Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"

что они  верны,  прежде  чем  продвигаться  дальше. То, что  мы называем  их
"предпосылками",  а  не "аксиомами"  или "истинами", дает  нам  определенную
честную самооценку.  Когда  позднее  эти  правила будут доказаны для вас, вы
должны понимать, что  раз  мы с них начали как с основы,  то естественно они
доказываются при применении.
     Позже мы  расскажем подробнее, на чем основан преобразующий процессинг.
Это можно объяснить и  систематизировать более детально. Сейчас  достаточно,
чтобы вы поняли основные идеи.
     Правда относительна
     Нет  абсолютной истины.  Ценность любой информации зависит от того, кто
ее использует,  в какой  ситуации  и  с какой  целью.  "Лучшая"  правда--та,
которая упорядочивает вещи более полезным для личности образом. При обучении
фасилитатора мы  стараемся  давать  вам истины, которые полезнее  всего  для
помощи людям. В преобразующем процессинге старайтесь, чтобы у человека стало
больше полезных истин.
     Правда проста
     Более фундаментальные,  более широкие и  более  полезные истины, обычно
более просты.  Сложность  указывает  на  уход  от  основных  истин. Мы будем
предполагать, что в  любой сложной ситуации можно найти простые истины, если
копнуть  немного  глубже. Благодаря этому  курсу обучения  все для  вас  как
фасилитатора станет в конечном счете очень простым. Одна из ваших  задач как
фасилитатора--делать жизнь проще для ваших клиентов.
     Убеждение само себя доказывает
     Что  угодно,  в чем  личность убеждена,  доказывает само себя. Если  вы
считаете, что люди хорошие, вы  найдете хороших людей. Если вы считаете, что
люди плохие, вы найдете плохих людей. Ни об одном убеждении  нельзя сказать,
что  это  абсолютная  истина,  потому  что  можно  доказать  любое  из  них.
Единственная реальная оценка убеждения--насколько  оно полезно  для вас. Как
фасилитатору  вам  желательно  выбирать  убеждения,  которые дадут наилучшие
результаты  вашим  клиентам.  И  вы,  наверное, хотите помочь вашим клиентам
иметь убеждения, которые будут им лучше всего служить.
     Карта--это не территория
     Чтобы  общаться  и  мыслить,  мы  строим  карты  реальности. Упрощенные
модели,  поясняющие,  как мы воспринимаем  взаимодействие чего-то. Они очень
полезны для обсуждения и преподавания чего-то. Но карта никогда не совпадает
с  территорией, которую она описывает. Для изучения процессинга вы  получите
определенные карты того, как  люди устроены. Они могут быть полезны для вас.
Но помните, что это  только упрощенные  модели. Люди устроены  так, как  они
устроены, и  если это отличается  от того, что сказано в книге, работайте  с
человеком, а не с книгой.
     Естественное состояние--целостность
     Люди на самом деле не раздроблены. У них есть все нужные им способности
и знания. Если это кажется иначе, то  из-за того, что люди воспринимают себя
раздробленными  на части,  которых  они  не  осознают.  Как фасилитаторы  мы
помогаем людям осознать свою исходную целостность и наличие всех необходимых
ресурсов.
     Личность создает свою реальность
     Мы считаем личность  центром ее жизни. Мы предполагаем, что по сути она
является причиной всего,  что происходит. Но она может  не осознавать этого.
Мы помогаем личности осознать, как она создает ситуации в своей жизни, чтобы
она могла сознательно создавать предпочитаемую реальность.
     Личность--это не ее поведение
     Мы считаем личность отдельной от всего, что она делает или создает. Это
позволяет нам изменять что-то нежелательное. Нет никаких отрицательных черт,
которые просто должны  быть  у личности. Все, что  можно  воспринять,  можно
изменить.
     Личность по своей сути добра
     Мы предполагаем,  что  каждый  по своей сути глубоко внутри--хороший  и
добронамеренный, что  он  делает  то, что  делает,  потому что хочет  добра,
развлечения, радости и так далее. Незачем  жить с отрицательными чертами или
подавлять  их.  Если  мы копнем глубже,  то обнаружим, что  в  глубине все в
порядке.  Наша работа--освобождать  людей,  чтобы они  могли  проявить  свою
исходную доброту в жизни.
     Каждая часть личности существует с хорошей целью
     Все, что  личность создает  для себя, создается  с  хорошей целью.  Это
делается для  достижения чего-то и не происходит просто случайно. У личности
нет таких частей, которые нужно просто  отрезать и выкинуть.  Если мы сложим
все стороны личности вместе, она будет  цельной  и  совершенной, и все части
подойдут  друг к другу. Нам  нужно  обращаться с каждой  стороной личности с
уважением и пониманием.
     Естественное состояние жизни--развлекаться и учиться
     Жизнь  должна быть радостной, личность должна что-то  извлекать из нее.
Если  жизнь  тяжела  и  личность  не  видит  в ней  смысла,  то  она смотрит
недостаточно глубоко. Как фасилитаторы мы работаем над тем, чтобы превратить
тяготы и тайны жизни в радость и обучение.
     Упражнения
     *  Объясните  на  примерах  или  подручных  предметах  каждую  из  этих
предпосылок кому-то другому.
     * Напишите примеры каждой предпосылки из вашей жизни.
     Внутренняя реальность
     Преобразующий процессинг ориентирован на  личность. Мы работаем с одной
отдельной   личностью.   Мы  занимаемся  отношениями  этой  личности   с  ее
реальностью. Мы улучшаем те  способы, которыми эта личность создает свой мир
и взаимодействует с ним.
     Реальность личности состоит из всего, что  она может воспринять, и  тех
значений,  которые она приписывает  воспринимаемому. Часть  этой реальности,
которую личность более или менее разделяет с другими, состоит  из физических
объектов,  людей и  ситуаций. Но  каждая личность немного иначе воспринимает
то, что есть, и приписывает свой  смысл тому, что  воспринимает. Кроме того,
каждый человек создает еще более субъективные предметы,  существующие в  его
реальности. Сюда входят  мысли, ощущения, воспоминания, желания, мечты и так
далее. Все они существуют  и  человек может их  воспринять  как часть своего
мира. Они могут быть доступны или нет для других.
Мы  предполагаем, что  личность по сути  создает  свой собственный мир.
Каждая сторона  ее  реальности существует, потому  что  личность создает ее.
Личность не всегда осознает, как она это делает. Но  в конечном счете именно
она делает это. Именно она воспринимает, мыслит, ощущает и намеревается.
     Мы  считаем,  что внутреннее  ядро  личности  отличается от  всего, что
находится  в  ее мире. Все, что находится  в  ее мире,  можно  воспринимать,
приписывать  этому  разный  смысл, и изменять.  В разных ситуациях  личность
может отождествлять себя с разными  частями своей реальности.  Но все это не
сама  личность.  Или может быть, если  сложитьвсе это вместе, ВСЕ это будет
личностью.  Внутренняя  личность--творческий  источник,   который  по  своей
природе умеет быть или не быть чем угодно.
     Обычно  в реальности личности есть  определенная  область, которую  она
считает  собой.  Она  не  осознает этого  и  не  осознает, чем конкретно она
является. Как только она начинает воспринимать что-то как отдельный предмет,
она отстраняется  от него и  прекращает  быть им. Она  не  видит  ту  часть,
которой она является.
     Реальность личности  можно полностью изменить. В ней могут быть  части,
более закрепленные или  постоянные чем другие, но в конечном счете все можно
изменить. Но  за  подвижным существованием  есть неподвижное ядро  личности,
которое  неизменно. Оно совершенно  и  неограниченно, поэтому  ему совсем не
нужно изменяться.
     Что может быть эффективным или нет в жизни человека--так это часть  его
реальности. По  сути с  ним  самим все в порядке. Бывает нужно исправить его
реальность. Все, что можно сделать  в процессинге--это помочь личности лучше
осознать  свою реальность  и воодушевить личность изменить эту  реальность к
лучшему.
     Личность  может быть  плохо знакома  со своей  реальностью,  она  может
приписывать  реальности  смысл, который  приносит  мало  пользы,  она  может
расколоть  себя  или  другие  части  своей реальности  на  куски, она  может
сохранять в настоящем неприятные прошлые или будущие события как часть своей
реальности. Неважно,  что именно ее  не устраивает,  ответ  один и  тот  же:
попросите личность изменить свою реальность.
     Именно  то, что мы считаем  личность  создателем  своего  мира,  делает
преобразующий процессинг  эффективным. Мы  не считаем  личность  беспомощной
жертвой случайных, не зависящих от нее обстоятельств.  Мы не считаем внешний
объективный мир более правильным,  чем чья-то личная реальность. Только сама
личность определяет свой мир. То, что существует для нее--ее реальность.
     Кстати,  общий, внешний,  объективный  мир  оказывается очень  гибким и
изменчивым, когда  мы  работаем с чьей-то  личной реальностью.  Субъективные
реальности  совместно создают объективную  реальность. Измените субъективные
реальности, и изменится внешняя вселенная.
     Цель процессинга
     Цель процессинга -
     Личность, которая играет в игру жизни, наслаждается этим, и обучается в
ходе этого.
     Чтобы  двигаться  в направлении этой цели,  нам нужно заниматься любыми
областями  с  нежелательными  ограничениями. И  нам  нужно  заниматься этими
областями в таком порядке, чтобы каждую область можно было прояснить и чтобы
в конечном счете проработать все области.
     Жизнь  в  основном  состоит  из  обучения  в   ходе  решения   проблем,
преодоления ограничений, и так далее. Наша цель не в том, чтобы у клиента не
было  проблем  и была совершенно упорядоченная  жизнь. Цель  в том,  чтобы у
клиента  была гармоничная  жизнь,  из  которой  он  будет  извлекать то, что
захочет извлечь, в которой испытания не будут ошеломлять его, и в которой он
будет наслаждаться тем, что он делает.
     Жизнь--это игра. Мы ни в коем случае не хотим убрать  игру из жизни. Мы
хотим улучшить эту игру, чтобы личность могла наслаждаться ей и извлекать из
нее уроки.
     Мы ищем  нежелательные ограничения. В обучение  игре на  пианино
может входить убеждение  в том, что  еще не  знаешь, как делать это, и такое
ограничение  может  быть вполне желательным. Нервозность при этом может быть
нежелательным ограничением.
     Упражнение
     * Объясните разницу между желательными и нежелательными ограничениями.
     Кодекс фасилитатора
     Кроме  многочисленных  технических  принципов  и  техник преобразующего
процессинга,  есть  определенные общие  правила  поведения,  которых  должны
придерживаться  все  фасилитаторы. Их можно свести в так  называемый "Кодекс
фасилитатора". Это этические нормы поведения в сеансе:
 
     1. Обеспечивайте клиенту безопасное пространство.
     2. Делайте все необходимое, чтобы клиент был готов к сеансу.
     3. Сохраняйте беспристрастное отношение к клиенту.
     4. Выносите на обсуждение только те проблемы, которые можно решить.
     5. Используйте техники, соответствующие реальности клиента.
     6. Доводите все прорабатываемые проблемы до разрешения.
     7. Не оценивайте реальность клиента.
     8. Не опровергайте клиента, его реальность и его достижения.
     9. Держите в тайне личную информацию клиента.
     10.  Используйте  ваши инструменты,  чтобы увеличивать  свободу  выбора
клиента, а не чтобы уменьшать ее.
     11. Достигайте наилучших возможных  результатов в рамках известных  вам
технических средств.
     12.  Не  скрывайте от  клиента, что  он  сам  является  причиной  своих
достижений.
 
     Я надеюсь, что нам будет достаточно такого простого общего соглашения.
     В рамках этих правил есть  огромный выбор  возможных техник, принципов,
методов применения, и так далее.
     1. Обеспечивайте клиенту безопасное пространство.
     Процессинг  эффективен  потому,  что  фасилитатор   создает  безопасное
пространство, в котором клиент может исследовать себя и пересмотреть то, как
он создает свою жизнь. Фасилитатор защищает сеанс процессинга  от  обыденной
жизни. Сеанс обычно проводится  в другой обстановке и в  немного  формальных
обстоятельствах. Сеанс не проводится, когда клиент моет посуду или горячо  с
кем-то  спорит.   Но  главная   составляющая   безопасного  пространства--то
отношение к жизни, которое фасилитатор передает клиенту. Фасилитатор создает
безопасное пространство  своим присутствием  и своей энергией. Он выглядит и
действует так, чтобы не тревожить клиента. Он вселяет в клиента чувство, что
можно безопасно раскрыться и  измениться. Фасилитатор  делает  все для того,
чтобы возможных помех было как можно меньше, и чтобы физическое пространство
было удобным.
     2. Делайте все необходимое, чтобы клиент был готов к сеансу.
     Внимание клиента  должно быть обращено  на  сеанс, а не на  посторонние
вещи.  Это гораздо легче осуществить, если  клиент физически сыт, отдохнул и
трезв. Большинство  людей  сами заботятся об  этом. Но некоторым людям нужно
вначале помочь понять это требование и провести их через  шаги подготовки  к
сеансу.  Если  человек  голоден,  пусть он поест. Если он  устал,  пусть  он
отдохнет. И другие вещи тоже могут делать клиента неготовым  к  сеансу. Если
внимание  клиента  обращено  на  неурядицы  на  работе,  или  на  неотложную
проблему, то ему труднее  быть в сеансе. Пусть он  сначала справится с этими
жизненными проблемами,  а потом  приходит на сеанс. Разве что вы собираетесь
заниматься в сеансе именно тем, на что обращено внимание клиента.
     3. Сохраняйте беспристрастное отношение к клиенту.
     Фасилитатор  непредвзято  относится  к   клиенту.  Он  дружественен   и
сговорчив, но он не  оценивает как хорошее или плохое поведение или знакомых
клиента. Не становитесь на чью-то сторону. Работайте вместе с клиентом и для
клиента, но помогайте ему  беспристрастно. Вы  можете соглашаться с желанием
клиента  улучшиться, и с его пониманием  основных принципов. Но не выражайте
соглашения  с  его мнениями о своих сторонах или о  других людях, особенно с
отрицательными мнениями. Знайте для себя, что у всего и у всех есть какая-то
исходная хорошая цель. И знайте, что  все,  что есть, просто  ЕСТЬ.  Незачем
приписывать оценки.
     4. Выносите на обсуждение только те проблемы, которые можно решить.
     Не заставляйте  клиента рассматривать то, что нельзя решить за короткое
время. Уважайте встроенные защитные и  направляющие механизмы ума. Поощряйте
клиента  преодолевать  свои  прежние ограничения и исследовать  то, о чем он
раньше  не  знал.  Но  не  принуждайте его  к этому, и  не  ошеломляйте  его
подавляющей информацией, с которой он не может справиться. Есть определенная
оптимальная  соразмерность,  которая   обеспечивает   максимальную   пользу.
Подталкивайте клиента, чтобы он продолжал расти, но лишь настолько, чтобы он
мог  решать  всплывающие  проблемы. И не  подталкивайте его в  те области, в
которых  вы  не   знаете,  что  делать.  Не  активизируйте  слишком  многого
одновременно.  Активизируйте ограниченное количество вещей, которые,  как вы
считаете, прояснятся.
     5. Используйте техники, соответствующие реальности клиента.
     Используйте техники, которые подходят  для обнаруженной вами у  клиента
ситуации. Не пытайтесь подогнать  реальность клиента под следующий процесс в
вашем  списке, если есть что-то более подходящее. Занимайтесь клиентом  пред
вами, а не теоретическим  образцовым  клиентом. Для разных реальностей нужны
разные типы процессов. Используйте  самую эффективную известную вам технику,
подходящую  к  данной  ситуации. Это  к  тому же зависит от уровня осознания
личности. Некоторые мощные техники не подходят для людей, не готовых к ним.
     6. Доводите все прорабатываемые проблемы до разрешения.
     Заканчивайте начатое.  Не  заводите  множества незаконченных дел.  Цикл
процессинга   состоит   в   том,   что   тема   выносится   на   обсуждение,
прорабатывается, и так  или иначе проясняется.  Если  тема  большая, то  это
может быть не окончательное прояснение в одном  сеансе. Но какая-то ее часть
должна  быть прояснена в сеансе,  и должно  быть  установлено  направление к
полному прояснению. Клиент не должен уходить с ощущением, что его проблемами
не занимались.  Фасилитатор  несет ответственность  за завершение  начатого.
Именно он следит за незаконченными циклами в сеансе.
     7. Не оценивайте реальность клиента.
     Клиенту   нужно   самому   переоценить  свою   теперешнюю   реальность.
Фасилитатор находится здесь, чтобы направлять  его внимание,  а  не для того
чтобы  оценивать  обнаруженное. Фасилитатор думает  о  том,  какой  это  тип
ограниченной  реальности, и  какие техники нужно использовать. Он  абсолютно
беспристрастен к обнаруженному содержанию и не выдает о нем никаких выводов.
Он использует вопросы и  указания,  чтобы направлять клиента. Если он  видит
возможность для клиента переоценить  что-то,  он дает подходящий вопрос  или
указание. Еще он может дать общую теорию и  принципы.  Но оценка конкретного
содержания--всегда личное дело клиента.
     8. Не опровергайте клиента, его реальность и его достижения.
     Никогда  не  унижайте  клиента. Не  делайте  и не  говорите ничего, что
принижает его  или сужает его  пространство.  Это относится к клиенту как  к
личности, к его взглядам и к его результатам. Будьте нейтральны по отношению
по отношению к реальности  клиента.  Не проводите сравнений с другими людьми
или с какими-то нормами достижений. Не делайте никаких  высказываний, жестов
или  выражений  лица,  которые  показывали  бы  недовольство  ходом  сеанса.
Фасилитатор всегда должен работать для клиента,  а не против него. Иначе это
может очень помешать успеху.
     9. Держите в тайне личную информацию клиента.
     Клиенты   могут  использовать  безопасное  пространство  сеанса,  чтобы
открывать вам то, о чем они обычно не рассказывают. Они могут доверять вам в
сохранении  тайны  этой информации. Сохраняйте эту  тайну. Не обсуждайте эту
информацию с другими людьми, кроме  тех  случаев, когда нужна помощь другого
квалифицированного  фасилитатора.  Не  рассказывайте  информацию  клиента  в
разговорах  после  сеанса.  Надежно  сохраняйте записи сеансов  с  клиентом.
Передавайте ваши записи клиенту, если он этого требует.
     10.  Используйте  ваши инструменты,  чтобы увеличивать  свободу  выбора
клиента, а не уменьшать ее.
     Проводите процессинг, чтобы давать людям больше  выбора в жизни, больше
свободы.  Вам  нужно помнить  об  этом, какую  бы  технику  вы ни применяли.
Техники  процессинга  могут использоваться  для  уменьшения  свободы  выбора
человека, для устранения тех возможностей, которые  раньше у него были. Наша
цель в другом.  Вам не  нужно делать  людей  зависимыми от процессинга.  Нет
никаких  правильных  ответов,  к которым  клиент должен прийти,  кроме  того
ответа, что он сам отвечает за свою жизнь. Все в уме клиента находится здесь
с  какой-то  целью. Не избавляйтесь от чего-то не глядя.  Изменяйте  вещи  в
направлении большей свободы выбора.
     11. Достигайте наилучших  возможных результатов  в рамках известных вам
технических средств.
     Всегда выбирайте и используйте  самую подходящую известную вам технику.
Применяйте  ее  самым   эффективным  известным  вам  способом.   Никогда  не
растягивайте применение процессинга, чтобы держать клиента  дольше.  Делайте
все возможное, что  в  ваших силах.  Не  волнуйтесь о том,  что  вы пока  не
производите  совершенных   результатов.  Учитесь  на  своих   результатах  и
постоянно совершенствуйтесь. Но помните,  лучшее,  что вы можете--это делать
лучшее, что вы  можете. Поощряйте  клиента двигаться в направлении  большего
причинения  и  большей целостности. Направление,  которое вы устанавливаете,
важнее, чем точность каждого вашего действия.
     12.  Не  скрывайте  от  клиента,  что он  сам является  причиной  своих
достижений.
     Процессинг  проводится, чтобы поощрить клиента изменить свои  мнения, и
таким образом  улучшить свое состояние. Именно он создает изменения. Лучшее,
что вы  можете делать--это направлять клиента к  изменениям. Вы не изменяете
его,  вы  поощряете  его  измениться.  Не делайте  вид,  что процессинг--это
вещество или лечение, которым вы обеспечиваете клиента. Не  делайте вид, что
он  может достигать чего-то только  во время сеанса с вами. Вам не нужно все
время навязывать ему, что он является причиной, просто не скрывайте этого.
     Упражнение
     *  Объясните  на  примерах  или подручных предметах  каждый из  пунктов
кодекса фасилитатора.
 
 
Семантические реакции
 
 
     Попросту говоря, семантическая реакция--это когда кто-то  реагирует  на
что-то,  воспринимая его не  таким, как  есть, а таким, каким  оно  "должно"
быть.
     Если человек не совсем замечает  и не принимает  то, что  действительно
происходит  в  настоящем,  а   реагирует,  основываясь  на  своих  мыслях  и
ощущениях,   каким   оно  должно  быть,   то  он  наверняка  сталкивается  с
реальностью.
     Представление   о  том,   что  должно  быть,  чаще   всего  хранится  в
подсознании.  Личность не  осознает, чего она ожидает. Она  просто действует
или реагирует,  как  будто  это  реальность.  А когда  настоящая  реальность
действий  личности оказывается другой, личность вступает с ней в крупный или
мелкий конфликт.
     Подсознательные   "должно   быть"   часто  берут   начало   в   прошлых
переживаниях. Прошлые события могли впечатать в  подсознательном  уме шаблон
"порядка  вещей". В  частности  ошеломляющие  и  травматические происшествия
могут влиять на другие случаи и ситуации.
     Надежды на будущее тоже могут создать представления о том, какими  вещи
"должны" быть вместо того, какими они есть. Может быть, человек хотел быть в
другой ситуации, а не в той, в которой он сейчас.
     В  общем фиксированные  идеи--это заранее сделанные выводы о том, каким
что-то "является".  Если личность воспринимает мир сквозь свои фиксированные
идеи, она пытается взаимодействовать с тем, чего на самом деле нет.
     Ожидание того, что  "должно" быть, может существовать на разных уровнях
подсознания.  Если оно только слегка  неосознанно,  личность может сразу  же
заметить свою ошибку и исправить свое представление о  том, что  происходит.
Если  оно находится глубже в  подсознании,  то  личность  скорее всего будет
сопротивляться, настаивая на том, что ее представление  о  реальности  более
реально, чем сама реальность.
     Семантические реакции  проясняются с  помощью их  раскрытия. С  помощью
выяснения,  какие  они,  откуда  они,  обнаружения  настоящей  реальности  и
сравнения ее с представлениями.
 
 
 
Раздел 2: Мастерство общения
 
 
     Способности фасилитатора
     Есть   несколько  основных  способностей,  которые  фасилитатору  нужно
развить, чтобы  достигать  успеха.  Они  дополняют  те  технические  знания,
которые ему нужно иметь. Эти практические способности лежат в основе сеанса,
и в конечном счете стоят выше любых теоретических знаний.
     Во-первых, фасилитатору нужно уметь присутствовать.
     Для начинающего  фасилитатора это просто  значит,  что ему  нужно уметь
находиться  в одной  комнате с  клиентом час или два, не засыпая  и сохраняя
некоторый интерес к  ситуации клиента. Но  это только нижняя ступень длинной
лестницы степеней присутствия.
     Опытный фасилитатор  может обладать присутствием, которое ощущается  во
всей комнате. Клиентам  может становиться лучше,  просто когда  они входят в
это  пространство.  Он  наполняет  пространство  уверенностью и  доверием, и
проблемы решаются сами собой без особых усилий с его стороны.
     Конечно,  есть  много промежуточных шагов. Все,  что  вы можете делать,
чтобы  больше  быть  здесь с  человеком,  ведет  в  правильном  направлении.
Уменьшение зависимости  от  ритуала сеанса,  улучшение восприятия того,  что
клиент на  самом  деле  делает,  прояснение  ваших собственных семантических
реакций, практика, практика, практика.
     Во-вторых,   фасилитатор   должен   уметь    быть   беспристрастным   и
непредвзятым.
     Неопытный  фасилитатор   должен  по  крайней  мере  уметь  притворяться
беспристрастным,  придерживая свое  отношение и реакции во время  проведения
сеанса. Он может тренироваться в том, чтобы не иметь отвлекающих манер  тела
и разговаривать беспристрастно.
     Опытный  фасилитатор  действительно  беспристрастен.  Он  вполне  готов
исследовать  любую  точку  зрения,  не  нуждаясь  в  том,  чтобы  делать  ее
правильной или  неправильной.  Он естественно  видит  вещи  с  точки  зрения
целостности и причины.
     Фасилитатор  может   развить  свою  способность  быть  беспристрастным,
выполняя упражнения  по общению,  следуя правилам  процессинга и знакомясь с
разнообразными точками зрения.
     В-третьих, фасилитатору нужно быть причиной, и нужно знать, что делать.
     Прежде всего это просто значит, что ему нужно иметь систему  того,  как
знать, что делать дальше. Он может завести набор карточек с указаниями,  или
создать мнемоническую систему запоминания  техник. Но  ему  нужно  сохранять
впечатление, что он владеет ситуацией и знает, что делает.
     Более опытный фасилитатор  может давать волю  своему творчеству. Ему не
нужны  какие-то  подсказки,  он  просто  знает.  Если у  него нет подходящей
техники,  он создает ее.  Клиент может даже  не подозревать, что  происходит
что-то систематичное и техничное.
     Фасилитатор становится все более  эффективным, когда он делает принципы
процессинга своими собственными  и начинает  мыслить ими.  Но  на самом деле
основное--то, что он принимает на себя ответственность за сеанс.
     В-четвертых,  фасилитатору  нужно  уметь  общаться. Сюда входит  умение
говорить так, чтобы люди получали сообщение; слушать то, что  люди говорят и
давать  им знать,  что  услышал их; делать все необходимое,  чтобы  получать
ответы  на  вопросы.  Эти  способности  тоже тренируются  в  упражнениях  по
общению.
     Для  начинающего  фасилитатора  мы  заинтересованы  в  том,  чтобы  его
сообщения  можно  было  услышать,  и чтобы он  как-то  подтверждал получение
сообщений от других.
     Опытный  фасилитатор  может  решить важную проблему просто одним хорошо
поставленным вопросом,  указанием, или  только одним  хорошим подтверждением
получения сообщения.
     И в-пятых, фасилитатор должен уметь  продолжать работать с темой до  ее
завершения.  Он  по  крайней мере должен уметь придерживаться  одной темы на
протяжении сеанса, и  возвращаться  к ней при необходимости, несмотря на то,
что клиент уходит от темы.
     Опытный фасилитатор умеет жонглировать многими действиями одновременно,
и все-таки все заканчивать.
     Все  это  основные  человеческие  способности:  быть  здесь,  говорить,
слушать, понимать, действовать. Средний  человек может делать это достаточно
хорошо  для простого  сеанса процессинга. Это  значит, что почти  что каждый
может начать быть  фасилитатором. Но  затем мы  стремимся  к улучшению  этих
способностей до совершенства.
     Мастер-фасилитатор, делающий чудеса, делает то же  самое: он  находится
здесь,  он говорит, он слушает, он понимает,  и он действует.  И  он  вполне
может  сказать  вам,  что  это  все, что он  делает.  Но  он  делает  это  в
совершенстве.
     Процессинг и общение
     Процессинг--это  то,  что  вы  ДЕЛАЕТЕ.  В  нем  есть теории, модели  и
принципы,  но  они не  имеют никакого смысла,  если  вы реально  не  делаете
чего-то.   Лучший  способ  стать   фасилитатором--делать   то,  что   делает
фасилитатор.
     Главное,  что  делает  фасилитатор--он  общается.  Он  использует  свое
мастерство общения, чтобы поощрять клиентов дать себе больше свободы выбора,
больше осознания, и больше радости в жизни.  Фасилитатор не  делает ничего с
самим клиентом как с объектом. Все, чего он  достигает, выполняется косвенно
с помощью общения с клиентом.
     В общении можно тренироваться. Можно разбить общение на составные части
и  тренироваться  в  каждой  из  них.  Можно  тренироваться в  разнообразных
способах общения, разнообразных способах не-общения, и хорошо  познакомиться
со всем этим предметом. Именно об этом наша книга.
     Вы уже умеете  общаться. Мы не учим вас чему-то совершенно чуждому. Вы,
наверное, узнаете какие-то новые стороны общения, но в основном мы развиваем
умения,  которые у  вас уже есть. Раз вы читаете этот учебник,  то вы скорее
всего уже можете спокойно  сидеть, говорить, слушать  и  вести разговор. Это
то, что вам нужно делать как фасилитатору, поэтому вы уже знакомы с основами
процессинга. Мы работаем  над  тем,  чтобы улучшить  ваше мастерство. Именно
совершенство   мастерства    общения    отличает   мастера-фасилитатора   от
посредственного фасилитатора.
     В этом курсе основные упражнения по общению не представляют собой метод
проведения  сеансов. Это не  образцы того, что  конкретно говорить в сеансе.
Это просто упражнения  по тренировке  некоторых  умений, которые  вам нужны.
Когда вы в настоящем  сеансе, вам нужно  забыть об  упражнениях и теориях, и
реально работать с человеком перед вами.
 
Модель общения
     В общении всегда есть отправитель и  получатель. По  крайней  мере есть
предполагаемый получатель. На рисунке выше А--отправитель, Б--получатель.
     У А и у Б есть свои собственные реальности. У каждого из них есть  свой
мир, образованный их опытом, их восприятиями,  их идеями, и так  далее.  Они
воспринимают, переживают, и понимают по-разному. Одно и то же событие всегда
воспринимается каждым из них немного иначе.
     Чтобы  вообще  возникла  идея  общения,   должно  быть  какое-то  общее
пространство.    Участники   должны    иметь    какое-то   представление   о
местонахождении друг друга и о существовании возможного канала общения между
ними.  Они  должны  быть   достаточно  согласны  по  этим   вопросам,  чтобы
договориться об общении.
     У отправителя есть какой-то смысл сообщения, который он желает передать
получателю. Это может быть не сознательное знание, а подсознательное желание
общаться. То,  что отправитель желает  сообщить, может быть какой-то  идеей,
восприятием, ощущением или информацией. Это часть его реальности, которую он
хочет послать кому-то другому.
     Что-то передается через расстояние в общем пространстве. Можно  считать
это  объектом,  частицей,  волной  или  потоком.  Это  могут  быть  звуковые
колебания, лучи  света, слова,  кусочки бумаги, пушечные  ядра,  книги, язык
тела, телепатия, или что-то еще.
     У людей есть несколько слоев посылаемых сообщений. Часто есть словесная
часть, то, что выражается словами, устно или письменно. Есть еще несловесная
часть, охватывающая все  остальное, и особенно язык тела. Иногда словесная и
несловесная части сообщения не согласуются друг с другом, и  можно  называть
их несоответствующими  (неконгруэнтными). Если они согласуются, мы  называем
их соответствующими (конгруэнтными).
     Основываясь на своем восприятии и  на своем  истолковании  словесного и
несловесного входного  сигнала,  получатель формирует свое  представление  о
смысле  сообщения  в  своей  реальности.  Сообщение   что-то  означает   для
получателя.  Это   может  быть  то  или  не  то,  что  намеревался  передать
отправитель.  В  успешном  общении  воспринятое  сообщение более  или  менее
совпадает  с передаваемым  сообщением, к удовлетворению  отправителя. Но  он
узнает об этом, только если получит обратно ответ, соответствующий тому, что
он имел в виду.
     Совсем не само собой разумеется, что у получателя та же реальность, что
и у отправителя. Совсем  не само  собой разумеется, что получатель истолкует
сообщение так, как подразумевает отправитель.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться