На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"
ним.
Может быть полезно проработать смерти и несчастные случаи всех
ближайших членов семьи, если человек беспокоится об этом. Не вкладывайте
происшествия в будущее, если их там нет, но если есть малейшее беспокойство,
то наверное есть что-то для проработки. Прорабатывайте каждое происшествие,
пока человек не поймет, какой урок он может из него извлечь и пока оно не
превратится во что-то получше.
Нет смысла слишком серьезно относиться к будущим происшествиям.
Небольшое беспокойство о возможном будущем происшествии совсем не значит,
что оно произойдет. Есть много других движущих сил, и если у вас
положительные намерения в жизни, они скорее всего победят. Будущее
происшествие--это всего лишь возможное событие. Оно соревнуется со многими
другими возможными событиями, чтобы стать вашей реальностью. Но вы вполне
можете изменить свои шансы в направлении того будущего, которое вы
предпочитаете прожить.
Если ваше будущее открыто и подвижно, без фиксированных отрицательных
событий, и у вас есть достаточно положительных намерений и гибкости, чтобы
справляться со всем, что всплывает, то ваше будущее наверняка будет светлым.
Упражнение
* Поупражняйтесь в повторном переживании будущих событий.
Раздел 8: Гештальт процессинг
Есть класс техник, в которых с частями личности обращаются так, как
будто каждая часть является самостоятельным целым. Можно делать вид, что эти
части--отдельные сознания, и так с ними и работать. Можно говорить с ними,
просить их переместиться, давать им задания, и тому подобное.
По словарю Вебстера ГЕШТАЛЬТ--это "любая из целостных структур, из
которых состоит все существование, обладающая конкретными свойствами,
которые нельзя извлечь из элементов этого целого, или считать просто суммой
этих элементов."
Другими словами, гештальт--это что-то со своим собственным
существованием или жизнью, большее чем просто сумма того, из чего оно
состоит. Человек--это гештальт, тело--это гештальт, "Япония"--это гештальт,
"Дженерал Моторс" - это гештальт, "Вторая мировая война"--это гештальт,
"Работа"--это гештальт.
Для целей процессинга мы в основном сосредоточиваемся на тех
гештальтах, которые являются составными частями клиента как личности. То
есть роли, черты личности, умственные схемы, и так далее. Но ничто не мешает
вам применять те же принципы к гештальтам, которые считаются внешними,
например к группам людей.
Для наших целей неважно, верите ли вы и клиент в то, что гештальты
объективно реальны. Прекрасно, если клиент считает это просто метафорой, или
упражнениями по воображению. Иногда работать даже проще, если клиент не
особенно серьезно к этому относится.
Вот основные техники, которые попадают в категорию гештальт
процессинга:
- Объединение противоположностей
- Возвращение утраченных частей
- Прояснение сущностей
В объединении противоположностей мы предполагаем, что клиент расколот
на две половины, в каждой из которых есть только часть его качеств и
сознания. Эти половинки чаще всего или ссорятся, или имеют проблемы, потому
что каждой из них не хватает качеств противоположной половины. Для целей
этой техники мы делаем вид, что клиент может наблюдать и руководить этими
частями на расстоянии. Мы выясняем, что это за части, что они делают, какие
у них качества, и так далее. А затем мы работаем над тем, чтобы улучшить
общение между ними. То есть им нужно принимать как есть и ценить друг друга,
у них должен быть какой-то взаимообмен, и они должны понимать свои
взаимоотношения. Обычно объединение противоположностей приводит к тому, что
две половинки снова сливаются в одно целое. Или по крайней мере мы поощряем
их лучше работать вместе, делиться информацией, и сотрудничать в будущем.
В возвращении утраченных частей мы исходим из того, что есть часть
клиента, которую он где-то потерял или забыл. Может быть, во время крупных
событий в своей жизни он отделил от себя свою часть и оставил ее
существовать отдельно, и возможно она все еще там, в том моменте времени.
Это может быть заметно по тому, что ему не хватает своей важной части здесь
и сейчас. Мы стараемся найти недостающую часть, пригласить ее вернуться и
воссоединиться с клиентом. Клиент может поговорить с ней, и им бывает нужно
примириться по некоторым разногласиям, прежде чем они смогут воссоединиться.
В прояснении сущностей можно обращаться с очагами сознания как с
целостными отдельными существами. Их можно сначала заметить как чуждые
энергии или мысли в теле или пространстве человека. Обычно стоит обращаться
с ними как с частями личности, но иногда лучше обращаться с ними как с
отдельными личностями. Обычно мы выясняем, чем они занимаются, как они сюда
попали, кто они на самом деле, и тому подобное. Мы помогаем им разобраться,
почему они застряли там, где им не место, и они обычно уходят.
Все эти техники имеют то преимущество, что вы можете заниматься чертами
личности на расстоянии. Когда клиент не отождествляет себя с тем, что мы
проясняем, то у него меньше защит против изменения этого. Гораздо легче
изменить "злую часть", которую он видит перед собой, чем убедить ЕГО быть
более гибким насчет злости. Общее правило состоит в том, что человек может
исследовать только ту часть себя, которую он может выделить и рассмотреть
как отдельную.
В одной из основных предпосылок преобразующего процессинга говорится,
что личность на самом деле не является своим поведением или своими личными
особенностями. Поэтому какой бы частью личности мы ни занимались, мы всегда
можем рассматривать ее как отдельную от самой личности. Нет никаких личных
качеств, точек зрения или ролей, которые бы действительно были самой
личностью. Все это просто вещи, которые личность может себе присваивать. Ей
могут более или менее нравиться определенные черты, но нет ничего, чем
личность просто постоянно ЯВЛЯЛАСЬ бы.
Возможная ловушка в процессинге такого типа--именно то, что в нем
вводится разделение. Личности обычно лучше быть целостной, а не расколотой
на части. Мы говорим о "частях" в техниках, чтобы помочь изменению, но мы
всегда должны помнить снова сложить части вместе, когда техника закончена.
Это обычно встроено в техники, но все же это нужно осознавать.
Клиент может прийти на сеанс, чувствуя себя просто самим собой. Мы
обращаем его внимание на ту идею, что у него есть несколько частей, он
соглашается с этим, и затем мы улучшаем их взаимоотношения. Затем, когда мы
закончили, мы снова обращаемся с ним как с одним целостным существом. Важно,
чтобы клиент стал целостнее, чем он был вначале, а ни в коем случае не менее
целостным.
Изменения, которые дают гештальт-техники--одни из самых быстрых и
глубоких. Нередко в одном сеансе создаются крупные, устойчивые изменения в
жизни. Это часто немного загадочно для клиента и он, возможно, не заметит
этого сразу, потому что мы проводим изменение вне клиента, а затем просто
даем клиенту присвоить себе изменение. Он просто ощущает себя по-другому,
без особых разумных объяснений этому. Это часто наилучшее изменение.
Основные гештальт-техники, например объединение противоположностей и
возвращение утраченных частей, немного ограничены в повторном применении.
Они не предназначены для того, чтобы делать их в каждом сеансе. Если
оказывается, что вы снова и снова их проводите, то вы скорее всего не
делаете их правильно. Возможно, для начала вы можете провести от двух до
пяти разных сеансов с гештальт-техниками, а потом клиенту может требоваться
еще одна каждые несколько месяцев. Проведение намного большего количества
таких сеансов ненужно и неэффективно. С помощью этих процессов вы создаете
всеобъемлющие, глубокие изменения. Когда вы изменили что-то, вы его
изменили.
Для иллюстрации можно сказать, что личность разделяет свое сознание на
много отдельных единиц. Она разбивается на кусочки, которые не общаются и не
согласуются друг с другом.
Чего мы стараемся достичь с помощью процессинга--так это чтобы эти
единицы осознания установили связь друг с другом и лучше согласовались. Мы
стремимся к объединению, к тому, чтобы сделать личность целостнее.
Когда личность объединяет свое сознание, она становится более
присутствующей, более осознающей, живее, уравновешеннее, и способнее.
Объединение противоположностей
Объединение противоположностей, или уравновешивание противоположных
частей--это очень эффективный способ создавать изменения в жизни человека.
Оно дает очень впечатляющие результаты у новых клиентов и справляется с
ситуациями, которые иначе были бы очень сложными. Его можно использовать с
любым клиентом на любом этапе процессинга.
Объединение противоположностей основано на том принципе, что если
кто-то фиксируется на единственном образе жизни, он вместе с тем создает
противоположный образ своей жизни. Нежелательный образ жизни или действий
часто является обратной стороной желательного образа. Если человек не
принимает ответственности за обе стороны, он создает между ними постоянную
борьбу. Решение состоит в том, чтобы заняться обоими частями и объединить
их, если нужно.
В данной технике есть определенная последовательность, но это ни в коем
случае не механическая пошаговая процедура. Важно понять теорию, и тогда
шаги будут следовать естественно один за другим.
Можно сказать, что объединение противоположностей работает с ролями. Но
есть несколько тонкостей, по которым оно является отдельным и более прямым
подходом.
Основная идея здесь в том, что если у клиента есть нежелательное
поведение или качество, то у него есть часть, делающая это, и часть, не
делающая этого. Нежелательное качество устойчиво, потому что оно не
согласовано с противоположной частью.
Если клиент признает, что у него есть нежелательное поведение, то он
уже в чем-то разделил эти две свои части. Та часть, которая считает данное
поведение нежелательным--это совсем не та часть, которая занимается этим
поведением. Если бы части совпадали, то клиенту было бы нетрудно изменить
поведение.
Итак, мы начинаем с нежелательного поведения. Здесь не имеется в виду
ощущение. Нежелательное ощущение лучше прояснять с помощью повторного
переживания. Нежелательное поведение--это то, что клиент делает, или его
взгляд на вещи. То, чем клиент является или что он делает, а не то, что он
думает или переживает, например, боль.
Клиент, к примеру, замечает, что у него проблема с тем, что он злится.
С помощью диалога мы определяем, что это скорее образ жизни, а не
нежелательное ощущение, которое он получает как реакцию. Или, говоря
по-другому, оно скорее ближе к причине, чем к следствию.
Сначала мы просим клиента различить, что у него действительно есть
такая часть:
"Может быть, у тебя есть часть, которая (злится)?"
Это поощряет клиента как бы выделить эту часть и понять, что это не
весь он. В этот момент он отделяет себя от этой части. Обычно для клиента
это большое озарение.
Нам не нужно причудливое название для этой части. Мы не стремимся
тщательно определить точные отличительные черты этой части. Это было бы
совершенно другое действие. В данной ситуации создание абстракций и названий
может увести в сторону от исходной простоты. Это дало бы клиенту способ уйти
от встречи с тем, что происходит на самом деле.
Лучше, если часть вообще не получает названия, кроме очевидной
формулировки того, что она делает. Попытка дать части более детальное
название скорее всего вызвала бы дополнительные сложности, особенно в том
случае, если название было бы неверным.
Когда клиент "злится", в его внутреннем мире могут происходить
всевозможные вещи. Он может играть десяток ролей в связи с этим:
"обеспокоенный гражданин", "радикальный террорист", "отвергнутый
влюбленный", и так далее. И у него могут быть с силой впечатанные в уме
цели: "создавать злость", "уничтожать злость", и тому подобное. И у него
может быть сколько угодно травматических происшествий, содержащих злость.
Сущности могут быть злыми. И у него могут быть всевозможные другие вещи,
связанные со злостью. Здесь мы их не ищем. Мы поощряем клиента посмотреть в
лицо простому факту и взять за него ответственность, тому факту, что он
иногда злится, и та его часть, которая делает это, есть здесь прямо сейчас.
Мы беремся за проблему здесь и сейчас, и не даем клиенту никакой
возможности ускользнуть, помещая этот факт в прошлое или приписывая его
кому-то другому. Поступая так, мы вынуждаем клиента заняться этим прямо
сейчас. С другой стороны, мы избегаем утверждений, приравнивающих клиента к
этим явлениям, утверждений, которые приписывают клиенту слишком конкретные
склонности и ярлыки.
Мы приписываем данное поведение "части" клиента, а не "ему самому"
именно для того, чтобы определить это различие, дающее возможность прояснить
это поведение. Таким образом мы открываем путь к некоторым действиям, на
которые иначе новый клиент мог бы не пойти.
Если бы мы не делали различия, что именно "часть" занимается этим,
клиент мог бы настаивать на том, что у него есть "полное право злиться", что
"просто так получается", или "она меня разозлила", и проблему было бы
непросто решить. Конечно, такие утверждения клиента могут указывать на
фиксированные идеи, но их может быть нелегко расфиксировать у совершенно
новых клиентов. Выделив эту часть, клиент скорее всего начнет говорить о
том, что он действительно воспринимает, вместо того, чтобы защищать себя или
рассуждать, из-за чего у него неприятности.
Так что просто поощрив клиента признать, что его часть делает что-то
нежелательное, мы достигаем нескольких вещей:
~ Клиент выделил эту область своей личной реальности
~ Он отделил ее от себя
~ Теперь он может изучить ее
~ Он по умолчанию признал свою ответственность за эту область
~ Он открыл путь к тому, чтобы прояснить ее
~ Он исключил много возможных сложностей насчет этой области
Теперь следующий шаг--получить ту часть, которая не ладит с первой,
нежелательной частью:
"Может быть, у тебя есть часть, противоположная (злой части)?"
Клиент обычно тоже охотно дает ответ на этот вопрос. Эту часть не нужно
особо искать. Мы получаем простое название для этой части, например: "Моя
спокойная часть". Не вдавайтесь в поиски точных формулировок. Нам нужно не
точное название, а просто общая область.
Теперь клиент выделил другую сторону медали. Он в чем-то признал, что
это тоже его особая часть, он взял за нее ответственность, и он отделил ее
от себя, наблюдающего все это, "себя", с которым мы сейчас разговариваем.
Для выделения этой второй части может потребоваться чуть больше работы,
чем для первой части. Клиент может сначала настаивать, что это просто "я".
Никаких проблем, нам просто нужно выделить, какая это часть "я". Небольшой
диалог должен дать чуть лучшее определение, например: "моя спокойная часть"
или "моя логичная часть". Естественно, клиент чувствует, что эта вторая
часть ближе к его "истинному я", и это прекрасно. Эта вторая часть--та,
которая чувствует нежелательность первой части. Но любая из них может быть
преобладающей. Еще обе они могут быть более или менее нежелательными.
В основе наших действий лежит тот принцип, что что-то целое расколото
на две противоположные части. Этот раскол создает постоянную борьбу,
"перетягивание каната" между двумя частями. Наша задача в том, чтобы
воссоединить эти две части друг с другом. Наш план--сначала признать, что
они здесь есть, а потом определить, что именно разделяет их.
Ни часть А, ни часть Б не являются целостными или совершенными. Вначале
клиент может чувствовать, что часть А абсолютно нежелательна и что он хочет
от нее избавиться, а часть Б--его настоящее "Я". Ну что ж, это одна из
причин, по которым у него проблема. Эти части разделены недостатком принятия
друг друга, взаимодействия и понимания. Такая ситуация сохраняется до тех
пор, пока клиент не сможет принять обе части такими как есть, и когда обе
| |