Юрий Мороз "Крах НЛП в бизнесе"

Скачать в архиве

НЛП - это не свод законов, по которым работает психика. Это модель психики, но не сама психика. Карта, а не террито­рия. © Карта, между прочим, отвратительная- И модель не луч­ше. Сначала человека упрощают в бесконечное число раз, по­том ему внушают, что его психика такова и так и работает, как в НЛП написано, а затем, уже когда психика соглашается ими­тировать заданную ей модель, показывают, что все так и есть, прямо на вас. Можно психику сравнить с волшебной палочкой. Которая (волшебная палочка) в зависимости от представлений человека выглядит то как супермаркет, то как квазиэлектрон­ный дубликатор, то как склад, в котором все есть. А это просто волшебвая палочка. НЛП хорошо действует, когда напротив НЛПиста находится жестко запрограммированный, как кальку­лятор, социумный гражданин. На нем, разумеется, можно пря­мо гаммы разыгрывать, НЛП-аккорды брать. Но чему тут радо­ваться? Что нас так жестко и тупо запрограммировали с дет­ства, что мы не знаем своих истинных возможностей? Психика человека сверхмобильна и моделировать она может все что угод­но, в том числе и представления НЛПиста о ее устройстве. А на самом деле - это волшебная палочка. А вы и не знали?

 

НЛП (нейролингвистическое программирование) — один из разделов современной психологии, широко рекламиру­емый в последнее время как инструмент бизнеса.

Насколько хорош этот инструмент?

Что лучше НЛП?

Зачем НЛП?

Об этом идет речь в книге.

 

Книга получилась в результате ведения автором элект­ронной рассылки «Блеск и нищета НЛП».

Опубликованы письма читателей, среди которых и прак­тики НЛП, и предприниматели с опытом.

Вот, что пишет по поводу рассылки Ю.Мороза в своем письме Сергей Горин, которого называют классиком рус­ского НЛП.

 

«„.подобную дискуссию мы с тобой уже проводили лет пять назад. Закончили тем, что я у тебя учился пред­принимательству — не на уровне технологий, а на уров­не методологического восприятия реальности, — а ты аналогичным способом учился у меня НЛП. В итоге ты вполне прилично владеешь НЛП — пусть и не на уровне формального мастера, — а я вполне прилично владею ос­новами предпринимательства — пусть не на твоем уров­не миллиона долларов, но на уровне десятков тысяч по­лучается...» (полный текст письма приведен в книге).

Если вам, читатель, еще не доводилось сталкиваться с НЛП, то возможно, знакомство с этой книгой позволит вам не задерживаться слишком долго на этой науке.

Крах НЛП в бизнесе

Бели же вы слыхали про НЛП или даже применяете НЛП в жизни - прочтите эту книгу. Скорей всего, все железные аргументы сторонников НЛП в этой книге уже разбиты. Если есть свеженькие — пишите автору. Если вы сможете с ним поспорить, например, открыв свою рас­сылку в интернете, то, абсолютно точно, сделаете следую­щий шаг в своем развитии. И, кто знает, может быть, я или кто-то другой захочет издать книгу с вашими ориги­нальными мыслями.

 

Тихонов Алексей,

предприниматель, издатель,

автор рассылок и книг.

stirliz@donpac.ru

http://rostov-job.narod.ru

 

ВВЕДЕНИЕ

Человек — это не кибернетическая схема, и сама идея, что можно с помощью шаблонов и техник НЛП принести человек что-то полезное, уже вредна.

Вредна тем, что она НИЗВОДИТ человека, УПРОЩА­ЕТ его, превращает в механизм.

А человек намного шире, намного больше любой, са­мой лучшей, самой подробной схемы.

Более того, сама идея НЛП прямо противоречит, как я убежден, тому, что делал Милтон Эриксон.

Милтон Эриксон ОСВОБОЖДАЛ от шаблонов, снимал их, а не давал, новые, якобы более эффективные.

В результате тщательного изучения с помощью дикто­фонов и видеокамер были открыты так называемые тех­ники, которые использовал Милтон.

Но Милтон Эриксон НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛ НИКАКИХ ТЕХНИК!!!

Он просто вел себя естественным образом. Имел бы смысл изучать Другое. Каким образом, благодаря чему Милтон стал гениальным психотерапевтом, как ему уда­лось стать гениальным?

Причем есть такая гипотеза, что все великие люди при­меняли одно и тоже, чтобы стать великими.

Это ОТБРАСЫВАНИЕ ВСЕХ И ВСЯЧЕСКИХ шабло­нов. И обретение своего естественного состояния.

Но далее последователи начинали изучать это естествен­ное состояние этого человека (признанного великим) и создавали из того, что он делал, новые шаблоны. Кото­рым теперь должны следовать остальные. Но никакое ко­личество НЛПишных техник не может создать второго Милтона Эриксона.

Более того, НЛП - это гипноз. А гипноз — это зависи­мость. Можно, конечно, долго убеждать, что гипноз это хорошо, это полезно, это правильно. Но каждый из нас подсознательно относится к гипнозу негативно.

И правильно делает.

Мы и так в очень большой степени зомби. Нас зомби­руют с помощью детского сада, школы, СМИ с утра до вечера. Но мало этого.

НЛП говорит, что можно зомбировать ЕЩЕ эффектив­ней, только вам нужно отключить контроль сознания и открыть свое подсознание.

В индийской традиции сознание и подсознание сравни­вают с умны» старшим и глупым (слабоумным) младшим братом.

БЫ можете прийти и попросить этого слабоумного бра­та о чем угодно, и он все сделает для вас, если рядом нет его умного брата, который, разумеется, не даст вам ис­пользовать младшего.

Разумеется, отказ от шаблонов штука намного более тяжелая, чем копирование чужих, но что делать?

Путь к свободе через отказ от шаблонов.

 

КРОМЕ МНЕНИЙ ЕСТЬ ЧТО-НИБУДЬ?

Отклики на рассылку «ТРИЗ умер», показывают, что нужно более подробно объяснить мою позицию.

А зачем, собственно, нужно ТРИЗ или НЛП критико­вать?

Нужно. И вот почему. Дело в том, что когда вы предла­гаете что-то новое. Например, оздоровительные методи­ки, голодание и тому подобное, то неизбежно сталкивае­тесь с тем, что вам начинают сообщать мнение, врачей, Минздрава и /говорить, а они что дураки?

Ну, как бы поаккуратней выразиться. Вообщем не очень умные. И главное, что доказать, например, врачам ничего нельзя, потому что МЕНЯТЬ они ничего не хотят. А что тогда делать?

А тогда приходится говорить, что есть АЛЬТЕРНАТИВ­НЫЙ ПОДХОД, противоречащий в самых ОСНОВАХ из­вестному официальному или популярному подходу.

К несчастью, мой подход противоречит подходу ТРИ-За, НЛП, и официальной медицине н психологии тоже и так далее...

И мне нужно ОБЯЗАТЕЛЬНО это сказать. Иначе, по­читав мою книгу, и со слегка отъехавшей крышей чело­век побежит к психологу за консультацией, к ТРИЗовцу по поводу сильных решений и к юристу по поводу пра­вильной организации своего Дела.

К чему это приведет? К краху! Почему? Да потому, что нельзя ничего хорошего создать, надергав из разных отраслей знаний отдельные элементы и прикрутив их к друг другу.

Выбор тут такой и я его обозначаю очень ЖЕСТКО. Или вы полностью применяете мой подход или лучше во­обще его не применяйте. Еще хуже будет.

Я категорически против подхода НЛП, который зак­лючается в том, что можно надергать кучу отдельных техник и таким образом чему-то научиться и стать ус­пешнее.

Больше на робота Можно стать похожим, научиться автоматом делать дежурную улыбку, когда на вас смот­рят, научиться делать доброжелательный тон и так далее. Но что это такое? Да это простое лицемерие. Задача зак­лючается не в том, чтобы маски красивые научиться на себя надевать, а в том, чтобы стать ТАКИМ, как вы хотите. А это с помощью шаблонов и техник не решается в принципе. Конечно, правила различные, и принципы могут быть, но они ВТОРИЧНЫ! А первично — ядро.

Подведем итоги. Человек тратит годы на изучение НЛП или ТРИЗа, или еще чего, а в результате ничего не полу­чает и более того разочаровывается в том, что вообще мож­но чему-то научиться. Это не так.

Научиться можно. Даже текст выше является уже обу­чением. В чем оно заключается?

Вы начинаете САМИ ДУМАТЬ. Вот про НЛП я слы­шал, что это круто, а Мороз говорит, что лажа, а как же на самом деле? Вот они такие аргументы приводят, а он такие. А решать, какие ПРАВИЛЬНЕЕ, нужно САМО­МУ! Позиция, когда человек приходит к кому-то и полно­стью полагается на его мнение, это, извините, — позиция интеллектуального раба.

А предприниматель — это человек, который верит только тому, что сам проверил, и чужому мнению пытается дове­рять только в крайнем случае. Фраза эта простая, но при­менять такой подход на практике ОЧЕНЬ трудно. Напри­мер, что вы скажете, если академик, доктор психологи­ческих наук утверждает, что НЛП — это самая лучшая и самая полезная система за всю историю человечества.

Ответ такой. Мало ли что сказал академик. Академики тоже сплошь и рядом ошибаются и заблуждаются. И все!!! И это все по поводу мнения академика.

Что мы имеем а «том высказывания академика? МНЕ­НИЕ! И все. А нас не должны интересовать мнения. Итак, вопрос на понимание.

Что еще существует кроме мнений? Любая информа­ция это чье-то мнение или есть еще что-то? Жду ответов.

Юдай Мороз iaorosE@onego.ru

 

 

 

ПРО НИЩЕТУ

Здравствуйте, далекие незнакомые друзья!

Про блеск НЛП Вы наверняка уже слышали, но вот про нищету...

Собственно, что пытается заменить человек, изучаю­щий НЛП? Это недостаток умения вчувствоваться (эмпа-тия) в другого человека и недостаток умения сосредото­читься.

Существует такой способ ОЧЕНЬ понравиться челове­ку, как ГИПЕРВНИМАНИЕ. Я это опробовал, когда, еще проходя службу в армии (офицером — двухгодичником),. меня отправили в командировку. График был такой, что начиная я в 12, а освобождался около 21. Выл еще 1986 год, и покушать в это время суток можно было только в ресторане. И я начал регулярно ходить в ресторан Дома офицеров. А 21 час как раз гуляние достигало апогея, если вы помните. Тогда в 23 часа рестораны уже закрыва­лись, а 22.30 вырубали музыку. Ну и конечно, меня при* глашали на танец, я приглашал. Что вы хотите — моло­дой офицер!:) И так получилось, что каждый день я зна­комился с вовой девушкой и провожал ее домой. И вот, тогда я попробовал делать следующее: я ВНИМАТЕЛЬ­НО, ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО следил за каждым «е дец> жением, жестом, фра9йй, взглядом и meat далее, И net все реагировал!

То есть спрашивал, куда она смотрит, брал за руку, меняя тему разговора*» зависимости от ее реакции ас так далее, по ситуации. Все это начиналось в ресторане и про­должалось часа 2-3, пока мы не подходили ж дому девуш­ки. В то время, кстати, в первый день знакомства, приглашать к себе выпить чашечку кофе считалось непри­личным. :) Вот на второй-третий день — Другое дело.

И когда мы подходили к дому девушки, я у нее спра­шивал впечатления о вечере. Ответы всегда были искрен­ние: что это чуть ли ае, а у некоторых, и самый лучший вечер в жизни! Я, кстати, от этого сильно уставал. Столько внимания выдать нелегко.

Так вот. Какая тут техника? Просто внимание, сосре­доточенность. Которое, как вы понимаете, растет с трени­ровками. Чем вы больше стараетесь быть внимательны­ми, тем больше обучаетесь сосредоточиваться.

Да, а эффект такой происходит потому, что внимание мы обычно обращаем на то, что считаем очень важным, ценным и интересным. То есть это комплимент, но ОЧЕНЬ сильный!

И аналогично — сильнейшее оскорбление — это игнори­рование. Попробуйте эайти в кабинет шефа, не сказав пару слов и не улыбнувшись секретарю, и вы получите злейшего врага. Вы этого человека оскорбили! Это, кста­ти, один из широко известных секретов бизнеса. Надо самому быть внимательным к людям, а не требовать вни­мания от других и тогда у вас будет много людей, тех же, например, ЧУЖИХ секретарей, которые будут вам помогать во всем.

Разумеется, требовать чужого внимания, а потом обви­нять в том, что вам его не дают, ума не требует. И труда тоже.

На этом мы и закончим этот выпуск.

Если вам НЛП все-таки нравится, вы пишите и объяс­ните почему, можете быть уверены, я вам убедительно объясню, что вы сильно заблуждаетесь!

Ю. Мороз www.moroz.onego.ru

 

Мой старый знакомый Сергей Гречишников, консуль­тант по управлению, и который, кстати, выиграл 15 пред­выборных компаний из 15, из них 10 — нокаутом :), напи­сал нижеследующую статью. Мне кажется, он прекрасно описал негативные следствия из типичного НЛПишного подхода.

Список проектов Сергея вы можете посмотреть на сайте в Разделе «Отзывы».

А теперь собственно статья. Мы ее опубликуем частя­ми в нескольких выпусках рассылки.

Юрий Мороз

 

ИМЯ ИМ - ЛЕГИОН

Охотники за благодатью

Эта статья об околонаучном сектантстве. И естественно о тех, кто в него вхож. Сегодня это достаточно многочис­ленная группа людей, занятых преимущественно интел­лектуальной деятельностью в сфере бизнеса, образования и политики. В известной степени все мы были включены в процессы, которые я попытаюсь описать. Но кто-то, за­глянув в открытую дверь, прошел мимо, а кто-то вошел и остался.

Околонаучным сектантством называется явление духов­ной жизни, выражающееся в объединении людей вокруг мистических доктрин, построенных с использованием на­учной картины мира. Этот феномен интересен сам по себе. Однако актуальность его изучения скорее определяется не столько внутринаучным интересом, сколько тем обще­ственным резонансом, который с неизбежностью возника­ет вокруг любой мистически настроенной группы, если она, конечно, известна за пределами одной отдельно взя­той кухни.

Я начну с истории, которую мне рассказал ее герой -студент Андрей П. из Ростова-на-Дону. Андрей всерьез увлекался изучением тайных духовных школ. Естествен­но, что он искал единомышленников. Сокурсников он не мог рассматривать в качестве серьезных специалистов в эзотерических культах. Однако земля слухом полнится, и он вышел на группу действительно сильных профессиона­лов. Там были люди с учеными степенями, с хорошим медицинским образованием. Они не просто разбирались в прикладной магии на уровне теории, но и могли приме­нять ее. Они лечили самые разные болезни, разрешали сложные жизненные ситуации, помогали своим клиентам построить простое и понятное мировоззрение. Андрей их боготворил. Так продолжалось до тех пор, пока одно со­бытие ее заставило его задуматься над тем, а туда ли он пришел. Андрей наблюдал за развитием отношений своих учителей с женщиной, которую излечили от серьезного гинекологического заболевания. Физически она чувство­вала себя прекрасно. Но что стало ценой за выздоровле­ние! Она заплатила своей духовной свободой. Далее Анд­рей заметил, что все пациенты платили тем же. Секта их использовала. Люди становились абсолютно подвластны воле магов. Андрей — человек с поставленной рефлексией — стал искать ответы на появляющиеся у него вопросы. Оказалось, что древние магические приемы в секте при­менялись вместе с техниками НЛП и эриксониавского гипноза. Маги виртуозно владели приемами манипуляции биоэнергией. Они могли отдавать ее, но могли и забирать в неограниченных количествах у любого непосвященного. Стало ли Андрею просто страшно или он вспомнил, что его предки-казаки были православными, но его решение уйти из секты стало бесповоротным и он ее покинул» На­казание последовало незамедлительно. Андрей тяжело заболел. У здорового 22-летнего парня вдруг прихватило сердце. Его госпитализировали. Но состояние ухудшалось с каждым днем. Уже поставили капельницу. Понятно, что родственники делали все, что могли. Далее я процитирую самого Андрея: «Моему отцу снится очень нехороший сов про меня. Он вскакивает с постели и начинает истово мо­литься. Это человек, который не делал этого никогда! На другой день за меня молиться стали все, кто захотел мне помочь. И я пошел на поправку»...

Таких историй можно привести превеликое множество. Оставим пока в стороне нравственную подоплеку дела. А с точки зрения социологии религии вывод напрашивается один: рынок духовных услуг сформирован. Более того, он уже институализировался. Появились организации, кото­рые способны реально удовлетворять запросы самых при­вередливых клиентов. Произошла сегментация рывка, четко определились целевые группы. Продавцы духовных услуг занимаются активной рекламной деятельностью и» надо сказать, небезуспешно.

Попробую высказать свои посильные соображения по по­воду социальных детерминант исследуемого нами явления.

Отсчет следует начинать с конца восьмидесятых» когда появились первые проблески легализации альтернативных коммунистическому мировоззрению духовных систем, заг­нанных в советское время в подполье. Вместе с коммуниз­мом рухнули все ограничения на свободу совести (я пре­дельно широко трактую это понятие). Однако с советской эпохой почила в бозе и сама общенациональная идеоло­гия. Следствием этого стала наблюдаемая нами духовная энтропия.

Сегодня Россия, оставшаяся без национальной идеоло­гии, напоминает брошенного родителями ребенка. Улица становится его главным воспитателем.

Для русской интеллигенции посткоммунистической эпохи такой улицей оказался рынок духовных услуг. Вна­чале нас привлекли сверкающие витрины магазинов на этой «авенИде». В конце восьмидесятых мы напоминали детей, забравшихся ночью в лавку игрушек. Здесь было всё, о чем мы раньше могли только мечтать. Правда, вме­сто плюшевых мишек, паровозиков и кукол на стеллажах находились все из известных и доселе неизвестных нам духовных учений. Хотелось попробовать и то, и другое, и третье.

Вначале мы выбирали сами. Потом вдруг очень быстро появились дяди и тети, которые стали помогать нам де­лать наш выбор. Борьба за русское наследство началась с завоевания наших умов.' Хочу сразу оговориться, что я не склонен объяснять все протекающие сегодня процессы происками разного рода «злых сил». Они лишь откоррек­тировали ваше потребностное состояние в нужном направ­лении.

Говоря «наше», я имею в виду прежде всего россий­скую интеллигенцию. Околонаучное сектантство форми­руется в основном из людей этого круга.

Портрет адепта

С паранаучной мистикой знакомы практически все. Однако ее адептами становятся люди определенного типа. Попробуем перечислить, их личностные особенности:

■ Как правило, у наших героев нет хорошей научной школы. Они, конечно же, получили высшее образорание, но либо им не повезло с преподавателями мировоззрен­ческих дисциплин и до них не донесли знания по логике и методологии науки, либо они просто плохо учились.

■ В личной жизни адепта тоже не все складывается. Семейные неурядицы, отсутствие настоящих друзей, ка­рьерные неудачи либо нелады со здоровьем.

■ Эти люди достаточно амбициозны. Попытка же по­стичь тайные знания удовлетворяет нереализованное чес­толюбие.

■ Они легко внушаемы. Хотя в первом приближении могут показаться крайне скептичными, но на самом деле готовы поверить любому шарлатану, лишь бы он вещал то, что подсознательно жаждет услышать его потенциаль­ная аудитория.

Указанными качествами список не исчерпывается, но именно опираясь на них, строят свою работу миссионеры от паранауки. Околонаучное сектантство практикует по­гружение человека в особое психо-эмоциональное состоя­ние, в котором упрощается восприятие магико-мифологи-ческой картины мира.

Я присутствовал на одном из таких семинаров, прово­димом миссионерами современного оккультного движения «Цветок жизни». Миссионеры, женщина лет 50 и моло­дой человек лет 28—30 в течение двух дней работали с сотрудниками одной частной консалтинговой фирмы. От­цом-основателем «Цветка жизни» является некто Друн-вало. Кстати, лично посетивший Россию в 1999 году.

Само движение родилось в США, но миссионеры уже оказались россиянами. На семинаре было достаточно про­фессионально выстроено символическое пространство, в котором и происходило само действо* Идеологическая док­трина, «Цветка жизни» построена на принципах египет­ской и пифагорейской сакральной геометрии, познав тай­ный смысл которой, любой якобы сможет приобщиться эзотерическому братству и спастись во время неумолимо надвигающегося вселенского катаклизма. «Конец света», согласно учению сектантов, может наступить в любое вре­мя в течение ближайших 15 лет. Столь близкий срок, как вы поняли, назначен не случайно.

На семинаре речь шла об основах учения, круто заме­шанного на древнеегипетской мистике, которую, в свою очередь, занесли к нам пришельцы с Сириуса. Миссионе­ры демонстрировали сверкающие объемные геометричес­кие фигуры, показывали красочные плакаты, прокрути­ли с комментариями видеофильм. Все было нацелено на внушение. Самую невероятную информацию, например, о переходе в четвертое измерение, о разговорах Друнвало с Гором (египетский бог; не путать с кандидатом в амери­канские президенты!) и т.д., доносили твердым тоном, как нечто само собой разумеющееся. Несколько раз за два дня участники вводились в транс. Любые попытки робкой реф­лексии пресекались. Вопросы просили не задавать.

Итогом стало то, что в секту оказались завербованы уже увлекающиеся мистикой сотрудники. Другие же от­неслись к этому как к забавному приключению.

Естественно, что выбор персонального мировоззрения — личное делр каждого. Социально опасным это становится тогда, когда представления наукообразной мистики при­сваиваются субъектами социальной политики. Причем» чем выше пост, занимаемый чиновником, тем больший вред он может нанести руководимой им группы (организации или даже целой нации).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться