Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"

ним.
     Может  быть  полезно  проработать   смерти  и  несчастные  случаи  всех
ближайших  членов  семьи,  если человек беспокоится об этом. Не  вкладывайте
происшествия в будущее, если их там нет, но если есть малейшее беспокойство,
то наверное есть что-то для проработки. Прорабатывайте  каждое происшествие,
пока  человек  не поймет, какой урок он может из него  извлечь и пока оно не
превратится во что-то получше.
     Нет  смысла  слишком  серьезно  относиться   к  будущим  происшествиям.
Небольшое беспокойство о  возможном  будущем происшествии совсем не  значит,
что  оно  произойдет.  Есть  много  других   движущих  сил,  и  если  у  вас
положительные  намерения  в  жизни,   они  скорее   всего  победят.  Будущее
происшествие--это всего лишь возможное событие.  Оно соревнуется со  многими
другими возможными событиями, чтобы стать  вашей  реальностью. Но  вы вполне
можете   изменить  свои  шансы  в  направлении  того  будущего,  которое  вы
предпочитаете прожить.
     Если  ваше будущее открыто и подвижно,  без фиксированных отрицательных
событий, и у вас есть  достаточно  положительных намерений и гибкости, чтобы
справляться со всем, что всплывает, то ваше будущее наверняка будет светлым.
     Упражнение
     * Поупражняйтесь в повторном переживании будущих событий.
 
Раздел 8: Гештальт процессинг
 
     Есть класс техник,  в которых с частями  личности  обращаются  так, как
будто каждая часть является самостоятельным целым. Можно делать вид, что эти
части--отдельные сознания, и так с ними  и работать. Можно говорить  с ними,
просить их переместиться, давать им задания, и тому подобное.
     По  словарю Вебстера  ГЕШТАЛЬТ--это  "любая из целостных  структур,  из
которых  состоит  все  существование,  обладающая   конкретными  свойствами,
которые нельзя  извлечь из элементов этого целого, или считать просто суммой
этих элементов."
     Другими   словами,   гештальт--это    что-то   со   своим   собственным
существованием или  жизнью,  большее чем  просто  сумма того,  из  чего  оно
состоит. Человек--это гештальт, тело--это гештальт,  "Япония"--это гештальт,
"Дженерал Моторс" -  это  гештальт, "Вторая  мировая  война"--это  гештальт,
"Работа"--это гештальт.
     Для   целей  процессинга  мы  в  основном   сосредоточиваемся   на  тех
гештальтах,  которые  являются составными частями  клиента  как личности. То
есть роли, черты личности, умственные схемы, и так далее. Но ничто не мешает
вам  применять  те  же  принципы к гештальтам,  которые считаются  внешними,
например к группам людей.
     Для  наших целей  неважно,  верите ли вы  и клиент в то,  что гештальты
объективно реальны. Прекрасно, если клиент считает это просто метафорой, или
упражнениями  по воображению. Иногда  работать  даже  проще,  если клиент не
особенно серьезно к этому относится.
     Вот   основные   техники,  которые   попадают   в   категорию  гештальт
процессинга:
     - Объединение противоположностей
     - Возвращение утраченных частей
     - Прояснение сущностей
     В  объединении противоположностей  мы предполагаем, что клиент расколот
на две  половины,  в  каждой  из которых  есть только  часть его  качеств  и
сознания. Эти половинки  чаще всего или ссорятся, или имеют проблемы, потому
что каждой  из них не хватает  качеств  противоположной  половины. Для целей
этой  техники мы делаем вид,  что клиент может наблюдать  и руководить этими
частями на расстоянии. Мы выясняем, что это за  части, что они делают, какие
у  них качества,  и так  далее. А затем мы работаем над тем,  чтобы улучшить
общение между ними. То есть им нужно принимать как есть и ценить друг друга,
у  них  должен  быть  какой-то  взаимообмен,  и  они  должны  понимать  свои
взаимоотношения. Обычно объединение противоположностей приводит к тому,  что
две половинки снова сливаются в одно целое. Или по крайней мере  мы поощряем
их лучше работать вместе, делиться информацией, и сотрудничать в будущем.
     В возвращении утраченных  частей  мы  исходим из того,  что  есть часть
клиента, которую  он  где-то потерял или забыл. Может быть, во время крупных
событий  в  своей  жизни  он  отделил  от  себя  свою  часть  и  оставил  ее
существовать  отдельно, и возможно она все  еще там, в том моменте  времени.
Это может быть заметно по тому, что ему  не хватает своей важной части здесь
и  сейчас.  Мы  стараемся найти недостающую часть, пригласить ее вернуться и
воссоединиться с клиентом. Клиент может поговорить с ней, и им  бывает нужно
примириться по некоторым разногласиям, прежде чем они смогут воссоединиться.
     В  прояснении  сущностей можно  обращаться с  очагами  сознания  как  с
целостными  отдельными  существами.  Их  можно  сначала заметить как  чуждые
энергии или мысли в теле  или пространстве человека. Обычно стоит обращаться
с  ними  как  с частями  личности,  но иногда лучше обращаться с ними как  с
отдельными личностями. Обычно мы выясняем, чем они  занимаются, как они сюда
попали, кто они на самом деле, и тому подобное. Мы  помогаем им разобраться,
почему они застряли там, где им не место, и они обычно уходят.
     Все эти техники имеют то преимущество, что вы можете заниматься чертами
личности на расстоянии. Когда клиент  не отождествляет  себя  с тем, что  мы
проясняем, то у него  меньше  защит  против  изменения  этого. Гораздо легче
изменить  "злую часть",  которую  он видит перед собой, чем убедить ЕГО быть
более гибким насчет злости. Общее правило  состоит в  том, что человек может
исследовать только  ту  часть себя,  которую он может выделить и рассмотреть
как отдельную.
     В  одной из основных предпосылок  преобразующего процессинга говорится,
что личность на  самом деле не является своим  поведением или своими личными
особенностями. Поэтому какой бы частью личности мы  ни занимались, мы всегда
можем рассматривать ее как отдельную  от самой личности.  Нет никаких личных
качеств,  точек  зрения  или  ролей,  которые бы  действительно  были  самой
личностью. Все это просто вещи,  которые личность может себе присваивать. Ей
могут  более или менее нравиться  определенные черты,  но  нет  ничего,  чем
личность просто постоянно ЯВЛЯЛАСЬ бы.
     Возможная  ловушка  в  процессинге  такого типа--именно  то,  что в нем
вводится разделение. Личности обычно  лучше быть целостной,  а не расколотой
на части. Мы  говорим о "частях" в  техниках, чтобы помочь  изменению, но мы
всегда должны помнить снова сложить части  вместе,  когда техника закончена.
Это обычно встроено в техники, но все же это нужно осознавать.
     Клиент  может прийти  на сеанс,  чувствуя себя просто  самим  собой. Мы
обращаем  его внимание на  ту  идею,  что у него есть несколько  частей,  он
соглашается с этим, и затем мы улучшаем их взаимоотношения.  Затем, когда мы
закончили, мы снова обращаемся с ним как с одним целостным существом. Важно,
чтобы клиент стал целостнее, чем он был вначале, а ни в коем случае не менее
целостным.
     Изменения,  которые  дают  гештальт-техники--одни  из  самых быстрых  и
глубоких.  Нередко в одном сеансе создаются  крупные, устойчивые изменения в
жизни. Это часто немного загадочно  для  клиента и он, возможно, не  заметит
этого сразу,  потому что мы проводим изменение  вне клиента, а  затем просто
даем  клиенту присвоить  себе изменение. Он просто ощущает  себя по-другому,
без особых разумных объяснений этому. Это часто наилучшее изменение.
     Основные гештальт-техники,  например  объединение  противоположностей и
возвращение утраченных  частей, немного ограничены  в повторном  применении.
Они  не  предназначены  для  того,  чтобы  делать  их  в каждом сеансе. Если
оказывается,  что вы  снова и  снова  их  проводите,  то  вы скорее всего не
делаете их правильно.  Возможно,  для начала вы  можете  провести от двух до
пяти  разных сеансов с гештальт-техниками, а потом клиенту может требоваться
еще одна каждые несколько  месяцев. Проведение намного  большего  количества
таких сеансов ненужно и  неэффективно.  С помощью этих процессов вы создаете
всеобъемлющие,   глубокие  изменения.  Когда  вы  изменили  что-то,  вы  его
изменили.
     Для иллюстрации можно сказать, что личность разделяет  свое сознание на
много отдельных единиц. Она разбивается на кусочки, которые не общаются и не
согласуются друг с другом.
 
     Чего  мы стараемся достичь  с  помощью  процессинга--так это чтобы  эти
единицы осознания установили связь друг с  другом и лучше  согласовались. Мы
стремимся к объединению, к тому, чтобы сделать личность целостнее.
 
     Когда  личность  объединяет   свое   сознание,  она  становится   более
присутствующей, более осознающей, живее, уравновешеннее, и способнее.
     Объединение противоположностей
     Объединение  противоположностей,  или  уравновешивание  противоположных
частей--это очень эффективный способ создавать изменения в  жизни  человека.
Оно  дает очень впечатляющие  результаты  у новых  клиентов и справляется  с
ситуациями, которые  иначе были  бы очень сложными. Его можно использовать с
любым клиентом на любом этапе процессинга.
     Объединение  противоположностей  основано  на  том  принципе, что  если
кто-то  фиксируется на единственном  образе жизни, он вместе  с  тем создает
противоположный образ  своей жизни. Нежелательный  образ жизни  или действий
часто  является  обратной  стороной  желательного  образа.  Если  человек не
принимает ответственности за обе стороны, он создает  между  ними постоянную
борьбу.  Решение состоит в том,  чтобы  заняться обоими частями и объединить
их, если нужно.
     В данной технике есть определенная последовательность, но это ни в коем
случае не механическая пошаговая  процедура.  Важно  понять теорию, и  тогда
шаги будут следовать естественно один за другим.
     Можно сказать, что объединение противоположностей работает с ролями. Но
есть несколько  тонкостей, по которым оно является отдельным и  более прямым
подходом.
     Основная  идея  здесь  в том, что  если  у  клиента есть  нежелательное
поведение или качество,  то у  него есть часть,  делающая  это, и часть,  не
делающая   этого.  Нежелательное  качество  устойчиво,  потому  что  оно  не
согласовано с противоположной частью.
     Если клиент признает, что у него  есть  нежелательное поведение, то  он
уже в чем-то  разделил эти две свои части. Та часть, которая  считает данное
поведение  нежелательным--это  совсем не  та часть, которая  занимается этим
поведением. Если бы части совпадали,  то клиенту  было бы нетрудно  изменить
поведение.
     Итак, мы начинаем с нежелательного  поведения. Здесь не имеется  в виду
ощущение.  Нежелательное  ощущение  лучше  прояснять  с  помощью  повторного
переживания. Нежелательное  поведение--это  то, что  клиент делает,  или его
взгляд на вещи.  То, чем клиент является или что  он делает, а не то, что он
думает или переживает, например, боль.
     Клиент, к примеру, замечает, что у него проблема  с тем, что он злится.
С  помощью  диалога  мы  определяем,  что  это  скорее  образ  жизни,  а  не
нежелательное  ощущение,  которое  он  получает  как  реакцию.  Или,  говоря
по-другому, оно скорее ближе к причине, чем к следствию.
     Сначала мы просим  клиента различить,  что  у  него  действительно есть
такая часть:
     "Может быть, у тебя есть часть, которая (злится)?"
     Это поощряет клиента как  бы выделить  эту  часть и понять, что  это не
весь  он. В этот момент он отделяет  себя от этой части.  Обычно для клиента
это большое озарение.
     Нам  не  нужно  причудливое название  для этой  части. Мы не  стремимся
тщательно определить  точные  отличительные черты  этой части.  Это было  бы
совершенно другое действие. В данной ситуации создание абстракций и названий
может увести в сторону от исходной простоты. Это дало бы клиенту способ уйти
от встречи с тем, что происходит на самом деле.
