Ди Камп "Идеальный тренер НЛП в действии"

Проведение тренинга

Это альтернативный путь решения этой проблемы; Это упражнение закрепит материал, посвященный поведению, который мы изучили вчера; Благодаря этому упражнению мы продолжим развитие способностей, которые мы обнаружили сегодня утром.

Поиск методов закрепления изученного материала

При планировании специальных упражнений вы можете разработать способы повышения эффективности обучения и составить из них список. Это может быть, например, использование таких вспомогательных средств, как слайдовый проектор, печатные пособия и т. д. Здесь возникает вопрос: «Что еще может повысить эффективность подачи материала? »

Рассмотрим три основных вида вспомогательных средств: окружающая обстановка, окружающие; поведение; дополнительный материал.

Окружающая обстановке, окружающие Мы часто можем повысить эффективность тренинга, обращая внимание на такие очевидные факторы, как: достаточно ли проекционных плакатов, ручек для всех участников тренинга; подходит ли данная аудитория для обсуждения в группах.

•    Есть у меня что-либо, что я мог бы повесить на стену или установить в аудитории, для того, чтобы улучшить подачу материала?

•    Какая мебель, какие объекты находятся в аудитории, как я могу использовать их для своих упражнений?

Поведение Как, каким образом вы хотите, чтобы упражнение было выполнено? Именно мы, представляя материал, задаем тон упражнению. Задумайтесь:

Подготовка к тренингу                                               145

•    Я хочу, чтобы при выполнении упражнения участники выбрали творческий подход; сконцентрировались; немного повеселились; благожелательно относились друг у другу; работали в четких временных рамках, и т. д.?

•    Как я могу задать этот особенный тон упражнению?

Допочнительный материал История, картинка, пример, цитата могут повысить эффективность упражнения. Не являясь основным методом обучения, этот способ поможет закрепить материал или привлечь внимание учеников к проблеме. Рассказывая о дополнительных способах повышения эффективности упражнений, я часто привожу примеры своих собственных методов и объясняю, как они действуют. Дискуссия о конкуренции становится эффективнее, если тренер сам приводит в пример некоторые рекламные трюки конкурентов, чтобы проиллюстрировать какие-либо моменты дискуссии.

Расширив содержание своего плана, я провожу окончательный отбор материала для программы. Теперь у меня есть основной план и я могу выбирать любой материал, разрабатывать и дополнять его с помощью вспомогательных средств из своего арсенала.

Разработка и создание вспомогательных средств обучения

При  разработке  и  создании  вспомогательных   средств обучения необходимо иметь в виду три основные цели:

•    вспомогательные средства должны быть рассчитаны на три основные типа восприятия:  визуальный, слуховой и кинестетический;

•    вспомогательные средства должны облегчать обучение;

•    вспомогательные средства должны быть значимыми и важными для обучающегося.

146

Проведение тренинга

Вспомогательные средства для разных типов восприятия

Мы уже рассматривали эти типы, говоря о подготовке упражнений для тренинга. Если все ваши вспомогательные средства — это только слайды и печатные пособия, вы не сможете заинтересовать своим материалом людей с кинестетическим типом восприятия.

При разработке вспомогательных средств обучения для людей с кинестетическим типом восприятия, которые получают представление о вещах, ощутив их физически, через осязательный контакт, у нас есть прекрасная возможность проявить свои творческие способности.

Однажды проводя семинар, посвященный общению с молодым поколением, я пригласила в аудиторию представителей различных молодежных субкультур и течений. Каждый из них рассказал о своей субкультуре, объяснил чем она ему нравится, чем притягивает, ответил на вопросы. Таким образом ученики видели, слышали, перед ними был живой образ, которого можно было коснуться рукой.

Облегчение обучения

При разработке и создании вспомогательных средств обучения мы не должны забывать желания и требования наших учеников: что действительно может облегчить для них обучение? Некоторые так называемые вспомогательные средства обучения выглядят очень красиво, качественно сделаны, но представляют собой скорее мастерство дизайнера, не являясь по сути вспомогательными материалами.

Я считаю, что экспертами в этой области являются именно сами ученики. Если я опробую новое вспомогательное средство обучения, будь то самое простое печатное пособие или нечто более сложное, я обязательно прошу учеников  оценить  его  полезность,  спрашиваю,

Подготовка к тренингу                                               147

как можно его улучшить, что исправить, а также прошу высказать любые мысли о том, что может помочь им в обучении.

Значимость и важность вспомогательных средств для обучающихся

Это очень важный момент, так как мы можем считать, что создание бумажных самолетиков связано с таким понятием, как работа в команде, в то время как в глазах наших учеников это упражнение не имеет к этому никакого отношения.

Нам необходимо связать вспомогательные средства обучения с тем контекстом, который, по нашему мнению, люди должны использовать при обучении. Здесь мы опять же нужен творческий подход. Я видела как каменщики обучали своих подмастерьев с помощью конструктора Lego; я сама однажды использовала макраме, чтобы проиллюстрировать менеджерам сложные, запутанные проблемы, с которыми они часто сталкиваются. Неважно, какими способами мы демонстрируем связь между упражнением и какой-либо проблемой, — главное, чтобы это вспомогательное средство делало эту связь очевидной понятной нашим ученикам.

Существует один очень хороший способ повышения эффективности устного или письменного обучения: использование средств языка, соответствующих контексту обучающихся. Вы можете использовать профессиональный жаргон, например жаргон бизнесменов, давать цитаты из книг, посвященных направлению деятельности ваших учеников, придумать пример или рассказать историю, основанную на их рабочем контексте.

Запомните, что вспомогательные средства обучения действенны только в том случае, если они расширяют знания, полученные учеником. Часто самые простые вспомогательные средства дают наибольший эффект, хотя случается, что самыми эффективными оказываются те, на которые ушло больше всего сил и времени, в этом

148

Проведение тренинга

случае  тренер  особенно  гордится  результатами  своего

труда!

Подготовка к тренингу, основываясь на точке зрения ученика

Говоря о подготовке к тренингу, я всегда обращала внимание на то, что не следует забывать о желаниях и требованиях учеников. Наша основная цель — это облегчить обучение, поэтому при подготовке мы всегда должны думать, как наш материал будет воспринят учеником. Закончив детальную подготовку материала, мы должны сделать паузу и попробовать взглянуть на наш труд глазами учеников.

•    Как это будет воспринято в целом?

•    Отдельные части,  собранные воедино будут воздействовать более эффективно?

•    Поможет ли данный материал заинтересовать ученика, будет ли ему полезен?

Мы должны понимать, что существует великое множество подходов, чтобы заинтересовать обучающегося, вовлечь его в процесс обучения. Информация должна подаваться небольшими дозами, чтобы у ученика было время обдумать ее, осознать и применить, только так она может быть полностью усвоена.

Мы не должны забывать, что в процессе обучения чередуются моменты повышения активности и спада, поэтому после упражнения, требующего концентрации и усилий, необходимо заняться чем-либо более простом и не напрягающим. Мы можем выделить время на размышление и обдумывание услышанного — сделать небольшой перерыв, позволить пойти немного прогуляться или поболтать друг с другом в неофициальной обстановке, что поможет участникам тренинга расслабиться, побольше узнать друг о друге и сделает их дальнейшую совместную работу эффективнее.

Подготовка к тренингу

149

Порой бывает очень заманчиво попытаться использовать на тренинге все известные вам способы повышения его эффективности, дать как можно больше информации по теме. Помните, что прежде всего мы должны облегчить обучение. Люди могут усвоить и применить за раз ограниченное количество информации, поэтому лучше двигаться постепенно, не ускоряя темпы обучения.

У нас есть огромное количество материала, который мы можем по выбору использовать на тренинге в зависимости от ситуации. Таким образом, у нас всегда есть альтернативные решения, если какой-либо подход не работает или что-то отклоняется от намеченного плана.

Мы рассмотрели несколько путей подготовки к тренингу. Возможно, вы уже используете какие-либо из них. Тем не менее, поняв разницу между ними, мы можем повысить эффективность нашей подготовки к тренингу в тех областях, где не всегда все складывается удачно. Возможно, вы полностью довольны своим методом подготовки к тренингу. В данном случае вы можете использовать наши идеи в качестве альтернативных способов, которые могут вам пригодиться в некоторых случаях, или поэкспериментировать с ними в свободное время. Я вовсе не утверждаю, что высказанные мной идеи — это единственный метод эффективной подготовки. Я хочу только подчеркнуть, насколько он прост и приятен, как он помогает претворить в жизнь наши лучшие идеи и использовать их для проведения эффективного тренинга.

Самоподготовка к проведению тренинга

Любой опытный тренер тщательно готовит материал тренинга. Но, к сожалению, очень часто мы пренебрегаем самоподготовкой к работе. Как бы хорошо ни был подготовлен материал, мы не сможем провести блестящий тренинг, не будучи готовы к нему сами.

НЛП напоминает нам, как важно наше физическое и ментальное состояние для того, чтобы оказаться на вы-

150

Проведение тренинга

самая важная составляю-

соте. В конце концов, мы щая процесса обучения.

Методики самоподготовки

Есть несколько способов подготовки к тренингу. Возможно, вы пользуетесь какими-нибудь из них, иногда бессознательно. Осознав все возможные стратегии, мы сможем выбрать те, которые помогут нам достигнуть совершенства в любой ситуации.

Освободите свой разум

Мы все живем напряженной жизнью и часто вносим в тренинг какие-то ее частицы. Возможно, у вас был сложный разговор или вы застряли в пробке — любая проблемная ситуация влияет на проведение тренинга. Поэтому перед тренингом нужно потратить несколько минут на то, чтобы оставить все проблемы за порогом.

Наш ум достаточно просто освободить от ненужной информации, но следует знать, как делать это эффективнее. Если просто запретить себе думать о чем-то, это вряд ли сработает. Поможет лишь воображаемая очистка разума от ненужных мыслей.

Представьте себе, что ваши мысли — это лист бумаги. Выберите те из них, что полезны для вас, но полностью исписаны, и поместите их в подходящую папку. Другую часть ваших мыслей, которые могут понадобиться вам позже, положите куда-нибудь поближе, в папку со специальной пометкой, чтобы при необходимости быстро найти их. Мысли, которые вы активно используете постоянно оставьте под рукой. И наконец ненужные и бесполезные мысли выбросите в корзину для бумаг.

Этот метод прекрасно работает, даже если вы не очень тщательно распределите свои мысли. Просто представьте, что вы сортируете мысли на четыре стопки.

Теперь ваш разум чист и готов к проведению тренинга.

Подготовка к тренингу

151

 

Настройте свой разум на тренинг

 

Приведя в порядок и освободив свой ум от ненужных мыслей, настройтесь на проведение тренинга. Подумайте об основной цели данного тренинга, о результатах, которые вы хотите получить, создайте подходящую атмосферу, контекст. Просто прочтите план тренинга — это поможет вам создать в своем подсознании контекст, атмосферу, в которой он будет проходить.

Затем скажите себе, каким должен быть этот контекст. Например: «Я хочу расслабиться, хочу, чтобы мне было легко излагать материал» или «Я хочу замечать и фиксировать реакцию учеников».

Далее выразите свои надежды по поводу учеников. Не стоит ограничиваться общими фразами, как, например: «Я хочу заинтересовать учеников» или «Я хочу, чтобы аудитория отнеслась ко мне доброжелательно». Гораздо полезнее более четко определить свои надежды и ожидания.

Теперь вы четко знаете, чего хотите добиться от себя самих и от учеников. По опыту мы знаем, что это очень хороший метод для реализации своих способностей и развития интуиции.

Напомните себе, как просто достичь совершенства

Говоря себе о том, каким вы хотите видеть себя и своих учеников, используйте слова и выражения, напоминающие о моментах в вашей практике, когда вы показали себя как идеальный тренер. Прочувствуйте снова эту ситуацию. Обратите внимание на свое физическое состояние в тот момент, на выражение своего лица. Обратите внимание на то, как выглядели и вели себя ученики, какая была атмосфера.

Подобное воспоминание поможет нам настроиться на проведение идеального тренинга.

152

Проведение тренинга

Репетиция тренинга

Многие тренеры периодически обращаются к новым программам. Идеальный тренер всегда прогоняет весь тренинг в своем воображении. Это не логический процесс, а скорее ускоренная репетиция, которая позволяет нам заметить слабые и сильные стороны и подсознательно настроиться на тренинг и в некотором роде предсказать его протекание и результаты.

Большинство из нас использует этот метод, чтобы заранее предвидеть возможные неприятные ситуации. Мы всегда рады, если нам удается предвидеть какое-либо явление или ситуацию, в этом случае мы говорим, что «знали», что это случится, или даже ожидали этого и заранее подготовили стратегию решения этой проблемы.

Если у вас получается предвидеть отрицательные моменты, почему бы не попробовать предугадывать положительные? Представьте, что данный тренинг — это лучшее, что вы когда-либо делали. Вообразите, что вы прекрасно проводите тренинг, вы на высоте положения, а ученики прекрасно усваивают материал, ведут себя так, как вы хотите. Почувствуйте атмосферу этого тренинга. Необязательно продумывать все до мелочей, вы можете представить себе отдельные части тренинга, медленно прокрутив их в воображении.

Если вы при этом замечаете что-то особенное, это наверняка окажется полезным для тренинга. На первый взгляд это может показаться несущественным и обычным. Например: как стоит ваш стул, необычная фраза, которую вы произносите, выражение лица, ученик, жующий жвачку. Я заметила, что сознательное использование этих явлений позитивно влияет на происходящее.

Особое внимание обратите на начало и конец тренинга. Продумывая начало тренинга, отметьте, как вы выглядите, звучите, что вы чувствуете, что делаете. Обратите внимание на то, как вы приветствуете учеников.

Подготовка к тренингу

153

I

Это поможет вам сознательно отрепетировать необходимую мимику и эффектно начать тренинг.

Затем сосредоточьтесь на завершении тренинга. Что вы чувствуете, как выглядите и звучите? Что говорят участники тренинга, как они выглядят? Насладитесь ощущением, что все прошло отлично, что вы показали себя, как идеальный тренер.

Подобная воображаемая репетиция не менее эффективна, чем репетиция в реальном времени. Этот метод настраивает нас на особый лад, помогает показать себя на тренинге с лучшей стороны без излишних усилий, отвлекающих нас от учеников.

Рассмотрев стратегии подготовки нашего разума, мы поняли, что меняя образ мыслей, мы меняем наш настрой, а меняя настрой, мы можем изменить наше физическое состояние. И наоборот, меняя физическое состояние, вы можем изменить настрой и образ мыслей.

Физическое состояние

Вспоминая моменты, когда мы проявили себя как идеальный тренер, или репетируя идеальный тренинг в воображении, обратите внимание на свое физическое состояние. Мы можем эффективно использовать эту информацию для самоподготовки к идеальному тренингу.

Вы можете подготовиться к тренингу «физически». Свое обычное поведение (или физическое состояние) пересмотрите с точки зрения поведения идеального тренера.

Триггеры

Для достижения необходимого физического состояния мы можем использовать особые триггеры. Откройте свой гардероб и выберите одежду, в которой вы чувствуете себя лучше всего. Цвет, тип или стиль одежды может ассоциироваться с моментом, когда вы показали себя, как идеальный тренер. Даже если в данной ситуа-

154

Проведение тренинга

ции существуют ограничения в одежде, вы всегда можете выйти из положения и одеть что-то, напоминающее вам о том моменте: галстук, носки, белье, серьги и что-либо другое на свой выбор.

Триггером для проведения идеального тренинга также могут стать запахи. Какие духи, лосьон после бритья или мыло ассоциируется у вас с идеальным тренером? Используйте любой запах, который, по вашему, поможет достичь этого состояния.

Для некоторых людей триггером может служить какой-либо предмет: портфель, ручка, фотография, «счастливый» талисман.

Уверенность в себе и позитивный настрой перед началом тренинга

Что поможет нам чувствовать себя уверенно перед началом тренинга? Определите, что еще кроме воображаемой репетиции может повлиять на ваш настрой.

•    Вам   нравиться   приходить   на   занятия   раньше всех?

•    Вам нравится разбираться со своими бумагами до прихода учеников?

•    Перед началом тренинга вы любите прогуляться или выпить стакан воды?

•    Вам нравиться болтать с людьми перед началом тренинга или вы предпочитаете держать дистанцию?

•    Как, по вашему, должна выглядеть аудитория — какие небольшие дополнения вы бы сделали?

•    Что позволяет вам контролировать себя в начале тренинга?

Это не просто дополнительные вопросы. В них отражены важные моменты, оказывающие ощутимое влияние на наше состояние и настроение перед началом тренинга. Благодаря этим вопросам нам будет проще начать идеальный тренинг.

Подготовка к тренингу

155

Я могу предположить, что все эти техники подготовки к тренингу прекрасно вам знакомы. Добившись необходимого настроя, мы автоматически используем большинство из них. Это бессознательные стратегии самоподготовки идеального тренера.

Они помогают нам сознательно создать необходимый настрой, если это получается автоматически.

Прочитав эту главу, посвященную самоподготовке, вы могли подумать, что все эти методики достаточно сложны и занимают много времени. Но если вы посмотрите на них с другой стороны, вы поймете, что на самом деле на них уходит не так много времени, гораздо меньше, чем вы потратили на чтение этой главы. Они представляют собой альтернативный подход, который сначала может потребовать дополнительного времени и некоторых усилий, что окупится сторицей в дальнейшем и поможет сделать ваш тренинг эффективнее.

Самоподготовка и подготовка материала с помощью вышеописанных методов значительно упрощает проведение тренинга, делает его более содержательным и полезным для его участников. Благодаря настрою на успех мы повышаем вероятность проведения идеального тренинга.

Со временем, используя эту форму подготовки, вы добьетесь автоматизма, и она будет занимать гораздо меньше времени, чем традиционная подготовка. Мы постоянно совершенствуем структуру подготовки, создаем основные модели и добавляем в наш арсенал. Запомните, вы можете сначала добавить только одну дополнительную стратегию к своим уже существующим методам подготовки. Не обязательно заимствовать все методы сразу.

Глава восьмая

Проведение тренинга

В этой главе мы рассмотрим процесс проведения успешного тренинга. Мы уже обсудили основные умения и качества тренера, необходимые для хорошего тренинга. Теперь необходимо внести некоторые дополнения, касающиеся основных принципов проведения успешного тренинга.

После планирования и подготовки мы подходим к процессу обучения. Вам может настолько понравится собственный подготовленный материал, что вам захочется по быстрее его изложить. Но хороший тренер помнит, что эффективность тренинга зависит от его начала, и потратит какое-то время, чтобы задать нужный тон.

Как задать тон

Установление взаимоотношений и раппорта

При первой встрече человек хочет узнать, кто его собеседник, чем он живет. Это относится и к тренингу, как к любому интерактивному действию. Если нам не удается наладить отношения, наша работа не заладится. Даже если мы знаем друг друга, важно подтвердить взаимоотношения.

Большинство тренеров в начале тренинга представляются своим стажерам и просят их назвать свои имена — так хороший тренер начинает устанавливать отношения. Существует несколько способов это сделать, и, конечно, у вас есть свой любимый. Имейте в виду, что цель знакомства:

Проведение тренинга

157

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться