Ценности и убеждения
Четкие рабочие принципы НЛП определяют весь подход. В каждой методике НЛП много внимания уделяется убеждениям и ценностям, которые управляют нашим поведением, тому, как удостовериться, что наши убеждения идут на пользу нам самим и окружающим.
Общие положения НЛП
Элементы НЛП создают общую базу для всего подхода. Хотя другие подходы к личному развитию содержат в себе некоторые аспекты того, как добиться совершенства, НЛП отличается цельностью концепции, комбинирует все элементы.
Универсальность применения
Согласно этому подходу, людям, чтобы быть на вершине, нужен только ключ для достижения своих желаний. Ключи, предлагаемые НЛП, найдены при изучении поведения человека и проверены на представителях различных культур, различного пола и возраста.
Проверка опытным путем
НЛП основывается на эмпирическом опыте человека, признавая, однако, неустойчивость и различия в человеческом поведении и не пытаясь навязать какой-то идеал.
Обращение к человеку в целом
Этот подход обращается и к ментальному, и к физическому воплощению человека, демонстрирует возмож-
Нейролингвистическое программирование 61
ности совместной работы разума, тела и сердца. Метод направлен одновременно на сознательную рациональность и бессознательную мудрость. Это значит, что любые действия человека будут благотворны для него самого и для окружающих.
НЛП, тренинги и развитие человека
Подход НЛП к тренингам и развитию человека имеет свои отличительные черты.
Стратегии успеха
Основное внимание уделяется тому, как достигнуть своего максимума, а не как распознать и решить свои проблемы. НЛП определяет стратегии успеха.
Совершенство, подогнанное по тебе
Нет «идеального примера». Вместо него НЛП предлагает основу для того, чтобы человек достиг совершенства, исходя личных качеств.
Это значит, что от человека зависит, какую стратегию он разработает для себя и применит. Более того, этот подход не доминирует над личностью. Он открывает естественные ресурсы и знания человека.
Весь фокус в том, чтобы напомнить людям об их лучших состояниях, наполняя их силой, а не пытаться навязать что-то новое и чужое. К тому же этот подход подтверждает, что вся ответственность лежит на том, на ком и должна — на самом человеке.
Релевантность
Работа всегда очень прагматична и релевантна. Клиенты всегда помещают свои дела в центр любого обсуждения, основано ли оно на работе с одним человеком или несколькими.
Более того, конкретные ситуации, исследуемые человеком, — это его положение. Этот подход не имеет конкретного содержания — изучается не «что», а «как» и
62 Контекст
«как это могло быть». Здесь отсутствует угроза разоблачения.
Влияние на поведение
Это подход рассматривает основы поведения, которые в свою очередь управляют совершенством, и любые действия человека.
Несмотря на то, что в НЛП развитие направлено в одну сторону, например, развитие навыков при обучении, те же самые методики развития собственного совершенства могут быть перенесены на различные ситуации и в различные контексты.
Так, для тренера НЛП может стать важной частью инструментария, которая повысит эффективность работы. Особенности применения НЛП будут рассмотрены в следующих главах.
Часть II
ТРЕНЕР
В первой части книги мы рассмотрели ситуацию, в которой работают тренеры, чтобы напомнить о тех ключевых областях, на которые нужно обратить внимание, изучая собственную роль в изменяющемся мире. Также я привела основные положения НЛП и то, как они могут помочь в развитии навыков тренера.
В первой главе этой части мы подробно рассмотрим уже произошедшие и происходящие перемены в роли тренера, обращая внимание на то, как она усложнилась в свете этих перемен.
Во второй главе мы рассмотрим те личные качества тренера, которые служат основой для работы. Этот аспект работы тренера обычно не обсуждается и не является объектом развития. Однако личные качества все больше принимаются во внимание, когда люди приходят на работу. Вплоть до сегодняшнего дня считалось, что мы обладаем теми качествами, которыми обладаем, и если они не соответствуют ситуации, то мы ничего не можем с этим поделать. С помощью НЛП мы можем развивать важные личные свойства, чтобы повысить эффективность работы. Я укажу некоторые пути, которыми можно к этому прийти.
В последней главе этой части мы обсудим умения совершенного тренера и то, как методика НЛП может помочь ими овладеть. Мы рассмотрим знания, которые облегчают обучение и проведение тренингов.
64
Тренер
Вы узнаете о переменах в своей роли. Возможно, кто-то из вас уже играет совсем другую роль, чем в начале своей деятельности в качестве тренера. Возможно, вы обнаружите в себе множество новых важных качеств — вы бы нее работали в этой сфере, если бы не имели их. Вы обнаружите, что уже пользуетесь знаниями, которые помогают преуспеть вашим подопечным.
Эта часть книги направлена на то, чтобы вы смогли определить те области, где вы сможете повысить собственное мастерство, и придумать способы, как это сделать.
Глава четвертая
Изменение роли тренера
При изучении изменяющегося мира организаций и мира тренингов, становится ясно, что роль тренера также претерпевает изменения. Ранее тренер был экспертом в конкретной сфере, он учил людей приобретать новые знания в этой области. Задача тренера заключалась в том, чтобы предоставлять информацию в доступном и структурированном виде. Тренинги отражали эту тенденцию, делая акцент на разработке и изложении программ.
В то же время всегда существовала другая форма проведения тренингов, которая собственно и не считалась тренингами. Речь идет о тех советах на работе, которые дают более опытные сотрудники новичкам. При всем пренебрежении, с которым профессионалы относились к этой форме тренингов, этот вид неформального тренинга часто оказывался гораздо эффективнее, чем обычный тренинг.
«Неформальным» тренерам не приходилось доказывать, что они эксперты. Если они не знают ответа на какой-то вопрос, то это может стать поводом для поиска вариантов ответа, возможно даже совместно с человеком, задавшим вопрос.
А профессиональные тренеры чувствовали себя обязанными быть экспертами, в чем проявлялась некоторая пародийность мира образования, где академичности и теории придается такое же (если не большее) значение, как и практике. Несмотря на то, что такой вид тренингов ни разу не показал своей эффективности, многие из нас постоянно им пользуются, чтобы завоевать доверие в профессиональной сфере.
К счастью, в роли тренера произошел большой сдвиг. Благодаря введению методов участия и переживания и
3 -79
66
Тренер
повышению внимания к практическим результатам тренингов, тренера все реже рассматривают как абстрактный субъект. Но профессиональный тренер все еще стремится к тому, чтобы считаться экспертом в среди своих практикантов, а не сфере тренингов.
От эксперта к человеку, помогающему в обучении и развитии
Что сейчас необходимо в изменяющемся мире тренингов, так это радикальное изменение определения «тренера». И хотя некоторый сдвиг уже произошел благодаря желанию самих тренеров работать эффективнее, все еще осталось закостенелое мнение о том, кем должен быть тренер и что он должен делать, — а этого быть не должно.
Любой тренер, добившийся успеха, незаметно уже вошел в новую роль. Это переход от роли тренера к роли человека, который помогает в обучении. Мы не сможем в будущем добиться успеха, пока не сделаем этот шаг и не убедимся, что знания усвоены раньше, чем закончен тренинг.
Изменения в практике уже произошли, но пока полностью не осознаются. Я все еще иногда сталкиваюсь с тренерами, которые извиняются за недостаток теоретичности, а не гордятся тем, что уже совершили переход к более полезной ипостаси своей роли.
Теория тренингов уже признала необходимость смены определения: так, мы говорим о теориях обучения и результатах обучения. Однако на практике почти все основываются на знаниях в сфере практиканта, а не на знаниях о процессе обучения. Когда кто-нибудь спрашивает «Чем вы занимаетесь?», а ты отвечаешь, что ты тренер, автоматически следует вопрос «в какой области? » — и ты отвечаешь!
Более того, процесс становления тренера все еще выглядит следующим образом: мы становимся экспертами
Изменение роли тренера 67
в определенной области, а затем добавляем навыки тренера, а не наоборот.
Новое определение основной обязанности тренера — человек, облегчающий обучение и развитие — влечет за собой дальнейшие изменения в существующем подходе к тренингам.
Тренинги для тренеров
Залогом профессионализма в сфере тренингов является умение общаться с людьми и помогать им в работе, а не знание предмета.
Теоретическая часть тренинга должна подчеркнуть важность процесса обучения и понимание того, что разные люди учатся по-разному. Это можно сделать с помощью различных методик, облегчающих обучение, разъясняющих важность тренингов, помогающих в самообучении и т. д.
И хотя тренинги значительно изменились, они все еще требуют улучшения.
Функции тренингов
Четкое определение понятия тренинга очень важно для организаций, так как тренинги способствуют обучению и развитию.
Во-первых, любой организация, стремящаяся к непрерывному прогрессу изменит сове отношение к тренингам в лучшую сторону и будет отводить им одну из ведущих ролей. Если обучение — главное для успеха организации, то люди, облегчающие обучение, играют важнейшую роль — ив стратегии, и на практике.
Тренинги сильно пострадали от маргинализации, оттого, что к ним относятся как к тому, без чего можно обойтись. Новое определение функций тренингов перенесут их в центр любого дела.
Во-вторых, парадоксально, но новое определение роли тренера является определением той роли, которую
68
Тренер
тренер всегда хотел играть. Поиск способов повышения профессионального статуса тренера привел к синдрому экспертов. Стать экспертом по облегчению обучения — прямой путь к профессионализму.
В-третьих, благодаря новому определению появится необходимость в усложнении наших функций, наша работа будет рассматриваться в тесной связи с развитием бизнеса и считаться частью единого целого, а не заготовкой для программы.
Маркетинг и тренинги
В связи с предыдущим пунктом нужно упомянуть о необходимости перемен в маркетинге тренингов. Благодаря перспективе облегчения обучения и развития, тренинги
• помогают обнаружить умение учиться, чтобы сотрудники могли стать хорошими учениками,
• обеспечивают работу программ, включающих различные подходы к обучению, там, где они оказывают положительное влияние на развитие бизнеса,
• обнаруживают возможности дальнейшего развития бизнеса,
• поддерживают менеджеров, которые облегчают обучение и развитие своего персонала.
Форма тренингов
Сейчас еще больше, чем когда-либо нужно вводить тренинги в соответствующий контекст, подгонять под него, чтобы они отвечали требованиям рабочей ситуации. Здесь невозможны заготовки, они не подходят. Должен быть целый список возможных подходов, наборов действий, из которых будет составляться нужное решение.
Подача материала
При таких изменениях тренер не будет больше ограничен программой тренинга. Он может ее упрощать, про-
Изменение роли тренера
69
водить тренинги тет-а-тет или общие занятия, делать доклады, учить других людей проводить тренинги. Для него открываются широкие творческие возможности, но возникают также и новые требования. Методы подачи материала будут определяться конечным результатом, использоваться будет самый подходящий.
Вне всяких сомнений, все опытные тренеры уже сделали несколько шагов к новому подходу к тренингам, и вот основные причины:
1. получить удовлетворение от работы — это убедиться, что ты помог в обучении, так что мы стремимся к новым подходам, чтобы добиться результатов,
2. чтобы иметь какое-то влияние в изменяющемся мире организаций, нужно ориентироваться на новые требования.
Тем не менее, роль помощника в обучении должна изменяться дальше. Эта роль, в общем, еще не признана, тренинги всегда закладываются «сверх плана», они проводятся, только если на них есть время и деньги. Нам нужно сформировать другой взгляд на ту роль, которую мы можем играть в организации, и активно ее демонстрировать.
Тренер — человек, который облегчает жизнь
Новая роль тренера прежде всего заложена в новом определении: «человек, облегчающий обучение и развитие». Мы станем людьми, облегчающими процесс обучения в любых ситуациях.
Облегчать значит упрощать. В сфере тренингов всегда считалось, что это значит применять какой-то конкретный подход для стимуляции развития. Например, мы можем облегчить работу команде, помогая структурировать мышление и подход к задаче.
При изменении роли тренера облегчение деятельности станет основной целью на всех уровнях тренингов, начиная с определения возможностей обучения, поиска
70
Тренер
методов, благодаря которым обучение и развитие приобретают важность и пользу.
Нам нужно так продемонстрировать эти возможности, чтобы люди могли сделать сознательный выбор, нужно предложить различные способы обучения, чтобы люди учились как можно более эффективно.
Два последних аспекта особенно важны для нас. Первое требование — облегчить понимание изменений на рабочем месте. Смысл в том, что мы открываем возможности для прямой и неизбежной критики того, как мы делаем свое дело. Мы предоставляем людям конкретные результаты конкретной программы развития и не скрываемся больше за «размазанными» возможными результатами. Так мы перестаем прятаться за нашей компетенцией и становимся открытыми к обратной связи с нашими клиентами.
Второе требование — научить людей развивать возможности других. При работе с менеджерами наша задача состоит не только в том, чтобы развить их личные качества, но и научить их развивать способности своего персонала. Таким образом, мы учим менеджеров учить.
Мы снова разоблачаем мифы — считалось, что только профессионалы могут обучать других — и сталкиваемся с болезненной необходимостью выйти из привычной роли: чем большему может научить менеджер фирмы, тем меньше нужен профессиональный тренер.
Несмотря на эти очевидные отклонения, новая роль оказывается несколько другой и, возможно, гораздо более важной. Мы становимся учителями и людьми, поддерживающими обучение в организациях, — важнейшими людьми в мире изменяющихся компаний.
Необходимость изменения подхода повлечет за собой внешнее и внутреннее давление на тренера, он будет чувствовать себя неуютно, будто он находится на незнакомой территории, где он не уверен, что способен добиться эффективного результата.
Более того, некоторые важные аспекты перемены роли помещают нас в центр этой незнакомой территории,
Изменение роли тренера
71
так что мы даже не сможем потренироваться в тихом уголке.
Но большинство из нас занимается этим делом из интереса к новым знаниям, так что наше собственное развитие полезно для нас. Мы должны развиваться сами, чтобы помочь успешному развитию других людей в изменяющемся мире.
Тренер — пример хороших результатов
Став учителями и людьми, поддерживающими обучение в организациях, мы обязаны понять, что люди оценивают по нашим реальным качествам, а не по тому, что мы о себе говорим.
Благодаря этому происходит значительная перемена в отношении тренера к людям и в подходе к обучению. Эта перемена возможна только тогда, когда ясно, что подход:
• эффективен для достижения желаемых результатов,
• работает и для организаций, и для отдельных людей.
Когда Восточную Европу на Олимпийских играх представляют молоденькие девочки и завоевывают медали по спортивной гимнастике, тренировки маленьких детей выглядят очень привлекательными: они явно эффективны, так как демонстрируются их успехи. Но как только становится известно о тех строгих ограничениях при тренировках, модель становится менее привлекательной: выгода для отдельно взятого человека слишком мала.
В то же время модель в области атлетики мирового уровня предлагает более завершенную картину. Атлет кажется увлеченным своим видом спорта и сформировавшейся личностью со своими интересами и способностями. Благодаря тому, что они делают и как они это
72
Тренер
делают, формируется модель возможности мировых достижений в области, связанной с развитием других потенциалов. Таким образом модель становится гораздо более привлекательной.
Так и тренеры должны быть важным примером пользы изменений — и для организаций, и для отдельных людей.
Тренер — образец обучения
Первое изменение, которое мы можем моделировать — это переход от эксперта к учащемуся. Переход к роли ученика стал легче благодаря изменению концепции роли тренера. Мы учимся делать все по-другому, понимая, что так облегчаем другим тот же переход.
Если мы можем продемонстрировать выгоду, а не дискомфорт, от роли ученика, мы подталкиваем других изменить свое мнение о роли ученика.
Раньше была тенденция видеть в ученичестве трудный этап на пути к достижению результата. Оно было скорее необходимым неудобством, чем желаемым состоянием. Поэтому люди с неохотой признавали, что они не знают ответа на какой-то вопрос, им было стыдно. Обучение и тренинги укрепили это отношение, демонстрируя, что их результаты — сложнейшие ответы на вопросы, а не стимул к обучению.
Но те из нас, кто вновь открыл любовь к обучению, которая приходит к нам, как к маленьким детям, знают, что длительное обучение приносит огромную пользу.
Жизнь оказывается гораздо интереснее, когда ты постоянно учишься чему-нибудь, развиваешь свои возможности. Гораздо приятнее признать, что ты чего-то не знаешь, не понимаешь, а потом бросить все силы на поиск ответа, чем попытаться что-то сделать, а потом скрывать свое незнание. Признавая, что мы не всегда знаем лучший способ, мы можем показать другим пример длительного обучения.
Изменение роли тренера
73
Образец гибкости
Как тренер экспериментирует с различными подходами к обучению, так и мы можем моделировать гибкость, которая очень важна в изменяющемся мире. Избавляясь от старых теорий о том, что такое тренинг, демонстрируя свою готовность к новым подходам в обучении, мы подаем пример гибкости, которому могут следовать и другие.
Образец постоянного совершенствования
Подавая пример другим, мы можем создать модель постоянного совершенствования. Это все еще сравнительно новый метод для большинства людей, поэтому может быть не совсем ясно, как это делать.
Будучи людьми, которые постоянно расширяют свои навыки, знания и умения, мы демонстрируем постоянное совершенствование в повседневной жизни. Так мы получаем и ориентир на будущее. Такие вопросы, как «Если сегодня было хорошо, как это можно сделать лучше завтра?» или «Что позволит тебе действовать эффективнее в будущем?», войдут в ваш повседневный словарный запас.
Образец удовольствия
В конце концов, нам нужно создать модель выгоды от роли ученика. Этот подход является источником энтузиазма, любопытства, удовольствия, что напоминает обучение маленьких детей.
Именно тот факт, что обучение приносит удовольствие, обогащает нашу жизнь, на подсознательном уровне является для людей решающим. Мы должны доказать, что обучение не тяжелый и изматывающий труд, как это следовало из принятых ситуаций обучения.
74
Тренер
Итак, тренер будущего будет значительно отличаться от тренера прошлого. Чтобы перейти к новой роли, нам будет нужно задействовать различные профессиональные качества и личные свойства. НЛП как раз направлено на то, чтобы позволить нам достичь наивысшего мастерства, выйти за установленные границы.
|