Ди Камп "Идеальный тренер НЛП в действии"

•    Запомнить имена стажеров — обращение по имени дает им понять, что их заметили и оценили, поэтому мы должны обращать внимание на имена своих учеников.

•    Заложить основу взаимоотношений — внимательно слушая человека, выражая должное уважение к его миру.

•    Дать возможность людям в группе познакомиться друг с другом и начать строить собственные взаимоотношения внутри группы.

•    Показать  ценность взаимоотношений при обучении — уделяя время на то, чтобы узнать имена людей, для которых будет проводиться тренинг.

Помните, что знакомство очень важно. Некоторые пропускают этот этап, если стажеры и тренер уже знакомы. Но хороший тренер лишь немного изменит порядок «знакомства». Например, я могу попросить человека назвать свое имя и то, чего он ждет от тренинга, и начать с себя. Так, если кто-то неуверен в имени своего коллеги, он может выяснить, избежав неловкой ситуации. Таким нехитрым образом мы ловим позитивный настрой; удивительно, как часто люди узнают новое о вещах, которые кажутся им уже знакомыми.

Настрой на обучение

Мы подробно обсудили подготовительный этап становления идеального тренера. Если мы хотим облегчить себе жизнь, стоит потратить какое-то время на то, чтобы сделать своих слушателей идеальными учениками. Для этого можно воспользоваться какой-либо методикой.

Мы можем обратиться к тем стратегиям, которыми пользовались сами для установки правильного ментального фрейма идеального тренера. Вам просто нужно перенести их с идеального тренера на идеального ученика. Если такие методы кажутся слишком непонятными в начале курса, вы можете их упростить и обсудить. Так

158

Проведение тренинга

вы без лишних проблем поможете людям стать идеальными учениками.

Я часто прошу своих стажеров привести свой разум в порядок перед началом тренинга. И я, и они о чем-то думали перед тренингом, и несколько минут, потраченных на то, чтобы завершить дела, сделать необходимые записи, помогут сосредоточиться на предстоящем тренинге.

Чтобы помочь людям — и в группе, и на индивидуальных занятиях — настроиться на обучение, я пользуюсь следующими методиками.

Основные правила

Эти правила показывают, как сделать обучение проще. Мы можем представить несколько основных установок, которые снимут напряжение. Например:

•    Физический  комфорт:  Мы учимся лучше всего, если чувствуем себя удобно — возможно, человеку нужно сменить позу, сходить в туалет или выпить чего-нибудь.

•    Осознание спада и усиления внимания: Это нормально, если человек отключится от беседы на какое-то время, а потом задаст вопрос по тому, что он упустил — программа учитывает спад и усиление внимания.

•    Вопросы:   Если   излагаемый   материал   не   имеет смысла для вас, он не воспринимается людьми. Задавайте вопросы и изменяйте подход по мере надобности. Помните, если вы не уверены в чем-то, будет, по крайней мере, еще один человек, который в этом тоже не будет уверен.

•    Удовольствие:   Смех   и  некоторая  легкомысленность не только не возбраняется, но и поощряется. Мы лучше всего воспринимаем материал, расслабляясь, а расслабляемся мы, получая удовольствие — если материал важен, не стоит подходить к нему слишком серьезно.

Проведение тренинга

159

Ориентация на самые приятные примеры

Еще один способ задать правильный тон для обучения — попросить стажеров вспомнить моменты, когда они получали удовольствие от обучения.

Большинство людей приходят на тренинг, ожидая что-то — сознательно или бессознательно. Многие подсознательно связывают обучение с трудностями, поэтому боятся выглядеть глупо или оказаться в центре внимания на тренинге. Если стажеры будут ассоциировать обучение с удовольствием, мы сможем разрушить связь «обучение — проблемы».

Я считаю необходимым расширить границы обучения: создать другие формы обучения, помимо формального обучения и тренингов — к сожалению, слишком немногие разделяют мою точку зрения. Заставить поверить, что обучение — это прекрасный способ получить удовольствие, нетрудно, а эффект может быть очень значительным.

Спросите учеников, что может им помочь

Мы пытались угадать, как создать обстановку, положительно влияющую на процесс обучения. Нужно проверить, что еще, по мнению ученика, может способствовать обучению. Во время тренингов меня спрашивали, можно ли сесть на пол, отойти от окна или сделать еще что-то, чтобы лучше сосредоточиться. Часто тренеры забывают, что людям иногда бывает трудно что-то сделать без разрешения, потому что они привыкли чувствовать себя скованно и принимают это как часть процесса обучения.

Рассказывая, как иногда люди не позволяют себе расслабиться и принять удобное положение, мы напоминаем свои стажерам, что они сами могут сделать свое обучение более приятными. Например, некоторые автоматически садятся на задние ряды — школьные при-

160                                                  Проведение тренинга

вычки неискоренимы! — и только потом понимают, что хотели бы сидеть ближе, чтобы хорошо видеть слайды.

Попросите учеников объяснить вам, как облегчить обучение

С самого начала тренинга задайте такой тон, чтобы стажеры поняли: тренинг проводится для их пользы. Разрешая задавать вопросы, вы передаете контроль над обучением им в руки. Нам нужно поощрять такое поведение, потому что слушатели не привыкли задавать вопросы и просить изменить подход к обучению.

Для меня очень важно утверждение НЛП: «Смысл общения — в реакции, которую вы получаете». Я говорю своим слушателям: если информация не доходит до них, значит, я не достаточно ясно излагаю, и буду благодарна за помощь в виде вопросов. Если нет вопросов или просьб, я начинаю волноваться, потому что все «заснули» — ведь я знаю, что мое изложение информации еще не совершенно.

Настроив своих слушателей на обучение, мы повысили и эффективность тренинга. Следующий шаг — проверить, одинаково ли мы понимаем предполагаемый результат тренинга. Заложив основу успешного курса, нужно удостовериться, что с точки зрения стажера ре-' зультат будет полезен: иначе слушатели не будут заинтересованы в процессе обучения.

Совместное определение результатов

Готовясь к тренингу, мы определили свои намерения и продумали результат курса. Совместное определение результатов можно начать следующим образом: проверьте, ждут ли слушатели того же самого, будьте готовы более полно описать итоги тренинга и привести необходимые примеры.

Проведение тренинга

161

Следующий шаг — выяснить, что еще слушатели хотят получить от тренинга. Этот вопрос может показаться опасным: а что, если мы не сможем предложить им этого? Но по своему опыту, я могу сказать, что этот вопрос улучшает тренинг, а не портит.

Они могут спросить о том, что будет на тренинге — и вы можете уверить слушателей, что обсудите этот вопрос. Вас могут попросить отразить какие-то специальные вопросы — их легко добавить в работу в виде разбора конкретных случаев; вы можете ввести этот пример в основной курс, и тренинг будет больше соответствовать конкретной проблематике. Вас могут попросить рассказать о чем-то, что вы не можете внести в курс — но лучше знать об этом в начале тренинга, чем получить этот вопрос после завершения работы.

Вопросы и ответы на них позволяют стажерам втянуться в процесс обучения с самого начала и превращают одностороннее планирование в совместную работу. Они дают нам возможность выяснить мировоззрение слушателей и подогнать план курса к их требованиям.

Задать нужный тон работы можно довольно быстро, и это будет способствовать всему процессу обучения. Именно на этой начальной стадии курса мы формируем подход к обучению.

Стажеры бессознательно должны понять, что:

•    наш подход позитивно ориентирован;

•    они играют активную роль в процессе обучения;

•    их ценят;

•    они могут контролировать обучение.

Во время тренинга мы должны подчеркнуть эту основу курса — проявить в манере обучения. Мы уже обсудили навыки и качества идеального тренера: каковы они, как их развить и как они влияют на процесс обучения. Все дело в том, как мы можем облегчить стажеру обучение. Помимо обычных способов упростить обучение, есть еще несколько, с помощью которых можно по-

6-79

162                                                   Проведение тренинга

высить эффективность работы. Сейчас мы попробуем выбрать наиболее подходящие.

Внимание к происходящему

В обязанности человека, отвечающего за обучение, входит постоянный контроль процесса обучения. Обратите внимание: это не традиционная проверка — прошли ли весь материал или нет. Это значит, что мы должны адаптировать материал, исходя из потребностей ученика.

НЛП напоминает, что простое наблюдение за происходящим дает нам достаточно ограниченную информацию. Мы получаем только фактическую (что говорят люди) и некоторую невербальную информацию (кто-то постоянно смотрит по сторонам), но пропускаем те ключики, которые помогут изменить свое поведение, пока не поздно.

Итак, обращая внимание на что-либо, мы должны активизировать:

•    уши — чтобы услышать сознательное сообщение;

•    «внутреннее ухо»  — чтобы услышать сомнения, энтузиазм, скрытые вопросы;

•    глаза — чтобы увидеть, соответствует ли язык тела вербальному сообщению;

•    внутренние органы — чтобы уловить сообщения, выраженные менее отчетливо;

•    сердце  —  чтобы удостовериться,  что мы ценим точку зрения другого человека и благожелательно воспринимаем сообщения.

Если вы хотите, чтобы ваше внимание работало на нескольких уровнях, принимать сообщение нужно ясно и позитивно. Ваше подсознание автоматически переключится на нужный уровень.

Подучив всю эту информацию, у нас нет необходимости задавать вопрос «Вы поняли?». Мы сами понимаем, когда нужен еще один пример,  когда стоит изменить

Проведение тренинга

163

I формулировку, когда нужно ускорить или замедлить ! объяснения. Благодаря соответствующей реакции мы | никогда не потеряем своих слушателей.

Работу внимания на нескольких уровнях можно применять по-разному.

Изложение информации

Излагая информацию, нужно отмечать реакцию слушателей. Так легко погрузиться в изложение и не заметить, что ваш слушатель отстал от вас на несколько параграфов.

Это значит, что мы должны все свое внимание скон-i центрировать на слушателе. Мы все знаем, что постоянно спрашивать «Вы поняли?» недостаточно. Мы все отдаем себе отчет, что информация может восприниматься не так, как мы бы того хотели. Можно попробовать справиться с этим логическим путем. Например, есть теория, согласно которой человек воспринимает информацию в течение 10 минут, а потом расслабляется, поэтому стоит укладывать 1 сообщение в 10 минут. На своем опыте я пришла к выводу, что эта теория не работает и обилие перерывов влияет так же негативно, как их недостаток.

Внимательно следя за тем, что происходит со слушателями, замечая малейшие изменения в их поведении, возникновение сомнений, мы легко можем соотнести изложение информации с конкретным контекстом.

Занятия

Дав задание своим ученикам, мы можем уйти из центра внимания и контролировать процесс со стороны — мы не пытаемся претендовать на их внимание, отвлекая от задания.

НЛП напоминает о важности приведения различных описаний и представлений. Чтобы понять, что происходит, необходимо обратить внимание на три следующих момента, связанных с восприятием:

164

Проведение тренинга

1.  Собственная точка зрения: отмечать, как стажеры реагируют на задание.  Они увлечены заданием? Им легко следовать вашим инструкциям? Им нравится это задание?

2.  Точку зрения ученика: представьте, что вы — стажер. Имеет ли это смысл для вас? Вы чувствуете контроль? Вы учитесь?

3.  Точка зрения наблюдателя: отойдите на шаг назад и отметьте общую атмосферу и реакции. Стоит ли гул? Удобно ли людям? Что происходит?

Так мы получаем представление об общей атмосфере, а не только о том, что происходит во время выполнения задания.

Получая информацию таким образом, мы можем повысить эффективность тренинга, например:

•    Уточнив для себя количество необходимых перерывов;

•    Установив позитивную обратную связь со стажером, который несколько не уверен в происходящем;

•   Добавив еще одно задание, чтобы проиллюстрировать сообщение;

•    Изменив    атмосферу,    придумать    какое-нибудь шутливое задание;

•    Ускорив переход к следующему пункту,  потому что этот все усвоили;

•    Напомнив о важности этого задания для общего результата.

Контроль за выполнением задания

Помимо постоянного контроля за всем тренингом, стоит осуществлять специально контролировать выполнение заданий через какие-то промежутки времени. Это позволяет  ученикам  понимать,  что  происходит.   Осознание

Проведение тренинга                                                   165

процесса обучения — это важная его часть, позволяющая осуществлять контроль за ним. Мы, тренеры, можем проверить, насколько точно мы интерпретируем события.

Это можно сделать быстро, просто «измерив температуру» в аудитории, или превратить в долгие структурированные упражнения. Например, я могу просто попросить каждого участника тренинга прокомментировать его. Или попросить учеников разбиться на группы и перечислить несколько моментов обучения, затем сравнить получившиеся списки и обсудить их в группе.

Осуществляя контроль за состоянием стажеров, мы собираем информацию, которая поможет отредактировать программу: замедлить или ускорить повествование, добавить какое-нибудь простое задание или остановиться и попытаться заново установить в аудитории необходимый настрой на обучение.

Моделирование

Внимание

Мы уже обсудили, как важно создать модель для учащегося. На этом уровне внимания к процессу обучения, мы создаем прекрасный пример для стажеров. Мы посвящаем их в тайны постоянного развития, побуждаем замечать, чему и как они учатся, высказывать свои требования к процессу обучения. Так они осознают, насколько важно следить не только за результатом, но и за процессом обучения. Они понимают, что сами могут контролировать свое обучение.

Мы также демонстрируем, как при необходимости нужно сосредотачивать внимание на чем-либо. Эту способность можно применить в различных ситуациях. Вы можете продемонстрировать все пять уровней внимания и попросить стажеров попробовать повторить. Я пользуюсь этой программой для развития способности слушать.

166

Проведение тренинга

Эффективное общение

Направляя все свое внимание на слушателей, мы показываем пример эффективного общения, которое поможет учащимся в работе. Они запомнят, что говорящий отвечает за то, воспримет ли слушатель ту информацию, которую хотели ему передать. Мы должны объяснить, что бывает нужно изложить информацию еще раз, по-другому, и это абсолютно нормально.

Однако просто проверить, понимают ли вас, недостаточно. Нужно показать, что мы несем ответственность за общение.

Мы должны уважать мнение других людей

Когда мы спрашиваем мнение учеников по какому-либо вопросу (то есть устанавливаем обратную связь) и слышим в ответ что-то, что нам не нравится, мы часто занимаем оборонительную позицию или пытаемся скорее закончить обсуждение этой темы. Это совершенно нормальная реакция, но в данной случае она не нужна и важно постараться не проявлять ее. Запомните, что наша цель — облегчить обучение, разобраться, что мешает обучению, и исправить ситуацию.

Мнение людей — это именно та информация, которую мы просили: их точка зрения на происходящее. Мы должны принимать и уважать эту точку зрения. Мы подаем хороший пример, признавая, что каждый по-своему интерпретирует ситуацию и мнение каждого достойно уважения. Мы можем строить свою работу, основываясь на мнениях учеников вместо того, чтобы игнорировать их точку зрения или пытаться заставить их от нее отказаться.

Тренинг на основе «обратной связи»

Выслушав мнения участников тренинга о происходящем, важно показать, что вы приняли во внимание их

1роведение тренинга                                                   167

эчку зрения. Это информация очень полезна, и вы монете построить на ней свою работу. Каждый свой следующий шаг в программе тренинга вы должны связывать с мнением учеником, например:

•    «Я заметил, что для многим из вас темп нашего семинара кажется достаточно медленным. Давайте немного увеличим темп с помощью упражнения по составлению кратких изложений»; или

•    «Я заметил, что вы не до конца поняли, в чем заключается значение «х». Очень важно развить в себе эту способность. Давайте рассмотрим подробнее, что поможет нам в этом»; или

•    «Я заметил, что некоторые из вас не уверены, что поняли «х». Мы вернемся к этой теме после обеда, рассмотрев ее под другим углом, и затем вы мне скажите,   насколько   это   объяснение   проще   или сложнее предыдущего».

Необязательно использовать такие формулировки ■ всегда, когда вы выслушиваете мнения своих учеников, шо, тем не менее, вы можете периодически прибегать к |ним. Важно показать людям, что вы прислушиваетесь к jих мнению. I

! Полномочия

| Давая людям возможность высказывать собственную | точку зрения, мы создаем образец полномочий для ин-I дивидуума. Прислушиваясь и уважая мнения людей, мы I позволяем им самим влиять на собственное обучение. [Сознательно или бессознательно ученики отметят позитивный эффект такого отношения и начнут также отно-| ситься друг к другу.

Теме прав и полномочий индивидуума можно уде-j лить особое внимание. Ободряя и воодушевляя учеников 1(как и в случае с обратной связи, когда вы прислушиваетесь и уважительно относитесь к их мнению), вы мо-

168

Проведение тренинга

жете ввести в тренинг упражнения, направленные на то, чтобы обучающийся осознал свои права и полномочия.

Поиск решений

Мы можем утверждать, что упражнения предназначены скорее для поиска решений, а не для анализа проблем. В этом заключается основной подход НЛП. Если что-то идет не так, то намного полезнее будет приложить все силы, чтобы исправить ситуацию, а не тратить время впустую, анализируя проблему. Такой подход к упражнениям предполагает два пути:

•    можно предположить, что человек может видеть разницу между проблемами, понимать, насколько они зависят от изменяющихся условий;

•    можно предположить, что человек сам может отлично справиться со своими проблемами, не нуждаясь в помощи какого-либо независимого эксперта.

Мы можем использовать тот же подход, даже если ученикам необходима дополнительная информация для поиска возможного решения. Если моей целью является развить способности оценки, я использую упражнения, предлагающие разнообразные методы и подходы для развития этой способности. Затем я прошу группу оценить собранную информацию и, исходя из нее, сформулировать свои собственные стратегии проведения эффективного оценочного собеседования или преодоления препятствий, которые могут возникнуть при проведении такого собеседования.

Используя идеи наших учеников в качестве инструкции для упражнения, мы поможем им еще быстрее осознать свои права и полномочия. Согласно традиционному подходу, решения — это правильные ответы, указанные в печатных пособиях, основанные на мнении известных теоретиков. Попросив наших учеников сначала обсудить свои решения, а затем раздав им подобные печатные по-

Проведение тренинга

169

собия, мы запросто лишимся достигнутого. Выслушивая их собственные идеи, общаясь с ними на одном языке, не навязывая общепринятые подходы, мы поможем им поверить в правильность и полезность собственных решений.

Основываясь на собственном опыте, я могу сказать, что обычно ученики предлагают решения, ничем не уступающие предложениям влиятельных экспертов. Более того, намного предпочтительнее, чтобы на практике, на своем рабочем месте, они применяли решения, до которых додумались сами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться