На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"
он хранит в своем уме. То, что находится в уме, в основном состоит из
сочетаний картинок, звуков и ощущений. Когда человек ищет что-то в своем
уме, его тело может отражать вид этой информации, что это в
основном--картинки, звуки или ощущения.
У ощущений низкая частота, они медленные и глубокие. У слуховых
восприятий частота выше, они быстрее, подвижнее. У зрительных восприятий
самая высокая частота, они быстрые и переменчивые. Эти особенности во многом
заметны по языку тела.
Человек дышит неглубоко, верхней частью груди, когда обрабатывает
зрительную информацию. Он дышит глубоко и медленно, когда обрабатывает
кинестетическую информацию. И как-то средне, когда обрабатывает слуховую
информацию.
При переработке зрительной информации человек часто смотрит вверх,
выпрямляется, и делает жесты в воздухе. При переработке слуховой информации
человек часто смотрит в сторону, наклоняет голову в сторону и скрещивает
руки. При переработке кинестетической, человек часто смотрит вниз и
сутулится.
При обработке зрительной информации человек говорит быстрее и более
высоким тоном голоса, чем при обработке слуховой информации. При обработке
кинестетической информации он говорит более низким, медленным тоном голоса.
Вы можете быть более или мене специалистом по истолкованию всех этих
реакций тела. Но вам совсем не обязательно знать их полностью, чтобы
проводить элементарный процессинг. Если вы замечаете изменения и реакции, и
замечаете, когда клиент выглядит счастливо и удовлетворенно, а когда нет, вы
можете просто прекрасно проводить ваши сеансы.
Но если вы очень хорошо знаете язык тела, с его помощью вы можете
делать чудеса. Люди будут уверенно заявлять, что вы читаете их мысли, хотя
на самом деле вы просто смотрите на них.
Упражнение
* Понаблюдайте за несколькими людьми. Заметьте признаки зрительной,
слуховой и кинестетической обработки информации в их языке тела.
Якоря
Использование якорей основано на том принципе, что простые
кинестетические, зрительные или слуховые сигналы могут быть связаны с более
сложными явлениями в реальности человека. Якорь действует как кнопка,
которая может активизировать определенную область.
У людей уже есть свои системы якорей. Например, если у человека есть
запутанная структура в уме, которая сводится к идее "Жизнь тяжела", то он
говорит о ней с определенной интонацией, принимает определенную позу, и так
далее. Это закрепляет идею и держит кнопку нажатой. Если бы он говорил с
другой интонацией или в другой позе, то ему было бы гораздо сложнее войти в
роль "Жизнь тяжела".
Якоря срабатывают и у самого человека, и когда другие делают что-то
похожее. Если бы я заговорил с таким человеком точно так же, как он,
использовал похожие слова и похожую позу тела, то это могло бы автоматически
активизировать его ощущение "жизнь тяжела", без никаких его сознательных
мыслей.
Якоря очень точны. Просто "грустный" голос не дает того же эффекта. В
терминах слуховых особенностей это может быть очень конкретная интонация,
темп, высота звука, использование определенных слов. В ощущениях это может
быть определенное прикосновение, определенное положение частей тела.
Зрительно это может быть вид определенного жеста, поднятая бровь, улыбка,
или что-то еще, увиденное человеком. Какая-то старая фотография может
мгновенно вызвать целый набор воспоминаний, ощущений и реакций. Запахи--тоже
мощные якоря, так как они часто идут в обход фильтра ума.
Как фасилитатору вам нужно знать о якорях, потому что вы неизбежно
устанавливаете и активизируете якоря у клиентов. Вам нужно по крайней мере
избегать активизации негативных якорей в неподходящее время, но вы к тому же
можете научиться более сознательно использовать якоря, как еще один мощный
инструмент своей профессии.
Чтобы использовать якоря, вам нужно четко осознавать, что делает
клиент, вам нужно прекрасно осознавать, что вы делаете, и вам нужно быть
достаточно гибким, чтобы делать такие изменения вашего поведения, которые
могут действовать как якоря.
Техника объединения противоположностей--отличное место для
использования якорей. Мы работаем с двумя явно отличающимися частями
человека. До завершения процесса очень важно сохранять отчетливое различие
между ними. Вы постоянно переключаетесь между двумя частями, и если вы
чересчур их смешаете, может получиться путаница.
Каждая противоположность заметно отличается от другой. Если вы будете
просто внимательно наблюдать за клиентом, вы заметите, что он использует
другой тон голоса для каждой противоположности, и подстраивает позу тела и
выражение лица, говоря о каждой из них. Он наверняка использует другой набор
слов, сосредоточиваясь на каждой из противоположностей.
Узнайте как можно больше о собственной системе якорей клиента. Очень
важно использование речи. Например, одна сторона может говорить о том, что
НУЖНО делать, о том как все ТЯЖЕЛО, об ОБЯЗАННОСТЯХ и НЕОБХОДИМОСТЯХ. Другая
сторона может говорить о том, что ХОЧЕТСЯ делать, что ПРИЯТНО, каким
СВОБОДНЫМ хочется быть, и так далее. Здесь очень важно, чтобы вы говорили с
первой стороной терминами жесткой необходимости, а со второй стороной
терминами приятных возможностей. Таким образом вы можете построить
взаимопонимание с каждой из сторон, а заодно обозначить их. Свободная
сторона не будет сотрудничать, если вы скажете ей, что она ДОЛЖНА делать.
Еще полезно создать свою систему обозначений. Установите определенные
отличительные черты, чтобы определять, что к чему относится. Я обычно
назначаю каждой из противоположностей свою сторону, то есть левую или
правую. Я спрашиваю клиента, какие стороны ему кажутся подходящими, или
просто выбираю произвольно. Потом, когда я говорю с одной из сторон, я
слегка поворачиваю свою голову в этом направлении и передвигаю туда свои
руки. Так строится система якорей, которая проясняет, с какой стороной мы
разговариваем.
Ничто не мешает вам использовать какие-то свои жесты как якоря. Это
хорошо действует, если вы следите за тем, что делаете. Просто сделайте жест,
когда присутствует определенное явление. А затем вы можете вернуть это
явление, по крайней мере частично, повторив тот же жест.
Якоря действуют лучше всего, если клиент не обращает на них
сознательного внимания. Эффективнее всего едва заметные движения, ничем не
выделяющиеся из обычного поведения. Это инструмент не для сознания, это
инструмент для достижения взаимопонимания с подсознательными частями
личности.
Еще одно преимущество якорей в том, что вы можете активизировать
несколько из них одновременно. В объединении противоположностей вы можете
сделать именно это, когда приближаетесь к завершению процесса. Когда
начинает происходить объединение, вы можете спосбствовать ему, смешивая
якоря. Постепенно смешивайте использование речи. Познакомьте одну
противоположность с образом мыслей другой противоположности, используя ее
собственный язык. Начните составлять предложения с одновременным
использованием выражений обоих противоположностей. "НУЖНО, чтобы тебе было
ПРИЯТНО, я думаю, ты понимаешь НЕОБХОДИМОСТЬ СВОБОДЫ".
Для сознания клиента это совершенно загадочно, но это удивительно
эффективно. Если провести смешивание слишком рано, он просто бессмысленно.
Но если сделать это, когда объединение уже происходит, то получится глубокий
и мощный результат.
Аналогично в объединении противоположностей можно использовать
зрительные и кинестетические положения рук. Вы можете вытянуть руки перед
собой ладонями вверх, и попросить клиента сделать то же самое. Затем
попросите клиента вообразить каждую из противоположностей в разных руках.
Это устанавливает руки как якоря. Как только он убедится в том, что сделал
это, попросите его свести руки вместе. Одновременно сведите вместе свои руки
и сложите их. Таким образом два якоря сливаются и очень эффективно помогают
слиянию частей. Особенно если вы делаете это, одновременно переходя от
четкого выделения частей с помощью речи, к неожиданному слиянию якорей речи.
Так как все это действует в основном подсознательно, оно становится немного
мистическим переживанием для клиента. Он просто вдруг странно и по-другому
себя чувствует, неизвестно почему.
Якоря--это часть большей темы могущества символов. Одна простая
картинка может вызвать всевозможные ощущения и реакции, в зависимости от
того, что с ней связано в уме человека. Если вы свяжете переживание с
простой кнопкой, вы сможете затем возвращать его, активизируя кнопку.
Как и все наши инструменты, эти принципы, конечно, предназначены для
того, чтобы помогать людям, увеличивать их свободу выбора, уважать
целостность личности.
Упражнения
* Понаблюдайте за разговаривающим человеком. Заметьте, как он
обозначает определенные состояния своей интонацией и жестами.
* Воспроизведите якоря другого человека. Проверьте, возвращают ли они
состояние человека, когда вы используете их.
* Попросите другого человека вспомнить приятную (ресурсную) ситуацию из
прошлого. Когда он будет действительно переживать это состояние, внесите
произвольный якорь. Затем проверьте, возвращает ли он это состояние.
Первый сеанс
Первый сеанс, который вы проводите с клиентом, определяет, придет ли он
еще. Это, конечно, не повод нервничать, но просто отдавайте себе отчет в
том, что вам нужно получать результаты с самого начала.
Если клиента направил к вам другой довольный клиент, то у вас есть
небольшой запас. Кто-то будет поддерживать вас с другой стороны,
рассказывать о своих успехах, и так далее. Это помогает.
Если клиент пришел, просто прочитав рекламное объявление, просто
посмотреть, чем вы занимаетесь, то важнее, чтобы вы чего-то достигли в
первом сеансе.
Позвольте сразу же разъяснить, что не обязательно решать большую часть
проблем человека в первом сеансе. Важно, чтобы клиент хорошо себя
почувствовал и поверил в ваши возможности. Если вы еще и проработаете
что-то, тем лучше.
Не теряйте время, подробно объясняя, что же такое процессинг. Мало кому
это нужно. Люди обычно это скоро забывают. Лучшее, что вы можете
сделать--это ввести их в сеанс, дать им понять, что вы готовы им помочь, и
что их дела можно поправить.
Кроме того, если вы слишком хорошо все объясните, это скорее всего
подействует как завершение, как самоцель. Человек может сказать: "А, вот что
это такое. Ну спасибо, до свидания." Вам лучше оставить в секрете, что это
такое, и просто сделать это.
Не объясняйте принципы процессинга подробнее, чем несколько простых
предложений, например: "Я задаю вам вопросы, мы выясняем, что происходит в
вашем уме, и мы изменяем это".
Вы можете сослаться на других людей и другие направления, если человеку
нужны ссылки. Вы можете сказать: "В процессинге используются идеи Альфреда
Коржибского, который разработал в тридцатых годах "Общую семантику"". Или вы
можете вставить что-то еще, связанное с процессингом. Хорошо подходит
"Нейро-лингвистическое программирование", оно внушительно звучит. Если
клиент упоминает какие-то другие направления, оставьте у него впечатление,
что преобразующий процессинг и похож, и отличается от них.
Не лгите клиенту, будьте честными в том, что вы делаете. Но вам не
нужно читать ему длинные теоретические лекции. Процессинг--это не теория,
процессинг--это то, что вы реально делаете. Честнее провести его с клиентом,
чем объяснять, как он возник.
И вам не нужно засорять ум клиента, убеждая его в своих теориях, прежде
чем вы обнаружите, как на самом деле устроен его ум. Перед вами сидит
уникальный человек, дайте ему возможность быть таким, какой он есть.
Мы предполагаем, что человек пришел по собственному желанию. Если это
не так, выясните, может он все-таки хочет над чем-то поработать. Если нет,
поблагодарите его за то, что он пришел, и попросите его прийти, если он
почувствует, что ему это нужно.
Большинство людей приходят с какой-то проблемой. Если вы можете вынести
ее на обсуждение и сразу же заняться ей, вы нашли себе дело. Клиент
естественно вовлекается в процесс и вам не нужно ничего объяснять. Это может
быть очень просто:
Ф: "Здравствуйте, меня зовут Флемминг, садитесь."
К: "Здравствуйте. Спасибо."
Ф: "Итак, чем я могу вам помочь?"
К: "У меня проблема с депрессией."
Ф: "А как вы попадаете в депрессию?"
и мы уже вошли в процесс.
Как можно быстрее направьте внимание клиента внутрь, на то, что он
хочет изменить. Если его внимание еще не направлено на то, что ему нужно
изменить, задавайте какие-то вопросы, чтобы выявить это. Продолжайте
спрашивать, пока не обнаружите чего-то.
Ф: "Итак, для чего вы пришли?"
К: "Ну, я просто хочу узнать, что такое процессинг."
Ф: "Хорошо, у вас есть то, что вы хотели бы изменить?"
К: "Что значит "изменить"?"
Ф: "Ну, должно что-то быть по-другому в вашей жизни?"
К: "Я хотел бы меньше злиться."
Ф: "Расскажите мне, когда вы злитесь."
А если бы вы вместо этого начали читать лекцию о принципах процессинга,
вы оказались бы на зыбкой почве. Гораздо лучше сделать что-то для клиента.
Процесс, который я чаще всего провожу в первом сеансе - объединение
противоположностей. Во-первых, потому что люди обычно жалуются именно на
свою разделенность на противоположности. Одной стороне не нравится, что
делает другая. Во-вторых, объединение противоположностей работает почти что
с каждым, почти без объяснений. И оно не умственно, человеку трудно
уклониться от его выполнения. Оно обычно заканчивается за один сеанс с
отличным завершенным результатом.
В первом сеансе я еще часто использую творческое изменение восприятий.
То есть просто помогаю клиенту понять, что у него в уме есть картинки, звуки
и ощущения, и что он может изменить их. Особенно если он заявляет, что
находится под влиянием того, что он очевидно делает сам. Например:
К: "Я всегда критикую себя."
Ф: "То есть ты разговариваешь сам с собой?"
К: "Э... да."
Ф: "А откуда слышен этот голос?"
К: "Откуда слышен?"
Ф: "Да, он находится внутри головы, или откуда он слышен?"
К: "Мм... Наверное, сзади."
Ф: "Это твой голос или кого-то другого?"
К: "На самом деле похоже на голос моей мамы."
Ф: "Хорошо. Что голос говорит?"
К: "Ты всегда все делаешь не так, как нужно!"(обвиняющим тоном)
Ф: "Хорошо. Передвинь его вперед."
К: "То есть передвинуть голос?"
Ф: "Да, передвинь его вперед."
К: "Хорошо, он впереди."
Ф: "Отлично, теперь пусть он говорит очень быстро."
К: "Хорошо."
Ф: "И отодвинь его подальше, чтобы его не было слышно."
К: "Хорошо."
Ф: "А что бы ты хотел, чтобы голос говорил?"
К: "Ты прекрасно умеешь это делать!"
Ф: "Хорошо, придвинь голос опять поближе и пусть он говорит это так,
чтобы ты в это верил."
К: "Да."
Ф: "А теперь передвинь его за спину."
К: "Хорошо, так оно гораздо лучше."(улыбка, розовый оттенок кожи)
Если показать человеку, что он может быть причиной, это полностью
меняет дело. Для многих людей может быть глубоким откровением, что можно
почувствовать себя по-другому, просто переместив картинки или звуки и
изменив их особенности.
| |