3. Делайте это в течении одной-двух минут, после чего проверьте результат. Скорее всего, VAKD проблемной ситуации попросту развалится. Если нет или недостаточно, повторяйте пункт 2 до тех пор, пока это не произойдет.
Обычно эта несложная техника завершается... хохотом. Сие естественно, если учесть, что, по словам одного из классиков марксизма-ленинизма, человечество смеясь расстается со своим прошлым. И, может быть, поэтому в еще одной простой технике «лечения» микронавязчивос-тей и проблемных ситуаций/состояний по НЛП — технике «Троица «любовь, свет и смех», которую я вам сейчас опишу, смех играет очень важную роль в аудиальной модальности изменения вашего негативного опыта (я почерпнул эту технику в материалах одного из давнишних семинаров по НЛП, к сожалению, не могу указать ее автора).
1. Войдите в следующие состояния, сделайте их полными и заякорите:
а. Кинестетическое переживание любви. Дополните, заякорите.
б. Визуальное переживание видения света. Дополните, заякорите.
в. Аудиалыюе состояние смеха.
Слушайте мир через фильтр смеха. Чтобы это произошло, например, замените все согласные звуком «X» и поварьируйте ритм или темп. Также заякорите.
2. Проверьте себя и найдите оптимальную для вас последовательность.
Любовь — свет — смех Любовь — смех — свет Свет — любовь — смех Свет — смех — любовь Смех — свет — любовь Смех — любовь — свет
3. Возьмите проблемную ситуацию или состояние.
а. Осветите ее и наложите визуальный якорь.
Направьте на нее свет, чтобы сделать ее более ясной. Измените несколько раз соотношение фона и переднего плана. Сфокусируйте свет последовательно на разных деталях. Заметьте все сочетания.
б. Посмейтесь — и наложите аудиальный якорь. Услышьте проблемную ситуацию с комической точки зрения. Подставьте «X» на место всех согласных. Представьте себе, что ее изображает ваш любимый комик.
в. Испытайте состояние любви и наложите кинестетический якорь. Почувствуйте эффект любви в себе, в другом, в отношениях между вами и другим (и).
4. Наложите эти три репрезентативных системы — то есть переживите эту ситуацию, освещенную и с любовью и смехом.
5. Войдите в нее снова и подстройте ее к будущему. Техника расширения восприятия. Теперь можно
вернуться к визуальной модальности и расширить собственное восприятие — дабы извлечь из своей неприятности урок и смысл, а заодно и (если она до сих пор не разрешена) отыскать альтернативы и решения. Дело в том, что наш драгоценный и горяче любимый мозг частенько не слишком удачно шутит с нами, заставляя видеть в ситуации только то, на что мы его запрограммировали. Ведь даже в обычном — хорошем — состоянии мы обычно созерцаем не реальность, а только то, что допустили из нее в наше поле осознавания многочисленные «фильтры» типа репрезентативных систем (если вы визуал, до вас не вполне дойдет аудиальная и кинестетическая информация), субмодальностных ограничений (если вас мотивирует яркое и блестящее, вы равно-Душно отвернетесь от тусклого и матового) и массы других, о которых я просто не могу вам сейчас рассказать. " результате поле («карта») нашего восприятия оказывается зачастую суженным донельзя, и в него просто «не влазят» свойства, альтернативы и решения, которые позволили бы нам с блеском выйти из трудной ситуации. Однако мы вполне можем существенно расширить наше сознание и осознавание, воспользовавшись техникой периферийного процесса (по М. Аткинсон и материалам мастерского курса НЛП ИГИСП).
Делается это так.
/. Вспомните ситуацию, которая была или является в каком-нибудь смысле проблемной для Вас. Увидьте ее в виде картины или фильма.
2. Сфокусируйтесь на ощущениях вашего тела. Как вы себя ощущаете вспоминая эту ситуацию?
3. Просмотрите картину или фильм вновь. В картине увидьте себя со стороны. Фильм же превратите в серию маленьких, объемных черно-белых картинок, заключенных в рамку.
4. Просмотрите картину или фильм опять. Увидьте себя в них и установите периферийное зрение. Для этого сделайте рамку при помощи рук, а затем раздвиньте ее в стороны так, чтобы краешками глаз видеть свои руки. Не смотрите прямо па периферию — продолжайте смотреть перед собой.
5. Просмотрите эти картинки ичи фильм снова — и диссоциированно, и так, как если бы вы были внутри опыта (то есть не видя себя самого). Сохраняя периферийное зрение, связь с телом и замечая сходство и различия. Спросите себя: «Чьи ценности я использую?» «Чему я могу научиться?» Если ценности, которые вы используете, ваши собственные, спросите себя «Как я могу стать другим в будущем?»
По М. Аткинсон, результатом такого процесса является то, что люди часто создают «большую, более полную картину». И буквально начинают видеть отношения главного объекта своего внимания с другой точки зрения. Между элементами человеческого опыта возникает как бы больше баланса и все его составляющие выстраиваются в перспективу.
Я почти всегда начинаю с этой или аналогичной техники — в0 всех случаях, когда мне кажется, что клиент как-то неполно или искаженно воспринимает свою проблему (а если это действительно проблема, он обязательно воспринимает ее неполно и искаженно). Прошу пациента вспомнить и увидеть свою проблему—не важно как. Определить, что именно он увидел — отдельную картину, несколько картин («фотороман») или фильм. И показать мне размеры этих самых изображений — отдельной картины, серии картин или же «экрана», на котором он видит этот «фильм» своей проблемы.
А дальше, прежде всего в тех случаях, когда размеры эти небольшие и достаточно четко очерчены, — приступаю к вышеописанной технике. Предлагаю клиенту вытянуть руки и, глядя прямо перед собой, начать их разводить до тех пор, пока он еще может их видеть. И сохраняя такой вот странный характер своего взгляда, когда экран восприятия в результате осуществления действа стал не просто широким, но панорамным, снова вспомнить «картинки» или «фильм» проблемы и заново их рассмотреть или просмотреть — входя в это «изображение» и выходя из него.
После этого остается только поинтересоваться тем, что произошло. Кое у кого картинка или фильм просто исчезают, а на место проблемы приходит решение. У других происходит видоизменение образа проблемной ситуации, и они начинают видеть то, что раньше было «скрыто за кадром». И все без исключения обретают возможность исследовать свою проблему более широко, трезво и беспристрастно...
Система быстрого разрушения навязчивости. Если вы осуществили все вышеописанное (включая обязательную работу по расширению восприятия) извлекли урок из давнишней ситуации, но тем не менее так от нее (этой самой ситуации, а точнее, от связанных с нею неприятных воспоминаний и некой «принудительности» этих воспоминаний) и не избавились, пришла пора заняться более систематическим уничтожением всего этого неприятного и принудительного (преимущественно в визуальной модальности).
Лучше всего это сделать, используя то, что можно назвать системой техник быстрого разрушения, рекомендованных блестящими и очень «плодовитыми» энэлперами К. и С. Андреас в книге «Измените свое мышление - и воспользуйтесь результатами». Однако сначала на всякий случай проведите тщательную экологическую проверку. Как справедливо указывают эти авторы, разрушение создает амнезию, а ваши мысленные картины (фильм) могут быть каким-либо образом полезны для вас (например, содержать информацию о том, чего не стоит делать в будущем). Если это так, то будет лучше если вы сначала выделите полезную информацию и поместите ее в какую-нибудь новую картину (вернитесь-ка к технике расширения восприятия!). Или просто воспользуйтесь каким-либо иным, не создающим амнезии, вмешательством.
А теперь о том, что можно сделать в этой самой системе техник быстрого разрушения проблемных состояний и навязчивости (в вышеупомянутой книге они называются просто «Разрушение»).
Во-первых, примените растрескивание. Это то, что происходит с закаленным стеклом (например, с лобовым стеклом машины), когда оно разбивается. Так что представьте, что тревожащий вас зрительный образ как бы нарисован на лобовом стекле, «врежьте» по нему (стукните как следует молотком или кирпичем) и с удовольствием посмотрите, как оно разбивается и распадается. Если надо, повторите это несколько раз, дабы «растрескать» неприятное воспоминание полностью и навсегда.
Во-вторых, просмотрите свои картинки «шиворот-навыворот». Как и Андреас, я не знаю, что при этом про исходит. Но всякий раз когда я предлагал сделать это своим пациентам, они обязательно получали что-то полезное.
Обычно фильм или картинка как бы выворачивались, и все находящееся в центре, внезапно перемещалось (автоматически, а не осознанно!) наружу, а все, что было по краям, «сплющивалось» в центре. Бывало и так, что внезапно, само собой, «картинки» переворачивались кверху ногами, а фильм начинал идти «задом-наперед». Однако чтобы не происходило, терапевтический эффект был налицо: навязчивость уменьшалась или просто исчезала.
В-третьих, поместите «картинку» на воображаемый экран и представьте, что проекционная лампа прожигает дырку в этом и всех прочих кадрах. Если хотите, то можете просто сжечь экран вместе с образом.
В-четвертых, для разрушения картины можно также просто
-
поворачивать ее как в калейдоскопе;
-
смывать как акварель или рисунок на тротуаре под дождем;
-
увидеть образ в зеркале, которое разбивается, или в водоеме, поверхность которого приходит в волнение.
Словом, делайте все, что вам придет в голову, дабы образ исчез или видоизменился.
Отделение контекста от поведения. Все вышеописанное более всего годится для тех случаев, когда проблемное переживание закодировано вашим мозгом в виде отдельной статичной картины или серии этих картин. В случае же, если оно вспоминается исключительно в виде Некоего «фильма ужасов», будет лучше, если вы воспользуетесь одной из двух нижеописанных техник.
Первая из них — это техника «отделения себя от контекста», созданная все теми же К. и С. Андреасами и описанная ими в той же книге. Под контекстом здесь понимается сама по себе ситуация, окружающие вас усло-вия и обстоятельства или, если хотите, «декорации» вашего «фильма ужасов».
1. Подумайте о неприятном воспоминании и пр0-крутите его как короткий фильм. Оцепите, как вы pea-гируете на это воспоминание.
2. Увидьте на картине себя, т.е. перейдите в диссоциированное состояние. И четко разделите себя и контекст. Используйте для этого любые сублюдальныеразличия, которыми вы можете легко воспользоваться__
размер, цвет, дистанция, прозрачность и т.п. Например, если картина черно-белая, увидьте себя в цвете. Если картина далеко, увидьте себя близко.
3. Прокрутите фильм вперед с диссоциированным собой, движущимся на удвоенной скорости и контекстом, движущимся на половинной скорости (не наоборот!). Вы увидите, что «приходите» к концу фильма раньше, чем появляется контекст, так что вам придется ждать, пока этот самый контекст не «приплетется» за вами.
4. Прокрутите фильм обратно с самим собой, движущимся на половинной скорости, и контекстом на удвоенной скорости (не наоборот!). На этот раз контекст придет к концу фильма раньше, чем вы.
5. Теперь прокрутите фильм обычным способом, чтобы проверить, есть ли изменения в ваших ощущениях.
6. Если изменений нет, проделайте это еще раз — также в диссоциированном состоянии и сделав себя больше, чем контекст.
Как отмечают Андреасы, люди, проделав это, обычно сообщают об ощущении типа «мозги перевернулись вверх дном». Именно поэтому они считают эту технику очень полезной для разрушения заякоренных связей типа «причина-следствие» (между контекстом и вами). Когда вы двигаетесь на удвоенной скорости, стимулы появляются после ваших реакций на них, а следствия происходят до причины, что просто лишает их смысла. Так что вы можете использовать эту технику, чтобы «стереть с доски» старые неприятные причинно-следственные связи, дабы вмонтировать какие-либо другие, более приятные.
Именно эту процедуру я обязательно включаю в курс лечения бизнесменов-алкоголиков (и просто алкоголиков). Предлагаю им вспомнить все ситуации (контексты), в которых им приходится пить — по сути хронотопы или, иначе, пространственно-временные якоря реализации алкогольного поведения. Описать их — очень коротко — и на всякий случай даже как-то записать, дабы ничего не забыть. А после для каждой из них делаю отделение поведения от контекста, разрывая ассоциативную связь выпивания с ситуациями презентаций, посещения саун, визитов к девочкам и т.д.
Кстати, если вы попадаете в плохое состояние с помощью своих дурных мыслей, вы можете использовать также, созданную Андреасами (и описанную в книге «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами»), процедуру — технику разрушения причинно-следственных связей между вашими мыслями и состояниями (не очень умными мыслями и соответствующими им негативными состояниями).
Используйте любые субмодальности, чтобы создать различие между вашим мышлением и вашим внутренним состоянием. Затем прокрутите фильм вперед со своими внутренними состояниями на удвоенной скорости и своими связанными с ними глупыми мыслями на половинной. Потом прокрутите фильм обратно с состояниями на половинной скорости, а мыслями на удвоенной. Сделайте это как в ассоциированном, так и в диссоциированном состоянии, дабы выяснить, что для вас наиболее эффективно...
Вторая техника — это очень любимая мною техника обезумливания субмодальностей, о котором я узнал на сертификационном тренинге М. Аткинсон (описание сделано мною).
1. Подумайте о неприятном воспоминании или проблемной ситуации и прокрутите его как диссоциированный фильм (если фильм ассоциированный, «диссоциируетесь» из него).
2. Теперь прокрутите тот же фильм, представив, что вы смотрите его по черно-белому телевизору.
3. Снова прокрутите черно-белый фильм, но с удвоенной скоростью (обязательно обратите внимание, что беседующие или ругающиеся в нем люди — если, конечно, там есть звуковой ряд —разговаривают теперь в стиле ЧипаиДейла).
4. Опять прокрутите на удвоенной скорости черно-белый фильм — но теперь уже задом наперед (из конца — вначале).
5. Снова прокрутите этот черно-белый фильм — задом наперед, на удвоенной скорости, но теперь еще и кверху ногами.
6. Опять просмотрите все это — но на экране, имеющем раму в виде овала с прорезью внизу.
7. А теперь присмотритесь к этой раме и выясните, что вы смотрели свой фильм в судне унитаза. Нажмите на ручку сливного бачка и спустите воду вместе с... остатками фильма.
Упражнение 53.
-
технику избавления от проблемных состояний и микронавязчивостей или (для серьезных состояний)
-
технику «Троица «Любовь, свет и смех».
Упражнение 54.
-
Подумайте о своей болезни—как следует, вдумчиво и внимательно, в основном ориентируясь на визуальные образы и «фильмы» (уверен, что их будет предостаточно). Разбейте все это на смысловые или временные блоки и для каждого из них примените технику «периферийного видения проблемы».
Думаю, что очень многое станет для вас ясно и понятно — но совсем по другому.
Упражнение 55.
Упражнение 56.
-> Просмотрите и пересмотрите всю историю своей болезни как фильм (серию фильмов), после чего примените к этому фильму технику «отделение контекста от поведения».
Упражнение 57.
-> Выделите неприятные «сюжеты» из прошлого (упражнение 56) фильма (операции, болезненные процедуры, беседы с врачами и т.д., о которых просто страшно вспоминать) и «прокрутите» их через технику обезумливания субмодалыюстей.
7.2. Переосмысление неудач и неприятных воспоминаний
Необходимость не уничтожения, но переосмысления. И все-таки я не советую вам усердствовать с уничтожением — особенно, если речь идет о каких-то крупных или серьезных воспоминаниях, пусть даже они остались неприятными или навязчивыми. Ведь это — ваш собственный бесценный опыт. Драгоценный опыт вашей жизни. Который следует не уничтожать, а переосмысливать — в полном соответствии с библейским указанием на необходимость отделения зерен от плевел. Что вы вполне можете осуществить, применив, например, технику «буквальный рефрейминг» Р. Бэндлера, описанную в книге К. и С. Андреас «Измените свое мышление — и воспользуйтесь результатами».
Техника буквального рефрейминга. Как справедливо отмечают эти авторы, вообще-то в НЛП термин «рефрейминг» используется для обозначения словесного переформулирования чего-то, в результате это «что-то» приобретает иной смысл и содержание. Помните, например, как Том Сойер «замотивировал» мальчишек покрасить за него забор? Это был классический рейрейминг, который он, кстати, осуществил одной-единственной фразой: «Часто ли мальчикам достается красить заборы?»
Вы еще встретитесь с техникой словесного рефреи-минга на страницах этой книги. Пока же я просто вслед за Андреасами напомню, что буквально «рефрейминг» означает «изменение рамки» (т.е. является визуальным, а не аудиальным словом). Может, именно поэтому эффектом процесса рефрейминга обычно действительно выступает чисто визуальное помещение проблемного события в какую-нибудь новую рамку или фон. Но можно сделать это и без «словесных выкрутас» — просто и буквально. По рекомендациям К. и С. Андреас и с помощью техники буквального рефрейминга.
1. Подумайте о ситуации, при мысли о которой вы чувствуете себя плохо. Это может быть все, что угодно: старое воспоминание, нынешняя проблемная ситуация или ограничение, а может быть и что-нибудь еще.
2. Тщательно рассмотрите визуальную часть своего проблемного опыта, затем мысленно шагните из него назад, так, чтобы вы видели себя в этой ситуации (диссоциируйтесъ). Если вы не сможете создать эту диссоциацию осознанно, то просто «почувствуйте», что проделываете это, или притворитесь, что сделали.
3. Теперь поместите вокруг этой картины большую золотую раму в стиле барокко примерно в два метра шириной. И отметьте, как это изменяет ваше восприятие проблемной ситуации.
4. Если изменения недостаточны, поэкспериментируйте. Используйте овальную рамку, какие употреблялись много лет назад для старых семейных портретов; раму из нержавеющей стали с острыми краями или цветную пластиковую рамку.
5. После того как рама выбрана, поразвлекайтесь, украшая картину и пространство вокруг нее. Музейное яркое освещение, приподнятое над картиной, «пролива-ет иной свет па предмет», нежели тусклая свеча, стоящая па подставке под ней. Видение реальной обрамлен-'юй картины среди других картин на степе в музее или в чьем-то чужом доме может создать совершенно «другую перспективу». Если хотите, то даже просто мысленно выберите знаменитого — или не очень — художни-ка и превратите свою картину в полотно, исполненное Эгпим художником или в его стиле.
«Музей жизни» как вариант буквального рефрей-минга. С этой весьма элегантной дамой — прокурором одного из городов Челябинской области, которую я тут же про себя окрестил «прокуроршей» — мы познакомились в Адлере, в пансионате «Знания», где я отдыхал вместе с женой и дочерью. Точнее, познакомилась с ней моя жена — на почве «географической» близости, ибо когда-то она переехала в Москву именно из Челябинска. Обе дамы мило проводили время, предоставив мне желанную возможность побыть наедине с собой. Однако в некоторых необременительных их развлечениях типа полуденного кофепития я все-таки участвовал. И обратил внимание на то, что при упоминании темы «смерть» — не важно, чьей и как происшедшей — лицо «прокурорши» вытягивалось и застывало в маску страха...
Обычно я никого не лечу на отдыхе. Но нигде и никогда не отказываю в помощи страдающему человеку. И потому воспользовавшись удобным моментом, я «раскрутил» «челябинскую даму» и узнал ее историю.
Оказалось, что два года назад умерла ее мать. Во время похорон из-за невнимательности одного из кладбищенских рабочих гроб сорвался с петель и рухнул на дно могилы. И кто-то из присутствующих «доброхотов» со знанием дела объяснил: «Это мать зовет за собой. Значит, скоро за ней пойдет и дочь. Умрет в одночасье»...
Дальнейшее можно не описывать. Депрессия, фо-бический синдром, многочисленные посещения психиатров, горсти таблеток — больших и малых транквилизаторов, от которых вскоре нарушилась память. И все напрасно. И все без толку. «Эта картина намертво засела в моей памяти», — сказала мне «прокурорша». — С тех пор я не могу спокойно слышать о смерти. И все жду, когда мать позовет меня к себе. Наверное, скоро — я за эти два года совсем потеряла здоровье...»
Я попросил даму описать мне «застрявшую» в ее памяти картину похорон и совершенно не удивился, обнаружив, что она до сих пор продолжает видеть ее как бы из своих глаз — т.е. ассоциированно. И предложил ей расслабиться и всего-навсего воображать и представлять все то, что я буду говорить.
Я предложил клиентке как бы выйти или «вышагнуть» из картины, сделав несколько шагов назад (таким образом я добился диссоциации). Потом обрамить эту картину в красивую золоченую раму в стиле барокко или рококо и, пригласив воображаемых рабочих, предоставить им возможность повесить эту картину — на воображаемой же стене и «там, где она будет лучше выглядеть».
Далее я попросил «прокуроршу» представить, что она находится в одной из комнат Музея Ее Жизни. А представив — выйти из комнаты этого музея, где она только что повесила картину, и перейти в другую комнату: будущих «экспозиций» и оттого пока пустую. И обустроить эту комнату, сделав ее пол, потолок, стены, люстры и шторы такими, чтобы в комнату эту было приятно заходить.
После этого я попросил даму мысленно выйти из этой будущей комнаты — через любую дверь, но не ту, в которую она вошла. Вступить в анфиладу комнат Музея Ее Жизни и медленно пойти по ним из настоящего в прошлое, созерцая развешанные на стенах картины ее жизнедеятельности. Вспомнить, что через какое-то время ей придется вести по этим комнатам экскурсию, и в качестве гида рассказывать о своей жизни. И провести некую инвентаризацию картин, развешанных на стенах музея, с тем, чтобы представить свою жизнь «экскурсантам» хорошо и красиво. Например, сделать ярче, переместить поближе или просто лучше осветить все те картины жизни, которые представляют ее в самом хорошем свете и которые просто приятно вспоминать. И повернуть лицевой стороной к стене все те картины, о которых неприятно вспоминать и которые не стоит никому показывать — с тем, чтобы чуть позднее служитель Музея Ее Жизни убрал эти картины в запасник.
Когда сопровождаемая моими словами клиентка в своем путешествии в прошлое добралась до самых первых картин своей жизни — сразу после рождения, — я предложил ей выйти в вестибюль Музея Своей Жизни, дружелюбно поболтать там со служителем, между делом напомнить ему о необходимости сразу после ее ухода убрать ненужные картины ее жизнедеятельности в запасник, а после, распрощавшись с этим служителем, выйти из Музея и тут же придирчиво изучить и украсить его дверь и вывеску. И только потом вернуться в здесь и теперь и открыть глаза (они закрылись сами собой еще в начале сеанса) и сказать, что она чувствует прямо сейчас...
Специалисты поймут, сколь сложную метафору я применил в этом случае для взаимодействия с бессознательным клиентки. Однако в основе ее лежал вышеописанный буквальный рефрейминг. Так что просто пользуйтесь им — тем более что после этой терапевтической интервенции у моей челябинской дамы начисто исчезли и страх смерти, и соматические патологии...
«Переписывание» наших неудач. Ну а если вам все-таки неймется что-то там в своем опыте нарушить и разрушить, то... опять-таки и все-таки откажитесь от «вычеркивания» своего жизненного опыта. Ведь именно НЛП позволяет нам делать и нечто очень-очень интересное — полностью переписывать воспоминания своей жизни (разумеется, неприятные и болезненные), как если бы то, что случилось с нами, было всего-навсего черновиком, который нынче можно переписать заново. Особо полезной оказывается эта техника для, к сожалению, случающихся у всех без исключения людей неудач, где помощь себе зачастую является безоговорочно и исключительно необходимой. Дело в том, что неудачи не только треплют и курочат нашу самооценку, уверенность в себе. Но еще и формируют в нас ограничивающие убеждения типа «Я никогда не смогу этого сделать», которые сужают поле возможностей нашей жизни, ибо в соответствии с этими убеждениями мы больше никогда не сунемся туда, где потерпели серьезную неудачу. Однако любой неудавшийся опыт есть прежде всего (и более всего) «информация к размышлению» — о том, что вы сделали неправильно, дабы не повторить это неправильное в будущем. Вот здесь-то без предлагаемой нами техники вам не обойтись. Для того чтобы с ее помощью переписать неудачу или негативное состояние обычно хватает трех-пяти повторений.
Техника переписывания неудач делается следующим образом.
1. Вызовите в памяти ситуацию неудачи или неприятное состояние, которое осадком сохраняется в вашей душе.
2. Ощутив себя достаточно дискомфортно, опустите глаза вправо — вниз (доступ к кинестетическим ощущениям) и выделите из всего этого дискомфорта (син-стезии как слитного комплекса неприятного) только чувство, которое вы испытываете в связи с этой неудачей или состоянием. Определите для себя и обозначьте (как бы наклеив ярлык) это чувство.
3. Переведите глаза в положение влево — по-гори-зонтали (доступ к слуховым воспоминаниям о неудаче или неприятном состоянии) и вспомните все звуки и/или слова, которые сопровождали вашу неудачу или неприятное состояние.
4. Переведите глаза влево — вверх (доступ к зрительным воспоминаниям) и вспомните образ (картину или картины), с которым была связана ваша неудача или неприятное состояние. Не старайтесь вспоминать намеренно — просто смотрите в пустоту и воспоминание придет.
5. Переведите глаза вправо — вверх (доступ к зрительному конструированию) и вообразите желаемые вами картины ситуации, в которых неудача или ситуация, вызвавшая ваше состояние, превращается в обратную связь (как минимум) или просто победу (но не переусердствуйте с победой — неудача-то у вас все-таки была и из нее следует сделать выводы).
6. Теперь как бы перетащите эту сконструированную картину удачи глазами из положения «доступ к зрительному конструированию» в положение «доступ к зрительным воспоминаниям» (т. е. просто двигая глазами по дуге из положения взгляда вправо — вверх до положения влево — вверх). Повторите этот процесс столько раз, сколько необходимо для того, чтобы воображенное стало реальным. Если нужно, подключите ресурсные образы или состояния.
7. Переведите глаза в положение вправо — по-го-ризонтали (доступ к слуховому конструированию) и «услышьте» все звуки, которые должны были бы сопровождать вашу победу. Перетащите эти звуки и слова в область слуховых воспоминаний, двигая глазами по-го-ризонтали. Опять-таки добейтесь устойчивого воспроизведения.
8. Посмотрите вниз — влево (доступ к внутренней речи и вторичным эмоциям) и представьте, что вы должны были чувствовать в этой новой, заново сконструированной «победительной» ситуации. Извлеките соответствующую эмоцию, «объярлычьте» ее и «перетащите» в область кинестетических ощущений (см. п. 2), где она пусть как бы заменит, вытеснит или уничтожит прежнее чувство.
Еще раз вспомните о неудаче или негативном состоянии и отметьте изменения. При необходимости повторите шаги 1-9.
«Глазодвигательное» избавление от проблемных состояний. Скажите, а после того как вы прочитали о всем этом сонме методов быстрого избавления от микронавяз-чивостей, проблемных состояний и неприятных воспоминаний (малой толике из существующих в НЛП), не возникла ли у вас «мечта-идея» (как говаривал один из героев В. Золотухина) о неком едином или интегральном методе, который можно было бы использовать если не во всех, то многих случаях наличия в нашей психике всяческих неприятностей? Если да, то, как говорят в Одессе, «их есть у меня». Два универсальных метода «перенастройки» своего мозга во всех случаях психических и физических недомоганий — простой и более сложный.
Оба базируются на движениях глаз и той связи, каковая имеется между положением наших очей и соответствующим им режимам работы мозга. О том, что такая — весьма прямая — связь существует, вы уже знаете. Но, наверное, слегка подзабыли об уже упоминавшихся мною возможностях обратной связи. О том, что если режим работы вашего мозга задает положение ваших глаз, то изменение этого самого положения запросто может изменить данный режим! И если вы упорно застреваете в чем-то неприятном или просто находитесь не в лучшем психическом и физическом состоянии, дабы вышибить себя из этого поднадоевшего вам и явно неэкологического режима работы вашего мозга, иногда вполне достаточной оказывается следующая техника глазодвигательной десенсибилизации (описание сделано мною).
1. Репрезентируйте VAKD вашего негативного состояния, то есть то, что вы видите, слышите, чувствуете и думаете в связи с ним или по его поводу (иногда достаточно бывает просто вспомнить о неприятном...).
2. Теперь, удерживая этот интегральный образ (и соответствующий ему режим работы вашего мозга), начните примерно минуту (молено больше, но нельзя меньше) принудительно двигать вашими глазами
-
хаотически,
-
описывая ими восьмерки или круги,
-
по-горизонтали,
-
no-вертикали и/или
-
крест-накрест (как по форме знака +, так и по направлениям знака X).
Скорее всего, по окончанию этой процедуры вы обнаружите, что по непонятной причине «вылетели» из своего неприятного состояния. И, более того, с каждым повторением этой процедуры возвращение в него становится для вас все более проблематичным, а само это состояние воспринимается как куда менее болезненное.
Десенсибилизация посредством движения глаз. Однако то, что я описал выше, может не сработать «до конца». Поскольку является упрощенным вариантом более сложной психотехнологии, разработанной американкой Ф. Шапиро — кстати, изначально не имевшей никакого отношения ни к НЛП, ни даже просто к психотерапии.
На создание данного метода эту женщину подтолкнула жизненная необходимость: в тридцать шесть лет она заболела раком молочной железы. После операции Шапиро —литературовед по образованию — никак не могла избавиться от ночных кошмаров и дневных страхов и тревог. Пока не обнаружила, что можно значительно уменьшить их, если интенсивно двигать глазами в разных направлениях. И после долгих экспериментов над собой и другими она «оформила» психотехнологию, которая, как вы уже поняли, официально называется техника десенсибилизации посредством движения глаз (ДПДГ).
Полная схема использования ДПДГ выглядит следующим образом (описание ее я делаю по книге Ф. Шапиро «Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз»).
1. Подумайте о своей неприятности и сосредоточьтесь на образе, который представляет либо всю ее, либо наиболее травмирующую ее часть. Желательно, чтобы в этом образе присутствовал полный VAKD, хотя это и не обязательно.
2. Определите или сформулируйте утверждения, характерные для вашего отрицательного самоопределения— т.е. той негативной мысли-самооценки, котопая сопровождает эту неприятность (или которую вы из нее вынесли), например,
я бессилен (па),
я ничего не могу предпринять,
я ничтожество,
я не могу преуспеть,
я не достоин (на) успеха.
3. Создайте суждение, которое будет отражать ваше положительное самоопределение по поводу дайной неприятности — т.е. то, что должно присутствовать в вашем сознании и бессознательном вместо негативной самооценки, в которой вы застряли. Например,
я обладаю необходимыми ресурсами,
я могу многое сделать,
я — человек, достойный уважения,
я вполне могу преуспеть,
я достоин (па) успеха.
|