Ковалев Сергей "Исцеление с помощью НЛП"

6. Каковы приоритеты моих ценностей (проран-Экируйте их в порядке важности или значимости) ?

7. Насколько отображает мой нынешний образ жизни те вещи и ситуации (ценности), которые для меня важны?

8. Какие три шага (действия) могу я сделать, чтобы изменить мою жизнь к лучшему?

9. Что еще я для этого сделаю?

10. Какие обязательства придают моей жизни смысл?

11. Какие переживания придают моей жизни смысл?

12. Какие достижения придают моей жизни смысл ?

13. Что заставляет мое сердце петь?

14. Что служит для меня неизменным источником радости?

15. Что позволяет мне ощутить себя по-настоящему счастливым?

16. Что просто доставляет мне регулярное удовольствие?

17. Насколько сейчас мой образ жизни вмещает и включает...

  • то, что придает моей жизни смысл?

  • то, что заставляет мое сердце петь?

  • то, что служит для меня источником радости?

  • то, что позволяет мне ощутить себя по-настоящему счастливым?

  • то, что регуляро доставляет мне удовольствие?

18. Какие три шага (действия) я могу сделать, чтобы в моей жизни стало больше того, что придает моей жизни смысл?

19. Какие три шага (действия) я могу сделать, чтобы в моей жизни стало больше того, что заставляет мое сердце петь?

20. Какие три шага (действия) я могу сделать, чтобы в моей жизни стало больше того, что делает меня по настоящему счастливым?

21. Какие три шага (действия) я могу сделать, чтобы в моей жизни стало больше того, что служит для меня неизменным источником радости?

22. Какие три шага (действия) я могу сделать, чтобы в моей жизни стало больше того, что регулярно доставляет мне удовольствие?

Упражнение 77.

  • Создайте фрейм результата для каждой из целей, соответствующей вторичным выгодам и смыслам вашей болезни.

Упражнение 78.

- «Расшифруйте» эти цели по схеме логических уровней.

Упражнение 79.

  • Ответьте на вопросы техники согласования своей жизни и для всего, что «всплыло» и открылось, опять-таки

  • создайте фрейм результата и

  • расшифруйте цели на логических уровнях.

Однажды Хякудзё Исэй сказал монахам:

Когда вы закончите возделывать новое поле, я поведаю вам Смысл Сущего.

Монахи закончили работу в поле и обратились к мастеру:

Мы просим вас поведать Смысл Сущего. Хякудзё Исэй широко развел руками.

Глава 3. ПРЕОДОЛЕНИЕ ОГРАНИЧИВАЮЩИХ УБЕЖДЕНИЙ

«Я не могу в это поверить»,сказала Алиса.

«Не можешь?»повторила королева тоном сожаления.«Попробуй снова и дыши глубже». Алиса рассмеялась. «Глупо пытаться»,сказала она.«Нельзя поверить в невозможное».

«Осмелюсь напомнить, что у тебя нет богатой практики»,сказала королева.«В твоем возрасте я практиковалась по полчаса в день. Бывало, что до завтрака я успевала поверить не менее чем в шесть невозможных вещей».

Л. Кэрролл

Прежде чем перейти к рассказу об этом—третьем шаге в системе-максимум НЛП-исцеления, позволю себе задать нескромный вопрос: как вы сейчас себя чувствуете? Надеюсь, что лучше, поскольку довольно значительная часть «психологической» составляющей вашей болезни к этому моменту должна быть прояснена и проработана. Но думаю, что еще не совсем хорошо, потому что появлению такого совершенно необходимого для активизации нейро-соматического фактора, как вера все еще мешает такая невинная (но только на первый взгляд) вещь, как ваши убеждения

  • о болезни,

  • об излечении и

  • о жизни.

Давайте выясним, что именно в этих самых убеждениях вам стоит также прояснить и проработать, рассмотрев:

  • роль убеждений в жизни человека,

  • НЛП-техники изменения убеждений и способы работы с фиксированными идеями, а также

  • формализованные методы определения и преодоления органичивающих убеждений.

3.1. Убеждения и их роль в жизни человека

Сила наших убеждений. Свой рассказ об убеждениях мне хотелось бы начать с одной истории. Ныне она стала уже легендой, а точнее, анекдотом, который любят рассказывать психотерапевты. Правда, есть сведения, что история эта на самом деле имела место в терапевтической практике А. Маслоу, однако сведения эти непроверенные, поэтому я расскажу ее именно как анекдот.

Итак, жил-был пациент, который был твердо уверен, что он труп. Все попытки психотерапевта переубедить это-го «живого мертвеца» неизбежно заканчивались крахом, и тогда он решился на крайнее средство.

Во время очередного сеанса он спросил своего пациента:

— Могут ли трупы кровоточить?

— Что вы, доктор, — снисходительно-покровительственно ответил пациент. — Вроде взрослый и умный человек, а не знаете такой простой вещи. Конечно, трупы не могут кровоточить!

И тогда психотерапевт достал припрятанный скальпель и быстро полоснул им по руке пациента. Полилась кровь, на которую воззрились оба присутствующих—один с недоумением, а второй с торжеством и надеждой (я думаю, вы догадались, кто).

— Так что вы теперь скажете? — первым не выдержал паузы психотерапевт.

— Да, доктор, — ответствовал пациент. — Теперь я вижу, что вы правы, а я не прав... Трупы могут кровоточить!

Отсмеялись? Тогда (теперь) задумайтесь — нет, не о тяжкой доле психотерапевтов, которые вынуждены работать и с такими вот (с любыми!) пациентами. А о фантастической силе человеческих убеждений, которые, часто не соответствуя действительности (иногда — ни на йоту!), остаются тем не менее непоколебимыми и продолжают направлять нас по дороге, ведущей в ад (эта дорога, по мнению энэлперов, вымощена не только и не столько благими намерениями, сколько нашими ограничивающими убеждениями). Вот только важно понимать, что ограничивающими убеждения становятся не потому, что они верны или не верны. А потому, что оказываются неэкологичными. То есть не дают жить эффективно и радостно...

Убеждения и регуляция нашего поведения. Дело в том, что убеждения относятся к одному из высших уровней регуляции человеческого поведения и деятельности. Сие было бы совсем хорошо и здорово, если бы не одно «но». К сожалению, основной функцией убеждения является стиМУ лироваиие человека на непрерывный поиск их (убеждены I подтверждения. То есть на яростное (особенно — если заденут «за живое») стремление еще раз подтвердить, что это вот убеждение — истинно. А вовсе не проверка того, истинно ли оно. Результат — удивительно странная жизнь большинства из нас. «Вглухую», когда человек не вслушивается (просто не допускает до сознания) в аргументы других людей и даже доводы собственного рассудка или бессознательного. И «вслепую», когда он начисто не замечает ничего, что опровергало бы его убеждение, но зато тут же «узревает» все, что это убеждение подтверждает—даже если там нет ничего подтверждающего... Так что от упомянутого в начале этой главы пациента мы отличаемся только тем, что убеждения у нас не такие странные. Но все равно — ограничивающие.

«Так называемый здравый смысл», — любил говаривать Эйнштейн, — это всего-навсего предрассудки, которые складываются до восемнадцати лет». «Верь, чтобы понимать», — в свою очередь утверждали адепты восточных систем самосовершенствования. Казалось бы, какая здесь связь? Тем не менее она есть — пусть и не явная. Ибо и в первом, и втором случае мы опять-таки сталкиваемся с феноменом убеждений. Тех самых, которые, с одной стороны, помогают нам очень быстро, не прилагая особых мысленных усилий, разобраться в происходящем (сколько раз, например, в сложной дорожной ситуации, созданной женщиной-водителем, вы вместо того, чтобы разобраться в происходящем, снисходительно констатировали «Баба — это не водитель» и, отключив мозги и не обременяя себя дополнительной мыслительной деятельностью, ехали дальше?). С другой стороны, эти самые убеждения очень мешают нам жить, совершенствоваться и просто воспринимать жизнь. И не случайно тот же Эйнштейн на вопрос о том, как делается открытие, однажды ответил: «Есть десять человек, которые знают, что этого быть не Может (убеждены в этом). Потом приходит один, который этого не знает. Он-то и делает открытие...»

Получается, что библейское «каждому по его вере» (что в современном переводе значит «каждому в соответствии с его убеждениями»), действительно является абсолютной — внепространственной и вневременной -истиной которую даже многие верующие христиане не понимают до конца и, собственно, смысла (этой истины). А ведь все очень и очень просто. Вы получаете в этой жизни то, во что верите. То, в чем убеждены. Ибо именно убеждения резче и четче всего селектируют вашу действительность и деятельность на «возможно» и «невозможно». Что порождает ее подразделение на «будет, состоится» и «не будет, не состоится». И если вы твердо говорите себе «это возможно», сколь бы головоломным не было то, к чему вы приступаете, оно действительно окажется возможным. А если вы, наоборот, твердите «это невозможно», любое, самое пустячное дело окажется трудным и неосуществимым. Так что, вы здоровы до тех пор, пока верите в это. Заболеваете, когда утратили эту веру в собственное здоровье. И выздоравливаете, как только обретете истинную веру в возможность исцеления посредством предлагаемого вам способа лечения. Ибо исцеляет не лечение, а вера в его эффективность. И лечение с верой дает куда больший эффект, чем без оной. Так что стоит не пожалеть ни времени, ни сил на то, чтобы привести ваши убеждения в соответствие с программой вашего самоисцеления...

Функции человеческих убеждений. Только не надо после всего сказанного начинать смотреть на свои убеждения как на бяку с букой вместе взятых. Да, никуда не деться от упомянутого мною факта, что основной функцией наших убеждений является подтверждение того, что нечто истин)ю, а не проверка того, истинно ли это. Однако из этого следует, что любое убеждение может быть и добром, и злом, и полезным, и вредным. Если оно истинно, то с его помощью вы сможете легко и, в общем-то, безошибочно ориентироваться в ситуации, мгновенно отделяя зерна от плевел. Если же убеждение ложно, оно может оказаться способным попросту исковеркать вам жизнь, за бортом которой окажется все, что не соответствует этому убеждению. Весьма известная многим ситуация «Не могу поступиться принципами» лукавыми энэл-перами давно уже расшифровывается с позиции вторичной выгоды констатировавшего сие человека — «Могу не поступаться принципами». А что — удобно, а главное полезно! Зато всегда ведь можно объясниться с другими (а заодно оправдаться перед собой) по поводу каких-либо неправомерных действий. «Не могу бросить пить», «Не могу делать зарядку». Да нет же, нет и нет. В основе этих ограничивающих убеждений — лукавые мысли типа «могу не бросать пить» и «могу не делать зарядку»...

Впрочем, мы отвлеклись. Вернемся к анализу феномена убеждения. По своей сути оно представляет собой просто обобщение. О себе самом, о мире или о себе и о мире — включая других и их взаимоотношения. Убеждение — это некая «генерализация»: о причинах, смыслах и границах. Генерализация эта помогает нам справляться с превышающим уровень нашего восприятия количеством деталей и сделать мир предсказуемым. Так, имея убеждение об опасности крупных собак, вы не анализируете породу приближающегося к вам мохнатого чудовища, а просто даете деру. Главное же заключается в том, что если мы уж в чем-то убеждены, мы будем вести себя так, чтобы это убеждение подтвердилось. Т.е. если мы, например, искренне верим, что нас не любят, то и вести себя будем так, чтобы это верование подтвердилось — капризно, враждебно, подозрительно и т.д. и т.п.

Согласно НЛП, к основным функциям убеждений относятся следующие (по материалам мастерского курса X. Бренера и X. Консбах, ИГИСП).

Убеждения функционируют как фильтры.

Они обеспечивают то, что вы заметите важные (для себя) вещи и отвергните то, что неважно. Ваши убеждения говорят вам, что вы можете делать, а что нет — в настоящем и в будущем (но опять-таки - с вашей собственной точки зрения).

Убеждения определяют вашу реакцию — причем в любой момент времени.

Убеждения структурируют ваши переживания и говорят, что делать дальше.

Убеждения заполняют разрывы в знаниях.

Когда мы не знаем, что является истинным, нам нужны убеждения для заполнения этих разрывов. Мы образуем связки, которые помогают сделать наши переживания целостными.

Убеждения придают смысл вашей жизни, помогают вам сформировать цели и знать, что нужно делать и как себя вести.

Видите, как много они для вас делают? Н о только до тех пор, пока не перейдут в разряд уже упоминавшихся ограничивающих убеждений, которые точнее всего можно было бы назвать убеждениями неэкологичными — т.е. не соответствующими сути, естеству и течению нашей жизни.

Определение ограничивающих убеждений. Немного отвлекусь и (с учетом рекомендованных далее упражнений) в первом приближении опишу, как можно выявлять убеждения. Вообще-то, самостоятельно выявить собственные ограничивающие убеждения без посторонней помощи, мягко говоря, нелегко — как можно обнаружить ошибочность того, во что ты веришь? Однако есть общие признаки репрезентации убеждений, по которым их можно определить. Так, в качестве своеобразных индикаторов наличия убеждений (того, что вы на них наткнулись) в НЛП обычно выступают следующие паттерны (по материалам семинаров П. Врицы, ИГИСП).

Лингвистические (языковые)

  • модальные операторы возможности, долженствования и необходимости («могу — не могу», «должен — не должен», «необходимо — не желательно»);

  • высококонтекстуальные слова типа «Быть», «Есть», «Значить» и «Следовательно» (без объяснения почему);

  • универсальные квантификаторы («всегда», «никогда», «никто, «ничто», «все» и т.п.);

  • словесные структуры типа «Если..., то ...»

Психофизиологические

  • вовлеченность нервной системы (это когда человек как бы весь в этом);

  • неадекватная эмоциональность (отстаивание «с пеной у рта») и

  • иррациональные ответы («Все равно это так!»). Если вы обнаружите нечто подобное вышеописанному, знайте: сейчас говорите и думаете не вы (он), а ваши (его) убеждения. Раз так, попробуйте определить это убеждение, последовательно задавая себе (ему) хитрый энэл-перский вопрос: «что должно быть правдой, чтобы это было верным?» А определив убеждение, задайте еще один интересный вопрос: а полезно ли для меня (него) это убеждение? Т.е. можно ли считать его экологичным — действительно помогающим жить в этом непрерывно меняющемся мире, который мы тщимся остановить и упорядочить с помощью наших убеждений?

Три врага выздоровления. Какие именно убеждения следует считать неэкологичными? Вообще-то все, которые мешают нам жить. Но прежде чем мы до них доберемся, нам надлежит разобраться с тремя самыми страшными «врагами» вашего выздоровления, а заодно и любого дела вашей жизни. Таковыми Р. Дилтс в своей книге «Изменение убеждений с помощью НЛП» считает убеждения в

  • безнадежности,

  • беспомощности и

  • незаслуженности.

Убеждение в безнадежности присутствует всегда когда человек не имеет надежды относительно результата. Он чувствует или убежден, что добиться результата просто невозможно. А потому и беспокоиться об этом не стоит. И если, читая мою книгу, вы думаете про себя: «Все равно это ничего не даст», у вас налицо убеждение в безнадежности.

Убеждение в беспомощности имеет в своей основе печальное заблуждение «Другие могут, но не я», в корне противоречащее одному из базовых положений нейролингвистического программирования, по которому «если это возможно в мире, это возможно и для меня». «Да, кто-нибудь точно вылечится с помощью этой книги. Кто-нибудь, но не я. Это, наверное, возможно — излечиться по НЛП, но у меня на это не хватит способностей. А те, кто победили рак, так это, наверное, вообще люди особого сорта — не такие, как я». Нет ли чего-то подобного и в вашей голове? Если да, то у вас явно присутствует убеждение в собственной беспомощности.

И, наконец, убеждение в незаслуженности. Здесь все ясно и прозрачно, ибо мы бессознательно позволяем себе добиться только того, что считаем для себя заслуженным. И не только не добиваемся, но, скорее, даже «отбиваемся» от всего того, что считаем незаслуженным — собой и для себя. Так что скажите, а вы действительно верите в то, что заслуживаете выздоровления? Или где-то там, в глубинах вашего бессознательного, у вас бродят мысли типа: «И поделом. Так мне и надо!» или даже новомодное: «Это моя карма...» Если да, то, значит, вы являетесь жертвой убеждения в незаслуженности.

Так может быть стоит их убрать, превратив в нечто полезное — для дела исцеления в частности и жизни вообще? Лучше всего это можно сделать именно и только методами НЛП. Но об этом — в следующем разделе.

Упражнение 80.

  • Ориентируясь на вышеприведенные признаки, потренируйтесь в определении убеждений ваших партнеров по общению. Выявленные убеждения зафиксируйте (т.е. просто запишите).

Упражнение 81.

  • Договорившись с самым покладистым из этих партнеров (лучше всего с кем-то из близких родственников, которые вынуждены терпеть нас, что называется, по определению), возьмите любое из выявленных у него ограничивающих убеждений и объясните на этом примере

  • роль и функции наших убеждений,

  • то, как данное конкретное убеждение

— помогает ему жить и

— не дает жить «в полную силу».

Упражнение 82.

-> Попробуйте определить ваши собственные убеждения относительно болезни и выздоровления, задав себе (многократно) следующие вопросы

  • Во что я верю в связи с

- болезнью,

- здоровьем,

- возможностями исцеления.

  • По каким правилам я живу в связи с

- болезнью,

- здоровьем,

- возможностями исцеления. Определите, насколько каждое из этих — выявленных — убеждений помогает вам

  • сохранить вашу болезнь «в неприкосновенности»,

  • действительно излечиться.

Упражнение 83.

  • Воспользовавшись десятибалльной шкалой, определите, насколько вы верите (10 соответствует максимальной вере, а 0 — ее отсутствию) в

  • возможности лечения вашего конкретного заболевания,

  • возможности вашего собственного излечения,

  • «заслуженность» этого излечения именно для вас.

Учтите, что критическое значение баллов, обеспечивающее эффективное исцеление, должно быть не меньше 6-7, а лучше 8 и более...

3.2. НЛП-техники изменения убеждений и работа с фиксированными идеями

Базовая техника изменения убеждений. Основная или, иначе базовая, техника работы с убеждениями, разработанная Р. Бэндлером весьма эффективна и, в общем-то, не сложна—для любого, кто освоил принципы и приемы субмодальностного редактирования. Единственное затруднение в ее использовании обычно бывает связано с поиском репрезентации убеждения — т.е. того, как оно представлено в VAKD (в каких субмодальностях). Посему дам вам подсказку: по моему опыту у очень многих людей убеждения кодируются их мозгом в основном субмодальностями пространственного расположения и размера (но не только и не всегда). Так, например, убеждение обычно оказывается близким, высоко расположенным, крупным и плотным, а сомнение — далеким, низко расположенным, небольшим и/или «разряженным».

Привожу полное описание техники изменения убеэ/сдеиий (по книге Р. Бэндлера «Используйте свой мозг для изменений»).

А. Сбор информации и подготовка.

1. Подумайте о своем убеждении, касающемся вас самих. Убеждение, которое вы не хотели бы иметь, потому что оно как-то ограничивает вас или приводит к нежелательным последствиям. Как вы представляете это у беэ/сдение в своем внутреннем опыте (т.е. как узнаете о том, что «проявилось» это убеждениекак вы его видите, слышите или ощущаете) ?

2. Теперь подумайте о том, в чем вы сомневаетесь о чем-то, что может быть верно, а может и нет: вы не уверены. Как вы представляете это сомнение в своем внутреннем опыте?

Однако когда вы ищите то, в чем вы сомневаетесь, убедитесь, что вы в этом «сомнительном» действительно не уверены. Если вы говорите что-то вроде: «Я сомневаюсь, что это хорошая идея», то на самом деле мелеете иметь в виду, что уверены, что это идея плохая. Сомнениеэто когда вы колеблетесь от мысли, что нечто может быть верно, к мысли, что это может быть неверно; вы просто не знаете.

3. Проведите сравнительный анализ, чтобы найти и перечислить субмодальные различия между Верой и Сомнениемточно так, как вы это делали раньше в главе «Их величества субмодальности», например, с замешательством и пониманием.

4. Проверьте по очереди каждую субмодалыюспгь из вашего списка различий, чтобы выяснить, какие из них наиболее эффективны при превращении веры в сомнение Проверив одну субмодальность, верните ее в исходное состояние, прежде чем проверять следующую.

5. Теперь решите, какое новое убеждение вы хотели бы иметь вместо того, которое у вас сейчас есть и вам не нравится? Позаботьтесь о том, чтобы это убеждение было предъявлено в позитивных терминах, без отрицаний. Например, «Ямогу успешно выздороветь» вместо «Я перестану болеть».

Убедитесь также в том, что вы думаете о новом убеждении в терминах скорее способности или процесса, нежели уже достижения желаемой цели. «Я верю, что могу научиться улучшать и поддерживать свое здоровье»это весьма экологичное убеждение. А вот «Я совершенно здоров»это не очень экологичное убеждение, особенно если на самом деле список ваших болезней включает десяток заболеваний. Вы должны мобилизовы-вать новые способности, а не строить новые лее, но заблуждения.

Обязательно осуществите экологическую проверку. Спросите себя, не причинит ли вам неприятности это новое убеждение? Как изменится поведение вашей жены или других членов вашей семьи, если у вас будет это новое убеждение? Как это новое убеждение повлияет на вашу работу? И т.д. и т.п. При необходимости, видоизменяйте и модифицируйте свое новое убеждение, дабы принять в расчет любые вероятные проблемы.

Б. Процесс изменения убеждения.

6. От веры к сомнению. Оставляя содержание неизменным, превратите нежелательное у беждение в сомнение путем использования одной или нескольких наиболее мощных субмодалыюстей, обнаруженных на шаге 4. Например, если двумя сильнейшими различиями были фильм-слайд и близкая панорамаудаленная картина в рамке, то пусть панорамный фильм замедляется до неподвижного слайда, отодвигаясь и превращаясь в обрамленную картинку.

7. Изменение содержания. Используя какую-нибудь другую субмодальность, смените содержание старого нежелательного убелсдения па содержание нового, желательного. Например, если в сомнении картинки у вас прыгают туда-обратно, они могут прыгнуть из старого содержания в новое. Или вы можете заставить картину старого убеждения отодвинуться так далеко, что невозможно будет разобрать, что там, а потом вернуть ее обратно с образом нового убеждения. Наконец, вы моэ/сете сделать картинку столь яркой или столь темной, что старое содержание исчезнет, а потом вернуть ее в прежнее состояние с новым содержаниеми т. д.

7. От сомнения к вере. Сохраняя новое содержание, превратите сомнение в убеждение путем обратного изменения тех же субмодальпых характеристик, которые вы использовали на шаге 6. Если перемещение вправо превратило старые убеждения в сомнения, то теперь вы перемещаете картину обратно влево, чтобы превратить новое содержание из сомнения в убеждение. Делая это, будьте очень внимательны к любому сопротивлению изменению, возникающему у вас внутри. Ибо если повое убеждение плохо сформулировано или в нем есть какие-либо отрицания, то какая-нибудь часть вашей личности вполне может ему воспротивиться и мешать изменению. Если вы столкнулись с подобными возражениями, отнеситесь к ним с почтением, соберите информацию и вернитесь на шаг 5, чтобы переопределить новое убеждение.

8. Проверка.

9. Существует несколько способов проверки. Но самый простойэто спросить себя: «И как я теперь думаю об этом новом убеждении?»

10. Когда новая вера на месте, старая, возможно сменит свои субмодалыюсти па субмодальности неверия. Если вы выясните, как теперь представлено старое убеждение, то сможете сравнить это с субмодалыюс-тями сомнения, которые вы уже знаете, или с субмодальностями неверия, которые можете определить попросив себя подумать о чем-то еще, во что вы твердо не верите.

Пример работы с убеждениями в безнадежности. Владимир Павлович — невысокий, полный и уже в летах мужчина начальственного вида и типа — обратился ко мне по совету онколога. Нет, он не был еще болен раком в той степени, в которой это делало бы ситуацию безнадежной. Но предстоящее лечение могло оказаться безуспешным, поскольку Владимир Павлович был твердо убежден в том, что «рак — это смертельно».

Как вы, наверное, поняли, это было типичное убеждение в безнадежности, каковое не поддавалось никакому логическому опровержению. Однако мне довольно быстро удалось уговорить Владимира Павловича на то, чтобы заменить это убеждение на другое, более полезное — например, «многие случаи рака и этот в том числе являются целиком и полностью излечимыми».

Дальнейшее происходило по вышеописанной схеме. Не сразу, но мы все-таки определили, как видится, слышится и ощущается это «роковое» убеждение. Нашли подходящее сомнение — что-то, в чем Владимир Павлович был убежден 50 на 50 (кажется, то, поедет ли он в отпуск в августе — ведь главное здесь, чтобы имело место именно сомнение, а не негативное убеждение, замаскированное под сомнение; поэтому предложенное пациентом «Я сомневаюсь, что правительство выведет страну из кризиса» я тут же отклонил, обнаружив за этим банальное «Я уверен, что правительство ее из кризиса не выведет»)- Определили ключевые субмодальности — главные субмо-дальностные различия между убеждением (негативным) и сомнением. И, плавно изменяя эти субмодальности, сначала «задвинули» убеждение «рак — это смертельно» в «область сомнения» (и даже как бы растворили его там). А потом «извлекли» оттуда новую «идею» — «многие случаи рака и этот в том числе являются целиком и полностью излечимыми» — и переместив ее в «регион убежденности», сделали эту идею убеждением...

Через месяц онколог Владимира Павловича сообщил мне, что «обычной химиотерапией в излечении этого больного достигнут значительный прогресс...»

Две другие техники изменения убеждений. Я знаю еще десятка два техник НЛП, осуществляющих изменения убеждений. Среди которых наиболее заслуживающими внимания считаю «музей старых убеждений» и «интеграция конфликтных убеждений». Обе они разработаны Р. Дилтсом и «работают» там, где не всегда срабатывает базовая техника. И потому в дополнение к вышеизложенному (только в дополнение, ибо того, что описано выше, вполне достаточно для изменения большинства убеждений) я все-таки приведу эти практически не описанные в литературе техники НЛП — вот только кратко (по принципу «умному — достаточно»).

В технике «музей старых убеждений» воссоздается тот простой факт, что в своей жизни мы раз за разом расстаемся со своими убеждениями, как бы сдавая их в музей. То, как это делать быстро, а не раз в три года, ясно из нижеописанного (по материалам мастерского курса X. Бремера и X. Конгбах, ИГИСП).

1. Создайте на полу якоря (просто разложите листы бумагилучше по кругу) для каждого из следующих состояний (вы должны их сначала вспомнить, а потом уэ/се заякорить, вступив на соответствующие листы).

а. Ситуация, в которой вы открыты для сомнения в чем-то, во что вы верили долгое время.

б. Место, где старые убеждения «выставлены», как в музее (например, представьте библиотеку или выставку старых убеждений).

в. Нейтральная позиция.

г. Ситуация, в которой вы были открыты для того чтобы поверить во что-то повое.

д. Опыт глубокого доверияможет быть, ситуация, когда вы у лее не знали, во что верить, но могли доверять себе или высшей силе («верую, хотя абсурдно!»).

2. Возьмите (представив его, например, в виде любого символа, плаката, текста, книги и т.д.) убеждение, которое вы хотите изменить, в область открытости сомнению. Примите тот язык тела (поза, жесты), который соответствует этой области.

3. Перенесите это убеждение в «музей» и расположите среди других старых убеждений «на общей выставке» (или в «библиотеке» убеждений поставьте старое убеждение «на полку»).

4. Перейдите в нейтральную позицию и решите, какое новое убеждение вы хотите иметь.

5. Теперь перейдите в область убежденности в чем-то новом, примите соответствующий язык тела и понаблюдайте, как вы принимаете повое убеждение (опять-таки представьте его в виде символа).

6. Перейдите (обязательно «прихватив» новое убеждение с собой) в область доверия и посмотрите, как это усиливает это ваше убеждение.

7. Вернитесь в нейтральную позицию.

8. Теперь еще два раза пройдите по якорным состояниям, каждый раз принимая соответствующий телесный язык и «таская с собой» символы убеждений.

9. В конце концов проведите подстройку к будущему. Другую технику — интеграции конфликтных

убеждений — в НЛП рекомендуют применять в тех случаях, когда какое-то старое убеждение мешает вам открыться будущим возможностям. Вы можете быть достаточно уверены, что подобный внутренний конфликт между убеждениями существует и у вас, если, обсуждая собственное здоровье (и не только), часто говорите себе не вроде:

«Я не пойму, что меня останавливает...» «Это глупо, но тем не менее...» «Это не то, что я могу себе позволить...» «Логически это может быть и так, однако...» Самым важным (и исходным) здесь является именно ваше признание этих неких неизвестных, но воздействующих на вас сторон вашей же личности (который обычно «уличенный» в них человек начинает яростно отрицать). И именно во всех случаях такого вот наметившегося конфликта ваших убеждений и ценностей (пусть даже неявного), вам может помочь техника интеграции конфликтных убеждений (опять-таки по материалам мастерского курса X. Бремера и X. Конгбах, ИГИСП).

Ресурсы юной части Нейтральная позиция Будущая часть |---------------------------------------,-----------------------------

Прошлое Настоящее Будущее

1. Установите на полу линию времени, обозначив ее чем угодно (см. выше).

2. Определите свое будущее «Я» и связанные с этим убежде>шя («Каким я хочу быть и во что я тогда буду верить?»).

Войдите в ото самое будущее «Я» (встав на линию времени в соответствующеелюбое понравившееся вамместо будущего) и немного помечтайте о том, как хорошо вам будет, когда вы таким станете.

3. Найдите в себе часть, которая имеет убеждения, мешающие вам достичь этого состояния. Буквально спросите себя: «А согласен ли я стать таким?» Обнаружив несогласие (а оно обязательно найдется), поместите выражающего его свою более «юную» часть себя в прошлое по линии времениво время, когда она образо-валась (в любое место прошлого, в которой, как вам по-Каясется, и находится «ее место»). Ассоциируйтесь с этой «юной» частью (войдите на линию в это место) выясните, что вы (она) думаете (думает) о будущей части и какие ресурсы в пей можно обнаружить.

4. Снова перейдите в будущее «Я», стоя спиной к прошлому. Что вы (онабудущая часть) думаете (думает) о более «юной» части? Она вам не нравится? Тогда повернитесь так, чтобы вы могли увидеть эту частькакие чувства теперь появляются у вас по отношению к пей? И какие такие ресурсы есть у нее (а они у нее обязательно есть) ?

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться