Ди Камп "Идеальный тренер НЛП в действии"

умение договариваться

вербальная и невербальная

 

коммуникация

развитие собственной изо-

умение договариваться

бретательности

 

влияние

влияние

рассмотрение других видов

планирование тренинга

тренинга

 

планирование тренинга

рассмотрение других видов

 

тренинга

Рисунок 7.3. Возможные варианты распределения материала

Подготовка к тренингу

135

Эти два варианта распределения материала отражают интуитивные размышления о том, как сделать программу полезной и интересной. Если бы я пыталась логически рассортировать материал, последовательность была бы другой — итак, на самом деле у меня есть три варианта подачи материала. Я не привязана к какой-то жесткой схеме, поэтому я всегда могу изменить свой подход, уже во время работы с группой.

К каждой линии можно добавить еще несколько: упражнения, задания, неформальные семинары, процессы и т. д. (Рисунок 7.4). Вы можете переходить от одного пункта к другому, проводя новые параллели. Вам нужны только ключевые слова, чтобы помнить основную мысль — это нужно вам, а не кому-то другому.

Если вам кажется, что материала достаточно, спросите себя, как можно расширить свой план.

Теперь возьмите цветную ручку и обведите то, что считаете важным — суть предъявляемых требований. Затем возьмите другую цветную ручку и обведите тот пункт, наличие которого в программе вас радует. Это элементы, которые побуждают работать и воодушевляют вас: благодаря им вы сможете оказаться на высоте. Мы все работаем лучше, если делаем то, что нам нравится.

Мастерство тренера:

•   процесс тренинга:

■ введение

ролевые игры • вилео

результаты

умение договариваться:

ввеление

ивета

изучение обстоятельств

основные моменты

136

Проведение тренинга

влияние:

опрелеление

экология

послелствия и результаты

ролевые игры

иель

умение добиться доверия со стороны учеников:

истории

обсужление

невербальная коммуникация

работа в паре

вербальная и невербальная коммуникация:

языковые пороки логалайтесь, что это? языковые молели истории

толкование знаков язык тела

развитие уверенности в себе:

факты, свилетельства

убежления

истории из прошлого

сильные стороны, лостоинства

закрепление навыка

установление раппорта:

психологическая география

язык

изучение обстоятельств

практика

закрепление навыка

рассмотрение других видов тренинга:

выявление лругих вилов тренинга групповое обсужление

Подготовка к тренингу

137

инливилуальная работа

планирование тренинга:

необхолимые моменты

команла

личность

планирование на ближайший момент

лолгосрочное планирование

развитие собственной изобретательности:

основные факторы

структура

советы

обсужление

практика

если бы я был...

стремление к совершенству в качестве тренера:

молели истории прошлый опыт результаты

Рис. 7.4. Расширенная ментальная карта

Самоклеющиеся заметки

Альтернативой ментальному картированию являются самоклеющиеся заметки.

Напишите основные пункты плана вашего тренинга на отдельных самоклеющихся бумажках и приклейте их к столу и на стену. Теперь меняйте их расположение до тех пор, пока не добьетесь того порядка, который будет вас устраивать. Зафиксируйте этот порядок подачи материала.

Теперь поместите каждую бумажку в центр группы других бумажек, на которых запишите упражнения, за-

138

Проведение тренинга

 

дания, неформальные семинары, процессы и т. д. Точно так же, как и с ментальным картированием, закончив структурирование, придумайте новые пункты плана.

 

Теперь у нас есть основа программы тренинга, в которой отражена ее суть, есть варианты подачи материала и выбранный курс. Все это можно записать на листке бумаги.

Разработка используемого материала

Чем больше полученной информации мы сможете переработать в полезный материал, тем больше будет выбор стратегий для облегчения процесса обучения. Переработка полученной информации в полезный материал означает следующее:

•    планирование тренинга;

•    разработка способов введения упражнений в тренинг;

•    компоновка упражнений;

•    поиск методов закрепления изученного материала.

Планирование видов деятельности

Планируя виды деятельности, не забывайте о желаниях и потребностях ваших учеников. Как данное упражнение облегчит им обучение? Насколько оно важно для них?

Существует огромное множество различных концепций обучения, и можно запросто запутаться, пытаясь изучить и применить все возможные варианты. НЛП предлагает достаточно несложный альтернативный подход. Люди обучаются легче в расслабленном состоянии, находясь в гармонии с собой и окружающими. Мы поняли правильность этого утверждения на собственном опыте. Так как же сделать так, что любой вид деятельности при обучении доставлял людям радость? Например, можно разрешить смеяться на занятии, высказы-

Подготовка к тренингу

139

вать любые «глупые мысли», разговаривать с окружающими. Все это позволит создать более непринужденную и приятную атмосферу.

Требуя от людей давать только правильные ответы, мы разрушаем атмосферу непринужденности — это напоминает людям о школьных занятиях, экзаменах, и реакция их будет соответствующая. В некоторых упражнениях не предусмотрен правильный ответ — можно высказывать любые мнения, идеи, обсуждать что-либо и делать различные выводы. В других упражнениях может быть заложен правильный ответ, но в данном случае, чтобы избежать принуждения, мы можем воспользоваться утверждением НЛП: «Нет ошибки, есть только «обратная связь». Неправильный ответ может быть полезнее, чем верный, так как он поможет выявить разницу. Например, я могу попросить участников тренинга выбрать какую-либо противоречивую тему и постараться повлиять на мнение друг друга. Если у них не получается повлиять на чужое мнение, то у нас появляется прекрасная отправная точка для изучения разницы и мы можем использовать «обратную связь» (мнение другого человека), чтобы определить, какие аргументы будут самыми убедительными. Если одной из сторон удается повлиять на мнение другой. Значит обе стороны осознают, чем отличаются их мнения, в чем разница.

Другое, не менее важное для планирования упражнений для тренинга, утверждение НЛП звучит следующим образом: «Мы изначально обладаем всеми способностями, чтобы стать мудрыми и совершенными». Планируя тренинг таким образом, чтобы упражнения помогали людям применять свою естественную мудрость и давать собственные ответы, мы облегчаем процесс обучения и в то же время позволяем им самим руководить своим обучением. Задавая вопросы, а не отвечая на них, мы даем людям возможность найти собственные решения.

Внимательно и четко структурированные вопросы могут нести в себе огромный потенциал, такой метод обучения может быть намного эффективнее, чем все, что

140

Проведение тренинга

вы делали ранее. Например, я могу сказать: «Я только что рассказала вам о новых способах оценки персонала. Разбейтесь на небольшие группы, обсудите эти способы и определите, что поможет сделать их более эффективными. Разработайте как можно больше стратегий. После этого, выберите, по мнению группы, три самые эффективные и обоснуйте свой выбор».

Основываясь на собственном опыте, я могу сказать, что поиск разных ответов на вопрос, поможет группе научиться:

•    не зацикливаться на основной идее, даже если эта идея   принадлежит   доминирующему   человеку   в группе,   искать  другие  пути  решения,   отличающиеся от тех, которых применялись ранее;

•    видеть   решения,   продиктованные   индивидуальными желаниями и требованиями.

Я считаю, что в наличии более широкого выбора идей и мнений проявляется удивительная согласованность и логичность коллективной человеческой мудрости. Люди знают, что будет работать лучше, хотя часто бывают удивлены, когда, совместно выбирая самые эффективные стратегии, обнаруживают, что окончательное решение оказывается очень простым. Более того, им намного больше нравиться находить эти решения самим, чем получать готовый ответ. Точка зрения «эксперта» можно высказать в поддержку решения, продиктованного их собственной мудростью, а не навязывать правильный ответ.

Согласно НЛП, мы все предпочитаем получать и предоставлять информацию через один из трех каналов: визуальный, слуховой и кинестетический. Предпочтение визуальному каналу означает, что мы любим наблюдать и визуально воспринимаем информацию. Предпочтение визуальному каналу означает, что мы любим слушать, а предпочтение кинестетическому каналу означает, что наше восприятие основано на ощущениях.

Подготовка к тренингу

141

Разницу между этими каналами восприятия может проиллюстрировать следующее наблюдение. Чтобы получить представление о территориальном расположении какого-либо объекта, одним людям необходимо посмотреть карту — это люди с визуальным каналом восприятия; другим достаточно описать местонахождение устно (идите прямо, затем поверните налево и т. д.) — это люди со слуховым каналом восприятия; третьим нужно описать ощущения, состояние: «это узкая сельская дорога, по ней надо ехать медленно, но выехав на трассу, можно посильнее нажать на педаль газа» — это люди с кинестетическим каналом восприятия.

Планируя тренинг, мы не должны забывать о различных каналах восприятия наших учеников. Излагая материал, мы можем последовательно представить его тремя способами, чтобы облегчить обучение каждому участнику тренинга. Хорошие тренеры всегда поступают именно так. НЛП напоминает нам, о том, что мы должны применять все три способа подачи информации.

Рассказывая о новых методах оценки персонала я могу, например:

•    продемонстрировать список новых методов — для людей   с   визуальным   и   слуховым   восприятием (люди с визуальным восприятием просмотрят его, люди  со  слуховым  восприятием  прочитают  его вслух);

•    рассказать о новых методах, приводя примеры их применения (люди со слуховым восприятием будут слушать, люди с кинестетическим восприятием   получат   необходимые   ощущения,   благодаря примерам);

•    продемонстрировать с помощью ролевой игры или видеокассеты некоторые моменты новых методов (люди с визуальным восприятием будут смотреть, люди с кинестетическим восприятием смогут опробовать это на своем опыте).

142

Проведение тренинга

Способы введения упражнений в тренинг

При составлении плана тренинга не следует забывать, что каждое упражнение должно быть полезным. Участники тренинга тем не менее могут не осознавать полезность упражнений. В целях повышения эффективности упражнения мы должны прояснить нашим ученикам его цель и результаты, чтобы они почувствовали, насколько это упражнение важно.

При введении группового упражнения по методам оценки я могу предложить следующее:

«У вас есть прекрасная возможность понять, как эти методы могут наиболее эффективно использоваться на практике, и предложить свои способы сделать их более действенными. Мы все знаем, что одного метода недостаточно, все дело в том, как мы его применим. Благодаря вашего опыту вы поможете нам выявить разницу между различными методами. Ваши предложения помогут всем нам претворить в жизнь лучшие из них».

Иногда анекдот или история помогает ученикам оценить его важность. Например, при введении ролевой игры можно обратить внимание участников на какой-либо аспект личных качеств и умений, развитию которых способствует данное упражнение. Для этого можно рассказать историю из собственной жизни о том, как вам пришлось впервые столкнуться на работе с каким-либо прибором, при том что вам лишь приходилось слышать, как с ним обращаться; опишите свои чувства при этом, расскажите, какие были последствия. Это создаст атмосферу ролевой игры: люди почувствуют, что эта ситуация вовсе не искусственна, а имеет практическое значение. Услышав подобную историю участники тренинга также поймут, что и вы не всегда делаете все правильно, и будут чувствовать себя более уверенно.

Вы должны очень четко сформулировать инструкции по выполнению упражнения. У всех тренеров бывали неприятные ситуации, когда у них не получалось ввести какое-либо упражнение, и они чувствовали, что ученики не выполняют их задания. В данном случае мы опять же

Подготовка к тренингу                                               143

должны взглянуть на наши инструкции с точки зрения участника тренинга и постараться четко выразить то, что:

•    вы хотите обсудить, объяснить, предпринять;

•    какова длительность упражнения;

•    какого результата вы хотите добиться, какой отклик получить, в какой форме;

•    какие особые действия должны быть для этого предприняты.

Если инструкции представляют собой целый комплекс, разбейте его на этапы и объясняйте постепенно: по завершении одного этапа, давайте инструкции к следующему или напишите список, которым ученики могут руководствоваться.

Затем обязательно выскажите свои требования, а также укажите, что разрешается. Например:

•    вы должны придумать минимум пять стратегий;

•    если вы закончите раньше, можете пойти выпить кофе;

•    идеи каждого должны быть восприняты с уважением;

•    можно смеяться.

Компоновка упражнений

Объясните, как упражнения будут связываться друг с другом и как это отразится на результатах тренинга. Используя тот же подход, что и при введении упражнений тренинг, сделайте так, чтобы упражнения обрели особую важность в глазах ваших учеников, и объясните, как эти упражнения будут способствовать процессу обучения.

Это особенно важно, если вы выбрали нелинейный подход для проведения тренинга. Например, вы можете сказать следующее:

144

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться