Ди Камп "Идеальный тренер НЛП в действии"

Так что мы начнем с того, что посмотрим, как НЛП может помочь развить навыки и умения.

I

Глава пятая

Качества совершенного тренера

Вы этой главе мы поговорим о тех качествах, развив которые, мы станем совершенными тренерами. Раньше мы считали, что развитию подлежат скорее не наши личные качества, а навыки, теснее связанные с работой, например, умение подать материал. Теперь нам, как и другим сотрудникам организаций, нужно начинать с личного развития. Для того, чтобы работать в постоянно меняющейся среде, нужно обладать гибкостью и желанием меняться. Мы должны стать образцом для подражания: чтобы убедить других в необходимости новых требований, мы должны будем начать с самих себя.

Личные убеждения и ценности

Прежде всего нужно обратиться к личным ценностям и убеждениям. Находясь за гранью нашего сознания, они, тем не менее, оказывают значительное влияние на наше поведение и отношения и часто могут изменить наши сознательные намерения. Так что стоит найти способы совместить свои убеждения с результатами, которых мы хотим достичь. У нас есть четыре набора ценностей и убеждений: о себе, о других людях, об информации и том, как «устроен мир».

Ценности и убеждения о себе

Думая или говоря о себе, мы выражаем свои убеждения и ценности относительно самих себя. У нас есть определенный список убеждений о том, что мы можем делать, а чего не можем, кем можем быть, кем не можем.

76

Тренер

Как мы составляем этот список?

Мы начинаем составлять его еще в детстве, собирая то, что говорят о нас другие люди, и часто это способствует появлению негативной самооценки. Взрослые скорее отметят то, чего мы не умеем делать, чем то, что умеем. Возможно, родители слишком часто говорили, что вы неуклюжи, а учителя — что вам не хватает сосредоточенности. У них и в мыслях не было вам вредить, но своими действиями могли запросто разрушить вашу самооценку, не подозревая об этом. Впервые услышав какое-либо мнение окружающих о вас, вы бессознательно начинаете собирать доказательства услышанного. И конечно, чем больше вы уверены в собственной неловкости, тем более неловким вы становитесь и подтверждаете, что это так и есть!

Осознав, что эти факторы самооценки основаны на произвольном наборе фактов, вызваны услышанными фразами в детстве, мы можем пересмотреть список убеждений и обратить его на пользу себе. В конце концов, на каждый пример вашей неловкости есть пример мастерства — вы просто не искали подтверждения этому факту.

Итак, первый шаг к совершенству тренера — проверка своих убеждений и подгонка их под желаемые результаты.

Проверка ценностей и убеждений о самом себе

После того, как мы рассмотрели изменения в роли тренера, стало ясно, что для того, чтобы проявить себя в новом качестве, тренеру нужны соответствующие личные качества.

Подумайте и напишите свой список качеств идеального тренера: каков он, что умеет делать (в конце этой главы — приложение 5.1 — вы найдете пример такого списка; вы можете оттолкнуться от него или сравнить свой список с ним). Пройдитесь по списку и отметьте галочкой те качества, которые у вас, по вашему мнению,

Качества совершенного тренера

77

есть. Здесь важно, чтобы вы признали свои убеждения. Обычно мы пропускаем эту стадию и не подтверждаем наличие основных навыков, так что убедитесь, что вы знаете те качества, которые вы уже развили.

Теперь пройдитесь по списку, обдумайте те качества, которые вы не отметили. Во-первых, проверьте, не слишком ли вы скромны: большинство людей склонны себя недооценивать. Поверьте, что вы отчасти обладаете этими качествами, даже если не в той степени, в которой хотелось бы.

Если какое-то качество все еще не отмечено, остановитесь и попробуйте припомнить примеры из своего прошлого, когда вы демонстрировали это качество. Это могут быть примеры из любой сферы вашей деятельности: например, вы проявляли невероятное терпение по отношению к своей племяннице или племяннику, а не коллеге по работе.

Цель поиска этих примеров — напомнить себе, что вы все-таки обладаете этими свойствами, хоть и не пользуетесь ими постоянно. Мы сейчас занимаемся тем же, что делали ребенком, принимая точку зрения родителей или учителя: обращаем внимание на какое-либо утверждение и пытаемся найти ему доказательства.

Закончив второй этап проверки своих убеждений, мы увидим, что неотмеченных пунктов в списке не осталось или осталось очень мало. О том, как развить качества, так и не отмеченные галочкой, мы поговорим позже.

Начнем с того, что новые признанные убеждения относительно себя увеличивают ваши потенциальные ресурсы.

Чтобы закончить эту проверку, нужно внедрить новые убеждения в подсознание. Это просто: мы впитываем убеждения, оформляя их в простые утверждения. Утверждение должно быть позитивным (в нем не должно быть частицы «не») и начинаться со слов «Я —...» или «Я умею...», например: «Я терпелив» или «Я умею общаться с людьми».

Возьмите свой список качеств идеального тренера и перепишите  его  в  виде  позитивных  утверждений   «Я

78

Тренер

умею...» или «Я — ...». Затем медленно прочитайте вслух каждое утверждение, вспоминая пример проявления этого качества.

Так вы заложили в подсознании основу убеждений относительно самого себя, которые помогут вам стать идеальным тренером. Отныне вы будете отмечать про себя, когда вы проявляете то или иное качество, и не упустите возможность их развить.

Ценности и убеждения о других людях

Убеждения о других людях складываются в подсознании точно так же, как и убеждения о самом себе. Мы их «коллекционируем», большую часть — в детстве, а затем собираем доказательства.

У большинства из нас есть большой набор убеждений о других людях и несколько способов выбирать нужное. Например, у нас могут быть убеждения о том, каковы люди на самом деле, и мы выбираем их в зависимости от обстоятельств: одни убеждения приходят в голову при общении с друзьями, другие — с коллегами по работе.

Стереотипы во многом подсознательны и должны приносить нам пользу: на основе их мы выбираем реакцию и манеру общения с людьми. Впрочем, не очень хорошо, если стереотип негативен: мы «знаем», что это за человек, и ориентируемся на свои ожидания, а не действительное поведение этого человека.

Например, большинство подростков приходит домой несколько позже, чем обещали. И считают, что родители рассердятся, поэтому либо сразу начинают защищаться, либо просто избегают общения. Озабоченные родители, которые беспокоились о безопасности своего ребенка, очень быстро превращаются в злых родителей, приходя в состояние, которое от них ожидается.

Нам, тренерам, нужно знать о том, как мнение о других людях (учениках), влияет на их ожидания и поведение.

Качества совершенного тренера

79

Проверка своих убеждений и ценностей относительно других людей

Проверка убеждений о других людях проводится так же, как и проверка убеждений о самом себе.

1.    Каков бы набор убеждений о стажерах был полезен для идеального тренера? НЛП предлагает несколько убеждений, польза которых была подтверждена на практике:

•    Каждый делает наилучший выбор, который был возможен в конкретных обстоятельствах.

•    У всех нас есть задатки мудрости и мастерства.

•    Способности к обучению в нас заложены от природы, это особенно хорошо видно на детях

Что еще можно добавить? Создайте свой список идеальных убеждений (в конце этой главы — приложение 5.1 — вы найдете пример такого списка; вы можете оттолкнуться от него или сравнить свой список с ним).

2.    Пройдитесь  по  списку и отметьте  галочкой те убеждения, которые у вас, по вашему мнению, есть.

3.    Просмотрите те убеждения, которые вы не отметили, найдите примеры того, что вы ими обладаете. Не забудьте проверить опыт неформального обучения. Например, вы не сможете припомнить примеров активного обучения, когда люди просили вас помочь в конкретных случаях. Но вы обязательно вспомните примеры неформального обучения, например, когда ваш ребенок хотел научиться готовить.

4.    Возможно, в списке все еще есть убеждения, которые остались неотмеченными. Но большинству утверждений вы нашли доказательства!

5.    Теперь нужно внедрить эти убеждения в подсознание, чтобы они стали вашими ожиданиями. Начните с тех убеждений, которые у вас уже есть, подтвердите их, записав и прочитав вслух, одновременно вспоминая примеры их проявления.

80

Тренер

Обратитесь к следующему набору убеждений, примеры проявления которых вы все-таки нашли, оформите их в виде утверждений, например: «Люди могут сами выбирать лучшую для них манеру обучения». Записывая их, вспомните примеры.

Наконец, запишите остальные убеждения, примеры проявления которых вы не нашли, в виде: «Я хочу верить, что люди...». Записывая их, подумайте, как они могли бы проявиться в какой-нибудь учебной ситуации, если бы это были ваши убеждения.

Так вы заложили в подсознании основу убеждений относительно других людей, которые помогут вам стать идеальным тренером. Отныне вы будете отмечать про себя каждый пример, подтверждающий правильность этих убеждений, и каждую возможность найти им подтверждение.

Ценности и убеждения относительно информации

Я рассматриваю эти убеждения, потому что информация — это самое главное в тренинге. Эти убеждения формируются, как и другие. То, что мы думаем об информации, влияет на то, как мы ее излагаем.

Убеждения большинства из нас неосознанно кристаллизуются из того, что другие люди говорят о своих убеждениях. Самые распространенные убеждения западной индустриальной культуры:

•    Информация — это хорошо.

•    Информация — это сила.

•    Информация ценна, если она относится к делу.

•    Важную информацию трудно воспринять.

Какие полезные убеждения об информации нужно внедрить в подсознание, чтобы быть идеальным тренером? Напишите небольшой список, в который войдут все они, прочитайте его вслух. Чтобы вам было легче сделать это, вспомните о том времени, когда получали ин-

Качества совершенного тренера

81

формацию, положительно влиявшую на вашу жизнь, и определите, почему эта информация была ценна. Вы можете сформулировать это так: «Информация ценна, сели...» (Вы найдете пример такого списка в конце главы; вы можете оттолкнуться от него или сравнить свой список с ним).

Затем обратите внимание на свои убеждения о конкретной информации, которую нам нужно передать своим стажерам. Если мы не можем доказать ее значимость себе, то не сможем доказать и другим.

Приведем пример из довольно распространенного тренинга, посвященного внимательности, когда люди говорят «правильные слова», но не вкладывают в них нужный смысл: «Я могу вам чем-то помочь?» — угрюмым тоном, не глядя в глаза, без намека на улыбку — покупатель не чувствует должного внимания.

Если я, тренер, не верю, что информация, которую я излагаю, действительно важна, мое безразличие к ней, сознательно или бессознательно, будет воспринято слушателями.

Поэтому мы должны проверять информацию, которую собираемся рассказывать, и спрашивать себя: «Как я могу передать слушателям всю важность этой информации?» Если сведения не кажутся существенными, нужно придумать им правильное применение.

Много лет назад, когда я работала учителем, меня попросили объявить ученикам о новом школьном правиле: молча стоять вдоль стенки перед началом урока. Мне казалось, что это правило специально создано для саботажа. Я, как учитель, уже предвкушала долгие минуты разъяснений, оторванные от уроков. В конце концов я объяснить своему классу, что это правило не особенно полезно, но его легче не нарушать. Я признала позитивные намерения, стоявшие за этим правилом: повысить самодисциплину, начинать урок в спокойном состоянии, но была уверена, что оно не приведет к таким результатам. Но я помогла ученикам осознать возможные результаты неподчинения этому правилу и понять, что бу-

82

Тренер

дет легче жить, соблюдая его. Затем я попросила их придумать, как можно добиться от подобного правила позитивных результатов, и получила несколько интересных предложений. Так мне удалось представить эту информацию в выгодном свете: директор, к своему удивлению, получил желаемые результаты, я была довольна, потому что трансформировала информацию, студенты хорошо отреагировали и научились из минуса делать плюс.

Наши убеждения влияют на наше поведение, а другие люди прекрасно замечают, когда слова расходятся с поведением. Очень важно, чтобы мы, тренеры, умели делать тренинг значимым, убеждать других в его ценности.

Убеждения о том, как устроен мир

Эти убеждения очень важны и оказывают значительное влияние на нашу интерпретацию событий в жизни. Например, тот, кто не верит в возможность всяких совпадений, ищет и обычно находит смысл таких «происшествий». Тот, кто считает совпадения случайными событиями, не придают им особенного значения или вообще не замечают их.

Многие убеждения в рамках НЛП попадают в категорию «как устроен мир». Они подразумевают, что мы можем управлять своей судьбой, впрочем, мы именно этим и занимаемся, делая осознанный или неосознанный выбор.

Тренеры, и в личной жизни, и на работе, находятся под влиянием того, что они считают возможным в этом мире. Поэтому важно иметь в виду эти убеждения и знать об их пользе для достижения высшего мастерства. Если я буду убеждена, что для успеха в бизнесе вам нужно иметь какую-нибудь научную степень, то буду негативно относиться к людям, еще не закончившим учебные заведения. Или если я буду считать, что мы в значительной мере зависим от обстоятельств, я не буду верить в собственные силы.

Качества совершенного тренера

83

Проверка убеждений о том, как устроен мир

Мы начнем эту проверку, снова ориентируясь на исходные предпосылки НЛП. Это убеждения, которые успешные люди считают верными, и которые управляют их поведением и действиями. Благодаря этим убеждениям можно добиться совершенства самому и помочь другим. Какие из них вы бы обозначили первыми в списке убеждений, полезных для идеального тренера? Выразите их своими словами. А какие еще убеждения о том, как устроен мир, могли бы быть полезными. Добавьте их в список (в конце этой главы — приложение 5.1 — вы найдете пример такого списка; вы можете оттолкнуться от него или сравнить свой список с ним).

Сейчас, как мы уже делали, пройдитесь по списку, отмечая галочкой те из них, которые есть у вас.

Просмотрите те убеждения, которые вы не отметили, найдите примеры того, что вы им обладаете.

Внедрите эти убеждения в свое подсознание. Те убеждения, которые есть у вас, запишите в виде «Я верю, что...», каждый раз проговаривая их вслух и вспоминая примеры.

Остальные напишите в виде «Я хочу верить, что...» и, проговаривая их вслух, добавляйте «и с сегодняшнего дня я буду искать этому подтверждение».

Как справиться с убеждениями, ограничивающими вас

Вы, должно быть, заметили, что говоря об убеждениях, мы не брали в расчет те из них, которые ограничивают нас или негативно на нас влияют. Я имею в виду те убеждения, которые не дают нам двигаться вперед, но мы все еще убеждены, что они правильные. Они часто принимают форму утверждений «Да, но...». Например: «Но людям не так просто меняться, особенно с возрастом».

84

Тренер

Обычный подход был бы таков: начать с них, проанализировать их и попытаться избавиться от них логическим путем. Но эти убеждения не поддаются логике, даже если мы к ней прибегаем, чтобы их оправдать. Люди могут придерживаться противоположных мнений, защищать их и оправдывать со своей точки зрения. Как я уже говорила, убеждения формируются так: мы берем чужую точку зрения, находим ей подтверждение на своем опыте. Обычно эта точка зрения выбирается не сознательно, а просто принимается, потому что, кажется, подходит в той ситуации.

Самый быстрый способ справиться с ограничивающими убеждениями — это сознательно выбрать и принять какое-то другое убеждение, а затем заняться активными поисками его подтверждения — выше я описала этот процесс. Тогда старое убеждение постепенно теряет свою силу над нами. Это естественный процесс смены убеждений. Например, будучи детьми, мы верим, что родители все делают правильно, а вырастая, мы ищем способ выразить свое «я» и отделиться от них, поэтому ищем доказательства того, что и они ошибаются. Мы обретаем новое убеждение: родители — это просто люди, и старое убеждение теряет свою силу.

Единственная разница между предложенным мною процессом и естественным процессом заключается в том, что:

1.  вы сознательно выбираете полезные убеждения;

2.  процесс ускоряется благодаря вашему сознательному вмешательству.

Если вы хотите принять как можно быстрее избавиться от ограничивающих вас убеждений, вы можете совершить один ритуал. Напишите их на бумаге. Вспомните о четырех категориях и распределите ограничивающие убеждения. Затем сверните эту бумажку и сожгите ее или порвите и выбросите, сказав себе: «Я избавляюсь от этих убеждений.  Освободилось место для

Качества совершенного тренера

85

более полезных убеждений, которые окажут положительное влияние на мою жизнь».

Использование контрольных списков

Мы составили несколько списков, которые пригодятся идеальному тренеру. Это не конечные варианты, вы можете добавлять что-либо по мере своего развития как тренера. Помните о том, что это не «идеальный» список. У каждого из нас — свое мнение о том, что такое полезное убеждение, свои приоритеты. Более того, мы будем изменять эти списки и адаптировать их, оттачивая свое мастерство.

Мы можем пользоваться этим списком, чтобы напомнить себе: это мы выбираем, что будет управлять нашим поведением и отношением к людям. Мы можем выбирать те убеждения, которые считаем наиболее полезными для проведения блестящих тренингов, пользоваться ими при подготовке курса, все глубже внедряя эти команды в подсознание.

Наконец, мы можем выбрать несколько убеждений и найти подтверждения, усиливающие их.

То, во что мы верим, управляет нашими ожиданиями, суждениями и действиями, осознаем мы это или нет. Этот факт был подтвержден на тренингах.

Изучив убеждения преуспевающих людей и процесс изменения убеждений, НЛП может предложить стратегию создания набора убеждений, который послужит основой развития и поведения.

Ваш идеальный список убеждений, полезных для совершенствования мастерства тренера, укажет основные принципы развития навыков в других областях.

I

Пример

Что касается личных качеств, то нужно обратить внимание еще на один момент: как показать пример другим людям.

86

Тренер

Если мы имеем дело с изменениями парадигмы, как при работе с организациями и проведении тренингов, важно войти в новую роль, которая продемонстрирует другим новую манеру поведения и результат работы новой парадигмы.

Во-первых, этот пример вдохновляет и подталкивает других хотя бы попробовать что-нибудь новое. Например, то, что наши друзья водят машину и за счет этого более независимы, часто побуждает нас самих сесть за руль. То, что кто-то оказался в выгодных условиях благодаря каким-то переменам, заставляет нас думать, что мы могли бы тоже воспользоваться этими переменами. Очень важно: если перемены идут на пользу одному конкретному человеку, мы хотим воспользоваться той же возможностью.

Мы в высшей степени эгоистичны: если я не вижу какой-то личной выгоды, я вряд ли буду участвовать в деле. Тот факт, что другие извлекают из этого пользу, наводит меня на мысль, что я тоже могу получить выгоду.

Мы учимся на примерах и образцах быстрее, чем когда нас чему-то учат. Мы копируем поведение и отношение, это происходит бессознательно. Вспомните, как дети учатся на примерах родителей, как они копируют поведение старших. И подумайте о самых неприятных аспектах такого обучения — когда мы делали то, что делали они, а не то, что они говорили нам делать. Это прекрасно иллюстрирует то, насколько важно не только осознавать, что вы — пример для подражания, но и понимать, какой пример вы подаете.

Так какой пример мы подаем другим?

Важные аспекты приведения примера

Обучение

Мы, тренеры, можем подать пример изменения подхода к обучению.

Качества совершенного тренера

87

Во-первых, не просто принимать обучение как необходимость, а наслаждаться длительным процессом обучения — в качестве ученика.

Мы учимся справляться со своей ролью и работать по-новому, поэтому имеем полное право называться учениками. Главное, чтобы мы подавали пример позитивного подхода к обучению: это удовольствие; это возможность экспериментировать и признавать, что это сработает как надо, что этим нужно гордиться, а не стыдиться, что совершив ошибку, можно вернуться к непонятному моменту, извлечь из этого пользу и сделать все правильно; что вы постоянно ищете, где бы поучиться..

Более того, вы все время должны подавать этот пример, и на тренинге, и при неформальном общении с людьми.

Непрерывное развитие

Мы должны постоянно демонстрировать те качества, важность которых в контексте непрерывных изменений мы провозглашали: гибкость подхода, инициативность и личную силу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться