На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"
что они верны, прежде чем продвигаться дальше. То, что мы называем их
"предпосылками", а не "аксиомами" или "истинами", дает нам определенную
честную самооценку. Когда позднее эти правила будут доказаны для вас, вы
должны понимать, что раз мы с них начали как с основы, то естественно они
доказываются при применении.
Позже мы расскажем подробнее, на чем основан преобразующий процессинг.
Это можно объяснить и систематизировать более детально. Сейчас достаточно,
чтобы вы поняли основные идеи.
Правда относительна
Нет абсолютной истины. Ценность любой информации зависит от того, кто
ее использует, в какой ситуации и с какой целью. "Лучшая" правда--та,
которая упорядочивает вещи более полезным для личности образом. При обучении
фасилитатора мы стараемся давать вам истины, которые полезнее всего для
помощи людям. В преобразующем процессинге старайтесь, чтобы у человека стало
больше полезных истин.
Правда проста
Более фундаментальные, более широкие и более полезные истины, обычно
более просты. Сложность указывает на уход от основных истин. Мы будем
предполагать, что в любой сложной ситуации можно найти простые истины, если
копнуть немного глубже. Благодаря этому курсу обучения все для вас как
фасилитатора станет в конечном счете очень простым. Одна из ваших задач как
фасилитатора--делать жизнь проще для ваших клиентов.
Убеждение само себя доказывает
Что угодно, в чем личность убеждена, доказывает само себя. Если вы
считаете, что люди хорошие, вы найдете хороших людей. Если вы считаете, что
люди плохие, вы найдете плохих людей. Ни об одном убеждении нельзя сказать,
что это абсолютная истина, потому что можно доказать любое из них.
Единственная реальная оценка убеждения--насколько оно полезно для вас. Как
фасилитатору вам желательно выбирать убеждения, которые дадут наилучшие
результаты вашим клиентам. И вы, наверное, хотите помочь вашим клиентам
иметь убеждения, которые будут им лучше всего служить.
Карта--это не территория
Чтобы общаться и мыслить, мы строим карты реальности. Упрощенные
модели, поясняющие, как мы воспринимаем взаимодействие чего-то. Они очень
полезны для обсуждения и преподавания чего-то. Но карта никогда не совпадает
с территорией, которую она описывает. Для изучения процессинга вы получите
определенные карты того, как люди устроены. Они могут быть полезны для вас.
Но помните, что это только упрощенные модели. Люди устроены так, как они
устроены, и если это отличается от того, что сказано в книге, работайте с
человеком, а не с книгой.
Естественное состояние--целостность
Люди на самом деле не раздроблены. У них есть все нужные им способности
и знания. Если это кажется иначе, то из-за того, что люди воспринимают себя
раздробленными на части, которых они не осознают. Как фасилитаторы мы
помогаем людям осознать свою исходную целостность и наличие всех необходимых
ресурсов.
Личность создает свою реальность
Мы считаем личность центром ее жизни. Мы предполагаем, что по сути она
является причиной всего, что происходит. Но она может не осознавать этого.
Мы помогаем личности осознать, как она создает ситуации в своей жизни, чтобы
она могла сознательно создавать предпочитаемую реальность.
Личность--это не ее поведение
Мы считаем личность отдельной от всего, что она делает или создает. Это
позволяет нам изменять что-то нежелательное. Нет никаких отрицательных черт,
которые просто должны быть у личности. Все, что можно воспринять, можно
изменить.
Личность по своей сути добра
Мы предполагаем, что каждый по своей сути глубоко внутри--хороший и
добронамеренный, что он делает то, что делает, потому что хочет добра,
развлечения, радости и так далее. Незачем жить с отрицательными чертами или
подавлять их. Если мы копнем глубже, то обнаружим, что в глубине все в
порядке. Наша работа--освобождать людей, чтобы они могли проявить свою
исходную доброту в жизни.
Каждая часть личности существует с хорошей целью
Все, что личность создает для себя, создается с хорошей целью. Это
делается для достижения чего-то и не происходит просто случайно. У личности
нет таких частей, которые нужно просто отрезать и выкинуть. Если мы сложим
все стороны личности вместе, она будет цельной и совершенной, и все части
подойдут друг к другу. Нам нужно обращаться с каждой стороной личности с
уважением и пониманием.
Естественное состояние жизни--развлекаться и учиться
Жизнь должна быть радостной, личность должна что-то извлекать из нее.
Если жизнь тяжела и личность не видит в ней смысла, то она смотрит
недостаточно глубоко. Как фасилитаторы мы работаем над тем, чтобы превратить
тяготы и тайны жизни в радость и обучение.
Упражнения
* Объясните на примерах или подручных предметах каждую из этих
предпосылок кому-то другому.
* Напишите примеры каждой предпосылки из вашей жизни.
Внутренняя реальность
Преобразующий процессинг ориентирован на личность. Мы работаем с одной
отдельной личностью. Мы занимаемся отношениями этой личности с ее
реальностью. Мы улучшаем те способы, которыми эта личность создает свой мир
и взаимодействует с ним.
Реальность личности состоит из всего, что она может воспринять, и тех
значений, которые она приписывает воспринимаемому. Часть этой реальности,
которую личность более или менее разделяет с другими, состоит из физических
объектов, людей и ситуаций. Но каждая личность немного иначе воспринимает
то, что есть, и приписывает свой смысл тому, что воспринимает. Кроме того,
каждый человек создает еще более субъективные предметы, существующие в его
реальности. Сюда входят мысли, ощущения, воспоминания, желания, мечты и так
далее. Все они существуют и человек может их воспринять как часть своего
мира. Они могут быть доступны или нет для других.
Мы предполагаем, что личность по сути создает свой собственный мир.
Каждая сторона ее реальности существует, потому что личность создает ее.
Личность не всегда осознает, как она это делает. Но в конечном счете именно
она делает это. Именно она воспринимает, мыслит, ощущает и намеревается.
Мы считаем, что внутреннее ядро личности отличается от всего, что
находится в ее мире. Все, что находится в ее мире, можно воспринимать,
приписывать этому разный смысл, и изменять. В разных ситуациях личность
может отождествлять себя с разными частями своей реальности. Но все это не
сама личность. Или может быть, если сложитьвсе это вместе, ВСЕ это будет
личностью. Внутренняя личность--творческий источник, который по своей
природе умеет быть или не быть чем угодно.
Обычно в реальности личности есть определенная область, которую она
считает собой. Она не осознает этого и не осознает, чем конкретно она
является. Как только она начинает воспринимать что-то как отдельный предмет,
она отстраняется от него и прекращает быть им. Она не видит ту часть,
которой она является.
Реальность личности можно полностью изменить. В ней могут быть части,
более закрепленные или постоянные чем другие, но в конечном счете все можно
изменить. Но за подвижным существованием есть неподвижное ядро личности,
которое неизменно. Оно совершенно и неограниченно, поэтому ему совсем не
нужно изменяться.
Что может быть эффективным или нет в жизни человека--так это часть его
реальности. По сути с ним самим все в порядке. Бывает нужно исправить его
реальность. Все, что можно сделать в процессинге--это помочь личности лучше
осознать свою реальность и воодушевить личность изменить эту реальность к
лучшему.
Личность может быть плохо знакома со своей реальностью, она может
приписывать реальности смысл, который приносит мало пользы, она может
расколоть себя или другие части своей реальности на куски, она может
сохранять в настоящем неприятные прошлые или будущие события как часть своей
реальности. Неважно, что именно ее не устраивает, ответ один и тот же:
попросите личность изменить свою реальность.
Именно то, что мы считаем личность создателем своего мира, делает
преобразующий процессинг эффективным. Мы не считаем личность беспомощной
жертвой случайных, не зависящих от нее обстоятельств. Мы не считаем внешний
объективный мир более правильным, чем чья-то личная реальность. Только сама
личность определяет свой мир. То, что существует для нее--ее реальность.
Кстати, общий, внешний, объективный мир оказывается очень гибким и
изменчивым, когда мы работаем с чьей-то личной реальностью. Субъективные
реальности совместно создают объективную реальность. Измените субъективные
реальности, и изменится внешняя вселенная.
Цель процессинга
Цель процессинга -
Личность, которая играет в игру жизни, наслаждается этим, и обучается в
ходе этого.
Чтобы двигаться в направлении этой цели, нам нужно заниматься любыми
областями с нежелательными ограничениями. И нам нужно заниматься этими
областями в таком порядке, чтобы каждую область можно было прояснить и чтобы
в конечном счете проработать все области.
Жизнь в основном состоит из обучения в ходе решения проблем,
преодоления ограничений, и так далее. Наша цель не в том, чтобы у клиента не
было проблем и была совершенно упорядоченная жизнь. Цель в том, чтобы у
клиента была гармоничная жизнь, из которой он будет извлекать то, что
захочет извлечь, в которой испытания не будут ошеломлять его, и в которой он
будет наслаждаться тем, что он делает.
Жизнь--это игра. Мы ни в коем случае не хотим убрать игру из жизни. Мы
хотим улучшить эту игру, чтобы личность могла наслаждаться ей и извлекать из
нее уроки.
Мы ищем нежелательные ограничения. В обучение игре на пианино
может входить убеждение в том, что еще не знаешь, как делать это, и такое
ограничение может быть вполне желательным. Нервозность при этом может быть
нежелательным ограничением.
Упражнение
* Объясните разницу между желательными и нежелательными ограничениями.
Кодекс фасилитатора
Кроме многочисленных технических принципов и техник преобразующего
процессинга, есть определенные общие правила поведения, которых должны
придерживаться все фасилитаторы. Их можно свести в так называемый "Кодекс
фасилитатора". Это этические нормы поведения в сеансе:
1. Обеспечивайте клиенту безопасное пространство.
2. Делайте все необходимое, чтобы клиент был готов к сеансу.
3. Сохраняйте беспристрастное отношение к клиенту.
4. Выносите на обсуждение только те проблемы, которые можно решить.
5. Используйте техники, соответствующие реальности клиента.
6. Доводите все прорабатываемые проблемы до разрешения.
7. Не оценивайте реальность клиента.
8. Не опровергайте клиента, его реальность и его достижения.
9. Держите в тайне личную информацию клиента.
10. Используйте ваши инструменты, чтобы увеличивать свободу выбора
клиента, а не чтобы уменьшать ее.
11. Достигайте наилучших возможных результатов в рамках известных вам
технических средств.
12. Не скрывайте от клиента, что он сам является причиной своих
достижений.
Я надеюсь, что нам будет достаточно такого простого общего соглашения.
В рамках этих правил есть огромный выбор возможных техник, принципов,
методов применения, и так далее.
1. Обеспечивайте клиенту безопасное пространство.
Процессинг эффективен потому, что фасилитатор создает безопасное
пространство, в котором клиент может исследовать себя и пересмотреть то, как
он создает свою жизнь. Фасилитатор защищает сеанс процессинга от обыденной
жизни. Сеанс обычно проводится в другой обстановке и в немного формальных
обстоятельствах. Сеанс не проводится, когда клиент моет посуду или горячо с
кем-то спорит. Но главная составляющая безопасного пространства--то
отношение к жизни, которое фасилитатор передает клиенту. Фасилитатор создает
безопасное пространство своим присутствием и своей энергией. Он выглядит и
действует так, чтобы не тревожить клиента. Он вселяет в клиента чувство, что
можно безопасно раскрыться и измениться. Фасилитатор делает все для того,
чтобы возможных помех было как можно меньше, и чтобы физическое пространство
было удобным.
2. Делайте все необходимое, чтобы клиент был готов к сеансу.
Внимание клиента должно быть обращено на сеанс, а не на посторонние
вещи. Это гораздо легче осуществить, если клиент физически сыт, отдохнул и
трезв. Большинство людей сами заботятся об этом. Но некоторым людям нужно
вначале помочь понять это требование и провести их через шаги подготовки к
сеансу. Если человек голоден, пусть он поест. Если он устал, пусть он
отдохнет. И другие вещи тоже могут делать клиента неготовым к сеансу. Если
внимание клиента обращено на неурядицы на работе, или на неотложную
проблему, то ему труднее быть в сеансе. Пусть он сначала справится с этими
жизненными проблемами, а потом приходит на сеанс. Разве что вы собираетесь
заниматься в сеансе именно тем, на что обращено внимание клиента.
3. Сохраняйте беспристрастное отношение к клиенту.
Фасилитатор непредвзято относится к клиенту. Он дружественен и
сговорчив, но он не оценивает как хорошее или плохое поведение или знакомых
клиента. Не становитесь на чью-то сторону. Работайте вместе с клиентом и для
клиента, но помогайте ему беспристрастно. Вы можете соглашаться с желанием
клиента улучшиться, и с его пониманием основных принципов. Но не выражайте
соглашения с его мнениями о своих сторонах или о других людях, особенно с
отрицательными мнениями. Знайте для себя, что у всего и у всех есть какая-то
исходная хорошая цель. И знайте, что все, что есть, просто ЕСТЬ. Незачем
приписывать оценки.
4. Выносите на обсуждение только те проблемы, которые можно решить.
Не заставляйте клиента рассматривать то, что нельзя решить за короткое
время. Уважайте встроенные защитные и направляющие механизмы ума. Поощряйте
клиента преодолевать свои прежние ограничения и исследовать то, о чем он
раньше не знал. Но не принуждайте его к этому, и не ошеломляйте его
подавляющей информацией, с которой он не может справиться. Есть определенная
оптимальная соразмерность, которая обеспечивает максимальную пользу.
Подталкивайте клиента, чтобы он продолжал расти, но лишь настолько, чтобы он
мог решать всплывающие проблемы. И не подталкивайте его в те области, в
которых вы не знаете, что делать. Не активизируйте слишком многого
одновременно. Активизируйте ограниченное количество вещей, которые, как вы
считаете, прояснятся.
5. Используйте техники, соответствующие реальности клиента.
Используйте техники, которые подходят для обнаруженной вами у клиента
ситуации. Не пытайтесь подогнать реальность клиента под следующий процесс в
вашем списке, если есть что-то более подходящее. Занимайтесь клиентом пред
вами, а не теоретическим образцовым клиентом. Для разных реальностей нужны
разные типы процессов. Используйте самую эффективную известную вам технику,
подходящую к данной ситуации. Это к тому же зависит от уровня осознания
личности. Некоторые мощные техники не подходят для людей, не готовых к ним.
6. Доводите все прорабатываемые проблемы до разрешения.
Заканчивайте начатое. Не заводите множества незаконченных дел. Цикл
процессинга состоит в том, что тема выносится на обсуждение,
прорабатывается, и так или иначе проясняется. Если тема большая, то это
может быть не окончательное прояснение в одном сеансе. Но какая-то ее часть
должна быть прояснена в сеансе, и должно быть установлено направление к
полному прояснению. Клиент не должен уходить с ощущением, что его проблемами
не занимались. Фасилитатор несет ответственность за завершение начатого.
Именно он следит за незаконченными циклами в сеансе.
7. Не оценивайте реальность клиента.
Клиенту нужно самому переоценить свою теперешнюю реальность.
| |