На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"
на последствия. Другая сторона отказывает себе в наслаждении и старается все
делать правильно.
Сильные противоположности почти всегда связаны с какими-то тяжелыми
травматическими происшествиями. Это обычно детские умственные, физические
или эмоциональные оскорбления, или по крайней мере их восприятие. Обычно их
довольно много. Например, маленькую девочку часто ругали, подавляя ее,
насчет того, что она должна хорошо себя вести и правильно кушать. Когда ей
отказывают в наслаждении, она подсознательно откалывает от себя часть,
которая получает все удовольствие, но бесконтрольно, так как ей не позволяют
быть ответственной за это.
Кроме противоположностей, еще одна ключевая вещь в нежелательных
привычках--положительная цель. Люди делают то, что делают, в основном
потому, что в этом есть какое-то положительное намерение или выгода. Это
относится к подсознанию даже больше, чем к сознанию. Не бывает просто
"плохих привычек". Люди не садятся на наркотики просто потому, что кто-то
уговорил их это сделать, а сейчас они не могут выбраться из этого. Люди
принимают наркотики, потому что они что-то из этого извлекают.
Общественные кампании против наркотиков обычно до абсурда неэффективны
по той же причине. Они полностью игнорируют то, что личность является
причиной своего поведения и ведет себя так, потому что это ей что-то дает. В
общественных кампаниях используется ошибочная идея о том, что люди
становятся наркоманами просто потому, что не знают, как сказать слово "Нет".
Большинство учреждений по реабилитации наркоманов обвиняют их и обращаются с
ними как с больными, как со следствиями относительно наркотиков, и никогда
не занимаются достоинствами наркотиков.
Распространенные организации по борьбе с нежелательными привычками,
например "Анонимные Алкоголики", отчасти успешны, потому что дают людям
некоторые из тех выгод, которые люди получали от наркотиков. Они дают
группу, поддержку друзей, взаимодействие с обществом, цель в жизни, и так
далее. Но они не признают, что заменяют выгоды алкоголя выгодами группы.
Большинство членов "АА" теперь привязаны к "АА" и должны ходить на собрания
несколько раз в неделю. И они сильно расколоты на противоположности против
любого взаимодействия с бывшим предметом зависимости. Член "Анонимных
Алкоголиков" должен держаться подальше от алкоголя. В их философию входит
еще и то, что раз кто-то стал алкоголиком, он навсегда алкоголик, и поэтому
он должен следовать программе и оставшуюся жизнь держаться подальше от
алкоголя.
Процессинг действует иначе. Можно достичь гораздо более уравновешенных
результатов. Не нужно заменять одну нежелательную привычку другой
противоположной привычкой. Часто сложнее отучить человека от лекарства, чем
от первоначальной проблемы. Член "АА" обычно полностью закрыт, и настаивает
на том, чтобы вечно держаться за проблему.
Заметьте, как бурно бывшие курильщики реагируют на сигаретный дым.
Знаете ли, начинают кашлять за десять метров и сильно волнуются. И каждый из
них годами наслаждался тем, что пускал этот дым в свои легкие. Что же
случилось? Наверное, кто-то внушил им такой страх перед последствиями
курения, что создалось большое возможное травматическое происшествие,
расщепляющее их против курения. Они стали зависимы от не-курения и отрицают
ту свою часть, которая курила. Это труднее изменить, чем было бы раньше
побудить их уравновешенно прекратить курить.
Наша работа не в том, чтобы читать морали или решать, что люди должны
делать или не делать. Работа фасилитатора в том, чтобы освободить человека и
чтобы он мог делать то, что он действительно хочет делать. Если это курение,
мы поможем ему лучше наслаждаться этим. Если это не-курение, мы поможем ему
достичь этого.
Нет плохого или хорошего поведения. Вопрос в том, чего вы этим
достигаете и насколько это согласуется с другими вещами, которых вы хотите.
Большинство людей хотят изменить вредные привычки, потому что это
противоречит другим их желаниям. Употребление алкоголя может противоречить
желанию быть хорошим водителем, употребление кокаина изнашивает тело,
курение может противоречить стремлению к чистоплотности, и так далее.
Самый эффективный способ справиться с зависимостью от какого-то
вещества--выяснить, какие выгоды оно дает, и затем найти больше разных
способов получать это. Идея не в том, чтобы избавиться от возможности
употреблять вещество, а скорее в том, чтобы добавить какие-то дополнительные
возможности.
Подсознательно личность всегда стремится сделать наилучший выбор в
текущей ситуации. Если этот выбор оказывается не таким, какой предпочитает
сознательный ум, то не нужно избавляться от этого выбора. Нужно добавить
настолько же эффективные дополнительные возможности, которые
предпочтительнее сознательно. Иначе личность просто не будет чувствовать
желание делать что-то, кроме старого выбора. Ощущения указывают на
подсознательный выбор.
Привязанность к каким-то веществам обычно дает много преимуществ.
Например, курение может давать расслабление, общение с друзьями, перерывы,
ускорение обмена веществ, повышение творческих способностей и увеличение
пространства. Все это хорошие и желательные вещи для человека. Он решает
прекратить курить, потому что он кашляет слизью, потерял форму, приобрел
неприятный запах, тратит на сигареты много денег, и люди возражают против
его курения. Но чтобы действительно ощутить нежелание курить, ему нужно
приобрести новые способы получения положительных преимуществ. Он не
приобретет их всех сразу, и ему придется научиться нескольким новым вещам.
Он научится по-другому дышать, больше расслабляться, изменит диету, чтобы
лучше переваривать пищу, заведет хобби, чтобы развивать творческие
способности. Это произойдет в несколько стадий. Поэтому важно разбить
проблему на составляющие части и отмечать, когда одна из них улучшилась.
Наверное, первый шаг такой работы--поговорить с клиентом, чтобы он
заметил положительное намерение в проблеме. Для этого нужно поработать.
Клиент пришел к вам, чтобы избавиться от нежелательной привычки, а вы
пытаетесь убедить его в том, что это хорошо? Вам нужно научить клиента
отличать две разные вещи: принимать положительные черты чего-то и быть
уверенным в невозможности что-то изменить. Он сможет эффективно изменить
что-то только тогда, когда он разберется в том, зачем оно нужно.
При нежелательных привычках ищите:
~ Разделенность на противоположности
~ Положительные преимущества
Упражнение
* Поупражняйтесь в работе с нежелательными привычками
Раздел 11: Ваша практика
Обстановка сеансов
Сеансы проходять более гладко, когда ваша окружающая обстановка создает
безопасное пространство. От обстановки зависит внешнее оформление и рамки
сеансов.
Первое, что нужно определить в обстановке сеансов--это где вы
собираетесь их проводить. Самые распространенные варианты:
- в комнате у вас дома
- в отдельном арендованном офисе
- в общем офисе, где есть секретарь и другие услуги
- как целый центр процессинга с персоналом
- в офисе врача или другого специалиста
- дома у клиентов
Большинство фасилитаторов проводят сеансы у себя дома. Это удобнее и
дешевле всего. Иногда трудно сдерживать шум и так далее, если вы живете не
один. Но вам не нужно никуда ездить, члены вашей семьи могут впускать
следующих людей и развлекать их, пока вы заканчиваете сеанс с клиентом.
Некоторых людей волнует, что может казаться не совсем профессиональным
проводить сеансы у себя дома, но на самом деле большинству клиентов это все
равно. Вам лучше использовать для сеансов отдельную комнату у себя дома. Она
заодно может служить и офисом.
Когда вы арендуете офис, вы можете сделать свою обстановку более
профессиональной. Вы можете создать пространство исключительно для
процессинга. Вы можете арендовать свой офис в деловом районе, где до него
легче добраться или он лучше заметен. Если вы зарабатываете себе на жизнь
преобразующим процессингом, и клиенты следуют вплотную друг за другом по
расписанию, то стоит подумать об отдельном офисе. Но трудности прежде всего
в накладных расходах. Это будет стоить вам денег, не обязательно давая вам
лучшие результаты. И вам может быть нужна секретарша, чтобы встречать людей,
когда вы в сеансе.
Во многих местах можно арендовать небольшой офис внутри большого офиса,
где есть секретарша, копировальные машины, и так далее, которые вместе
используют несколько людей. Это может быть совсем недорого и все же
выглядеть очень профессионально. Вам тогда не нужно столько рабочей силы и
оборудования, как если бы вы сами открыли свой офис.
Если есть другие фасилитаторы, с которыми вы можете работать, то
решение может быть в том, чтобы устроить вместе настоящий центр. Это может
дать объединенную энергию совместной работы и организованности. Тогда вы
можете развить такую деятельность, что будет оправдано нанять кого-то, чтобы
она занималась только офисной и секретарской работой. Можно нанять кого-то,
чтобы он занимался только маркетингом, привлечением новых клиентов и так
далее. Если вы хорошо это устроите, центр может быть успешным предприятием.
Но вам нужно сознавать, что в центре больше "едоков". Прибыль все равно
поступать от ваших услуг по процессингу, так что надо будет проводить больше
процессинга, чтобы позволить себе иметь персонал, который не проводит
сеансов.
Может быть, вам повезет, и вы наладите сотрудничество с мануальным
терапевтом или другим специалистом по здоровью, который будет направлять к
вам людей. Этот врач может быть вашим клиентом, или ему просто нужно
направлять к кому-то людей, которые нуждаются в психологической и
эмоциональной работе. В любом случае, вы сможете собирать несколько сеансов
вместе и проводить сеансы в обстановке клиники. Клиентам может быть приятнее
быть в той же обстановке, где они встречаются со своим врачом, и будет
меньше вопросов насчет того, что же вы на самом деле делаете.
В конце концов вы можете проводить сеансы дома у ваших клиентов. Это
избавляет вас от труда по устройству комнаты. Но это значит, что вам нужно
туда ездить, и тратить на это много времени. А работа с кем-то в его
собственном доме имеет и достоинства, и недостатки. Эта обстановка скорее
всего больше беспокоит клиента, напоминая ему о всевозможных проблемах. Это
может позволить вам легко добраться до его домашних проблем, но может и
помешать заняться чем-то другим.
Сейчас я провожу сеансы у себя дома, и раз в неделю в медицинской
клинике. До этого у меня был свой офис с витриной, а еще раньше я работал в
центре. Когда у меня был свой офис, главным преимуществом была моя
уверенность в себе. Я лучше относился к тому, что я делаю. Была витрина с
вывеской, люди заходили в приемную со стульями для ожидания. Мой офис
использовался только для процессинга, у меня были красивые сертификаты на
стене, все выглядело профессионально. Но это никак не улучшало мои
результаты, и не увеличивало количество новых клиентов. И это стоило мне 700
долларов в месяц накладных расходов. Так что в итоге я решил, что мне это
больше не нужно.
Комната для сеансов должна, конечно, быть отдельной комнатой с дверью,
которую можно закрывать. Вам желательно быть один на один с клиентом, без
помех снаружи, и с возможностью доверительного разговора.
Если дверь можно закрыть на замок, так что никто не зайдет без спроса,
это прекрасно. Но помните, что некоторым клиентам не нравятся закрытые на
замок двери.
Если людям снаружи нужно это знать, повесьте на дверь объявление,
что-то вроде: "Идет сеанс--не беспокоить". Сделайте объявление, которое
можно переворачивать на чистую сторону, когда вы не в сеансе.
В комнате для сеансов должно быть по крайней мере два стула. Стул
клиента должен быть удобным. Но не настолько удобным, чтобы он засыпал. Стул
должен поощрять активное участие клиента в сеансе, но клиент не должен
отвлекаться на то, что ему неудобно сидеть.
Еще вы можете проводить сеансы, когда клиент лежит, но на самом деле
это не помогает процессингу.
Конечно, вам тоже желательно удобно сидеть самому. Выберите стул, на
котором вы можете долго сидеть без неудобств. Это может быть такой же стул,
как у клиента.
Вы можете сесть за стол друг напротив друга. Тогда вам будет удобно
вести записи, делать рисунки для клиента и так далее. Но если вы не ведете
постоянных записей, вам вполне достаточно папки или просто блокнота в руках,
когда это нужно.
Рядом со стулом клиента может быть коробка с мягкими бумажными
салфетками. Поверьте мне, они пригодятся. И мусорная корзинка для
жевательной резинки, салфеток, и так далее.
Комната обставляется так, чтобы не отвлекать клиента, но и не наводить
на него скуку. Скорее всего подойдет такая обстановка, в которой вы сами
чувствуете себя уютно. Только не ставьте зеркало перед клиентом и не
заводите порхающего по комнате попугая. Прекрасно, если вокруг есть разные
безделушки, они полезны, чтобы клиент смотрел на них для заземления.
Если у вас есть какие-то сертификаты в чем-то, хотя бы отдаленно
связанном с процессингом, повесьте их на стену. Они показывают, что вы
серьезно относитесь к тому, что делаете, и внушительно влияют на клиента.
Клиенты обычно только мельком смотрят на них, но предполагают, что вы
квалифицированный специалист, и не сомневаются в этом.
Помогает все, с помощью чего создается чистая атмосфера. Вы можете
поставить очистители воздуха, которые очищают воздух от пыли. Есть
устройства, которые нейтрализуют электромагнитное загрязнение и радиацию.
Благодаря этому клиент будет себя физически лучше чувствовать, и к тому же
пространство сеанса будет отличаться от остального шумного мира. Тихое,
безопасное пространство, в котором клиент может раскрыться и измениться.
Вы можете использовать окружающую обстановку как один из ваших
инструментов. Чтобы сильно измениться, человеку полезно быть в немного
измененном состоянии. То есть быть расслабленным и находиться в
пространстве, где изменение кажется очень вероятным. Если вам хочется, вы
вполне можете способствовать этому, создавая волшебную атмосферу. Измените
освещение, зажгите свечи, наденьте шляпу с таинственными символами, или
сделайте что-то еще. Это целиком вопрос личных вкусов. Важны результаты.
Если обстановка сообщает клиенту, что это то место, в котором можно получить
результаты, прекрасно.
В комнате для сеансов должна быть приятная температура. Летом вам может
быть нужен вентилятор, а зимой обогреватель, чтобы быстро подстраивать
температуру.
Клиент может получить удовольствие от стакана воды или чашки чая.
Полезно иметь рядом книжную полку с книгами, о которых вы не против,
чтобы клиент узнал. Люди иногда спрашивают о том, где можно узнать больше.
Особенно если вы обсуждаете некоторые философские основы процессинга. Пусть
под рукой будут книги, к которым можно направить клиента. Или даже
продавайте ему книги.
Если у вас есть какие-то брошюры или рекламные листки, пусть они будут
под рукой. Клиенту может быть нужно что-то небольшое, чтобы прочитать, или
дать другу. Держите поблизости небольшую пачку ваших визитных карточек,
чтобы клиент мог взять несколько штук. Вы можете записывать на их обратной
стороне время следующего сеанса, это еще один способ распространять их.
Если в комнате для сеансов есть телефоны, выньте их из розетки или
выключите звук.
В общем, просто сознавайте, что обстановка вносит вклад в эффективность
процессинга. Отвлекающая обстановка мешает сеансу, а хорошо приспособленная
обстановка помогает ему. Знайте, что вы управляете обстановкой, и что вы
можете приспособить ее так, чтобы она лучше всего подходила к целям сеанса.
Продолжительность сеанса
Продолжительность сеанса--это время, требующееся для завершения цикла
основного процесса с заметным результатом. Мы работаем над чем-то,
заканчиваем его, и клиент доволен изменением.
Сеанс может привести к окончательному решению проблемы всей жизни. Если
| |