Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"

который подкрепляет его убеждения о  желтом цвете. Когда ему  дается власть,
то  желтый  цвет влияет  на  все  его  решения.  Если  он управляет  овощным
магазином,  то в продаже никогда  нет бананов,  и работники, носящие желтое,
долго не продерживаются.
     Такое  поведение  было бы настолько  далеко  от  нормы, что большинство
людей  считали бы этого человека ненормальным. Но он может использовать свою
идею  незаметно, скрывая ее, и она может так и не обнаружиться.  Может быть,
кто-то просто заметит, что у человека немного чудаковатые привычки.
     На самом деле большинство людей страдают  от фиксированных  идей.  Есть
широкий круг разновидностей фиксированных идей.  Некоторые  из  них  кажутся
явно  дурацкими,   а  некоторые   довольно   разумными.  Некоторые  из   них
выставляются напоказ, а некоторые настолько скрыты, что даже сам человек  не
знает, что использует их.
     Фиксированные  идеи  непохожи  на  другие виды  материала,  которым  мы
занимаемся.  Сами  по  себе  они не  материальны. Это  идеи, мысли.  Это  не
ощущения,  не  события, не люди и не вещи. Они как  бы  невидимы. В них  нет
ничего осязаемого,  что можно было бы взять и рассмотреть. Поэтому они часто
трудноуловимы.  Все  последствия  фиксированной   идеи:  ощущения,  реакции,
переживания,   и  тому  подобное,  материальны.  Но   сама  идея  совершенно
неосязаема.
     Могущество фиксированной идеи именно в  том, что это  неосязаемая идея,
оторванная  от   соответствующей  ситуации.   Это  значит,  что  она   может
применяться  в  широком  круге  ситуаций. Она кажется подходящей  для  любых
ситуаций. Она становится правилом, применимым везде.
     Фиксированные  идеи   часто  мешают  прояснению  прорабатываемой  темы.
Например,  если  наш  вышеописанный друг  устроил  большую драку с  тем, кто
предложил ему стакан желтого  лимонада, то это происшествие  не  прояснится,
если  мы будем  рассматривать  только то, что фактически произошло, и  какие
были  эмоциональные  реакции. Сколько  бы мы ни  изучали само травматическое
происшествие, мы добъемся полноценного прояснения.  Только  если мы займемся
самой фиксированной идеей, мы действительно чего-то достигнем.
     Когда в  какой-то  области  есть фиксированные идеи,  восприятия  в ней
отчасти  блокированы.  Нельзя  рассчитывать на  то, что мы  просто тщательно
исследуем ситуацию, поговорим  о  ней, и она прояснится. Фиксированная  идея
делает такую технику неэффективной.
     Если  во  время  процессинга  обнаруживаются  фиксированные  идеи,  они
становятся основной и первоочередной мишенью.
     Типы фиксированных идей
     Есть много типов фиксированных идей. Они служат разным целям, влияют на
разные  области  в  мире  человека,  и для  их  проработки требуются  разные
техники.
     Общее  у  них  всех--то,  что  они  фиксированы,  а  не  подвижны.  Они
используются  в  отрыве  от  ситуации.   Это  застывшие   смыслы   ситуаций,
используемые вместо восприятия происходящего.  Сам человек создает их, но он
уже не осознает, как он это делает.
     Вот некоторые типы фиксированных идей:
     Фиксированные предположения-  Информация, которую человек  предполагает
истинной, не задумываясь  об этом, и которая никогда не проверяются. Скрытые
предположения.
     Фиксированные необходимости - То,  что должно быть  только так, или  не
может быть  так.  Ожидаются неуточненные плохие  последствия, если не  будут
соблюдаться определенные правила.
     Фиксированные шаблоны поведения- Шаблоны ролей, действий,  и отношений,
которые человек автоматически сохраняет. Навязчивые шаблоны поведения.
     Фиксированные убеждения - Основные правила о мире,  по которым  человек
живет, не осознавая, что он их выбрал.
     Фиксированная  правота  - Навязчивая потребность  делать себя правым, а
других неправыми.
     Эти категории  отчасти произвольны и  перекрываются.  Тем не менее  они
полезны в том, что для разных категорий подходят разные техники.
     Заметьте, что  мы  занимаемся фиксированностью  этих типов идей.
Нет ничего плохого в том,  что  есть убеждения  и желания.  Нам нужно, чтобы
человек  получил свободу выбора, и  чтобы идеи стали гибкими  инструментами,
которые можно использовать или не использовать по желанию.
     Мы  ищем то,  что  взято  в  отрыве от  обстоятельств, возведено в ранг
всеобъемлющего обобщения, и никогда не проверяется.
     Как находить фиксированные идеи
     Фиксированная идея--это  обычно решение или  вывод, которое сам человек
сделал в  какой-то  момент,  и  тем  самым  установил  автоматический способ
обращения с жизнью, не  требующий его  присутствия. Это  какая-то конкретная
идея, которую человек  считает очень ценной, но не сознает,  что  использует
ее. Он использует ее как истину, и ему кажется, что она отлично ему  служит.
Это фиксированный, неразумный способ справляться с  жизнью.  Это способ быть
правым. Часто  это к тому же способ делать  других  неправыми. Фиксированная
идея по определению делает какой-то образ  действий правильным. Даже болезнь
может  служить  ей. Человек  закрывает глаза  на фиксированную идею.  Он  не
знает, что использует ее.  Он настолько  уверен  в  ней, что  никогда ее  не
пересматривает. Если он сам подходит  к ней вплотную, она просто кажется ему
очевидной истиной и он не разбирается в этом дальше.
     Фиксированная  идея  указывает   на   область,  в  которой  человек  не
воспринимает.   Поэтому  вокруг   фиксированной   идеи  могут  собраться   и
удерживаться  всевозможные  вещи.  Прояснение  этой  идеи может  высвободить
огромное количество другого материала.
     Фиксированная  идея не материальна. Это просто идея или утверждение. Но
из-за нее может сохраняться много проблем. Человек видит проблемы не такими,
какими они  есть, и поэтому они в данной области не решаются.  Фиксированная
идея  создает видимость,  что никакой  беспорядочности нет и что  все всегда
находится  в  определенном  состоянии.  Поэтому  накапливается  незамеченная
беспорядочность.
     Можно подозревать, что поблизости есть фиксированная идея, если человек
не может мыслить в определенной области.  Есть определенная застопоренность,
которая  вряд  ли  имеет   смысл  для  кого-то  другого,  кроме  человека  с
фиксированной идеей.
     Фиксированная  идея  не сдается добровольно.  Она  устроена  так, чтобы
ускользать  от обнаружения и отрицать свое существование. Вам  нужно загнать
человека в угол и вынудить его точно высказать идею, прежде чем он признает,
что он ее использует.
     Если  вы  подозреваете  фиксированную  идею  в   определенной  области,
вовлеките  клиента  в  диалог о  ней,  спрашивая  его  о  логике  того,  что
происходит. Фиксированная идея--это застывший кусочек логики. Если мы  будем
продолжать добиваться от клиента логических обоснований в данной области, он
в конце концов будет  вынужден выдать исходный кусочек логики, фиксированную
идею,   которую   мы  ищем.   Фиксированная   идея--это  по   своей  природе
нелогичность, используемая как основа для логики.
     Самый эффективный способ засечь фиксированную идею--повторять вопросов:
"Почему?".  Сначала клиент  будет давать очень  логично звучащие  ответы, но
если  вы будете спрашивать о  логических  обоснованиях  и тому  подобное,  и
будете продолжать делать  это, то вы  скорее всего дойдете прямо до основной
нелогичности.
     К: "Я не собираюсь больше выходить замуж"
     Ф: "А почему не собираешься?"
     К: "Потому что с мужчинами слишком много неприятностей"
     Ф: "А почему это так?"
     К: "Они все время пристают"
     Ф: "А почему они все время пристают?"
     К: "Потому что... МУЖЧИНЫ--ЖИВОТНЫЕ!"(смех)
     Когда человек  точно находит свою фиксированную идею,  он почти  всегда
радуется или смеется. Ему это очень нравится, и когда он  сознает, что же он
только  что  сказал,  ему  это  кажется очень  забавным.  Человек может  еще
сохранять эту идею, но по крайней мере он ее осознает.
     Вот несколько примеров фиксированных идей: "Я лучше знаю", "Мне  нужно,
чтобы обо мне заботились", "Все они идиоты", "У меня больное колено", "Никто
не знает", "Кто-то другой об этом позаботится".
     Фиксированные  идеи могут всплыть,  когда вы  проводите общий диалог по
какой-то теме. Возможно, вы не  ищете именно фиксированные идеи,  но одна из
них всплывает. Если появляется такая идея, разберитесь с ней сразу же.
     Чаще бывает, что вы  подходите  вплотную  к  фиксированной  идее в ходе
процессинга,  и  тема  начинает  как  бы  фиксироваться.  Человек  не  может
обдумывать эту тему,  говорит очень нелогичные вещи,  или очень самоуверен в
этой теме, но на самом деле не справляется с ней.
     Спросите о принципах, по которым он действует:
     "На основе каких принципов ты здесь действуешь?"
     "Каким правилам ты следуешь?"
     "Что ты знаешь о _____?"
     А  затем  углубитесь в  то,  что  он сказал, что  звучит  хоть  немного
фиксированно. Выясните, какие принципы лежат в основе этих принципов, и  так
далее:
     "А на основе чего это?"
     "Откуда ты это знаешь?"
     "Почему это так?"
     Мы на самом деле не  ищем логичных  причин и объяснений.  Мы  поощряемь
человека раскрыть очень нелогичную причину. Чтобы сделать это, нам нужно как
бы обхитрить его, загнать в  угол и вывести на чистую воду. У него не должно
быть  времени,  чтобы   построить  разумные  объяснения.   Лучше,  если   он
необдуманно выложит что-то.  Поэтому  задавайте  ваши вопросы очень  быстро.
Быстрая последовательность вопросов и ответов скорее всего решит дело.
     Поставьте  человека  в   затруднительное  положение.  Не  интересуйтесь
никакими  другими   всплывшими   проблемами.   Мы   направляемся   прямо   к
фиксированной идее, которая лежит в основе неприятностей в данной области.
     При  раскрытии  фиксированной  идеи  отчасти  оспаривайте  клиента.  Но
помните  о  том,  что  вам  нужно  сохранять  взаимопонимание. Не  пытайтесь
доказать, что человек в  чем-то неправ.  Играйте  в игру. Он  старается дать
логичные причины, а вы  стараетесь  поймать  его  на использовании  основной
нелогичности. Не просто какой-то ошибки мышления, а конкретной фиксированной
идеи, которая является основой его способа мышления и действий в жизни.
     Общее расфиксирование
     Можно  подготовить  разные подходы для разных видов фиксированных идей.
Есть  много вариантов, поэтому нельзя обращаться со всеми ними одинаково. Но
есть определенные основные принципы того, что нам нужно с ними сделать.
     Фиксированные идеи нужно высвободить. А конкретнее нужно высвободить те
идеи, которые ограничивают  человека.  Их нужно  "расфиксировать".  Основные
способы расфиксирования идеи:
     ~ Определите те способы, которыми фиксированная идея послужила клиенту
     ~ Исследуйте последствия использования и не-использования идеи
     ~ Поместите идею в ситуацию
     Заметьте, что  фиксированная идея непохожа на другие явления, о которых
мы обычно ведем диалог. Ее нужно не просто обсудить, увидеть с разных сторон
и  описать.  Она  ФИКСИРОВАНА,  это  идея  или/или,  не допускающая  чего-то
среднего. Сначала человек неспособен обсуждать ее. Это фиксированная истина.
Сначала вы можете  разве  что выслушать случаи,  когда  человек  использовал
идею,  и причины, по которым это очевидно истина. Мы постепенно превратим ее
в более гибкую идею, но сначала это может быть невозможно.
 
     Определите, как эта идея служит человеку
     Часто в ответ на некоторые вопросы человека выдает длинный список того,
в  чем  фиксированная  идея  полезна  для  него.  Это как  бы автоматическое
явление, которое  очень  полезно для  высвобождения идеи. Поэтому если такое
происходит,  просто  дайте клиенту  перечислить все свои  обоснования.  Если
вопрос не вызывает особой реакции, попробуйте другой.
     "Чего _____ помогла тебе достичь?"
     "Что _____ помогла тебе предотвратить?"
 
     "Что _____ позволяет тебе делать?"
     "Что _____ позволяет тебе иметь?"
     "Кем _____ позволяет тебе быть?"
 
     "Что правильно в _____?"
 
     "Какие преимущества _____?"
 
     "Как можно использовать _____ против других?"
 
     "Ставит ли _____ других в невыгодное положение?"
 
     "К чему _____ тебя привела?"
     "Из чего _____ тебя вывела?"
 
     "Решением чего была _____?"
     "Что _____ решила?"
 
Исследуйте последствия
 
     В  зависимости  от  того,  какая это  фиксированная  идея, исследование
последствий  может  быть  основной задачей,  или  может  не  подходить.  Оно
особенно  полезно для тех фиксированных идей,  когда человек  ДОЛЖЕН  или НЕ
МОЖЕТ   делать   чего-то.  Обычно  человек  на   самом  деле  не  исследовал
окончательные  последствия  делания или не-делания того, о чем  он  говорит.
Поэтому мы просто спрашиваем, что бы  произошло, если  бы он сделал это, или
если бы идея была истинной, и что бы произошло, если бы  он не сделал этого,
или если бы идея была  ложной.  А еще чего бы не произошло. Мы спрашиваем  в
основном о  положительных вещах, а  не  о жалобах на  проблемы. Мы стараемся
показать, что всегда  есть то,  что человек  получает, и то, что он  теряет,
независимо от того, что он выбирает.
     "Что случится, если ты сделаешь _____?"
     "Что случится, если ты не сделаешь _____?"
     "Чего не случится, если ты сделаешь _____?"
     "Чего не случится, если ты не сделаешь _____?"
 
     Поместите идею в ситуацию
     Мы стремимся  к тому,  чтобы человек научился обдумывать эту  идею. Для
этого  ему нужно  уметь  сопоставлять  ее  с  другими  идеями  и  с  разными
ситуациями. Поэтому, когда мы уже более или менее высвободили  идею  другими
методами, можно попросить человека сделать это:
     "В чем ценность _____?"
     "В чем важность _____?"
 
     "Когда _____ может быть подходящей идеей?"
     "Когда _____ может быть неподходящей идеей?"
 
     "С чем можно сравнить _____?"
 
     "Куда _____ подходит?"
     Работа  с фиксированной идеей завершена, когда наш клиент может принять
или  отбросить  ее,  когда  у  него  есть  выбор  насчет  нее,  и  когда она
превратилась из фиксированной неопределенности в гибкий принцип. Это может и
не быть  каким-то  внезапным  озарением. Идея просто уже не фиксирована, это
одна идея среди других идей. Человеку может казаться невероятно смешным, что
он  когда-то  ее использовал, или он может продолжать  считать  ее  разумным
принципом.
     Иногда извлекаются поверхностные фиксированные  идеи, которые  близки к
основной  фиксированной идее,  но не  совсем совпадают с  ней. Даже  если вы
знаете это, все равно полезно вставить полученное в вопросы расфиксирования.
Настоящая  фиксированная  идея  может появиться,  когда  мы  уберем  то, что
закрывает ее.
     Не упускайте возможности извлечь основную фиксированную идею. Это может
дать клиенту очень крупные и устойчивые изменения.
     Упражнения
     * Поупражняйтесь в технике расфиксирования
     * Поупражняйтесь в обнаружении фиксированной идеи
     Встроенные команды
     Подсознательный  ум  обрабатывает  информацию на  многих уровнях.  В то
время как сознательный ум предпочитает, чтобы у  сообщения было одно  четкое
значение,  подсознание  менее  разборчиво.  Поэтому оно часто  реагирует  на
встроенные и  побочные сообщения основного  полученного сообщения. Оно часто
воспринимает  буквально те вещи,  которые  не имелись в  виду  буквально,  и
наоборот.
     Из-за  этого  подсознание   в  основном  становится  просто  интересной
бурлящей кашей  дурацких ассоциаций. Но  нам для целей процессинга  особенно
интересна обработка встроенных команд.
     В   определенных   условиях  человек  реагирует  на  части  высказанных
предложений как на команды,  и выполняет  их, не осознавая этого.  Например,
это  часто  происходит  с  содержанием  травматических  происшествий,  когда
человек  был  ошеломлен  и  находился  без  сознания.  Все  записалось   как
бессознательный материал, и все оно воспринимается  буквально и  выполняется
как  команды. В случае травматического происшествия это  связано с тем,  что
человек ошеломлен и у него нет другого выбора.
     Но  даже когда человек  находится  в полном сознании и никакого стресса
нет, определенные  части  сообщений  идут  в  подсознание  и  обрабатываются
буквально,  без  сознательного выбора.  Средний  человек  может  отслеживать
только 7Ђ2 (от пяти до девяти) частей информации одновременно. Все остальное
идет в подсознание.
     Фасилитатору нужно сознавать это. Вы можете использовать это знание для
помощи клиенту, или по крайней  мере вам нужно стараться не использовать это
негативно.
     Если бы я сказал кому-то:
     "Я не думаю, что ты скоро умрешь"
     может быть, я сказал бы это, чтобы подбодрить его.  Этот  человек  тоже
может  так  считать  сознательно.  Но в  этом  предложении  есть  встроенная
команда:
     "... ты скоро умрешь!"
     Моя  интонация произнесения влияет  на восприятие этого  сообщения. Еще
влияет то, какое у нас взаимопонимание.  Если у нас хорошее взаимопонимание,
и  я  ставлю  ударение  на  последнюю  часть предложения, то я по сути  дела
приказываю человеку скоро умереть. Это, конечно, не особенно полезно делать.
     Вы, конечно, заметите, что именно так делают многие родители. Они часто
говорят своим  детям, что  те умрут, упадут,  поранятся,  и так  далее.  Они
делают это, чтобы помогать, но на самом  деле они  программируют своих детей
болеть, быть невезучими, и вообще быть следствием.
     Подсознанию безразличны отрицания. Если  вы говорите: "НЕ  упади, а  то
убьешься!",  для подсознания это значит именно "Упади, убьешься!".  В  любом
случае,  чтобы понять, что это значит, человеку нужно создать картинку того,
как он упадет и убьется. Картинка в уме привлекает человека к этой ситуации,
и чем больше эмоциональной окраски он в нее вкладывает, тем больше  картинка
его привлекает. "НЕ"--это  всего лишь абстрактное понятие, имеющее смысл для
сознательного ума.
     Интересно,  что  эти принципы встроенных  команд  можно использовать  и
положительно. Что, если я скажу:
     "Некоторые   люди   считают,  что   можно   быстро  достичь   отличного
самочувствия"
     Сознательно человек будет считать, что я просто говорю в третьем лице о
людях вообще. Но его подсознание вместе с тем услышит команду:
     "... быстро достичь отличного самочувствия"
     Особенно   если  я  выделю   ее  в  своей  речи,   и  у   нас   хорошее
взаимопонимание,   то   команда   войдет   в   подсознание   без   малейшего
сопротивления.
     Дело в том,  что люди гораздо чаще запутываются со своими сознательными
умами, чем с подсознанием. Если бы я просто прямо сказал человеку:
     "Быстро достичь отличного самочувствия!"
     то он бы взвесил это  сознательно решил бы,  что для  этого утверждения
нет разумных обоснований,  что я  не имею права  так говорить, и отбросил бы
его.
     Помните, что именно собственные мнения человека создают его реальность.
Если он действительно считает,  что быстро достигнет отличного самочувствия,
то так оно и  будет. Если он считает,  что не может себя хорошо чувствовать,
ну так тогда он не может.
     Дело в том, что 99% мнений  человека находятся вне его сознания. Именно
подсознание является основным хранилищем того, во что человек верит НА САМОМ
ДЕЛЕ.  Он  может  сознательно   сказать:   "Конечно,  я  хочу  хорошо   себя
чувствовать", но  подсознательно  он  знает, что  еще не  может хорошо  себя
чувствовать,  потому  что  не  удовлетворено какое-то условие.  Поэтому  нам
всегда нужно вовлекать подсознание в нашу работу.
     Общее правило процессинга состоит в том, что если человек знает причину
чего-то, а  ситуация  продолжает существовать, то это не та причина. Если бы
он  знал ее, он, конечно, мог  бы изменить ситуацию. Раз он  не может  этого
сделать, значит, ответ скрыт в той части его ума, которую он НЕ осознает.
     Есть несколько  методов работы с подсознанием. Обычно в процессинге  мы
берем то, что не осознается, и переносим его  в сознание человека.  Тогда он
может превратить его в то, что он хочет.  Благодаря перенесению  материала в
сознание человек сам сохраняет полученные результаты.
     Еще  один  способ  работы--прямо  заниматься  подсознанием  и  даже  не
вовлекать  сознательный  ум.  Это  бывает  нужно,  когда сознательный ум  не
сотрудничал бы, если бы знал, что происходит. Такие техники выходят за рамки
этого учебника, но может быть полезно знать несколько из них.
     Фасилитатор  несет большую  ответственность, так как он может незаметно
внедрять что-то в подсознание другого  человека. Как  бы вы  ни старались не
делать этого, вы  неизбежно вводите что-то. Поэтому важно осознавать, КАК вы
влияете на клиента, и делать это только этично и с пользой для него.
     Встроенные  команды  с  общими  положительными целями,  или конкретными
указаниями  в сеансе,  безопасны  и  полезны в работе. Общими положительными
командами могут быть:
     "Интересно, как <скоро ты добьешься успеха>"
     "Вообще-то понимать, что <ты сам являешься причиной своей  реальности>,
очень помогает в жизни"
     "Я знаю технику, с помощью  которой  можно <выяснить,  кто ты  такой на
самом деле>"
     "Интересная идея--<быть счастливым>"
     "Проблема в том, можно ли <быть ответственным>"
     Конкретными указаниями в сеансе могут быть:
     "Теперь   у   тебя   есть    возможность   <закрыть   глаза   и   найти
происшествие>..."
     "Скажи  мне,  ты можешь  <найти  какие-то другие  точки зрения  в  этом
происшествии>"
     "А можно <посмотреть на это по-другому>?"
     "Что бы случилось, если бы <у тебя осталась эта способность>?"
     "Посмотри  на свое будущее и скажи мне, в  чем <оно теперь улучшилось и
изменилось>?"
     Вам  нужно  осознавать, чего  вы в  это время стараетесь  достичь, и до
какой  глубины вы проясняете  проблему. Не вовремя встроенное  положительное
указание  может подействовать как повязка, закрывающая ту проблему,  которую
мы стараемся раскрыть.
     В  начале сеанса нам  нужно установить с клиентом такую реальность: что
клиент может предложить что-то очень важное для прояснения, и что мы добудем
самое  главное  по  данной теме.  В  это  время полезны  встроенные  советы,
говорящие клиенту,  что он может сделать это. Здесь не нужны  советы  о том,
что  дела  у него идут прекрасно  и  все в порядке. Когда мы нашли и  решили
какие-то крупные проблемы, желательно установить  такую реальность: что  эти
проблемы  окончательно решены  и  вызовут положительные  изменения в будущем
клиента. Встроенные советы такого типа полезны в конце сеанса.
     Обратите внимание, что "команда" и "совет" означают почти одно и тоже в
сеансе.  На  самом деле никогда нельзя  сказать наверняка, сделает ли клиент
то, что вы ему сказали.  Кроме того, даже хотя вы управляете сеансом, клиент
имеет полное право отбросить  любой  ваш совет  о том, что ему нужно делать.
Процессинг проводится, когда клиент  является причиной, а не  следствием, Вы
можете предлагать ему идеи, советы, вопросы,  принципы, указания, или что-то
еще.  Если он  принимает  их, и они  полезны для  него--хорошо.  Если он  не
принимает их, вам нужно попробовать что-то еще.
     Чтобы быть ответственным специалистом по общению, вам нужно осознавать,
как ваши  сообщения  влияют на людей, и вам нужно  направлять свои  действия
так, чтобы достигать как можно более этичного  и  желательного результата  в
данной  ситуации.  Уважайте  целостность  каждого  человека,  с  которым  вы
работаете.
 
 
 
Раздел 7: Прояснение реакций--повторное переживание происшествий
     Прояснение нежелательных реакций
     Наверное,  вы,  как  и  большинство  людей,  не  всегда  реагируете  на
жизненные ситуации так, как  вам  хотелось бы.  Может  быть,  вы  не  всегда
чувствуете себя  так, как  хотелось  бы,  и  не  всегда поступаете наилучшим
образом.  Вы  можете  сказать:  "Ну,  никто не  совершенен,  это  же жизнь".
Возможно, это и  так, но мы наверняка можем сделать что-то, чтобы дела пошли
лучше. Есть мощные техники для проработки реакций.
     Проблема  появляется  тогда, когда  человек  автоматически реагирует на
какую-то ситуацию. Не планируя этого сознательно и  не принимая  решения, он
просто   сразу  же  испытывает   определенные   чувства  или   предпринимает
определенные действия. Хорошо, если  реакция  дает нужный результат. Если же
она не эффективна, мы говорим о нежелательных реакциях.
     Обычно реакция основана на информации или обучении, полученных в другом
месте и в другое время. То есть человек стал так реагировать, основываясь на
одном или  многих  событиях, которые  произошли  много  лет  назад.  Или  он
воспринимает  ситуацию совсем  не  такой, как есть,  и  реагирует на  основе
совершенно другой реальной или воображаемой ситуации.
     В любом  случае, если  ваша реакция  ненужна или неприятна, то ее нужно
прояснить. Можно прояснить, с чем на самом деле связана реакция, можно найти
соответствующую  ей  ситуацию,  и   можно   построить  более   ясный  способ
реагирования, который лучше подходит к данной ситуации.
     Если у вас сводит живот каждый раз, когда вы собираетесь что-то сказать
вашему начальнику--это не особенно полезная реакция. Ее  можно прояснить. То
есть  можно проработать это ощущение, узнать о нем больше--почему оно  здесь
есть, с чем оно связано. Можно завершить то, что не закончено, и добавить те
ресурсы, которых не хватает. В процессе этого  нежелательное ощущение скорее
всего исчезнет, или по крайней  мере  уменьшится. Не потому, что мы от  него
избавимся, а потому, что мы поместим его обратно в соответствующую ситуацию,
выяснив,  с чем оно связано. Мы внесем ясность во все это, и  тогда  человек
сможет иметь более ясные, полезные реакции.
     Повторное переживание
     По  ходу жизни человек  получает  самый разнообразный опыт.  Мир  полон
того, что  можно переживать на собственном  опыте. По-видимому,  суть в том,
чтобы переживать  жизнь как можно полнее и извлекать из нее как можно больше
уроков.
     Может быть  целесообразно подразделить жизненные переживания на события
или  происшествия. Происшествие--это блок переживаний, которые образуют одно
целое  по происходящей  деятельности,  моменту  времени, месту,  участвующим
лицам, или  значению  переживания  для  человека. Событие--это когда  что-то
происходит или кто-то что-то делает.
     Мы будем использовать  слова  "событие"  и  "происшествие"  почти что с
одним и тем  же  значением. Но "событие" будет в основном обозначать то, что
случилось  или  что было  сделано. "Происшествие"  будет  скорее  обозначать
отрезок времени  как  нечто  целое.  В  "происшествии"  больше сюжета, чем в
"событии".  Но  продолжительность  и  протяженность  происшествия  полностью
зависят от того, что мы считаем событием.
     Мы  будем  называть  "событием"  то,  что  действительно  произошло,  а
"происшествием" ту память, которую человек об этом сохраняет.
     Человек иногда придает событиям значение и смысл, выходящий за рамки их
содержания, и  поэтому  позволяет им влиять на другие переживания.  Событие,
когда вы в три года обожгли пальцы, может много лет влиять на ваше обращение
с кухонной плитой. Это часть обучения: извлекать смысл из пережитых событий.
     Иногда  события  не  лучшим  образом  влияют  на  ощущения  и  действия
человека. Незначительная авария  с автомашиной  может увековечиться в памяти
со  смыслом "машины  опасны",  и человек  может чувствовать неприятный страх
каждый  раз,  когда  садится в машину.  Событие,  когда  человека  побили  в
детстве, может дать ему чувство вины и неполноценности в зрелом возрасте.
     Влияние события или происшествия на человека определяется  только  тем,
каким образом он его переживает и какой смысл ему приписывает. И то и другое
находится во власти человека, даже хотя он может не осознавать этого.
     Если  тот способ,  которым человек пережил  происшествие,  не  дает ему
пользы, то  нам  нужно  перестроить  переживание.  Человеку  нужно  повторно
пережить событие. Пережить его снова, по-другому.
     Бывает, что человек все время сохраняет, как часть  настоящего времени,
происшествия с ошеломляющим или  травматическим содержанием.  Они  на  самом
деле  не являются частью  настоящего времени,  но из-за того, что в них есть
что-то непроясненное, эти происшествия соединены  с настоящим временем  так,
как будто находятся в  настоящем. Все началось  с того, что эти происшествия
не были  полностью  пережиты,  и  поэтому  человек постоянно  носит  с собой
напоминание  об  этом. Напоминание  часто  состоит  из связанных  с событием
ощущений, которые повторяются как запись в отрыве от ситуации.
     С помощью повторного переживания события человек может собрать те части
переживания,  которые  он пропустил  в  первый  раз.  Кроме того,  он  может
рассмотреть  событие  с  нескольких  точек  зрения,  а  не  только  с  одной
ограниченной  точки зрения. Он может пережить  событие с большим и знаниями,
которые  у него  теперь  есть. К  тому же он может  обнаружить другой  смысл
события,  понять,  что в нем есть положительная ценность,  и извлечь из него
какой-то урок.
     Повторное  переживание  изменяет событие. Мы говорим не  об объективном
событии, даже  хотя оно  тоже в  чем-то  изменится.  Для человека  важно  то
субъективное событие, которое существует в  его реальности. Он сможет  более
гибко  обращаться с  событием, он превратит его  в  положительный  для  себя
ресурс, и событие займет свое место в соответствующем контексте, вместо того
чтобы храниться в неподходящем месте реальности личности.
     Повторное переживание придает событиям совершенно новый смысл.
     Что такое повторное переживание?
     Его   можно   еще  называть  "возвратом",  "прояснением  происшествий",
"прояснением   копий",   "прояснением   избыточности",    или   "облегчением
травматических происшествий".
     Если  говорить  просто,  мы  занимаемся  застывшими   копиями  событий,
происходящих  где-то  в  другом  месте  во времени и  пространстве.  Человек
сохраняет у себя эти  добавочные  копии, потому  что он не смог справиться с
самим  событием. Когда незаконченное дело завершается,  добавочная копия уже
не нужна и исчезает как таковая--она "прояснена".
     Мы обычно называем добавочные копии "происшествиями". Это может немного
смущать, потому что само  событие  тоже можно называть  "происшествием".  Но
давайте договоримся в  основном  называть этим  словом точную копию события.
Когда  добавочная  копия   устранена,  можно   сказать,   что   происшествие
"прояснено", "стерто" или "исчезло". Конечно, реальное событие осталось  тем
же, но пропала его копия.  Можно  сказать, что реальное событие  стало более
"ясным".
     Зачем  нам прояснять  эти копии?Дело в  том, что  они часто  запутывают
умственные и эмоциональные реакции человека. Потому  что в противоположность
реальным событиям, происшествия-копии сохраняются в  настоящем  времени. Они
становятся  фильтрами, через которые человек воспринимает настоящее время, и
они становятся программами, определяющими  реакции человека. Это не особенно
полезно. Вообще-то говоря,  человеку лучше иметь  дело с тем, что происходит

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться