Ди Камп "Идеальный тренер НЛП в действии"

Очень часто компании определяют полномочия своих сотрудников, но не определяют их границы. В предыдущем примере было бы нехорошо «обживать» свое рабочее место, установив там музыкальный центр, даже если бы остальные сотрудники были не против. Но никто явно на это не указал.

Научив людей определять, что от них ожидают, мы поможем им избежать фразы «Нет, я не это имел в виду». Часть процесса осознания своих полномочий — это умение выяснить для себя желания других людей, задавая вопросы «Каких результатов вы ждете?», «Из чего нужно выбирать? ».

В предыдущем примере ответом на такие вопросы могло бы быть: «Я хочу, чтобы каждый чувствовал себя удобно, чтобы в рабочей обстановке был домашний уют. Я хочу, чтобы люди чувствовали, что это все принадлежит им. Также я хочу, чтобы каждый посетитель понимал, что мы заботимся о своем окружении. Вы можете добиться этого, произведя определенные действия, но не забывайте, что это должно работать на нас всех».

На тренингах мы можем не только дать людям возможность попробовать определить свои полномочия и отвечать за свои действия, но и научить их осуществлять такие проверки на своем рабочем месте.

Качества идеального тренера

113

Работа на результат

Идеальный тренер должен уметь помочь в обучении и определить полномочия человека, но также должен добиться каких-то результатов. Не стоит увлекаться только оказанием помощи.

Плохо, если тренер обращает внимание учеников на знания, которые не дают никаких результатов. Хороший тренер умеет наладить процесс развития и добиться результатов. Так как же развить способность работать на результат?

НЛП — это осознание способа прийти к высшему мастерству. Оно помогает понять, что нужно сделать, чтобы измениться. Если мы хотим научиться работать на результат, НЛП поможет нам и в этом.

Во-первых, оно определяет результат обучения, как часть любого курса. Это значит, что мы не просто помогаем людям в обучении и развитии, но указываем, что они должны знать об обучении. Мы помогаем им понять, где и как можно этим воспользоваться. Например, проводя тренинг на тему «как представлять информацию на собраниях», мы должны научить выбирать информацию. Прежде чем переходить на следующую ступень обучения, нам нужно повторить, какой способ принятия решений мы выбрали. Также мы можем поинтересоваться у учеников, где еще, по их мнению, можно пользоваться этим подходом.

Во-вторых, мы можем пользоваться моделями НЛП, чтобы подчеркнуть его пользу и универсальность. Какая бы идея ни лежала в основе тренинга, нам нужно показать, что она полезна на рабочем месте, иначе возможна реакция «это хорошая идея, но она не работает». Так что мы должны подумать, как эту идею могут применить на практике ваши стажеры.

Чтобы показать полезность идеи, нам нужно найти правильные примеры того, как она работает. Тогда стажеры увидят, как ее можно применить на рабочем месте или вообще в жизни.

114

Тренер

Чтобы быть знать наверняка, что идея работает, нужно проверить, насколько просто ее воспринять и применить. Работая с людьми напрямую, нужно понять, считают ли они ее полезной, и отрепетировать ее применение. Например, я могу предложить 15-минутную неформальную паузу перед собранием. Это хорошая идея, потому что вы можете определить настроение пришедших еще до начала совещания, вы даете возможность людям рассказать, чем они только что занимались, и, возможно, узнаете последнюю сплетню — это дает сотрудникам возможность лучше узнать друг друга и общаться на другом уровне. Затем я предложу представить, что такая пауза будет в начале следующего собрания. Какой эффект это произведет? Что еще они могут сделать для повышения эффективности работы? Я бы смоделировала такую ситуацию, проведя неформальный разговор за кофе перед тренингом, чтобы показать на практике достоинства этой пятнадцатиминутки и продемонстрировать, как она работает — и получила бы ориентир, на который можно будет ссылаться. Они могут решить, что идея хорошая, но в условиях их организации перерыв нужно сократить до 10 минут. Так хорошая идея оказалась применимой на практике, поэтому, скорее всего, ею воспользуются.

Заключение

Для проведения тренинга нужны еще некоторые знания, о которых пойдет разговор в третьей части.

Основой для проведения тренингов служат три навыка — оказание помощи в обучении, определение полномочий людей и работа на результат. Мы рассмотрели пути развития этих навыков и будем пользоваться ими в дальнейшем.

Если вы не уверены, что обладаете этими навыками, вернитесь к обсуждению личных убеждений и воспользуйтесь приведенными там методами, чтобы доказать себе, что вы получили эти основные знания. Теперь нач-

Качества идеального тренера

115

ните  применять  на  практике  стратегии,  описанные  в этой главе, и наращивайте свои знания в этой области.

Когда вы поняли, что обладаете каким-то навыком, убедитесь в этом, припомните примеры, когда вы пользовались им, и, ориентируясь на них, чаще применяйте его на практике. Если в этой главе обсуждались какие-то стратегии, которыми вы не пользовались, попробуйте воспользоваться ими, только потом решайте, подходят они вам или нет. Всего лишь одна маленькая перемена — обращение к новой стратегии или более частое применение старых методов — и вы значительно повысите качество своей работы.

Часть III

ПРОВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА

Итак, мы рассмотрели способы приобретения таких новых качеств и знаний, с помощью которых мы можем повысить эффективность своей работы в изменяющемся мире. Далее мы более детально рассмотрим процесс проведения тренингов.

Мы начнем с подготовки к тренингу, воспользуемся принципами НЛП, чтобы увеличить свою гибкость и лучше сконцентрироваться на получении новых знаний.

В следующей главе мы изучим процесс проведения тренинга, рассмотрим, как сделать его эффективнее.

В последней главе третьей части мы обратимся к завершению тренинга, подведению результатов — смыслу тренинга — и обсудим пользу скрупулезности в подведении итогов.

В этой главе мы обратим внимание на различные методики НЛП, повышающие мастерство тренера.

Таковы основные моменты, которые нам предстоит выяснить. Я утверждаю, что вы уже обладаете основными необходимыми знаниями. Эта книга — о том, как развить эти знания, чтобы помочь людям извлечь как можно больше из наших тренингов.

Глава седьмая

Подготовка к тренингу

Всем известно, что тщательная подготовка значительно повышает вероятность успеха. Мы все об этом слышали. НЛП вносит лишь немного уточняет это утверждение: важна не логическая и рациональная подготовка, к которой мы привыкли, а интуитивная.

Бывает, что люди долго и тщательно готовятся к какому-то событию, пытаясь достигнуть совершенства, предусмотреть все непредвиденные обстоятельства. А потом испытывают разочарование, понимая, что идеальный курс не захватывает и не вдохновляет его участников — не хватает чего-то важного.

Скорее всего, многие оказывались и в противоположной ситуации: действовали по наитию, потому что не было времени подготовиться как следует, но результат оказывался гораздо эффективнее, чем мы смели надеяться.

О разнице между этими подходами и пойдет речь в этой главе.

На подготовку необязательно тратить много времени, но тем не менее мы должны:

•    Проверить, что нам нужно;

•    Найти информацию, соответствующую контексту;

•    Разработать начальный план;

•    Удостовериться, что наш план удовлетворяет всем требованиям;

•    Расширить содержание плана;

•    Придумать, как помочь ученикам;

•    Проверить свою подготовку с точки зрения ученика;

•    Подготовиться к первому этапу проведения тренинга.

118

Проведение тренинга

В этой главе мы пройдемся по всем стадиям подготовки и продумаем методики НЛП, которые помогут сделать подготовку к тренингу как можно эффективнее.

Проверьте, что именно требуется от вас

Что же подразумевается под словом «эффективность» тренинга? Это необходимо определить, так как это важно и для тренера, и для стажера: стажер получает то, чего он ждет от тренинга, а тренер осознает требования, благодаря чему повышается вероятность проведения успешного тренинга.

Обычно требования к тренингу выражаются общей фразой: «Я хочу, чтобы они узнали о собственных полномочиях», «Нам нужен курс, посвященный руководству», «Посвятите семинар новой концепции компании», «Ему нужны навыки управления стрессовыми ситуациями». Расплывчаты требования даже к тренингу, посвященному техническим наукам: «Вы не научите их пользоваться новой компьютерной системой?». Многие тренеры на собственном опыте убедились, как опасно предполагать, что вы знаете, что подразумевается под такой общей просьбой.

НЛП нам напоминает, что каждый интерпретирует любое утверждение по-своему, и мы не можем гарантировать, что чьи-то слова несут в себе именно тот смысл, который мы поняли. У каждого из нас свой жизненный опыт, накладывающий отпечаток на нашу интерпретацию событий. Например, для одних сложная задача — это возможность расширить свои знания и получить удовольствие, для других — проблема, потому что человек заранее знает, что ему не справиться со сложной проблемой, для третьих — лишний дискомфорт — зона за пределами знакомой территории. Ваша реакция на возникновение сложной задачи зависит от того, как вы справлялись со сложными задачами раньше, от вашего личного восприятия трудностей и от того, какие примеры находятся у вас перед глазами.

Подготовка к тренингу

119

Часто задача усложняется еще и тем, что сам человек не знает, что подразумевает в своей просьбе. И только после тренинга, когда уже слишком поздно, он понимает, что получил не тот результат, который ожидал. Например, слово «полномочия» у всех на слуху благодаря журналам и книгам по менеджменту, которые на все лады их расхваливают. Итак, глава отдела просит провести для сотрудников тренинг, посвященный правильному распределению полномочий. Он на самом деле не знает, что значит «распределение полномочий», но готов положиться на мнение экспертов и уверен, что это улучшит работу персонала. Тренер уверен, что все подразумевают под одним словом одно и то же, и проводит курс, посвященный распределению полномочий, так, как он это понимает. Но когда сотрудники начинают предлагать идеи по усовершенствованию работы отдела, глава отдела в панике, потому что он не был к этому готов; и все, что он может сказать, так это то, что проведенный тренинг не соответствовал его требованиям. В итоге недоволен персонал, потому что не дают применить новые знания, полученные на тренинге; недоволен глава отдела и винит тренера в том, что ее требования не были удовлетворены, недоволен тренер, потому что он сделал все, что, по его мнению, от него требовалось.

Конечно, это пример крайности, но часто происходит недопонимание, и достигнутый результат не соответствует желаемому.

Помощь

Будут ли  достигнуты  желаемые  результаты,  целиком зависит от тренера. Это значит, что нам придется научить своих заказчиков ясно объяснять, чего от нас ждут. Мы можем помочь заказчику выразить свои требования. Нам нужно выяснить:

зачем им нужен тренинг;

что они подразумевают под своей просьбой;

какую форму, по их мнению, примет тренинг;

120

Проведение тренинга

•    каких результатов они хотят достичь;

•    какого эффекта они ждут;

•    что будет свидетельствовать об успехе проведенного тренинга.

Часто, получив ответы на эти вопросы, и сразу становится ясно, как строить тренинг. Иногда приходится постараться, чтобы получить эту информацию. На этой стадии главное — точно понять, чего от нас ждут. В такой ситуации всегда хочется поспорить или предложить что-нибудь свое. Но если вы хотите провести эффективный тренинг, этого делать не стоит. Нужно внимательно выслушать точку зрения заказчика, прежде чем высказывать свое мнение.

Дело не в том, что мои идеи не сработают, дело в том, что я смогу подать их эффектнее, если сначала узнаю перспективы развития и интерпретацию событий заказчиком, только потом я смогу убедить его в результативности своего подхода.

Получить нужную информацию помогут НЛП-мето-дики. Опираясь на их структурную схему, мы сможем легко выяснить то, что нас интересует.

Взаимопонимание

Все начинается с взаимопонимания. Человек должен почувствовать, что мы искренне интересуемся его мнением и уважаем его точку зрения. Нужно расположить его к себе, чтобы он легко признал, что чего-то не понимает, и с удовольствием поделился своими взглядами.

Для этого нужно все время держать в голове: «Я хочу выяснить, что X имеет в виду под своими требованиями к тренингу». Можно напомнить себе об описании событий на нескольких уровнях. Прежде, чем создать свое описание тренинга, нам нужно получить чужое.

Согласно рабочим принципам НЛП, нужно относиться с уважением к тому, что вам могут предложить, в каждом человеке  заложены нужные знания.  Каждый

Подготовка к тренингу

121

I

человек делает лучший выбор, доступный ему в соответствующий момент времени, и наша задача — понять, чем диктуется этот выбор.

Другие принципы НЛП напоминают нам, как мы влияем на то, что происходит с другими: «Любое поведение — это общение». Разумеется, вы сделаете свой выбор, но важно не осуждать, а с любопытством выслушать чужую точку зрения.

Так, благодаря НЛП, мы задаем обсуждению верный тон и устанавливаем взаимопонимание.

Установить взаимопонимание можно на основе психологии: не стоит забывать, что язык тела может передавать наши мысли и влиять на реакцию собеседника. Нужно все время об этом помнить и сознательно принимать такую позу, которая будет красноречиво говорить о нашем внимании.

Укрепить взаимопонимание поможет беседа «на одном языке». Если мы хотим получить необходимую информацию, очень важно не забывать и об этом факторе. Сделать ошибку легко — не стоит интерпретировать ответы по-своему.

Если вам говорят «Мне нужен тренинг по распределению полномочий, потому что руководители проекта, на совещании не подают идей», вы можете перевести это так: «Лидеры команды не уверены в себе», и ошибиться. Даже если вы правильно поняли идею, человек перестанет рассчитывать на ваше понимание, потому что вы перевели его утверждение на свой язык и неправильно назвали должности.

Наоборот, вы можете повысить свои ставки, задав вопрос: «А что должны делать руководители проекта? Они — лидеры команды?» и «Это значит, вы хотели бы, чтобы они больше говорили на совещаниях? Чего бы вы хотели от них на совещаниях? ».

Удостоверившись, что человек хорошо себя чувствует в этой ситуации, что вы установили взаимопонимание, вы сможете помочь найти правильные ответы на вопросы, требующие разъяснения.

122

Проведение тренинга

Чтобы помочь человеку ответить на вопросы, о которых он, возможно, и не задумывался, можно воспользоваться двумя стратегиями (и добавить их в свой арсенал).

Свидетельства успеха

Во-первых, мы можем помочь ему понять, что будет служить свидетельством успешно проведенного тренинга:

•    Что изменится в действиях людей?

•    Что изменится в их поведении?

•    Что они будут говорить?

•    Что будет происходить?

•    Как изменится атмосфера?

Если человек представит желаемые результаты, это поможет не только ему, но и нам. Если ему все же трудно определить, чего он ждет, мы можем привести примеры, каких результатов можно добиться благодаря тренингу. Так он сможет дать вам более конкретный ответ: потому что ваш пример — это то, чего он хотел бы добиться, или потому что он хочет совсем противоположного.

Постепенно подходя к точному определению того, чего ждут от тренинга, нужно уделить внимание не только вербальному, но и невербальному общению. НЛП нам напоминает: то, что люди говорят — малая часть того, что они хотят передать.

Будучи слишком увлечены записью требований, мы можем не заметить, например, что менеджер чувствовал себя не в своей тарелке, говоря, что он хочет, чтобы персонал сам принимал решения. Возможно, он чувствует: это то, что он должен сказать, но боится, что результаты не будут соответствовать его истинным желаниям. Говоря языком НЛП, экология не в порядке, и нам нужно об этом знать. Если же мы обращаем внимание не только на его слова, но и на тон голоса, на язык тела, мы смо-

Подготовка к тренингу

123

жем выяснить его приоритеты, его сомнения, заботы и понять, что было просто пустыми словами.

Сведите свои записи к минимуму, постарайтесь обращать внимание на все остальное. Можно основываться на ключевых словах, а потом расширять их значение. Заметьте, обращая внимание на самого человека, нам будет легче установить взаимопонимание, а это поможет выяснить, что требуется от нас.

Природа тренинга

Следующее, что нам нужно выяснить — в какой форме должен проходить тренинг. Может показаться, что заказчикам нужен целый курс. Но НЛП нам снова напоминает о том, что наши предположения могут быть ошибочны. Возможно, подразумевается какая-нибудь форма активного обучения или самообучение, и это важно уточнить. Даже единая структура курса может подразумевать форму семинара и форму лекций. Конечно, природа тренинга — это наша забота, и мы можем влиять на выбор заказчика, но нам нужно от чего-то отталкиваться.

Если мы хотим переубедить заказчика, в качестве доводов нужно использовать результаты, которых от нас ждут: это будет убедительнее, чем простое заявление, что мы разбираемся в этом лучше.

Если мне говорят про тренинг, посвященный распределению обязанностей, я соглашаюсь, что это важно и полезно, но если менеджер хочет, чтобы его персонал взял на себя большую ответственность и проявлял большую инициативность, лучше провести тренинг в виде семинара, совмещенного с проектами, осуществляемыми на работе. Я доказываю, приводя примеры, что это поможет повысить работоспособность.

И хотя на выяснение четких требований уходит много сил и энергии тренера, все это окупается.

124

Проведение тренинга

Положительные результаты беседы

Теперь тренер знает, что от него ждут, и может приступить к планированию тренинга.

•    Мы знаем, что будет свидетельствовать об успешности проведенного тренинга, поэтому мы знаем, чему должны научить людей.

•    Мы знаем  «язык»  заказчика, поэтому понимаем его и он понимает нас.

•    Мы установили раппорт с клиентом, поэтому теперь с ним будет легче работать. К тому же, мы повысили вероятность того, что наше мастерство будет оценено.

•    Если мы хотим что-то добавить или исправить в предстоящем тренинге, мы можем легко это сделать, выслушав сначала точку зрения клиента, а потом сделав свои добавления. Правильно выражая свои идеи, мы повысим вероятность того, что они будут приняты. Вдобавок, мы проявили уважение к заказчику.

•    Проявляя уважение к чужой точке зрения, мы проявляем уважение к чужим предложениям.

•    Мы научили заказчика яснее выражать свои требования — это свойство клиент сможет использовать в работе не только с тренером, но и с персоналом.

Такой способ выяснения требований может показаться довольно сложным. Но я по своему опыту могу сказать, что время, потраченное на это, окупается при проведении самого тренинга, когда я уверена, что его результаты будут точно соответствовать требованиям. Более того, клиент, четко разъяснивший требования к тренингу, поймет, как это полезно, и попробует следующий раз сделать это сам, до встречи со мной.

Подготовка к тренингу

125

Информация, соответствующая контексту

Как мы требовали разъяснения предъявляемых требований, так нам нужно удостовериться, что собранная нами информация соответствует контексту ситуации.

НЛП говорит о важности экологии — баланса в системе. Любой тренинг — это введение нового элемента в систему, и мы должны проверить, приемлем ли эффект его появления. Поэтому ответственность за баланс системы лежит на нас. Система может включать в себя:

информацию о фирме;

информацию о проведенных тренингах и процессе

развития;

информацию о работе по личностному развитию;

информацию о  планах  компании  на будущее  и

личных планах сотрудников.

Не все данные понадобятся, поэтому вам придется выбирать, какую информацию стоит уточнить. Собрать фактическую информацию сравнительно легко и любой хороший тренер делает это автоматически.

Неофициальная информация

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться