезни.
1.1. Обучение правильному реагированию
Стрессы внутри нас. Скажите, вы обратили внимание на упоминавшейся в этой книге любопытный факт. То, что в знаменитом (и описанном в главе 2 части I) исследовании Т. Холмса, посвященном изучению влияния стрессов на здоровье человека, 51% (больше половины!) обследованных, набравших более 300 баллов «суммарного стрессирования» (критический, если вы помните уровень, после которого угроза тяжелой болезни становится чрезвычайно реальной), так и не заболели!
Почему так получилось? Да потому, что они не так, как большинство, отнеслись ко всем тем жизненным испытаниям, которые выпали на их долю. Спокойно — без суеты, напряженности, тревоги, страха, безнадежности и отчаяния — на них среагировали. И как бы пропустили Мимо себя все то, что почти наверняка должно было бы их повергнуть в изнурительную или даже смертельную болезнь.
Все это можно свести к нашему первому условию сохранения здоровья и исцеления: необходимости экологично-г° реагирования на беды и напасти нашей жизни. Ведь деться от них нам некуда — во всяком случае в обозримом буду, щем. Экономический кризис, начавшийся 17 августа 1998 года, наглядно показал, что на вопрос «Когда же станет лучше?», можно смело ответить —.. .«не скоро». И нам долго еще придется не жить, а выживать (хотя лучше всего, конечно, просто и радостно жить). Для чего, как минимум нужно сохранить или восстановить здоровье—активность бодрость и эффективность (помните, как говорят грузины: «Было бы здоровье, а остальное купим...»). Да, нам с вами не повезло — блаженным (это я по Пушкину, который, как известно, утверждал, что, мол, «блажен, кто посетил сей мир, в его минуты роковые»). Одно из самых страшных китайских проклятий — «Что б ты жил в эпоху перемен!» — в нашей с вами жизни безоговорочно осуществилось. Но другой жизни нам не дано. И другой эпохи—тоже. Что уж тут поделать: «Времена не выбирают. В них живут и умирают». Давайте выберем жизнь. И останемся живыми и жизнерадостными несмотря ни на что...
|