Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"

на последствия. Другая сторона отказывает себе в наслаждении и старается все
делать правильно.
     Сильные  противоположности  почти всегда  связаны  с какими-то тяжелыми
травматическими  происшествиями. Это обычно  детские  умственные, физические
или эмоциональные  оскорбления, или по крайней мере их восприятие. Обычно их
довольно  много.  Например,  маленькую  девочку часто  ругали, подавляя  ее,
насчет того, что она  должна хорошо  себя вести и правильно кушать. Когда ей
отказывают в  наслаждении,  она  подсознательно  откалывает от  себя  часть,
которая получает все удовольствие, но бесконтрольно, так как ей не позволяют
быть ответственной за это.
     Кроме  противоположностей,  еще  одна  ключевая  вещь  в  нежелательных
привычках--положительная  цель.  Люди  делают  то,  что  делают, в  основном
потому, что  в этом есть  какое-то положительное  намерение  или выгода. Это
относится  к подсознанию  даже  больше, чем  к  сознанию.  Не  бывает просто
"плохих привычек".  Люди не садятся  на наркотики просто  потому, что кто-то
уговорил их  это сделать,  а сейчас они  не  могут выбраться из этого.  Люди
принимают наркотики, потому что они что-то из этого извлекают.
     Общественные кампании против наркотиков обычно до  абсурда неэффективны
по  той  же причине. Они  полностью  игнорируют  то,  что  личность является
причиной своего поведения и ведет себя так, потому что это ей что-то дает. В
общественных  кампаниях  используется  ошибочная   идея   о  том,  что  люди
становятся наркоманами просто потому, что не знают, как сказать слово "Нет".
Большинство учреждений по реабилитации наркоманов обвиняют их и обращаются с
ними как с больными, как  со следствиями относительно  наркотиков, и никогда
не занимаются достоинствами наркотиков.
     Распространенные  организации  по борьбе  с  нежелательными привычками,
например  "Анонимные Алкоголики",  отчасти  успешны, потому что  дают  людям
некоторые из  тех  выгод,  которые  люди получали от  наркотиков.  Они  дают
группу, поддержку друзей, взаимодействие с  обществом, цель в  жизни, и  так
далее.  Но они  не признают, что  заменяют выгоды алкоголя  выгодами группы.
Большинство членов "АА" теперь  привязаны к "АА" и должны ходить на собрания
несколько раз в неделю. И  они сильно  расколоты на противоположности против
любого  взаимодействия  с  бывшим  предметом  зависимости.  Член  "Анонимных
Алкоголиков" должен держаться  подальше от  алкоголя. В их  философию входит
еще и то, что раз кто-то стал алкоголиком, он навсегда алкоголик,  и поэтому
он  должен  следовать  программе и оставшуюся  жизнь  держаться подальше  от
алкоголя.
     Процессинг действует иначе. Можно достичь гораздо более  уравновешенных
результатов.  Не  нужно  заменять   одну   нежелательную   привычку   другой
противоположной привычкой. Часто  сложнее отучить человека от лекарства, чем
от первоначальной проблемы. Член "АА" обычно  полностью закрыт, и настаивает
на том, чтобы вечно держаться за проблему.
     Заметьте,  как бурно бывшие курильщики  реагируют  на  сигаретный  дым.
Знаете ли, начинают кашлять за десять метров и сильно волнуются. И каждый из
них годами  наслаждался  тем, что пускал  этот  дым  в  свои легкие. Что  же
случилось?  Наверное, кто-то  внушил  им  такой  страх  перед  последствиями
курения,  что  создалось  большое  возможное   травматическое  происшествие,
расщепляющее их против курения. Они стали зависимы от  не-курения и отрицают
ту  свою  часть,  которая  курила. Это труднее изменить,  чем было бы раньше
побудить их уравновешенно прекратить курить.
     Наша работа не в том,  чтобы читать морали или решать, что  люди должны
делать или не делать. Работа фасилитатора в том, чтобы освободить человека и
чтобы он мог делать то, что он действительно хочет делать. Если это курение,
мы поможем ему лучше  наслаждаться этим. Если это не-курение, мы поможем ему
достичь этого.
     Нет плохого  или  хорошего  поведения.  Вопрос  в  том,  чего  вы  этим
достигаете и насколько это согласуется с другими вещами, которых вы  хотите.
Большинство  людей   хотят  изменить   вредные  привычки,   потому  что  это
противоречит другим  их желаниям.  Употребление алкоголя может противоречить
желанию  быть  хорошим  водителем,  употребление  кокаина  изнашивает  тело,
курение может противоречить стремлению к чистоплотности, и так далее.
     Самый  эффективный   способ  справиться  с  зависимостью  от  какого-то
вещества--выяснить, какие  выгоды оно  дает,  и затем  найти  больше  разных
способов  получать  это. Идея  не в  том,  чтобы  избавиться от  возможности
употреблять вещество, а скорее в том, чтобы добавить какие-то дополнительные
возможности.
     Подсознательно  личность всегда стремится  сделать  наилучший  выбор  в
текущей ситуации. Если этот выбор  оказывается не таким,  какой предпочитает
сознательный ум, то не нужно  избавляться  от  этого  выбора. Нужно добавить
настолько     же    эффективные    дополнительные    возможности,    которые
предпочтительнее сознательно.  Иначе  личность  просто не будет  чувствовать
желание  делать  что-то,  кроме   старого   выбора.  Ощущения  указывают  на
подсознательный выбор.
     Привязанность  к  каким-то  веществам обычно  дает  много  преимуществ.
Например, курение может давать  расслабление,  общение с друзьями, перерывы,
ускорение  обмена веществ,  повышение  творческих  способностей и увеличение
пространства.  Все это  хорошие  и желательные вещи для  человека. Он решает
прекратить  курить,  потому что он  кашляет слизью,  потерял форму, приобрел
неприятный  запах, тратит на сигареты  много денег, и  люди возражают против
его курения.  Но  чтобы действительно  ощутить  нежелание курить, ему  нужно
приобрести   новые  способы   получения  положительных  преимуществ.  Он  не
приобретет их всех  сразу, и ему  придется научиться нескольким новым вещам.
Он научится по-другому дышать,  больше расслабляться, изменит  диету,  чтобы
лучше  переваривать  пищу,   заведет  хобби,   чтобы   развивать  творческие
способности.  Это произойдет  в  несколько  стадий.  Поэтому  важно  разбить
проблему на составляющие части и отмечать, когда одна из них улучшилась.
     Наверное,  первый шаг  такой  работы--поговорить с  клиентом,  чтобы он
заметил  положительное  намерение в  проблеме. Для  этого нужно  поработать.
Клиент  пришел к вам,  чтобы  избавиться  от  нежелательной  привычки,  а вы
пытаетесь  убедить его  в  том, что  это хорошо? Вам  нужно научить  клиента
отличать  две  разные вещи:  принимать положительные черты  чего-то  и  быть
уверенным в невозможности что-то  изменить.  Он  сможет эффективно  изменить
что-то только тогда, когда он разберется в том, зачем оно нужно.
     При нежелательных привычках ищите:
 
     ~ Разделенность на противоположности
     ~ Положительные преимущества
 
     Упражнение
     * Поупражняйтесь в работе с нежелательными привычками
 
Раздел 11: Ваша практика
     Обстановка сеансов
     Сеансы проходять более гладко, когда ваша окружающая обстановка создает
безопасное пространство. От обстановки зависит  внешнее  оформление и  рамки
сеансов.
     Первое,  что  нужно  определить  в  обстановке   сеансов--это   где  вы
собираетесь их проводить. Самые распространенные варианты:
     - в комнате у вас дома
     - в отдельном арендованном офисе
     - в общем офисе, где есть секретарь и другие услуги
     - как целый центр процессинга с персоналом
     - в офисе врача или другого специалиста
     - дома у клиентов
     Большинство фасилитаторов проводят сеансы у  себя дома.  Это удобнее  и
дешевле всего.  Иногда трудно сдерживать шум и так далее,  если вы живете не
один.  Но  вам не  нужно  никуда ездить, члены вашей  семьи  могут  впускать
следующих  людей  и развлекать  их, пока  вы заканчиваете  сеанс с клиентом.
Некоторых  людей  волнует, что  может  казаться  не  совсем профессиональным
проводить сеансы у себя дома, но на самом деле  большинству клиентов это все
равно. Вам лучше использовать для сеансов отдельную комнату у себя дома. Она
заодно может служить и офисом.
     Когда  вы  арендуете  офис, вы  можете  сделать  свою обстановку  более
профессиональной.  Вы   можете  создать   пространство   исключительно   для
процессинга. Вы можете арендовать свой офис  в деловом  районе, где до  него
легче добраться или  он лучше  заметен. Если вы зарабатываете себе на  жизнь
преобразующим  процессингом,  и клиенты  следуют вплотную друг за  другом по
расписанию, то стоит  подумать об отдельном офисе. Но трудности прежде всего
в накладных расходах. Это будет стоить вам денег,  не обязательно давая  вам
лучшие результаты. И вам может быть нужна секретарша, чтобы встречать людей,
когда вы в сеансе.
     Во многих местах можно арендовать небольшой офис внутри большого офиса,
где  есть секретарша,  копировальные  машины, и  так  далее, которые  вместе
используют  несколько  людей.  Это может  быть  совсем  недорого  и  все  же
выглядеть очень профессионально.  Вам тогда не нужно столько  рабочей силы и
оборудования, как если бы вы сами открыли свой офис.
     Если есть  другие  фасилитаторы,  с  которыми вы  можете  работать,  то
решение  может быть  в том, чтобы устроить вместе настоящий центр. Это может
дать  объединенную  энергию совместной  работы и организованности.  Тогда вы
можете развить такую деятельность, что будет оправдано нанять кого-то, чтобы
она занималась  только офисной и секретарской работой. Можно нанять кого-то,
чтобы  он  занимался только маркетингом, привлечением новых  клиентов и  так
далее.  Если вы хорошо это устроите, центр может быть успешным предприятием.
Но вам нужно  сознавать, что в центре больше  "едоков".  Прибыль  все  равно
поступать от ваших услуг по процессингу, так что надо будет проводить больше
процессинга,  чтобы  позволить  себе  иметь  персонал,  который  не проводит
сеансов.
     Может  быть, вам  повезет, и вы  наладите  сотрудничество с  мануальным
терапевтом или  другим специалистом по здоровью, который будет направлять  к
вам  людей.  Этот  врач  может быть вашим  клиентом,  или  ему  просто нужно
направлять   к  кому-то   людей,  которые  нуждаются  в  психологической   и
эмоциональной работе. В любом  случае, вы сможете собирать несколько сеансов
вместе и проводить сеансы в обстановке клиники. Клиентам может быть приятнее
быть  в  той же  обстановке, где они  встречаются со своим врачом,  и  будет
меньше вопросов насчет того, что же вы на самом деле делаете.
     В  конце  концов вы можете проводить сеансы дома  у ваших клиентов. Это
избавляет вас  от труда по устройству комнаты. Но это значит,  что вам нужно
туда  ездить,  и  тратить на  это много  времени. А  работа с  кем-то в  его
собственном  доме имеет и  достоинства, и недостатки. Эта обстановка  скорее
всего больше беспокоит клиента, напоминая  ему о всевозможных проблемах. Это
может  позволить вам легко  добраться  до его домашних проблем, но  может  и
помешать заняться чем-то другим.
     Сейчас я провожу  сеансы  у  себя дома,  и раз в  неделю в  медицинской
клинике. До этого у меня был  свой офис с витриной, а еще раньше я работал в
центре.  Когда  у  меня  был  свой  офис,  главным  преимуществом  была  моя
уверенность в себе. Я лучше относился  к тому, что я  делаю. Была витрина  с
вывеской,  люди заходили в  приемную со  стульями  для  ожидания.  Мой  офис
использовался только для процессинга,  у  меня были красивые сертификаты  на
стене,   все  выглядело  профессионально.  Но  это  никак  не  улучшало  мои
результаты, и не увеличивало количество новых клиентов. И это стоило мне 700
долларов в месяц накладных расходов. Так что  в итоге я  решил, что  мне это
больше не нужно.
     Комната  для сеансов должна, конечно, быть отдельной комнатой с дверью,
которую можно закрывать. Вам  желательно быть  один на один  с клиентом, без
помех снаружи, и с возможностью доверительного разговора.
     Если дверь можно закрыть на замок, так что никто не  зайдет без спроса,
это прекрасно. Но помните,  что  некоторым клиентам не нравятся закрытые  на
замок двери.
     Если людям  снаружи  нужно  это  знать,  повесьте на дверь  объявление,
что-то  вроде:  "Идет сеанс--не беспокоить".  Сделайте  объявление,  которое
можно переворачивать на чистую сторону, когда вы не в сеансе.
     В  комнате  для  сеансов должно быть  по крайней мере  два стула.  Стул
клиента должен быть удобным. Но не настолько удобным, чтобы он засыпал. Стул
должен  поощрять активное  участие  клиента  в  сеансе, но клиент  не должен
отвлекаться на то, что ему неудобно сидеть.
     Еще вы можете  проводить сеансы, когда  клиент лежит, но на  самом деле
это не помогает процессингу.
     Конечно, вам тоже желательно  удобно  сидеть самому. Выберите  стул, на
котором вы можете долго сидеть без  неудобств. Это может быть такой же стул,
как у клиента.
     Вы можете сесть за  стол  друг  напротив друга. Тогда вам  будет удобно
вести записи, делать рисунки для клиента и так далее. Но если  вы  не ведете
постоянных записей, вам вполне достаточно папки или просто блокнота в руках,
когда это нужно.
     Рядом  со  стулом  клиента  может  быть  коробка  с  мягкими  бумажными
салфетками.  Поверьте  мне,   они  пригодятся.   И   мусорная  корзинка  для
жевательной резинки, салфеток, и так далее.
     Комната  обставляется так, чтобы не отвлекать клиента, но и не наводить
на него скуку.  Скорее всего  подойдет  такая обстановка, в которой  вы сами
чувствуете  себя  уютно. Только  не  ставьте зеркало  перед  клиентом  и  не
заводите порхающего по комнате попугая.  Прекрасно, если  вокруг есть разные
безделушки, они полезны, чтобы клиент смотрел на них для заземления.
     Если  у  вас есть  какие-то сертификаты  в чем-то,  хотя  бы  отдаленно
связанном  с процессингом, повесьте их  на  стену.  Они  показывают, что  вы
серьезно относитесь  к тому, что  делаете, и внушительно  влияют на клиента.
Клиенты обычно  только  мельком  смотрят  на  них, но  предполагают, что  вы
квалифицированный специалист, и не сомневаются в этом.
     Помогает  все, с  помощью чего  создается чистая  атмосфера. Вы  можете
поставить   очистители   воздуха,  которые  очищают  воздух  от  пыли.  Есть
устройства,  которые  нейтрализуют электромагнитное  загрязнение и радиацию.
Благодаря  этому клиент будет  себя физически лучше чувствовать, и к тому же
пространство  сеанса будет отличаться  от остального  шумного  мира.  Тихое,
безопасное пространство, в котором клиент может раскрыться и измениться.
     Вы  можете  использовать  окружающую  обстановку  как   один  из  ваших
инструментов.  Чтобы  сильно измениться, человеку  полезно  быть  в  немного
измененном   состоянии.   То   есть   быть  расслабленным  и   находиться  в
пространстве, где изменение  кажется  очень вероятным. Если вам  хочется, вы
вполне можете способствовать этому, создавая  волшебную  атмосферу. Измените
освещение,  зажгите свечи,  наденьте шляпу  с  таинственными символами,  или
сделайте  что-то  еще.  Это целиком вопрос личных вкусов.  Важны результаты.
Если обстановка сообщает клиенту, что это то место, в котором можно получить
результаты, прекрасно.
     В комнате для сеансов должна быть приятная температура. Летом вам может
быть  нужен  вентилятор,  а  зимой обогреватель,  чтобы  быстро подстраивать
температуру.
     Клиент может получить удовольствие от стакана воды или чашки чая.
     Полезно иметь  рядом  книжную полку с книгами, о которых вы  не против,
чтобы клиент узнал.  Люди иногда спрашивают  о том, где можно узнать больше.
Особенно если вы обсуждаете некоторые философские основы  процессинга. Пусть
под  рукой  будут  книги,  к  которым  можно  направить  клиента.  Или  даже
продавайте ему книги.
     Если у вас есть какие-то брошюры или рекламные листки,  пусть они будут
под рукой.  Клиенту  может быть нужно что-то небольшое, чтобы прочитать, или
дать другу.  Держите  поблизости  небольшую  пачку ваших  визитных карточек,
чтобы клиент мог взять несколько штук.  Вы можете записывать  на их обратной
стороне время следующего сеанса, это еще один способ распространять их.
     Если  в  комнате для сеансов  есть телефоны, выньте их  из розетки  или
выключите звук.
     В общем, просто сознавайте, что обстановка вносит вклад в эффективность
процессинга. Отвлекающая обстановка мешает сеансу,  а хорошо приспособленная
обстановка  помогает ему.  Знайте, что вы  управляете обстановкой,  и что вы
можете приспособить ее так, чтобы она лучше всего подходила к целям сеанса.
     Продолжительность сеанса
     Продолжительность сеанса--это время,  требующееся для  завершения цикла
основного  процесса   с  заметным  результатом.   Мы  работаем  над  чем-то,
заканчиваем его, и клиент доволен изменением.
     Сеанс может привести к окончательному решению проблемы всей жизни. Если
это  так--великолепно.  Но такой  "кусок"  бывает  слишком  большим.  Если у
человека есть  застарелая проблема всей жизни, или если  он  просит изменить
свои  личностные  черты,  то работа вполне может занять несколько или  много
сеансов.
     Часто у человека есть одна  или две действительно  больших проблемы, на
преодолении  которых  сосредоточена  вся его жизнь.  Какие-то  действительно
большие уроки, над  усвоением которых он  работает. Преодоление этих проблем
может  даже  быть  целью  его  жизни.  В  таком   случае  не  стоит  ожидать
немедленного результата. Вы можете получить быстрый результат, но скорее это
будет постепенное продвижение.
     Не то чтобы с определенными  проблемами  было тяжелей справиться, чем с
другими. Все зависит от того, сколько  намерения  человек вложил в проблему.
Если преодоление этой проблемы--суть всей его жизни, то он  не позволит  вам
решить  ее  за  пять  минут.  Но для  другого человека решение  той же самой
проблемы может занять всего пять минут процессинга.
     Со всем, что "всплывает" за неделю, что беспокоит  или мешает человеку,
можно  довольно  быстро  справиться.  С  "проблемой   недели"  обычно  можно
справиться за один сеанс.
     Если  клиент  приходит  и  говорит: "Я  поругался со своей женой насчет
того, кто должен мыть посуду", или "У меня  была автомобильная  авария", или
"То,  что я  услышал в новостях, меня очень  напугало", или даже  "Мой  дядя
умер", это  скорее всего уладится за один сеанс. Конечно, если это затронуло
что-то  более  глубокое,  оно может занять  больше времени. Но с  конкретным
событием обычно можно очень быстро справиться.
     Если новый клиент заходит и говорит: "У меня головные боли последние 20
лет",  или  "Я  застенчивый, я  боюсь  людей", или  "Я  десять  лет ходил  к
психиатру из-за  депрессии, но она  у меня  так  и  осталась",  то вы можете
рассчитывать, что решение такой проблемы займет несколько сеансов. Иногда вы
сможете справиться  с  этим  за  полчаса, но  не разочаровывайтесь,  если не
сможете.  Но депрессия  или головные боли вряд ли являются  целью человека в
жизни,  так что  их, конечно, можно прояснить.  С депрессией  на  самом деле
довольно легко справиться, если человек имеет некоторое представление о том,
как можно не быть в депрессии.
     Но если кто-то построил всю свою жизнь на преодолении ограничений своей
расы,  своего  воспитания или  религии,  ему не так леко  отказаться от этих
ограничений. Или если у него есть высокая цель, над которой он  работает, он
может быть не готов с юмором отнестись к тому, что мешает этой цели.
     К  тому же  проблемы, которые  как-то  служат  человеку,  бывают  очень
прилипчивыми.  Многие  люди  очень  крепко  держатся  за   то,   чтобы  быть
"выздоравливающим   алкоголиком",   "пострадавшим   от   инцеста",  "жертвой
изнасилования", "зависимым от  других", и так далее. Такие организации,  как
"Анонимные алкоголики", часто потворствуют этому и укрепляют такую роль. Они
обычно  заменяют  нежелательную  привычку  или травму  человека нестолько же
навязчивой привязанностью  к противоположному. Иногда нужно  много  сеансов,
чтобы сделать подход к этой проблеме более гибким.
     Так  что в  одном  сеансе  вам  не  обязательно  справляться с  большой
проблемой всей  жизни. Вам не нужно беспокоиться о  том, что вы  не измените
человека  полностью чудесным  образом.  Вам нужно сосредоточиваться  на том,
чтобы по одному завершать  крупные действия.  Одно  крупное  действие  может
соответствовать одной жизненной проблеме, или ее небольшой части.
     Если вы хорошо владеете своими  инструментами, вы можете довольно точно
управлять  продолжительностью  сеанса.  Требуемое  время зависит  от  вашего
мастерства, а не от клиента.
     Я  часто  провожу  сеансы  в  офисе  врача, где  пациенты назначены  по
расписанию  на  каждый час. Это  обычно очень эффективно. Я говорю  им,  что
сеансы в принципе длятся 50  минут и могут быть чуть больше или меньше. Если
сказать клиенту, что есть определенная ожидаемая продолжительность, то тогда
этим легче управлять.
     Мои сеансы обычно длятся от 40 минут до полутора часов.
     Мои  клиенты  обычно  знают,  когда  сеанс  закончен,  просто  по  тому
количеству заряда, через который  мы прошли. Нередко мы делаем достаточно за
30-40 минут, так что клиент просто не может управиться с  большим и  говорит
об этом. Ему нужно просто пойти и использовать это в жизни.
     Если мы работаем со сложной структурой, бывает нужно больше часа, чтобы
чего-то достичь. Например,  можно потратить  20  минут,  выясняя,  что же на
самом   деле   происходит,   и   обнаружить,   что   это   разделенность  на
противоположности.  Мы затрачиваем 30  минут,  работая  над  этим  с помощью
объединения противоположностей,  и обнаруживаем, что нежелательное  ощущение
тормозит объединение. Мы проводим 30 минут, проводя повторное переживание, и
справляемся с  ощущением. А  затем  10  минут,  чтобы завершить  объединение
противоположностей. Так  что вполне может получиться полтора часа, даже если
вы работаете очень эффективно.
     Нежелательно оставлять что-то в застрявшем состоянии. Нужно довести его
до  какой-то  точки  облегчения.  Даже  если  оно  не завершено,  желательно
оставить  его  в  безобидном  состоянии. Клиент должен чувствовать,  что  мы
достигли успеха, и  что  безопасно снова  обратить свое  внимание наружу  на
другие вещи.
     У вас есть определенный запас. Когда  вы  достигли  некоторого  успеха,
выяснили,  с  чем вы имеете  дело, и более  или  менее его  прояснили, то во
многом от вас зависит, когда  вы решите это  завершить.  Вы можете проделать
очень тщательную работу и полностью закончить  все  в  этом сеансе,  или  вы
можете  сделать  работу  на  скорую  руку,  попросить   клиента  подтвердить
достигнутый успех, восстановить его  прочную  заземленность, и попросить его
вернуться и завершить остальное в следующий раз.
     Если  вы  проводите  повторное  переживание,  вы  можете  пройти  через
несколько происшествий и прояснить все нежелательное ощущение за один сеанс.
Или  вы  можете проработать  только одно  происшествие до его прояснения, но
оставить на месте остаток ощущения. Главное, чтобы вы умели отвлечь внимание
клиента от прорабатываемой темы и вернуть его во внешний мир с положительным
взглядом  на   будущее.  Если  вы  можете  это  сделать,  обычно   безопасно
заканчивать. Если  внимание клиента все  еще зафиксировано на проблеме  и он
недоволен в связи с этим, то вам нельзя заканчивать сеанс.
     Если  все остальное  не сработало,  сеанс  продолжается  уже  несколько
часов, и вы не знаете, что делать, то вам придется прибегнуть к более грубым
и  дешевым уловкам.  Вам все  равно нельзя заканчивать сеанс,  когда  клиент
находится  в глубоком  горе.  Но  вы можете  использовать  все,  что  можете
придумать, чтобы обратить его внимание наружу, чтобы  он  подумал  о  чем-то
другом,  получил  больше  пространства.  Расскажите  ему  анекдот,   начните
обсуждать   вещи  в  комнате,  пробегитесь  с  ним  вокруг   дома,  сделайте
неожиданное  изменение  в  действиях.  Это  мало  что  дает  для  нерешенной
проблемы,  но это может  привести  клиента  в  состояние,  когда  вы  можете
закончить  сеанс и отпустить его. А потом у вас будет время подумать и найти
выход из положения, прежде чем клиент вернется в следующий раз.
     Просто продолжать те же действия--это не всегда выход, потому что может
не  сработать. Если вы действительно  не знаете,  что делать, а сеанс просто
продолжает  однообразно перемалываться, то закончите сеанс  любым  способом,
которым умеете.
     Есть несколько техник, которые можно использовать ближе к концу сеанса,
чтобы привести клиента в подходящее для завершения  состояние. Общее правило
здесь в  том, что вы не должны их использовать,  пока чего-то не  прояснили.
Найдите  что-то,  над  чем  работать, примените  к  нему  какие-то  техники,
получите улучшение или прояснение, и пусть клиент осознает это. Затем, когда
приходит время  заканчивать  сеанс,  вы можете  задействовать  обращенные на
внешний мир, заземляющие виды техник.
     Может быть  достаточно  просто попросить клиента осмотреться в комнате.
Или  поговорить  о  том,  как изменится  его  будущее на основе того, что он
извлек  из процесса.  Это  обращает  его внимание наружу,  на  положительное
будущее. Это очень хороший способ закончить работу с клиентом.
     Есть  разнообразные  процессы  воображения, которые можно  применить  в
последней   части   сеанса.  Вообразить  положительный   собственный  образ,
увеличить его все больше и больше, копировать его, распространять его.
     Если вы планируете проводить и процессинг отрицательного (избавление от
чего-то  нежелательного),  и  процессинг  положительного  (создание  чего-то
желательного) в  одном сеансе, проводите сначала отрицательные вещи, а потом
положительные. После работы клиента  со  всеми этими  отрицательными вещами,
его чувство  изобилия может уменьшиться и  у него может еще остаться на этом
немного внимания. Процессинг положительного--отличный способ исправить это.
     Ваш  способ  построения сеанса  позволяет вам управлять  длиной сеанса.
Если вы не  беретесь за большее количество отрицательных  вещей,  чем можете
прояснить, и используете положительные техники, чтобы завершать сеанс, то вы
можете быть довольно точным в продолжительности сеанса.
     Не  обещайте  клиенту  или  кому-то  другому  точной  продолжительности
сеанса. Говорите им,  что ориентировочно это 50  минут, или 1  час,  или 1,5
часа, или еще какое-то время,  которое  вы  выбрали нормой. Старайтесь точно
уложиться в это время, но не слишком беспокойтесь, если не укладываетесь.
     Если несколько клиентов назначены один за другим, оставляйте промежуток
времени между ними. Достаточно  времени, чтобы проводить сеансы,  чтобы люди
заходили и выходили, чтобы вы делали записи о сеансах и отдыхали. Пока вы не
станете уверены в том, что можете точнее управлять временем  сеанса, вам  не
стоит назначать сеансы с промежутком меньше двух часов.
     Дело клиента
     Нам нужны какие-то  записи  того,  что мы  делали с  клиентом.  Хотя бы
потому,  что  это забывается.  Иногда проходят  много  месяцев или даже лет,
прежде чем вы снова встречаете клиента. Он может зайти, говоря о том, что вы
сделали  в прошлый раз, но о  чем вы  полностью  забыли. Дело клиента должно
быть под рукой, чтобы напомнить вам об этом.
     Некоторые  техники  проводятся  только  один  раз.  Например,  какая-то
конкретная техника по зрительному  воображению. Стандартные  вещи,  например
повторное  переживание и  объединение  противоположностей,  можно  проводить
любое количество  раз. Но и здесь есть преимущество  в том, чтобы знать, что
вы  сделали в прошлый  раз,  чтобы  не делать то же самое, а найти  еще один
подход.
     В  деле клиента должно  документироваться продвижение клиента за  время
процессинга.  Например, в деле может  говориться о том, с какими  проблемами
клиент  пришел, что мы  с ними сделали, и  какие  были результаты. Это  дает
хорошую картину того, насколько успешно мы делаем  что-то  для человека, и к
тому  же  показывает,   насколько  эффективны  наши  инструменты.   Или  это
показывает,  что  что-то   нужно  исправить,  если  у  нас  явно  ничего  не
получается.
     Нам  не  нужно  записывать все рассказы и  переживания клиента.  Это на
самом  деле  бесполезно. Что  нам нужно--это  ключевая информация,  ключевые
моменты решений и действий, и заметные результаты.
     Я делаю отчет на одну страницу о каждом проведенном сеансе. Я использую
бланк "Заметки о  сеансе", приведенный в этой главе. Естественно, в нем есть
строчка для имени клиента и для моего имени. В нем есть дата сеанса, а также
количество  сеансов,  которое  мы  провели.  Еще  я  записываю, какая  плата
запрошена за сеанс и сколько получено. Иногда я договариваюсь  с клиентом об
особой цене, и могу не вспомнить этого, если не взгляну на последние заметки
о  сеансе.  Иногда клиент может забыть  свою чековую книжку, и  не заплатить
сразу же  после сеанса как обычно, так  что мне нужен бланк, чтобы вспомнить
это.
     В основной части бланка заметок о сеансе есть три  колонки с названиями
"Ситуация",  "Процесс",  и   "Результат".   По  сути  дела  это  то,  что  я
обнаруживаю, что я в связи с этим делаю и что из этого получается.
     Какую бы основную жалобу  или достижение  ни высказал  клиент в  начале
сеанса, я записываю это  в  первой графе  под названием  "Ситуация".  Клиент
может сказать мне, что он отлично провел неделю после последнего сеанса, и у
него больше нет никаких проблем с начальником. Это полезная информация, а не
просто дружеский разговор, так что нам нужно записать ее. Но здесь ничего не
нужно улаживать, это прекрасно.
     Когда мы находим то, с чем нужно справиться, я  опять пишу  это в графу
"Ситуация". И что бы я ни делал с этой ситуацией, оно идет в графу "Процесс"
рядом с ней. Не только успешные действия, но и все, что я пробую делать. Там
может быть написано "Диалог", "Повторное переживание", или что-то еще.
     Что бы ни  получилось из  этого, идет  в графу  "Результаты". Нам нужны
настоящие результаты,  а  не просто то, что  процесс  "закончен". Если он на
самом деле не сработал, запишите это. "Клиент остался сердитым"  или  что-то
еще. Затем  в графе  "Процесс" в следующей строчке запишите, что вы  сделали
после этого, поместите результат в графу "Результат", и так далее.
     В строчке "В следующий раз" внизу вы можете записать любые  ваши идеи о
том,  что делать дальше. Вам не обязательно следовать им, или делать  с ними
что-то  еще.  Просто  во  время сеанса  вы  можете  заметить,  что  можно  в
дальнейшем что-то  проработать,  но  не в этом сеансе. Или  если вы следуете
какому-то более долговременному плану, то вы можете записать в этих строчках
логический  следующий шаг. Просто как  напоминание, когда вы откроете дело в
следующий раз.
     Я  держу  заметки  о  сеансах  в  последовательном  порядке  в  простой
картонной папке.  На  обложке и на  корешке я пишу имя клиента. На обложке я
еще пишу  начальную и конечную дату этого дела, на случай, если мы полностью
заполним одну папку.
     Что бы вы  ни делали в сеансе, просто заполните бланк  заметок о сеансе
сразу же после окончания, и положите его сверху в дело клиента.
     Чтобы отслеживать то, что мы делаем на протяжении долгого времени и что
осталось незаконченным, я использую бланк под названием "Открытые  циклы". Я
прикрепляю его внутри передней обложки или кладу его в конец папки.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться