На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"
который подкрепляет его убеждения о желтом цвете. Когда ему дается власть,
то желтый цвет влияет на все его решения. Если он управляет овощным
магазином, то в продаже никогда нет бананов, и работники, носящие желтое,
долго не продерживаются.
Такое поведение было бы настолько далеко от нормы, что большинство
людей считали бы этого человека ненормальным. Но он может использовать свою
идею незаметно, скрывая ее, и она может так и не обнаружиться. Может быть,
кто-то просто заметит, что у человека немного чудаковатые привычки.
На самом деле большинство людей страдают от фиксированных идей. Есть
широкий круг разновидностей фиксированных идей. Некоторые из них кажутся
явно дурацкими, а некоторые довольно разумными. Некоторые из них
выставляются напоказ, а некоторые настолько скрыты, что даже сам человек не
знает, что использует их.
Фиксированные идеи непохожи на другие виды материала, которым мы
занимаемся. Сами по себе они не материальны. Это идеи, мысли. Это не
ощущения, не события, не люди и не вещи. Они как бы невидимы. В них нет
ничего осязаемого, что можно было бы взять и рассмотреть. Поэтому они часто
трудноуловимы. Все последствия фиксированной идеи: ощущения, реакции,
переживания, и тому подобное, материальны. Но сама идея совершенно
неосязаема.
Могущество фиксированной идеи именно в том, что это неосязаемая идея,
оторванная от соответствующей ситуации. Это значит, что она может
применяться в широком круге ситуаций. Она кажется подходящей для любых
ситуаций. Она становится правилом, применимым везде.
Фиксированные идеи часто мешают прояснению прорабатываемой темы.
Например, если наш вышеописанный друг устроил большую драку с тем, кто
предложил ему стакан желтого лимонада, то это происшествие не прояснится,
если мы будем рассматривать только то, что фактически произошло, и какие
были эмоциональные реакции. Сколько бы мы ни изучали само травматическое
происшествие, мы добъемся полноценного прояснения. Только если мы займемся
самой фиксированной идеей, мы действительно чего-то достигнем.
Когда в какой-то области есть фиксированные идеи, восприятия в ней
отчасти блокированы. Нельзя рассчитывать на то, что мы просто тщательно
исследуем ситуацию, поговорим о ней, и она прояснится. Фиксированная идея
делает такую технику неэффективной.
Если во время процессинга обнаруживаются фиксированные идеи, они
становятся основной и первоочередной мишенью.
Типы фиксированных идей
Есть много типов фиксированных идей. Они служат разным целям, влияют на
разные области в мире человека, и для их проработки требуются разные
техники.
Общее у них всех--то, что они фиксированы, а не подвижны. Они
используются в отрыве от ситуации. Это застывшие смыслы ситуаций,
используемые вместо восприятия происходящего. Сам человек создает их, но он
уже не осознает, как он это делает.
Вот некоторые типы фиксированных идей:
Фиксированные предположения- Информация, которую человек предполагает
истинной, не задумываясь об этом, и которая никогда не проверяются. Скрытые
предположения.
Фиксированные необходимости - То, что должно быть только так, или не
может быть так. Ожидаются неуточненные плохие последствия, если не будут
соблюдаться определенные правила.
Фиксированные шаблоны поведения- Шаблоны ролей, действий, и отношений,
которые человек автоматически сохраняет. Навязчивые шаблоны поведения.
Фиксированные убеждения - Основные правила о мире, по которым человек
живет, не осознавая, что он их выбрал.
Фиксированная правота - Навязчивая потребность делать себя правым, а
других неправыми.
Эти категории отчасти произвольны и перекрываются. Тем не менее они
полезны в том, что для разных категорий подходят разные техники.
Заметьте, что мы занимаемся фиксированностью этих типов идей.
Нет ничего плохого в том, что есть убеждения и желания. Нам нужно, чтобы
человек получил свободу выбора, и чтобы идеи стали гибкими инструментами,
которые можно использовать или не использовать по желанию.
Мы ищем то, что взято в отрыве от обстоятельств, возведено в ранг
всеобъемлющего обобщения, и никогда не проверяется.
Как находить фиксированные идеи
Фиксированная идея--это обычно решение или вывод, которое сам человек
сделал в какой-то момент, и тем самым установил автоматический способ
обращения с жизнью, не требующий его присутствия. Это какая-то конкретная
идея, которую человек считает очень ценной, но не сознает, что использует
ее. Он использует ее как истину, и ему кажется, что она отлично ему служит.
Это фиксированный, неразумный способ справляться с жизнью. Это способ быть
правым. Часто это к тому же способ делать других неправыми. Фиксированная
идея по определению делает какой-то образ действий правильным. Даже болезнь
может служить ей. Человек закрывает глаза на фиксированную идею. Он не
знает, что использует ее. Он настолько уверен в ней, что никогда ее не
пересматривает. Если он сам подходит к ней вплотную, она просто кажется ему
очевидной истиной и он не разбирается в этом дальше.
Фиксированная идея указывает на область, в которой человек не
воспринимает. Поэтому вокруг фиксированной идеи могут собраться и
удерживаться всевозможные вещи. Прояснение этой идеи может высвободить
огромное количество другого материала.
Фиксированная идея не материальна. Это просто идея или утверждение. Но
из-за нее может сохраняться много проблем. Человек видит проблемы не такими,
какими они есть, и поэтому они в данной области не решаются. Фиксированная
идея создает видимость, что никакой беспорядочности нет и что все всегда
находится в определенном состоянии. Поэтому накапливается незамеченная
беспорядочность.
Можно подозревать, что поблизости есть фиксированная идея, если человек
не может мыслить в определенной области. Есть определенная застопоренность,
которая вряд ли имеет смысл для кого-то другого, кроме человека с
фиксированной идеей.
Фиксированная идея не сдается добровольно. Она устроена так, чтобы
ускользать от обнаружения и отрицать свое существование. Вам нужно загнать
человека в угол и вынудить его точно высказать идею, прежде чем он признает,
что он ее использует.
Если вы подозреваете фиксированную идею в определенной области,
вовлеките клиента в диалог о ней, спрашивая его о логике того, что
происходит. Фиксированная идея--это застывший кусочек логики. Если мы будем
продолжать добиваться от клиента логических обоснований в данной области, он
в конце концов будет вынужден выдать исходный кусочек логики, фиксированную
идею, которую мы ищем. Фиксированная идея--это по своей природе
нелогичность, используемая как основа для логики.
Самый эффективный способ засечь фиксированную идею--повторять вопросов:
"Почему?". Сначала клиент будет давать очень логично звучащие ответы, но
если вы будете спрашивать о логических обоснованиях и тому подобное, и
будете продолжать делать это, то вы скорее всего дойдете прямо до основной
нелогичности.
К: "Я не собираюсь больше выходить замуж"
Ф: "А почему не собираешься?"
К: "Потому что с мужчинами слишком много неприятностей"
Ф: "А почему это так?"
К: "Они все время пристают"
Ф: "А почему они все время пристают?"
К: "Потому что... МУЖЧИНЫ--ЖИВОТНЫЕ!"(смех)
Когда человек точно находит свою фиксированную идею, он почти всегда
радуется или смеется. Ему это очень нравится, и когда он сознает, что же он
только что сказал, ему это кажется очень забавным. Человек может еще
сохранять эту идею, но по крайней мере он ее осознает.
Вот несколько примеров фиксированных идей: "Я лучше знаю", "Мне нужно,
чтобы обо мне заботились", "Все они идиоты", "У меня больное колено", "Никто
не знает", "Кто-то другой об этом позаботится".
Фиксированные идеи могут всплыть, когда вы проводите общий диалог по
какой-то теме. Возможно, вы не ищете именно фиксированные идеи, но одна из
них всплывает. Если появляется такая идея, разберитесь с ней сразу же.
Чаще бывает, что вы подходите вплотную к фиксированной идее в ходе
процессинга, и тема начинает как бы фиксироваться. Человек не может
обдумывать эту тему, говорит очень нелогичные вещи, или очень самоуверен в
этой теме, но на самом деле не справляется с ней.
Спросите о принципах, по которым он действует:
"На основе каких принципов ты здесь действуешь?"
"Каким правилам ты следуешь?"
"Что ты знаешь о _____?"
А затем углубитесь в то, что он сказал, что звучит хоть немного
фиксированно. Выясните, какие принципы лежат в основе этих принципов, и так
далее:
"А на основе чего это?"
"Откуда ты это знаешь?"
"Почему это так?"
Мы на самом деле не ищем логичных причин и объяснений. Мы поощряемь
человека раскрыть очень нелогичную причину. Чтобы сделать это, нам нужно как
бы обхитрить его, загнать в угол и вывести на чистую воду. У него не должно
быть времени, чтобы построить разумные объяснения. Лучше, если он
необдуманно выложит что-то. Поэтому задавайте ваши вопросы очень быстро.
Быстрая последовательность вопросов и ответов скорее всего решит дело.
Поставьте человека в затруднительное положение. Не интересуйтесь
никакими другими всплывшими проблемами. Мы направляемся прямо к
фиксированной идее, которая лежит в основе неприятностей в данной области.
При раскрытии фиксированной идеи отчасти оспаривайте клиента. Но
помните о том, что вам нужно сохранять взаимопонимание. Не пытайтесь
доказать, что человек в чем-то неправ. Играйте в игру. Он старается дать
логичные причины, а вы стараетесь поймать его на использовании основной
нелогичности. Не просто какой-то ошибки мышления, а конкретной фиксированной
идеи, которая является основой его способа мышления и действий в жизни.
Общее расфиксирование
Можно подготовить разные подходы для разных видов фиксированных идей.
Есть много вариантов, поэтому нельзя обращаться со всеми ними одинаково. Но
есть определенные основные принципы того, что нам нужно с ними сделать.
Фиксированные идеи нужно высвободить. А конкретнее нужно высвободить те
идеи, которые ограничивают человека. Их нужно "расфиксировать". Основные
способы расфиксирования идеи:
~ Определите те способы, которыми фиксированная идея послужила клиенту
~ Исследуйте последствия использования и не-использования идеи
~ Поместите идею в ситуацию
Заметьте, что фиксированная идея непохожа на другие явления, о которых
мы обычно ведем диалог. Ее нужно не просто обсудить, увидеть с разных сторон
и описать. Она ФИКСИРОВАНА, это идея или/или, не допускающая чего-то
среднего. Сначала человек неспособен обсуждать ее. Это фиксированная истина.
Сначала вы можете разве что выслушать случаи, когда человек использовал
идею, и причины, по которым это очевидно истина. Мы постепенно превратим ее
в более гибкую идею, но сначала это может быть невозможно.
Определите, как эта идея служит человеку
Часто в ответ на некоторые вопросы человека выдает длинный список того,
в чем фиксированная идея полезна для него. Это как бы автоматическое
явление, которое очень полезно для высвобождения идеи. Поэтому если такое
происходит, просто дайте клиенту перечислить все свои обоснования. Если
вопрос не вызывает особой реакции, попробуйте другой.
"Чего _____ помогла тебе достичь?"
"Что _____ помогла тебе предотвратить?"
"Что _____ позволяет тебе делать?"
"Что _____ позволяет тебе иметь?"
"Кем _____ позволяет тебе быть?"
"Что правильно в _____?"
"Какие преимущества _____?"
"Как можно использовать _____ против других?"
"Ставит ли _____ других в невыгодное положение?"
"К чему _____ тебя привела?"
"Из чего _____ тебя вывела?"
"Решением чего была _____?"
"Что _____ решила?"
Исследуйте последствия
В зависимости от того, какая это фиксированная идея, исследование
последствий может быть основной задачей, или может не подходить. Оно
особенно полезно для тех фиксированных идей, когда человек ДОЛЖЕН или НЕ
МОЖЕТ делать чего-то. Обычно человек на самом деле не исследовал
окончательные последствия делания или не-делания того, о чем он говорит.
Поэтому мы просто спрашиваем, что бы произошло, если бы он сделал это, или
если бы идея была истинной, и что бы произошло, если бы он не сделал этого,
или если бы идея была ложной. А еще чего бы не произошло. Мы спрашиваем в
основном о положительных вещах, а не о жалобах на проблемы. Мы стараемся
показать, что всегда есть то, что человек получает, и то, что он теряет,
независимо от того, что он выбирает.
"Что случится, если ты сделаешь _____?"
"Что случится, если ты не сделаешь _____?"
"Чего не случится, если ты сделаешь _____?"
"Чего не случится, если ты не сделаешь _____?"
Поместите идею в ситуацию
Мы стремимся к тому, чтобы человек научился обдумывать эту идею. Для
этого ему нужно уметь сопоставлять ее с другими идеями и с разными
ситуациями. Поэтому, когда мы уже более или менее высвободили идею другими
методами, можно попросить человека сделать это:
"В чем ценность _____?"
"В чем важность _____?"
"Когда _____ может быть подходящей идеей?"
"Когда _____ может быть неподходящей идеей?"
"С чем можно сравнить _____?"
"Куда _____ подходит?"
Работа с фиксированной идеей завершена, когда наш клиент может принять
или отбросить ее, когда у него есть выбор насчет нее, и когда она
превратилась из фиксированной неопределенности в гибкий принцип. Это может и
не быть каким-то внезапным озарением. Идея просто уже не фиксирована, это
одна идея среди других идей. Человеку может казаться невероятно смешным, что
он когда-то ее использовал, или он может продолжать считать ее разумным
принципом.
Иногда извлекаются поверхностные фиксированные идеи, которые близки к
основной фиксированной идее, но не совсем совпадают с ней. Даже если вы
знаете это, все равно полезно вставить полученное в вопросы расфиксирования.
Настоящая фиксированная идея может появиться, когда мы уберем то, что
закрывает ее.
Не упускайте возможности извлечь основную фиксированную идею. Это может
дать клиенту очень крупные и устойчивые изменения.
Упражнения
| |