Возвращаясь к вашей болезни, могу с уверенностью предположить, что именно вышеупомянутое неэкологичное отношение ко всему окружающему и происходящему, если хотите — к острьш стрессовым ситуациям (это когда жизнь бьет ключом — и все по голове...) может явиться весомой причиной сохранения (и усугубления) вашего болезненного состояния. Которое (состояние) одновременно должно (должно!) рассматриваться и в качестве своеобразного стимула вашего же роста. Посредством болезни ваше бессознательное как бы сообщает вам: «Ты заболел, потому что слишком остро реагировал на события и обстоятельства своей жизни. Если ты будешь так реагировать и дальше, ты снова заболеешь. Поэтому прости, но я не дам команду на твое исцеление до тех пор, пока ты не научишься нормально реагировать на неприятности. Ибо иначе твое исцеление бессмысленно — не стоит лечить следствие, если не можешь исцелить причину».
А главное здесь следующее. Мы, конечно же, не можем изменить все эти окружающие нас условия и обстоятельства. Но вполне способны научиться экологично на них реагировать. Как именно? Об этом — далее.
Классическая психология, давно и серьезно занимавшаяся проблемой острых стрессов, накопила огромное количество рекомендаций по поводу того, как с ними справляться. Я позволю себе привести только три из них:
-
«первая самопомощь» в острых стрессовых ситуациях,
-
освобождение от умственной ловушки и
-
переосмысление случившегося.
Первая помощь в острых стрессовых ситуациях. Авторами этой психотехнологии являются авторы книги «Сам себе психолог» В. КаппонииТ. Новак. Данный «творческий тандем» утверждает, что первое — главное и неотложное правило реагирования на стресс гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении самой жизни). Ну а далее они рекомендуют сделать нижеследующее.
1. Прислушаться к совету предков: сосчитать до десяти.
2. Заняться своим дыханием. Медленно вдохнуть воздух носом и на некоторое время задержать дыхание. Выдох лее осуществлять постепенно, также через нос и сосредоточиваясь на ощущениях, связанных с этим вашим выдыханием и дыханием.
Дальнейшие ваши действия зависят от того, где именно «застукал» вас острый стресс.
Если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении, то необходимо сделать следущее.
3. Встать и, если это возможно, извинившись, выйти из помещения. Например, даже на совещании или собрании, у любого из нас есть возможность пойти в туалет, где вы сможете побыть один.
4. Смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой (что касается туалета, то там это вполне реально).
5. Медленно осмотреться по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.
6. Затем посмотреть в окно на небо и сосредоточиться па том, что вы там видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Так посмотрите хоть сейчас — в стрессе.
I. Набрать воды в стакан и медленно выпить ее — опять-таки сконцентрировав свое внимание на ощущениях во рту и в горле.
8. Выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч и на выдохе наклониться, расслабив шею и плечи (так чтобы голова и руки свободно свисали к полу). Подышать, следя за своим дыханием. Делать это в течение одной-двух минут, а затем медленно выпрямится — осторожно, чтобы не закружилась голова.
Если стрессовая ситуация застигнет вас где-либо вне помещения, В. Каппони и Т. Новак предлагают сделать нечто иное.
9. Осмотреться по сторонам и попробовать взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называя все, что вы видите.
10.Деталь/ю рассмотреть небо, также обозначая про себя все, что видите.
II. Найти какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотреть его. Разглядывать сей предмет надо не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы при необходимости суметь четко представить его с закрытыми глазами.
12. Выпить воды или иной жидкости (по не горячительной!) —медленно и сосредоточившись на том, что ощущают ваш рот и горло.
13. Еще раз проследить за своим дыханием. Дышать медленно, через нос. Сделав вдох, на некоторое время задержать дыхание, затем также медленно, через иос, выдохнуть воздух. При каждом выдохе концентрировать внимание на том, как расслабляется ваше тело (любая часть).
Освобождение от умственной ловушки. Если все это было вами осуществлено, скорее всего ваше состояние покинуло «критическую фазу». Но очень может быть, что в результате внезапного «нападения» со стороны жизненных условий и обстоятельств вы чувствуете себя буквально заг-нанным(ой) в тупик, пойманным(ой) в ловушку или даже просто находящимся(ейся) перед непреодолимой стеной. В переводе на привычный большинству язык левого полушария (вышеописанное было выражено на языке полушария правого), вы оказались в состоянии (подчеркну: не во внешней ситуации, а именно во внутреннем состоянии) отсутствия возможных выборов и очевидных решений. От этого весьма неприятного состояния можно избавиться с помощью «правополушарной» техники «освобождение от умственной ловушки», предложенной М. Джеймс и Д. Джонгвард в книге «Рожденные выигрывать».
Если вы чувствуете себя как бы перед стеной, то сделайте следующее.
-
Закройте глаза и вообразите, что вы бьетесь головой о высокую кирпичную (или иную) степу, преграждающую вам путь, пытаясь таким образом преодолеть это препятствие.
-
Понаблюдайте за собой, бьющимся головой о сте-пУ (т. е. диссоциируйтесъ).
-
Теперь прекратите биться и оглянитесь вокруг.
-
Найдите какой-нибудь способ перебраться через стену, например, пролезть под ней или попытаться ее обойти. Если вам потребуется что-нибудь для помощи, вообразите это.
Если вы считаете себя запертым в ловушке, то совершите воображаемое перенесение в эту ловушку.
-
Представьте, что вы свернулись калачиком внутри нее. Что вы чувствуете? Защищает ли она вас от чего-нибудь или кого-нибудь?
-
Придумайте несколько способов выбраться из вашей ловушки. Теперь выберитесь из нее.
-
После того как вы покинете вашу ловушку, представьте, что вы сидите снаружи ее — например, под деревом или в каком-нибудь другом приятном месте.
-
Посмотрите вокруг. Посмотрите на вашу ловушку, затем на окружающий мир. И «почувствуйте разницу».
Если вы чувствуете, что и находитесь перед стеной, и заперты в ловушке, то сделайте следующее.
-
Постройте для себя вполне реальную стену из картона, газет или т.п. Ударьтесь об нее головой. И оглянитесь, определив нет ли более простого пути наружу.
-
Возьмите большой картонный ящик. Заберитесь в него и закройте крышку. Посидите там некоторое время, прислушиваясь к своим чувствам. Затем покиньте ящик. Посмотрите на него. Посмотрите на окружающий вас мир.
Теперь спросите себя:
-
Не могло ли так случиться, что я сам построил свою стену, сам залез в свою ловушку?
-
Если это так, то что это дает мне?
-
Как это влияет на других?
-
Какие позиции я укрепляю в себе?
-
Какие убеждения и ценности я формирую, поступая таким образом?
-
Как это соответствует моим целям и планам?
-
Это то, что я действительно хочу для себя? Теперь прекратите «биться об одну и ту же ситуацию» и действительно оглянитесь вокруг.
Позитивное переосмысление ситуации. А вот теперь, когда вы освободились от стрессового состояния и умственной ловушки, вам надо совершить переосмысление случившегося. Сделать столь любимый специалистами НЛП рефрейминг (напоминаем, что буквально это переводится как «изменение рамки» — т. е. «карты» ситуации): своеобразную переоценку, изменение значения данной конкретной неприятности и всего, что с ней связано.
Помните анекдот о пессимисте и оптимисте? Первый, как известно (в моем варианте этого анекдота), выпил коньяк и мрачно заявил: «Клопами пахнет!» Второй, наоборот, раздавил клопа и радостно констатировал: «Коньячком запахло!» Что, вы хихикнули? Это хорошо. Если, конечно, легкая волна поднявшегося веселья не смоет серьезность заложенного здесь смысла. Дело в том, что наши «карты территории» (т. е. реальности), можно условно подразделить на два типа: оптимистические и пессимистические (первых, естественно, больше у оптимистов, а вторых — соответственно у пессимистов). А любая неприятность как раз и «включает» «пессимистическую» карту (не у всех, но у большинства), отчего наше восприятие действительности невероятно суживается. То есть мы не только начинаем видеть жизнь в черном цвете, но и оказываемся в состоянии обнаруживать в ней лишь то, что этому черному цвету соответствует. Но преодоление любой напасти возможно только в том случае, если пессимистическое следование ОТ проблемы вы замените на оптимистическое движение К ее решению. Для этого-то как раз и нужен рефрейминг. Чтобы, изменив «рамку» («карту»!), увидеть за неприятным полезное, а за проблемой — решение. А это вполне возможно, так как любая ситуация может рассматриваться с массы самых различных точек зрения.
Как справедливо утверждают в книге «Сам себе психолог» В. Каппони и Т. Новак, большинство событий в нашей жизни не являются ни плохими, ни хорошими, а заключают в себе и то, и другое. Причем речь идет не о раскрутке столь любимого психоаналитиками, политиками и большинством населения России защитного механизма «Сладкие лимоны», а о сосредоточении на том, что в любой ситуации есть нечто хорошее, которое вполне можно использовать.
Для того чтобы с легкостью рефреймировать любую неприятную ситуацию, нужна предварительная тренировка. Поэтому я настоятельно советую вам поверить вышеназванным авторам и как бы сыграть с самим собой (как в игру) в поиск «позитива» в разнообразных «негативах». Для начала, согласно В. Каппони и Т. Нова-ку, вы можете составить список из
И попытаться найти в них положительные стороны (если надо доводите дело едва ли не до абсурда). Например, агрессивность легко можно переопределить как переизбыток энергии, которую следует использовать в других, благих целях, а шараханье правительства из одной экономической стратегии в другую — как творческий поиск наилучшего варианта... Как следует наигравшись, приступите к более серьезной работе. Напишите пять пугающих вас в будущем ситуаций (утрата вкладов, падение доходов, потеря работы и т.п.) и рефреймируйте их, обнаружив в этом «крутом» негативе явный «позитив» (например, утрата работы, как минимум, дает возможность подолгу спать по утрам). Маленький совет: постарайтесь отыскать не менее пяти выгод по каждой ожидаемой неприятности. И тогда вы уж точно будете готовы ко всему...
Конечно, осуществлять рефреймирование неприятностей всегда нелегко. И именно поэтому энэлперы подготовили вам сюрприз — небольшое описание тех-пики рефреймипга проблем, взятое мною из материалов мастерского курса М. Аткинсон (ИГИСП).
-
Вместо того, чтобы «атаковать» проблему непосредственно, отступить назад и изучить «карту», в которой она «впечатана». Расширьте и видоизмените точку обзора
-
Перечислите (откройте или создайте) пути и средства, при которых содержание проблемы может стать ценным, выгодным или удобным.
-
Определите вашу собственную вторичную выгоду от существующей проблемы. Что оправдывает эта проблема? Что объясняет? Для чего вы ее используете (чтобы быть/делать/иметь или наоборот)? Какая польза вам от этого «наоборот» (не быть/не делать/не иметь) ? Если эти условия выгоды и пользы исчезнут, с чем вам еще придется справляться?
-
Теперь определите свою собственную цель вреф-реймииге: что вы хотите получить от переформулирования проблемы? И начинайте рефреймировать до тех пор, пока вы это не получите.
Ну а для того, чтобы получить желаемое в рефрей-минге, одновременно расширив «карту» ситуации, поразмышляйте о тех мыслях и идеях, которые возникли у вас по прочтении следующих вопросов техники расширения «карты» проблемы (по М. Аткинсон и материалам семинара «Нейролингвистическое программирование в работе с семьями» ЦПП «Катарсис»).
1. Если бы эта ситуация была бы смешной, то над чем бы я посмеялся (лась) ?
2. Как бы я решил (а) эту проблему, если бы я был (а) "а двадцать лет старше? Или на двадцать лет моложе?
3. Что бы я сделал (а), подумал(а), сказал (а) по-другому, если бы столкнулся (лась) с противоположной проблемой?
4. Как прежнее решение работало в прошлом? Почему сейчас такое решение превратилось в проблему?
5. Что произошло бы, если бы эта ситуация была прямо противоположной тому, чем она мне представляется?
6. Как бы эта ситуация выглядела с точки зрения другого человека?
7. Частью какой более крупной проблемы она является?
8. Чего на самом деле хочет человек или организация, создавшие эту проблему?
9. Эта проблема является системой? Если так, то как мне ее обойти?
10. Какие эмоции, испытываемые или блокируемые мной, заставляют меня реагировать по привычке или по устаревшей программе поведения, вместо того, чтобы действовать свежо и творчески?
НЛП-правила принятия решений и осуществления действий в кризисных ситуациях. Кризис 17 августа 1998 года ни для кого не прошел бесследно. В том числе, разумеется, и для меня. Однако, как ни странно, чисто психологически этот кризис более всего затронул меня тем, что все мои знакомые, до сей поры лениво беспокоившие меня исключительно к Новому году и ко дню рождения, буквально, как говорится, оборвали мой телефон с просьбами о немедленной антикризисной психотерапии.
К этому времени я уже понял, что кризис у нас поселился надолго (если не навсегда), а в первые его месяцы любая деловая активность сведется к абсолютному нулю. И потому, дабы не осложнять себе жизнь, просто отбыл с женой в Крым (не люблю заграницу как место отдыха), где спокойно проотдыхал положенные 24 дня в прекрасном санатории «Днепр». Но перед отъездом составил-таки и оставил своим друзьям и знакомым специальную «Памятку» по технике принятия решений и предпринятию действий в кризисных ситуациях, которую с удовольствием довожу сейчас до вашего сведения.
1. Ничего не принимайте и не предпринимайте до тех пор, пока не сделаете то, что описано ниже. Хотите вы того или не хотите, по кризисная ситуация активизировала ваши пессимистические «карты» и вы уже не можете рассуждать здраво (хотя вам и кажется, что можете).
2. Снимите стресс, если это необходимо. Заорите во весь голос, разбейте пару тарелок, а лучше отожмитесь от пола или побейте грушу — но все ото до изнеможения.
3. Расслабьтесь с помощью техники расслабления—любой, которую вы знаете. Не пытайтесь успокоиться (это пока не получится), а именно расслабьтесь — расслабление неизбежно приведет к успокоению. Но доведите расслабление до конца, а не до момента, который вы считаете «достаточным».
4. Переключите режим работы вашего мозга. Именно сейчас он застрял в тревоге, беспокойстве или депрессии — и это не тот режим вашего биокомпыоте-ра, при котором стоит что-либо решать или предпринимать. Используйте технику глазодвигательной десенсибилизации, займитесь базовым тренингом осознания («здесь и теперь я осознаю» — см. Упражнение 13) или просто не менее трех минут изучайте собственный стол, телефон или любой другой предмет так, как будто вы его видите первый раз в жизни, а через пять минут вам нужно будет сдавать по нему экзамен (на знание этого предмета до мельчайших подробностей).
5. Расширьте и/или видоизмените свою «карту» ситуации. Можете не сомневаться, что, и без того узкая, она сейчас сузилась еще больше. Поэтому, напри-мер, воспользуйтесь техникой «периферийного зрения». Добейтесь того, чтобы «картинка» ситуации расширилась до размера ваших разведенных рук.
6. Диссоциируйтесь от ситуации. Будучи в нее включенным, вы никогда не увидите полной картины. Посмотрите на нее со стороны, обязательно увидев себя в этой картине. Используйте различные перспективы рассмотрения (близко-далеко; сверху-снизу-сбоку), добавьте субмодалыюсти цвета, яркости и резкости (фокусировки).
1. Деперсонифицируйте свою «карту» ситуации. Воспользовавшись в качестве якорей несколькими стульями или просто точками на полу, подумайте, как увидели бы эту кризисную ситуацию и что решили и предприняли бы
и т. д. Не забудьте фиксировать наиболее интересные идеи, какими бы безумными они вам не казались.
8. Исследуйте кризисную ситуацию (ее новую видоизмененную веши картину). С помощью любой техники анализа проблем, например, воспользовавшись составлением схемы «карта проблемы», которая делается следующим образом:
-
выделите Главную проблему, выпишите ее в центре листа и обведите в кружок,
-
определите проблемы-следствия, выпишите их вокруг Главной проблемы, также обведите их в кружок и соедините с центральным кружком стрелками,
-
теперь, если каждая из проблем-следствий уже имеет решения, запишите эти решения, обведите их кружками и соедините стрелками с соответствующей проблемой-следствием. Если же нет, продолжайте свой анализ до тех пор, пока не наткнетесь на решение. То, что у вас получится, будет иметь примерно такой вид:
9. Определите вашу цель — искомый результат, которого вы хотели бы получить в кризисной ситуации. Распишите ее по схеме «хорошо сформулированного результата»
-
Цель (чего я хочу?).
-
Признаки (как я узнаю, что добился цели?).
-
Условия (где, когда, как и с кем мне это нужно/не нужно и желательно/нежелательно?).
-
Средства (что мне нужно — какие ресурсы — чтобы добиться этой цели?)
-
Ограничения (чп ю мне может помешать ?).
-
Последствия (что произойдет/не произойдет, если я достигну/не достигну своей цели?).
-
Ценность (насколько важен для меня этот результат — то, чего я хочу?).
10. Составьте несколько вариантов планов действий — лучше всего по схеме «НС- >ЖС». И приступайте к их реализации.
Бывают, однако, случаи, когда кризисная ситуация оборачивается для человека серьезной психотравмой. о этом случае к вышеописанному алгоритму добавьте следующее — технику осмысления проблемной ситуации.
1. Поговорите с кем-нибудь о случившемся. Этим кто-то моэ/сет быть и ваше отражение в зеркале, если вы никому больше не доверяете. Расскажете ему все, что вы видите, слышите, чувствуете и думаете по поводу кризисной ситуации. Выговоритесь «до донышка».
2. Придумайте или вспомните что-то, что является
•меньшей проблемой и
•проблемой такого лее масштаба,
как и кризисная ситуация. Фразы «это ничто по сравнению с мировой революцией» или «что угодно, лишь бы не было войны» придуманы достаточно умными людьми.
3. Переосмыслите кризисную ситуацию как нечто положительное. Воспользуйтесь не только рефрей-мингом, но и просто чувством юмора, дабы это положительное все-таки отыскать (между прочим, потеря денег в числе прочего означает, что вам теперь не надо беспокоиться об их использовании и сохранении).
4. Прекратите обвинять себя. Вспомните один из основных постулатов НЛП: «Никогда не обвиняй себя за прошлые ошибки, ибо тогда ты сделал все, что мог, в рамках того, что знал и умел». И объясните кому-нибудь (можете и своему отражению), как этот принцип применим к данной ситуации.
5. Найдите тем не менее что-то, по отношению к чему вы могли бы быть причиной (но не стали). По каким правилам вы жили в отношении этого не сделанного? Выделите их как фиксированные идеи или ограничивающие убеждения и подвергните переработке.
6. Определите, чему из всего этого можно научиться и какой положительной цели все это служит в вашей жизни. Вспомните, что жизнь учит нас языком событий и обстоятельств — так что она хочет сказать лично вам этой самой кризисной ситуацией?
7. Сделайте необходимые выводы из случившегося, определите правила, навыки и умения, которые вам могут понадобиться, и потренируйтесь в них. Это не
обязательно делать реально — вполне достаточно будет вашего воображения, подкрепленного взмахами, «генератором нового поведения» и/или «единением ожиданий», т. е- построением Сильного Себя.
Упражнение 64.
Упражнение 65.
-
Найдите что-то, в чем вы не можете разобраться, или что-то, что вы не можете решить и разрешить, и проработайте это «что-то» с помощью техники освобождения от умственной ловушки.
Упражнение 66.
-> Выпишите десять самых крупных неудач вашей жизни и рефрейми-руйте их в нечто позитивное. Закончив, сделайте позитивное переосмысление своей постоянной практикой.
Упражнение 67.
- Определите, где вы сейчас в вашем собственном, а не поразившем всю страну экономическом кризисе. И осуществите анализ ситуации по технике принятия решений и осуществления действий в кризисных ситуациях.
1.2. Превращение неудачи в обратную связь
Необходимость переработки и трансформации неудач. Теперь, когда мы разобрались с принципами экологичного реагирования на неприятности, настала пора двигаться дальше и разобраться с нашими неудачами. Нет, вовсе не со всеми теми провалами и поражениями, случавшимися в вашей жизни (а их, я думаю, было немало), а только с теми из них, которые мешают вам обрести здоровье.
Дело в том, что очень может быть, что одной из причин, по которой вы не можете излечиться, выступает как раз негативный опыт предшествующих неудач — неосуществившихся излечений. Конечно же, неудачи бывают у всех и у каждого. Без них невозможна жизнь. Но некоторые из этих неудач достигают своеобразного «порогового» уровня. И оказываются столь болезненными, что превращаются в стойкий тормоз прогресса и развития. Ибо испытавший ее человек буквально убеждает сам себя (причем на уровне бессознательного), что «это вот» («этим вот» вот может быть все — от эффективных переговоров до успешного похудания) ему просто не по плечу (не дано, не возможно, все равно не получится и т.д.). Однако любой неудавшийся опыт есть прежде всего (и более всего) «информация к размышлению» — о том, что вы сделали неправильно, дабы не повторить это неправильное в будущем. Вот здесь-то без предлагаемой нами техники вам не обойтись. Помимо этого она очень хорошо «работает» при разбиении так называемых синестезических паттернов — когда вам просто плохо, но это плохо никак не поддается логическому анализу. Выявить истинные причины этой плохости и тут же «переписать» их — именно этой цели также служит техника превращения неудачи в обратную связь Р. Дилтса.
Пример использования техники превращения неудачи в обратную связь. Надежду меня попросил принять ее лечащий врач — мой хороший знакомый. Проблема заключалась в том, что его новый и весьма эффективный способ лечения почему-то никак не срабатывал у этой тридцатипятилетней женщины. Самое логичное, что можно было бы здесь предположить, так это то, что дело не в методе, а в пациентке. В каких-то ее бессознательных механизмах, которые препятствуют излечению.
Из предварительной беседы я узнал, что лечение, которое предлагает Надежде мой знакомый, — «юбилейная» десятая ее попытка излечиться, причем девять предшествующих закончились неудачей. Резонно предположил, что здесь может присутствовать убежденность Надежды в том, что и в этот десятый раз она снова потерпит неудачу. И после нескольких «раскруток» убедился в том, что это именно так.
«Я больше не верю, что мне что-то может помочь, — сказала мне Надежда. — Да и вы, наверное, тоже не верили бы, если бы лечились столько, сколько я...» В результате это ее убеждение в неизбежности неудачи — а, скорее всего, оно возникло значительно раньше, где-то после третьей или четвертой попытки излечиться — превратилось в самооправдывающееся пророчество и на уровне бессознательного создало механизм, блокирующий любое изменение к лучшему.
Я решил применить технику превращения неудачи в обратную связь и для начала попросил Надежду вспомнить о своих предшествующих неудачах в лечении, как следует подумав о том, что произошло и на основании чего °на считает, что потерпела неудачу. Направление взгляда Надежды в то время, как она выполняла инструкцию, сказало мне все, что нужно. Она зафиксировала взгляд прямо перед собой и начала смотреть чуть вниз — под углом примерно 15-20° от горизонтали. В нейролингвистическом программировании этот весьма своеобразный и не упоминаемый в стандартном списке ключ глазного доступа свидетельствует о синестезии: неком слитном комплексе репрезентаций, в котором визуальные, аудиальные и кинестетические воспоминания не представлены по отдельности, а образуют прочное, сложное, но патологическое по сути единство—слившуюся и слипшуюся «молекулу», которую мозг человека не смог разобрать на отдельные атомы.
Как и всегда в НЛП, я начал с формирования результата и в конце концов добился более или менее четкого представления Надеждой образа ее желанной цели — исцеления и здоровья. А после приступил к «разбиению молекулы» (синестезии) неудачи, попросив ее сделать следующее.
Войти в свое нежелательное состояние неудачи, пережить его, а после опустить глаза вправо и вниз (кинестетический доступ) и еще раз ощутить чувство неудачи.
Вернуть глаза в «синестезическое» положение, начать прислушиваться к тем звукам, которые могут слышаться, а потом направить глаза влево и вниз (доступ к внутренней речи) и еще раз услышать то, что слышалось в неудачах.
И, наконец, снова возвратить свои очи на середину и попытаться разглядеть какие-то изображения, опять-таки как бы перенося их налево и вверх, где они могут быть действительно визуализированы (доступ к зрительным воспоминаниям).
После такого вот «раздробления» «молекулы» неудачи я попросил Надежду еще раз опустить глаза в положение кинестетического доступа и снова испытать ее чувства — но без видимых картин, слов и звуков. Попытаться выяснить, о чем сообщают эти чувства (оказалось, что о том, что нужно быть осторожной, а то обманут). А после подвигать и повидоизменять эти чувства с тем, чтобы они стали чем-то более желательным (Надежда выбрала бдительность и, как бы отстранив от себя осторожность и сделав ее более четкой, произвела «превращение чувств» — в сути своей суб-модальностное редактирование).
Далее по моей просьбе Надежда перевела взгляд в направлении доступа к внутренней речи и начала анализировать звуки и слова, которые ранее были «замурованы» в синестезии неудачи. Оказалось, что здесь присутствует Biryr-ренний диалог с лейтмотивом: «Тебя опять обманут!» Но после того как мы поработали с аудиальными субмодальностями, нам удалось преобразовать его (диалог) в единственную фразу, произносимую спокойным голосом отца Надежды (выяснилось, что фраза «тебя опять обманут» произносилась голосом матери): «Проверяй, но доверяй!»
Наконец, я попросил надежду разместить вверху два образа («картинки»): справа — желаемой цели, а слева — неудачи. И предложил ей, поочередно переходя от одной «картинки» к другой, определить, действительно ли воспоминания о неудаче мешают достичь цели-результата — отвращают и уводят от нее (него)? Или они могут как-то послужить в достижении этой самой цели-результата?
Оказалось, что в воспоминании о неудаче нашлось многое ранее не видимое, не узнаваемое и не принимаемое, что вполне могло послужить достижению цели-результата. Теперь, когда зрительные образы были очищены от чувств, слов и звуков и выделены как самостоятельные, они оказались той самой обратной связью — в том числе и совершенных Надеждой глупостей, которая обогатила и даже слегка видоизменила цель моей клиентки (точнее — образ этой цели и ее субмодальности).
После всего этого мы приступили к «обратной сборке» «молекулы» синестезии — но уже в соответствии с характеристиками положительного эталонного опыта: естественного достижения цели. Для того чтобы обнаружить этот опыт, я предложил Надежде вспомнить нечто в будущем, что обязательно произойдет и с чем она обязательно справится. Клиентка выбрала будущий отпуск и, когда я попросил ее представить его, устремила взор прямо перед собой, но немного вверх — примерно под углом 15-20°. Я уже знал, что именно так репрезентируется ключ доступа к еще одной синестезии — но положительной и ресурсной. И потому просто предложил Надежде взять образ ее цели и разместить его там, где в ее эталонном опыте находятся «визуальная» часть ее ресурсного опыта, одновременно проведя необходимые преобразования образа цели с тем, чтобы все ключевые суб-модальностные его характеристики — яркость, цвет, размер, расстояние, глубина изображения, его четкость и т.п. — стали такими же, как у ресурсной синестезии (визуальной ее части). Далее мы проделали аналогичные преобразования и переносы для внутреннего голоса и чувства бдительности, после чего я попросил Надежду «слить все это в единый целостный» образ. А после совершенно неожиданно для нее спросил:
— Как вы думаете, поможет ли вам то лечение, курс которого вы собираетесь пройти?
— Да, конечно, — без тени сомнения ответила клиентка.
Через месяц я узнал, что все так и произошло...
Краткое описание данной техники. Я не случайно предварил это описание случаем из своей практики. Дело в том, что существующая в нейролингвистическом программировании запись алгоритма этой, разработанной Р. Дилтсем техники столь — на первый взгляд — сложна и непонятна, что даже я разобрался в ней только «с третьего захода». Но в конце концов разберетесь и вы.
По Р. Дилтсу («Изменение убеждений с помощью НЛП»), техника превращения неудачи в обратную связь делается так.
1. Выявите собственное проблемное отношение или убеждение (то есть то, что воспринимается вами как нечто, что невозможно, нельзя или не стоит делать).
а) Определите ощущения и положения глаз, связанные с этим убеждением, после чего
б) выясните, что происходит внутри в каждой из репрезентативных систем (VAK), когда убеждение в неудаче присутствует.
2. Разделите синестезию VAK, расположив каждую частичную репрезентацию (V, А и К) в обычное для НЛП положение глазных ключей доступа.
3. Посмотрите вверх и вправо и представьте желаемые цели (а заодно отношения и убеждения, с ней связанные). Проверьте экологию этой цели.
4. Взгляните на картины воспоминаний, связанных с убеждением или отношением, и постройте более реалистичную перспективу всей этой ситуации.
а) Посмотрите, как воспоминания, бывшие неприятными раньше, могут теперь дать положительную обратную связь, которая способна вести вас прямо к намеченной цели.
б) Уточните, не нужно ли как-то видоизменить свою цель, основываясь на том, что вы поняли из наблюдений за воспоминаниями.
в) Удостоверьтесь, что вы можете видеть шаги, которые как бы соединяют воспоминания и намеченную Цель (как бы НС и ЖС).
5. Определите позитивное ресурсное переживание — то есть что-то, что вы наверняка достигнете в будущем, или что-то, что вы непременно в нем осуществите. Поставьте якорь на это переживание.
6. Сделайте субмодальности VAK намеченной цели такими же, как у позитивного ресурсного переживания, Ц запустите поставленный якорь в то время, когда вы смотрите на намеченную цель.
Упражнение 68.
|