Ковалев Сергей "Исцеление с помощью НЛП"

Различия между визуалами, аудиалами, кинестетика-ми и дискретами проявляются и в том, как они реагируют на стресс. Визуалы предпочитают роль «обвинителя», обличающего других во всех смертных грехах и, кстати, принимающего соответствующую случаю агрессивную позу. Аудиалы стараются либо отстраниться от неприятностей (реже), либо (куда чаще) принять роль «отвлекателя» — например, во время конфликта они могут неожиданно прервать оппонента, спросив, сколько времени, или просто улизнуть, сославшись на что-то важное. Кинестетики предпочитают роль «умиротворителя» и — конечно, если их не задели «за живое» — стараются как-то сгладить разногласие, извиниться или попросить прощения. Ну а дискреты немедленно принимают роль и позу «компьютера» и суперлогически (а часто донельзя занудливо) начинают объяснять происшедшее.

Репрезентативные системы и НЛП-коммуникации.

Ну а теперь о том, почему все это составляет основу НЛП-коммуникаций. Наверное, вы согласитесь со мной, что для того, чтобы ваше общение и взаимодействие с кем-либо (между прочим, не только словесное, ибо мы общаемся еще и с помощью языка тела — жестов, поз и т. д.) оказалось успешным, нужно, во-первых, понять партнера и быть (стать) понятным ему хотя бы в том, что вы хотите донести и сообщить, а во-вторых (если хотите — для этого), вам важно говорить на языке вашего оппонента. Логично? Вполне!

А теперь представим следующую ситуацию (классическую для нейролингвистического программирования). Жену-визуала жутко раздражает привычка ее мужа-кинестетика разбрасывать вещи где ни попадя. С ее — визуальной — точки зрения это просто возмутительно, ибо нарушает гармонию столь любезного ее сердцу зрительного пространства. И жене даже невдомек, что ее кинестетически ориентированному мужу глубоко наплевать на эту вот визуальную гармонию, так как ему куда милее именно этот беспорядок, в котором так легко не глядя нащупать нужную вещь! Непонимание, вызванное несовпадением предпочитаемых репрезентативных систем, налицо. Однако пойдем дальше. Пытаясь объяснить мужу необходимость сохранения видимого порядка, жена раз за разом выдает ему сентенции типа «Неужели ты не видишь?..» Но ведь действительно не видит! И не слышит, а точнее не понимает ее. Ибо ему нужна кинестетически ориентированная фраза «Неужели ты не чувствуешь?..» НЛП советует во всех подобных случаях подбирать «во убеждение» оппонента фразу, «работающую» в его репрезентативной системе. Например, в данном случае жене достаточно было бы сказать буквально следующее: «Когда я вижу этот беспорядок, я чувствую примерно то же, что ощутил бы ты если бы лег в постель, полную сухарных крошек».

Кинестетики, читающие эту книгу, вас уже проняло? Ощутили сухарные крошки? Ну вот так-то. Тогда сделаем главный вывод из вышеизложенного: полноценное взаимодействие возможно только в том случае, если вы говорите на языке предпочитаемой репрезентативной системы человека (конечно, только «во-первых» — потому что есть еще «во-вторых», «в-третьих» и т. д.).

Несовпадение репрезентативных систем всегда и везде является камнем преткновения для любых взаимоотношений и действий. Визуально ориентированный учитель никогда не сможет полноценно объяснить учебный материал кинестетически ориентированному ученику (он мало что поймет из того, что ему «показывают», ибо ему необходимо это показанное «ощутить» и просто «пощупать»). Дискретный начальник будет изводить своего аудиально настроенного подчиненного своими формулами, схемами и графиками («ну неужели он не может рассказать обо всем этом человеческим языком?»). А аудиально ориентированная жена доведет до белого каления своего визуально ориентированного мужа бесконечными просьбами: «Расскажи, как ты меня любишь». На что он резонно — с точки зрения его предпочитаемой системы будет отвечать: «А ты что, сама не видишь?» И если мы еще хоть как-то договариваемся друг с другом, то это не благодаря, а вопреки, да и вообще более из-за того, что большинство людей в этом зрительно ориентированном мире составляют именно ви-зуалы, каковые всегда договорятся друг с другом по старому принципу «рыбак рыбака...» Но стоит визуалу наткнуться на человека с другой предпочитаемой репрезентативной системой, как общение и взаимоотношения буквально начинают трещать по швам...

Ключи доступа и репрезентативные системы. Надеюсь, что к этому моменту информация о репрезентативных системах и связанных с ними индивидуальных различиях заинтересовала вас настолько, что вы уже начинаете прикидывать, как бы побыстрее и попроще выяснить предпочитаемые репрезентативные системы — других и самого себя, дабы немедленно переходить на язык этих систем. Лучше всего это сделать, ориентируясь на так называемые ключи доступа — по используемому в НЛП определению просто-напросто внешние индикаторы (признаки) внутренних состояний. Проще всего использовать два типа таких индикаторов, которые, кстати, вам уже отчасти знакомы: словоупотребление и физиологические признаки. Рассмотрим их поподробнее.

СЛОВОУПОТРЕБЛЕНИЕ. Как вы, наверное, уже поняли, каждая репрезентативная система имеет как бы свой язык. И человек, у которого эта система предпочитаемая, предпочитает же говорить и слушать именно на этом языке. Более того, действительно и полно он слышит то, что вы ему говорите, только тогда, когда вы говорите на языке его предпочитаемой системы.

Меня часто поражает то, что люди так долго не замечали, насколько отчетливо предпочитаемая репрезентативная система их партнера по общению выражается в его языке. «Я вижу, что вы имеете в виду. Дайте мне посмотреть, чтобы я смог углядеть возможности и перспективы» — ясно, что перед вами визуал. «Я хотел бы врубиться в эту проблему и ощутить, из чего она состоит. Я не чувствую того, что это мне даст» — очевидно, что ваш оппонент является кинестетиком. «Это слишком громкое заявление. Расскажите мне о нем, чтобы я мог услышать, как это звучит, и сказать себе, насколько это важно» — конечно же, это говорит аудиал. «Это противоречит параграфу номер 43-бис инструкции от 4.05.98, а значит, не соответствует логике и смыслу менеджериаль-ных отношений в концепции паритетного маркетинга» — такую тарабарщину мог воспроизвести только дискрет.

В каждом из вышеописанных случаев выделенные нами слова как раз и соответствуют языку предпочитаемой репрезентативной системы оппонента. И только оказавшись способным понимать, на языке какой системы «работает» ваш оппонент, и говорить с ним, используя этот язык, вы, безусловно, сможете проложить путь к доверию и взаимопониманию. Так, если кто-то говорит вам «Я это вижу», он уже дает вам четкую и недвусмысленную информацию о том, как он осмысливает то, что вы ему сообщаете. Уяснив ее («так, ясно, его предпочитаемая система — визуальная»), вы можете изменить свой язык, чтобы настроиться на модель этого человека. И путем использования большего количества «визуальных» слов, сможете позволить ему «увидеть это гораздо яснее и четче, с точки зрения ближних и дальних перспектив». Но вряд ли ваш диалог окажется продуктивнее, если в ответ на его «Я вижу это» вы ответите «А я это чувствую». Нет, до разрыва отношений еще далеко. Но первый шаг к нему вы уже сделали. Ибо люди любят говорить на своем языке. Понимают людей, говорящих на нем. И им попросту нравятся люди, говорящие так же, как и они.

Итак, можно констатировать, что использование людьми так называемых предикатов (глаголов, прилагательных, наречий) регулярно отражает то, что происходит в их голове. И обращая внимание на выбор вашим оппонентом тех или иных слов, можно легко узнать, в какой репрезентативной системе он «работает». Только учтите, что наряду с репрезентативно-конкретными предикатами (например, «видеть», «показывать», «обозревать» и т.п. — V; «слышать», «объяснять», «упоминать» — А; «чувствовать», «ухватывать», «касаться» — К) есть еще и так называемые полимодальные предикаты (например, «считать», «знать», «понимать», «помнить», «осознавать»), которые далеко не всегда указывают на принадлежность их «владельца» к «дискретному сословию» и могут в равной степени употребляться представителями всех репрезентативных ориентации...

ФИЗИОЛОГИЯ. Поскольку предпочтение той или иной репрезентативной системы скорее всего действительно является врожденной характеристикой человека, различия между выраженными визуалами, аудиала-ми, кинестетиками и дискретами видны, как говорится, невооруженным глазом (интересно, вы уже поняли, что я — визуал?). Так, опираясь на работы В. Сэтир, известные специалисты в области нейролингвистического программирования Ф. Пуселик и Б. Люис в своей книге «Магия нейролингвистического программирования без тайн» утверждают следующее.

Визуалы обычно стоят прямо с прямыми плечами или спиной, причем держат шею тоже прямо — в соответствии с телом. Когда они идут, кажется, что их «ведет подбородок», а движения визуально ориентированного человека можно охарактеризовать как резкие или порывистые. У типичных визуалов ребра выдаются меньше, чем у людей из других категорий, и они обычно дышат верхней частью грудной клетки. Довольно часто можно видеть, что визуал говорит быстро, ясно или (и) отчетливо на более высоких нотах, чем люди других типов.

Типичные кинестетики обычно бывают более полными, чем индивиды из других категорий (хотя они далеко не всегда оказываются тучными). При общении они часто демонстрируют округлые плечи, а иногда просто наклоняются вперед, когда говорят или слушают. Их движения обычно плавные и свободные. Типичные кинестетики имеют более выдающиеся ребра по сравнению с людьми других типов и обычно дышат нижней частью легких. Тональность голоса кинестетически ориентированных субъектов обобщенно может быть представлена как мягкая и воздушная, а речь отмечена медленным темпом, низким тоном и громкостью.

Физическая конституция аудиалов скорее тонкая, чем тучная. Обычная их коммуникативная поза — руки сложены на груди, а голова наклонена вниз и в сторону, Как бы слушая. Когда аудиалы говорят, то уделяют куда большее внимание, чем другие типы, именно аудиальной части общения (интонациям, тону голоса, паузам и т.п.). Чтобы поддерживать контроль над воспроизведением тональных аспектов своей речи, они нуждаются в полном дыхании. Поэтому у них, как правило, более широкая грудная клетка, в сравнении с визуалами, и они используют свои легкие более полно.

Наконец, дискреты обычно говорят зажатым, твердым и монотонным голосом (используя, как и визуалы, верхнюю часть грудной клетки). Строение тела их довольно-таки похоже на кинестетиков, так как принятие в качестве предпочитаемой цифровой (логической) репрезентативной системы обычно является средством справиться с какими-то весьма тяжелыми чувствами и переживаниями.

И еще одно любопытное наблюдение вышеупомянутых авторов, касающееся рта и губ. Визуально-ориентированные люди часто характеризуются довольно тонкими и сжатыми губами. Кинестетики же, наоборот — полными и мягкими. Аудиалы и дискреты различны в этом плане, но все же последние обычно имеют более тонкие и плотно сжатые губы.

Все вышесказанное данные авторы как бы обобщили, предложив своеобразную «справочную» таблицу, которую (с некоторыми изменениями и сокращениями) я и привожу ниже.

Положение глаз и динамика работы репрезентативных систем. Это еще не все о репрезентативных системах. Дело в том, что предпочитаемую репрезентативную систему можно рассматривать в качестве своеобразной статической настройки режима работы нашего мозга (преимущественно визуальной, аудиальной, кинестетической или дискретной). Однако из того простого факта, что в жизни мы и видим, и слышим, и чувствуем, и читаем/изучаем, легко сделать вывод о том, что помимо статического режима наш мозг имеет еще и некие динамические настройки — это когда мы как бы «отключаемся» от «работы» в предпочитаемой репрезен-

/ Паттерны /

Визуал Кинесгетик

Аудиал 1 Дискрет \

Поза

поза прямая, расправленная, голова и плечи подняты

Искривленная, согнутая, голова и плечи опущены

"Телефонная поза", голова наклонена вбок

Скрещенные на груди руки, прямая осанка, поднятая голова

Типы тела и движения

Как тощий, так и тучный, движения скованы, судорожны

Пухлый, округленный, мягкий, движения свободные, плавные

Неустойчивый тип тела, движения то зажаты, то свободны

Мягкое, полное (далеко не всегда), движения негибкие

Дыхание

Высокое грудное

Низкое брюшное

В полном объеме

Ограниченное

Тональность, скорость и сила голоса

Высокий, чистый, быстрый, громкий

Низкий,

неестественный, медленный, мягкий

Мелодичный,

ритмичный,

меняющийся

Монотонный, прерывистый, густой

Направление взгляда по

отношению к окружающим

Над окружающими

Под окружающими

Глаза опущены

Смотрит над толпой

тативной системе (например, К) и «переключаемся» в какую-либо другую из оставшихся (V, А или Д). Определить, произошло ли это переключение, а заодно и выяснить, в какую систему («режим настройки») перешел человек, можно с помощью еще одного поразительного открытия НЛП — соответствия положения глаз режимам работы мозга, иначе называемого глазные ключи доступа.

Информация о них без предварительной подготовки принимается плохо, поэтому проделайте небольшой эксперимент, дабы убедиться, что все нижесказанное — истина. Попросите кого-нибудь стать на время вашим партнером и дайте этому партнеру простую и короткую инструкцию: представлять то, о чем вы будете спрашивать. Сами сядьте напротив и внимательно следите за тем, куда пойдут глаза вашего партнера, после того как вы предъявите ему нижеприведенные, применяемые практически на всех тренингах НЛП вопросы (это я к тому, что здесь вряд ли можно указать автора и источник заимствования), неслучайно сгруппированные в следующие блоки.

Блок № 1

1. Какого цвета Ваша зубная щетка?

2. Сколько дверей в Вашем доме?

3. Какого цвета волосы у Вашего начальника?

4. Кого первым Вы сегодня увидели?

5. Какой цвет у светофора вверхукрасный или зеленый?

Отметьте для себя: глаза вашего партнера скорее всего пошли вверх и вправо (с вашей, а не его точки зрения). Блок № 2

1. Представьте, что парадная дверь в Вашем доме покрашена в розовый цвет в зеленый горошек.

2. Представьте корову пурпурного цвета.

3. Опишите, каким Вы себя увидели бы на экране телевизора.

4. Представьте себе, что Вы похудели па 10 кг.

5. Представьте, что у Вас розовые волосы.

Скорее всего, его глаза пошли вверх и налево. Блок № 3

1. Сколько раз Вам слышится слово «ягненок» в предложении «У Мери был ягненок»?

2. Услышьте, как Вас зовет мама.

3. Услышьте, как скрипит мел, когда им пишут на доске.

4. Услышьте, как звенит Ваш будильник.

5. Услышьте, как шумят волны.

В ответ на эти вопросы глаза Вашего партнера по горизонтали уходили вправо. Блок № 4

1. Какая Ваша рука теплеелевая или правая ?

2. Как Вы себя чувствуете сейчас?

3. Какое у Вас бывает ощущение, если прикусите язык?

4. Вспомните, что Вы чувствовали, когда целовались в первый раз?

5. Опишите, что вы ощущали, когда переели? Скорее всего, глаза вашего партнера «ездили» вниз — влево.

Блок № 5

1. Задайтесь вопросом, что Вам надо сделать на будущей неделе?

2. Обсудите сами с собой свои планы на будущий месяц.

3. Расскажите самому себе о том, как Вы прекрасны.

4. Вспомните о самом смешном эпизоде в прошлом году.

5. Расскажите себе самому о том, что Вас особенно удивило.

Глаза Вашего партнера «уходили» вниз и вправо.

Ну что, вам удалось убедиться, что все так и есть? 1 о-то и оно, хотя людей, впервые столкнувшихся с тем, что положение наших глаз очень точно передает режим работы нашего мозга — визуальный, аудиальный или кинестетический, да еще и с подробностями, — все это весьма удивляет. Однако именно умение отслеживать направление взгляда партнера по общению и составляет основу столь пугающих многих способностей энэл-перов буквально «читать мысли». Если вы тоже хотите попрактиковаться в этом искусстве, запомните нижеприведенную схему, крепко-накрепко усвоив, что в ней отражено то, что вы видите, глядя на другого человека.

И просто зазубрите, что если ваш оппонент ушел глазами вправо-вверх (опять-таки напомню — с вашей точки зрения), то это значит, что он вспоминает какие-то образы или картины. Если влево-вверх — эти самые картины он сейчас конструирует (т.е. в первом случае находящийся перед вами человек визуально вспоминал что-то известное, а во втором — визуально же создавал нечто неизвестное).

Если глаза вашего партнера ушли вправо по горизонтали, — значит он сейчас вспоминает какие-то звуки или слова. Если влево, но опять-таки по горизонтали — эти самые звуки и слова он сейчас «сочиняет».

Если глаза оппонента ушли вправо-вниз, это значит, что сейчас он обратился к внутренней речи и как бы советуется сам с собой. Если же он смотрит влево-вниз, это явно кинестезирование, т.е. человек находится сейчас в своих чувствах и ощущениях.

Эта схема «правильна» только для правшей. У левшей все обстоит точно наоборот. Впрочем, выяснить, кто перед вами — левша или правша (есть ведь и переученные левши — но часто не до конца), очень несложно. Попросите, например, человека вспомнить пейзаж вокруг его дома. И если при этом его глаза уйдут глазами вверх-влево, значит перед вами левша (у правшей это область режима визуального конструирования, а не визуального воспоминания, а пейзаж вокруг своего дома человек обычно вспоминает в визуальной модальности).

Два вывода из факта существования глазных путей доступа. Однако все это вам нужно не только для того, чтобы читать мысли других людей, но и для того, чтобы с помощью правильно и до конца понятых техник ней-ролингвистического программирования стать действительно здоровым. А для этого достаточно усвоить следующие два вывода.

Первый — это то, что самостоятельно изменив направление вашего взгляда и удерживая его в этом направлении, вы как бы переключаете свой собственный мозг в соответствующий — нужный вам — режим! То есть для того, чтобы хорошо вспомнить что-то визуальное, вам самому (до сего момента я описывал вам движения глаз вашего партнера, так что не удивляйтесь, что для вас направление поменялось) нужно направить глаза влево-Вверх. Чтобы лучше представить (создать) что-то визуальное, но незнакомое, направьте их вправо-вверх.

Чтобы действительно ощутить нечто (желательно — приятное), смотрите вниз-вправо. Чтобы посоветоваться с самим собой по важному вопросу, направьте взгляд вниз-влево. Чтобы лучше вспомнить какие-нибудь звуки или слова, направьте взгляд влево по горизонтали. А чтобы сконструировать эти самые звуки и слова (например, ответ на вопрос), посмотрите по горизонтали вправо.

Ну а второй — что и V, и А, и К, и Д представляют собой лишь фрагменты нашего опыта. Нечто вроде плоских отпечатков с объемного изображения мира. А это значит, что если вы хотите получить полный образ чего-либо («голограмму»), не поленитесь поводить глазами по всем шести направлениям (кстати, именно поэтому во всех восточных школах — йоге, дао, цигун и т.п. — вращение глазами является обязательным упражнением). И не удивляйтесь хорошо известному в НЛП факту, что, если вы не менее трех раз как следует вообразите некий реально не существующий опыт во всех шести его ипостасях — положениях ваших глаз, — он станет восприниматься как имевший место в вашей жизни! У нас это называется «закон 3x3», который гласит: «если вы вообразите нечто в трех репрезентативных системах не менее трех раз, это нечто станет для вас реальным». Так почему бы вам прямо сейчас не приступить к воображению вашего здоровья?

Упражнение 9 — это только начало вашей работы над возвращением здоровья. Но оно позволит вам хорошенько вспомнить о том, что же это такое — ныне основательно забытое. И приступить к перепрограммированию вашего бессознательного, предусматривающему как бы смену знака пути: с «от болезни» на «к здоровью».

Упражнение 7.

  • Используя в качестве ключей доступа словоупотребления и физиологию, определите предпочитаемые репрезентативные системы не менее

Исцеление с помощью НЛП 81

чем десяти своих знакомых. Закончив, разберитесь с тем, кем являетесь вы сами — визуалом, аудиалом, кинестетиком или дискретом.

Упражнение 8.

-> Вызубрив наизусть схему глазных ключей доступа в течение недели (не меньше), потренируйтесь в определении режимов работы мозга (и смены этих режимов) большинства встречаемых вами людей.

Упражнение 9.

-> Обратитесь к своему прошлому и попытайтесь вспомнить какие-то моменты, когда вы чувствовали себя здоровым и полным сил. Выберите любой из этих моментов и постарайтесь как можно ярче оживить его в своей памяти. Для этого

  • посмотрите влево-вверх и позвольте себе увидеть все картины и образы, которые «всплывают» как связанные с этим самым абсолютным здоровьем,

  • посмотрите влево-по-горизонта-ли и дайте себе припомнить все звуки и слова, которые вы тогда слышали,

  • посмотрите вправо-вниз и ощутите это самое состояние здоровья.

Теперь посмотрите прямо перед собой и чуть вверх (почему именно так, я объясню вам позднее) и представьте, что все ваши болезни и телесные недомогания исчезают под воздействием неких могущественных сил из глубин вашего тела и мозга.

И просто несколько минут понас-лаждайтесь ощущением здоровья и телесного благополучия, одновременно с удовольствием представляя свое новое вытекающее из вашей решимости излечиться будущее — счастливое, активное и деятельное благодаря здоровому телу и здоровому духу.

Однажды некий весьма невротический молодой человек пришел к мастеру дзен и спросил, как ему можно обрести покой и душевное равновесие в этом мире, в котором вечно чего-то не хватает.

Как тебе может чего-то не хватать,спросил его мудрец,если ты обладаешь величайшим в мире сокровищем?

Каким таким величайшим сокровищем в мире я обладаю?удивленно спросил юноша.

Место, откуда пришел этот вопрос, и есть величайшее в мире сокровище,ответил учитель дзен.

Глава 2. О ПСИХОЛОГИИ НАШИХ БОЛЕЗНЕЙ

Здоров не тот, у кого нет никаких проблем, а тот, кто умеет их решать.

Н. Пезешкиан

Не удивляйтесь этому названию. Ибо всем, включая даже врачей (шутка!), давно известно, что житейская сентенция «Все болезни от нервов» вполне может быть отнесена к проявлениям народной мудрости. Так что, полное право на существование должна иметь некая область психологии (как наука), занимающаяся изучением психологических же факторов возникновения болезней и осуществления лечебного процесса. Да, я знаю, что подобная (правда, весьма узкая) научная дисциплина присутствует в медицинской науке — в роли Золушки в ортодоксальной медицине и в статусе Принцессы в медицине холистической. Но, поскольку эта самая холистическая медицина, представляющая и реализующая целостный (а отнюдь не биолого-физиологический) подход к здоровью человека (т.е. с учетом всего сонма влияющих на это здоровье факторов), пока еще весьма слабо представлена в мировой медицинской практике и почти никак — в медицине российской, я позволю себе немного порассуждать о психологических составляющих процессов болезни — исцеления, упомянув и рассмотрев три группы факторов:

  • личностные особенности предрасположенных к заболеваниям людей,

  • последствия воздействия острых и хронических стрессов и

  • возникновение болезней вследствие их бессознательной выгодности для человека.

2.1. Индивидуальная предрасположенность к болезням

Три причины наших болезней. Согласно устоявшимся в медицинской науке воззрениям, тремя основными причинами болезней выступают или являются

  • наследственность,

  • экология среды и

  • образ жизни человека.

Анализ этих причин особого оптимизма не вызывает, ибо все они не выглядят в достаточной степени подконтрольными. Да, мы можем реально повлиять на свое здоровье с помощью правильного образа жизни (отказа от вредных привычек, правильного питания, двигательной активности и т.п.). Однако уже экологическая обстановка практически не поддается нашему контролю (ну разве что поменять город с его бесконечными превышениями ПДК — предельно допустимых концентраций вредных веществ —на деревенскую глушь). Что же касается наследственности, то здесь и вовсе «глушняк» — как говорится, «против генетики не попрешь». В результате возникает какая-то обреченность, в которую, как в болото, затягивает нас подобный подход к анализу причин наших болезней...

Четвертый фактор здоровья. Однако уже довольно давно к вышеприведенным трем факторам болезни добавился четвертый — чисто психологический. Индивидуальные особенности людей, которые, похоже, во многом определяют то, что произойдет со здоровьем человека, как говорится, «при прочих равных». То есть окажется ли он больным или, наоборот, останется здоровым. Ведь давно известно, что некоторые индивиды ухитряются пребывать в добром здравии в то время, когда окружающих косит болезнь. Вспомните хотя бы эпидемию гриппа, когда сплошь и рядом в одной и той же квартире мирно уживается больное большинство и здоровое меньшинство, которое в силу не только физиологических, но и психологических особенностей умудряется успешно отбиваться от атакующих со всех сторон бацилл и вирусов...

Обратили на все это внимание люди довольно давно. Так, еще римский врач Гален —двадцать пять столетий назад! — отметил, что женщины-меланхолики чаще заболевают, чем женщины-сангвиники. Что вы так забеспокоились, дорогой читатель? А, вы тоже меланхолик... Ну так срочно прекращайте бояться. Во-первых, потому, что все выше- и нижеописанное является не правилом, а тенденцией, так что, если у вас что-то даже и совпадет (в плане присущих вам личностных черт, определяющих предрасположенность к болезням), то это вовсе не значит, что вы обязательно заболеете, — исключений более чем достаточно. А, во-вторых, оттого, что именно эта книга непременно и обязательно снабдит вас целой кучей методов так называемого личностного редактирования, способных легко уменьшить и даже начисто убрать любую «вредность» вашего характера — опасную, как теперь выясняется, не только для других, но и для вас...

Возвращаясь к Галену, сообщу, что все дело не столько в темпераменте, сколько в ощущении счастливос-ти, которого у сангвиников куда больше. Ибо, во все века и времена счастливые, беззаботные и жизнерадостные оптимисты жили дольше и с куда большим здоровьем, чем несчастные, озабоченные и безрадостные пессимисты.

Результаты исследований индивидуальных пред-расположенноестей к заболеваниям. Дальнейшие исследования подтвердили эту точку зрения. А заодно дополнили ее и даже в чем-то видоизменили. Основываясь на данных, приведенных К. и С. Саймонтонами в книге «Возвращение к здоровью. Новый взгляд на тяжелые болезни», я хочу познакомить вас с наиболее интересными результатами этих исследований. Но делаю это с опаской, так как все они были выполнены для выявления личностной предрасположенности к такой страшной болезни, как рак, а мнительность наша, как известно, безгранична. Так что, читая все это, помните, что речь здесь идет только о предрасположенности, но уж никак не о предопределенности...

Э. Эванс, основываясь на изучении ста онкобольных, обнаружила, что все эти несчастные люди относились к одному и тому же психологическому типу. Всем им была присуща склонность связывать себя с каким-то одним объектом (с человеком, работой, домом), а не развивать собственную индивидуальность. В результате, когда этим объектам начинала угрожать опасность (или они просто исчезали), подобные индивиды оказывались как бы наедине с самим собой — но жить так они просто не умели! Кстати, многие последующие исследования показали, что подавляющее большинство онкологических пациентов ставят на первое место интересы других, а не свои собственные...

К. Томас, анализируя заболевших раком студентов, пришла к выводу, что их наиболее яркой особенностью было глубокое переживание или отсутствие близости с родителями, помимо этого они редко проявляли сильные чувства и обычно были в плохом настроении.

А. Шмейл и X. Айрек выявили, что онкобольным вообще свойственно легко сдаваться и относиться к трудным жизненным ситуациям с чувством полной безнадежности — не видя выхода.

У. Грин, изучивший социальный и психологический опыт пациентов с лейкемией и опухолями лимфо-идной ткани, обнаружил, что, во-первых, существенную роль в возникновении этих болезней сыграла потеря или угроза смерти матери, а для мужчин еще и жены. Во-вторых, весьма негативное влияние на их здоровье оказали: для женщин — наступление климакса или изменение домашних обстоятельств, а для мужчин — потеря работы (или реальная опасность ее потерять) и приближение срока выхода на пенсию.

И.Блумберг и В.Клопфер (по отдельности) выяснили, что по определенным личностным особенностям больных можно предсказать скорость роста опухоли (т.е. будет ли она расти угрожающе быстро или на долгие годы оставит человека в покое). Оказалось, что люди, у которых опухоли быстро росли, старались производить на окружающих хорошее впечатление, занимали оборонительную позицию по отношению к миру, не умели справляться с тревогой, отвергали выражения привязанности (хотя очевидно в них нуждались) и были крайне привержены «правильности их собственного видения мира».

Как бы подытоживая все вышеописанное, Л. Лешен, очень известный исследователь психологии онкобольных, выделил следующие характерные особенности людей, заболевающих раком (это и последующие описания я привожу по книге Дж. Рейнуотер «Это в ваших силах»).

1- Неспособность выражать свой гнев, особенно в Целях самозащиты.

2. Ощущение своей неполноценности и нелюбовь к самому себе.

3. Напряженность в отношениях с одним или более родителями.

4. Наличие тяжелой эмоциональной потери, на которую они реагировали чувством беспомощности, безнадежности, подавленности и стремлением к изоляции.

К. и С. Саймонтоны выявили следующие устойчиво повторяющиеся психологические свойства онкобольных.

1. Значительно развитую способность затаивать обиды и неспособность прощать.

2. Чувство жалости к себе.

3. Слабую способность устанавливать и поддерживать значимые долговременные отношения.

4. Слаборазвитый образ «Я».

5. Чувство отвергнутое в детстве одним или обоими родителями.

Заболеваемость и стиль жизни. Впрочем, поговорим о более «приятных» вещах — например, о делах сердечных, сиречь о кардиологических заболеваниях (вторая после рака напасть человечества). Так вот, исследователи М.Фридман и Р.Розерман описали тип личности, который им наиболее подвержен. Этот тип личности они назвали «Тип А».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться