33
объяснить, что потребуется от рабочего персонала и предложить программы развития до того, как новый подход общения с клиентами покажет, что необходимо для этого. Не нужно сидеть и ждать, пока наконец выяснится, что нужно людям, — такой подход не работает. Из этого следует, что тренерам нужно знать, что происходит на передовых бизнеса и передавать свои знания компаниям, с которыми они работают. Они также должны уметь воплотить свое видение в практические модели — ролевые модели — для рабочего персонала и для себя самих.
Тренер — человек, который облегчит для Вас процесс обучения
Тренер — это важнейшая ролевая модель для обучающегося. Он постоянно развивается и осознает, как лучше подать информацию, как лучше научить других.
Это саморазвитие тренера имеет особое значение — оно позволяет учиться и развиваться другим, так возникают новые методы и подходы в обучающих планах и программах.
Тренер — партнер по развитию
Тренер тесно работает с клиентами, и с теми, кто гарантирует, что тренинги обеспечат требуемые результаты. Он занимается профилактикой, следя за тем, чтобы организация разъяснила, какие результаты, необходимы в повседневной работе, и проводит тренинги таким образом, чтобы помочь участникам достичь нужных результатов.
Когда обучение закончено, тренер наблюдает за его [результатами на рабочих местах, чтобы внести поправки 1и сделать тренинги как можно более эффективными.
Организации меняются, тренинги также должны изменяться, чтобы быть одним из важных факторов этих Перемен.
I
Контекст
34
Большинство организаций и учебных заведений, связанных с проведением тренингов, уже внесли некоторые изменения в свою работу в ответ на изменения в работе компаний. Однако им нужно изменить общую концепцию, а не какие-либо отдельные элементы, если они хотят, чтобы их работу ценили по-прежнему.
Долгие годы тренинги связывали только с организацией, проектом и реализацией курсов, программ и различных событий. Эта схема привита и тренерам, и клиентам, и требует пересмотра. И пока мы не избавимся от старых убеждений в отношении тренингов, они будут править нами, а мы этого даже не заметим.
Другое определение тренингов в свете необходимых изменений, должно быть следующим: «Цель тренинга — выяснить, какое нужно обучение в конкретной ситуации, и дать возможность получить необходимые знания» .
О важной роли тренингов в компании можно говорить, если на них возложена стратегическая и практическая задача предоставления необходимых знаний в условиях постоянного развития организации. Если нет, тогда это второстепенный ресурс, который привлекается только в том случае, когда невозможно получить помощь еще откуда-нибудь, и играет самую незначительную роль в развитии этой компании.
Заключение - \
Мир компаний и мир тренингов невероятно быстро меняется. Все, кто читает эти строки, находятся на разных стадиях процесса изменений — это касается и личного уровня развития, и развития компании, в которой человек работает. Некоторые только начинают осознавать необходимости развития, а кто-то, прочтя все это, скажет: «Я уже знаю это все, я уже делаю то, что считается
необходимым».
Кем бы вы ни были, всегда полезно вспомнить, что сейчас время важных перемен, и поэтому необходимо
Изменения в области обучения
35
пересмотреть методы работы, подыскивая новые подходы, которые могут помочь вам стать превосходным тренером. На мой взгляд, нейролингвистическое программирование (НЛП) предлагает новый подход к тренингам в новом мире организаций, в котором мы живем.
Глава третья
Нейролингвистическое программирование
Теперь, после того, как мы вкратце обсудили ситуацию, в которой работает тренер в конце двадцатого века, я перейду к описанию подхода, которым буду пользоваться в книге.
Основы нейролингвистического программирования Развитие НЛП началось в 1970х годах, благодаря двум молодым людям, Джону Гриндеру и Ричарду Бандлеру в Университете Санта Круз, Калифорния. Они занимались различными дисциплинами: Джон Гриндер был лингвистом, а Ричард Бандлер был математиком и студентом-психологом .
Когда они обсуждали пройденное, обнаружили область знаний, полностью которую еще никто не исследовал. Самой большой лакуной в исследовании, на их взгляд, оказалось изучение того, что люди делают правильно. На тот момент существовало тысячи исследований дисфункций людей и обществ с различных точек зрения и в области различных дисциплин. Казалось, что никому было не нужно выяснять, что побуждает людей поступать правильно. Они почувствовали, что эта информация могла бы быть гораздо полезнее, чем результаты обычных исследований. Два молодых человека решили выяснить, благодаря чему ученые в их области стали профессионалами. Они начали с бесед с тремя выдающимися психотерапевтами, пытаясь понять в чем заключается эта движущая сила.
Они проводили много времени с этими людьми, расспрашивая, что ученые думают о том или ином предмете
Нейролингвистическое программирование
37
и как ведут себя в различных ситуациях. Основываясь на своих записях, Гриндер и Бандлер выделили определенные модели общения, которые, как им казалось, были важны. Эти модели общения — образ мыслей или поведения — часто выбирались бессознательно, автоматически.
Гриндер и Бандлер попробовали примерить эти модели на себя, и благоприятные изменения не замедлили произойти. Они начали проводить занятия и беседы, предлагая другим людям попробовать применить эти модели к себе, таким образом начало развиваться НЛП. Они выяснили, что превосходству можно научиться, и для большинства из нас его приобретение не случайный инцидент.
Начиная с этого времени, многие научились пользоваться этими моделями. В этой области были проведены и другие, более серьезные исследования, дающие возможность воспользоваться более сложными моделями общения для приобретения мастерства.
Описание нейролингвистического программирования
Гриндер и Бандлер назвали эти модели «нейролингви-стическим программированием», так как считали, что такое название определяет сущность открытого ими явления.
Мы сообщаем о своих ощущениях себе и другим двумя следующими способами:
1. Через нашу нервную систему, то есть мы с помощью разума «переводим» ощущение в психику. Примером этого может быть то, как наше тело и выражение лица отражают такую эмоцию, как восхищение, даже если мы стараемся этого не показывать.
2. Через язык, то есть с помощью особых слов и формул, описывая что-либо. Например, разница между высказываниями «Я не хочу учиться водить машину» и «Я хочу научиться летать».
38
Контекст
Вдобавок, мы учимся реагировать определенным образом на конкретные ситуации и развивать автоматические модели или программы — и на уровне нервной системы, и на уровне языка. Например, в большинстве из нас заложена программа здороваться с хорошими знакомыми, которая включает в себя то, как мы произносим приветствие, как движемся и как физически реагируем на них, и даже выражение нашего лица.
Такие программы составляют большинство наших ежедневных реакций на самого себя, на других и на наше окружение, они считаются нашей личностью, нашей жизнью, просто нашим «Я». Обычно мы не останавливаемся на том, чтобы обдумать эти реакции, пока они не доставляют нам значительных проблем.
Однако НЛП призывает нас осознать свои модели поведения и общения. Изучая и разъясняя модели превосходства, исследователи НЛП предложили нам структуру переосмысления своих моделей общения с самим собой и другими людьми. Исследователи НЛП приводят доказательства того, что все модели, которыми мы бессознательно пользуемся, на самом деле были усвоены нами и развиты благодаря наблюдению за другими и личному опыту. Однако, по их мнению, при желании мы можем пересмотреть свои образцы поведения и сознательно их контролировать.
НЛП показывает нам, как опознать свои автоматические реакции, чтобы узнать, как мы влияем на других, добиваясь определенных реакций и конкретного поведения. Мы можем выбрать, какие модели применять, чтобы активизировать собственное превосходство, а не надеяться, что оно появиться, когда будет в этом необходимость. Также мы можем заменить неподходящие модели, научиться превращать свое превосходство в автоматические программы и приобретать те модели, которые советуют исследователи НЛП. НЛП — это инструкция по применению великолепного компьютера, именуемого нашим разумом, которая дает нам возможность наиболее продуктивно им пользоваться.
Дейролингвистическое программирование
39
НЛП бросает вызов
Такой подход является мощным вызовом традиционной точке зрения о том, как и кем становятся людям и какие они.
Потенциал человека
Нас заставили поверить, что способности человека ограничены. Будь то наследственные ограничения или вызванные окружением и воспитанием, ясно одно — нам нужно научиться жить с этими ограничениями. Подход НЛП предлагает любому человеку управлять своими реакциями при помощи определенных инструментов и подвергает сомнению утверждение, что нам нужно смириться со своей или чужой слабостью, надеяться на свою силу. НЛП предлагает научиться быть профессионалом или просто добиваться успехов во всем, за что бы мы ни выбрались.
Смысл в том, что когда мы говорим «я не могу этого сделать» нужно проверить, имеем ли мы в виду «я не хочу» или «я пока не умею». И если мы хотим научиться, тогда все возможно. Это все звучит идеалистически, когда мы перестаем принимать во внимание свой жизненный опыт. Большинство из нас сможет найти пример способности при желании выйти за рамки кажущейся наследственной слабости. Многие неловкие люди с плохой координацией могут научиться хорошо водить машину — а это навык, требующий координации. Многие люди, не способные к математике, прекрасно считают очки в уме при игре в «дартс». Такие доказательства приводит НЛП, помогая нам приобрести навыки многочисленных сознательных изменений.
Пои
ски решения
также бросает вызов мнению о том, что мы обращаем внимание не на проблему, а на ее решение. Мы все
выучили, что проблемы нужно анализировать и обсуждать, что необходимо рассматривать их причины и симптомы. Только когда мы тщательно изучили все аспекты проблемы, мы можем начать искать возможные решения. Изучая превосходство, основатели НЛП обнаружили, что выдающиеся люди больше всего внимания обращают на необходимый результат — цель — а не на то, что не так. Проблема только выясняется, а не изучается, а затем определяется идеальное решение — как можно более детально. Исходя из этого, можно вырабатывать стратегии, которые могут помочь достигнуть
идеального решения.
Хотя эта идея противоречит общепринятой теории и практике, тем не менее в ней есть смысл. Чем больше энергии мы вкладываем в анализ проблемы, тем меньше сил остается для ее разрешения. Более того, мы усугубляем проблему, обращая на нее внимание, благодаря этому она кажется еще больше и сложнее. В итоге, концентрируясь на проблеме как на том, от чего нужно избавиться, мы часто не выясняем, что перед нами — не случайно существование афоризма «из огня, да в полымя». Опять-таки, смена перспективы — взгляд не на проблему, а на решение — резонирует с некоторым нашим опытом, потому что все мы какое-то время нахо-■ димся «в хорошей форме». Когда, например, день, в общем, складывается удачно, то одну неприятную встречу мы можем принять вполне положительно. Вместо того, чтобы биться в поисках ответа, что пошло не так, мы можем подумать, что мы бы хотели видеть в качестве результата, а затем предпринять немедленные шаги для исправления ситуации.
Естественное обучение
Третий вызов НЛП общепринятому мнению — НЛП считает, что обучение легко и естественно для человека, а мы можем изменить себя и то, что мы делаем, не слишком мучаясь.
Нейролингвистическое программирование
41
НЛП обращает внимание на тот факт, что все мы в детстве выучиваем огромное количество информации — язык, движения, поведение, отношение — не затрачивая слишком больших усилий, так что мы можем вновь обрести естественную способность к обучению, продолжить свое развитие и стать теми динамическими личностями, которыми мы намеревались.
Это противоречит утверждениям формальной системы образования, которая считает, что обучение — это сложный процесс, полный ограничений, требующий серьезных усилий, использования любых врожденных способностей.
Однако подход НЛП подтверждается на нашем собственном опыте: если мы хотим учиться, если нам преподносят нужную информацию в удобном для нас виде, мы учимся с легкостью.
Помню, когда я была студенткой, я хотела научиться вязать, чтобы делать что-нибудь полезное, когда мы просто сидели и болтали вечерами. Моя мама, бабушка и различные школьные учителя пытались научить меня, но тщетно. Тогда один мой сокурсник взялся меня научить. Он начал с того, что показал мне, что делать, если я спущу петлю или навру в рисунке, так что я меньше беспокоилась об ошибках. Затем он научил меня вязать не глядя.
Через неделю я была вполне компетентной вязальщицей и моим третьим «произведением» стал свитер «Справедливый остров». В чем была разница? У меня была цель обучения, а он связал обучение и мою цель, мой стиль. Не сомневаюсь, что вы сами можете привести подобные примеры быстрого и легкого обучения.
Подведем итоги: НЛП, исследуя, как совершенство достигается людьми, бросает вызов установленной мудрости западной культуры. Хотя это может расстроить экспертов по человеческой природе, учителей, психиатров, точка зрения НЛП подтверждена личным опытом и привлекательна для многих. Приятно поверить, что мы можем быть такими , какими хотим, мало того, мы мо-
42
Контекст
жем достичь этого с легкостью, даже если это противоречит общепринятому взгляду на вещи.
Далее возникает следующий вопрос: как мы можем развить этот потенциал. НЛП не изобретает новые методы и принципы — мы можем наблюдать их в различных концепциях саморазвития философов разных эпох. Большинство людей, поддерживающих эти принципы, убедили нас, что мы можем быть чем-то большим, чем то, чем кажемся, и показали пример развития потенциала человека. Но они предлагают один единый для всех способ — опробованный кем-либо на собственном опыте: «Если вы будете медитировать дважды в день, есть фрукты и орехи, жить в теплом климате, иметь постоянный доход, то тоже сможете развить свои способности». Эти предписания для большинства из нас кажутся либо неприемлемыми, либо просто ненужными.
Разница в подходе НЛП заключается в том, что НЛП предлагает систему развития своего «я», основанную полностью на том, как люди неосознанно представляют себе достижение совершенства. НЛП демонстрирует принципы, которые помогают людям развить свои возможности в любой ситуации, в любых обстоятельствах.
Это система, которую можно применить к чему угодно, она согласуется с личными и культурными особенностям, не навязывает жестких правил, ограничивающих возможности, а развивает креативный потенциал.
Благодаря НЛП были проведены исследования и обнаружены основные модели превосходства, которые НЛП предлагает в виде схемы, причем каждый может создать уникальную версию для себя. Подчеркну, что суть превосходства — это уникальность.
Мы все знаем, что когда что-либо учим и следуем правилам, наши знания могут быть такими же, как у
других.
Однако у человека, выделяющегося своим превосходством, всегда есть свой подход, он что-то слегка меняет и таким образом выходит на другой уровень — будь то подача в теннисе или приветствие. <
Цейролингвистическое программирование
43
НЛП говорит не о похожести, а о том, как обнаружить свой личный путь к превосходству. Оно не предписывает, как следует жить, действовать или отвечать; оно помогает найти ту установку, которая лучше всего подойдет нашему «я». Эта система больше соответствует человеческой природе, чем навязанный «правильный ответ». Принимая эту схему, выяснить, с чего начать дальнейшее движение. НЛП начинает с самой важной для всех части мыслительного процесса в любой ситуации — определяет, как мы пользуемся своими правилами поведения.
Правила поведения в НЛП
Каждая теория, каким-либо образом связанная с человеческой натурой, предполагает наличие набора ценностей и убеждений о человеке. На самом деле, каждый человек придумал для себя свой набор правил поведения, которые неосознанно управляют его действиями и реакциями. Их можно увидеть, когда человек говорит: «Это так, как есть», «Это очевидно». Обычно это огульные утверждения о том, как устроен человек и мир. Например, «Никто не любит неудачников», или «Люди в массе своей лентяи», или «Нельзя все время иметь то, что хочешь» .
НЛП серьезно относится к правилам поведения, к определениям того, что, по нашему мнению, возможно в этом мире. Для достижения совершенства прежде всего необходим определенный набор убеждений и правил поведения. Исследования продолжают доказывать, что успешные люди подтверждают правдивость данного утверждения. Ученые приводят доказательства того, что для достижения успеха существуют полезные правила поведения.
Эти правила поведения изложены в различной форме. Вот та версия, которую предпочитаю я, с краткими пояснениями.
Контекст
Y каждого из нас есть все ресурсы, чтобы быть уллнылл и добиться успеха
Когда мы осознаем эту истину, то понимаем, что нужно видеть в себе и других лучшее, а не худшее, нужно искать, пока не найден способ овладеть этими ресурсами, а не считать себя неспособными проявить свои знания и умения в данной ситуации.
Если мы, тренеры, примем этот принцип, то любые тренинги станут для нас полезными, а не примитивными и недостаточными. Наша задача — заставить людей поверить в свои силы.
Например, группа людей, только что принятых на работу, отправлена на курсы по основам менеджмента. Считается, что они совершенно не знают, что от них требуется в менеджменте. Однако и у них есть опыт. Они общаются со своими сверстниками, с родителями, с преподавателями. Они неосознанно усваивают информацию о том, как работает менеджмент — в банках, магазинах и так далее. Мы, тренеры, можем обратиться к этим неосознанно приобретенным знаниям и помочь четко их сформулировать.
Более гибкие люди оказывают большее влияние
Этот принцип говорит о том, что не всегда есть единственно правильная манера поведения. Тренерам это должно напомнить, что не плохо бы замечать идеи и стратегии, отличающиеся от ваших собственных, потому что в них может проявиться эта гибкость. Мы должны позаботиться, чтобы наши подопечные не забывали об альтернативных стратегиях, мы должны помогать им развивать гибкость мышления и скорость реакций. Мы должны увеличивать количество возможных реакций, улавливать различия между своими практикантами, таким образом больше влияя на них.
Я часто сталкиваюсь с людьми, которые прошли через какие-то оценочные психометрические тесты и по-
Нейролингвистическое программирование
45
этому «знают», что могут или не могут реагировать так или иначе: «Я интроверт, поэтому не могу делать доклад с должной уверенностью». Если мне нужно повлиять на этого человека, чтобы помочь ему обрести уверенность на докладах, мне придется быть достаточно гибкой, чтобы общаться с ним в соответствии с его утверждением и одновременно убедить его в его способности сделать прекрасный доклад. Я соглашусь, что у человека есть какие-то черты интроверта, но помогу найти примеры того, как он же был экстравертом, как это может помочь делать хорошие презентации; я могу, например, напомнить, что те люди, которые делают прекрасные доклады, не обязательно являются экстравертами.
Каждый делает лучший на данный момент выбор
Этот принцип очень противоречит нашим «нормальным» реакциям: мы обычно считаем, что выбор бывает либо правильным, либо неправильным. Благодаря этому утверждению мы признаем, что можно было выбрать что-то более подходящее.
Главное — применить принцип к себе, тогда вместо того, чтобы корить себя за неправильную реакцию на ситуацию, мы направляем свою энергию на поиск альтернативного решения, если случится что-то подобное еще раз.
Если мы применим этот принцип к другим людям, то поймем, можем ли мы изменить ситуацию на такую, в которой другой сможет сделать более подходящий выбор. Если кто-то отказывается что-то сделать, я заранее ругаю себя за то, что плохо представила это действие, или даже за то, что включила это в свою программу. С другой стороны, я могу считать, что это трудный и вредный человек.
Помня об этом принципе, я ставлю себе другую задачу. Я спрашиваю себя, как я могу показать это действие, чтобы стимулировать этого человека принять в нем участие, я задаюсь вопросом, что я еще могу сделать.
46
Контекст
Неудача не существует, есть только обратная связь
Впервые столкнувшись с этим принципом, я отнеслась к нему довольно скептично. Он очень похож на те подбадривающие выражения, которые частенько говорят «люди с позитивным мышлением» — но опыт показывает, что неудачи есть и мы от них очень страдаем. Однако я поняла пользу этого принципа, связав его с предыдущим. Если сделанное или сказанное мною не привело к желаемому результату, я получаю больше информации, которой могу воспользоваться, чтобы расширить горизонт для выбора.
Этот принцип помог мне определить, где развить собственные навыки, и побудил меня обращать внимание на вызовы, а не продолжать играть в безопасные игры.
Основываясь на личном опыте, я могу сказать другим, что это полезный принцип, пользуясь которым, мы можем ускорить собственное развитие.
Другие могут продолжать утверждать, что нас постигла неудача. Но мы можем изменить их мнение, показав, что извлекли из этого. Помните о менеджере, который решил проводить собрания в виде открытого форума, а не придерживаться установленной повестки дня. Те же люди, что жаловались на ограниченность установленной повестки дня, стали жаловались на то, что свободные встречи не приводят ни к чему и время тратится попусту. Менеджер не стал защищаться, но и не вернулся к предыдущему способу проведения собраний. Следующую встречу он начал с речи о достоинствах и недостатках каждого вида собраний и предложил третий вид проведения встреч: часть времени отвести на повестку дня, а часть оставить на открытый форум на конкретную тему. Люди поняли, что решение было принято на основе их реакций, и конструктивно отреагировали на предложение. Так, продемонстрировав то, чему он научился на собственных ошибках, менеджер повысил уважение к себе.
|