Ди Камп "Идеальный тренер НЛП в действии"

Эти качества имеют отношение к модели обучения, и не только. Действительно хороший пример подает тренер, который не соглашается с необходимостью введения нового подхода, но на самом тренинге, действительно осознает ее и готов поставить эксперимент. Тренер, который соглашается, что старый подход не работает, но не уверен в себе и просит разрешения на эксперимент, служит не лучшим образцом.

Уважение

Мы все время должны помнить: «Главное — это люди». Наше обращение с людьми — стремление относиться к ним так, как мы бы хотели, чтобы относились к нам, проявление уважения, понимание того, что все люди разные — будет говорить за нас о важности непрерывного развития.

88

Личная выгода

Тренер

Модель обучения должна быть привлекательна, в ней должна явно прослеживаться возможность получить личную выгоду, вознаграждение за труды. Если вам кажется, что действие связано с какими-то трудностями, этот сигнал будет воспринят вашими слушателями, как бы вы не старались это скрыть. Очень важно упростить для себя модель обучения, и мы обсудили, как это сделать. Если мы хотим играть важную роль в мире организаций, нужно стать образцом. Мы оказываем влияем на поведение других людей не словами, а подавая пример. Итак, нам нужна стратегия воплощения перечисленных качеств.

Новая роль: образец изменений

Как играть эту роль? Во-первых, надо убедить себя, что результат стоит затраченных усилий. Какая вам будет польза от новой роли?

Перечислите все возможные плюсы вашей новой роли (если вы хотите сравнить свой результат с другими, в конце этой главы вы найдете примерный список — Приложение 5.2).

Если перечисленные результаты вас не вдохновляют, перечитайте важные аспекты приведения примера и добавьте те факторы, которые будут вам полезны.

Теперь можно осваивать новую роль. Для облегчения задачи проще всего воспользоваться методикой НЛП, которая соотносит новую роль и необходимые качества. В конце концов, мы оказывались на высоте практически во всех областях. Однако мастерство иногда не соответствует ситуации. Например, вы демонстрировали качества идеального ученика на курсах любительской фотографии, но ваше поведение ученика может не укладываться в роль тренера.

НЛП напрямую относится к этой проблеме, потому что вы черпаете из предыдущего опыта не поведение, а

Качества совершенного тренера

89

состояние. Изучение совершенства показало, что каждый раз, будучи на высоте положения, люди входят в одно и то же ментальное и физическое состояние. Есть идеальное состояние для восприятия, обучения и т. д. Приходя в соответствующее физическое и ментальное состояние, люди автоматически подгоняют свое поведение под ситуацию. Более того, каждый человек находит свой способ войти в такое состояние. Таким образом, идеальное состояние, необходимое одному человеку для восприятия информации, не соответствует такому идеальному состоянию другого человека. Поэтому вы не можете описать «идеальное универсальное» состояние, необходимое для восприятия информации. Нет «готового» рецепта для любого человека — вот почему подход НЛП действительно помогает достигнуть совершенства, в отличие от обычных бихевиористических курсов, посвященных развитию человека.

Так, если вы можете определить свое ментальное и физическое состояние для качеств, которыми хотите научиться пользоваться, то сумеете сознательно настроиться на состояние совершенства и стать тем, кем хотите быть.

В любой ситуации мы подсознательно собираем информацию о состоянии, в котором находимся — физически, ментально и эмоционально. Другими словами, мы описываем собственное состояние. Собрав эту информацию, мы находим подсказку — что-нибудь, напоминающее об этом состоянии. Это может быть звук, фраза, образ, символ, простое движение или жест. С этого момента мы автоматически связываем «подсказку» с предшествующим ей состоянием, пока сознательно не положим этому конец.

Это кажется сложным, но на самом деле все просто. Подумайте, какая мелодия вам нравится. Если сосредоточиться, вы поймете, что, вспоминая ее, вы приходите в одно и то же настроение, даже если вы слышите только ее отрывок. Это настроение и является физическим, ментальным и эмоциональным состоянием, в которое вас

90

Тренер

приводит музыка — «подсказка». Теперь вспомните какую-нибудь картину или фотографию — с ними происходит то же самое. Каждый раз, глядя на нее, вы приходите в определенное настроение — вот вам другая «подсказка».

Обычно нам не нужно сознательно приводить себя в какое-то состояние, это естественный процесс, зависящий от какого-либо внешнего или внутреннего стимула. Я привела вам два положительных примера, но существует множество негативных состояний, в которых мы оказываемся из-за неких стимулов. И мы оказываемся не на высоте! Вы, без сомнения, можете привести несколько таких примеров.

Раскрывая секрет такого естественного процесса, НЛП дает нам возможность контролировать этот процесс:

1.  вызывать только полезные состояния;

2.  зная, как перейти в другое состояние.

Итак, чтобы создать образец состояния совершенства, нужно произвести несколько действий.

Состояние совершенства

1.    Определите, в какое состояние вы бы хотели испытывать снова и снова? Для этого выберите качество, которым вы бы хотели обладать и выразите  его  своими  словами,  например:   «уважать точку зрения других людей».

2.    Вспомните,  когда  вы  проявляли  это  качество. Неважно, в каком контексте и как долго. Пусть это будет первый пример, который приходит вам в голову, даже если он не самый лучший. Наш разум обычно сам находит самый подходящий образец,  даже  если  мы  не  контролируем  этот процесс.

Качества совершенного тренера

91

3.    Теперь вернитесь в то состояние совершенства. Вспомните обстановку, других участников, снова переживите этот момент.

4.    Полностью погрузившись в ту ситуацию, соберите информацию о себе в этом состоянии — если вы не уверены, что точно помните факты, придумайте,  какими они могли бы быть.  Прежде всего посмотрите, что привлекает ваше внимание — или отметьте, что глаз ни на чем не задерживается.

5.    Отметьте, что вы слышите, любые звуки — или заметьте, что вы не слышите ничего.

6.    Что вы чувствуете, проявляя это качество? Подумайте, чувствуете ли вы удовлетворение? Что вы еще чувствуете?

7.    Обратите внимание на свое физическое состояние. Вы двигаетесь или неподвижны? Какие мышцы рук, ног, торса, плеч напряжены, какие расслаблены? Отметьте, благодаря чему вы чувствуете себя удобно. Ассоциируется ли с этим состоянием какая-нибудь поза или какой-нибудь жест?

8.    Обратите внимание на выражение своего лица, как оно меняется, меняется ли вообще? Сжаты ли челюсти, какое выражение глаз, не склонили ли вы голову набок? Отметьте свою манеру говорить — тон, скорость и громкость речи.

9.    Войдите в свое состояние, обратите внимание на свое дыхание — быстрое ли, глубокое ли?

10.  Что происходит у вас в голове? Вы видите какую-нибудь картинку на своем внутреннем экране? Вы что-нибудь говорите себе? Такую информацию нужно собрать, а затем обработать.

11.  Оставаясь в той ситуации, когда вы проявляете качество,  которое  хотите  воссоздать,  позвольте собранной информации просочиться в подсознание и спросите себя:

•   Какая картинка могла бы мне напомнить об этом состоянии?

92__________________________________________Тренер

•   Что я могу говорить себе, чтобы напомнить об этом состоянии?

Не оценивайте свои ответы — они могут и не соответствовать вашему сознательному выбору. Подсказки обычно нелогичны, а здесь мы имеем дело именно с ними.

12. Вернитесь в настоящее и подтвердите для себя подсказки, благодаря которым вы сможете возвращаться в это состояние, просто сказав себе: «Теперь каждый раз, когда я буду рисовать в воображении X, или говорить себе У, я буду автоматически возвращаться — физически, ментально и эмоционально — в состояние, когда я проявляю нужное мне качество. Может быть, стоит записать эти подсказки.

Этот процесс можно повторить для каждого качества, которое вы хотели бы развить, и получить подсказки, необходимые для разных состояний.

Если вы хотите их объединить в «образец изменений», нужно пройти последнюю стадию этого процесса. Рассмотрите все состояния и подсказки, благодаря которым вы придете в необходимое состояние. Просмотрите свои записи и скажите себе: «А теперь я хочу это все объединить, чтобы стать идеальным примером изменений». Представляя, как эти состояния объединяются в одно, я могу спросить:

•    Какая картинка позволит мне войти в это новое состояние?

•    Что я скажу себе, чтобы войти в это новое состояние?

Теперь у вас будет две подсказки, как войти в это состояние, объединяющие все предыдущие, которое поможет вам проявить все необходимые вам качества. Чтобы облегчить весь этот процесс, можно озвучить все его этапы и записать на магнитофон, оставляя немного места между инструкциями.

Качества совершенного тренера                                   93

Вам нужно научиться сознательно пользоваться выбранными вами подсказками. В любой ситуации просто вздохните и вспомните одну или обе подсказки. Теперь у вас будет необходимый «настрой», и вы сможете действовать и реагировать в соответствии с ситуацией.

Использование моделей превосходства

Возможно, вы поймете, что качества, необходимые идеальному тренеру, немного отличаются от тех, которые вы проявляли в прошлом. Обычно это значит, что мы увидели у кого-то «лучшую версию» этих качеств и теперь неосознанно сравниваем себя с другими людьми.

Самый быстрый способ дать нужным качествам дальнейшее развитие — это сознательная ориентация на других людей, моделей совершенства. Например, познакомившись с тренером, который может держать внимание аудитории в 150 человек, как будто это маленькая группа, я поняла, что могу поучиться у него способности общаться с людьми.

Сознательное обращение к модели совершенства требует различной информации о человеке, который представляет собой эту модель. Полезная информация заключается не в том, что он делает, а каков он есть. Нам нужно обратить внимание на то же, на что мы обращали внимание, изучая себя: каково физическое состояние этого человека, как он дышит, как говорит. Если мы можем расспросить самого человека, нужно узнать, на что он обращает внимание в своем окружении, что он говорит себе, какую картинку рисует, что ощущает.

Собрав как можно больше информации, нам нужно «примерить» эту модель на себя. Самое важное — подогнать ее под себя. Именно благодаря такой «подгонке» модель становится полезной.

Например, в моем случае, я поняла, что тот тренер ловил взгляд каждого человека в аудитории. Мне это понравилось, я попробовала делать так же. Тот тренер много двигался. Я поняла, что мне нужно быть непод-

94

Тренер

вижной, устанавливая контакт, потому что движение меня отвлекает.

Бессознательно ориентируясь на какие-нибудь модели, мы производим эту «подгонку» естественным образом, чтобы модель соответствовала нашей индивидуальности. Я бываю во многом похожа на свою мать, но по-своему. Если человек, на наш взгляд, слишком непохож на нас, мы не будем ориентироваться на него, потому что придется изменять модель. Но, сознательно ориентируясь на модель совершенства, мы можем выбирать то, что нам подходит и отвечает нашей индивидуальности. Мы не копируем человека, а просто выбираем те его качества, которые помогут нам развить собственную личность.

Контроль развития личных качеств

Итак, я предложила способ заложить основу развития личных качеств. Я предлагаю проконтролировать процесс сознательного использования этой основы.

Во-первых, нужно выработать в себе привычку замечать, когда мы проявляем необходимые качества. Каждый день отмечайте, когда вы проявили навыки идеального ученика, или продемонстрировали гибкость подхода. На это уходит немного времени, но так мы выстраиваем подсознательную модель, на которую впоследствии ориентируемся.

Во-вторых, нужно вернуться к старым привычкам и репетировать другой вариант поведения. Каждый день отмечайте ситуации, в которых вы не проявили необходимые качества. А теперь подумайте, что изменилось бы, если бы вы проявили качества совершенного тренера. Пару раз проиграйте в сознании улучшенный вариант ситуации.

Весь процесс соответствует нашему бессознательному поведению. Большинство из нас проверяют свое поведение за день, обычно концентрируются на том, что было неправильно и что пошло не так, как хотелось. На самом деле, мы можем прокручивать в сознании свои не-

Качества совершенного тренера

95

удачи миллионы раз — это приводит лишь к тому, что мы делаем то же самое каждый раз, оказываясь в подобной ситуации — все мы знаем это на собственном опыте. Например, вы работаете с человеком, который будит в вас зверя, и в итоге все заканчивается бессмысленным спором. Вы проигрываете эту сцену в сознании и решаете, что больше не допустите такого. Но вы не «прогоняете» альтернативную ситуацию — поэтому все происходит заново.

Сознательно пользуясь естественной способностью усилить бессознательные модели, мы можем укрепить позитивные моменты или исправить негативные. Пересматривая свой опыт, сознательно отмечая примеры проявления качеств идеального тренера и изменения неприятных ситуаций, мы создаем модели совершенства. Мы собираем доказательства пользы этих качеств и еще больше желаем их использовать. В конце концов, это личные положительные качества, помогающие достигнуть совершенства.

Приложение 5.1

ИДЕАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР

Мнение о себе

Я:

Ученик

Гибок

Терпимо отношусь к другим точкам зрения

Любопытен

Не предвзят

Готов к риску

Рационализатор

Энтузиаст

Готов помочь

Меня воодушевляет обратная связь

Могу обшаться на разных уровнях

Могу конструктивно направлять развитие других

Могу объяснить так, чтобы другие поняли

Могу признать свои ошибки или недостаток знаний

Интересуюсь тем, что делают другие

Могу понять, на чем основано мнение других людей

Могу определить результат и выгоду развития

Считаю обучение удовольствием

Предлагаю инициативу

Даю возможность

Показываю уважение к другим

Приложения

97

Ишу положительные стороны

Проверяю, а не принимаю

Честно оказываю влияние

Люблю людей

Одобряю

У меня есть альтернативные стратегии

Могу понять нужды другого

Всегда вижу возможность дальнейшего развития другого

человека Хочу попробовать что-нибудь другое, если то, что делаю,

не работает Беру ответственность на себя за толкование их сообшения

Мнения об обучающихся

Каждый выбирает лучшее

У нас уже есть все источники, которые нам нужны, чтобы быть умными и совершенными

Мы существа, для которых обучение естественно

Люди хотят развить свой потенциал

Люди хотят учиться, если обучение преподносится им правильно

Люди учатся на примерах, а не на теории

Людям нужна практика, а не просто умение обсуждать что-то

Люди усваивают больше, если это весело

Люди все время учатся

Люди пойдут на риск, если будут уверены, что это безопасно

Когда люди что-то делают, они всегда могут придумать, как сделать это лучше

Люди знают больше, чем думают, что знают

Люди могут решать сами, как им лучше всего учиться

У каждого есть свой особый дар

Нам всем нужна какая-то личная выгода для мотивации обучения

4-79

98

Тренер

Мнение об информации

Информация особенно ценна, если способствует развитию. Чтобы быть ценной, она должна быть полезна и уместна. Предоставляя информацию другим, нужно удостовериться, что выражаешь ее понятным языком и что она уместна в данной ситуации. Информацию, которую способствует развитию, нужно обратить в действие и/или какой-либо результат. За любой информацией должен следовать вопрос «А что от этого изменится?» или «Как можно воспользоваться этой информацией для того, чтобы что-то изменить?»

Мнение о том, как действует мир

Любое повеление — это обшение

Каждая неудача — это возможность развития

Мы сами пишем историю своей жизни

Мы — это объединение разума, тела и духа, мы действуем лучше всего, когда все составляющие работают вместе

Дорога к совершенству бесконечна

Когда мы находимся в гармонии с собой и с миром, начинается волшебство

Каждый хочет получить лучшее из возможного

Прямота приносит свои плоды

У нас всегда есть выбор

Мы изобретатели, а не жертвы

Все, что мы можем представить себе, возможно

Приложение 5.2

Преимущества быть действующей силой изменений

Я буду наслаждаться вызовом

Я подготовлю себя к жизни в изменяющемся мире

Я многому научусь

Это дает мне возможность экспериментировать и попробовать множество вешей

Это сделает мою работу интереснее

Это сделает мою работу более выгодной

У меня будет больше возможных реакций

Я улучшу отношения с другими людьми

Я почувствую себя в авангарде развития

Я смогу подбодрить других

Я увеличу свой вклад в работу компании

Мне будет легче убедить других в том, что эти перемены нужны

Даже если я что-то неправильно буду понимать, мне будет легче работать с другими людьми

Я получу новое ошушение цели

Я почувствую, что вношу свою лепту в работу организации и делаю что-то важное для других людей

 

Глава шестая

 

Качества идеального тренера

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться