На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"
сделаете дальше. Когда он это делает, он уже не участвует в сеансе и
процессинг не особенно эффективен.
Фасилитатор беспристрастен по отношению к проблемам клиента. Но это не
значит, что вам нужно все время быть надоедливым и формальным. Это не
значит, что вам нужно все время прямо сидеть и холодно в упор смотреть на
клиента. Если вы должны делать это, а клиент не должен, то его механизмы
управления получают преимущество. Будьте готовы вести себя как угодно, чтобы
сохранять взаимопонимание с клиентом, и всегда быть на шаг впереди его по
гибкости.
Фасилитатору полезно развить свою гибкость поведения. То есть выбор
действий, которое вы можете сделать. Если вы можете играть в самых разных
ролях, использовать разнообразные эмоции, видеть вещи а разных точек зрения,
и управлять своим телом--то вы сможете сохранять взаимопонимание с любым
клиентом в любой ситуации, не ослабляя управления.
Человек, у которого больше гибкости в поведении, управляет сеансом.
Упражнение
* Напишите список причудливых вещей, которые может сделать клиент.
Запишите, как вы можете реагировать на каждое из этих действий.
Направления
Сами результаты процесса или сеанса не так важны, как то направление,
которое мы устанавливаем.
Помните, что на самом деле мы не изменяем клиента. Мы поощряем его
измениться, чтобы получить больше возможностей и способностей. Наилучшие
изменения--те, которые клиент будет сохранять и поддерживать сам после
завершения сеанса.
Если мы сможем изменить направление клиента в жизни, то это даст
гораздо больше пользы, чем только то, что произошло в сеансе. Если вместо
движения в направлении неудач, печали и несчастных случаев, клиент теперь
движется к успехам, радостям и удивительным сюрпризам--то это сильно изменит
его жизнь. Какой именно будет результат, мы еще не знаем.
Слишком полный и окончательный результат в одном сеансе может на самом
деле помешать дальнейшему продвижению. Если клиент думает, что он теперь все
это понял и больше ничего не нужно делать, то он не будет дальше расти в
этой области. Если, с другой стороны, мы начнем для него путешествие,
которое он будет продолжать сам и работать над этим сам, то это даст во
много раз больше пользы.
Настоящая польза и изменение происходят тогда, когда человек чувствует
себя по-другому и действует по-другому. Это не вычисляется аналитически.
Поэтому не всегда хорошо, когда клиент получает отличное большое осознание
чего-то нового, объясняющее все, так что ему больше не нужно ничего искать.
Ценнее, если он теперь чувствует себя более способным, уверенным, и будет
действовать по-другому. В чем он изменился и что такое изменение
означает--это ему нужно испытать, играя в игру жизни, а не просто вычислить,
размышляя об этом во время сеанса.
Устанавливая направление, обычно эффективно иметь и то, от чего
уходить, и то, к чему идти. Если клиент помнит, какой была раньше его жизнь,
и ясно представляет себе свое будущее, то он будет двигаться вперед.
Упражнение
* Напишите некоторые из направлений, в которых имеет смысл двигаться
человеку. В каких направлениях вы двигаетесь сами?
Инструменты
Во многом ваша задача как фасилитатора--давать людям инструменты, с
помощью которых они могут полнокровнее жить. Кроме того, что вы даете им
лучше себя почувствовать во время сеанса, важно, что они извлекают из
сеанса.
Дайте голодному человеку рыбу, и он будет сыт в этот день. Научите его
ловить рыбу, и он сможет кормить себя всю жизнь. Учите людей ловить рыбу, а
не просто давайте им ее.
Вы можете помочь людям обнаружить новые способности, полезные знания,
направление в жизни, ресурсы, которые они могут использовать в любое время,
и уверенность в том, что они руководят своей жизнью.
Некоторые из ваших техник клиент может выполнять сам. Это в основном
относится к процессингу воображения и восприятий. Не ждите, что он сам будет
выполнять повторное переживание или диалог. Но он может обнаружить свое
внутреннее представление о чем-то и изменить его управляющие особенности
восприятия. Он может сам выполнять переключение сценария. Он может
представлять себе желаемое будущее и делать его более привлекательным.
Наибольшее, что вы можете сделать для клиента--это показать ему, что он
создает свою собственную реальность, что он является причиной. Если он
действует как причина, он может сам определить, что ему нужно делать.
Охотно обсуждайте философские принципы, когда это кажется нужным. Не
держите в тайне принципы преобразующего процессинга. Сразу же после
завершения процесса--отличный момент для того, чтобы обсудить принципы, на
которых основан процесс, чтобы клиент смог понять их и теоретически, и
практически.
Упражнение
* Напишите список инструментов, которые вы используете в своей жизни.
Абстракции
Абстракция--это упрощение более сложной реальности. То есть вместо
того, чтобы описывать все, что происходит, человек передает только
сокращенное описание или символическую модель, которая по его мнению
соответствует происходящему.
Пример этого--наша речь. Вместо того, чтобы передавать другим саму вещь
или ситуацию, мы просто обмениваемся словами. Слова и предложения--это
символы, которые обозначают реальные или воображаемые события, взгляды и
идеи о них, или какие-то еще идеи и взгляды. Речь может быть очень и очень
полезной.
Но вместе с тем очень важно для собственного здравомыслия осознавать
степень упрощений. Когда мы теряем это из виду и начинаем использовать
абстракции как что-то реальное, то приходим к заблуждениям. Осознавание
абстракций--очень ценная способность. Имея ее, человек может по
необходимости упрощать вещи и сообщать их, но он вместе с тем может смотреть
на вещи реально, когда это нужно.
Есть шкала степеней абстракции:
Обобщения
Оценки
Предположения
Мнения
Дополнительные выводы
Выводы
Описания
Статистика
Названия
Восприятия
Макроуровень
Микроуровень
Вселенная такая, какая есть. Если бы мы охватили сознанием все
процессы, происходящие перед нами, вплоть до мельчайших
сверх-микроскопических явлений, то мы могли бы сказать, что установили
прямую связь с тем, что происходит. Но это можно еще упростить в большой
происходящий процесс, например, что мимо проезжает машина. Это огромное
упрощение по сравнению с наблюдением движения каждого отдельного электрона.
Но для людей это вполне приемлемо. И вот кто-то воспринимает проезжающую
мимо машину. Он может увидеть цвета и формы, может услышать звуки, и так
далее. Это далеко не все происшествие, это только моментальный снимок,
ограниченный искажениями и диапазоном человеческих восприятий. Теперь
человек может как-то назвать или обозначить происходящее. Он может сказать
"Машина". Это абстракция, упрощение того, что он действительно воспринимает.
Он может использовать какие-то абстрактные числа или термины, чтобы описать
то, что воспринимает. Это "Форд Таурус 1976 года выпуска с калифорнийским
номером". Это название относится к целой группе вещей, которые очень
упрощены. Затем можно сделать выводы, что машина куда-то едет, что ее ведет
кто-то с водительскими правами, что у нее есть руль и тормоз, даже хотя мы
их не видим. Можно еще больше отвлечься от реальности и сделать вывод, что
водитель скорее всего пьян или ходил на второсортные водительские курсы, и
оказываемся в области мнений и предположений. Можно оценить это: "Он идиот".
Можно обобщить все происшествие в какую-то идею, например: "Пожилые люди не
могут водить машину".
Каждый шаг уводит нас все дальше от того, что на самом деле происходит.
Мы добавляем абстракции абстракций одну к другой. Мы используем символы о
символах о символах и так далее.
Все это прекрасно, если оно соответствует нашим целям и мы не теряем из
виду, с чего мы начали.
Если человек не замечает, насколько он упрощает вещи и рассматривает их
отдельно от реальности, то пора повернуть этот процесс обратно. Мы в
частности хотим, чтобы человек установил тесную связь с тем, что
воспринимается как происходящее. В человеческом мире мы этим и
ограничиваемся. Но человеку нужно осознавать, что восприятия--это тоже
абстракции. Если он что-то воспринимает, это еще не значит, что другие с ним
согласятся. Разные люди извлекают разные восприятия из ситуаций. Но если
человек по крайней мере находится в контакте со своими восприятиями, он в
лучшем состоянии, чем тот, кто действует на основе идей об идеях о том, что
он когда-то слышал.
Семантический процессинг--это развитие осознания того, какие уровни
абстракции используются, и приближение к уровню процессов реальности. То
есть осознание того, как реальность построена из процессов, которые можно
воспринимать.
Упражнение
* Возьмите любое явление рядом с вами. Проанализируйте его по шкале
абстракций снизу вверх и сверху вниз, исследуя, как можно заниматься этим
явлением на разных уровнях абстракции.
Преобразование
Мы не занимаемся избавлением от чего-то, даже хотя иногда так кажется
внешне. Процессинг--это технология не для устранения нежелательных вещей.
Это технология для изменения. Она предназначена для преобразования мира
человека, а не для избавления от него.
Один из основных принципов преобразующего процессинга--то, что личность
сама создает свою реальность. Что бы ни находилось в уме или жизни личности,
оно есть здесь, потому что она помещает это сюда. Она ответственна за то,
что ее дела находятся именно в таком состоянии. Если личность хочет что-то
изменить, то сначала нужно выяснить, как она создает такое положение дел, и
тогда можно будет изменить это так, как она предпочитает.
У человека обычно есть подсознательный (несознательный) ум. Личность
притворяется, что не создает чего-то, и все это вкладывает именно в этот ум.
Но она все равно несет настолько же полную ответственность за все это.
Просто личность предпочитает считать, что этого на самом деле не существует,
или что это не имеет к ней никакого отношения. Она имеет право так считать.
Но если она хочет изменить что-то, она сначала должна взять за это
ответственность.
Вот что мы по сути делаем в процессинге: мы берем что-то из царства
подсознания, поощряем личность исследовать это и понять, что она является
причиной по отношению к этому, преобразуем это так, как желает личность, и
возвращаем это обратно в подсознание.
Клиент может так не считать, когда приходит на сеанс. Большинство
клиентов приходят с желанием избавиться от чего-то. Они еще не знают, что
хотят потерять часть себя. Не вступайте в споры об этом, но не теряйте из
виду те знания, на которые вы опираетесь. Никогда не принимайте за чистую
монету историю о том, что клиент является несчастной жертвой того, от чего
ему нужно избавиться.
Личность создает весь свой мир. Нет "какого-то другого места", куда
можно было бы выкидывать что-то.
Вы можете преобразовывать вещи, вы можете объединять их, вы можете
видоизменять их. Но если вы пытаетесь отбрасывать их и избавляться от них,
вы только отрицаете то, что сами создаете.
Может показаться, что что-то исчезло, потому что после успешного
прояснения первоначальной ситуации уже нет. Не потому, что от нее
избавились, а потому что она превратилась во что-то лучшее.
То, от чего мы "избавляемся"--это недоразумения, неразбериха,
машинальность, непонимание, замешательство, и так далее. Но это не "вещи",
это не вещество, которое мы вывозим подальше. Это явления, указывающие на
определенное положение дел. Когда мы преобразовываем тот способ, которым
личность создает вещи, появляются другие явления.
Процессинг становится гораздо проще, когда вы понимаете это. Вы будете
получать лучшие и более устойчивые результаты, и вы будете по-настоящему
ценным для ваших клиентов.
Мы ни от чего не избавляемся
- Мы преобразуем его
Упражнение
* Выпишите несколько проблем, которые у вас были в жизни и которые вы
превратили в свои ресурсы, когда решили их.
Реальный мир
С помощью процессинга мы надеемся помочь людям воспринимать и жить в
реальном мире.
Реальный мир состоит не из слов и не из символов. Все, что можно
сказать словами и символами--это НЕ реальный мир. Невозможно как-то точно
сказать, каким реальный мир ЕСТЬ. Что бы вы ни сказали, он не такой.
Реальный мир состоит не из чего-то в прошлом. Все, что можно
вспомнить--это НЕ реальный мир. Ни одно воспоминание не скажет вам, что
происходит в реальном мире. Что бы вы ни изучили, чему бы вы ни научились,
что бы вы ни поняли, это не реальный мир.
Реальный мир состоит не из чего-то в будущем. Что бы вы ни мечтали,
надеялись, желали бы пережить или иметь, это не находится в реальном мире.
Реальный мир--это то, что находится здесь прямо сейчас. Приравнивание
его к словам, воспоминаниям или надеждам только лишает его яркости. Его
нужно ВОСПРИНИМАТЬ. А особенно его нужно ОЩУЩАТЬ.
Реальный мир--это первичное переживание. Все, что можно подумать или
чувствовать О НЕМ--это не реальный мир. Ответы и реакции на переживание--это
не переживание, они вторичны.
В реальном мире нет ничего НЕПРАВИЛЬНОГО. Он содержит то, что в него
вкладывается сейчас. Он не является правильным или неправильным. Если что-то
неправильно, это не реальный мир. Мир, где что-то "неправильно"--это
призрачный мир заблуждений.
Реальный мир текуч и изменчив. Он все время движется. Все, что
фиксировано, не находится в реальном мире. Этот мир--непрерывное подвижное
отражение того, что в него вкладывается. Единственный способ изменить
его--сначала взять ответственность за то, что в нем находится. Отрицание не
меняет реального мира. Но если вы воспринимаете реальный мир ТАКИМ, КАКОЙ ОН
ЕСТЬ, вы к тому же можете превратить его во что угодно еще, что вы хотите
воспринимать.
Средства массовой информации и образование в нашем обществе в основном
преподносят несуществующий фальшивый мир. Они преподносят искаженную,
стилизованную картину одного процента реальности, и пытаются обманом убедить
вас, что это реальность. И что все, что не соответствует последнему выпуску
этой искаженной картины, не может быть реальным. Это хитрая уловка, но на
самом деле это вы обманываете сами себя, делая вид, что картинки и символы
вещей реальны, а сама реальность--фантазия. Это на самом деле довольно
забавный фокус. По крайней мере некоторое время. Теперь пришла пора его
разгадать.
Если вообще есть то, что действительно стоит сделать для другого, так
это показать ему, что за картинками в его уме есть мир. Реальный мир.
Упражнение
* Объясните на примерах разницу между картинами мира и восприятиями.
Нелогичность
| |