На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"
неприятности. Поэтому мы выбираем первой целью и размораживаем именно
окаменевшие представления о происходящих процессах и эмоциях.
А теперь, прежде чем вы пойдете и уничтожите все фиксированные идеи в
мире, давайте немного умерим пыл. Наша цель--не-наилучшие ситуации,
неэффективные застывшие мысли. Если они очень хорошо служат человеку,
оставьте их в покое. Видите ли, застывшие мысли--это часто основы побуждения
к успеху. Кто-то может, чтобы достигать успеха, заморозить такие мысли, как:
"Я заслуживаю успеха", "У меня все будет получаться", и чувство сильного
желания достигать результатов. Не убирайте такие вещи, если они эффективно
действуют. И конечно, даже "хорошие" фиксированные идеи действуют только
тогда, когда человек применяет их как более или менее гибкие принципы, а не
механически и не вслепую.
Помимо конкретных действий, которые вы предпринимаете как фасилитатор,
осознавайте образовательные стороны того, что вы делаете. Желательно, чтобы
клиент научился мыслить и действовать подвижными ситуациями, чтобы он мыслил
и чувствовал гибко, а не застрявшими кусками, и чтобы он научился
бесконечно-значной логике. Эффективные процессы прояснения развивают эти
умения. Но вы можете следить за общей ситуацией, чтобы клиент понял основную
мысль. При случае вставляйте какие-то образовательные объяснения. Не оценки
о клиенте, а общую информацию о затрагиваемых принципах.
Когда заканчивать процесс?
Цикл активизации в процессинге состоит в том, чтобы активизировать то,
что заряжено, а затем извлекать из него реакции до прояснения. Это цикл
процесса, и в более широком масштабе это цикл целого модуля процессов.
Нам нужно активизировать такое количество вещей, с которыми мы можем
справиться. Нам нужно получить наибольшую пользу из того, что мы
активизировали.
Мастерство завершения процесса состоит в его завершении именно тогда,
когда мы получили из него максимум изменений, и как раз перед тем, как
клиент может начать сопротивляться продолжению этого процесса.
Завершение процесса именно тогда, когда получено наибольшее количество
изменений, важнее любых конкретных явлений. Но чтобы точно заметить этот
момент, мы следим за определенными признаками.
Основные признаки завершения процесса:
- Скорость изменений стихла
- Клиент свободнее обращается с данной темой
- Клиент опять обратил внимание на внешний мир
- Клиент улыбается или удовлетворенно выглядит
- Может быть, осознание чего-то нового по данной теме
Обычно важнее завершить тему, чем завершить какую-то технику. Вы можете
использовать разные техники, чтобы получить результат по прорабатываемой
теме. Любая из техник может исчерпать себя, и вы можете перейти к другой
технике. По общей теме стремитесь не только к прекращению изменений, но и к
большей свободе в обращении с ней. Когда тема завершена, клиент готов снова
отвлечься от нее, хорошо к ней относится, и осознал изменение этой темы.
Уменьшение скорости изменений означает, что что-то изменилось, и
продолжение работы по той же теме даст сейчас мало или вообще никаких
изменений.
Свобода в обращении с темой в основном означает, что внимание клиента
уже не вовлечено в данную проблему. Он может отбросить ее и обратить
внимание на внешний мир.
Нам нужно, чтобы клиент проявил признаки удовлетворенности результатом.
Он должен иметь больше возможностей, чем раньше.
Осознание нового означает, что клиент понял, что что-то изменилось. Не
так уж важно, может ли он интеллектуально объяснить проблему. Важно, что он
знает, что изменение произошло.
Упражнение
* Объясните на примерах завершение процесса
Ответвления
В сеансе вы будете работать с реальными живыми людьми. Все они разные,
они ведут себя по-разному и ставят вас перед разными ситуациями. Нельзя
рассчитывать на то, что вы просто сделаете план и будете ему точно
следовать. Если бы вы так делали, вы бы не занимались реальным живым
человеком перед вами. Сеанс процессинга двухсторонний, вы взаимодействуете с
клиентом. Вы делаете или говорите что-то, потом клиент делает или говорит
что-то, вы замечаете это, и основываясь на его реакции, выполняете ваше
следующее действие, и так далее.
Фасилитатор несет ответственность за доведение до конца определенных
действий. Он начинает определенные циклы и процессы, и следит за тем, чтобы
они завершились. Но чаще всего это происходит не по прямой линии. Всплывают
другие вещи, с которыми нужно справиться. Нам иногда нужно перейти к
другому, более неотложному циклу, и потом вернуться к основному циклу. Или
нам бывает нужно одновременно жонглировать несколькими большими и маленькими
циклами.
Гибкость фасилитатора проявляется в том, насколько хорошо он
справляется с ответвлениями потока сеанса. Насколько хорошо он реагирует на
все, что всплывает у клиента, одновременно настойчиво достигая свои цели
сеанса.
Здесь нужно принимать решения. Фасилитатору нужно оценить несколько
возможных направлений действия, их срочность, и нужно выбрать из них
подходящие.
Полезно быть гибким, уметь справляться со всем, что всплывает посреди
чего-то другого, уметь при необходимости делать ответвления, и жонглировать
несколькими активными циклами одновременно.
Упражнение
* Тренер дает студенту воображаемую тему для "процессинга". Например,
"комки в овсяной каше" или "нет кожуры на апельсине". Студент задает вопросы
и завязывает диалог по этой теме, стараясь довести ее до прояснения. Тренер
сначала следует за ним, но потом выдает разнообразные ситуации, требующие
внимания. Он может выдавать какие-то сообщения, не соглашаться,
расстраиваться, поднимать другие темы, требующие процессинга, и так далее.
Студенту нужно подходяшими способами справляться с этими моментами
ответвления, не теряя из виду первоначальную тему.
Ритуалы
Может быть очень удобно строить сеанс в соответствии с определенными
повторяющимися каждый раз ритуалами. Это особенно удобно для начинающего
фасилитатора, который еще недостаточно уверен в своей гибкости. Но и
фасилитаторы с любым уровнем мастерства могут с пользой применять отдельные
элементы повторяющегося ритуала.
Если вы используете определенный ритуал, к которому клиент привык и
связывает его с получением результатов, улучшением самочувствия, или с
профессиональным мастерством фасилитатора, то такой ритуал имеет
определенную ценность, усиливая ваше влияние. Фасилитатор может меньше
убеждать клиента в эффективности сеанса и больше полагаться на ритуал,
убеждающий клиента. Так что даже если у фасилитатора был тяжелый день и он
не делает ничего особо остроумного, клиент может все равно получить хорошие
результаты, замечая те элементы, которые связаны в его уме с хорошими
результатами.
Я так откровенно это здесь объясняю, чтобы вы не попали в ловушку
проведения одного только ритуала. Некоторые терапевты могут пытаться
практиковать механическое, стандартное проведение заранее написанного
сценария. Это может быть эффективным некоторое время, если сценарий написан
достаточно хорошо. Но это не идет ни в какое сравнение с сеансом, в котором
фасилитатор действительно присутствует и занимается реальным клиентом перед
собой. Результаты ритуальных сеансов часто в итоге исчезают. Через несколько
лет клиент может понять, что на самом деле никто его не слушал и основные
проблемы остались нетронутыми.
Я предлагаю использовать любое внушение или ритуал сознательно и
экономно. Знайте, что вы делаете, и наблюдайте влияние этого на клиента.
Меняйте то, что вы делаете, если оно уже не дает клиенту больше свободы.
Есть много преимуществ в проведении сеансов с клиентом в одной и той же
обстановке. Лучше каждый раз использовать одну и ту же комнату, или по
крайней мере очень похожую комнату. Давайте клиенту один и тот же стул и
сами садитесь на тот же стул, что и раньше. Сохраняйте обстановку довольно
постоянной.
Использование знакомого начала и завершения сеанса тоже облегчает дело.
Вы не должны говорить одни и те же слова, но вы можете делать одно и тоже
действие. Например, вы просто садитесь на стул в начале сеанса, и встаете в
конце сеанса. Здесь не обязательны какие-то слова.
Нет ничего плохого в том, чтобы делать некоторые процессы немного
ритуальными. Выполнение чего-то знакомого может быть легче и для
фасилитатора, и для клиента. Но ритуал не должен быть чрезмерным.
Чего нужно старательно избегать--так это чтобы фасилитатор не стал
роботом с предсказуемой реакцией на действия клиента. Фасилитатору нужно
сохранять контроль над сеансом, и быть более гибким, чем клиент. Если клиент
получает контроль над сеансом, большая часть волшебства исчезает и клиент
остается без помощника.
Итак, ритуалы слов и действий используются, чтобы дать сеансу знакомую
схему. Они не должны заменять присутствие фасилитатора.
Типичное построение сеанса
Лично я предпочитаю проводить как можно меньше механических ритуалов в
сеансах. И я предпочитаю как можно меньше убеждать клиента в моих теориях. Я
предпочитаю беспримесный подход--работать с клиентом передо мной, с таким,
какой он есть.
Я не веду записей во время сеанса, если мне не нужно запоминать что-то
конкретное. Я не использую никаких формальных слов для начала и завершения
сеанса. У меня нет никаких проблем с вовлечением клиента в сеанс. Я стараюсь
заниматься человеком передо мной, а не множеством вещей, которые не имеют к
нему никакого отношения.
Все же я использую некоторые повторяющиеся каждый раз элементы для
обозначения моего сеанса. Они могут быть настолько незначительны, что клиент
может не замечать их сознательно, но их достаточно для создания пространства
сеанса.
Обычно мой клиент участвует в сеансе, как только он сел на свой стул. Я
не использую никаких формальных слов для обозначения начала сеанса, поэтому
у клиента нет понятия "до сеанса". Он заходит, мы здороваемся, он садится и
он участвует в сеансе.
С каждым клиентом мы обычно всегда проводим сеанс в одном и том же
пространстве, сидя на одних и тех же стульях. Это могут быть стулья по
разные стороны стола или просто друг напротив друга. Я не веду записей во
время сеанса, поэтому мне не так уж нужен стол. У меня есть листки с
процедурами техник, и иногда я рисую на бумаге, объясняя что-то, поэтому
все-таки неплохо иметь стол.
Я как можно меньше разговариваю перед сеансом. Или я просто здороваюсь,
или мы немного разговариваем, не касаясь ума клиента. Можно сказать про
погоду или отпустить шутку. Как раз столько, чтобы клиент вошел и сел на
свой стул, чувствуя себя уютно и удобно. Я избегаю задавать вопросы типа:
"Как дела?" или "Как поживаете?" до сеанса. Их я буду использовать как
вопросы в сеансе. Я спрашиваю об этом, только если я готов помочь клиенту в
его делах во время сеанса.
Большинство моих сеансов начинаются просто с того, что я сажусь
напротив клиента, более или менее подстраиваюсь под его позу, и внимательно
смотрю на него. Большинство клиентов начинают говорить и рассказывают мне,
на что обращено их внимание. Если человек упоминает что-то не-наилучшее, к
чему привлечено его внимание, то мы будем над этим работать. Если у клиента
была прекрасная неделя, и его внимание обращено только на сеанс, то я
выбираю процесс из какого-то моего общего модуля.
Если клиент не начинает говорить, конечно, начинаю я. Если я
подозреваю, что нам нужно поработать с чем-то конкретным, то я спрашиваю:
"Ты с чем-то хочешь сегодня поработать?". Я спрашиваю это, основываясь на
внешних показателях клиента, и на том, как часто он встречался с новыми
проблемами в прошлом. Если мне кажется, никаких проблем нет, я просто говорю
клиенту, что я планирую делать дальше.
Я не работаю с заготовленными инструкциями действий. В предыдущем
сеансе я мог записать дальнейшие возможные действия, и часто они вполне
подходят. Или если мы проходили шаги определенного модуля процессов, часто
подходит следующая техника из списка. Но в остальном я начинаю сеанс как
чистый лист. Я хочу посмотреть, что за человек передо мной сегодня. Я
стараюсь не иметь заготовленных представлений о том, в чем дело с клиентом.
Итак, в начале сеанса первый выбор--заниматься конкретной проблемой
клиента или брать общий процесс. Если у клиента есть конкретная проблема, к
которой привлечено его внимание, то я всегда отдаю ей предпочтение. Это дает
наибольшую пользу за наименьшее время.
Большинство используемых техник я уже использовал раньше, поэтому я
имею представление о том, какие слова я буду использовать. Но я не использую
стандартных слов, особенно когда занимаюсь конкретной проблемой. В процессах
из модулей я довольно точно следую написанным словам, но я подчеркиваю
разные стороны процесса в зависимости от того, что происходит.
Я не стараюсь заранее проверить, заряжен ли определенный вопрос. Я
просто задаю вопросы и даю указания. Если это вызывает какие-то изменения,
то мы продолжаем процесс, пока он дает изменения. Если он не производит
изменений, то я как можно быстрее перехожу к чему-то другому. Ни клиент, ни
я, не задерживаем никакого внимания на вопросах, которые ни к чему не
привели, мы просто продолжаем двигаться дальше. Незачем извиняться или
делать что-то еще; пробовать разные вещи--часть процедуры процессинга.
Мы продолжаем работать с каждой областью, пока она дает изменения. То
есть пока не произойдет какое-то прояснение или осознание, или пока не
исчерпаются изменения в этой области. Главное--получить максимальный
результат по общей проблеме, над которой мы работаем. Используемые техники и
вопросы--это просто средства для этого, и никогда не должны становиться
важнее результата.
Я не использую никаких формальных слов, чтобы сказать клиенту, что он
завершил процесс. Он обычно знает, когда он завершил что-то. Я просто
немного укрепляю это с помощью каких-то приятных подтверждений.
Я обычно стремлюсь к тому, чтобы сеанс длился примерно час. Но мой
основной ориентир--получить существенный результат в том, над чем мы
работаем. Если мы получаем большой результат по проблеме, я уже не начинаю
чего-то нового. Если получение хорошего результата занимает больше времени,
так тому и быть. Я всегда заканчиваю сеанс на хорошей ноте.
Для завершения сеанса я тоже не использую формальных слов. Клиент
обычно уже чувствует, что мы близки к завершению. Я просто делаю что-то,
немного нарушающее заведенный порядок, например, оглядываюсь на комнату,
встаю, или что-то в этом духе. Или я начинаю говорить о следующем сеансе.
Я мало говорю с клиентом после сеанса. Это совсем несложно, но большая
часть того, о чем он хотел поговорить, уже всплыла в сеансе.
После сеанса я делаю мои заметки о сеансе и кладу их в дело клиента. Я
записываю только то, с чем шла работа, какие действия предприняты и какие
результаты получены. Еще я записываю несколько предположений о том, что
можно сделать в следующий раз.
Большинство клиентов совершенно не замечают, что у сеанса есть какая-то
модель или схема. Они могут даже не замечать, что я делаю что-то
систематическое и техническое. Они могут просто заметить, что мы сели,
поговорили, и их проблемы как-то исчезли.
У каждого свои вкусы. Незачем проводить сеансы точно так же, как кто-то
другой. Найдите то, что эффективно для вас в достижении целей преобразующего
процессинга. Не отклоняйтесь от основ и кодекса процессинга, но используйте
огромный выбор возможных стилей вашей работы.
Воображение
Можно поощрять людей использовать один из ключевых инструментов
преобразования--воображение. Использовать и в сеансе, и в жизни. Процессы
действуют именно благодаря воображению. Изменение возможно благодаря
воображению. По сути дела, что вы можете вообразить, то вы можете и сделать.
Первое препятствие, которое нужно преодолеть--то, что большинство людей
считают воображение чем-то незначительным и несерьезным, без никакой
осязаемой ценности. В этом есть глубокая ирония. Воображение--самая
могущественная способность человека, с помощью которой можно восстановить
всевозможные сверх-способности, а считается, что оно неважно.
| |