В учебном пособии рассматриваются методологические и теоретические проблемы метода беседы в психологии> приводятся варианты конкретных заданий для практического курса. Реализуется подход к психологической беседе как совместной деятельности, благодаря которой происходят прогрессивные трансформации личности. Психологическая беседа рассматривается как метод исследования, метод диагностики и психологической помощи.
Учебное пособие предназначено для студентов психологических факультетов и отделений высших учебных заведений и преподавателей»
ВВЕДЕНИЕ
Около десяти лет назад на факультете психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова был задуман курс под названием «Метод наблюдения и беседы в психологии». Идея его состояла в том, что наряду с точными процедурами эксперимента и измерения важную роль в психологическом исследовании играют непосредственное наблюдение, подсознательная интерпретация поведения, установление эмоциональных связей, общение — словом, все то, что определяет и характеризует взаимоотношения двух субъектов сознания, двух личностей•
По мере обдумывания этой темы создавался практикум, рождались приемы проведения занятий, возникало понимание (часто ощущение) реальности, с которой нам хотелось иметь дело. Речь идет не о наблюдении и беседе в узком смысле слова как one рационализированных методах психологии, а о нашей способности видеть и понимать. Эта способность относится к целостным свойствам сознания человека, связана с его личностью, а не является частным периферийным навыком. Исходя из этого, мы обратились к проблеме личности психолога, к проблеме психологического профессионального сознания и необходимых изменений в нем. По существу мы сталкиваемся на практике с проблемой сознания — ведь в момент видения, контакта, помощи человек и демонстрирует акт сознания, акт прояснения, просветления, духовной ясности и трезвости* В противном случае происходит явле-
ние иного порядка — замутнения, связанности, зависимости, подчинения, несвободы, замкнутости, вмененности и т. п.
Помочь ощутить эту реальность, по крайней мере, сделать так, чтобы студенты задумались над этой проблемой — такую задачу мы поставили перед создаваемым курсом.
Надо признать, что к сознанию как живому феномену пси-хология часто не обращена. А изучаемые и выделяемые ею психические деятельности человека, например, такие, как рефлексия, могут формироваться изолированно, не преобразуя человеческую сущность, не касаясь его личности. С практической точки зрения это означает, что, занимаясь психологическим образованием, в основном смещают внимание человека с объекта (что является нормальным состоянием сознания) на субъект, на процесс, который субъект осуществляет. При этом изменяется психическое состояние человека, изменяется его деятельность.
Если цели остаются нечеткими, то вместо углубленного видения себя, вместо хода к внутреннему созерцанию получается, казалось бы, парадоксальная утрата Я, расщепленность сознания. Остается и такой серьезный вопрос: какой опыт должны получать студенты в их возрасте и как с этим связано наше психологическое обучение? Неготовность студентов к пониманию ряда психологических вопросов носит естественный характер-
Принципы и приемы проведения занятий
Как же проводить занятия, имея в виду поставленные задачи?
Один из важных принципов действующей программы состоит в том, что, удерживая постоянной цель, мы все время меняем конкретные приемы и материал, на котором работаем* В качестве материала используются видеофильмы и аудиозаписи консультационной и групповой психологической работы самых разных направлений: это могут быть телевизионные интервью и встречи, фильмы о помощи людям, документальный материал — хроника событий, художественные фильмы.
Рассмотрим некоторые принципы проведения занятий с просмотром художественного фильма. Просмотр кинофильма дает богатый материал для наблюдения, при этом на занятиях анализируется и организуется сам процесс восприятия фильма. Следующий принцип — использовать кинофильм по его прямому назначению (художественное воздействие на зрителя), а не для узких уцелей» психологического практикума; иначе говоря, дать фильму целостно воздействовать на человека- Не ставится таких задач наблюдения, которые бы «убивали & художественное и эмоциональное воздействие кинофильма. Наоборот, можно организовать процесс наблюдения так, что восприимчивость только усилится, и, не теряя целостности, восприятие сделается более осмысленным. Как это сделать? Опишем некоторые из используемых приемов•
Пусть нашу работу организует такой вопрос: как фильм трансформирует сознание, как обучает активному восприятию?
Тогда во время дискуссии предложите, например, вспомнить последовательность кадров в определенном эпизоде, а потом специально просмотрите этот фрагмент фильма. Обнаружатся интересные «ошибки*: тут и перестановки местами последовательности, и пропуски, и абсолютно «личные* воспоминания, и фрагменты из другого куска картины. В такой ситуации можно показать, что это не ошибки в буквальном смысле слова: так фильм подключает наше сознание к его восприятию. Далее можно продемонстрировать, что некоторые эпизоды практически невозможно отследить, мы стабильно отвлекаемся — это специально затрудненные эпизоды, активизирующие наше восприятие, В кинофильме могут использоваться такие приемы, как временные затяжки, монотонность изображения, нарушение физических законов пространства и времени, большое количество деталей и фигур в кадре, нечеткость изображений, привлечение внимания музыкой, другими фигурами, изменением ракурса, укрупнением плана {часть фигуры становится фигурой) и другие.
Важный канал воздействия на восприятие — это движения, которые совершает наше сознание. Например, попробуйте осознать, как вы «двигались» во время восприятия фильма?
Камера дает общий план, начиная с крупного — вы двигаетесь назад, или укрупнение сверху — вы взлетаете и т. д. Эффекты и характер переживаний, вызванных фильмом, в значительной степени оказываются результатом именно этой, часто подсознательно действующей, информации и восприятий. Еще раз отметим, что в ходе такого обсуждения осознаются реальные слагаемые восприятия фильма, а не проводится описание поведения героев в психологических терминах. Настройка на такое более обостренное восприятие открывает в человеке «врата» в глубины его сознания, его личности.
Другое задание практикума основано на включении в ситуацию психологического консультирования• Наблюдая видеозапись психологической консультации, студентам предлагается высказать свои версии понимания проблем клиента, дать его психологический портрет.
Версии получаются разные, иногда диаметрально противоположные, В них отчетливо просматриваются личная * предубежденность &, ожидания и наложение собственного опыта- С другой стороны, изложение проблемы часто замещается оцениванием ситуации, припечатыванием ярлыков — «плохая мать*, «хорошая мать*, «садист», «нервный ребенок» и т- д* Такие ярлыки не дают видеть ситуацию и сидящего перед вами человека, они не дают воспринимать и ваши собственные чувства в ситуации. Каждый раз хочется крикнуть: «Да перед вами живой человек, не осуждайте, а поверьте ему и протяните руку помощи!», Но человека в клиенте надо разглядеть* Опишем один из возможных ходов для решения этой задачи — приблизить восприятие к реальному человеку. Студентовf к примеру, можно спросить: «Вы говорите, что перед вами плохая мать, которая не любит своих детей и думает о том, чтобы где-нибудь повеселиться в компании. На каких фактах основано ваше утверждение?*-— Ответ: «Но это понятно*, — Вопрос: «Откуда это понятно?» — Ответ: «Она сама об этом говорила». — Вопрос: «Что конкретно она говорила?». Тут начинаются воспоминания. Наконец, удается вспомнить, что она сказала такую фразу: «.„ материнские чувства во мне проснулись не сразу.»», по-
том «... хотелось пойти в кино, пообщаться с друзьями, я привыкла бывать в компании с друзьями..*». — Вопрос: «Так значит факт, реальный факт состоит в том, что это она сама говорила. Мы ведь не знаем, как дело было на самом деле. Мы знаем только одно. К нам приходит человек и говорит нам об этом. А теперь посмотрим, как она говорит об этом», И дальше такой вопрос: «А что она хочет нам сказать этой фразой? Давайте наблюдать теперь за реальным поведением клиента и психотерапевта, и это будут наши факты*. Дальше оказывается > что реальных фактов было множество, по мере тренировки появляются все более интересные наблюдения, теперь можно заниматься сравнением и сопоставлением фактов* Только из такой работы и начинает рождаться целостное видение ситуации, основанное на реальности. Можно повторно медленно просматривать видеозапись консультации , останавливаясь в нужных местах и обсуждая, что же мы смогли увидеть. Хочется специально отметить: вопреки традиционным опасениям, что разбором и анализом процесса восприятия препарируется ситуация и человек, наш опыт, наоборот, показывает, что такое усиленное восприятие приближает к реальному целостному человеку и его реальным проблемам.
Проделанная работа и полученный опыт позволяют перейти к рассмотрению центрального явления в процессе общения — установлению контакта между участниками.
Сначала на материале видеозаписи проводится наблюдение за взаимодействием участников консультативной беседы: так, в какой-то момент изменяется голос, оживают интонации, изменяется поза, участники беседы оказываются повернутыми друг к другу, они вовлечены в общий процесс и составляют единое целое.
Далее студентам предлагается «пережить* собственный опыт проведения беседы. Беседы проводятся в аудитории с последующим обсуждением и вне аудитории как домашнее задание (с записью на магнитофон),
Опыт беседы, как правило, является проблемным: участники, сталкиваясь с реальной ситуацией и пробуя в ней дей-
8 ______.______„___^_
ствовать, убеждаются, что обычные тактики поведения оказываются неэффективными, не помогающими установить контакт.
Приведем примеры. Возможны лобовые тактики действия: «Ты что, ничего не понимаешь?*; «Ты что, не хочешь?»,' «Ты что не делаешь?*; «Давай, делай так и все будет нормально»; «Перестань психовать по пустому поводу и все будет хорошо»; «Возьми и исправь» ит.п.
Другое типичное заблуждение — уговаривание: «Ну почему ты не хочешь так поступить»; «Ну надо постараться и все получится». Или несколько отстраненно рассказывается о том, в чем состоит действительная проблема «клиента»» какой у него комплекс и т. п«
При обсуждении можно попросить обратить внимание на то, например, кто больше говорит: «клиент* или «психолог* • Часто оказывается^ что «психолог» говорит больше «клиента». Это поражает «психолога» — ведь, по его словам, он так не уверен в себе, не знает, что делать, волнуется, а, оказывается, слова не давал сказать другому. Самое время выяснить: почему он так волнуется, что действительно беспокоит его? Нетрудно показать, что его поведение вызвано желанием получить результат, а это значит, что сознание занято мыслями о том, получится или не получится, сумею я или не сумею, и страхом не суметь, и т. п. В такой ситуации другому просто нет места, его не разглядеть и не расслышать.
Так фундаментальная философская проблема взаимоотношений Я — Другой становится реалией собственного сознания: увидеть себя со стороны, понять, что Я — это не то, что я о себе
думаю, а нечто другое, Другой, принять это другое, Другого.
Наша работа над созданием курса сопровождалась обсуждениями, обменом опытом, обучением преподавателей практикума, написанием текстов. Некоторые из них мы включили в данное учебное пособие практически в неизменном виде (что отражает и времяt в которое они писались, и задачи осмысления проблемы метода беседы в психологии, которые перед нами вставали). В них не дается алгоритма действий
по организации практикума, но содержится подход, отношение к проблеме. Разные ракурсы рассмотрения пересекающихся тем и вопросов, связанных то с исследованием самого метода беседы в психологии, то с задачей его использования б психологической диагностике и практике, создают необходимый контекст восприятия метода.
Ведущей идеей пособия является представление о связи личности психолога и его профессиональной деятельности, необходимости самопознания в его профессиональном становлении.
Первая глава (автор — А.М.Айламазьян) учебного пособия посвящена методологическим вопросам метода беседы, проблеме психологического общения. В ней дается анализ сознания человека в ситуации психологического общения, центральное место отводится процессу установления контакта в ходе беседы.
Во второй главе (автор — Н.И.Евсикова) обсуждаются более специальные вопросы техники проведения беседы в исследовании личности: как строится исследовательская психо* логическая беседа, как ее структура зависит от целей исследования, какие используются вопросы в зависимости от задач исследования, как интерпретируются ответы испытуемых* Об исследовании можно говорить тогда, когда выделяются вопросы для исследования — собственно проблема или предмет исследования, составляется программа беседы и формулируются конкретные вопросы для испытуемого, далее предполагаются специальные процедуры интерпретации ответов.
Третья глава (автор — Н.И,Евсикова) представляет собой описание практического задания, которое можно провести со студентами в практикуме, дав им опыт самостоятельного проведения беседы. Студенты овладевают беседой, которая строится «вокруг» использования конкретной методики при исследовании личности испытуемого. Это достаточно доступная форма беседы для начинающих, в которой студенты учатся формулировать вопросы и устанавливать контакт с испытуемым* Одновременно проведенные студентами беседы, записанные на магнитофон, могут служить материалом для обсуждения, выявления ошибок, для изу-
10____________________________________________________
чения влияния вопросов и поведения экспериментатора на его взаимодействие с испытуемым, на состояние испытуемого.
Четвертая глава пособия представляет собой уникальный материал для преподавателей и студентов-психологов — выступление Б* В, Зейгарник на факультете психологии по просьбе Б. С. Братуся и сотрудников практикума. Когда возникла идея обучать студентов ведению беседы и наблюдению, мы попросили Блюму Вульфовну поделиться своими мыслями о том, какова роль беседы в патопсихологическом исследовании и как овладеть ее техникой. Текст выступления приведен с незначительными сокращениями•
Следующие главы учебного пособия знакомят с психологической беседой в практике консультирования и психотерапии. Так, в пятой главе (автор — А.В.Корнеев) описано задание, в котором студенты «подключаются» к беседе, проводимой в традиции индирективной личностно-центрированной психотерапии. Активное наблюдение за процессом беседы и состоянием клиента создает условия для получения студентами нового опыта и развития у них установки на понимание. Необходимый для выполнения данного практического задания теоретический материал — главы из книги К. Р, Роджерса — содержится в Приложении 1 и Приложении 2.
Последняя, шестая, глава (автор — А.В.Скворцов) посвящена беседе в практике краткосрочной психологической помощи (на «Телефоне Доверия*). Данный материал вводит студентов в «кухню» психолога-консультанта, помогает увидеть его работу и проблемы «изнутри*, В главе рассматривается вопрос о тех знаниях-орудиях, которыми пользуется консультант в своей практике, с помощью которых он организует ситуацию взаимодействия с клиентом и настраивает себя на профессиональную деятельность. Приводятся протоколы бесед и их обсуждений, что может служить богатым материалом для проведения занятий и дискуссий, а также предлагается оригинальная методика поэтапного анализа записи беседы, которая позволяет подвести студентов к самостоятельному проведению психологической беседы.
______„_______.___.. __„_____11
В конце учебного пособия приводится список рекомендуемой литературы.
Мы благодарим преподавателей кафедры общей психологии, внесших вклад в разработку практикума «Метод наблюдения и беседы в психологии» на разных его этапах, а также сотрудников Общего практикума, принимавших участие в выпуске данного учебного пособия*
Особую благодарность выражаем О. Ф. Король за помощь в подготовке рукописи пособия к печати*
А, М- Айламазьян, кандидат психологических наук
I. МЕТОД БЕСЕДЫ В ПСИХОЛОГИИ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ
Значение метода беседы
Очень часто, когда в профессиональном кругу психологов заговаривают о методе беседы, приходится встречаться с недоумением или снисходительными взглядами , иронией или полным безразличием к теме: беседа— это что-то старое» ненаучное, это заря психологии, психотерапия; какое вообще отношение это имеет к современной науке с ее идеалами точности и объективности? И действительно, на первый взгляд кажется, что метод беседы (такой расплывчатый, такой неформализованный, такой субъективный) не выдерживает сравнения с точными экспериментальными процедурами, с жестко контролируемыми условиями эксперимента и «объективными» способами оценки данных. Итак, с одной стороны — компьютеры, математическая обработка результатов> специальная аппаратура и оборудование, а с другой». — беседа* про-сто беседа, с полным отсутствием зримого, вещественного «вооружения* исследователя. Как же исследовать, если нельзя нажать магическую кнопку, если нет спасительной методики, если ничего не предъявляется на экране? Вместо этого — лицом к лицу с Ним, с тем другим, но таким же, как я, человеком — шаг в неизвестность, полный риска, опасности и заманчивости. Итак, беседа — это встреча двух людей, но ведь эксперимент — тоже диалог двух сознаний, двух личностей, такая же встреча, часто не прямая, опосредованная самыми разнообразными «орудиями» и «предметами» (аппаратурой,
_________________________________________________13
методикой, табличкой на двери, белым халатом, инструкцией» молчанием».). Ведь сама ситуация эксперимента и все, что ее составляет — от экспериментального задания до внешнего вида комнаты, от престижа учреждения до поведения дежурного на вахте — полны смысла и значения, «говорят» и посылают сообщения о том, кто стоит за экспериментом, о его создателе и организаторе- Какова же позиция так называемого испытуемого? Он «читает* или, иначе, «распредмечива-ет» эти сообщения и, если они находят отклик в его личности, если они его заинтересовывают, пытается ответить, вступая в диалог, может быть, в спор, может быть, в борьбу, может быть, отправляясь в увлекательное странствие в предлагаемый ему мир — мир другого человека, приобщаясь к этому миру и жизни. Таким образом, и за экспериментом мы видим взаимоотношения двух людей, диалог двух сознаний, двух позиций, двух миров> а может быть, и не двух. Если продолжить экскурс в методы эмпирического психологического исследования, то окажется, что ни один из них не существует без этого диалога, без заинтересованной встречи двух людей, которая является их непременным условием. В противном случае испытуемые бы отказывались преодолевать малейшие затруднения и попросту не «работали* бы над заданиями, требующими от человека подчас большого напряжения и самоотдачи* Таким образом, традиционно противопоставляемые методы — эксперимент и беседа — совпадают в наиболее существенных своих условиях (установление взаимоотношений и общение между двумя людьми), отражающих специфику психологического исследования (впрочем, не только психологического, но и любого гуманитарного, непосредственно занимающегося изучением человеческого поведения и сознания).
Вопрос о специфике гуманитарного познания ставился в ряде философских направлений: философии жизни, экзистенциализме, философской антропологии ит. п. М.М. Бахтин так сформулировал основные различия в методе естественных и гуманитарных наук: «Точные науки — это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней* Здесь только один субъект -— познающий (созерцающий) и говоря-
14_________________________________^__________
щий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно познание его может быть только диалогическим*1. Итак, изучать человека как субъекта, как личность можно только вступив с ним в диалог, в беседу равных, в беседу двух личностей. Многие составляющие психологического исследования, ставшие традиционными и само собой разумеющимися сегодня, такие как, например, ярлык «испытуемого», неписаные правила и этикет поведения в лаборатории, отношения экспериментатора и испытуемого, действие по инструкции, однозначно заданные ответы типа *да*, «нет» и т. п., которые должен давать испытуемый, по существу служат задаче обезличивания ситуации исследования, отказа от диалога, общения.
Возможен ли иной подход к эмпирическому исследованию? Рассмотрим это на примере метода беседы.
Беседа без беседы, или метод интервьюирования: методологические вопросы
Создание научной психологии в середине прошлого века началось с разработки методов исследования, позволяющих добывать объективные факты> на основе которых может строиться научная теория, В первую очередь это эксперимент, сравнительный метод, а также методы опрос а, к числу которых относится анкета и интервьюирование, Источником этих методов была параллельно развивающаяся социология и практика массовых опросов населения для сбора статистических данных. Одним из первых в психологическом исследовании анкету применил Ф. Гальтон для изучения генеза умственных способностей и условий развития ученых, несколько позже А* Вине была разработана анкета для исследования интеллекта детей*
1 Бахтин М* М. Эстетика словесного творчества, М,: Искусство, 1979. С, 363,
____________________________________________________15
С. Холл активно пользовался анкетным методом в рамках генетической психологии (для изучения юношеского возраста).
Возможности и задачи метода с самого начала осознавались достаточно четко- Методы опроса, в отличие от применяемых в то время экспериментальных процедур* направленных на изучение элементарных психических процессов, позволяли исследовать достаточно сложные психические явления, такие как личность человека, его идеалы, представления о ценностях, установки, творческое воображение и т. п. Эти методы могли выполнять разведывательную работу на начальных этапах исследования* С самого начала предполагалось использовать интервьюирование и особенно анкетирование для изучения проблем, требующих сравнения данных, касающихся многих индивидов, например, в области дифференциальной психологии, различий между полами, нациями, классами и т. п. Основной областью применения методов опроса в дальнейшем {в особенности для решения исследовательских задач) стала социальная психология, наиболее близко связанная с социологией, в рамках которой была разработана специальная техника интервьюирования.
Что же такое интервьюирование? Методы опроса, возник-шие из таких естественных ситуаций, как разговор, беседа между двумя людьми, тем не менее в корне отличаются от обыденного разговора и призваны служить задаче получения объективных научных фактов. Почему обычный разговор не удовлетворяет исследователей и каковы основные составляющие метода интервью? Чтобы понять логику метода, смысл предъявляемых к нему требований и выполняемых процедур, необходимо разобраться в вопросе об идеале научности для его создателей и их представлениях о природе психических, точнее психологических* явлений.
По сути, та же схема S—>R, которая лежала в основе экспериментального метода, и благодаря которой стало возможно введение традиционного эксперимента в психологию, была положена и в основу метода интервьюирования. Она выражает определенное понимание предмета психологического исследования, сущность психологических явлений и причин,
16 __________
их порождающих: психологические явления суть реакции индивида (R) на стимулы внешней среды (S), Эта схема открыла путь в психологию сложившимся в естествознании способам исследования мышления, так как была стерта грань между объектом естественных наук и объектом изучения в психологии: психологическая действительность была задана в виде естественного процесса- В ситуации интервьюирования в качестве стимула (S) выступает вопрос интервьюера> а в качестве реакции (R) — ответ респондента или интервьюируемого. -"■
Учитывая вышеизложенное, становится понятен и смысл многих требований, предъявляемых к интервью, принципов его организации и способов описания. Прежде всего ясно, почему центральным моментом метода и его основным инструментом выступает вопрос. Изолированные вопросы выступают в роли независимых переменных- Выводы о связи независимой и зависимой переменных можно делать на основании обобщения большого числа количественных исследований; только в этом случае, опираясь на законы статистики, можно говорить о случайном совпадении типа вопроса и типа ответа. Поэтому применяются массовые опросы, а установленные в результате закономерности носят случайный характер. Однако, чтобы можно было обобщать, данные должны быть сравнимы. Сравнимость или сопоставимость данных — одно из основных требований, предъявляемых к методу опроса. Сопоставимости можно добиться полной стандартизацией вопросов, ответов и всей ситуации проведения интервью. Э. Ноэль, автор книги, посвященной методике массовых опросов, и директор Института демоскопии в ФРГ, пишет: «На первом месте ранговой шкалы ценностей, которую всегда следует иметь в виду при планировании исследования, находятся: сопоставимость, единообразие обследования и альтернатив ответов, унифицированное фиксирование реакций и признаков».*1 и далее: «На первом месте стоит требование "инвари-
1 Ноэль Э. Массовые опросы: Введение в методику демоскопии. М>: Прогресс, 1978. С. 58.
____________________________________________________17
антности'Ч В ходе обследования ничто не должно меняться; единообразие, сопоставимость процесса сбора данных — это предварительное условие счета...»1.
Другим условием возможности вывода о наличии однозначной связи между изучаемыми явлениями является отсутствие действия в тот же момент времени еще каких-либо факторов или сил, единственным действующим раздражителем должен выступить вопрос интервьюера. Для выполнения этого условия прибегают к изоляции изучаемых явлений тем или иным образом, а также к максимальному упрощению и стандартизации всех существующих условий. Так, интервью представляет собой не замкнутое целое, а сумму вопросов; близкие по тематике вопросы часто отделяются друг от друга или большим временным интервалом или так называемыми «гасящими», «амортизирующими» вопросами. Это делается для предотвращения влияния только что обсуждавшихся тем на последующие. Например, между двумя сериями вопросов об установке по отношению к программе радиовещания опрашиваемому предъявляют картинку, на которой изображены одноквартирные дома, и просят его сказать, какой из них ему больше всего хотелось бы иметь2.
Наибольшие трудности возникают при попытке контролировать сам процесс интервьюирования. Задача состоит в уменьшении субъективности результатов, вводимой субъектами, участниками интервью. В этом и состоит смысл ряда предлагаемых правил и процедур: задаются определенные правила поведения интервьюера, ему вменяется нейтральное поведение, обязательно точное дословное воспроизведение вопросов и их последовательности, отсутствие разъяснений по поводу вопросов, индивидуального подхода и изменений в интервью в целях приспособления к уровню образования, словарному запасу ит.п, опрашиваемого, предлагается даже соблюдать одинаковый временной интервал, в течение которого интервьюируемый обдумывает ответ на вопрос,
1 Там же. С, 59.
2 См. там же.
18 _______