Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"

     Дополнительная литература
     Вот короткий  список  книг,  которые могут дополнить  материал  в  этом
учебнике, раскрывая похожие темы с других точек зрения:
     ~ Альфред Коржибский: Наука и здравомыслие
     ~ Байрон Льюис: Магия НЛП  без тайн--Практический учебник по  общению и
изменению
     ~ Ричард Бэндлер: Используйте свой мозг для изменения
     ~ Стивен Волинский: Квантовое сознание
     ~ Майкл Тэлбот: Голографическая вселенная
     ~ Джеймс Рэдфилд: Небесное пророчество
     ~ Фрэнк Гербоуд: За пределами психологии--Введение в метапсихологию
 
 
 
Раздел 12: Способы исправить ситуацию в сеансе
     Показатели сеанса
     Одна из ваших основных задач--замечать, что делает клиент, и дейстовать
в  соответствии  с этим. Есть широкий спектр того, что можно заметить и  что
можно сделать. Но упрощая вещи для целей  обучения, разделим  эти явления на
так называемые "хорошие"  и "плохие"  показатели. Это определенные  явления,
которые можно увидеть или услышать, и которые говорят вам  о том, хорошо или
нет идут дела.
     Что считать хорошими и плохими показателями, зависит  от того, что мы в
это  время делаем.  Если клиент  плачет  в  конце сеанса,  мы неправильно ее
закончили,  так что это плохой показатель.  Если он  плачет в начале сеанса,
значит, он уже углубился в то, над чем нужно поработать, так что это хороший
показатель.  Но   если  клиент   плачет  в  начале  каждого   сеанса,  можно
пересмотреть это как плохой показатель.
     Ни  один  плохой  показатель  не  будет  для  вас  проблемой,  если  вы
отреагируете  на  него  и  выясните,  что происходит.  Плохие  показатели  в
основном говорят том,  что нужно  сделать  что-то другое. Хороший показатель
говорит о том, что вы уже действуете правильно.
     Для каждого  плохого показателя  есть  действие,  которое  скорее всего
нужно предпринять.
     Общие плохие показатели:
     критично настроен
     - узнайте, что клиент скрывает, почти что раскрытое
     огорчен насчет вас
     -  выясните,  какое  сообщение  вы  не  заметили,  или  не  подтвердили
получение сообщения, что вы сделали или сказали, обидевшее клиента
     рассеян
     - выясните, в чем он действительно заинтересован
     устал
     -  узнайте, может быть что-то продолжается слишком долго или не хватает
сна
     не разговаривает
     - выясните, с чем он столкнулся, что не чувствует желания общаться, или
выясните, что вы сказали или сделали, из-за чего он не хочет разговаривать
     Общие хорошие показатели:
     разговаривает с вами
     говорит о своей ситуации
     улыбается, смеется
     энергичный
     дружественный к вам
     Плохие показатели в начале сеанса:
     жалуется на предыдущие сеансы у вас или у других фасилитаторов
     - выясните, чего он не раскрыл в тех сеансах
     требует объяснений того, что вы собираетесь делать
     Хорошие показатели в начале сеанса:
     сам рассказывает о результатах в жизни того,  что вы сделали в  прошлом
сеансе
     предлагает что-то новое, над чем он хочет поработать
     Плохие показатели во время сеанса:
     говорит о вас
     - найдите то, что клиент хочет проработать
     говорит о комнате
     - вернитесь к теме, в которой он заинтересован
     меняет тему
     - убедитесь в том, что вы занимаетесь самой активной из тем
     отвечает, не обращая внимания внутрь
     - с помощью уговоров или уловки добейтесь от него  настоящего ответа, а
не просто интеллектуальной болтовни
     Хорошие показатели во время сеанса:
     выражает эмоции насчет того, чем мы занимаемся
     говорит о том, что он переживает
     Плохие показатели в конце сеанса:
     грустный, злой или апатичный
     - выясните, по какому поводу
     все еще обращает внимание внутрь
     - завершите процесс
     Хорошие показатели в конце сеанса:
     обращает внимание наружу
     говорит о будущем
     Но чтобы точно узнать, что значит определенное поведение, нужно изучить
его. Иногда  человек плачет, потому что он счастлив, или перестает говорить,
потому что у него идет великолепное духовное переживание. Внешний показатель
дает вам подсказку,  но вам всегда нужно исследовать  его глубже, прежде чем
делать  какие-то  выводы.  Общий  подход  к  тому,   что  похоже  на  плохой
показатель--это спросить, что происходит. Общий подход к тому, что похоже на
хороший показатель--продолжать то, чем вы занимаетесь.
     Вне тела
     Во  время многих техник клиент  может  познакомиться с  точками зрения,
внешними  по отношению  к  его  телу. И  если  раньше  клиент  очень  прочно
отождествлял себя  со своим телом, то такое переживание может  оказаться для
него очень свежим и непривычным. Оно может вызвать  определенные  явления, с
которыми нужно справиться.
     До того, как вы познакомили  клиента с многочисленными  точками зрения,
он может быть, и не думал, что можно быть чем-то, кроме точки зрения в своей
голове. И  даже если  он обдумывал это, он  может  неудобно и неприятно себя
чувствовать  в  новом месте.  Одна из наших целей в процессинге--познакомить
клиента с большим количеством разных точек зрения, включая точки зрения  вне
тела.
     Например,  в  повторном переживании  происшествий  вы можете  попросить
клиента пережить происшествие с точки зрения на высоте в 10 метров. Он может
прекрасно  это сделать  без никаких  особых последствий. Но еще он  может  к
своему  удивлению обнаружить, что действительно ЕСТЬ  такая точка зрения,  и
что он получает в ней  восприятия совсем  по-другому,  чем он  привык.  И он
может почувствовать себя очень легким и чистым, занимая эту точку зрения.
     Иногда  клиент чувствует  себя  странно и ошарашенно  после переживания
такой точки зрения. Иногда он не очень-то хочет возвращаться к точке  зрения
своего тела, в контакт с комнатой. Иногда он настолько  наслаждается внешней
точкой зрения, что хочет немного побыть там.
     Все,  что нужно знать  о том, как реагировать--это избегать  недостатка
точек  зрения и  лучше познакомиться  с  разными точками зрения.  Никогда не
навязывайте клиенту какого-то  дефицита точек зрения. Не подразумевайте, что
клиент  на самом  деле--точка зрения  в его  голове,  или  что  он на  самом
деле--точка зрения снаружи тела. Не подразумевайте, что у клиента может быть
только одна точка  зрения.  Помогите ему привыкнуть к  тому, что у него есть
много точек  зрения. Не оценивайте какие-то точки  зрения как более реальные
или  правильные  по сравнению с другими. Но сделайте  все необходимое, чтобы
клиент  снова полностью  присутствовал  в  пространстве  сеанса, прежде  чем
заканчивать сеанс.
     У человека с фиксированной идеей о том,  что он является  только  одной
точкой  зрения,  при  переживании  внешних  точек  зрения  может  возникнуть
внутренняя борьба.  Он разрывается, где он должен быть--"там" или "здесь", и
получает головную боль или сгущение умственных энергий. Это можно исправить,
если  прояснить  его убеждения по этому вопросу и приучить  его  к тому, как
одновременно иметь несколько точек зрения.
     Каждый раз,  когда вы приводите  клиента  в  контакт с необычной точкой
зрения, нужно провести  немного  времени,  знакомя с ней  клиента. Вы можете
дать ему  время  попереживать  вещи с этой точки зрения, рассказать, что  он
воспринимает,  немного поперемещаться вокруг, и так далее. Не ведите клиента
куда-то еще, пока он не переработал переживание.
     После работы с удаленными точками зрения часто нужно заново познакомить
клиента с пространством сеанса. Это улучшит его присутствие и заземленность.
Попросите клиента  осмотреться  в комнате и обратить  внимание  на  какие-то
предметы, спросите его  о чем-то  в настоящем, или о том, что он  собирается
сделать дальше.
     В  преобразующем  процессинге  знакомьте  человека  со  многими  новыми
точками   зрения.   Работайте  над  тем,  чтобы  увеличить  его  гибкость  и
подвижность по отношению к точкам зрения.  Но делайте это постепенно, всегда
сохраняя  заземление в теперешней физической реальности. Показывайте клиенту
звезды,  но делайте все необходимое,  чтобы он твердо стоял на земле,  когда
сеанс закончен.
     Упражнение
     * Поупражняйтесь в том, что делать, если кто-то обнаружил внешнюю точку
зрения.
     Затянувшиеся техники
     Когда  какой-то  процесс  продолжается слишком  долго,  человек  обычно
начинает  ему  сопротивляться.  Этот  принцип  относится  и  к  жизни,  и  к
процессам,  происходящим  в  сеансе.  Что значит  "слишком долго",  конечно,
довольно  субъективно. По-видимому у  человека есть определенное  встроенное
чувство равновесия и чувство  времени, когда  что-то  должно меняться.  Если
кто-то  действует  вопреки этим чувствам,  человек  подсознательно  начинает
протестовать  и  старается  остановить  действие.  Он  может   замечать  это
сознательно  или  нет, но он  скорее  всего устало и  тяжело себя чувствует.
Что-то продолжается слишком долго.
     По сути дела  сам процесс не  может продолжаться слишком долго. Процесс
происходит, пока  он не закончен.  Но кто-то может не заметить,  что процесс
окончен, и  дальше  продолжать делать  то  же самое. Другими словами,  можно
переборщить именно в проведении техники. Она применяется, когда уже ненужна.
Или действие в жизни повторяется, когда оно уже не дает никаких изменений.
     Скажем, вы занимаетесь авиамоделированием как хобби. Для вас  научиться
делать модели самолетов--проба сил, вы  развиваете новые умения  и получаете
удовольствие от  результата. В какой-то момент вы достаете  те  способности,
которые вы собирались достигнуть, и результаты начинают выглядеть одинаково.
Если вы  осознаете свои ощущения  и управляете своим  временем, то  именно в
этот момент вы можете найти что-то  новое, интересующее  вас больше. Но что,
если что-то вынуждает  вас продолжать строить модели самолетов?  Может быть,
когда вам  это еще  нравилось,  вы пообещали  нескольким  детишкам,  что  вы
сделаете  для них самолеты, а  теперь чувствуете обязанность выполнить  свое
обещание,  но  не  получаете   от  этого   никакого  личного   развития  или
удовольствия. В таком случае это вас может очень утомлять и раздражать.  Это
затянувшееся  действие;  необходимость продолжать  то,  что  на  самом  деле
человек уже закончил.
     В  сеансе,  если  клиент  приходит  ко  мне  и   говорит,  что  у  него
неприятности с "работой",  я составляю себе определенный план. Может быть, я
хочу использовать ключи разгрузки  для "работы". И  когда я дошел до  пятого
ключа, эта тема достаточно прояснилась  для клиента и  он начал терять к ней
интерес. Но я настаиваю на том, чтобы продолжать дальше  оставшиеся двадцать
ключей. Если клиент не  протестует  открыто, он  скорее  всего начинает быть
усталым, рассеянным,  вялым  или  медлительным. Он отвечает все  медленнее и
медленнее,  ему  тяжело отвечать или  удерживать внимание на теме. Это из-за
того, что действие затянулось.
     Чаще  бывает,   что  завершена  не  тема,  а   конкретная  техника,  но
фасилитатор этого  не заметил. Как и в  примере выше,  скажем, мы занимаемся
"работой". Фасилитатор  начал с ключей разгрузки. Через некоторое время  они
перестали  давать  результаты,   клиент  просто  вымучивает   автоматические
вопросы,  не  происходит  никаких изменений. Пришло время  изменить технику,
если тема еще  не завершена. Может быть, нам нужно повторное переживание или
что-то еще по данной теме. Но данная техника закончена,  и затянется слишком
долго, если ее продолжать.
     Хороший фасилитатор никогда не  перебарщивает в работе с клиентами, Как
только  он  видит, что уже не получает  результатов от  текущей техники,  он
выбирает другую. Передержки происходят  в основном из-за фиксированных  идей
фасилитатора. Например,  если вы  ожидаете,  что какой-то конкретный  подход
ДОЛЖЕН  разрешить проблему,  он не решает  ее, но вы  все  равно продолжаете
дальше. Если фасилитатор всегда готов подобрать  самую  эффективную  технику
для текущей ситуации, не бывает никаких передержек.
     Неприятности  с затягиванием техник вероятнее всего, когда вы проходите
заготовленный  список  процедур,  например  в  готовом  общем  модуле.   Это
происходит из-за  смешивания техник  с процессами. Определенным вопросом или
указанием можно начать определенный  процесс у клиента, но  затем сам вопрос
как техника  может исчерпаться  и уже  не  давать изменений.  Процесс  нужно
завершить, но нет никакой гарантии, что те же самые слова завершат его. Если
вы  будете  просто как  робот повторять  вопрос, техника  затянется  слишком
долго, вам придется ее  прекратить, а сам процесс так и не закончится. Здесь
нужно  заметить, что вопрос уже бесполезен,  и выбрать тот вопрос по текущей
теме, который эффективен.
     Очень  ценно,  если  вы  помогаете  клиентам   лучше   осознавать  свои
внутренние процессы, и процессы,  происходящие в их жизни. Есть определенное
чувство,  когда  вы делаете что-то осмысленное, и есть определенное чувство,
когда вы закончили что-то делать. Это может не иметь ничего общего с логикой
или умственным анализом. Это ощущение, чувство, интуиция.
     Вам  как  фасилитатору нужно развить это чувство насчет ваших клиентов.
Если у вас его нет, вам нужно  по крайней мере позволить клиентам  развивать
свое собственное чувство и говорить вам, когда их процессы закончены.
     Если    действие   оказалось   затянувшимся   слишком   долго,   способ
исправления--просто заметить это, и построить связь с его завершенностью.
     К: <раздраженно выглядит>
     Ф: "Может быть, мы занимаемся этим слишком долго?"
     К: "ДА, я уже давно разобрался с этим!"
     Ф: "А когда это было?"
     К: "Когда я понял, что могу найти другую работу"
     Ф: "Хорошо, нам нужно было тогда закончить с этим"
     К: <становится веселее>
     Основной источник  явлений, сопровождающих  затянувшееся  действие--это
игнорирование текущих  желаний человека.  Он заинтересован  в  чем-то, но не
может ничего сделать насчет  этого,  потому что его заставляют делать что-то
другое. Клиент хочет заняться "работой", но вы продолжаете спрашивать его  о
чем-то, что  не  помогает. Или человек,  увлекающийся разными  хобби, теперь
интересуется ловлей рыбы на муху, но чувствует обязанность продолжать делать
модели самолетов.
     Это похоже  на  явление сохранения недавшихся  целей. Если есть что-то,
что  человек хочет делать, но чувствует,  что  ему внутри что-то мешает, это
может  привести  к  усталости,  истощению,   раздражению.  Способ  исправить
это--осознать,  что на самом деле хочешь и чего не хочешь делать. И заметить
моменты, когда намерения изменились.
     Ключевое  умение  и  деятельность фасилитатора--это  начинать процессы,
желательные  для клиента, давать им продолжаться, пока они не  закончены,  а
затем начинать другие желательные  процессы. Если действовать по-другому, то
это  может привести  к  бесполезности  сеанса. Если  вы стараетесь заставить
клиента делать что-то другое, а не то, что для него эффективно, то он скорее
всего устанет от этого.
     "Ничего не сработало"
     Неопытный фасилитатор  может  предполагать, что именно слова его техник
эффективны  для клиента.  Поэтому,  если  просто  говорить правильные  слова
клиенту, все будет прекрасно. Нетушки, так не получается. Фасилитатору нужно
быть здесь с клиентом, и ему нужно быть ответственным за то, что происходит,
помимо всех известных ему готовых техник.
     Фасилитатор,  который приходит  после сеанса и говорит торжествующе: "Я
сделал все, что должен был сделать, но ничего не сработало", не понял самого
главного в процессинге, Или можно  сказать, он хорошо это продемонстрировал.
Самое  ценное,  что  вы  можете  сделать  для  человека--это  быть  здесь  и
интересоваться им.  Это первое, что вы делаете с клиентом. Вы садитесь, и вы
здесь.  Вы заинтересовываетесь человеком перед вами, и вы хотите ему помочь.
Это ваша работа во время сеанса. Может быть, вы изучили всевозможные теории,
но все они на самом деле значат очень  мало по сравнению с важностью данного
конкретного  клиента. Здесь важны не слова  в  ваших тетрадях и не  схемы  в
ваших учебниках. Они были важны, когда вы  учились. Когда вы в сеансе, важен
клиент, и ничто другое.
     Может быть, первую пару раз  при  использовании новой техники вы можете
проводить ее немного механически. Вы можете быть  слишком  заняты тем, чтобы
говорить правильные слова и точно следовать процедуре. Невелика беда, бывает
нужно  ошибиться,  чтобы  разобраться  в  этом.  Но  если  вы  не  получаете
ожидаемого  результата  у  клиента,  не  вините  технику.  Проведение  новой
техники, наверное, отвлекло ваше внимание  от клиента, и вы не отреагировали
на то, что ему нужно на самом деле.
     Не бывает оправданий для того, чтобы не заниматься клиентом. Написанные
в книгах  техники--конечно,  сомнительные  отговорки. Нет замены того, чтобы
заниматься самим человеком.
     К тому же "Ничего не случилось"--сомнительный отчет о сеансе. Вы всегда
что-то делаете с клиентом. Он всегда как-то реагирует. Это может быть совсем
не то, что предполагалось и хотелось, но наверняка ЧТО-ТО произошло. Если вы
замечаете, что  произошло,  вы можете  использовать  эту  информацию,  чтобы
знать, что делать дальше. Просто отбарабанить несколько процедур и ничего не
замечать--это потеря времени и клиента, и фасилитатора.
     Быть здесь
     В системе преобразующего  процессинга мы стремимся к тому, чтобы клиент
присутствовал здесь и сейчас, преуспевая в жизни. Нам нужно, чтобы он больше
был здесь, и лучше умел справляться с жизнью.
     Процессинг отрицательного, например, прояснение происшествий, разгрузка
тем, и так  далее,  не гарантирует, что человек находится  здесь.  По правде
говоря, такой процессинг может даже уменьшить присутствие клиента здесь.  Мы
берем какую-то заряженную область, которая  сейчас активна, и мы стираем ее,
Другими  словами, мы  забираем  то,  чем  человек  был здесь  сейчас,  и  мы
избавляемся  от   этого.  Хорошо,   может  быть,  это   был  неразумный,  не
соответствующий ситуации  способ быть здесь, но все  же способ. Поэтому  нам
лучше сделать все необходимое, чтобы клиент нашел другой способ быть здесь.
     Наилучшие техники процессинга уравновешены сами по себе,  и каждый раз,
когда  мы забираем  что-то, мы обеспечиваем,  чтобы вместо этого  здесь было
что-то лучшее. Положительное уравновешивает отрицательное. Или еще лучше, мы
просто преобразуем  то, что нежелательно, в  то, что ЖЕЛАТЕЛЬНО. Объединение
противоположностей  часто делает это. Прояснение происшествий само  по  себе
может  забирать  вещи, так  что в  него должны  входить шаги по  возвращению
чего-то, как в нашей полной процедуре повторного переживания.
     Нам нужно, чтобы  сама личность была здесь. Нам нужно,  чтобы она  была
более  внимательной, взаимодействовала с  миром, жила, чувствовала и дышала,
выражала себя, развлекалась, и делала интересные вещи.
     Вы можете  встретиться  с  людьми, которые прошли  много процессинга, у
которых  вроде  бы нет  проблем в  жизни, но которые  не совсем  здесь.  Они
прекрасно себя чувствуют сами по  себе, но у них слабый контакт с миром. Они
остаются в своих удобных границах того, к чему они привыкли. Они  не пробуют
делать новых  вещей, они не встревают в неприятности, они всегда спокойно  и
безучастно реагируют на жизнь.
     Приятно  знать,  что  с  помощью  процессинга  люди  могут  становиться
спокойными и безучастными, когда им это нужно. Но это не конечная  цель сама
по себе. Может  быть, психиатрия делает спокойных, нормальных людей, которые
не  причиняют   никаких  хлопот--но  НЕ  преобразующий  процессинг.  Система
преобразующего процессинга направлена на освобождение людей, чтобы они могли
ЖИТЬ  лучше,  и заниматься БОЛЬШИМ количеством вещей. Она направлена на  то,
чтобы человек преодолел свои ограничения, а не прятался за ними.
     Нам нужно, чтобы клиент  присутствовал здесь. И до, и во время, и после
сеанса.
     В начале сеанса нам нужно, чтобы  здесь  был кто-то, осознающий, что он
хочет изменить или улучшить что-то. Человек, который сидит и делает вид, что
его  жизнь совершенна, мало  чем поможет. Ему нужно посмотреть в  лицо своей
жизни и понять, что с ней что-то нужно делать. Ему нужно иметь потребность в
изменении. Ему не нужно сразу открывать  все шлюзы, прекрасно, если он берет
по  одной теме за раз. Но нужно, чтобы он был готов заниматься тем, над  чем
мы  можем  поработать.  В  начале  сеанса задача  фасилитатора--уткнуть  нос
клиента во что-то, если он  еще не там. Не верьте в сентиментальную  позицию
не  иметь дела ни с  чем.  Делайте  все необходимое, чтобы поощрить человека
смотреть, чувствовать и заниматься своей жизнью.
     Клиенту нужно присутствовать  при происходящих процессах.  Один  только
обмен  слов  совсем  не  означает,  что  он  действительно  здесь. Ему нужно
ощущать,  что  происходит,  быть  заинтересованным в этом,  заниматься этим,
говорить об этом. Отчасти это то, что мы имеем в виду под участием в сеансе,
но  не  только это.  Есть  разные  степени присутствия,  даже  когда человек
заинтересован в  своей  ситуации  и готов разговаривать с фасилитатором. Нам
нужно,  чтобы он не просто умственно и аналитически обсуждал свою  тему. Нам
нужно,  чтобы  он  действительно  вошел  в  нее,  был  честным  насчет  нее,
воспринимал ее, ощущал ее.
     Когда процесс  закончен,  мы ожидаем, что личность  больше присутствует
здесь. Если сам процесс к этому не привел, мы добавляем к нему еще один шаг.
Это  может быть просто процесс заземления--осмотреться в комнате,  это может
быть разговор  о том,  что он теперь  собирается делать со своей жизнью, или
любая  другая техника, которая приводит  клиента в контакт с миром. Конечным
результатом  сеанса  всегда должно быть то, что человек  больше  готов иметь
дело  с вещами, а не меньше. Больше понимания, больше  способностей,  больше
общения, больше хороших ощущений.  Было бы неудовлетворительным результатом,
если бы клиент просто решил:  "Ага, я просто  буду игнорировать это, и тогда
наверное  оно не будет  меня беспокоить",  или "Я просто  перееду  в  другой
город,  подальше от этого", или "Он просто  придурок, этим все объясняется".
Такие  решения--бегство  от  реальности.  Лучшая  ситуация  для   завершения
сеанса--когда клиент с энтузиазмом относится ко всем тем  вещам,  которые он
сейчас  пойдет  и  будет  делать по-новому.  Не заканчивайте сеанс,  когда у
человека  пустой  ум,  заканчивайте,  когда  человек переполнен  творческими
идеями.
     Присутствия  клиента  здесь  невозможно  достичь  интеллектуально.  Мы,
конечно, можем составить правила об этом, и техники, чтобы  достигать этого.
Но на самом деле именно ваша задача--замечать, что личность находится здесь;
есть  определенная  энергия,  которую  вы  можете  чувствовать.  Занимайтесь
личностью, которая  находится  здесь, и работайте над тем, чтобы  она больше
проявлялась в мире.  Вам  нужно постоянно чувствовать,  насколько успешно вы
действуете,  и  использовать  каждую возможность,  чтобы  поощрять  личность
больше присутствовать здесь.
     Что может получиться неправильно?
     По сути дела  вы не  можете сделать что-то неправильно как фасилитатор,
если вы присутствуете здесь с клиентом, если вы намерены ему помочь, если вы
работаете  над  пониманием  того,  что происходит, работаете над увеличением
свободы  выбора клиента, и все время  выбираете наилучшую из  известных  вам
технику.
     Нет  никаких  коварных мелких  деталей,  которые могли бы запутать  вас
из-за того, что  вы не совсем точно их поняли. Единственные ошибки,  которые
вы  можете  сделать--это   очень   большие,  например  не  слушать  клиента.
Неподходящее слово в неподходящее время не так уж важно.  Не слушать клиента
сильно меняет дело.
     Мне  немного  не  хочется  даже составлять список тех вещей, которые вы
можете  сделать неправильно. Вам гораздо лучше думать о том, чего  вы хотите
достичь. Когда  клиент  с  вашей помощью движется  в правильном направлении,
ваши дела идут хорошо. Важны результаты, а не сколько поправок вы сделали по
пути.   Но  может   быть  полезно   познакомиться  со   способами  поступать
неправильно,  чтобы  замечать, когда вы так поступаете, и быстро менять ваши
действия.
     На самом  деле единственное, что  вы можете делать  неправильно--это не
приспосабливаться  к тому, что  происходит.  Невелика беда, если  вы сделали
"ошибку". Но если вы не заметили последствий и не приспособились к этому, то
вы   можете  сбиться   с  пути.  Иногда  может  оказаться  полезным  сделать
"неправильную вещь".  Если вы заметите  ответную  реакцию клиента, вы можете
лучше понять, как что-то изменить.
     Обращайте ваше  внимание на  ответную реакцию  клиента,  а  не  на  то,
правильно ли вы делаете что-то.
     Вот на скорую руку  составленный список того,  чего  вам наверное нужно
избегать делать с клиентами.  Вы можете попробовать их сделать при обучении,
чтобы  увидеть, как эти вещи  ощущаются и что происходит. Но не слишком  ими
увлекайтесь.
     - опаздывать
     - быть грубым и недружественным
     - отталкивающе выглядеть или пахнуть
     - не смотреть на клиента
     - не слушать
     - решать, что делать, не воспринимая клиента
     - говорить так, что не слышно
     - не подтверждать, что вы услышали то, что сказал клиент
     - неправильно понимать то, что сообщается
     - пытаться произвести впечатление на клиента
     - пытаться соблазнить клиента
     - прикасаться к клиенту неприемлемыми способами
     - выносить на обсуждение темы, в которых вы не собираетесь ему помочь
     - говорить о том, что никак не связано с клиентом
     - переходить от одной темы к другой, ни с чем не справляясь
     - подавлять клиента
     - отвлекать клиента от процесса
     - давать задний ход, когда вещи начинают изменяться
     - давать механические вопросы или указания
     - продолжать технику, когда ничего не происходит
     - обрубать сообщение клиента
     - заканчивать его предложения
     - использовать ложную дружественность
     - лгать клиенту
     - давать клиенту управлять сеансом
     - тыкать руками в лицо человеку, уменьшая его пространство
     - разносить другим секреты, раскрытые в сеансе
     - оставлять сеанс без объяснений
     - ругать клиента за то, как он ведет себя в сеансе
     - истолковывать за клиента его ответы
     - говорить клиенту, что есть определенные  вещи, которых он  не  должен
говорить в сеансе
     Некоторые из этих вещей отражают довольно  очевидные нормы поведения  в
обществе. Например,  вряд ли фасилитатор  придет  пьяным  на  сеанс.  Скорее
неопытный фасилитатор может упустить из виду какие-то из  основных  умений в
сеансе. Он может случайно  отвлечь клиента от процесса своим  высказыванием,
которое он  сделал с самыми лучшими намерениями. Он может, не заметив этого,
в замешательстве изменить тему. Он может пропустить мимо ушей то, что сказал
клиент, потому что в это время он рассматривал клиента.
     Когда у вас есть основное  намерение быть здесь с человеком перед вами,
и помочь ему получить больше свободы выбора в жизни, то большинство действий
довольно логично  вытекают  из этого. Вы можете ошибиться именно  в том, что
случайно сделаете какое-то  второстепенное правило процессинга важнее  общей
цели.  Вы можете стараться  правильно выполнить технику, но не заметить, что
клиент уже не с вами.
     Важны и меняют  дело именно большие основные  принципы, а не  маленькие
технические  детали.  Впитайте в себя всеобщие основы, и вы будете достигать
успеха с любым клиентом в любых обстоятельствах.
     Упражнение
     * Как испортить процессинг
     Состояние следствия
     Многие люди  в  нашем  обществе  находятся  в состоянии, в  котором они
отдали  куда-то свои способности.  Эти способности могут быть отданы другому
человеку, группе людей, наркотику, или какому-то воображаемому существу.
     Можно назвать это состояние "бессилием", можно назвать его  "состоянием
следствия", можно назвать это  "потенциальным источником неприятностей", или
можно назвать это "созависимостью", модным сейчас словом.
     Если кто-то приписывает свою собственную свободу выбора какой-то другой
силе,  то  он,  естественно,  является  следствием.  Не он сам  отвечает  за
причинение  своей  жизни, а кто-то другой или что-то другое.  Его бросают  в
разные стороны обстоятельства, он вынужденно попадает в ситуации, которых он
не хочет и которые ему совсем не нужны.
     Полностью отличается от этого  состояние сил и способностей, действий с
позиции причины и  выбора  в своей жизни.  Мы как фасилитаторы считаем,  что
люди должны быть именно в этом состоянии.
     Наверное, будет довольно верно сказать, что сейчас  около 98% населения
находятся  в  каком-то  состоянии  следствия.  Они  рабы  своей работы,  они
религиозные фанатики, привязаны  к употреблению каких-то веществ, зависят от
своих близких, или что-то еще.
     К  счастью,  большинство  людей  довольно охотно  переходят в состояние
причины, если  вы  по очереди  обращаетесь  к отдельным областям  их жизни и
показываете  людям, как  они  уже  причиняют свое состояние.  Местами бывает
нужно  немного уговоров, но  большинство  людей примут идею, что лучше  быть
причиной, чем следствием. И наверняка  большинство людей, которые прийдут на
сеанс к фасилитатору, тоже примут эту идею.
     Это суть  того, что мы делаем в  процессинге: мы поощряем людей перейти
из состояния следствия в состояние причины.
     Но  некоторые  люди многое вложили в  то,  чтобы быть следствием,  и им
нелегко отказаться  от  своего  состояния  следствия. Даже когда у них  есть
явный выбор, они часто возвращаются  в состояние следствия. Такие люди редко
добровольно приходят к фасилитатору,  но это бывает. Такими людьми нам нужно
заниматься более конкретно как находящимися в состоянии  следствия, и с ними
мы  вряд  ли  добьемся  успехов  в  чем-то  другом,  кроме  работы над  этим
состоянием.
     Никто по своей  сути не является  следствием. Просто у некоторых  людей
нам нужно копнуть глубже,  чтобы добраться до  причины.  На  самом  деле они
настолько же  являются  причиной,  как и  все другие. Просто  они  постоянно
причиняют свое состояние следствия. Интересно решать эту головоломку.
     Каждая    личность   постоянно   подсознательно    выбирает   наилучшую
возможность,  которая  у  нее  сейчас  есть. Если  кто-то предпочитает  быть
следствием,  то  это потому что  с причиной связано  что-то, худшее  чем все
неприятности состояния следствия. Быть побитой пьяным дружком в чем-то лучше
противоположной возможности.
 
Этим  можно  заняться и с точки зрения положительного, и с точки зрения
отрицательного.
     Что  касается  положительного,  то  человек  наверняка  находит  что-то
исключительно важное в своем положении. Может быть, если кто-то говорит, что
делать, то это обеспечивает безопасность; может быть, зависимость от героина
дает душевный  покой;  может быть, если кто-то каждый день  ругает,  то  это
помогает что-то чувствовать; может быть,  если жить вместе с алкоголиком, то
есть с кем поговорить.  Потому что  на самом деле человек  не  делал бы этих
вещей,  если  бы  в  этом  не  было  какой-то  пользы,  которая  перекрывает
недостатки.  Если  вы  выясните положительное  намерение в  этом,  то  могут
найтись другие, более уравновешенные способы его достижения.
     Что касается отрицательного, то  наверное с идеей быть причиной связано
что-то   ужасное.   Есть   какие-то  травматические  происшествия,   которые
поддерживают идею, что небезопасно  самому быть причиной. Скорее всего в них
есть  какие-то  ДЕЙСТВИЯ  личности,  которые привели  к чему-то  нехорошему.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться