На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"
Дополнительная литература
Вот короткий список книг, которые могут дополнить материал в этом
учебнике, раскрывая похожие темы с других точек зрения:
~ Альфред Коржибский: Наука и здравомыслие
~ Байрон Льюис: Магия НЛП без тайн--Практический учебник по общению и
изменению
~ Ричард Бэндлер: Используйте свой мозг для изменения
~ Стивен Волинский: Квантовое сознание
~ Майкл Тэлбот: Голографическая вселенная
~ Джеймс Рэдфилд: Небесное пророчество
~ Фрэнк Гербоуд: За пределами психологии--Введение в метапсихологию
Раздел 12: Способы исправить ситуацию в сеансе
Показатели сеанса
Одна из ваших основных задач--замечать, что делает клиент, и дейстовать
в соответствии с этим. Есть широкий спектр того, что можно заметить и что
можно сделать. Но упрощая вещи для целей обучения, разделим эти явления на
так называемые "хорошие" и "плохие" показатели. Это определенные явления,
которые можно увидеть или услышать, и которые говорят вам о том, хорошо или
нет идут дела.
Что считать хорошими и плохими показателями, зависит от того, что мы в
это время делаем. Если клиент плачет в конце сеанса, мы неправильно ее
закончили, так что это плохой показатель. Если он плачет в начале сеанса,
значит, он уже углубился в то, над чем нужно поработать, так что это хороший
показатель. Но если клиент плачет в начале каждого сеанса, можно
пересмотреть это как плохой показатель.
Ни один плохой показатель не будет для вас проблемой, если вы
отреагируете на него и выясните, что происходит. Плохие показатели в
основном говорят том, что нужно сделать что-то другое. Хороший показатель
говорит о том, что вы уже действуете правильно.
Для каждого плохого показателя есть действие, которое скорее всего
нужно предпринять.
Общие плохие показатели:
критично настроен
- узнайте, что клиент скрывает, почти что раскрытое
огорчен насчет вас
- выясните, какое сообщение вы не заметили, или не подтвердили
получение сообщения, что вы сделали или сказали, обидевшее клиента
рассеян
- выясните, в чем он действительно заинтересован
устал
- узнайте, может быть что-то продолжается слишком долго или не хватает
сна
не разговаривает
- выясните, с чем он столкнулся, что не чувствует желания общаться, или
выясните, что вы сказали или сделали, из-за чего он не хочет разговаривать
Общие хорошие показатели:
разговаривает с вами
говорит о своей ситуации
улыбается, смеется
энергичный
дружественный к вам
Плохие показатели в начале сеанса:
жалуется на предыдущие сеансы у вас или у других фасилитаторов
- выясните, чего он не раскрыл в тех сеансах
требует объяснений того, что вы собираетесь делать
Хорошие показатели в начале сеанса:
сам рассказывает о результатах в жизни того, что вы сделали в прошлом
сеансе
предлагает что-то новое, над чем он хочет поработать
Плохие показатели во время сеанса:
говорит о вас
- найдите то, что клиент хочет проработать
говорит о комнате
- вернитесь к теме, в которой он заинтересован
меняет тему
- убедитесь в том, что вы занимаетесь самой активной из тем
отвечает, не обращая внимания внутрь
- с помощью уговоров или уловки добейтесь от него настоящего ответа, а
не просто интеллектуальной болтовни
Хорошие показатели во время сеанса:
выражает эмоции насчет того, чем мы занимаемся
говорит о том, что он переживает
Плохие показатели в конце сеанса:
грустный, злой или апатичный
- выясните, по какому поводу
все еще обращает внимание внутрь
- завершите процесс
Хорошие показатели в конце сеанса:
обращает внимание наружу
говорит о будущем
Но чтобы точно узнать, что значит определенное поведение, нужно изучить
его. Иногда человек плачет, потому что он счастлив, или перестает говорить,
потому что у него идет великолепное духовное переживание. Внешний показатель
дает вам подсказку, но вам всегда нужно исследовать его глубже, прежде чем
делать какие-то выводы. Общий подход к тому, что похоже на плохой
показатель--это спросить, что происходит. Общий подход к тому, что похоже на
хороший показатель--продолжать то, чем вы занимаетесь.
Вне тела
Во время многих техник клиент может познакомиться с точками зрения,
внешними по отношению к его телу. И если раньше клиент очень прочно
отождествлял себя со своим телом, то такое переживание может оказаться для
него очень свежим и непривычным. Оно может вызвать определенные явления, с
которыми нужно справиться.
До того, как вы познакомили клиента с многочисленными точками зрения,
он может быть, и не думал, что можно быть чем-то, кроме точки зрения в своей
голове. И даже если он обдумывал это, он может неудобно и неприятно себя
чувствовать в новом месте. Одна из наших целей в процессинге--познакомить
клиента с большим количеством разных точек зрения, включая точки зрения вне
тела.
Например, в повторном переживании происшествий вы можете попросить
клиента пережить происшествие с точки зрения на высоте в 10 метров. Он может
прекрасно это сделать без никаких особых последствий. Но еще он может к
своему удивлению обнаружить, что действительно ЕСТЬ такая точка зрения, и
что он получает в ней восприятия совсем по-другому, чем он привык. И он
может почувствовать себя очень легким и чистым, занимая эту точку зрения.
Иногда клиент чувствует себя странно и ошарашенно после переживания
такой точки зрения. Иногда он не очень-то хочет возвращаться к точке зрения
своего тела, в контакт с комнатой. Иногда он настолько наслаждается внешней
точкой зрения, что хочет немного побыть там.
Все, что нужно знать о том, как реагировать--это избегать недостатка
точек зрения и лучше познакомиться с разными точками зрения. Никогда не
навязывайте клиенту какого-то дефицита точек зрения. Не подразумевайте, что
клиент на самом деле--точка зрения в его голове, или что он на самом
деле--точка зрения снаружи тела. Не подразумевайте, что у клиента может быть
только одна точка зрения. Помогите ему привыкнуть к тому, что у него есть
много точек зрения. Не оценивайте какие-то точки зрения как более реальные
или правильные по сравнению с другими. Но сделайте все необходимое, чтобы
клиент снова полностью присутствовал в пространстве сеанса, прежде чем
заканчивать сеанс.
У человека с фиксированной идеей о том, что он является только одной
точкой зрения, при переживании внешних точек зрения может возникнуть
внутренняя борьба. Он разрывается, где он должен быть--"там" или "здесь", и
получает головную боль или сгущение умственных энергий. Это можно исправить,
если прояснить его убеждения по этому вопросу и приучить его к тому, как
одновременно иметь несколько точек зрения.
Каждый раз, когда вы приводите клиента в контакт с необычной точкой
зрения, нужно провести немного времени, знакомя с ней клиента. Вы можете
дать ему время попереживать вещи с этой точки зрения, рассказать, что он
воспринимает, немного поперемещаться вокруг, и так далее. Не ведите клиента
куда-то еще, пока он не переработал переживание.
После работы с удаленными точками зрения часто нужно заново познакомить
клиента с пространством сеанса. Это улучшит его присутствие и заземленность.
Попросите клиента осмотреться в комнате и обратить внимание на какие-то
предметы, спросите его о чем-то в настоящем, или о том, что он собирается
сделать дальше.
В преобразующем процессинге знакомьте человека со многими новыми
точками зрения. Работайте над тем, чтобы увеличить его гибкость и
подвижность по отношению к точкам зрения. Но делайте это постепенно, всегда
сохраняя заземление в теперешней физической реальности. Показывайте клиенту
звезды, но делайте все необходимое, чтобы он твердо стоял на земле, когда
сеанс закончен.
Упражнение
* Поупражняйтесь в том, что делать, если кто-то обнаружил внешнюю точку
зрения.
Затянувшиеся техники
Когда какой-то процесс продолжается слишком долго, человек обычно
начинает ему сопротивляться. Этот принцип относится и к жизни, и к
процессам, происходящим в сеансе. Что значит "слишком долго", конечно,
довольно субъективно. По-видимому у человека есть определенное встроенное
чувство равновесия и чувство времени, когда что-то должно меняться. Если
кто-то действует вопреки этим чувствам, человек подсознательно начинает
протестовать и старается остановить действие. Он может замечать это
сознательно или нет, но он скорее всего устало и тяжело себя чувствует.
Что-то продолжается слишком долго.
По сути дела сам процесс не может продолжаться слишком долго. Процесс
происходит, пока он не закончен. Но кто-то может не заметить, что процесс
окончен, и дальше продолжать делать то же самое. Другими словами, можно
переборщить именно в проведении техники. Она применяется, когда уже ненужна.
Или действие в жизни повторяется, когда оно уже не дает никаких изменений.
Скажем, вы занимаетесь авиамоделированием как хобби. Для вас научиться
делать модели самолетов--проба сил, вы развиваете новые умения и получаете
удовольствие от результата. В какой-то момент вы достаете те способности,
которые вы собирались достигнуть, и результаты начинают выглядеть одинаково.
Если вы осознаете свои ощущения и управляете своим временем, то именно в
этот момент вы можете найти что-то новое, интересующее вас больше. Но что,
если что-то вынуждает вас продолжать строить модели самолетов? Может быть,
когда вам это еще нравилось, вы пообещали нескольким детишкам, что вы
сделаете для них самолеты, а теперь чувствуете обязанность выполнить свое
обещание, но не получаете от этого никакого личного развития или
удовольствия. В таком случае это вас может очень утомлять и раздражать. Это
затянувшееся действие; необходимость продолжать то, что на самом деле
человек уже закончил.
В сеансе, если клиент приходит ко мне и говорит, что у него
неприятности с "работой", я составляю себе определенный план. Может быть, я
хочу использовать ключи разгрузки для "работы". И когда я дошел до пятого
ключа, эта тема достаточно прояснилась для клиента и он начал терять к ней
интерес. Но я настаиваю на том, чтобы продолжать дальше оставшиеся двадцать
ключей. Если клиент не протестует открыто, он скорее всего начинает быть
усталым, рассеянным, вялым или медлительным. Он отвечает все медленнее и
медленнее, ему тяжело отвечать или удерживать внимание на теме. Это из-за
того, что действие затянулось.
Чаще бывает, что завершена не тема, а конкретная техника, но
фасилитатор этого не заметил. Как и в примере выше, скажем, мы занимаемся
"работой". Фасилитатор начал с ключей разгрузки. Через некоторое время они
перестали давать результаты, клиент просто вымучивает автоматические
вопросы, не происходит никаких изменений. Пришло время изменить технику,
если тема еще не завершена. Может быть, нам нужно повторное переживание или
что-то еще по данной теме. Но данная техника закончена, и затянется слишком
долго, если ее продолжать.
Хороший фасилитатор никогда не перебарщивает в работе с клиентами, Как
только он видит, что уже не получает результатов от текущей техники, он
выбирает другую. Передержки происходят в основном из-за фиксированных идей
фасилитатора. Например, если вы ожидаете, что какой-то конкретный подход
ДОЛЖЕН разрешить проблему, он не решает ее, но вы все равно продолжаете
дальше. Если фасилитатор всегда готов подобрать самую эффективную технику
для текущей ситуации, не бывает никаких передержек.
Неприятности с затягиванием техник вероятнее всего, когда вы проходите
заготовленный список процедур, например в готовом общем модуле. Это
происходит из-за смешивания техник с процессами. Определенным вопросом или
указанием можно начать определенный процесс у клиента, но затем сам вопрос
как техника может исчерпаться и уже не давать изменений. Процесс нужно
завершить, но нет никакой гарантии, что те же самые слова завершат его. Если
вы будете просто как робот повторять вопрос, техника затянется слишком
долго, вам придется ее прекратить, а сам процесс так и не закончится. Здесь
нужно заметить, что вопрос уже бесполезен, и выбрать тот вопрос по текущей
теме, который эффективен.
Очень ценно, если вы помогаете клиентам лучше осознавать свои
внутренние процессы, и процессы, происходящие в их жизни. Есть определенное
чувство, когда вы делаете что-то осмысленное, и есть определенное чувство,
когда вы закончили что-то делать. Это может не иметь ничего общего с логикой
или умственным анализом. Это ощущение, чувство, интуиция.
Вам как фасилитатору нужно развить это чувство насчет ваших клиентов.
Если у вас его нет, вам нужно по крайней мере позволить клиентам развивать
свое собственное чувство и говорить вам, когда их процессы закончены.
Если действие оказалось затянувшимся слишком долго, способ
исправления--просто заметить это, и построить связь с его завершенностью.
К: <раздраженно выглядит>
Ф: "Может быть, мы занимаемся этим слишком долго?"
К: "ДА, я уже давно разобрался с этим!"
Ф: "А когда это было?"
К: "Когда я понял, что могу найти другую работу"
Ф: "Хорошо, нам нужно было тогда закончить с этим"
К: <становится веселее>
Основной источник явлений, сопровождающих затянувшееся действие--это
игнорирование текущих желаний человека. Он заинтересован в чем-то, но не
может ничего сделать насчет этого, потому что его заставляют делать что-то
другое. Клиент хочет заняться "работой", но вы продолжаете спрашивать его о
чем-то, что не помогает. Или человек, увлекающийся разными хобби, теперь
интересуется ловлей рыбы на муху, но чувствует обязанность продолжать делать
модели самолетов.
Это похоже на явление сохранения недавшихся целей. Если есть что-то,
что человек хочет делать, но чувствует, что ему внутри что-то мешает, это
может привести к усталости, истощению, раздражению. Способ исправить
это--осознать, что на самом деле хочешь и чего не хочешь делать. И заметить
моменты, когда намерения изменились.
Ключевое умение и деятельность фасилитатора--это начинать процессы,
желательные для клиента, давать им продолжаться, пока они не закончены, а
затем начинать другие желательные процессы. Если действовать по-другому, то
это может привести к бесполезности сеанса. Если вы стараетесь заставить
клиента делать что-то другое, а не то, что для него эффективно, то он скорее
всего устанет от этого.
"Ничего не сработало"
Неопытный фасилитатор может предполагать, что именно слова его техник
эффективны для клиента. Поэтому, если просто говорить правильные слова
| |