На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"
сейчас.
В технике повторного переживания мы находим происшествия, прикрепленные
к нежелательным реакциям. Мы переживаем в них то, что не было полностью
пережито. Мы изучаем содержание происшествия до тех пор, пока оно не
исчезнет из теперешней окружающей обстановки и вернется на соответствующее
ему место. Если мы снова и снова проделаем это столько раз, сколько
необходимо, мы преобразуем нежелательные реакции в более полезные.
Избыточные записи событий
Человеку полезно помнить события, которые он пережил. Он может
научиться чему-то и может знать, что он этому научился. Но есть класс
воспоминаний, которые могут вызвать проблемы.
Если вы пережили не то, что собирались пережить, происходит нечто
интересное. Вместо того чтобы просто извлечь для себя урок, изюминку или
суть переживания, вы можете сделать мгновенный снимок всего происшествия, и
сохранить его, чтобы обработать позже.
По ходу жизни вы переживаете что-то и извлекаете из этого уроки. Вы
проходите через последовательность событий, у каждого из которых есть
начало, сюжет и конец. Если вы прошли через задуманные начало, сюжет и конец
так, как вы планировали, то все хорошо. Это событие исчерпано, каким бы оно
ни было, и вы извлекли из него тот опыт, который вам был нужен. На самом
деле неважно, были ли события названы "хорошими" или "плохими", были ли они
приятными или неприятными. Если вы извлекли из них желаемое переживание, они
не будут вносить никаких ошибок в поведение.
Неприятности бывают с не полностью пережитыми происшествиями, из-за
перегрузки информацией. Предположим в виде упрощенной модели, что человек
может обработать определенное количество переживаний в единицу времени. Если
количество получаемых переживаний не превышает предельно допустимого, то
человек легко справляется с тем, что происходит, и извлекает из этого уроки.
Но если предел превышается, получаемые переживания ошеломляют его.
Когда возможности по обработке информации перегружаются, то ум не
просто игнорирует происходящее. По-видимому, он делает мгновенные полные
копии событий и хранит их неограниченное время. Видимо, идея этого в том,
чтобы обработать их "позже".
Если это просто перегрузка по количеству или по скорости получения
информации, то обычно можно наверстать упущенное. Например, вы пошли на
лекцию и получили много новой информации за короткий промежуток времени.
Возможно, вы не смогли оценить смысл всего сразу, но после усвоения в
течение нескольких дней вы можете свободно владеть полученной информацией.
Но если ваши умственные системы перегрузились именно содержанием
события, то вы можете вообще его не обработать. Например, если в
происшествии больше силы и эмоций, чем вы готовы пережить, то вы можете так
никогда его и не обработать. Например, если человека ударила машина, он
может быть неспособен переработать такую силу, даже очень медленно, так что
происшествие вообще не обрабатывается. Или когда кто-то умирает и абсолютно
несогласен на это, он может оставить это необработанным.
По ходу жизни человек довольно хорошо справляется с большинством
событий. Он замечает, что происходит, он становится мудрее, получая опыт, и
набирает только дополнительный опыт. Затем происходит происшествие, в
котором слишком многое случается слишком быстро. Создается полная копия
события для того, чтобы обработать его позже. Она полностью сохраняется в
настоящем времени как застывшее происшествие.
Беда в том, что происшествие продолжает настаивать на том, чтобы его
обработали. Оно делает вид, что все еще происходит сейчас, и выдает свои
части на обработку. Но если большая часть происшествия остается
ошеломляющей, выдавются только маленькие части происшествия, с которыми
человек может справиться.
Человек, не замечая, что это необработанное происшествие, может считать
эти частички происшествия теперешними событиями и побуждениями. Он может по
ошибке считать, что они происходят сейчас, и разыгрывать заново части
происшествия, считая их своими интуитивными реакциями в настоящем.
Другими словами, непроработанное происшествие становится автоматической
программой, которая выполняется в отрыве от ситуации. Ум старается как можно
лучше приспособить реакции к ситуациям, но ему это непросто сделать. Эти
реакции чаще всего ненужны и заводят человека в неприятности.
Вся проблема в том, что реакции идут из неизвестного источника. Если
человек не понимает, что активно непроработанное происшествие, и просто
автоматически реагирует, то его действия озадачивают и его самого, и других.
Если бы он полностью осознавал, в чем же дело, он бы быстро понял, что так
реагировать глупо, и прекратил бы это делать.
Непроработанное происшествие может со временем успокоиться. Если
окружение или намерения человека становятся менее похожими на первоначальное
событие, то необработанное происшествие может само по себе затихнуть и уже
не привлекать к себе внимания. Но если обстановка опять становится похожей
на что-то из этого происшествия, то оно может снова возбудиться и снова
автоматически повторяться в жизни.
Чтобы правильно сортировать переживания, человеку нужно сознательно
оценивать события. Ему нужно решать, что имеет значение, а что нет. Если он
не делает таких оценок, ум придает всему одинаковое значение. Поэтому все в
необработанном происшествии автоматически считается одинаково важным.
Так как в необработанном происшествии хранится ВСј, включая боль, силу
и эмоции, оно получает несоразмерную важность. Все его стороны считаются
настолько важными, что человек ни за что не сохранял бы их сознательно в
настоящем, если бы у него был выбор. Например, если событие--"ударила
машина", то цвет автомашины может считаться настолько же важным, что и боль
удара, которая настолько же важна, как поездка к универмагу.
Когда части события повторяются в жизни позже, результаты могут
выглядеть довольно глупо. У человека может появиться головная боль, когда он
едет в универмаг, он может начать недолюбливать красные машины, или что-то в
этом роде. На самом деле это просто необработанное происшествие пытается
привлечь к себе внимание, но если никто не замечает его, оно становится
некоторыми довольно странными автоматическими реакциями человека в жизни.
Подводя итоги, можно сказать, что любое событие, которое перегрузило
способность человека обрабатывать переживания, записалось как необработанная
точная копия, и остается необработанным, плывя во времени, вызывая
нежелательные автоматические реакции--это мишень прояснения происшествий.
Время
Мы интересуемся теми происшествиями, которые застряли в настоящем, но
на самом деле должны быть в другом месте. В основном происходит
недоразумение со временем. Что-то, принадлежащее к какому-то другому периоду
времени, кажется происходящим прямо сейчас в настоящем.
Не только время может быть так запутано. Кроме "Когда", часто
перепутываются "Где" и "Кто". Вообще-то говоря, если что-то не полностью
пережито и не оценено "Кем-то" "Где-то" "Когда-то", то содержание этого
происшествия может попасть в другие "Кто", "Где" и "Когда". Эту идею может
быть трудно понять сразу, поэтому мы сначала применяем ее ко времени, так
как здесь ее проще всего понять.
Обычно считается, что время идет вперед непрерывным размеренным
потоком. Если рассмотреть его более внимательно, оказывается, что это далеко
не так. Время не обязательно непрерывно, оно не обязательно идет вперед, оно
очень изменчиво, и есть бесконечное количество возможных потоков времени.
Такие знания заново обнаруживаются в теории относительности, в квантовой
механике, и они все лучше понимаются. Но для большинства людей это до сих
пор что-то довольно фантастическое.
Для начала традиционное представление о времени, которое общепринято в
этой цивилизации в это время, даст нам рабочую теорию того, как организованы
происшествия.
Обычно считается, что некоторые вещи происходят перед другими. Есть
прошлое, то есть то, что уже произошло. Есть настоящее, то есть то, что
происходит прямо сейчас, и есть будущее, то есть то, что еще не произошло.
Раз люди считают именно так, можно ожидать, что происшествия окажутся
упорядоченными в соответствии с этими идеями. Но будьте готовы встретиться с
совершенно другими способами упорядочивания происшествий, по мере того, как
ваше мышление будет становиться более гибким.
Если люди предполагают, что время идет вперед, то необработанные
происшествия часто плывут вперед в настоящем. Они промаркированы как
происходящие "сейчас", но так как они не оцениваются и не сортируются, и так
как "сейчас" постоянно движется вперед, происшествия движутся вперед вместе
с человеком. Когда происшествия проясняются, ситуация исправляется.
Происшествия получают свою правильную маркировку во времени и перемещаются
обратно на соответствующее место во времени.
Обычно считается, что прошлое влияет на настоящее. Поэтому люди
аналогично упорядочивают происшествия в своих умах. То есть считается, что
более ранние происшествия являются причиной поведения и реакций в более
поздних происшествиях. Это совсем не обязательно так, но если человек так
это устроил, то мы с этого и начнем.
Часто оказывается, что происшествия рассортированы во времени в виде
последовательностей. В связи с каким-то нежелательным ощущением можно найти
целую цепь происшествий, которые содержат одно и то же ощущение в разных
ситуациях. Обычно самое раннее происшествие--самое мощное или
травматическое, а более поздние берут свою силу из самого раннего
происшествия.
В типичной цепиError! Reference source not found. самое раннее
происшествие, которое мы назовем "Центральным", содержит боль и
бессознательность. Можно еще называть его "происшествием силового
отпечатка", так как именно в нем определенный набор реакций силой впечатался
(запечатлелся, запрограммировался) в уме.
Следующее по силе--"Происшествие эмоциональной травмы". Оно обычно
связано с потерей или угрозой потери. Оно берет свою силу из более раннего
"происшествия силового отпечатка". В нем содержится сильная неприятная
эмоция, например, печаль, страх, горе, ужас.
В-третьих, есть "Происшествие включения реакции". Это ситуация, в
которой нажалась умственная кнопка и воспроизвелась запись части
травматического содержания из "происшествия отпечатка" или "происшествия
эмоциональной травмы". Неудобство в таком происшествии вызвано неразумной
автоматической реакцией, а не реальными внешними обстоятельствами.
Обычно цепь распутывается в обратном порядке. То есть сначала доступны
самые поздние (и легкие) происшествия, а затем цепь постепенно
прорабатывается назад во времени вплоть до центрального травматического
происшествия. После прояснения центрального происшествия вся цепь
разряжается и содержание этого происшествия больше не сохраняется в
настоящем времени.
Рано или поздно подсознательное убеждение в том, что более ранние
происшествия являются причиной более поздних, распутывается и уже не
применимо. Но вначале может быть очень удобно прокладывать курс с помощью
механизма цепей происшествий.
Отправные точки
Не стоит прямо спрашивать о конкретном происшествии. Даже хотя мы
догадываемся, что у человека были какие-то травматические происшествия в
жизни, мы редко просим его вынести что-то на обсуждение. Мы интересуемся
только теми происшествиями, у которых есть нежелательный остаток в
настоящем.
Другими словами, чтобы найти отправную точку в повторном переживании,
мы начинаем с чего-то нежелательного в настоящем. Если оно не переживается
сейчас, или не является нежелательным, то нам не нужно проводить с ним
повторное переживание.
Наилучшая отправная точка --нежелательное физическое ощущение. То есть
то, что человек может ощущать прямо сейчас в своем теле. На это есть
несколько причин.
Во-первых, ощущения более навязчивы, чем, скажем, зрительные или
слуховые восприятия. У ощущений более низкая частота и их гораздо труднее
размещать во времени и в пространстве. Большинство людей могут довольно
легко изменять картинки, создаваемые в уме. Они могут перемещать их, делать
их больше, меньше, и так далее. Ощущения гораздо легче обобщаются на ВСј
пространство и время.
Люди редко жалуются на то, что у них в уме застряли какие-то картинки.
В основном неприятности связаны с ощущениями, которых человек не может
изменить. Ощущения довольно тесно связаны с действиями и поведением
человека. Чтобы делать что-то иначе в жизни, человеку надо ПОЧУВСТВОВАТЬ
желание делать это иначе. Сколько бы ни было обдумывания и зрительного
воображения, оно не изменит поведения человека, если он не ощутит желания
делать что-то по-другому.
Во-вторых, ощущения довольно вещественны. Можно следить за ними по
тому, что человек действительно ощущает в своем теле. Человеку трудно уйти
от боли в животе, и она скорее всего будет оставаться до тех пор, пока мы ее
не проясним. Благодаря этому гораздо сложнее обманывать. Если бы мы
занимались просто картинками или словами, человеку было бы гораздо легче
обмануть себя в том, что процесс закончен, хотя происшествие еще активно.
Нужно различать ощущение ощущений и мысли об ощущениях. Должны быть
какие-то реальные восприятия, которые человек может описать. Если он
говорит, что он "безнадежен", нам нужно узнать, что это для него значит в
восприятиях. Откуда он знает, что он "безнадежен"--это находится в его
животе, или в его голове, это ощущение пустоты, тяжелого груза, колющее
ощущение, или что это? Одних слов недостаточно, нам нужны реальные, ощутимые
восприятия, которые есть прямо сейчас. Это обычно означает какое-то ощущение
в физическом теле, но не обязательно. "Я чувствую твердые стены вокруг",
"Мое пространство мягкое" тоже вполне подходят.
Запах и вкус тоже полезны для того, чтобы определить нежелательное
ощущение. Это даже меньше всего искаженные чувства.
Обычно желательно получить какое-то словесное описание нежелательного
ощущения. Но это нужно только для того, чтобы было легче говорить об этом
ощущении. Человек должен опознавать ощущение в основном по конкретным
восприятиям. Нужно, чтобы он мог ощущать его сейчас, и умел распознать его
снова.
Чтобы узнать ощущение, можно просто спросить:
"У тебя бывают какие-то нежелательные чувства или реакции?"
Или во время разговора о чем-то другом вы можете заметить, что имеете
дело с нежелательным ощущением.
Клиент может сразу же удачно определить ощущение, например: "зудящая
боль, которая движется вверх по моей правой руке". Если он не делает этого,
мы спрашиваем его о подробностях.
Чтобы выяснить, какое это ощущение, полезно знать особенности ощущений,
например: вес, температура, жесткое/мягкое, вибрация, сопротивление, трение,
твердость, вязкость и так далее. Многим людям тяжело определять, из чего
состоит ощущение, и им нужна помощь в этом. Бывает даже, что человек
настаивает на том, что у нежелательного ощущения невозможно определить
никаких качеств, кроме того что это "подавленность". Вам нужно уметь гладко
справляться с этим и все равно определять другие особенности ощущения.
Вместо того чтобы просто ни с того, ни с сего спрашивать о
нежелательных ощущениях, можно использовать для их обнаружения более
систематичный подход. Можно расспросить человека о разных сторонах его
жизни: семья, работа, здоровье, увлечения, несчастные случаи, потери, и так
далее. Можно заметить, в каких областях есть нежелательные ощущения, или
какие области вообще заряжены. Если человек озабочен какой-то областью или
обращает на нее особое внимание, то скорее всего в ней можно найти
нежелательные ощущения. После собеседования можно систематически пройти все
эти области и спрашивать о нежелательных ощущениях, пока все области не
прояснятся.
Или можно начать с подготовленных списков классов ощущений и спросить,
есть ли у клиента нежелательное ощущение в каждом из этих классов. Например,
можно спросить о болях, неудобствах, давлениях, напряженностях, и так далее.
Можно еще спросить о более абстрактных чувствах и эмоциях, например, о
страхе, злости, печали, угнетенности, безнадежности, разочаровании, если
только мы связываем слова с тем, что можно воспринять и распознать.
Или можно начать со списка частей тела, или со списка того, что у
большинства людей есть в жизни, и попробовать найти нежелательные ощущения в
| |