     Лучше,   если  часть  вообще  не  получает  названия,  кроме  очевидной
формулировки  того,  что она делает.  Попытка  дать  части  более  детальное
название скорее всего вызвала  бы  дополнительные сложности, особенно  в том
случае, если название было бы неверным.
     Когда  клиент  "злится",  в  его  внутреннем   мире  могут  происходить
всевозможные  вещи.  Он  может  играть   десяток  ролей  в  связи   с  этим:
"обеспокоенный    гражданин",    "радикальный    террорист",    "отвергнутый
влюбленный", и  так  далее. И  у него могут быть  с  силой впечатанные в уме
цели: "создавать злость",  "уничтожать злость", и тому  подобное.  И  у него
может быть сколько угодно  травматических происшествий,  содержащих  злость.
Сущности могут  быть злыми. И  у него могут быть всевозможные  другие  вещи,
связанные со злостью. Здесь мы их не ищем. Мы поощряем клиента посмотреть  в
лицо  простому факту и  взять за него  ответственность, тому  факту, что  он
иногда злится, и та его часть, которая делает это, есть здесь прямо сейчас.
     Мы  беремся  за проблему  здесь  и  сейчас,  и не  даем клиенту никакой
возможности  ускользнуть,  помещая  этот  факт  в прошлое или приписывая его
кому-то  другому.  Поступая  так, мы  вынуждаем  клиента заняться этим прямо
сейчас. С  другой стороны, мы избегаем утверждений, приравнивающих клиента к
этим явлениям, утверждений, которые приписывают клиенту  слишком  конкретные
склонности и ярлыки.
     Мы приписываем  данное  поведение  "части" клиента,  а  не "ему самому"
именно для того, чтобы определить это различие, дающее возможность прояснить
это поведение. Таким образом мы открываем  путь  к  некоторым  действиям, на
которые иначе новый клиент мог бы не пойти.
     Если  бы  мы не делали  различия, что  именно  "часть" занимается этим,
клиент мог бы настаивать на том, что у него есть "полное право злиться", что
"просто  так получается",  или  "она  меня  разозлила",  и  проблему было бы
непросто  решить.  Конечно,  такие утверждения клиента  могут  указывать  на
фиксированные  идеи, но  их может быть  нелегко  расфиксировать у совершенно
новых клиентов.  Выделив  эту часть, клиент  скорее всего  начнет говорить о
том, что он действительно воспринимает, вместо того, чтобы защищать себя или
рассуждать, из-за чего у него неприятности.
     Так что  просто поощрив клиента признать,  что  его часть делает что-то
нежелательное, мы достигаем нескольких вещей:
     ~ Клиент выделил эту область своей личной реальности
     ~ Он отделил ее от себя
     ~ Теперь он может изучить ее
     ~ Он по умолчанию признал свою ответственность за эту область
     ~ Он открыл путь к тому, чтобы прояснить ее
     ~ Он исключил много возможных сложностей насчет этой области
     Теперь следующий  шаг--получить ту часть,  которая не  ладит  с первой,
нежелательной частью:
     "Может быть, у тебя есть часть, противоположная (злой части)?"
     Клиент обычно тоже охотно дает ответ на этот вопрос. Эту часть не нужно
особо искать.  Мы получаем  простое  название для этой части, например: "Моя
спокойная часть". Не вдавайтесь в поиски точных  формулировок. Нам нужно  не
точное название, а просто общая область.
     Теперь клиент выделил другую сторону медали.  Он  в чем-то признал, что
это тоже его особая часть, он  взял за нее ответственность, и он  отделил ее
от себя, наблюдающего все это, "себя", с которым мы сейчас разговариваем.
     Для выделения этой второй части может потребоваться чуть больше работы,
чем для  первой  части. Клиент может сначала настаивать, что это просто "я".
Никаких проблем, нам просто нужно  выделить, какая  это часть "я". Небольшой
диалог должен дать чуть лучшее определение, например: "моя спокойная  часть"
или "моя  логичная часть".  Естественно, клиент  чувствует,  что эта  вторая
часть  ближе  к его "истинному я", и  это прекрасно. Эта  вторая  часть--та,
которая чувствует  нежелательность первой  части. Но любая из них может быть
преобладающей. Еще обе они могут быть более или менее нежелательными.
     В основе наших действий лежит тот  принцип,  что что-то целое расколото
на  две  противоположные  части.  Этот  раскол  создает  постоянную  борьбу,
"перетягивание  каната"  между  двумя  частями.  Наша  задача в  том,  чтобы
воссоединить  эти две части  друг с другом. Наш план--сначала  признать, что
они здесь есть, а потом определить, что именно разделяет их.
 
     Ни часть А, ни часть Б не являются целостными или совершенными. Вначале
клиент может  чувствовать, что часть А абсолютно нежелательна и что он хочет
от  нее  избавиться,  а  часть Б--его настоящее "Я". Ну что  ж, это  одна из
причин, по которым у него проблема. Эти части разделены недостатком принятия
друг  друга, взаимодействия и понимания.  Такая  ситуация сохраняется до тех
пор, пока клиент не сможет принять обе части  такими как есть, и  когда  обе
части смогут принять друг друга. Несмотря на первоначальное мнение  клиента,
оказывается, что  у части А есть качества, которых нет у Б, и у части Б есть
качества, которых нет у А.
     Клиент может считать нежелательными обе части, и это тоже прекрасно. На
самом деле  с этим легче справиться,  чем  когда он считает одну  из  частей
"собой".  Мы  направляемся к  тому, чтобы поощрить клиента признать,  что  у
каждой части есть свои достоинства и недостатки, и что  плюсы  и минусы двух
частей дополняют друг друга.
     Выделив  две части, можно начать работать с  ними.  Хорошее начало  для
этого:
     "Чем занимается (Часть А)?"
     Обратите внимание, что  этот вопрос  задается в настоящем  времени. Нам
нужно  знать, чем часть является,  и что она  делает, а не то,
чем она была и что она делала.  Это опять-таки предназначено для того, чтобы
заниматься тем, что здесь есть сейчас, и избегать отходов в сторону.
     Мы не  стараемся  выявить  какие-то плохие  поступки  данной части.  Мы
стараемся получить представление о том, чем эта часть занимается, на чем она
сосредоточивается.  Таким  образом   мы   устанавливаем  для  клиента  новые
отличительные  особенности,  с  чем   эта  часть   связана  и  какие  у  нее
затруднения.
     Мы не собираемся спрашивать о какой-то конечной цели или предназначении
данной части. Это  увело бы  нас  в поиски названий. Эта часть  скорее всего
составная, у нее нет одной-единственной цели. Попытки найти такую цель могут
неправильно назвать и обобщить группу вещей, не дав особой пользы. Но клиент
должен  получить  хорошее  представление  об общем направлении  деятельности
данной части, и чего она старается достичь.
     Когда мы получили  все ответы для части А, можно переключиться на часть
Б и проделать то же самое.
     Еще  вы  можете получить описание деятельности части  А сразу  же,  как
только  она  распознана. Затем спросите о существовании части Б,  и  что она
делает.
     Вы к тому  же можете выяснить,  чего каждая часть решительно не делает,
что она сдерживает или старается не делать.
     В зависимости от того,  насколько гладко мы  продвигаемся вперед с этой
парой, можно в любой момент перескочить к завершающему шагу объединения, или
можно  предпринять еще много  действий.  Фасилитатор должен  определить, что
подходит для данного отдельного клиента и данного разделения на части.
     Обычно для клиента  не очевидно, что у  каждой части есть положительные
качества, и что у одной части  есть качества,  которых не хватает другой. Мы
направляемся именно к тому, чтобы клиент осознал это.
     "Какие хорошие качества есть у (части А)?"
     "Чего ей не хватает?"
     Нет особой пользы в  том, чтобы выслушивать, что не  в порядке с каждой
частью,  и отрицательно  оценивать это. Мы  ищем положительные качества, или
недостаток  положительных  качеств.  Клиент  ДОЛЖЕН  признать  положительные
качества у каждой части.
     Обычно одна часть приносит больше неприятностей, чем другая. Нам иногда
нужно  переосмыслить некоторые вещи, которые  делает часть, и вернуть  ее  к
более  глубоким целям, чтобы  клиент понял,  что  здесь  есть  положительное
намерение.
     По ходу дела клиент, естественно, располагает две части справа и слева.
Когда  позиции частей определены,  не  перепутывайте их. Лучше  всего,  если
позиции частей  выбирает сам  клиент, но  вы тоже  можете выбрать  позиции и
посмотреть, насколько это эффективно.
     Нам нужно привести две части в  контакт друг с другом, так  что сначала
нам нужно выяснить,  насколько они находятся в контакте друг с другом именно
сейчас:
     "Эти две части есть здесь одновременно, или по очереди друг с другом?"
     Сначала этот вопрос может озадачить клиента. Нам нужно знать, уходит ли
одна часть или засыпает, когда другая приходит или становится  активной. Или
они  постоянно  пререкаются  друг  с  другом.  Чаще всего  одна  в  основном
выключена, когда другая активна.
     Неважно, говорят  уже части или нет, нам нужно, чтобы они говорили. Нам
нужно,  чтобы  они  были  отчасти  одновременно  активны,  чтобы  они  могли
взаимодействовать и лучше объединиться друг с другом.
     "Если (часть А) могла бы говорить с (частью Б), что бы она сказала?"
     Сделайте  так, чтобы  одна часть  действительно  сказала что-то другой.
Проведите это с обоими частями, как и  все эти  вопросы. Поощряйте разговор,
добивайтесь, чтобы  части отвечали  на  сообщения,  и так  далее. Клиенту не
обязательно делать из этого целое представление, но если он хочет изображать
это  в лицах, прекрасно. В основном  клиент должен выслушивать то, что хотят
сказать обе части, а не пытаться логически построить их разговор.
     Еще  нам  нужно, чтобы части лучше  относились  друг  к  другу. Поэтому
постепенно начните поощрять их к этому:
     "(Часть А) принимает (Часть Б) такой, как есть?"
     "(Часть А) уважает (Часть Б)?"
     "(Часть А) хорошо относится к (Часть Б)?"
     "(Часть А) восхищается (Частью Б)?"
     "(Часть А) любит (Часть Б)?"
     Проделайте это в обоих направлениях. Не принимайте просто ответ да/нет.
Нам нужно, чтобы они начали лучше относиться друг  к другу,  мы продвигаемся
вперед настолько,  насколько  продвигаются  они. Поэтому проведите  диалог о
слабых местах в их отношениях.
     По  сути  дела  попросите  каждую  часть посмотреть  на  другую  часть,
признать, что ей нужно что-то  в другой части, и начать  больше ее  уважать.
Это  вступление к тому,  чтобы  поощрить  части  больше  взаимодействовать и
начать обмениваться своими тайнами.
     Каждая  часть  может   уважать  что-то  в  другой  хотя  бы   по  чисто
эгоистическим причинам. У другой части  есть что-то, в чем нуждается первая.
Но  нам  нужно  постепенно  двигаться  к  признанию  того,  что  вместе  они
составляют одно целое.
     Обратите внимание,  что на этом этапе нам  нужно  заниматься частями по
очереди. Они разные,  у  них разные  взгляды и  вкусы. Обращайтесь к  каждой
части  на  ее  языке. По возможности используйте  ту же  интонацию,  которую
использует часть. Используйте якоря, чтобы сигнализировать, о какой части мы
говорим,  например, слегка  поворачивайте голову  в разных направлениях  для
разных частей.
     Нас  не  особенно  волнует,  что  клиент об этом думает,  мы занимаемся
частями  и просто  используем  сознательный  ум  клиента как  посредника. Не
давайте клиенту углубляться в истории, объяснения, оправдания или оценки. Но
он может рассказывать, что он заметил в ситуации с нейтральной точки зрения.
Например,  он может рассмотреть  последствия  того, что  есть две ссорящиеся
противоположности:
     "Какая игра может начаться между (Частью А) и (Частью Б)?"
     Клиент  может  начать  понимать   нелепость  разделения  себя  на   две
несовершенных группы, которые находятся в конфликте друг с другом.
     Но вернемся к самим частям. Когда мы признали, что у обоих  частей есть
положительные  качества,  и  мы  начали  их движение в  направлении  большей
готовности иметь дело друг с другом, нам  теперь нужно  поощрить их  учиться
друг у друга.
     "Чему может (Часть А) научиться у (Части Б)?"
     У каждой части есть то, чего не хватает другой. Им обоим нужно признать
это, и им нужно стать готовыми обмениваться тем, что есть у каждой из них.
     Может понадобиться  выработать  соглашение, по  которому  части  смогут
обмениваться качествами. Вы можете разъяснить каждой  части, что ей не нужно
ни от  чего отказываться. Они просто могут научиться чему-то еще и научиться
лучше делать то,  что они  делают. Бывает нужно выяснить, чего хочет  каждая
часть, чтобы они  поняли,  что  некоторые качества другой  части  могут быть
полезными.
     Пусть клиент представит себе, как две части обмениваются энергиями.
     "Ты  можешь  представить  себе,  как  они  обмениваются  информацией  и
энергией?"
     Ему не обязательно подробно рассказывать об этом. Ему лучше увидеть это
или ощутить это.
     Если части еще  не начали быстро  сливаться, или что-то мешает, давайте
выясним, что это может быть:
     "Что их разделяет?"
     Это может привести к самым разным явлениям. Чаще всего оказывается, что
когда части приближаются  друг  к другу, появляется неприятное ощущение. Это
естественно ведет к обнаружению происшествий для повторного переживания.  Мы
преобразуем ощущение, а затем  возвращаемся к объединению противоположностей
и смотрим, как оно теперь идет. Еще  можно найти фиксированные идеи, которые
нужно расфиксировать. Или здесь может быть какая-то штуковина, требующая для
исправления процессинга воображения.
     Может быть,  нужно время, или для  клиента все это  происходит  слишком
быстро. Это прекрасно. Тогда нам просто нужно спланировать, как этот процесс
будет продолжаться. Может быть, двум частям нужно ощутить друг друга в жизни
следующую  пару недель и  попробовать взаимодействовать. Может быть,  полное
объединение--это слишком  большое  изменение,  ошеломляющее  клиента, и  ему
лучше сделать это постепенно.  В любом случае это не проблема. Наша задача в
том, чтобы задать направление к большему объединению.
     Если полное слияние частей кажется своевременным, продолжайте  поощрять
его. Если нет, сохраняйте объединение на уровне,  удобном для  клиента.  Ему
может  быть  лучше всего  сохранять отдельные  части,  которые  поддерживают
тесные связи друг с другом, но имеют свои особые преимущества.
     Есть способ ускорить слияние частей и сделать его более ограниченным во
времени.  Попросите  клиента  вытянуть  вперед свои руки  ладонями  вверх  и
вообразить  в  каждой руке одну из частей,  наблюдая,  как они  обмениваются
энергией.  Когда клиент подтверждает, что  делает  это, неожиданно попросите
его  свести руки вместе. Сделайте то же самое одновременно с ним. Это скорее
всего  даст толчок для полного объединения частей, если они уже почти готовы
к  этому.  Делайте это только  в  конце  процесса,  когда  ясно,  что полное
объединение неизбежно.
     Слияние обычно  происходит  довольно  спокойно. Редко  бывают  какие-то
большие озарения об этом. Просто умственная болтовня вдруг  стихает и клиент
переживает новое и необычное чувство смешивания. Он может быть озадаченным и
не знать, что еще сказать, и это прекрасно. Не анализируйте это.
     Как  только  вы  заметили, что части начали смешиваться,  измените свою
речь от  разделенной  между  частями  к смешиванию качеств частей. Понемногу
смешайте их качества. Описывайте качества одной части  в словах  и интонации
другой  части. И в  конце  концов,  когда они  сливаются,  совсем прекратите
разговор двух частей. Теперь обращайтесь к клиенту как к целостной личности:
"Теперь, когда у ТЕБЯ  есть все качества  ... , и ты  можешь  ... , как твоя
жизнь теперь изменится в будущем?"
     Когда  вы закончили объединение,  обратите внимание клиента на будущее.
Пусть  он  приведет  примеры  использования  своих  объединенных  качеств  в
будущем. Пусть он действительно воспримет их.
     Конечный результат--то, что части воссоединились  друг с другом. Клиент
понимает, что у каждой из  них есть свое место, в чем они  отличаются, в чем
они похожи, он принимает каждую часть такой как есть,  и он согласен иметь в
себе обе  части.  Наверное,  они стали  менее  разделенными,  и может  быть,
действительно слились в одно  целое. Возможно, клиент полностью удовлетворен
тем, что начал процесс объединения, и чувствует,  что остальное произойдет в
жизни. Это  прекрасно,  мы просто восстанавливаем  взаимопонимание и создаем
столько объединения, сколько желает клиент.
     Клиент должен научиться выбирать себе качества любой из частей, которые
он хочет использовать. Может быть, он захочет сохранить две отдельные части,
чтобы  использовать их  в  разных  ситуациях.  Или может  быть,  он  захочет
расформировать их и использовать их составные черты.
     Под заголовком  этого  "Объединения  противоположностей"  можно  делать
много разных вещей. Тем не менее это  на самом деле  очень простое действие.
Две части разделены и поэтому поддерживают  неразумное состояние. Мы  делаем
все необходимое, чтобы воссоединить части, и тогда состояние изменяется.
     Результаты  такого подхода очень  заметны для клиента, и  это  особенно
важно  для  новых  клиентов.  Он  не  размышляет,  "когда  же  начнется  сам
процессинг", или "что мне это  дает". Клиент в любом  случае сотрудничает  с
фасилитатором и сам себе демонстрирует результат. Все клиенты, с  которыми я
проводил  объединение противоположностей,  очень  быстро  схватывали  идею и
хорошо  осознавали результат,  который они получили  в конце  процесса.  Для
этого не требуется никакого специального  обучения  клиента, и  его  вопросы
после процесса в основном о том, "почему мне никто раньше не сказал, что это
так просто".
     Мы  проясняем  пару  противоположностей,  только  если  одна  из частей
нежелательна для клиента.  Нет  смысла, и на самом деле вредно, разбирать на
части  желательные  игры,  созданные клиентом.  Некоторые  противоположности
лучше оставить в покое,  если они действуют, создавая  какое-то  оживление и
радость в жизни человека.
     Примеры противоположностей
     Наверное,   именно   с  помощью  техники  под  названием   "Объединение
противоположностей"  я достиг самых замечательных  и  устойчивых изменений у
моих клиентов за последний  год. Но при обучении других людей этой технике я
понял, что может быть немного неясно, в каких конкретно  ситуациях ее  можно
применять. Поэтому  я хочу привести несколько примеров из сеансов, которые я
недавно провел.
     Прежде    всего,   объединение   противоположностей--это    объединение
диаметрально  противоположных частей  личности.  Это  часть группы техник, в
которых  предполагается, что  в состав  личности входят меньшие сознательные
единицы.  Эти единицы можно считать ролями,  сущностями,  схемами,  частями,
точками зрения, или просто единицами осознания. Иногда одно из этих названий
оказывается более подходящим,  чем  другие,  иногда вы просто можете выбрать
любой подход.
     Объединение  противоположностей нужно, когда у какого-то  определенного
типа поведения человека есть целый набор личностных качеств, и  он исключает
другой  тип  поведения и  личностных  качеств,  или соревнуется с  ним.  Это
поведение  повторяется  снова  и   снова,  регулярно,   или  в  определенных
ситуациях.  В него должны входить ощущения или  действия, это не должны быть
просто мысль или идея. Это поведение  должно быть в чем-то причиняющим, тем,
что человек делает, а не  просто ситуацией следствия  внешней причины
или нежелательного ощущения.
     Сначала   часто   есть   часть,   которую   клиент   воспринимает   как
нежелательную,  неполноценную, или раздражающую. Это не всегда так, но часто
человек  считает, что его часть должна уйти. Ему она не нравится, поэтому он
приходит к вам, чтобы вы ее "отрезали".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться