На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"
Раздел 3: Принципы процессинга
Делайте что-то
Основное правило процессинга можно сформулировать так:
Если что-то происходит--не делайте ничего.
Если ничего не происходит--делайте что-то.
Процессинг проводится, чтобы давать положительные изменения. Это общая
цель процессинга: изменение к лучшему. Если уже происходит достаточно
положительных изменений, вам не нужно ничего делать. Только если
положительных изменений недостаточно, вам нужно что-то сделать, чтобы их
вызвать.
Нет особой пользы в том, чтобы проводить много разных техник, давать
многочисленные вопросы, указания и так далее. Важен результат; что клиент
переживает какое-то положительное изменение.
Иногда положительное изменение состоит из циклов входа в какие-то
проблемы и выхода из них с другой стороны. Оно может быть тяжелым и
волнующим, оно может быть радостным, это не главное. Главное, что это
изменение. Если происходит изменение и мы придерживаемся принципов
процессинга, то это изменение наверняка будет хорошим.
Фасилитатор может считать себя ремонтником для клиента. Не он является
причиной изменений, а клиент. Поэтому у него нет права вмешиваться, если
клиент уже очень хорошо изменяется. Но если у клиента ничего не получается,
то первоочередная задача фасилитатора--сделать что-то, что угодно, чтобы
что-то происходило.
Основное мастерство фасилитатора--знать, когда говорить и когда
молчать. Знать, когда продолжать делать то же самое и когда переходить к
чему-то другому.
Первое из этих правил--часть цикла общения в процессинге. Если вы
спросили клиента о чем-то и его внимание все еще направлено внутрь в поисках
ответа, не прерывайте его. Если он отвечает вам, тоже не прерывайте его.
Знать, когда продолжать делать то же самое и когда переходить к чему-то
другому--часть цикла ответной реакции сеанса. Наблюдайте за клиентом и
замечайте, как все происходит. Если процесс дает хорошие изменения, идите
дальше в том же направлении. Если он не дает изменений, подумайте, что еще
можно сделать.
Обучающийся фасилитатор должен развить это как внутреннее чутье. Если
что-то происходит, пусть оно происходит. Если ничего не происходит, начните
что-то.
Фасилитатор присутствует для того, чтобы запускать вещи в движение,
если они не движутся. И наблюдать за их движением, если они движутся.
Если вы сели перед клиентом, сказали "Здравствуйте", и он
самопроизвольно начал удивительный процесс обнаружения нового, ничего не
делайте. Вы можете подумать о том, что не дали клиенту никаких разумных
указаний. Не волнуйтесь об этом. Если клиент получает пользу, все в порядке.
Когда он начнет снижать скорость, начинайте думать, что делать дальше.
Если вы выбрали технику, который показалась вам очень подходящей для
клиента, но она ничего не дает--меняйте технику. Не застревайте в том, что
это "должна" быть подходящая техника. Не терпите полчаса, когда ничего не
происходит. Нескольких минут более чем достаточно, чтобы увидеть, будет ли
процесс действовать. Техники не всегда работают так, как ожидается, или как
написано в учебнике. Не волнуйтесь, просто займитесь чем-то другим.
Если что-то происходит--не делайте ничего.
Если ничего не происходит--делайте что-то.
Упражнение
* Возьмите словарь и наугад раскройте его. Если слово, не которое упал
ваш взгляд, интересно для вас, прочитайте определение. Когда оно вам уже
неинтересно, наугад переверните страницы. Продолжайте переворачивать
страницы, пока не найдете чего-то интересного, читайте, пока интересно,
переворачивайте страницы, если неинтересно.
Эмоции
Эмоции--это способы обращения с жизненными переживаниями и способы
самовыражения. Эмоции можно описать как "э" - энергию в "моцио" -
движении.Это поток жизненной силы, излучаемый человеком.
Эмоции, которые выражаются в настоящем времени для взаимодействия с
настоящим, не хорошие и не плохие. Это просто способ обращения с тем, что
есть.
Иногда эмоции застывают и повторяются позже, в отрыве от ситуации.
Например, это часто происходит в травматических ситуациях. Эмоциональная
перегрузка сохраняется в уме, а затем активизируется и повторяется в другой
немного похожей ситуации.
Многие человеческие неприятности происходят именно от этого:
проигрывание записей эмоций в несоответствующей ситуации. Часто люди горячо
отстаивают свое право повторять эмоции из прошлого, и дают изощренные
оправдания, почему эти эмоции как раз правильны.
Одна из наших целей в преобразующем процессинге--превратить застывшую
энергию законсервированных эмоций в свободную энергию, которую люди смогут
использовать в настоящем времени для самовыражения.
Эмоциональный заряд
Мы начинаем процессинг какого-то материала, только когда в нем
обнаружен эмоциональный заряд.
Эмоции указывают на то, что в материале есть активная энергия. Если
клиент выражает эмоцию по какой-то теме, это значит, что данная тема
достаточно актуальна для него, он достаточно заинтересован в ней, чтобы
получить какую-то пользу от работы с этой темой.
Мы говорим, что тема имеет заряд или заряжена, когда в ней есть
застывшая эмоция. Что-то накапливается. Это может быть как положительная,
так и отрицательная эмоция. Человек может быть радостно взволнован по поводу
своих возможностей, которые он собирается раскрыть. Или он может накапливать
злость по поводу чего-то, с чем он не может справиться. Или он сохраняет
горе из какого-то прошлого события.
Теоретические рассуждения о том, что правильно и что неправильно, что
произошло и чего не произошло, мало помогают людям. Важно работать с тем, по
поводу чего они что-то чувствуют. И если кажется, что клиент вообще ничего
не чувствует, нам нужно обнаружить, что он накапливает и не чувствует.
Невозможно теоретически предсказать, какие области заряжены. Нам нужно
наблюдать каждого отдельного человека, а не просто делать теоретические
предположения. У одного человека может не быть никакого эмоционального
заряда по поводу того, что в него стреляли во Вьетнаме. У другого может быть
большой эмоциональный заряд по поводу того, что он сломал ноготь. Мы
ориентируемся на самый доступный эмоциональный заряд, а не на то, что должно
по идее быть заряжено.
Большинство зарядов существуют в форме потенциального (возможного)
заряда. Это значит, что сейчас активных эмоций в них нет, но могут быть в
определенных обстоятельствах. Определенные явления могут активизировать или
включить эмоцию, и тогда с ней можно работать.
Многие клиенты сначала выглядят мало эмоциональными. Это нам на самом
деле не мешает. Мы все равно будем ориентироваться на эмоции. Обязательно
есть то, в чем клиент заинтересован, чего он боится, или что-то еще, даже
если он этого не показывает явно. Главное в том, чтобы руководствоваться
эмоциями, а не какими-то логическими рассуждениями.
Активизация
Чтобы мы могли работать с чем-то в сеансе, оно должно быть активно. Мы
не просто сидим, рассуждаем, говорим о прошлом и так далее. Мы работаем с
тем, что действительно происходит в жизни человека прямо сейчас.
Наилучший материал для работы--то, что уже явно происходит в
повседневной жизни человека и требует улучшения. Это наверняка активная
тема, если человек живет ей. Поэтому если клиент приходит и говорит, с чем у
него сейчас проблемы в жизни, то это явно активная тема, готовая к тому,
чтобы ей занялись и прояснили ее.
Жизнь часто поднимает вопросы, над которыми люди должны поработать.
Можно даже сказать, что в этом все предназначение жизни. Она преподносит
ситуации, в которых человек должен чему-то научиться. Обычно если жизнь
привлекает внимание человека к какой-то теме, то наверняка он уже
подготовлен к ее изучению.
Темой, активной в жизни клиента, может быть почти все что угодно,
которое клиент считает достаточно важным, и выносит на обсуждение в начале
сеанса как беспокоящее. Это может быть проблема, огорчение, затруднение,
недостающая способность, желаемый результат. Раз клиент поднимает эту тему,
значит она активна.
Если клиент не поднимает никакой темы, то фасилитатор может
активизировать что-то.
Фасилитатор может активизировать только те области, которые
потенциально заряжены для клиента. По крайней мере у клиента должны быть в
этой области возможности, которых он не осознает. Фасилитатор привлекает
внимание клиента к такой области, и таким образом активизирует ее.
Фасилитатор может угадать, что область подходит для активизации, или просто
выбрать общую область из списка самых вероятных тем.
Никогда не работайте с темой, которая не активна. Показатель
этого--интерес клиента. Если он заинтересован в улучшении этой области, то
она активна. Если он не заинтересован в ней, она не активна.
Циклы
Фасилитатор работает циклами.
Цикл--это действие, которое начинается, продолжается и заканчивается.
Цикл открывается, некоторое время остается открытым, и затем закрывается.
Некоторые циклы повторяются.
Слово "цикл" используется в терминологии компьютерного
программирования. Оно описывает одно завершенное действие или набор команд,
особенно повторяющихся. Шаги вычисления квадратного корня из числа могут
составлять цикл. В нем есть начало, продолжение и конец. Можно повторно
проводить этот цикл и вычислять квадратные корни чисел.
Большинство техник представляют собой циклы. Техника начинается в
определенных обстоятельствах, она состоит из определенных шагов или
действий, и есть определенные обстоятельства, в которых мы делаем вывод, что
техника закончена.
Работа с определенной проблемой--цикл. Большой цикл может занять
несколько сеансов.
Каждый сеанс--цикл. В нем есть определенный ритуал, определенные
способы начала, продолжения и завершения сеанса.
Из компьютерной терминологии мы можем еще взять понятие вложенных
циклов. Вложенные циклы--это циклы внутри циклов. Во время прохождения
большого цикла выполняются циклы поменьше. Большой цикл сложения списка
чисел может включать в себя вложенный цикл сложения двух чисел. Можно много
раз выполнять маленький цикл, прежде че завершить большой цикл.
Цикл решения проблемы клиента может состоять из нескольких циклов
сеансов. Каждый сеанс может состоять из нескольких циклов техник. И каждая
техника может состоять из меньших циклов действий.
Фасилитатор обращает особое внимание на вложенные циклы, когда
необходимо работать с несколькими вещами сразу. Во время работы с проблемой
А всплывает неотложная проблема Б и захватывает внимание клиента. Можно
быстро решить Б и затем, вернувшись к проблеме А, закончить ее. Это будут
вложенные циклы.
Например, мы работаем с застенчивостью клиента несколько сеансов. Он
приходит на сеанс после небольшой автомобильной аварии, огорченный по этому
поводу. Даже хотя "застенчивость" еще не завершена, мы переходим к
"автомобильной аварии", потому что это более срочная тема. В середине сеанса
работы с аварией клиент вспоминает, что он оставил включенным газ в своем
доме. Мы даем ему позвонить кому-то, чтобы решить эту проблему, а затем
возвращаемся к автомобильной аварии. А затем, скорее всего в следующем
сеансе, мы возвращаемся к проблеме застенчивости. Это вложенные циклы.
Фасилитатор действует и говорит не просто наугад. Он хорошо осознает
открытие и закрытие циклов, и его действия согласуются с этим. Он легко
умеет одновременно отслеживать несколько циклов разной величины.
Цикл прояснения
Основное, что мы делаем в процессинге--активизируем область, готовую к
изменению, и проясняем ее. Можно сказать, что сначала мы находим проблему
для проработки, а затем работаем над ней.
Два основных действия фасилитатора:
1. Активизировать проблемы
2. Решать активные проблемы
Вот так просто все, что мы делаем. Все остальные действия--составные
части этих двух действий. Единственная более фундаментальная
тема--обоснования для проведения процессинга.
Под "Активизировать" мы имеем в виду сосредоточиться на области,
вынести ее на обсуждение, пробудить ее не-наилучшие стороны. Если клиент
рассматривает область и осознает, что что-то нужно улучшить, то эта область
активна. Если клиент не знает об этой области, или совсем не задумывается о
ней, то она не активна.
Если у клиента уже есть активная тема, на которую обращено его
внимание, то действие 1 не нужно и мы сразу переходим к действию 2,
занимаясь тем, что есть. Обычно полезнее работать именно над тем, что уже
активно у клиента. Обычно мы начинаем именно с того, что решаем уже
актуальные проблемы.
По мере того, как все больше и больше жизненных проблем клиента
решаются, фасилитатору нужно все чаще выполнять действие 1. То есть если
клиент не выдвигает для решения никаких проблем, то это делает фасилитатор.
Он может делать это, основываясь на наблюдениях за клиентом, или он может
последовательно проходить общие распространенные проблемы.
Активизируйте область
Проясните активизированную область
Упражнение
* Составьте список людей, которых вы знаете. Поставьте "2" напротив
тех, у которых уже есть какие-то активные проблемы, и "1" напротив тех,
которым нужно сначала что-то активизировать.
Цикл вопроса
Есть определенный цикл, который фасилитатор часто использует в сеансе.
Это цикл задавания вопроса и получения ответа клиента. Он начинается тогда,
когда фасилитатор решает задать определенный вопрос, и завершается, когда
клиент получил вопрос и ответил на него. В этом цикле есть несколько
вложенных циклов:
- Проверьте, готов ли клиент к указанию или вопросу.
- Дайте клиенту указание или вопрос
- Клиент ищет в своем уме ответ или реакцию
- Клиент рассказывает вам, что он получил
- Проверьте, закончил ли клиент описание обнаруженного
- Дайте клиенту подходящее подтверждение получения сообщения
- Проверьте, завершен ли цикл для клиента
Этот цикл отличается от цикла обычного общения тем, что нам нужно
поощрить человека найти ответы в собственном уме. Мы не просто так
разговариваем. Нам не нужны шаблонные ответы. И нам даже не нужны просто
ответы. Мы не задаем вопросы, чтобы получать правильные ответы, мы задаем
вопросы, чтобы поощрить клиента открыть что-то новое или увидеть что-то
по-другому. Важно то, куда направлено внимание клиента между вопросами.
Процессинг идет в ритме обращения внимания то внутрь, то наружу. Мы
направляем внимание клиента на что-то внутри него. Он воспринимает, что это,
и затем направляет часть своего внимания наружу, чтобы рассказать об этом
фасилитатору. Фасилитатор подтверждает получение этого сообщения. Затем
фасилитатор опять говорит или делает что-то, поощряя клиента получить больше
информации изнутри себя. И так далее.
Важно не прерывать клиента, когда он ищет ответ на вопрос внутри. Это
самое лучшее, что он может делать. Не прерывайте его только из-за того, что
это требует некоторого времени. Если внимание клиента снаружи и он не делает
| |