• существуют определенные правила в отношении поведения, методов работы, способов принятия решений, путей продвижения по служебной лестнице, которые совершенно не соответствуют здравому смыслу, но не могут быть изменены.
Хотя новая система организации работы не соответствует этим представлениям, все же может показаться, что она их подкрепляет. Например, сокращение предприятия и тот способ, которым это достигается, может рассматриваться как прямое доказательство существования некоторых из этих представлений, а заявление о том, что предприятие ценит своих работников, часто воспринимается скептически, так как процесс сокращения кадров часто свидетельствует об обратном.
Точно также увеличение индивидуальной ответственности и личной инициативы, которые теперь требуются от работников, могут восприниматься как увеличение бремени — как выделение «куска веревки подлиннее», чтобы повеситься.
Чтобы убедиться, что изменения производятся для улучшения рабочей обстановки, сотрудникам необходимо дать прямые практические указания, касающиеся каждого отдельного человека. Это относительно легко обеспечить. Вот примеры подобных доказательств, о которых мне приходилось слышать:
• знание имени менеджера и свободный доступ к нему или к ней;
• список поощрений за идеи, ведущие к улучшению методов работы;
• предоставление возможности выбора способов дальнейшего профессионального обучения;
20
Контекст
• отношение со стороны менеджера к своему работнику как к разумному человеку, с мнением которого считаются.
Как только сотрудник убедится, что изменение действительно происходит, необходимо убедить его, что оно будет выгодно лично ему или ей. Если предприятие должно действительно стать динамическим, эффективным и творческим, ему необходимо иметь динамичных, эффективных и творческих работников. Это означает, что им нужны работники, которые могут «соответствовать» таким изменениям и которые почувствуют себя их неотъемлемой частью.
Очень часто выгоды от «нового пути» просматриваются явно для самих предприятий, но остаются неясными в отношении его работников. Необходимо, чтобы нам ясно объяснили, какую выгоду при этом получим лично мы, только тогда это будет приветствоваться людьми: некоторые из них предпочтут практические выгоды, такие как свободный график работы, другие предпочтут нематериальные выгоды, такие как уважительное отношение к их идеям и к свободе выбора наилучших, по их мнению, методов работы.
После того как работник убедится, что изменения действительно происходят и будут выгодны ему или ей, можно считать, что самые большие трудности позади.
Но остается последний важный вопрос: «Как мне следует себя вести, чтобы стать частью этих изменений?» Когда мы просим людей изменить парадигму их поведения в других областях жизни, то обычно подразумевается наличие времени для переходного периода, когда можно предложить, если понадобится, консультации и обучение. Например, люди не могут превратиться из ребенка во взрослого за один день и конечно же требуется определенное количество наставлений в отношении их поведения и взаимоотношений с окружающим их миром. Существует также целый ряд моделей, которым можно подражать и которые помогут нам в переходные
Изменчивый мир предприятий
21
периоды жизни как внутри семьи, так и в обществе в целом.
Точно также работники, от которых требуется измениться вместе со своим предприятием, нуждаются в помощи, наставлениях и поддержке. Конечно очень легко было бы сказать, что они должны быть гибкими и изобретательными, чтобы взять на себя больше ответственности. Мы все знаем, что эти слова обозначают в общем смысле, и многие из нас пользовались этими качествами в других жизненных ситуациях. Однако, мы не знаем, что они означают на практике, применительно к рабочей ситуации.
Отдельным работникам необходимо указать направление для их личностных изменений и улучшения стиля работы и привести примеры того, что реально требуется, иначе они скорее всего попадут в одну из двух обычных ловушек, возникающих во время проведения изменений:
1. они могут изменяться в меньшей степени, чем это необходимо для предприятия, потому что опасаются совершить ошибку; или
2. встречая изменения с большим воодушевлением, они незаметно для себя заходят слишком далеко, изменяясь сильнее, чем это необходимо для организации, что приводит к неприятностям как для них самих, так и для предприятия, и вновь рождает недоверие в необходимость перемен. Возможно также потребуется переходный период, в течение которого они должны привыкнуть работать более ответственно, относиться к работе более творчески и быть более гибкими.
Рекомендации для тренеров
Как тренеры, мы должны знать и нас должны постоянно информировать о том, что на предприятии происходят коренные изменения. Мы обладаем большими возможностями и можем помочь предприятию произвести пере-
22
Контекст
ход на новые методы работы, но мы должны понять, какие изменения требуются, каковы их причины и последствия.
Мы можем снабдить предприятие четким осознанием того, к каким практическим последствиям приведут эти изменения. Наша роль дает нам возможность оказать значительную помощь как предприятиям, так и работникам в процессе проведения тех или иных изменений. Мы в конце концов и существуем именно для того, чтобы помочь людям осознать необходимость введения новых навыков и возможностей, а системные изменения как раз и зависят от подобной работы.
Помните, что мы работаем в постоянно изменяющихся условиях и что то, что мы сделали, может более не соответствовать настоящему моменту, как бы хорошо это ни работало в прошлом. Самым лучшим отправным пунктом для нас является осознание нашего собственного места в данной изменяющейся системе и того, как мы сами должны изменить нашу работу, чтобы принять вызов непредсказуемого будущего.
Глава вторая
Изменения в области обучения
В этой главе мы рассмотрим более детально все последствия изменений на предприятиях, которые происходят в области подготовки персонала. Как уже было сказано в предыдущей главе, необходимо помнить, что у нас тоже есть четкое представление о том, что такое хороший тренер, и что он должен делать. Это представление основано на таких формах помощи, которые подходят для изменяющейся системы. Если мы начинаем с того, что подвергаем сомнению то, что мы делали до сих пор, работая с другими организациями, то тогда мы сможем эффективно помочь нашим клиентам произвести те изменения, соответствующие новым методам работы.
В прошлом тренер — специалист, обладающий знаниями в определенной области и обучающий других именно в этой области. Если вы были экспертом по техническим вопросам или более «тонким» проблемам, таким как вопросы управления, предполагалось, что вы знаете все ответы и можете достаточно точно передать информацию тем, кого вы консультируете. Требование быть экспертом в определенной области все еще актуально для многих тренеров. Совсем недавно один из моих коллег спросил, как я справилась с введением новой программы на производстве в первый раз: «Ты не боялась, что тебе могли бы задать неожиданный вопрос, на который ты не смогла бы ответить?» От вас требовалось не только владение хорошими знаниями, но и способность выработать и ввести программу, которая эффективно передавала бы информацию.
Подготовка тренеров сосредоточена на этих двух аспектах: привить людям умение подготовить материалы
24
Контекст
для тренингов и развить способность создавать целый ряд обучающих средств. Хотя эта форма подготовки тренера и была полезной, она привела в ряде случаев к тому, что подходы к обучению людей долгое время не совершенствовались, застыли на одном уровне. Есть тренеры, которые говорят: «Я знаю, что это важно для вас, но я не буду этим заниматься до завтрашнего вечера». Это происходит потому, что они придерживаются жесткой программы, которую тщательно разработали. Но все же я чувствую вину, если кто-нибудь говорит «Вы хотите сказать, что совсем не используете проекционных аппаратов в вашей программе обучения?» Это происходит, несмотря на тот факт, что я не считаю эти аппараты эффективным средством передачи необходимой информации.
По мере того как обучение становится более профессиональным, развивается и система сертификации тренеров. Таким образом, тренеры подготавливаются теперь в двух аспектах: по предметной системе и по методам обучения. Хотя произошли значительные изменения в способе подготовки тренеров, все же до сих пор существует тенденция уделять больше внимания процессу обучения, а не на методам, которые помогут будущим тренерам.
Те, кто в настоящее время готовит тренеров, — в основном люди, которых также готовили в свое время, но изменения в способах обучения тогда не были такими явными. Многие практикующие тренеры получили свое образование в то время, когда надо было доказывать свой профессионализм, а не способность обучать.
С введением новых методов работы на предприятиях роль и функция тренера значительно изменились, и нам также необходимы новые принципы, благодаря которым наша работа станет эффективнее в рамках этих изменений. Конечно, нас подтолкнули в какой-то степени к изменению методов работы, но теперь мы сами должны пересмотреть устоявшиеся взгляды на то, что значит быть тренером. Задача найти новый подход к определе-
Изменения в области обучения 25
нию нашей роли и функции, чтобы удовлетворять потребностям предприятий, может быть решена на основе наших знаний и здравого смысла. Изменение методов работы ставит перед нами несколько важных вопросов, касающихся подготовки тренеров, и мы должны осознать эти проблемы и применить наши таланты и навыки. Благодаря этому, мы всегда будем уверенны, что по-прежнему можем предложить ценные услуги нашим клиентам.
Кто такой тренер?
Первая отличительная черта, которая меняет подход ко многим традиционным ценностям, связанным с проблемами тренинга, заключается в том, что все чаще менеджеру приходится отвечать за подготовку и дальнейшее обучение собственного штата работников. Вместо того чтобы как обычно недооценивать квалифицированную помощь, следовало бы признать, что профессиональные тренеры способны распознать причины необходимых изменений и показать, в чем заключается их собственная роль и функция. Отсюда осознание непреложной истины: работники больше получают от опытного руководителя, чем от программы обучения, какой бы хорошей она ни была. Это происходит потому, что менеджер может проводить обучение в соответствующей рабочей обстановке, на рабочем месте, может продемонстрировать использование навыков хорошей работы и таким образом усилить эффект обучения. Поэтому тренеры должны помнить, что для того чтобы быть эффективными и ценными работниками в мире изменений, одних знаний и эрудиции мало. Тренеры должны:
• быть полностью информированными об условиях, в которых будут проходить консультации, чтобы они могли использовать примеры и принципы обучения, соответствующие данной обстановке, а не взятые произвольно;
• обеспечить такие условия, в которых они могли бы продемонстрировать то, чему они обучают, как на личном примере, так и ссылаясь на известные обучающимся примеры;
• всесторонне применять знания на практике. Каким образом они могут обеспечить последующую поддержку и развитие новых практических навыков?
Изменение в методах работы также предполагает, что тренеры должны показать, каким образом они сами могут давать квалифицированные советы, а также о том, как тренер может научить работников подготавливать других работников. Специальные тренинги в настоящее время используются в основном, чтобы распространять знания о новых методах работы через менеджеров, отвечающих за тот или иной участок..
Естественно, что не все менеджеры могут эффективно распространять полученные знания среди своих работников, поэтому тренер должен понять, что им потребуется помощь, чтобы должным образом передать полученные знания. Тренинги должны включать в себя не только обучение новым методам, но и поиск способов передачи этих знаний передать. Таким образом, тренинги следует проводить как в отношении самого предмета обучения, так и в отношении того, как следует обучать других.
Чтобы быть эффективным и ценным работником в изменяющемся мире, мы должны быть готовы помочь другим научиться обучать и дать импульс обучению на рабочих местах, а также показать, в чем ценность подобных тренингов, и обеспечить такие условия, при которых предлагаемый нами процесс обучения повышал бы эффективность усвоения новых методов работы.
Цели тренингов
Изменения в функциях тренера естественным образом
влекут за собой изменения в самих тренингах. Некото-
Изменения в области обучения 27
рое время тому назад тренинги рассматривались как просто «полезное дело», так же как и образование. Цель, если она вообще объявлялась, формулировалась в общих чертах, как например, «обучить основам компьютерной грамотности». Тренинги в глазах общественности стали необыкновенно полезны, и это оказало «медвежью услугу» и самим тренерам, и процессу проведения тренингов. Оно спровоцировало появление огромного количества обучающих курсов, которые не имели никакого отношения к целям того или иного бизнеса или планам индивидуального развития, таким образом возникла очередная возможность для быстрого обогащения, притом что многие курсы предлагали неквалифицированное обучение.
К тем тренерам, которые предлагали высоко квалифицированную помощь, относились столь же недоброжелательно, как и к тем, кто хотел получить лишь личную выгоду. В целом тренинги стали рассматриваться в лучшем случае как приятное время препровождение, а в худшем — как напрасная трата времени.
При более четкой формулировке цели обучения акценты были перенесены прежде всего на знание предмета обучения. Эта цель тренинга все еще является главной на многих предприятиях и поддерживает миф о том, что обучение предназначено того, чтобы поговорить о чем-то умном, а не использовать знания для практических целей.
Планы тренингов существовали в большинстве организаций и раньше, но были основаны, главным образом, на привычных методах работы, а не на оценке того, что необходимо сделать. Они представляли собой определенный набор обучающих программ, которые необходимо применять на определенных стадиях продвижения работников по службе и которые рассматривались как самодостаточные без учета того, какие знания хотел бы получить работник или насколько данный вид тренингов подходит для данного работника.
Во многих организациях и сегодня придерживаются такого подхода к тренингам. Это проявляется либо в
28
Контекст
способах составления планов тренингов, либо в отсутствии четких целей тренингов, либо в отношении людей к тренингам. Тем не менее, все больше организаций сомневаются, даст ли такой подход к тренингам ценные результаты, которые помогут более эффективно организовать работу.
Экономический спад 1980-х годов показал необходимость переоценки организационных структур с целью получения большей эффективности в сегодняшнем изменяющемся мире. В то же время тренинги стали менее популярны и рассматривались скорее как роскошь, чем необходимость. Это произошло потому, что их рассматривали с прежних позиций.
В 1990-х годах тренингам снова стали придавать большое значение, но уже исходя из других принципов. Было признано, что тренинги, как и любая другая часть производства, должны давать отдачу на рабочем месте.
Поэтому необходимо по-новому подойти к целям тренингов. Простое приобретение знаний уже не оправдывает затраты на обучение. Людям необходимо дать возможность применять полученные знания так, чтобы добиться перемен на своем рабочем месте, и выбирать тот вид обучения, который им необходим.
Таким образом, важной частью навыков тренера является его способность определить, каких результатов организации и их отдельные работники ожидают от процесса обучения, то есть какие изменения они хотели бы видеть после обучения. Это означает переход от теоретически поставленной цели — знание и понимание — к практическим целям — способности делать что-то более эффективно. Мы, возможно, уже предпринимали попытки разработать такой тренинг, который принесет практические результаты, но нам необходимо теперь, чтобы эта часть была эксплицитно содержалась в контрактах, заключаемых с целью обучения. Более того, хотя спрос на виды обучения, позволяющие добиться необходимых изменений, становится все более явным, еще достаточно часто встречаются такие случаи, когда клиенты форму-
Изменения в области обучения
29
лируют свои требования к обучению весьма нечетко. Это требует от нас умения правильно оценить информацию, полученную от клиента, чтобы точно понять, какие результаты он хочет от нас получить. Вполне возможно, что клиенты оценят полезность нашего обучения по-другому, особенно если сами недостаточно четко осознают, нужно им обучение или нет.
Например, одна фирма, которая обратилась к солидной организации тренеров с просьбой провести тренинг по эффективному использованию времени, казалось, была вполне довольна полученной программой, которая представляла собой ежедневное расписание работы. Однако, эта фирма отказалась в последствии от услуг данных тренеров, потому что, хотя все работники имели при себе расписание работы, посещаемость тренингов от этого не улучшилась! И фирма, и организация тренеров, были недовольны друг другом, и все потому, что ни одна из сторон не сумела четко определить свои цели. Так, фирма знала, что хочет добиться больше пунктуальности в посещении собраний, она также хотела, чтобы ее работники научились лучше распределять свое рабочее время. Кто-то сказал, что этого можно добиться благодаря правильной организации рабочего времени. Было также известно, что организация тренеров проводит эффективные тренинги, посвященные правильному распределению рабочего времени.
На основании этих фактов главный тренер этой фирмы предположил, что именно этот курс поможет решить все их проблемы. Организация по проведению тренингов сделала именно то, о чем ее попросили, то есть предоставила свой стандартный курс обучения, посвященный вопросу распределения времени, который базируется на правильном использовании расписания, которое они предоставили. И только после этого тренеры обнаружили, что фирме требовалось совсем не то. Они же считали, что фирма знает содержание их курса обучения и не проверили, даст ли он те результаты, которые требуются.
30
Контекст
Если тренер хочет играть важную роль в контексте перемен, происходящих на рабочем месте, он должен уметь понять, каких результатов от него ждут, и научить компанию правильно выражать свои требования.
Предмет тренинга
Традиционно считалось, что тренинг должен дать «правильный ответ» на любой вопрос, будь то техническая сфера или что-нибудь «более тонкое», вроде менеджмента. Важный момент — способность предложить самую свежую информацию, самое новое решение или изложить это все в доступном виде. В то же время организации начинают осознавать, что им нужны изобретательные, динамичные сотрудники, и что решение внутренних проблем должно рождаться внутри компании, быть нестандартными и работать в определенном контексте.
Это значит, что тренинги все чаще должны удовлетворять двум основным требованиям:
1. помочь найти нестандартное решение, применяя общие идеи тренингов к конкретным нуждам
компании;
2. быть процессом, а не результатом: показывать, как решать проблемы, разрабатывать стратегии, пользоваться информацией и развивать идеи.
Это и благословение, и проклятье для тренера. Только что описанный случай с правильным распределением времени свидетельствует о необходимости применения нестандартных, не заготовленных заранее предложений. Становится также очевидным, что важно предлагать тренинги, предметом которых были бы базовые понятия и процессы. Таким образом, конечным результатом тренинга должна стать информация, которую люди смогут использовать в своих целях, а не готовый продукт. Это значит, что нам приходиться по-новому моделировать свои тренинги и по-другому оценивать то, что необходимо компании.
Изменения в области обучения
31
форма тренингов
Возможно, самая большая перемена в сфере тренингов — переход от тренингов, целью которых было предоставление информации или конкретных навыков, к тренингам, дающим возможность обучения.
Сущность динамичной, эффективной и творческой организации заключается в динамичных, активных и творческих людях. Поэтому нужно помочь людям понять, чего от них ждут на работе. Большинство привыкли к тому, что если они приобрели необходимые для работы навыки, им больше не нужно учиться. Даже если люди хотели продолжить обучение и расширить свои знания в области своей деятельности, организации, они часто, за редким исключением, были не готовы к этому, так как обучение не было главным. Тренинги проводились, если что-то было не в порядке или отсутствовало — модель недостаточности. Тренинг была направлен на то, чтобы привести нас к стандарту работы, которой мы занимались.
Предлагались некоторые тренинги на основе модели повышения квалификации. Если вы уже хорошо справлялись с работой, вас могли «наградить», отправив на эксклюзивный тренинг, который проводился для избранных и ставил вас во главе всех остальных. Надо сказать, что часто это была не особый тренинг, а тренинг в особых условиях или с особыми привилегиями — скорее отпуск, чем серьезная возможность для личного развития.
Быть «эффективным» в мире постоянного развития и изменений значит быть способным постоянно учиться и развиваться. Только совсем недавно заговорили о таких понятиях, как «организация обучения» или «обучение на протяжении всей жизни». Их нужно воплотить в жизнь, показав, что тренинги и развитие — это позитивное и непрерывное обучение. Это взгляд, совершенно отличный от традиционного, на тренинги, через которые прошло большинство из нас.
Контекст
Когда некоторые компании начали знакомиться с идей постоянного обучения на протяжении всей жизни и давать возможность своим сотрудникам развиваться, повышать квалификацию, получать знания, напрямую не связанные с эффективностью работы в данный момент, они столкнулись с недоверием со стороны сотрудников. Компаниям пришлось бороться с убеждением, установившимся за долгое время, что работа — это то, чем вы занимаетесь после обучения.
Теперь любая успешно функционирующая организация захочет, чтобы все ее сотрудники постоянно совершенствовали свои знания по модели повышения квалификации. Так что тренинги должны начинаться с обучения людей видеть в самом тренинге важный компонент своей рабочей жизни и быть интересующимся учеником. Тренеры должны переоценить свою работу, которая была одноразовым актом обучения. Теперь нужно понять, что общий подход проведения тренингов должен облегчить процесс обучения. Необходимо признать, что люди учатся по-разному и что цель тренера — облегчить обучение для получения наилучших результатов.
Значение тренинга
Роль тренинга
Обучение играет важную роль в изменяющейся системе организации, поэтому оно должно иметь стратегическое назначение. Тренинг, который предлагается организации, должен быть непосредственно связано с будущими потребностями компании, и предлагать долгосрочную перспективу работы, помогая найти ресурсы рабочей силы, которые понадобятся для дальнейшего развития
бизнеса.
Тренинги — это скорее профилактика, а не запоздалая реакция на уже произошедшие события. Например, если деятельность компании будет больше ориентирована на клиентов, то задачи обучения состоят в том, чтобы
Изменения в области обучения
|