Ковалев Сергей "Исцеление с помощью НЛП"

Д. Берне и его коллеги когнитивисты утверждают, что все наши негативные мысли возникают как следствие десяти (разумеется, не всегда всех сразу) «мыслительных» нарушений, которые мы охотно допускаем в процессе своей жизни и познания мира.

1. Максимализм. Это когда человек, успехи которого оказываются сколько-нибудь ниже, чем планировалось, считает себя полным неудачником. И вообще предпочитает видеть мир в черно-белых тонах — по принципу «Все или ничего!»

2. Общий вывод из единичных фактов. Это когда единственное отрицательное событие заставляет человека представлять жизнь беспрерывной черной полосой.

3. Психологическая фильтрация событий. Это когда человек как бы выдергивает из происходящего только негативные детали и живет в плену исключительно отрицательных представлений (эффект «дырки от бублика»).

4. Дисквалификация положительного. Это когда человек отвергает очевидные положительные моменты и даже настаивает на их невозможности, сохраняя тем самым негативные суждения и оценки —даже несмотря на их несоответствие реальным событиям.

5. Скачущие умозаключения. Это когда человек осуществляет негативную интерпретацию неких реалий (действий других, событий и обстоятельств) из-за незнания их подоплеки или какой-то патологической уверенности в том, что плохие предчувствия обязательно сбываются. Скачущие умозаключения, в свою очередь, подразделяются на:

а) незнание предшествующего, когда человек просто считает, что кто-то или что-то плохо относится к нему и не стремится понять действительное положение вещей и подоплеку событий;

б) ошибка в предсказании судьбы, когда человек не просто предчувствует, что случится что-нибудь плохое, но попросту уверен, что самое плохое обязательно должно произойти.

6. Преувеличение и преуменьшение. Это когда человек бессознательно преуменьшает значимость хороших событий и преувеличивает значение плохих («эффект подзорной трубы»).

7. Выводы, основанные на эмоциях. Это когда человек верит, что его отрицательные эмоции отображают действительное положение вещей, а не глупости, происходящие от неверных оценок.

8. «Можно было бы». Это когда человек пытается рассматривать происходящее с позиции «могло бы быть» (лучше) и «не могло бы быть» (хуже) — т.е. позиции своих нереальных представлений; это нарушение порождает комплекс вины и является причиной озлобления.

9. Ярлыки. Это когда человек делает обобщающий вывод из единичных фактов и вместо описания своих или чужих ошибок вешает на всех и вся ярлыки (например, не «Я сейчас сглупил», а «Я всегда глуп»), которые ничем не обоснованы, а просто являются результатом эмоциональных всплесков во время сильных эмоций.

10. Принятие ответственности за не зависящие от тебя события. Это когда человек видит в себе причину некоторых негативных событий, даже несмотря на то, что повлиять на них у него не было никакой возможности (помните Шурика: «Скажите, а часовню тоже я развалил?»).

Нижеприведенные рекомендации техники когнитивной работы с депрессией построены мною на основании вышеупомянутой книги Д. Бернса «Тайна настроения». Ну а сама по себе работа с депрессией (и многими другими негативными чувствами сходного типа) сведена мною в несколько стадий.

Стадия 1. Проба внутренней почвы. В течение ближайших одного-двух дней или более записывайте в таблице (скопируйте ее) свои неприятности, мнения (мысли) о них и последствия этих неприятностей и мнений (ориентируйтесь на предложенный пример, но учтите что он сделан намеренно кратким, а вы можете писать сколько угодно — однако обращая главное внимание именно на мнения и мысли.  

Мнения и мысли о

—|

Неприятность

ней

Последствия  

1. Я никогда не

Сначала очень сильно"

Потенциальный клиент

продам это.

разозлился,

бросил трубку, как только

2. Все думают, что я их обманываю.

а потом расстроился настолько, что до

услышал мой голос.

3. Я законченный

конца дня не мог  

неудачник.

ничего делать.

В результате этой работы вы скорее всего обнаружите, что ваши негативные мнения и мысли образуют некую повторяющуюся, но довольно-таки ограниченную по объему комбинацию ваших собственных НАМ — негативных автоматических мыслей. Зафиксируйте ее (например, запишите).

Стадия 2. Опровержение.

Представьте, что эти мнения о вас высказал ни кто иной, как ваш злейший враг или просто человек, не заслуживающий доверия. И опровергните их с помощью РОС (рациональный ответ — самозащита). В случае, если у вас «не хватает для этого пороху», вообразите Идеального друга и/или Защитника и доверьте ему дать рациональные ответы вашему врагу — Критику внутри вас.

НАМ

ГОС

1. Я никогда не

продам это.

1. Бред и чушь, так как я уже продал массу всего. ____

2. Все думают, что я их обманываю.

2. 95% моих знакомых точно так не думают. И

по крайней мере 80% клиентов—тоже. Вспомним, сколько раз они меня благодарили.

3. Я законченный неудачник.

3. Глупости—мне уже удалось очень многое и, кстати, —это же не последний мой клиент

Стадия 3. Аффирмирование. Разверните свои НАМ на 180°, создайте ПАМ — позитивные автоматические мысли — и «внедрите» их в бессознательное с помощью уже знакомой вам техники аффирмирования.

Стадия 4. «Полевые» тренировки. Сделайте привычный постоянный самоанализ по схеме неприятность — мнение — последствия, добавив в эту цепочку еще два очень важных звена: опровержение (РОС) и результат.  

Мнение,      

Неприятность

Mысли.

Последствия

Опровержение

Результат

Кондукторша в

я

Стало очень

Не могу же я быть

Отчаяние и

автобусе

наверное.

грустно до

совсем дураком с

грусть

наорала на

дурак, что

отчаяния.

высшим образованием,

прошли, но

меня.

не понял.  

которого у нее явно

появилась  

чего она  

нет.Скорее всего ее

злость: чего я  

хотела.  

просто кто-то разозлил н она сорвалась на мне.

дал ей на

себя

наорать?!

Стадия 5. Если хотите, подвергните свои негативные автоматические мысли научному анализу — с точки зрения тех нарушений в процессе познания, которые мы описали ранее. Делая здесь РОС, вы должны опровергать каждое из отмеченных нарушений. И можете не сомневаться — уж в этом-то случае у вас точно найдутся аргументы.

Негативные

Нарушении в

Рациональный ответ —

автоматические

процессе

самозащита

мысли или мнения

познания  

Я законченный неудачник (неприятность —

1. Общий вывод из единичного факта.

1. Нонсенс, я делаю массу вешей удачно и хорошо.

2. Максимализм.

2. Глупо убиваться из-за

клиент бросил трубку  

одного единственного    

клиента.

3. Скачущие умо-

3. А может быть он просто  

заключения

был не в себе? Запросто —  

(незнание предшествующего)

он ведь такой.

4. Ярлык.

4. Что-то я не называю    

себя законченным удачником после одного

,----___  

единственного случая

В заключение хочу порекомендовать вам для того чтобы обнаружить позитивные изменения в вашем состоянии, ежедневно (лучше утром — оно, как известно, мудренее вечера — и за прошлый день) ставить оценку своим самочувствию, активности и настроению (САН), используя, например, 5-балльную оценку:

5 — отлично, 4 — хорошо, 3 — удовлетворительно, 2__

неудовлетворительно, 1 — плохо.

Кстати, это поможет вам и в определении цикличности ваших состояний — параметров их «синусоиды». А все и вся в этом мире идет именно так — по синусоиде от хорошего к плохому и обратно. И практически невозможно всегда и везде удерживаться только на хорошем. Точно так же, как и вечно сидеть в чем-то плохом. Но если вы обретете устойчивую точку равновесия «на оси» синусоиды, и хорошее, и плохое станет для вас абсолютно подконтрольным. Ежели, конечно, вы поймете, что как свет не может существовать без тьмы, так и добро не может осуществиться без зла...

Избавление от горя. Однако никакие когнитивные ухищрения скорее всего не помогут вам полностью или полноценно справиться с горем, возникающим по причине потери любимого вами или просто близкого человека. Здесь необходимо «чистое» НЛП — техника работы с горем (иначе ее иногда называют «паттерн прощания») уже известных вам К. и С. Андреас.

Вначале несколько вводных замечаний М. Аткин-сон, из материалов семинара которой я и взял эту технику (хотя может быть, что эти замечания принадлежат К. и С. Андреас). Как вы уже знаете (или догадываетесь), горе — это реакция на потерю чего-либо важного, обычно любимого человека, которая сопровождается ошуше-нием пустоты и грусти. Однако люди часто горюют и п другим потерям, которые энэлперы «рассортировываю по пяти категориям (человек, вещь, деятельность, ме и информация). При этом очень важно отмечать, воспринимается ли утрата как потеря «себя» или «другого».

Но человек может также горевать по утрате возможностей (то есть чего-то, чего он никогда не имел, но надеялся иметь в будущем — когда, например, женщина узнает, что не может иметь детей), поэтому можно уверенно утверждать, что то, что ощущается как горе, есть потеря субъективного опыта, а не чего-то реального (остановитесь на этом положении и как следует его обдумайте).

Другим важным элементом горя является, по мнению М. Аткинсон, время. Обычно важная потеря ассоциируется с безвозвратно ушедшим прошлым, а не с настоящим или с будущим, в котором все еще может быть.

И наконец, существуют, по ее мнению, два чувства, которые часто сопровождают горе и могут быть запросто спутаны с ним. Их М. Аткинсон рекомендует отделить и проработать каждое отдельно.

1. Если потеря была связана с насилием или чрезвычайно неприятными обстоятельствами, то ее может сопровождать фобия, с которой надо начинать работать до того как вы станете применять модель работы с горем (используйте любую знакомую вам технику быстрого снятия фобии).

2. За горем могут следовать и другие реакции. Например, очень часто люди чувствуют себя покинутыми, переживают депрессию, озлобляются. Многие из этих чувств могут автоматически исчезнуть после переработки горя по нижепредлагаемой технике. Однако если после этого останутся вторичные негативные чувства, их нужно оптимизировать с помощью других техник НЛП.

Ну а теперь я привожу описание данной техники работы с горем (по материалам семинара «Работа с семьей и ребенком в кризисной ситуации» ЦПП «Катарсис»).

ЭТАП 1

По мнению авторов техники, для человека, испытывающего горе, потеря в прошлом обычно воспринимается

как диссоциированная. А поскольку это так, то и чувства связанные с самой потерей, пропадают, и человека окутывает пустота. Поэтому на первом этапе работы с горем необходимо восстановить потерянные чувства и сделать их ресурсом для настоящего — по следующему алгоритму.

1. Поставьте ресурсный якорь «Разрушение состояния».

Установите якорь «комфорта» или «здесь и теперь» на случай, если вас захлестнет волна горя из прошлого.

2. Репрезентируйте потерю (отсутствие). Отыщите одно из следующих чувств:

а) собственно потерю. Это та потеря в настоящем, над которой вы горюете и которую воспринимаете как пустоту или отсутствие чего-либо. Валено, чтобы ваша репрезентация включала то, что вы ценили и не хотели терятьа не человека или вещь после того как они потеряли свои лучшие качества. Например, если ребенок умер от тяжелой болезни, и его вспоминают как беспомощного умирающего, то это, наверное, не то, что родителям хотелось бы сохранить. Они горюют над тем, что они ценили в ребенке, а затем потеряли (его смех, игры, особые качества, надежды на будущее и др.). Так что если вы видите перед собой болезнь и смерть, спросите себя: «Откуда я знаю, что потерял что-то ценное?» или «Откуда я знаю, стоит ли об этом горевать?»

б) потенциальную потерю. Это уже как бы некоторое программирование «предварительного оплакивания» горякак реакции на возможную утрату в будущем. Вы представляете ценные, ваэ/сные качества, по как уже потерянные и пропавшие. Так что подумайте о ком-либо (чем-либо), кто для вас очень важен так, как эт было описано выше, и представьте, что вы его можеп потерять.

3. Определите присутствие.

Теперь вам надо отыскать одно из следующих чувств, напоминающее описанное выше как можно ближе:

а) потерю, воспринимаемую как нечто присутствующее. Это положительное ощущение потери, которая больше не кажется потерей; чувство потери все еще при вас, оно не ушло, но воспринимается как некое присутствие, полнота, как если бы вы ничего не потеряли. Оно все равно дарит вам приятные воспоминания и силы, хотя больше не существует в реальном мире Так, например, мы почти всегда с радостью, но без сожаления вспоминаем свою первую любовь. А умершие мастера искусств (Окуджава, Никулин, Гердт, Высоцкий) до сих пор присутствуют в нашей жизни;

б) ощущение реальным/присутствующим того, что в реальности не присутствует. А вот это уже восприятие некоего позитивного опыта, который сопровождает вас по жизни, но который физически не присутствует с вами в данный момент. Например, у вас есть друг, любящий партнер или супруг, который сейчас далеко от вас. Тем не менее, думая об этом человеке, о том опыте, который связан с ним, вы ощущаете его как ресурс в настоящем. Как этот опыт представлен в «здесь и сейчас»?

4. Осуществите сравнительный анализ.

Сравните два ощущения (потерип. 2 и присутствияп. 3) и составьте полный список различий по субмодальностям. Обращайте внимание на отличия в ассоциации/диссоциации, движение/застывшая картинка, положение, расстояние и прозрачность и т. д.

5. Определите ключевые собмодальности.

Не торопясь начните трансформировать субмодальности из вашего списка из потери в чувство присутствия. Перед проверкой каждой следующей субмодальиости возвращайте предыдущую в ее первоначальное состояние. Найдите субмодальиости, которые сильнее всего уменьшают кинестетическое чувство потери и/ или увеличивают чувство присутствия.

6. Осуществите экологическую проверку.

Есть ли у вас возражения против того, чтобы изменить ваше ощущение потери и превратить его в ресурс настоящего? Если да, то чтобы снять возможные возражения, используйте любую другую подходящую технику НЛП.

1. Произведите субмодальностное редактирование.

Начиная с самых мощных субмодалыюстей, которые вы выявили, измените ощущение потери в ощущение присутствия. При этом обычно содержание репрезентации не меняется. Однако иногда надо немного подстроить само содержание, чтобы оно более соответствовало новой структуре присутствия.

8. Осуществите проверку результатов редактирования.

С точки зрения субмодалыюстей определите, стала ли новая репрезентация потери похожей на ощущение присутствия? Если остались отличия, определите их и используйте для завершения трансформации.

ЭТАП2

На втором этапе процедуры К. и С. Андреас, а также М. Аткинсон предлагают вам осуществить трансформацию ощущения потери в прошлом в ресурсное состояние в настоящем. Результат этой работы во многом будет определяться эффективностью ваших собственных внутренних стратегий.

Дело в том, что по справедливому замечанию вышеупомянутых авторов, у многих людей внутренние стратегии преодоления горя не включают в себя поиск подходящей замены потерянного ощущения. Поэтому этап 2 был разработан ими именно на основе наиболее эффективных стратегий преодоления горя и является своеобразной

подстройкой к будущему. На этом этапе человек как бы утверждается в необходимости поиска подходящей замены потерянного ощущения в настоящем и будущем (правда, иногда это происходит само собой после суб-модалыюстного редактирования, сделанного на первом этапе).

/. Вспомните о важном утраченном чувстве.

Возьмите важное чувство, которое вы только что трансформировали из состояния потери в состояние присутствия, и представьте его настолько полно, насколько это возможно для васв любом удобном виде.

2. Определите результаты и/или метарезультаты.

Не выпуская из виду эту вновь созданную репрезентацию, в другом месте найдите и представьте себе те качества, свойства, или результаты чувства, которые делают его столь важным и ценным для вас (возмоэ/сно вы уже начали это делать на этапе

1).

3. Осуществите трансформацию.

Какую форму могло бы принять подобное чувствос такими качествами и свойствамиесли бы оно повторилось в будущем? Как могли бы вы испытать это чувство в будущем, но при этом достичь иного результата? Сохранив эти качества, свойства и результаты, вы создаете дополнительные репрезентации в еще одной (третьей) позиции (стороннего наблюдателя), которая более подходит для вас в вашем настоящем и будущем. Эти репрезентации могут несколько отличаться от вашего опыта в прошломвам лее необходимо подстроить их: и под вашу нынешнюю реальность, и под вашу проекцию будущего. Однако они обязательно должны быть привлекательны и убедительны, хотя и не слишком конкретны, о, возможно, далее и несколько расплывчатыт.е. допускающие возможные интерпретации и изменения.

4. Проведите экологическую проверку.

Есть ли у вас какие-либо возраэ/сения против того, чтобы сделать построенные вами проекции (полученные Результаты) частью вашего будущего? В случае, если остаются возражения, подстройте репрезентации или проведите переосмысление.

5. Установите свои чувства в будущем.

Разместите новое ощущение в своем будущем (там где это кажется вам подходящим), чтобы сделать ващу жизнь более полной и радостной.

Проработка чувства стыда или вины. Методика работы с горем, которая описана выше, принадлежит, как

вы уже знаете, двум очень талантливым энэлперам__

Копире и Стиву Андреас. Они же разработали и еще один (также субмодальностный) способ переработки весьма терзающего многих чувства — стыда.

Привожу описание данной техники, чтобы вы могли не только изучить ее, но еще и лучше научиться работать со своими чувствами посредством субмодаль-ностного редактирования.

Итак, техника работы с чувством стыда или вины (описываю ее по книге С. и К. Андреас «Сердце мозга»).

1. Определите, о чем вы думаете, когда испытываете чувство стыда. Как вы стыдитесь? Что вы должны увидеть, ощутить или услышать (и что должны сказать себе), чтобы почувствовать стыд? Почти каэ/с-дый человек видит перед собой определенную картину, хотя поначалу он это и не осознает. Возможно, вам помелеет, если вы спросите себя: «Если бы я знал, что это будет, какую бы картину я увидел?», а затем обратите внимание на то, что придет вам па ум.

2. Вспомните о случае, когда вы нарушили какое-то правило, но не испытали стыд, а прореагировали как-то иначе. Как располагаются эти случаи в вашем внутреннем пространстве и на каком расстоянии от вас?

3. Осуществите анализ субмодальностей. Помимо прочего, обратите внимание на то, какого размера в этих случаях окружающие вас люди и вы сами (стыдясь, мы часто видим себя маленькими). Непременно воепользуйтесь своим ресурсным случаем, где вы одного размера с окружающими.

4. Трансформируйте «стыд» в «ресурсное» ощущение.

а) Прежде всего убедитесь, что тот, кого вы видите на картине, полностью соответствует вам в жизни. Если вы заметили какие-то физические отличия, постарайтесь внести изменения, чтобы вновь стать самим собой.

б) Затем приведите себя в соответствие с окружающими, либо увеличив себя до их размеров, либо уменьшив их до своего размера.

в) Измените местонахождение вашего образа «стыда» и просто перенесите его туда, где находится «ресурсный» случай. Часто это действие влечет за собой другие изменения в разнице кодирования.

г) Внесите дополнительные изменения, требующиеся для того, чтобы случай, вызвавший у вас чувство стыда, превратился в ресурсный случай. Возможно, вы превратите этот случай в фильм, добавите какой-то кусок или внесете другие изменения.

5. Проверка. Испытываете ли вы теперь одинаковое чувство в обеих ситуациях? Если нет, найдите теперь еще какие-нибудь различия в субмодалыюстном кодировании и измените ихс тем, чтобы завершить трансформацию чувства стыда.

6. Оцените жизненные принципы и нормы поведения. Сначала спросите себя: «Какие нормы я нарушаю в случаях, когда обычно испытываю чувство стыда?», «Если я не хочу следовать этим нормам, то какие нормы я выберу для себя?», «Хотелось бы мне, чтобы этим пор-мам следовали окружающие меня люди?» (так называемый «вопрос золотого правила»).

7. Запрограммируйте свое будущее. Учитывая Жизненные принципы окружающих, а также те, которым вы хотите следовать, сначала решите, что вы хотите сделать, а затем представьте, что вы действуете в соответствии с этими принципами и принципами окружающих.

8. Обобщите приобретенные ваши знания. Для этого прежде всего вновь повторите этапы с 1 по 7, по на этот раз с другим случаем, когда вы тоже испытали чувство стыда. Большинство людей обнаруживают, что во второй раз они проходят практически через те у/се самые изменения, поэтому процесс идет гораздо легче и быстрее. Эти действия помогут вам убедиться в том, что ваш мозг отлично знает, как поступать в тех ситуациях, когда вы нарушили чьи-то нормы.

9. Распространите приобретенные вами знания о прошлом. Теперь, когда вы трансформировали два случая по отдельности, возможно, вы уже готовы взять приобретенные вами знания и распространить их на свое прошлое.

Для этого вспомните самый первый случай, когда вы испытали чувство стыда (предположим, что вам тогда было четыре года). Теперь представьте, что вы берете свою новую способность борьбы с чувством стыда и переносите ее в то время, когда вам еще не было четырех лет. Затем вы совершите быстрое путешествие во времени, сохраняя все время эту только что приобретенную способность. По мере того, как вы приближаетесь к настоящему, все ваши прошлые переживания, связанные с чувством стыда, будут претерпевать изменения. После того как вы вновь окажетесь в настоящем, оглянитесь назад, в прошлое, и заметьте, насколько оно изменилось. Затем можете представить, как вы отправляетесь в будущее, чувствуя, насколько и оно изменилось благодаря приобретенной вами способности.

. Формирование любви к себе. А теперь — последнее в этой ну очень длинной главе. О формировании той самой любви к себе, которая может стать надежным заслоном для любых ваших негативных чувств.

Обычно для этого я использую технику «взгляд па себя глазами влюбленного в вас человека», которую почерпнул у все той же М. Аткинсон. В сути своей это немного трансовая методика, полную инструкцию которой вы можете записать на магнитофон для своеобразного «самовоспроизведения».

Привожу полный текст этой техники (по материалам семинара М. Аткинсон «Работа с семьей и ребенком в кризисной ситуации, ЦПП «Катарсис»).

«Сейчас вы станете писателем. Вы пишете книгу, в которой одним из героев, которые сформировали вашу жизнь такой как она есть, являетесь вы сами.

Вам надо решить, кто из людей, вам известных, любит вас. Не так валено, любите ли вы этих людей, по чрезвычайно валено знать, любят ли они вас. Когда вы определите такого человека, сделайте следующее.

Вы сидите за столом. Перед вами пишущая машинка, бумага, карандаш. Напротив окно, в которое вы время от времени заглядываете. Там, где-то за окном живет и что-то сейчас делает тот особый человек, который любит вас. Пришло время в вашей книге написать и о нем. Вы откидываетесь на спинку стула, размышляете о нем, думаете, как бы вы могли описать этого человека, выразить словами то, что делает его особенным. Вы подбираете такие слова, которые позволяют читателю увидеть этого человека таким, каким видите его вы. Поэтому вы описываете все его своеобразные привычки, выражения, манеру поведения, которые отличают этого человека от других. Вы вспоминаете и описываете словами его чувство юмора, страсть, ум, глупости, его слабости, сильные стороны, все то, что в сочетании создает уникальную личность. Вы прислушиваетесь к своему собственному описанию и стараетесь проанализировать свои чувства по отношению к этому человеку, там, за окном. Ваше описание подходит к концу; вы стараетесь посмотреть на сделанное с другой позиции и другой точки зрения. Вы выплываете из своего кресла и вплываете в тело человека, которого только что описывали. Вы стаповитес человеком, который вас любит. С этой новой позиции вы всматриваетесь в себя, который только что был так увлечен написанием своей книги. Вы видите себя глазами человека, который вас любит. Вы видите свои собственные слова жесты, манеры, описанные человеком, который вас любит Вглядываясь в самого себя глазами человека, который вас любит, вы узнаете качества и свойства, которые вам были незнакомы или которые другие привыкли считать недостат-ками. Вы проглядываете мысли и воспоминания человека, который вас любит, и понимаете, что вас есть за что полюбить. Можно просто быть и, тем самым делать жизнь другого человека полнее и значимее. Вы видите и слышите все то, что этот человек так ценит в вас. Хорошо запомнив все только что увиденное и услышанное, вы медленно начинаете возвращаться в самого себя, зная, кто вы есть для человека, который вас любит.

Как утверждает М. Аткинсон, данная техника является особой формой диссоциации, в которой мы «пользы для» выводим человека за пределы «самого себя», контролируя, однако, при этом его восприятие «себя». По ее мнению, «взгляд на себя глазами влюбленного в вас человека» обычно применяется для укрепления чувства собственного достоинства. Однако М. Аткинсон указывает на то, что эта техника оказывается очень полезной и в случаях депрессии, одиночества, а также самоуничижения. Она также выступает сильнодействующим средством для улучшения отношений супружеских пар, ибо позволяет каждому из супругов испытать изнутри любовь другого человека и снять необходимость внешней проверки этого чувства («выяснения отношений»). И, конечно же, данная техника также очень полезна для создания ощущения того, что вас стоит любить. Как следствие, человек сам генерирует больше любви и нежных чувств (к себе и к другим), укрепляя тем самым свои взаимоотношения (с собой и с другими).

Привожу пошаговое описание этой техники (по материалам того же семинара М. Аткинсон) для случая работы с клиентом.

Шаг 1. Установите правила игры, введя клиента в роль «автора книги».

Шаг 2. Попросите клиента определить для себя того, кто его любит. Если такого человека нет в настоящем, помогите отыскать его в прошлом. Если клиент заявляет, что такого человека никогда не было, создайте вымышленную ситуацию «как если бы вас любили» и убедитесь, что клиент вообразил для себя персонаж, который мог бы любить его.

Шаг 3. Установите позицию клиента: он сидит в кресле и смотрит на любящего его человека за окном.

Шаг 4. Попросите клиента назвать различные качества (большие и малые), которые делают этого человека значимым в его жизни.

Шаг 5. Предложите клиенту как бы выплыть из своего тела и войти в тело человека, который его любит. Если поддерживать такую диссоциацию для клиента окажется трудно, установите якорь. Если же ему трудно будет увидеть себя со стороны, используйте «технику взаимного наложения» и поставьте якорь на этом состоянии (это те же шаги, что и при визуально-кинестетической диссоциации, только на этот раз клиент рассматривает себя через глаза любящего его человека, а не через свои глаза).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться