Попросите группу придумать метафорическую историю и рассказать ее в различных обстоятельствах. Например, такую:
Когда мне кто-нибудь говорит, что я ни на что не гожусь, я рассказываю историю о мальчике, которого я когда-то учила. Даррен не успевал ни по одному предмету, впрочем, он не прикладывал никаких усилий к этому. Его так часто называли тупицей, что он поверил в это. Казалось, он не интересовался ни одним предметом, и почти не разговаривал.
Однажды я увидела, как он играл с перышками и проволокой. На вопрос, что он делает, он сказал, что мастерит поплавок. Оказалось, что этот «тупица» был отличным рыболовом и замечательным мастером по изготовлению поплавков. Он мог свободно и со знанием дела говорить о том, о чем я и не подозревала.
Мальчик стал увереннее в себе, когда понял, что он вовсе не тупица! Со временем он стал хорошим инженером, применяющим на практике те
242
Методики
знания, которые получил благодаря интересу к рыбалке.
Попросите участников тренинга придумать ситуации, в которых было бы полезно рассказать историю, метафорически передать какую-то информацию. Ситуации могут быть такими: человек что-то раскритиковал или кого-то обидел; кто-то считает жизнь нелегкой штукой; человек не в состоянии принять какое-то решение... Вы можете предложить им эти примеры или попросить придумать свои.
Если вы работаете в группе, было бы хорошо объединиться по несколько человек и придумывать истории, развивая идеи друг друга. Истории могут быть как из реальной жизни, так и выдуманные специально для этого занятия.
Пусть они расскажут эти истории и постараются их прокомментировать. После этой подготовительной работы вы можете перейти к использованию метафор для описания рабочей ситуации участников тренинга.
РЕКОМЕНДУЕМОЕ ЧТЕНИЕ
Существует много книг, посвященных и методам проведения тренингов и НЛП. Перед вами составленный мной краткий список наиболее простых и полезных для тренера книг.
Covey, S.R. (1992), The Seven Habits of Highly Effective People, London: Simon & Schuster.
Данная книга не затрагивает напрямую процесс тренинга и НЛП, тем не менее она содержит ценные идеи о том, касающиеся развития целостного характера.
Laborde, G.Z. (1987), Influencing with Integrity, Palo Alto, CA: Syntony Publishing.
В этой книге автор демонстрирует на основе четких и доступных примеров, как можно использовать техники НЛП в процессе коммуникации.
McMaster, M. and Grinder, J. (1980), Precision, Bonny Doon, CA: Precision Models.
Данный труд представляет собой очень подробное описание того, как научиться получать в процессе коммуникации необходимую информацию. Наглядные примеры и пособия помогут овладеть этими техниками и применять их на практике.
O'Connor, J. and Seymour, J. (1994), Training with NLP, London: Thorsons.
В этой книге подробно описывается применение НЛП в процессе тренинга. Вы, безусловно, почерпнете в ней много нового и полезного, что значительно расширит ваш арсенал.
244 Ди Камп
Robbins, A. (1988), Unlimited Power, London: Simon & Schuster.
Robbins, A. (1992), Awaken the Giant Within, London: Simon & Schuster.
Обе книги демонстрируют бесконечные возможности НЛП, содержат множество примеров и методик, которые вы можете использовать в своей практике. Написаны простым языком и доступны любому читателю.
Russell, P. (1979), The Brain Book, London: Routledge & Kegan Paul.
Эта интересная и полезная книга, содержащая много ссылок к НЛП, рассказывает о том, как наиболее эффективно использовать возможности своего мозга.
Для развития навыков в области НЛП я также порекомендовала бы Вам слушать аудио кассеты и смотреть живые тренинги. Эта дисциплина во многом является эмпирической и основывается в основном на жизненном опыте.
Вы можете воспользоваться также моим сборником аудиокассет «Путь к совершенству», который дает довольно полное понятие о предмете.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ.........................................................................5
БЛАГОДАРНОСТЬ....................................................................6
ЧАСТЫ. КОНТЕКСТ................................................................7
Глава первая
Изменчивый мир предприятий............................................9
В чем заключается это иное отношение?...........................11
Динамическое предприятие.........................................................11
Эффективное предприятие..........................................................12
Творческий подход к предприятиям..........................................13
Рекомендации для предприятий.........................................15
Рекомендации по изменению поведения сотрудников............18
Рекомендации для тренеров................................................21
Глава вторая
Изменения в области обучения.........................................23
Кто такой тренер?.............................................................25
Цели тренингов....................................................................26
Предмет тренинга..............................................................30
Форма тренингов..........................................................................31
Значение тренинга...............................................................32
Роль тренинга................................................................................32
Тренер — человек, который облегчит для Вас процесс
обучения........................................................................................33
Тренер — партнер по развитию..................................................33
246 Ди Камп
Заключение....................................................................................34
Глава третья
нейролингвистическое программирование.................36
Основы нейролингвистического программирования............36
Описание нейролингвистического программирования.........37
НЛП бросает вызов.............................................................39
Потенциал человека....................................................................39
Поиски решения............................................................................39
Естественное обучение.................................................................40
Правила поведения в НЛП...................................................43
Основные положения НЛП.................................................52
Физиология...................................................................................52
Язык...............................................................................................54
Экология........................................................................................55
Результаты.....................................................................................56
Гибкость........................................................................................57
Комплексные описания................................................................58
Обратная связь..............................................................................58
Раппорт..........................................................................................59
Отличительные черты НЛП..............................................60
Ценности и убеждения.................................................................60
Общие положения НЛП..............................................................60
НЛП, тренинги и развитие человека..........................................61
ЧАСТЫ1. ТРЕНЕР...................................................................63
Глава четвертая
Изменение роли тренера......................................................65
От эксперта к человеку, помогающему в обучении и
развитии..............................................................................66
Тренинги для тренеров................................................................67
Функции тренингов......................................................................67
Маркетинг и тренинги.................................................................68
Форма тренингов..........................................................................68
Подача материала........................................................................68
Тренер — человек, который облегчает жизнь..........................69
Тренер — пример хороших результатов...................................71
Идеальный тренер 247
Тренер — образец обучения........................................................72
Образец гибкости.........................................................................73
Образец постоянного совершенствования................................73
Образец удовольствия.................................................................73
Глава пятая
Качества совершенного тренера.......................................75
Личные убеждения и ценности............................................75
Ценности и убеждения о себе......................................................75
Проверка ценностей и убеждений о самом себе.......................76
Ценности и убеждения о других людях.....................................78
Проверка своих убеждений и ценностей относительно других
людей..............................................................................................79
Ценности и убеждения относительно информации.................80
Убеждения о том, как устроен мир.............................................82
Проверка убеждений о том, как устроен мир...........................83
Как справиться с убеждениями, ограничивающими вас.........83
Использование контрольных списков.......................................85
Пример.................................................................................85
Важные аспекты приведения примера................................86
Обучение........................................................................................86
Непрерывное развитие.................................................................87
Уважение.......................................................................................87
Личная выгода..............................................................................88
Новаяроль: образец изменений............................................88
Состояние совершенства....................................................90
Использование моделей превосходства...............................93
Контроль развития личных качеств...................................94
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.1. ИДЕАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР........................96
Мнение о себе.......................................................................96
Мнения об обучающихся......................................................97
Мнение об информации........................................................98
Мнение о том, как действует мир.....................................98
ПРИЛОЖЕНИЕ 5.2. ПРЕИМУЩЕСТВА БЫТЬ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИЛОЙ ИЗМЕНЕНИЙ............................99
248
Ди Камп
Глава шестая
Качества идеального тренера Помощь в обучении и развитии
Контекст
Результаты
Какая помощь необходима
Как помочь Полномочия других людей
Моделирование полномочий
Первые шаги по вступлению в полномочия
Правильное использование возможностей Работа на результат Заключение
100 101 101 102 104 105 106 107 108 ПО 113 114
ЧАСТЬ Ш. ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА.............................116
Глава седьмая
Подготовка к тренингу 117
Проверьте, что именно требуется от вас 118
Помощь 119
Положительные результаты беседы 124
Информация соответствующая контексту 125
Неофициальная информация 125
Помещение информации в существующий контекст 126
Информация о рабочем месте 126
Создание начального плана 127
Идея 127
Результаты 127
Методология 129
Содержание 130
Удостоверьтесь, что ваш план соответствует
предъявляемым требованиям 132
Заполнение плана 133
Разработка используемого материала 138
Разработка и создание вспомогательных средств
обучения 145
Вспомогательные средства для разных типов восприятия 146
Облегчение обучения 146
Идеальный тренер
249
Значимость и важность вспомогательных средств для
обучающихся 147 Подготовка к тренингу, основываясь на точке зрения
ученика 148
Самоподготовка к проведению тренинга 149
Методики самоподготовки 150
Глава восьмая
Проведение тренинга
156
Как задать тон
156
Установление взаимоотношений и раппорта
156
Настрой на обучение
157
|