Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"

он хранит в  своем  уме. То,  что  находится в  уме,  в основном  состоит из
сочетаний картинок, звуков  и ощущений.  Когда  человек ищет  что-то в своем
уме,  его   тело   может  отражать   вид   этой   информации,   что  это   в
основном--картинки, звуки или ощущения.
     У  ощущений низкая  частота,  они  медленные  и  глубокие.  У  слуховых
восприятий  частота  выше,  они  быстрее, подвижнее. У зрительных восприятий
самая высокая частота, они быстрые и переменчивые. Эти особенности во многом
заметны по языку тела.
     Человек  дышит  неглубоко, верхней  частью  груди,  когда  обрабатывает
зрительную  информацию. Он  дышит  глубоко  и медленно,  когда  обрабатывает
кинестетическую информацию.  И  как-то  средне, когда обрабатывает  слуховую
информацию.
     При  переработке  зрительной  информации  человек часто смотрит  вверх,
выпрямляется, и делает жесты в воздухе.  При переработке слуховой информации
человек  часто  смотрит в сторону, наклоняет голову в сторону  и  скрещивает
руки.  При  переработке  кинестетической,  человек   часто  смотрит  вниз  и
сутулится.
     При  обработке  зрительной информации человек говорит быстрее  и  более
высоким тоном  голоса, чем при обработке  слуховой информации. При обработке
кинестетической информации он говорит более низким, медленным тоном голоса.
     Вы  можете быть более или мене  специалистом по истолкованию  всех этих
реакций  тела. Но  вам  совсем  не  обязательно  знать их  полностью,  чтобы
проводить элементарный процессинг. Если вы замечаете  изменения и реакции, и
замечаете, когда клиент выглядит счастливо и удовлетворенно, а когда нет, вы
можете просто прекрасно проводить ваши сеансы.
     Но  если вы  очень  хорошо  знаете  язык тела, с его помощью вы  можете
делать чудеса. Люди будут  уверенно заявлять, что вы  читаете их мысли, хотя
на самом деле вы просто смотрите на них.
     Упражнение
     *  Понаблюдайте  за  несколькими людьми. Заметьте признаки  зрительной,
слуховой и кинестетической обработки информации в их языке тела.
     Якоря
     Использование   якорей   основано   на   том   принципе,  что   простые
кинестетические, зрительные или слуховые сигналы могут быть связаны с  более
сложными  явлениями  в  реальности  человека.  Якорь  действует  как кнопка,
которая может активизировать определенную область.
     У людей  уже есть свои  системы якорей. Например, если  у человека есть
запутанная  структура в уме, которая сводится к идее  "Жизнь тяжела", то  он
говорит о ней с определенной интонацией, принимает  определенную позу, и так
далее. Это  закрепляет идею и держит  кнопку  нажатой. Если бы он говорил  с
другой интонацией или в другой  позе, то ему было бы гораздо сложнее войти в
роль "Жизнь тяжела".
     Якоря срабатывают  и у  самого человека, и  когда  другие делают что-то
похожее. Если бы  я  заговорил  с  таким человеком  точно  так  же, как  он,
использовал похожие слова и похожую позу тела, то это могло бы автоматически
активизировать  его  ощущение "жизнь  тяжела", без никаких  его сознательных
мыслей.
     Якоря  очень точны. Просто "грустный" голос не дает того  же эффекта. В
терминах  слуховых особенностей  это может  быть очень конкретная интонация,
темп,  высота звука, использование определенных слов. В ощущениях  это может
быть  определенное  прикосновение,   определенное   положение  частей  тела.
Зрительно  это может быть вид определенного жеста, поднятая  бровь,  улыбка,
или  что-то  еще,  увиденное  человеком.  Какая-то  старая фотография  может
мгновенно вызвать целый набор воспоминаний, ощущений и реакций. Запахи--тоже
мощные якоря, так как они часто идут в обход фильтра ума.
     Как фасилитатору вам  нужно знать  о якорях,  потому  что вы  неизбежно
устанавливаете и активизируете якоря у клиентов. Вам  нужно по  крайней мере
избегать активизации негативных якорей в неподходящее время, но вы к тому же
можете научиться  более сознательно использовать  якоря, как еще один мощный
инструмент своей профессии.
     Чтобы  использовать  якоря,  вам  нужно  четко  осознавать,  что делает
клиент,  вам нужно прекрасно осознавать, что вы  делаете,  и вам  нужно быть
достаточно  гибким, чтобы делать такие  изменения вашего  поведения, которые
могут действовать как якоря.
     Техника    объединения    противоположностей--отличное     место    для
использования  якорей.  Мы  работаем  с  двумя  явно  отличающимися  частями
человека.  До завершения  процесса очень важно сохранять отчетливое различие
между ними.  Вы  постоянно переключаетесь между  двумя  частями,  и  если вы
чересчур их смешаете, может получиться путаница.
     Каждая противоположность заметно  отличается  от другой. Если вы будете
просто внимательно наблюдать за  клиентом,  вы заметите,  что он  использует
другой тон  голоса для каждой противоположности, и  подстраивает позу тела и
выражение лица, говоря о каждой из них. Он наверняка использует другой набор
слов, сосредоточиваясь на каждой из противоположностей.
     Узнайте как  можно больше о собственной  системе якорей клиента.  Очень
важно использование речи. Например, одна сторона может говорить  о том,  что
НУЖНО делать, о том как все ТЯЖЕЛО, об ОБЯЗАННОСТЯХ и НЕОБХОДИМОСТЯХ. Другая
сторона  может говорить  о  том,  что  ХОЧЕТСЯ делать,  что  ПРИЯТНО,  каким
СВОБОДНЫМ хочется  быть, и так далее. Здесь очень важно, чтобы вы говорили с
первой  стороной  терминами  жесткой  необходимости, а  со  второй  стороной
терминами   приятных  возможностей.   Таким  образом  вы   можете  построить
взаимопонимание  с каждой  из  сторон,  а заодно  обозначить  их.  Свободная
сторона не будет сотрудничать, если вы скажете ей, что она ДОЛЖНА делать.
     Еще полезно  создать свою систему обозначений.  Установите определенные
отличительные черты,  чтобы  определять,  что  к  чему  относится. Я  обычно
назначаю  каждой  из противоположностей  свою  сторону,  то  есть левую  или
правую. Я  спрашиваю  клиента,  какие стороны ему  кажутся  подходящими, или
просто  выбираю  произвольно.  Потом, когда я  говорю  с одной из сторон,  я
слегка  поворачиваю  свою голову в  этом направлении и передвигаю туда  свои
руки. Так  строится система якорей, которая  проясняет, с какой  стороной мы
разговариваем.
     Ничто  не  мешает вам использовать какие-то свои жесты как  якоря.  Это
хорошо действует, если вы следите за тем, что делаете. Просто сделайте жест,
когда  присутствует определенное явление.  А  затем  вы  можете вернуть  это
явление, по крайней мере частично, повторив тот же жест.
     Якоря  действуют  лучше  всего,  если  клиент   не   обращает   на  них
сознательного  внимания. Эффективнее всего едва заметные  движения, ничем не
выделяющиеся  из обычного поведения. Это  инструмент  не для  сознания,  это
инструмент   для  достижения  взаимопонимания  с  подсознательными   частями
личности.
     Еще  одно  преимущество якорей в  том,  что  вы  можете  активизировать
несколько из  них одновременно.  В объединении противоположностей  вы можете
сделать  именно  это,  когда  приближаетесь  к  завершению  процесса.  Когда
начинает  происходить объединение,  вы можете  спосбствовать  ему,  смешивая
якоря.   Постепенно   смешивайте   использование  речи.   Познакомьте   одну
противоположность с  образом  мыслей  другой противоположности, используя ее
собственный   язык.   Начните   составлять   предложения   с   одновременным
использованием  выражений  обоих противоположностей. "НУЖНО, чтобы тебе было
ПРИЯТНО, я думаю, ты понимаешь НЕОБХОДИМОСТЬ СВОБОДЫ".
     Для  сознания  клиента это  совершенно загадочно,  но  это  удивительно
эффективно.  Если  провести смешивание слишком рано, он просто бессмысленно.
Но если сделать это, когда объединение уже происходит, то получится глубокий
и мощный результат.
     Аналогично   в  объединении   противоположностей   можно   использовать
зрительные и кинестетические положения  рук. Вы можете  вытянуть руки  перед
собой  ладонями  вверх, и  попросить  клиента  сделать то  же  самое.  Затем
попросите клиента  вообразить  каждую из  противоположностей в разных руках.
Это устанавливает руки как якоря. Как только он убедится в  том, что  сделал
это, попросите его свести руки вместе. Одновременно сведите вместе свои руки
и сложите их. Таким образом два якоря  сливаются и очень эффективно помогают
слиянию частей. Особенно  если  вы  делаете  это, одновременно  переходя  от
четкого выделения частей с помощью речи, к неожиданному слиянию якорей речи.
Так  как все это действует в основном подсознательно, оно становится немного
мистическим переживанием для клиента. Он просто  вдруг странно  и по-другому
себя чувствует, неизвестно почему.
     Якоря--это  часть   большей  темы  могущества  символов.  Одна  простая
картинка  может  вызвать  всевозможные ощущения и реакции, в зависимости  от
того, что  с ней связано  в  уме  человека. Если  вы свяжете  переживание  с
простой кнопкой, вы сможете затем возвращать его, активизируя кнопку.
     Как и все наши  инструменты, эти  принципы,  конечно, предназначены для
того,  чтобы  помогать  людям,  увеличивать   их  свободу   выбора,  уважать
целостность личности.
     Упражнения
     *   Понаблюдайте  за   разговаривающим  человеком.   Заметьте,  как  он
обозначает определенные состояния своей интонацией и жестами.
     * Воспроизведите якоря другого человека. Проверьте, возвращают  ли  они
состояние человека, когда вы используете их.
     * Попросите другого человека вспомнить приятную (ресурсную) ситуацию из
прошлого.  Когда он  будет  действительно переживать это состояние,  внесите
произвольный якорь. Затем проверьте, возвращает ли он это состояние.
     Первый сеанс
     Первый сеанс, который вы проводите с клиентом, определяет, придет ли он
еще. Это,  конечно,  не повод нервничать,  но просто отдавайте себе  отчет в
том, что вам нужно получать результаты с самого начала.
     Если клиента направил  к  вам  другой  довольный клиент,  то у вас есть
небольшой  запас.   Кто-то   будет  поддерживать  вас   с   другой  стороны,
рассказывать о своих успехах, и так далее. Это помогает.
     Если  клиент  пришел,  просто  прочитав  рекламное  объявление,  просто
посмотреть,  чем вы  занимаетесь,  то важнее,  чтобы  вы чего-то достигли  в
первом сеансе.
     Позвольте сразу же разъяснить, что не обязательно решать  большую часть
проблем  человека  в  первом   сеансе.  Важно,  чтобы   клиент  хорошо  себя
почувствовал  и  поверил  в  ваши  возможности. Если  вы еще  и проработаете
что-то, тем лучше.
     Не теряйте время, подробно объясняя, что же такое процессинг. Мало кому
это  нужно.  Люди  обычно   это  скоро   забывают.  Лучшее,  что  вы  можете
сделать--это ввести их в сеанс,  дать им  понять, что вы готовы им помочь, и
что их дела можно поправить.
     Кроме того,  если  вы  слишком  хорошо все объясните,  это скорее всего
подействует как завершение, как самоцель. Человек может сказать: "А, вот что
это  такое. Ну спасибо, до свидания." Вам лучше оставить в секрете,  что это
такое, и просто сделать это.
     Не  объясняйте принципы процессинга  подробнее, чем  несколько  простых
предложений,  например: "Я задаю вам  вопросы, мы выясняем, что происходит в
вашем уме, и мы изменяем это".
     Вы можете сослаться на других людей и другие направления, если человеку
нужны ссылки. Вы можете  сказать:  "В процессинге используются идеи Альфреда
Коржибского, который разработал в тридцатых годах "Общую семантику"". Или вы
можете  вставить  что-то  еще, связанное  с  процессингом.  Хорошо  подходит
"Нейро-лингвистическое  программирование",  оно  внушительно   звучит.  Если
клиент упоминает  какие-то другие  направления, оставьте у него впечатление,
что преобразующий процессинг и похож, и отличается от них.
     Не  лгите клиенту,  будьте честными в том, что вы  делаете. Но  вам  не
нужно  читать ему длинные теоретические  лекции.  Процессинг--это не теория,
процессинг--это то, что вы реально делаете. Честнее провести его с клиентом,
чем объяснять, как он возник.
     И вам не нужно засорять ум клиента, убеждая его в своих теориях, прежде
чем  вы  обнаружите,  как  на  самом деле устроен  его ум.  Перед вами сидит
уникальный человек, дайте ему возможность быть таким, какой он есть.
     Мы предполагаем,  что человек пришел по собственному желанию.  Если это
не так,  выясните, может он все-таки хочет над  чем-то поработать. Если нет,
поблагодарите его за то, что  он пришел,  и попросите его  прийти,  если  он
почувствует, что ему это нужно.
     Большинство людей приходят с какой-то проблемой. Если вы можете вынести
ее  на обсуждение  и  сразу  же  заняться ей,  вы  нашли себе  дело.  Клиент
естественно вовлекается в процесс и вам не нужно ничего объяснять. Это может
быть очень просто:
     Ф: "Здравствуйте, меня зовут Флемминг, садитесь."
     К: "Здравствуйте. Спасибо."
     Ф: "Итак, чем я могу вам помочь?"
     К: "У меня проблема с депрессией."
     Ф: "А как вы попадаете в депрессию?"
     и мы уже вошли в процесс.
     Как  можно  быстрее  направьте внимание клиента внутрь, на  то, что  он
хочет  изменить. Если  его внимание еще не направлено на  то, что  ему нужно
изменить,  задавайте  какие-то  вопросы,  чтобы  выявить  это.   Продолжайте
спрашивать, пока не обнаружите чего-то.
     Ф: "Итак, для чего вы пришли?"
     К: "Ну, я просто хочу узнать, что такое процессинг."
     Ф: "Хорошо, у вас есть то, что вы хотели бы изменить?"
     К: "Что значит "изменить"?"
     Ф: "Ну, должно что-то быть по-другому в вашей жизни?"
     К: "Я хотел бы меньше злиться."
     Ф: "Расскажите мне, когда вы злитесь."
     А если бы вы вместо этого начали читать лекцию о принципах процессинга,
вы оказались бы на зыбкой почве. Гораздо лучше сделать что-то для клиента.
     Процесс, который  я чаще всего провожу  в первом  сеансе  - объединение
противоположностей.  Во-первых, потому что люди  обычно  жалуются  именно на
свою  разделенность на  противоположности. Одной  стороне не  нравится,  что
делает другая. Во-вторых,  объединение противоположностей работает почти что
с  каждым,  почти  без  объяснений.  И  оно  не  умственно, человеку  трудно
уклониться  от  его  выполнения.  Оно обычно  заканчивается  за один сеанс с
отличным завершенным результатом.
     В первом сеансе я еще  часто использую творческое изменение восприятий.
То есть просто помогаю клиенту понять, что у него в уме есть картинки, звуки
и ощущения, и  что он  может  изменить  их.  Особенно если  он заявляет, что
находится под влиянием того, что он очевидно делает сам. Например:
     К: "Я всегда критикую себя."
     Ф: "То есть ты разговариваешь сам с собой?"
     К: "Э... да."
     Ф: "А откуда слышен этот голос?"
     К: "Откуда слышен?"
     Ф: "Да, он находится внутри головы, или откуда он слышен?"
     К: "Мм... Наверное, сзади."
     Ф: "Это твой голос или кого-то другого?"
     К: "На самом деле похоже на голос моей мамы."
     Ф: "Хорошо. Что голос говорит?"
     К: "Ты всегда все делаешь не так, как нужно!"(обвиняющим тоном)
     Ф: "Хорошо. Передвинь его вперед."
     К: "То есть передвинуть голос?"
     Ф: "Да, передвинь его вперед."
     К: "Хорошо, он впереди."
     Ф: "Отлично, теперь пусть он говорит очень быстро."
     К: "Хорошо."
     Ф: "И отодвинь его подальше, чтобы его не было слышно."
     К: "Хорошо."
     Ф: "А что бы ты хотел, чтобы голос говорил?"
     К: "Ты прекрасно умеешь это делать!"
     Ф: "Хорошо,  придвинь голос опять поближе  и  пусть он говорит это так,
чтобы ты в это верил."
     К: "Да."
     Ф: "А теперь передвинь его за спину."
     К: "Хорошо, так оно гораздо лучше."(улыбка, розовый оттенок кожи)
     Если  показать человеку,  что  он  может  быть причиной,  это полностью
меняет дело.  Для многих  людей может быть  глубоким  откровением, что можно
почувствовать  себя  по-другому,  просто переместив  картинки  или  звуки  и
изменив их особенности.
     Когда вы  получили хороший  результат  в  том, что  вынес на обсуждение
клиент, вы можете закончить сеанс небольшим объяснением того, что произошло.
Просто  чтобы помочь  ему  понять, что вы делали  это  с какой-то целью, и в
основе этого лежат какие-то принципы.  И если  он  поймет  идею того, что вы
сделали,  он сможет потом  сам лучше использовать этот принцип. Но заметьте,
что  объяснения гораздо  полезнее  и  эффективнее ПОСЛЕ  того,  как  человек
испытал, что это такое на самом деле.
     Под конец спросите клиента,  когда он хочет прийти  в следующий раз,  и
назначьте ему сеанс.
     Процедура или результат
     В  "Теории систем" есть  принцип,  который  очень  хорошо  подходит для
понимания процессинга.
     По  сути  он утверждает,  что если  вы хотите чего-то,  то можно твердо
установить  или  процедуру   действий,  или   результат,  но  нельзя  твердо
установить и процедуру, и результат одновременно.
     Вы можете составить последовательность шагов определенной процедуры. Вы
можете решить,  что  именно такая процедура правильна,  и вы  можете убедить
других  людей  следовать ей.  Хорошо,  если  эта  процедура  обычно приносит
какую-то пользу. Но нельзя сказать с  уверенностью, что именно она принесет.
Обстоятельства  бывают разными,  поэтому  невозможно  предсказать, как будет
действовать процедура и что из нее получится.
     Можно  вместо этого стремиться  к  определенному результату.  Вы можете
выбрать желательный результат и заявить,  что именно его вы получите.  Будет
сделано  все,  чтобы  добиться  этого  результата.  Что  именно,  невозможно
предсказать заранее, потому что обстоятельства бывают разными.
     Это непостоянство связано с  тем, что реальный мир  постоянно меняется.
Он каждый раз другой и все время движется. В этом движении есть определенные
принципы,  но для среднего человека оно кажется в основном беспорядочным. Во
всяком случае  не первый взгляд оно случайно. Если мы присмотримся к нему, в
нем можно обнаружить некоторый смысл. Но этот смысл тоже движется.
     В  процессинге мы применяем определенные фиксированные структуры к  той
неупорядоченности, которую  мы  находим.  Процесс--это взаимодействие  между
фиксированной   структурой  и  неупорядоченностью.  Кстати,   мы   делаем  и
противоположное:   мы   применяем   беспорядочность   к  тем   фиксированным
структурам,  которые  находим. В  любом  случае, действие  происходит, когда
фиксированность встречается с движением.
     Если бы  мы пытались зафиксировать и процедуру, и результат,  мы бы уже
не занимались реальным миром. Это возможно в уме как идеальная ситуация. Это
не получается в нашей общей подвижной реальности.
     Допустим, я разработал  процедуру  для открывания  окна в моей комнате.
Она  может  быть такой: "Встать, пройти 10 шагов вперед,  повернуть  налево,
пройти  5  шагов  вперед, повернуть направо, пройти  1 шаг  вперед,  поднять
правую руку на уровень  глаз, вытянуть ее вперед, взяться за ручку большим и
указательным пальцами, повернуть  ручку по  часовой стрелке  на пол-оборота,
потянуть ручку к  себе". Я проверил эту  процедуру и обнаружил, что  она для
меня действует. Но  что, если я  оставлю эту инструкцию моей жене, чтобы она
выполнила ее, когда  меня не будет  дома. Она может начать с  другого стула,
пойти в  другом направлении, ее шаги другой длины, и ее рука тоже. Она может
в  итоге прийти к холодильнику и перевернуть бутылку молока, недоумевая, что
же я имел в виду. Даже если бы я дописал в конце: "И теперь окно должно быть
открыто", это бы вряд ли помогло.
     Моя  жена знает,  как  открывать окна,  поэтому было  бы гораздо  проще
оставить ей записку: "Открой окно, если станет слишком жарко". Если бы он не
знала, что такое окна, я  бы  сначала показал  ей несколько окон и научил ее
открывать их.
     Я  обсуждаю здесь  этот  вопрос  потому,  что  есть  более старые школы
процессинга, в  которых считается, что  определенные "правильные"  процедуры
дают неизменные  результаты.  Такой  подход  может создавать  у фасилитатора
неверие  в  свои  силы,  потому что  ему  обычно приходится делать  какие-то
скрытые уловки,  чтобы  теория сходилась с практикой. Он выполняет процедуру
как написано, а клиент  не получает нужного результата.  Фасилитатору  тогда
приходится   или  быстро  сделать  что-то   еще  для   нужного   результата,
притворяясь, что  все в порядке, или соврать в  отчете и заявить, что клиент
получил  нужный  результат.  Так  или иначе,  такой подход может  делать  из
фасилитатора преступника.  Если  фасилитатор легко к этому относится,  такой
подход может быть эффективным. Но по иронии судьбы, чем точнее и  правильнее
он  стремится все делать, тем больше он вынужден закрывать глаза на то,  что
не вписывается в его теорию.
     Я  не  хочу  этим   сказать,  что  нельзя  использовать   фиксированные
процедуры, или нельзя стремиться к определенному результату.  Просто если вы
смешаете их  без  никаких возможностей  согласования, вы  можете  попасть  в
неприятности.   Рекомендуется   понимать   отличие   между   процедурами   и
результатами.
     Если  наш клиент  просит о  чем-то  конкретном, разумнее всего работать
именно над  этим. Если  он хочет решить определенную  проблему,  то было  бы
глупо не помочь  ему в этом. Важно, что  мы помогаем  ему  в  том, в чем ему
нужна помощь, а  не  как  мы это  делаем. Клиента на самом  деле не особенно
волнует,  какую технику вы  используете, если его проблема решается. Вот это
он наверняка заметит.
     Если вы фиксируете  результат, то  процедуры должны приспосабливаться к
обстановке.  У клиента уникальная ситуация, нигде и никогда не было такой же
ситуации. Будем надеяться,  что  у  нас  есть  техники, предназначенные  для
похожих ситуаций, но нельзя сказать с уверенностью, будут ли  они эффективны
в этой конкретной ситуации.
     Допустим, клиент  нервничает насчет вождения машины. Мы задаемся целью,
чтобы у него были приятные чувства к вождению машины. Чтобы  начать работать
над  этой  проблемой,  мы  проходим список  ключей разблокирования.  Было бы
ошибкой   думать,  что  когда  список  будет   завершен,  клиент  перестанет
нервничать. Мы  никак не  можем знать этого  заранее.  Скорее  всего  список
поможет,  он обычно  помогает.  Но  и  в  этом мы  не  можем  быть  уверены.
Нервничающему   водителю   может   потребоваться   повторное    переживание,
расфиксирование идей, объединение противоположностей, или что-то еще, прежде
чем мы наконец преобразуем его проблему в что-то лучшее.
     А самые  еретические новости--то, что  нет  особой заслуги в завершении
процедур,  которые  никуда  не  ведут.  Если  после  трех   вопросов  списка
разблокирования я обнаруживаю, что  это не особенно эффективно  действует, и
скорее  у клиента  нежелательное ощущение, то вполне можно переключиться  на
повторное переживание. Завершение списка разблокирования просто  потому, что
в нем есть еще какие-то вопросы, вряд ли принесет кому-то какую-то пользу.
     Как фасилитатор, постоянно делайте поправки курса. Вы похожи на пилота,
летящего к намеченной цели.  Если вы обнаружили, что сбились с курса, просто
сделайте  поправку,  чтобы лететь  к цели. Нет ничего праведного  в каком-то
одном направлении, главное--доберетесь ли вы до цели кратчайшим путем.
     Чем быстрее вы можете делать поправки, тем лучше. Если вам  нужен  час,
чтобы  обнаружить,  что  вы  сбились  с  курса,  то  вы  достигаете  меньших
результатов, чем тот, кто может поправлять курс каждую минуту.
     Просто помните, что когда вы стремитесь к определенному  результату, то
могут потребоваться разные процедуры.  У вас есть целый набор техник. Всегда
используйте  инструмент,  лучше  всего  подходящий  для вашей  задачи.  Если
инструмент уже не подходит, используйте другой.
     Это не дает вам права быть нерешительным и не  заканчивать  начатое. Не
колебайтесь  то  туда,  то  сюда  между  вашими  инструментами. В  некоторых
инструментах  есть встроенная  естественная  инерция--уважайте  ее. Во время
изготовления  набора полок,  вы не колебались бы,  что использовать - гвозди
или шурупы. Если вы обнаружили, что шурупы гораздо лучше  гвоздей, вы можете
выдернуть уже  вбитые  гвозди  и  заменить  их шурупами.  Но  не  смешивайте
разнообразные   техники   в   неэффективную   мешанину.   Если   вам   нужно
переключиться, переключайтесь, но используйте каждую технику в чистом виде.
     В этом курсе обучения важны именно конкретные результаты. Вы  работаете
над  чем-то конкретным и  вы придерживаетесь этого, пока не измените его. Вы
применяете для этого соответствующие техники.
     Другой подход к процессингу--проводить заранее подготовленную программу
техник. Именно так мы проводим модули процессинга. Например, можно составить
список   заготовленных  процедур  на  тему  общения.  Мы  продолжаем  каждую
процедуру, пока не получим  какой-то положительный результат. Неважно  какой
результат, лишь бы  положительный. И тогда  можно предположить, что если  мы
систематически  проведем  достаточно  много таких  процедур,  то мы  сделаем
человека  свободнее по теме  общения.  Это скорее  всего  получится,  и  это
хороший  план.  Следование  заготовленным  процедурам  требует  относительно
небольшого мастерства, поэтому довольно легко построить такую программу.
     Проблема появляется, только если  мы  предполагаем,  что  50 конкретных
процедур, выполненных  одна  за другой, будут  всегда давать какой-то  точно
определенный  результат.  Нет   уж,  так  не  получится.  Если  у  вас  есть
теоретически неограниченный  запас разнообразных техник  по  общению,  и  вы
применяете  их  одну  за  другой,  пока клиент  не  достигнет  определенного
результата, то  такой план разумнее. Но  еще  лучший план--чтобы фасилитатор
обладал гибкостью и мастерством, и использовал техники, которые  эффективнее
всего дают желаемый результат.
     Одно из преимуществ  фиксированных процедур  по сравнению  с техниками,
ориентированными на результат--то, что заготовленные процедуры могут открыть
неожиданные  области.  Можно  получить  интересные сюрпризы  из  того, с чем
клиент сталкивается при ответах на вопросы, и это может быть полезно. Иногда
то,  о чем  клиент  не  знает и  не  спрашивает, может  быть  областью очень
плодотворного продвижения.
     Всегда  осознавайте,  что  вы  фиксируете  в  сеансе.  Если  вы  твердо
устанавливаете  процедуру, будьте готовы к переменным  результатам.  Если вы
твердо устанавливаете результаты, будьте готовы к изменению процедур.
     Можно твердо установить только что-то одно:
     или процедуру, или результат.
     Упражнение
     * Напишите  точную  процедуру  какого-то повседневного  домашнего дела,
например,  как  брать  молоко из  холодильника. Дайте  этот  листок  кому-то
другому  и  попросите  его  выполнить процедуру,  не раскрывая,  что  должно
получиться. Заметьте, получился ли нужный результат. Затем  вместо процедуры
скажите ему ожидаемый результат и посмотрите, что у него выйдет.
     Гибкость
     В науке под названием "Кибернетика" есть закон, который утверждает, что
в  любой  системе  часть  с  наибольшим  диапазоном  возможностей  управляет
системой. Например,  в лодке вы можете поворачивать  руль,  и  таким образом
управлять направлением движения  лодки. Невозможно  управлять направлением с
помощью  корпуса  лодки, потому  что  он не  такой гибкий.  Чтобы  управлять
игральным автоматом,  нужно дергать за ручку, потому что она дает наибольший
эффект из всего того, на что можно воздействовать.
     Это относится и к группам из двух  и больше людей. В фирме главный тот,
у кого больше всего свободы действий. У машинистки  и секретаря ограниченный
выбор  действий,  и  жесткие  правила  того,  как  они  могут выполнять  эти
действия.  А начальник может сделать  что-то с любой  частью фирмы и  у него
широкий  выбор  возможностей,  как  он  может  это  сделать.  Поэтому  он  и
начальник.
     Это относится и к сеансу процессинга. Человек, у которого больше  всего
возможностей, управляет  сеансом.  Это очень важно.  Один из наших  основных
принципов--что  фасилитатор  должен управлять  сеансом. Но  он  не управляет
сеансом, если он не самый гибкий из присутствующих.
     Общеизвестные школы процессинга отстаивают идею, что фасилитатор должен
быть связан неизменными правилами поведения. Должен  быть  один-единственный
правильный способ действий  в каждой ситуации.  У фасилитатора мало  свободы
выбора,  и  большинство  его  действий продиктовано  поведением  клиента или
полученными письменными инструкциями.
     Такой  фасилитатор будет  управлять  сеансом  разве  что  тогда,  когда
клиента заставляют  быть еще  менее гибким. Если мы  внушим клиенту, что  он
должен только отвечать на вопросы и больше ничего не делать, то такой подход
может сработать. У фасилитатора будет  чуть больше выбора, чем у  клиента, и
он будет управлять сеансом.
     Но  как  только  клиент  или его подсознание  поймет,  что определенные
действия обязывают фасилитатора реагировать заранее определенным образом--то
он уже не будет получать ничего стоящего от процессинга. Он сможет, возможно
не  осознавая этого, водить фасилитатора за нос. Если он  начинает  ворчать,
фасилитатор спрашивает, что он скрывает. Если  он  говорит, что происшествие
исчезло,  фасилитатор  спрашивает его  о  принятом  тогда  решении.  Если он
говорит, что осознал что-то новое, фасилитатор заканчивает процесс;  если он
говорит,  что находится  вне тела,  фасилитатор  заканчивает  сеанс. Другими
словами, клиент может управлять фасилитатором как кнопочной системой.
     Есть старое правило, что фасилитатор плюс клиент вместе больше, чем то,
с  чем нужно справиться клиенту.  Вместе они могут справиться с  тем, с  чем
клиент  не  мог  справиться  один.  Это уравнение  искажается,  если  клиент
получает управление над  сеансом.  Если  фасилитатор предсказуем,  то клиент
почти что одинок  в сеансе. Нет  другого мыслящего человека, который мог  бы
помочь ему справиться с тем, что всплывает.
     Вы нужны в сеансе как живой, мыслящий человек, достаточно гибкий, чтобы
справиться со  всем,  что может предложить клиент. Это  единственный  способ
завоевать уважение  клиента  и  единственный  способ  обращаться с реальными
живыми людьми. Люди  очень  разные и  очень по-разному реагируют. Вам  нужно
всегда быть на шаг впереди и быть готовым к разному.
     Есть правила действий в сеансе. Но ни одно правило не должно мешать вам
гибко  работать  с  клиентом  перед  вами.  Правила--это инструменты,  а  не
ограничения. Есть  несколько узких этических правил о том, чего вы должны не
делать,  например вы  должны не оценивать клиента, не  опровергать  его и не
вредить  ему. В остальном у вас  есть в основном  возможности,  инструменты,
вспомогательные  средства, ориентиры, и так далее. Можное использовать много
конкретных  правил,  но быть с клиентом  и заниматься тем,  что  происходит,
важнее их всех.
     Не  учите клиента тем правилам,  по которым  вы действуете.  Учите  его
философским  принципам,  но  не   точным  шагам   тех  техник,  которые   вы
используете. Не ставьте  его в положение, когда он может сидеть и наблюдать,
делаете  ли  вы  все  "правильно", или когда  он может  предсказать,  что вы

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться