На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"
Общение--не совсем точная вещь. В частности общение с помощью речи
всегда немного расплывчато и обманчиво.
Если А говорит слово, например "доверие", в его реальности к этому
слову прикреплено определенное значение. У него были определенные
переживания по данной теме, он сделал определенные выводы о доверии, и у
него есть определенные фильтры восприятия, связанные с этим "доверием". Для
него значение этого слова--все, что связано с "доверием" в его собственной
реальности А. Но из-за того, что у слов есть такие красивые точные
определения в словарях, слово может казаться чем-то очень точным.
По каналу общения перемещается НЕ то, что связано у А с этим словом, и
НЕ то, что он подразумевал, используя это слово. Расстояние пересекают
символы.
Когда Б слышит слово или предложение, он истолковывает его, основываясь
на своем опыте, восприятиях и убеждениях. Он может добавить к словесной
информации несловесную информацию, например язык тела. Он может еще
вообразить, что это должно означать. В любом случае Б сам приписывает слову
или предложению какой-то смысл.
Есть общее соглашение, по крайней мере в рамках определенной культуры,
о том, чем являются распространенные физические объекты. Когда вы говорите
"автомобиль" или "холодильник", понимание большинства людей очень близко к
вашему. Но если вы говорите слова, обозначающие абстрактные качества,
например, "доверие", "любовь", "правильное", "неправильное", и так далее,
разные люди понимают их по-разному.
Чтобы эффективно общаться, нужно принимать во внимание все эти факторы.
Разные реальности, пространство, в котором происходит общение, словесные и
несловесные сообщения, передаваемый смысл и воспринимаемый смысл.
Упражнения
* Заметьте несколько случаев несловесного общения в вашем окружении.
* Заметьте в реальном разговоре между двумя другими людьми, как они
обмениваются символами, но связывают разные значения с этими символами.
Цикл общения в сеансе
В преобразующем процессинге мы общаемся не для того, чтобы довести
какие-то идеи до клиента. Пусть лучше клиент сам додумается до своих идей.
Мы хотим поощрить его пройти через процессы, которые изменят к лучшему его
реальность.
Основное намерение любого общения или действия фасилитатора в
сеансе--получить ответ, реакцию, или результат у клиента. Фасилитатор делает
или говорит что-то с намерением вызвать изменения у клиента.
Ответная реакция клиента настолько же важна, как и то, что делает
фасилитатор. То, что говорит клиент, что он показывает своим видом и
действиями, дает нам представление о полученном результате.
Ответная реакция клиента становится основой для следующего вопроса или
действия фасилитатора. Он не действует наугад. Он замечает результат того,
что он сделал раньше, и основываясь на этом начинает новый цикл общения.
Упражнение
* Передайте кому-то сообщение. Заметьте полученный результат.
Уравновешенность
Успешный фасилитатор начинает с того, что находится в уравновешенном
состоянии.
Быть уравновешенным значит с удобством присутствовать, быть
расслабленным и сосредоточенным; находиться в состоянии умственного,
эмоционального и физического отдыха, когда не делаешь чего-то.
Человек, который постоянно реагирует на комнату и обстоятельства,
который навязчиво думает, который испытывает физическое неудобство и
суетится, не может уделять столько же внимания помощи кому-то, как
уравновешенный человек. Суетливый человек может быть настолько же умным и
способным, но он мало чего достигнет, если будет тратить свою энергию,
отвлекая самого себя.
В восточных боевых искусствах одна из первых преподаваемых
вещей--уравновешенность во время бездействия. Старые мастера Тай-Цзи сначала
много месяцев учат только тому, как стоять. Только когда ученики могут
правильно стоять, то есть сосредоточенно, уравновешенно, устойчиво, они
переходят к изучению движений.
Мы вполне могли бы применить тот же принцип к процессингу. Мы могли бы
провести первые месяцы, обучая вас неподвижно сидеть перед другим человеком,
ничего не делая. И только когда вы смогли бы оставаться совершенно
уравновешенным, мы перешли бы к преподаванию того, что делать с человеком
перед вами. Это был бы вполне эффективный способ преподавания, и он
показывает важность уравновешенности.
Но люди Запада больше склонны торопиться, и поэтому мы не собираемся
ждать, чтобы вы стали совершенно уравновешенным, прежде чем идти дальше. Вам
нужно прямо сейчас начать выполнять упражнения по уравновешенности, и
продолжать их по мере обучения и работы с клиентами. Со временем вы
овладеете мастерством уравновешенного присутствия.
Упражнения по уравновешенности--это один из видов медитации. Но они
выполняются не для того, чтобы развить сознание личности, хотя эти
упражнения и делают это. Их цель--просто научить человека с удобством
присутствовать прежде чем предпринимать действия.
Это может звучать как парадокс, но человек более способен делать
что-то, если он сначала может ничего не делать. Он лучше ходит, если он
может стоять, он лучше говорит, если он может молчать, он лучше думает, если
он может начать с умственной тишины. Действие или сообщение получаются более
ясными и чистыми, если они начинаются с точки равновесия.
Основное упражнение по уравновешенности--просто удобно сесть с
закрытыми глазами и ничего не делать, только осознавать то, что происходит.
Не старайтесь делать что-то, и не старайтесь НЕ делать чего-то. Просто
замечайте, что происходит, звуки в комнате, ощущения тела, мысли в голове, и
так далее. Не старайтесь изменить или прекратить что-то из этого. Просто
воспринимайте это как естественный шум. Постепенно ваш ум и ваше тело лучше
расслабятся и будут позволять всему происходить. А ваши мысли и ощущения
успокоятся.
Если ваш ум слишком беспокоен, может быть легче расслабиться, если вы
выберете что-то конкретное для сосредоточения. В медитации можно
использовать мантры--бессмысленные слова или звуки, которые человек
повторяет снова и снова в своем уме. Это занимает ум делом и он забывает
перемалывать другие мысли. Это вполне эффективный способ уравновешивания
своего ума. Но в конечном счете человеку нужно уметь сидеть и быть
уравновешенным, с направленным наружу вниманием, без никаких особых
ухищрений.
Когда человек может оставаться уравновешенным, спокойно сидя в
одиночестве с закрытыми глазами, пора поднять ставки. Так как все
это--подготовка к работе с людьми, нам нужно включить в упражнение людей.
Упражнение по уравновешенности можно делать с другим студентом, изучающим
этот курс, сидя друг перед другом, просто смотря друг на друга, и ничего не
говоря. Как и в любых других упражнениях по уравновешенности, сначала
окажется, что происходят разнообразные явления. Человек может как-то нервно
реагировать, у него могут слезиться глаза, он может засыпать, и так далее. С
продолжением упражнения эти явления будут уменьшаться и в конце концов
человек сможет сделать его, все время оставаясь уравновешенным.
Когда человек может оставаться уравновешенным перед ничего не делающим
другим человеком, то можно работать над тем, чтобы оставаться уравновешенным
перед делающим что-то человеком. В особенности если другой делает то, что
вызывает и провоцирует реакцию. Если мы обучим студента оставаться
уравновешенным во всевозможных нелепых ситуациях, то он скорее всего будет
оставаться уравновешенным, работая с обычными ситуациями. Поэтому можно
попросить другого студента придумывать утверждения или действия,
направленные на то, чтобы вывести первого студента из равновесия. И каждый
раз, когда равновесие нарушается, и студент смеется, дергается или делает
что-то еще, мы продолжаем повторять то же самое, что включило реакцию, до
тех пор, пока студент не сможет оставаться уравновешенным в любых
обстоятельствах.
Упражнение по уравновешенности
Чем больше вы присутствуете и уравновешены, тем лучше вы можете
замечать, что происходит, тем лучше вы можете делать наилучший выбор, тем
лучше вы можете справляться с ситуацией. Любая деятельность улучшается,
когда вы лучше умеете быть здесь.
А чему нужно присутствовать и быть уравновешенным? Это как-то
неосязаемо. Это Вы, но что такое Вы? Можно сказать, что вам нужно иметь
здесь максимальное количество ваших единиц осознания. Так об этом удобнее
говорить, но единицы осознания--это вымышленная вещь. Вы по своей природе не
являетесь чем-то, что находится в каком-то месте. Мы будем отчасти этим
пренебрегать и считать, что вы можете быть здесь. Мы имеем в иду, что вы
осознаете то, что здесь происходит, вы воспринимаете то, что здесь
находится, и вы не смешиваете свое переживание здесь с переживаниями где-то
еще. Вы сосредоточиваетесь и уравновешиваете ваше осознание и внимание
ЗДЕСЬ.
Составные части уравновешенности:
~ Быть в настоящем, а не в прошлом и не в будущем
~ Быть в основном в одном месте, а не в других местах
~ Обращать внимание на внешний мир
~ Не обращать внимания на внутренние процессы
~ Быть физически и умственно расслабленным
~ Не иметь непроизвольных физических реакций
~ Быть открытым к тому, что может произойти
~ Стремиться быть причиной
Упражнение
* Удобно сядьте на стуле с закрытыми глазами. Очистите ваш ум,
стремитесь только к тому, чтобы присутствовать, обратите внимание наружу. Не
думайте "Быть здесь" или что-то вроде этого, просто расслабьтесь и ничего не
делайте. Вы можете замечать пространство вокруг вас и звуки в комнате. Если
через ваш ум проходят мысли, просто давайте им затихнуть и возвращайтесь к
простому присутствию. Не напрягайтесь и не заставляйте себя не думать,
просто расслабьтесь в спокойном пространстве просто присутствия. Аналогично
и с любыми физическими реакциями, которые могут происходить. Если вы
дернулись или зевнули, просто заметьте это и верните свое внимание к тому,
чтобы просто присутствовать. Вам нужно научиться делать это несколько часов,
расслабленно сидя, ничего не делая, но будучи внимательным. Когда вы
достигнете этого, время как будто исчезнет и вы сможете расслабленно сидеть
любое количество времени с уравновешенным вниманием.
Упражнение на терпимость
В принципе фасилитатор должен уметь терпеть почти все, что угодно. Вы
на самом деле не можете предсказать все, с чем к вам придут клиенты, поэтому
вам лучше быть готовым к самым разнообразным ситуациям. И вам лучше
сохранять ваше равновесие, несмотря ни на что.
В основном клиенты будут просто сидеть перед вами и говорить. Но в
рамках этого может быть много возможностей, которые вам нужно научиться
терпеть. Вам нужно уметь не реагировать на обсуждаемую тему, на мнения
клиента по этой теме, на то, как он это говорит, и как он выглядит, когда
это говорит.
Во время процессинга мы часто будем говорить о том, что обычно держится
в тайне. Может быть, ваш клиент убил кого-то и ему нужно пройтись по деталям
этого происшествия. Может быть, у него есть очень странные сексуальные
фантазии, о которых вы и не догадывались. И кстати, у него могут быть
сексуальные фантазии про вас. Несмотря на все это, вам нужно уметь
оставаться невозмутимым. Просто быть здесь, уравновешенно, интересуясь
другим человеком, зная, что делать и говорить.
Фасилитатор по определению должен быть готов терпеть все, с чем он
работает. Таков закон. Фасилитатор должен согласиться делать это, и должен
стремиться к большей терпимости.
Но есть еще вопрос того, на что фасилитатор реагирует непроизвольно. У
него могут быть наилучшие намерения оставаться невозмутимым, но когда клиент
рассказывает о каком-то своем сексуальном переживании, фасилитатор краснеет.
Или клиент просто очень смешно выглядит и фасилитатор не может удержаться от
смеха.
Можно провести фасилитатору немного преобразующего процессинга по
каждой вещи, на которую он реагирует, найти причины этого и изменить это. Но
на самом деле самый простой способ--снова и снова подвергать фасилитатора
тому, что включает реакцию, до тех пор, пока он не сможет терпеть это,
оставаясь уравновешенным.
Другой студент или тренер может наугад пробовать разнообразные вещи,
чтобы вызвать реакцию у обучающегося фасилитатора. Например, рассказывать
что-то смешное, выглядеть очень глупо, поднимать нескромные темы, и так
далее. Студент может дернуться, отшатнуться, отвести взгляд, улыбнуться, или
сделать что-то еще. Тренер должен привлечь внимание студента к тому, какой
была реакция, а затем повторить то же, что включило реакцию. Говорить то же
слово, так же выглядеть. Ему нужно повторять то же самое, пока студент не
перестанет на это реагировать. Другими словами, тренер находит кнопку и
продолжает ее нажимать, пока она не перестанет работать. Тогда он ищет
следующую кнопку.
Такое упражнение--один из самых ценных способов увеличить
непринужденность и мастерство фасилитатора. Эти упражнения могут проводиться
долгое время, или регулярно, по мере желания и необходимости. Результатом
должно быть то, что вы сможете оставаться расслабленным и внимательным, с
ясным умом, осознавая все окружающее пространство, реагируя только по своему
желанию, полностью в настоящем--в любых обстоятельствах. Это, конечно,
полезно не только в сеансе, но и в жизни.
Упражнения
* Студент и тренер сидят на стульях друг напротив друга. Первое
упражнение состоит в том, что студент просто с удобством сидит и смотрит на
тренера, ничего не делая. Тренер тоже пока что ничего не делает. Студент
просто спокойно сидит и смотрит прямо на тренера, может быть, ему в глаза.
Скорее всего студент будет как-то на это реагировать. У него могут слезиться
глаза, может дергаться лицо, в поле зрения могут появляться пятна, его может
клонить ко сну, и так далее. Упражнение нужно продолжать до тех пор, пока
эти вещи не прекратятся и студент сможет с удобством сидеть и смотреть на
другого человека, ничего не делая. Если это полезно, тренер может
останавливать студента при каждой заметной реакции и обращать его внимание
на то, какой была реакция. Например: "У тебя бровь дернулась".
* Теперь студенту тоже нужно расслабленно сидеть и смотреть на тренера.
Но теперь тренер делает что-то. В основном он говорит что-то студенту, но он
может к тому же передвигаться, прикасаться к студенту, делать жесты, и так
далее. Тренер должен оставаться в поле зрения студента, а в остальном
двигаться как хочет. Он целенаправленно стремится к тому, чтобы найти то, на
что студент реагирует, и затем проработать эту конкретную реакцию. Тренер
повторяет то, что включило реакцию, до тех пор, пока студент не перестанет
на это реагировать. Тренер привлекает внимание студента к каждой реакции,
пока она не проходит. Тренер начинает это упражнение постепенно, с самого
легкого, чтобы студент всегда мог осилить его. Но постепенно тренер делает и
говорит все более и более причудливые вещи, до тех пор, пока студент не
сможет справляться со всем этим, не реагируя.
Передача сообщения
Все сообщения предназначены для того, чтобы куда-то дойти.
Предполагается, что кто-то получит сообщение. Если оно никуда не доходит, то
это на самом деле не сообщение.
Обычно назначение сообщения состоит в том, чтобы тот, кто его получит,
понял его. Сообщения предназначены для того, чтобы передавать какой-то
смысл.
В сеансе процессинга мы общаемся с несколько другой целью. Фасилитатор
общается не для того, чтобы передавать свои идеи клиенту. Он полностью
беспристрастен и у него нет никакой своей программы для клиента. Он общается
так, чтобы активизировать процесс изменения у клиента. Он действует так,
| |