На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"
положительный образ будущего, с соответсвующими хорошими ощущениями. Вы
можете сделать так, чтобы эта картинка приближалась к клиенту, увеличиваясь
при приближении (если именно размер улучшает ощущение клиента), и затем,
когда картинка совсем близко, новая картинка, точно такая же, открылась в
центре предыдущей и приближалась, увеличиваясь, а затем открылась новая
картинка, приближаясь и увеличиваясь. И так далее, снова и снова, очень
быстро. Через несколько раз выполнения этой техники обычно устанавливается
схема автоматического движения к данному сценарию.
Многие процессы построены на основе порогов, даже если это не сразу
заметно. Рекурсивный процесс--по сути дела пороговый. Вы повторяете одно и
то же действие или вопрос, пока не сломаете какой-то нежелательный шаблон
или пока клиент не сделает прорыв к новому пониманию.
Упражнение
* Поупражняйтесь в устранении нежелательного ощущения через порог.
Переключение сценария
Переключение сценария (взмах)--это быстрый способ установить другое
направление. Его суть в том, чтобы заменить сценарий, которого клиент не
хочет и который приносит ему нежелательные ощущения, на тот сценарий,
который приносит ему хорошие ощущения. Это достигается с помощью
переключения несколько раз от одного сценария к другому. Мы используем самые
эффективные особенности восприятия, и показываем подсознанию: "мы хотим
этого, а не того".
Для переключения сценария нам нужны две картинки. Одна--это ситуация, в
которой человек плохо себя чувствует, другая--желательное состояние, в
котором он чувствует себя хорошо. Теперешняя ситуация вовлечена, наблюдается
собственными глазами, а желательная ситуация отстранена, наблюдается со
стороны.
Скажем, клиент часто чувствует себя беспомощным. Мы находим пример
этого, ситуацию, в которой он чувствовал "беспомощность". Мы узнаем все
особенности восприятия связанной с этим картинки. Насколько она большая, на
каком расстоянии и в каком направлении, цветная или черно-белая, четкая или
расплывчатая, светлая или тусклая, объемная или плоская, с рамкой или без
краев. Мы выясняем, какие два качества важнее всего в увеличении ощущения
беспомощности. Скажем, это оказываются размер и приближенность, чем ближе и
больше картинка, тем хуже ощущение.
Затем мы создаем картинку ресурсного состояния, как клиент хочет себя
чувствовать, со способностями, энергией, силой и уверенностью в себе. Мы
просим его описать все подробности, что проявляется в признаках хорошего
самочувствия и уверенности в себе клиента. Картинка, которую он создает,
должна быть отстранена, он видит себя на расстоянии.
Теперь идея в том, чтобы быстро заменять одну картинку другой, изменяя
управляющие особенности восприятия. В данном случае, когда это размер и
приближенность, можно сделать это так:
Ф: "Та картинка, где ты чувствуешь себя уверенным в себе, давай на
время сожмем ее в маленькую светящуюся точку, которую мы перенесем далеко на
горизонт, как звездочку... Ты сделал это?"
К: "Да"
Ф: "Хорошо. Теперь увидь на киноэкране перед собой то, что ты обычно
видел из своих глаз, когда чувствуешь себя беспомощным."
К: "Да"
Ф: "Хорошо. Теперь я попрошу тебя приблизить звездочку с картинкой
ощущения уверенности в себе. Пусть она быстро приближается и увеличивается.
По мере того как она становится очень близкой и большой, пусть она
преодолеет беспомощную картинку ощущениями уверенности и силы, которые у
тебя есть, и пусть одновременно беспомощная картинка станет очень маленькой
и исчезнет на расстоянии." (Делает жесты руками, показывая это)
К: "Да"
Ф: "Хорошо. Теперь очисти экран. Опять увидь на экране то, что ты видел
из своих глаз, когда чувствовал себя беспомощным. Пусть звездочка
приблизится с горизонта, и, ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ, преодолеет беспомощную картинку
ощущениями уверенности в себе" (Делает опять те же жесты)
К: "Да"
Ф: "Хорошо. Давай сделаем это еще раз. ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ." (Повторяет это
несколько раз)
Ф: "Теперь сделай это сам несколько раз, пока картинка уверенности в
себе не станет приближаться сама собой"
К: "Да" (Выглядит уверенно, как раньше в состоянии уверенности в себе)
Эта техника очень эффективна для построения положительной привычки или
стимула к действиям. Она ничуть не заменяет прояснения лежащих в основе
проблем, но она очень полезна для того, чтобы завершать более глубокийго
процессинга и строить направление на будущее.
Если проблема--просто "плохая привычка", возможно, больше ничего и не
нужно. Например, если клиентка кусает свои ногти, картинка "до"--это ее
рука, приближающаяся ко рту, а картинка "после"--это как она хорошо себя
чувствует и уверена в себе, ее ногти хорошо отлакированы.
Упражнения
* Поупражняйтесь в переключении сценария
* Проведите переключение сценария с другим человеком
Средство от фобий
Традиционно считается, что фобию очень трудно исправить. Не так уж это
сложно, если взяться за действующий в ней механизм и разрушить его.
Фобия--это повторяющаяся, автоматическая, неожиданная, отрицательная
кинестетическая реакция на определенный полученный сигнал. Например,
маниакальный страх высоты, змей, скрипа железа по стеклу, или чего угодно
другого. Человеку это не просто не нравится, он не просто на это реагирует,
это бурная, неуправляемая реакция, которая возникает у человека каждый раз
при появлении определенного раздражителя.
Фобия установлена каким-то травматическим происшествием, которое
когда-то ошеломило человека. Сложность в том, что происшествие трудно
повторно пережить обычным способом; реакция настолько невыносима для
человека, что он не может ее терпеть даже короткое время.
Решение в том, чтобы сломать автоматический механизм. Реакция фобии
основана на движении вперед, вовлеченной реакции. Человек видит змею и
теряет самообладание. Можно разрушить этот механизм, делая его отстраненным
и разворачивая его обратно во времени до пересечения порога.
Можно использовать зрительное воображение, чтобы помочь клиенту
отстраниться. Клиент воображает, что он сидит в кинозале и смотрит на экран.
На экране появляется кадр из происшествия, когда у клиента была фобическая
реакция, лучше всего основное происшествие, если оно известно. Фильм
остановлен на черно-белой картинке в конце происшествия, после проявления
реакции. Итак, клиент сидит в кинозале, отстраненный от кадра фильма на
экране, где он видит себя в конце проявления реакции. Затем мы отстраняемся
еще на один шаг, перемещаемся в проекционную кабину, садимся за стеклом,
наблюдая за собой, сидящим в зале и смотрящим фильм. Когда это сделано, мы
начинаем прокручивать фильм на экране, очень быстро, в полном цвете, НАЗАД к
началу. Когда он прокручен назад в полном цвете, мы опять переводим его в
конец и останавливаем его на черно-белом кадре. Затем мы опять прокручиваем
его назад в цвете. Мы повторяем это много раз, пока механизм не сломается.
Это обычно занимает не больше 10 раз. Наша задача в том, чтобы сломать
механизм раздражение-реакция. Снова и снова разворачивая его назад, мы
пробиваемся через порог.
Когда порог сломан, реакции обычно уже нет. Полезно сразу же это
проверить, чтобы установить этот факт и овладеть достигнутым. Если клиент
боялся змей, найдите змею и дайте ему ее подержать. Если он боялся высоты,
найдите как можно более высокое здание и пусть клиент поднимется на наружном
лифте до самой крыши.
Используйте эту технику только с фобиями. Она не предназначена для
общего использования с происшествиями.
Упражнения
* Поупражняйтесь в средстве от фобий
* Если вы можете найти кого-нибудь с фобией, проведите ему средство от
фобий
Раздел 10: Физическое здоровье
Чувствовать тело
Когда человек ранится или ударяется, он часто блокирует свое общение с
телом и потоки между разными частями тела. Отчасти это естественная защитная
система тела, предохраняющая человека от ощущения боли.
Нервная система тела служит для того, чтобы передавать информацию в
мозг и получать указания, что делать. Если возникает внезапная боль, в
системе может произойти перегрузка. Эта перегрузка, вместо того чтобы
передаться дальше по системе, может застрять в некоторых областях по пути
передачи. И эта закупоренная энергия может затем мешать передаче информации
через эту область. Как бы перегорает предохранитель.
Так как это в основном физическое явление, с ним можно очень эффективно
обращаться физически. То есть если человек ушибся или поранился, полезно
провести терапию на физическом уровне, чтобы снова запустить потоки.
Принципы этой терапии очень просты, и любой человек может с их помощью
помочь травмированному человеку. Это, конечно, не заменяет квалифицированной
медицинской помощи, но это может поправить дела раненого, до предоставления
соответствующей помощи или одновременно с ней.
Если человек ударился, может быть очень полезно повторить это событие в
медленных движениях. То есть поставить тело в то же положение, сделать те же
движения, и приложить ударивший объект к ударенной части тела, если это
возможно. Это можно сделать несколько раз. Скорее всего часть закупоренной
боли начнет течь снова. Сначала это может показаться нежелательным, потому
что снова возникнет боль, но если продолжать дальше, боль протечет и человек
лучше себя почувствует. Он лучше поймет, что произошло на самом деле, это
событие будет завершено и осмыслено, и потоки тела станут течь.
Поэтому первый способ помочь травмированному человеку, когда уже
предоставлена первая медицинская помощь--помочь ему медленно повторить
происшествие. Это удивительно действенно для детей. Маленький ребенок бежал
и наткнулся на мебель. Попросите его показать, что произошло. Ребенок обычно
совсем не против так сделать, и это очень полезно. Сначала он может указать
на предмет: "Ой! Это вон тот стул!". Тогда заинтересованно спросите: "Как
это у тебя получилось?", и пусть он покажет вам, как он бежал и где его нога
соприкоснулась со стулом. Сделайте это несколько раз, чтобы точно выяснить,
как это произошло. И обычно больше ничего не нужно делать. Боль прошла и все
в порядке. Нужно только вернуть внимание ребенка к тому, что он делал: "Так
куда ты бежал?", и он снова радостно побежит.
Для больного или серьезно травмированного человека есть другие подходы,
чтобы запустить потоки в его теле. Можно восстановить общение и ускорить
выздоровление, систематически поощряя его почувствовать разнообразные части
тела.
Фасилитатор может привлекать внимание клиента к разнообразным
конкретным частям тела. Лучший способ сделать это--прикасаться к ним. То
есть фасилитатор ставит свою руку или палец на определенное место, и просит
клиента почувствовать его: "Ты чувствуешь это?".
Идея здесь не просто в том, чтобы клиент воспринял прикосновение к
телу. Он ОЩУЩАЕТ это прикосновение изнутри и как можно полнее ОЩУЩАЕТ
конкретную часть тела. Это способствует потоку энергии между этой точкой и
мозгом, через все промежуточные точки.
Это эффективнее, когда фасилитатор что-то знает о потоках энергии в
теле.
Когда тело повреждается, боль часто где-то закупоривается. Если,
скажем, человек прищемил палец дверью, можно считать боль сообщением,
которое должно пройти от его пальца через нервную систему по его руке, по
позвоночнику и в мозг. Но внезапная боль может перегрузить систему, и
передастся не вся боль, ее часть может застрять по пути. И эта застрявшая
энергия может мешать выздоровлению и сохранять нежелательное состояние
дольше, чем нужно.
Обычно важнее развить поток через поврежденное место, чем заниматься
самим местом. Если ушиблен локоть, лучше заняться точками на руках, чем
локтем. Если клиент ощутит точки на руках, то освободятся нервные каналы от
рук ЧЕРЕЗ локоть. Освободится и часть закупоренной в локте энергии.
Клиент может сидеть или лежать, как ему удобнее. Он может закрыть глаза
и расслабиться. Фасилитатор, если нужно, сначала объясняет принцип этой
техники. Некоторые люди ощущают неудобство при прикосновении, поэтому часто
помогает научное объяснение. Фасилитатор затем начинает с самых удаленных
частей, рук или ног, выбирает точку и просто говорит что-то вроде:
"Почувствуй это", ставя палец на это место. Он держит там палец, пока клиент
не сообщит, что он почувствовал палец, сказав "Да", "Угу", или ка-то еще.
Фасилитатор подтверждает ответ, говоря "Спасибо". Затем он берет ту же точку
на симметричной удаленной части тела и просит клиента почувствовать ее.
Затем он возвращается к первой удаленной части, выбирает другую точку, и так
далее.
Симметрия необходима потому, что так устроена нервная система. Иногда в
части тела, симметричной по отношению к поврежденной или больной части,
бывают псевдо-боли. Между двумя симметричными частями происходит отражение и
уравновешивание. Поэтому важно в равной степени заниматься обоими сторонами
тела. Вы можете брать точки по очереди, слева-справа. Или вы можете брать
несколько точек на одной стороне, а потом соответствующие точки на другой
стороне.
Затем фасилитатор переходит выше по самым удаленным частям, приближаясь
к позвоночнику. Совсем не обязательно делать это механически, вы можете
вдруг брать неожиданное место, чтобы это было интересным. Должно быть
непредсказуемым, куда вы поставите палец. Но общая идея в том, чтобы
постепенно переходить от самых удаленных частей все ближе и ближе к
позвоночнику и к мозгу. Обращайте особое внимание на точки, находящиеся
дальше от мозга, чем поврежденное или больное место. Но спина тоже требует
внимания и вам нужно всегда завершать работу, переходя вверх по спине. Не
просто по позвоночнику, а по всей спине. Очень часто энергия, освобожденная
из самых удаленных частей тела, закупоривается в спине, поэтому нужно ей
заняться в конце проработки.
Чтобы пройтись по всему телу, можно использовать такую систему: сначала
руки, несколько точек на каждом пальце, на обоих сторонах тела, на ладонях и
поверхности рук, проходя их несколько раз, затем вверх по руке, на локтях и
до плеч. Затем тщательно проработать ноги так же, как руки, проходя их снизу
доверху. Затем живот, область груди и плечи. Если человек хочет, вы можете
проработать лицо, но это не обязательно. Затем проработать спину, беря много
точек, в основном двигаясь вверх. Еще затылок и череп.
Области, на которые вы затрачиваете больше всего времени--руки, ноги и
спина. Избегайте интимных мест, так как это смущает человека. К счастью, они
не играют важной роли в потоке нервной энергии. По крайней мере той нервной
энергии, которой мы занимаемся.
Прикосновение пальца обычно легкое. Но вполне можно нажимать посильнее
и достигать большего, если, конечно, человек не против. Если он
действительно почувствует прикосновение, оно может быть более реальным.
Важно, чтобы клиент по-настоящему ощущал прикосновение с помощью тела.
Ему нужно не просто воображать, что ваш палец там, и не просто знать, что
палец там. Ему нужно ощущать реальный палец по нервным каналам тела.
Если вы что-то знаете об акупунктуре, точках рефлексотерапии и
меридианах, то вы, наверное, сможете делать это лучше. Но совсем не
обязательно усложнять это. Просто восстановите общение клиента со многими
точками на его теле. Каких-то технических особенностей здесь немного. Не так
уж важно, какие точки вы выбираете, если вы охватываете главные области и
следуете общим линиям потока.
Вы можете пройтись по телу несколько раз, или только один раз. Это не
должно занимать много времени. Главное--увеличить общение, это не гонка на
выносдивость. Лучше сделать много коротких сеансов, чем несколько очень
длинных. Вы можете повторять это так часто, как необходимо, например, один
или два раза в день некоторое время.
Когда вы прошлись по телу и клиент почувствовал улучшение состояния,
это отличный момент, чтобы закончить процедуру. Не ожидайте исцеления за
один сеанс. В любом случае главное не в том, чтобы вылечить клиента, а в
том, чтобы увеличить естественное общение в теле, и тогда клиент вылечится
| |