б) Попросите часть, ответственную за стереотип X, сообщить свою позитивную функцию творческой части и разрешите творческой части генерировать и создать новые способы для достижения той самой позитивной цели. Предложите части, ответственной за X, принять, по крайней мере, три варианта, которые являются настолько же хорошими или лучшими, чем X. Пусть часть X дает сигнал «да» каждый раз, если она примет какой-либо вариант как альтернативный X.
5. Спросите часть X: «Не хочешь ли ты взять на себя ответственность за то, чтобы использовать 3 новых варианта поведения в соответствующих ситуациях?». Это обеспечит присоединение к будущему. Коме того, вы можете просить часть X на бессознательном уровне определить сигналы, которые будут запускать функционирование новых вариантов поведения и дать вам полностью пережить то состояние, в котором вы будете находиться, когда эти сигналы будут автоматически запускать новые реакции.
6. Осуществите экологическую проверку. Спросите' «Есть ли внутри меня какая-либо часть, которая бы возражала против хотя бы одного из этих трех вариантов поведения?» Если получен ответ «да», возвратитесь на шаг 2.
Расширенная процедура работы с частью. Шести-шаговый рефрейминг — одна из самых простых процедур для перепрограммирования симптома. Существует еще много ее вариантов, которые в некоторых случаях оказываются и проще, и эффективнее этой довольно сложной (вначале) техники. Именно поэтому ниже я привожу описание значительно более полной процедуры этого действа, сделанное Ф. Фанчем в его книге «Пути преобразования. Общие модули процессинга» — техники процессинга сущности.
1. Заметьте, что есть нечто, что вы считаете как бы отдельным от себя (в данном случае это ваша болезнь). Не идея, а некоторая самостоятельная сущность, которую можно распознать по ее отличительным признакам, предпочтительно включающим кинесте-тику (ощущения).
2. Завладейте вниманием этого нечто, сказав ему «Здравствуй» или что-то вроде этого.
3. Заметьте, каков будет ответ (причем не обязательно в словесной форме).
4. Если это неразговорчивая часть, установите какую-то кинестетическую систему ответов «да/нет». Например, какое-то конкретное изменение в ощущении или автоматические движения пальцев. Затем спросите, согласна ли часть общаться с вами в сознании. Если нет, вам нужно придерживаться вопросов с ответами «да» или «нет» и, возможно, придется работать, не зная содержания намерений.
5. Если часть разговаривает, выясните, что она здесь делает, задав вопросы: «Чем ты занимаешься?», «В чем твоя цель?», «В чем твое предназначение?»
6. Если цель неясна или не особенно полезна для вас, можете попробовать выяснить, какое прошлое происшествие создало часть или побудило ее делать то, что она делает. Проработайте это происшествие с помощью техники изменения личной истории, решлприптирования и т.п. Или просто завершите незавершенное. Часть может уйти, перестать существовать или стать полезнее для вас.
7. Если часть старается делать что-то полезное, но очень жестким или не вполне приемлемым способом, проследите происхождение этой цели до исходного намерения. Спросите часть: «В чем твое исходное намерение?» Ищите именно хорошее по своей сути намерение — «кочерыжку» под листами «капусты», последовательно задавая вопросы типа: «В чем намерение этого намерения?» и «Чего ты хочешь, когда этого хочешь?» Затем попросите часть найти другие, новые способы достижения этого намерения (она должна приобрести, по крайней мере, три новых способа). Ей нужно либо придумать их самой либо связаться с каким-то доступным творческим источником внутри или снаружи вас. Вам не обязательно знать, что она придумала. Аналогично вы можете соединить ее с другими полезными ресурсами.
8. Если часть остается, чтобы помогать вам, вы можете договориться о любых необходимых условиях: нуждается ли она в инструкциях, будет ли она регулярно отчитываться и т. д.
9. Если часть должна уйти или прекратить свое существование, но ей трудно это сделать, займитесь тем, что ее удерживает. Спросите, что ей мешает: может быть, она что-то не доделала или не сказала; может, ее нужно поблагодарить, похвалить или оценить по достоинству за то, что она сделала (или просто за то, что она такая); может, ей нужно дать инструкции, ориентировку или совет, что ей еще делать; может кто-то другой ее здесь держит. Обязательно уважительно обращайтесь с частью, признавая, что она имеет право существовать и принимать самостоятельный решения.
10. Когда вы завершили работу с данной частью, проверьте, гармонирует ли результат с другими частями личности или есть какие-то конфликты, которые нужно решить.
Работа с болью. Между прочим, точно так же, как с болезнью, вы можете работать и с самым неприятным ее симптомом — болью. Да-да, это именно так. С болью действительно можно установить связь и вести с ней мысленный разговор. И в том, и в другом случае вы можете многое узнать об эмоциональных слагаемых вашей боли и заболевания. Установить диалог с болью и договориться с ней можно с помощью шестишагового рефрейминга или техники процессинга сущностей. Но дабы расширить ваш технический диапазон, я приведу здесь процедуру, описанную К. и С. Саймонтонами в их книге «Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни» — технику договоренности с болью.
1. Начните с любого из упражнений на расслабление.
2. Представьте свою боль в образе какого-нибудь существа и постарайтесь как молено подробнее его рассмотреть.
3. Постарайтесь завязать разговор с этим существом. Спросите его, почему оно здесь и каковы его цели. Внимательно выслушайте все ответы.
4. Теперь спросите ото существо, что вы можете сделать, чтобы ваша боль уменьшилась или ушла совсем-Внимательно выслушайте все, что оно вам сообщит.
5. Откройте глаза и начните выполнять его советы. Обратите внимание, как изменяется (уменьшается) ваша боль.
6. Поблагодарите это существо, поздравьте себя с тем, что вам удалось уменьшить боль, и возвращайтесь к обычной деятельности.
Если подобный (довольно сложный) контакт с болью вам не удался, попробуйте справиться с ней другим способом — техникой визуализации боли, а точнее изменения визуализации этого очень неприятного ощущения (также по К. и С. Саймонтонам и по той же книге).
1. Начните с любого из упражнений на расслабление.
2. Сосредоточьтесь на боли и постарайтесь поточнее увидеть ее цвет, размер и форму. Например, это может быть ярко красный шар, размером с теннисный мяч или грейпфрут.
3. Мысленно удалите этот шар из своего тела и поместите его на некотором расстоянии — скажем, метра на три от вас.
4. Мысленно увеличьте этот шар до размера баскетбольного мяча. Затем уменьшите его до размеров горошины. А после дайте ему стать такого размера, какого он хочет.
5. Начните изменять цвет шара. Сделайте его сперва розовым, затем бледно-зеленым.
6. Теперь возьмите зеленый шар и поместите его обратно, в первоначальное место, и обратите внимание, не удалось ли вам уменьшить боль.
Создание части, ответственной за выздоровление. Теперь пойдем дальше и зададимся интересным вопросом: а не усилить ли нам (или ускорить) воздействие нашего бессознательного, целительных сил организма на нашу болезнь, создав часть, которая будет контролировать процесс исцеления и сохранение здоровья? Сделать это вы можете с помощью техники построения новой части.
Полная запись этой процедуры выглядит следующим образом (по книге Дж. Гриндера и Р. Бэндлера «Рефрейминг»).
1. Определите желаемый результат или функцию новой части. «Я хочу иметь часть, которая бы достигла результата X» (в данном случае это ваше выздоровление)
2. Воссоздайте любое прошлое переживание того как вы делали или имели Xили что-то похожее на X (т.е когда вы просто были здоровы). Теперь войдите внутрь каждого переживания и получите доступ ко всем аспектам действия/состояния X или элементов этого действия, пройдя через каждое такое воспоминание во всех репрезентативных системах (в полном VAKD).
3. Создайте детализированный набор образов того, как вы вели бы себя, если бы действительно демонстрировали такие действия и/или состояния, которые позволили бы вам достигать результата X:
а) сначала создайте сконструированный диссоциированный визуальный и аудиальный фильм;
б) когда увидите всю последовательность ваших действий и состояний в нем и она вас удовлетворит, войдите внутрь каждого из образов и пройдите всю эту последовательность снова, но уже изнутри, ощущая при этом, на что были бы похожи ваши чувства, если бы вы реализовали эти действия и состояния;
в) если вы не удовлетворены, вернитесь на шаг За и измените фильм, повторяя это до тех пор, пока созданное не удовлетворит вас как снаружи, так и изнутри.
4. Экологическая проверка. Спросите себя: «Есть ли какая-либо часть моей личности, которая бы возражала против того, чтобы у меня была часть, которая будет отвечать за то, чтобы эту фантазию превратить в реальность?» Убедитесь в том, что вы проверили все свои репрезентативные системы в поисках всех возражающих частей. Для каждой возражающей части:
а) попросите каждую часть интенсифицировать свой сигнал, если она отвечает «да», и уменьшить его интенсивность, если она отвечает «нет»;
б) спросите: «Какова твоя функция?», «Что ты для меня делаешь?»;
в) если, зная функцию, вы по-прежнему не понимаете, в чем состоит возражение данной части, то спросите: «В чем именно состоит твое возражение», или «О чем ты тревожишься?»;
г) составьте полный список всех возражающих частей и их функций.
5. Удовлетворите все возражающие части:
а) переопределите часть, которую вы будете строить, таким образом, чтобы взять во внимание все функции и возражения возраэ/сающих частей;
б) вернитесь на шаг 3 и создайте новую или просто измененную фантазию, которая удовлетворяла бы требованиям каждой возражающей части;
в) убедитесь в том, что каждая часть удовлетворена и новый вариант поведения новой части, которую вы строите, не будет мешать каждой из возражающих частей осуществлять свою функцию.
6. Попросите свое бессознательное проанализировать фантазию и извлечь из нее существенные ингредиенты. Ваше бессознательное должно использовать эту информацию, чтобы построить часть и придать ей реальное существование. Скажите ему: «Извлеки из этой фантазии все, что тебе нужно для того, чтобы построить часть, которая могла бы это делать легко и совершенно и в каждый момент, когда делать это необходимо».
7. А теперь проверьте, действительно ли новая часть уже создана:
а) обратитесь внутрь себя и спросите;
б) присоединитесь к будущему (повторно);
в) проверьте наличие этой части па уровне поведения и убедитесь в том, что она реагирует адекватно.
Должен заметить, что шестишаговый рефреймингу меня давным-давно как бы «ходит в связке» с техникой построения новой части. Логика моя здесь проста и__на мой взгляд — бесспорна. Шестишаговый рефрейминг освобождает человека от симптома. А что же (кто же?) тогда приведет его к исцелению? Естественно, что лучше всего это сделает новая часть, которой мы и поручаем контролировать и осуществлять продвижение к исцелению. Обычно я немного видоизменяю процедуру построения новой части делая ее более театрализованной и, как показывает практика, эффективной. Например, прошу клиента вспомнить любимого или просто известного кинорежиссера, встать с «клиентского» кресла, мысленно как бы оставив себя самого там и пересев, перевоплотиться в этого самого кинорежиссера (абсолютное большинство моих пациентов перевоплощается в Эльдара Рязанова). А после, обращаясь к клиенту уже исключительно как к кинорежиссеру, прошу его придумать и мысленно «снять» (т.е. в общем-то просто вообразить) семь видеоклипов, в которых главным действующим лицом будет «вон тот человек» (я показываю рукой на пустующее клиентское кресло, а иногда даже «знакомлю» кинорежиссера с его будущим актером—им самим, но в другой позиции). Содержание клипов — процесс исцеления, причем действие в них должно развиваться последовательно и постепенно: от ситуации легкого улучшения в первом клипе до кульминационного полного излечения в клипе седьмом (его я разрешаю «снять» как бы в недалеком будущем — кстати, все клипы диссоциированы, т.е. клиент видит в них как бы себя).
Когда клипы готовы, я проверяю их — не столько с точки зрения реализации «принципа реальности», сколько с позиции принятия их клиентом-режиссером (о том, что при этом я активно использую субмодальности, наверное, можно и не говорить). И поблагодарив кинорежиссера и отправив его восвояси (разумеется, последнее происходит в воображении), перевожу клиента на его кресло и объясняю новую задачу: «сыграть» во всех видеоклипах самого себя. То есть глядя на ситуации клипов уже из своих глаз (ассоциирование) даже не просто просмотреть то, что там происходит, но еще и проделать все это — конечно, в сокращенной или урезанной форме (так я подключаю кинестетику). А еще — услышать или при необходимости даже воспроизвести «звуковое сопровождение» этих коротких фильмов о самом себе. Когда клиент завершает «проигрывание» клипов, я благодарю его, а затем восстанавливаю сигналинг (восстанавливаю потому, что уже установил его в ходе шестишагового рефрейминга). И, заручившись поддержкой бессознательного (ему обязательно должно понравиться содержание видеоклипов — т.е. оно должно их принять), прошу его выделить из всего увиденного, услышанного и прочувствованного главное: некую квинтэссенцию нового качества душевного и/или физического здоровья, обретение которого и составляет суть видеоклипов — то, что как бы красной нитью проходит через них. И после получения «подтверждения о выделении» просто прошу бессознательное клиента создать часть, которая отныне и далее будет отвечать за то, чтобы это самое обретение здоровья стало реальностью...
Упражнение 101.
-
-► Определите местонахождение, размер, форму, консистенцию и цвет части, «ответственной» за вашу болезнь.
Упражнение 102.
Упражнение 103.
5.2. Объединение конфликтующих частей
Необходимость объединения частей.
А что делать в том случае, если вызванная вами часть никак не соглашается перестраиваться? Проще всего — видоизменить эту часть, как бы объединив ее с ее же противоположностью. С использованием другой техники НЛП: объединения частей или, иначе, противоположностей. Вообще-то она применяется в случаях, когда мы имеем дело с явной расколотостью человека на полярности — как бы две противоречащие друг другу части («трезвая» и «пьющая», «активная» и «пассивная», «отдыхающая» и «работающая», «смелая» и «трусливая» — список продолжите сами). Объяснение этой темы лежит за пределами этой книги, поскольку нас здесь интересует только то, что с помощью техники объединения противоположностей отторгнутую часть болезни можно и вернуть, и интегрировать, и переформировать.
Пример работы по объединению противоположностей. Виктор пришел ко мне по совету своего лечащего врача. Дело в том, что курс лечения, который он проходил, давал какой-то странный эффект: ремиссии (ослабление симптома) четко периодически перемежались с рецидивами. Я объяснил клиенту, что это вполне может быть связано с существованием двух относительно или полностью независимых его частей, одна из которых стремилась к выздоровлению, в то время как вторая по каким-то причинам хотела сохранить болезнь. Вначале Виктор как-то не очень проникся этим предположением (не столько не принял, сколько не понял его). И тогда, узнав о том, что мой клиент производственник (всю свою жизнь работал на производстве), я предложил ему вспомнить, не бывало ли в практике его работы ситуаций, в которых два подразделения одного предприятия по каким-то причинам вступали в «контры» друг с другом, отчего страдали не только они, но и все предприятие (как вы поняли, это было всего-навсего вариантом метафоры «завод», которую вы прочитали в начале этой главы). Виктор живо вспомнил несколько подобных случаев и, рассказывая мне о второй ситуации противоречия — кажется, отдела маркетинга и службы главного технолога, — внезапно прервал свою речь и сказал: «Все, я понял. У меня внутри так же. А что делать?»
Я предложил Виктору, так как он уже согласился с тем, что у него есть две части, расположить эти части справа и слева и как бы поместить каждую из этих частей в соответствующую руку. Виктор выбрал вариант, при котором часть, желающая сохранить болезнь, расположилась в левой руке, а часть, стремящаяся к здоровью — в правой.
Далее я попросил клиента от имени каждой из частей рассказать, что делает каждая из них и чего она при этом хочет. К вящему изумлению Виктора оказалось, что часть, желающая сохранить болезнь, хочет не столько самой болезни, сколько «сохранения статус-кво», отсутствия серьезных изменений в жизни, которые, по ее мнению, немедленно наступят, если Виктор, не дай бог, выздоровеет. Что же касается части, стремящейся к здоровью, то ее желание было противоположно — измениться и «наконец-то вылезти из того болота, которое он (Виктор — С.К.) называет жизнью».
После этого я предложил частям посмотреть друг на друга и высказать то, что они друг о друге думают. Часть, желающая сохранить болезнь, устами Виктора обозвала часть, стремящуюся к здоровью, выскочкой, которая ищет на свою голову приключения, и рохлей, которая, к счастью, сама по себе ничего не может добиться. Часть, стремящаяся к здоровью, не осталась в долгу и заявила, что «также вот упрямые консерваторы, как эта «больная» часть, всегда мешали прогрессу».
Я остановил разрастающуюся перепалку между частями и попросил каждую из них подумать о своей мета(сверх)цели, то есть о том, чего, в конечном счете каждая из них добивается, чего она хочет. Оказалось что часть, желающая сохранить болезнь, своим стремлением к сохранению статус-кво добивается для Виктора безопасности, тогда как часть, стремящаяся к здоровью, — прогресса и развития. Услышав это, я спросил, не стоит ли им хоть в какой-то степени начать уважать друг друга, ибо метацели каждой из них выглядят очень экологично? Части нехотя согласились с тем, что «цели оппонента» заслуживают некоторого уважения, хотя принять их они все-таки не могут. И тогда я задал части, желающей сохранить болезнь, «коварный» вопрос: «А для чего нужна безопасность?»
«Чтобы Виктор нормально жил», — почти тотчас ответила она.
«А для чего нужны прогресс и развитие?» — спросил я часть, стремящуюся к здоровью.
«Чтобы нормально жить», — чуть помедлив, ответствовала она.
Я позволил себе потянуть паузу, в то время как слегка, похоже, ошарашенные собственными ответами части Виктора нервно шевелили руками, в которых были представлены. А когда заметил, что руки эти синхронно дернулись друг к другу, задал следующий вопрос: «Согласны ли части, что и прогресс, и развитие не нужны без безопасности, а безопасность невозможна без прогресса и развития?» Части вынужденно согласились с этим. А дабы их согласие стало более существенным, я предложил каждой части описать, в чем они видят и признают важную функцию другой части, что они все теми же устами Виктора и сделали.
Добившись такого вот взаимопризнания частей, я попросил каждую из них посмотреть на другую часть и перечислить те ресурсы (качества, умения, навыки и способности) другой части, которые были бы полезны для достижения ее — перечисляющей части — целей. Часть, желающая сохранить болезнь, безусловно отметила наличие у своей визави стремления к совершенству, а так же мягкость и доброжелательность, в то время как часть, стремящаяся к здоровью, обнаружила у своей противоположности явное упорство и настойчивость (интересно, почему это почти всегда «хорошая» — разумеется, только в кавычках — часть обычно бывает слабой и пассивной, в то время как «плохая» — сильной и активной?).
И тогда я спросил, не согласятся ли части объединить свои ресурсы для более полного достижения своих позитивных целей и общей метацели. Если да, то пусть тогда руки, представляющие каждую из частей, в знак этого постепенного объединения начнут в своем темпе и ритме, не важно, быстро или медленно, но сближаться, приближаясь друг к другу и к объединению; и мы будем знать, что объединение завершилось, когда руки, сблизившись, соприкоснутся, сплетутся пальцами и пожмут друг друга.
Я специально применил более сложный вариант финального действа по объединению противоположностей, который использую в тех случаях, когда погрузил клиента в транс — обычно бывает достаточно просто предложить пациенту свести ладони вместе и одновременно создать некий новый образ интегрированных в единое целое частей (для этого я в начале процедуры часто прошу представить или описать каждую часть в виде какого-то образа — человека или животного). В данном случае небольшой риск оказался полностью оправдан эффектной, а главное, весьма эффективной с точки зрения исцеления клиента и преодоления его раскола на противоположности концовкой: когда Виктор с выражением крайнего изумления на лице наблюдал, как его руки сами по себе мелкими рывками двигались навстречу друг другу, пока, наконец, не соприкоснулись и не сплелись в едином рукопожатии. Позднее клиент признал, что в этот момент он ощутил электрический ток в теле и ему даже почудилось, как нечто черное и белое, слившись, стало ярким и цветным...
Стоит ли упоминать, что после слияния противоположностей в излечении Виктора наблюдался уже только прогресс — умеренный, но уверенный...
Надеюсь, что теперь вы уже поняли, что сам факт существования болезни с ее вторичными выгодами, потребностями и смыслами неизбежно может породить не только часть, которая, поддерживает всю эту «выгодность», но и ту часть, которая просто никак не хочет выздоравливать. А так как вы еще и отвергаете ее, регулярно поругивая, и, наоборот, нахваливая то в себе, что хочет выздороветь (другую, полярную, часть), без объединения этих противоположностей вам ну никак не обойтись.
Техника слияния частей. Р.Дилтс справедливо заметил, что основная техника возвращения целостности своего «Я» обычно выполняется несколько поверхностно. Во многом— вследствие поверхностности ее описания. Поэтому я привожу здесь полный его (Р. Дилтса) вариант описания техники объединения частей, который годится как для объединения частей, так и для интеграции конфликтных убеждений (помните этот важный момент в работе с убеждениями?). Данная техника Р. Дилтса описана здесь по материалам его трехтомника «Стратегии гениев» в самом общем виде: для «побуждающей» и «тормозящей» частей (я сознательно заменил термин «возбуждающая» на «побуждающая» часть — исходя не из теории возбуждения и торможения, но из семантики и смысла).
/. Определите конфликтующие убеждения или проблемы и физически обозначьте противоречащие друг другу части.
1.1. Войдите в контакт с «побуждающей» частью самого себя и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Это молено сделать, задав себе вопрос: «Чего такого я хочу, чего не делаю, чувствуя, что что-то мне мешает делать это?» Отметьте, где на вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза и какие жесты ассоциируются с «побуждающей» частью? (Обратите особое внимание на асимметрию в движениях и жестах.)
1.2. Усильте ощущение «побуждающей» части самого себя еще больше, а затем:
а) позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь любой вашей руки и дайте ему стать образом, который вы сможете увидеть. Если у вас возникнут трудности с его визуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть. Либо
б) встаньте в то место, которое обозначает вашу «побуждающую» часть (это может быть точка на вашей линии времени).
1.3. Установите контакт с «тормозящей» частью и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Для этого задайте вопрос: «Что останавливает или удерживает меня от того, чтобы делать, что я хочу?» Теперь отметьте, где в вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза или какие жесты ассоциируются с этой «тормозящей» частью?
1.4. Усильте ощущение «тормозящей» части и:
а) позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь другой вашей руки и дайте ему стать образом, который вы сможете увидеть. Если у вас возникнут трудности с его визуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть. Или
б) встаньте в то место, которое обозначает «тормозящую» часть (это может быть точка на вашей линии времени).
2. Установите метапозицию, или третью позицию, находящуюся в стороне от проблем, связанных с конфликтными частями. Если вы используете руки, это можно сделать путем одновременной визуализации обеих частей. Если же вы используете место в пространстве найдите позицию, равноудаленную от этих двух частей.
3. Попросите обе части выразить свои убеждения по поводу другой части. На этой стадии разные части обычно выражают недоверие и недовольство друг другом.
3.1. Попросите «побуждающую» часть повернуться и посмотреть на «тормозящую» (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что думает эта ваша часть. Нравится ли ей «тормозящая» часть? Сердита ли она на нее? Что она о ней думает?
3.2. Теперь попросите «тормозящую» часть повернуться и посмотреть на «побуждающую» (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что она думает о другой вашей части. Ценит ли она «побуждающую» часть? Боится ли она ее? Что она о ней думает?
4. Найдите позитивное намерение и цель каждой из частей.
4.1. Обратитесь к «побуждающей» части и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т.д.) «тормозящую» часть?Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь?»
4.2. Теперь обратитесь к «тормозящей» части и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т.д.) «побуждающую» часть? Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь?»
5. Убедитесь, что каждая из частей признает и принимает позитивное намерение другой части. Спросите каждую из них, может ли она попять и оценить позитивную цель или намерение другой. Укажите им на то, что, хотя их способы выражения и находятся в конфликте, намерения совпадают.
6. Из метапозиции определите, что является общей целью для обеих частей на более высоком уровне. Объясните необходимость «совместно действовать новым и более эффективным способом».
7. Определите ресурсы и способности, которые есть у каждой части и которые могли бы оказаться полезными другой части, чтобы осуществить ее позитивное намерение и общую цель.
7.1. Обеспечьте конгруэнтное согласие обеих частей, чтобы объединить их ресурсы для более полного осуществления своих собственных целей и общей цели. Обычно причиной, по которой они ранее не доверяли друг другу и не любили друг друга, является именно то, что у этих частей не было каких-то ресурсов и друг для друга части казались чуждыми и не поддающимися контролю.
7.2. Будьте внимательны в отношении других проблем или ограничивающих убеждений, которые могут появиться на этой стадии, хотя ранее они не всплывали на поверхность (и которые необходимо будет уточнить или пересмотреть).
8. Физически синтезируйте и интегрируйте ранее конфликтовавшие части в новую идентичность и поместите ее внутрь своего тела.
8.1. Если вы использовали руки:
а) сконцентрировавшись на общей цели и дополнительных ресурсах обеих частей, позвольте вашим рукам медленно соединиться. Когда вы будете это делать, почувствуйте, как ваши две части смешиваются и создают интегрированную систему, состоящую па 100% из обеих частей;
б) когда вы почувствуете, что интеграция закончена, разомкните руки и посмотрите на новый образ, который представляет полную интеграцию и синтез;
в) поместите новое интегрированное «Я» внутрь вашего тела, поднеся обе руки к той части тела, которой, как вы считаете, принадлежит эта новая часть.
8.2. Если вы использовали пространственную локализацию:
а) встаньте на место, представляющее «тормозящую часть». Заякорите состояние (позитивное намерение, ощущение общей цели, ресурсов и способностей), ассоциированное с этой частью;
б) удерживая якорь, пойдите на место, находящееся непосредственно за «побуждающей» частью, и действуйте как наставник для этой части, поддерживая ее и предоставляя любые необходимые ресурсы;
в) затем встаньте в позицию «побуждающей» части и ощутите присутствие мудрости, поддержки и наличие ресурсов противоположной части;
г) сконцентрировавшись на особых ресурсах «побуждающей» части и на трансформации, произведенной с помощью ресурсов «тормозящей» части, перейдите на место «тормозящей» части, неся с собой все эти ресурсы. Встаньте в позицию «тормозящей» части — так, чтобы каждая часть обладала ресурсами другой. Обратите внимание на ощущение интеграции и симметрии;
д) вернитесь в метапозицию и зрительно представьте себе, как две части движутся навстречу друг другу с той же скоростью, с какой вы приближаетесь к ним. В той точке, где ваши две части сойдутся, протяните руки и возьмите их.
9. Представьте, что произойдет, если вы начнете двигаться в ваше прошлое и будущее, неся с собой интеграцию и ощущая, как это состояние позитивно влияет на события вашей жизни.
Воссоединение с отвергнутой частью по Ф. Фанчу. В книге «Пути преобразования. Общие модули развития» Ф. Фанч предложил свой вариант процедуры слияния частей, в которой главным является не объединение противоположностей, а воссоединение с отторгнутой частью (той самой, что ответственна за симптом): технику объединения противоположностей.
1. Проверьте, нет ли у вас какого-то поведения, изолированного от обычного (болезнь —это как раз очень подходящий пример).
2. Подберите условное, приблизительное название этого поведения, но будьте готовы изменять его по мере обнаружения нового материала. Названия должны быть очень широкими и общими (например, «часть, поддерживающая болезнь»). Они предназначены для того, чтобы разделить поведение на две большие группы, так что не стремитесь быть слишком точным.
3. Спросите себя: «У меня есть часть, которая __________?» И получите подтверждение этого.
4. Теперь задайтесь вопросом: «Чем занимается (что делает) эта моя часть?» Узнайте ее общее поведение и деятельность. Будьте при этом совершенно беспристрастны и постарайтесь не навешивать отрицательных ярлыков.
5. Спросите себя: «Есть ли у меня часть, противоположная ____________?» Узнайте обратную сторону. Ее
не нужно особо искать, это просто дополняющая часть, которая не делает того, что делает первая, но делает все остальное или что-то противоположное (в данном случае это часть, обеспечивающая вас здоровьем).
6. Теперь последовательно задайте своим частям следующие вопросы:
«Чем занимается эта часть?»
«Какие хорошие качества части А?» «Чего ей не хватает?»
«Какие хорошие качества части Б?» «Чего ей не хватает?»
«Эти части присутствуют одновременно или по очереди?»
«Если бы часть А могла говорить с частью Б, что бы она сказала?»
«Если бы часть Б могла говорить с частью А, что бы она сказала?»
7. Побудите эти две части говорить друг с другом, отвечать друг другу и просто обмениваться информацией.
8. Теперь спросите себя или части: «Часть А ценит (хорошо относится, восхищается, любит) часть Б?» и наоборот.
9. Поощрите части начать больше ценить друг друга и признать, что они взаимодополняющие части одного целого. Не настаивайте на этом сверх того, к чему части готовы.
10. Задайте вопрос: «Чему может часть А научиться у части Б?» Если они еще не поняли, что могут учиться друг у друга, побудите каждую из них понять, что ей чего-то не хватает, и согласиться работать над достижением этого. Обратите внимание части на другую часть, как на источник обучения этому.
11. Договоритесь о том, как части могут начать обмениваться информацией и учиться друг у друга. Побудите части обмениваться энергиями. Вообразите, что они это делают.
|