На главную / Библиотека /Интересные книги по психологии и не только /НЛП /
Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"
сущностей с бизнесом, даже не меняя используемые здесь слова.
В общем можно сказать, что процессинг сущностей--это налаживание
прямого общения с духом ситуации. Не так уж важно, имеете ли вы это в виду
буквально или в переносном смысле.
Если вы предпочитаете рассматривать это духовно, то такой взгляд на
прояснение сущностей хорошо согласуется с взглядом на мир американских
индейцев, гавайских религий, и многих других религиозных традиций: что у
всего есть душа. У камней, деревьев, погоды, планеты и так далее. Вы можете
стараться быть в хороших отношениях с духами физических вещей, которые вы
используете, и тогда эти отношения будут взаимовыгодными.
Так что в следующий раз, когда ваша машина не заводится, и вы не
знаете, что еще сделать, можете попробовать провести с ней процессинг
сущностей. Может быть, на самом деле злится дух двигателя.
Упражнения
* Объясните на примерах принципы процессинга сущностей
* Поупражняйтесь в процессинге сущностей
* Проведите с кем-то настоящий сеанс процессинга сущностей
Раздел 9: Процессинг воображения
Есть целая группа техник, в которых личность создает или изменяет
что-то прямо в своей внутренней вселенной. Она воображает или придумывает
что-то в своем уме, или изменяет особенности восприятия того, что уже есть у
нее в уме.
Здесь мы занимаемся личностью полностью как причиной. Мы не просто
продвигаемся к тому, чтобы она стала причиной, мы предполагаем, что он уже
является прямой причиной. Так как мы работаем с воображаемыми вещами в уме
клиента, ему нетрудно согласиться с этим.
На самом деле все, что можно создать или видоизменить в уме личности,
может легко перенестись и перенесется в ее жизнь. Работа с воображением
только кажется похожей на детские игрушки, не такой серьезной, как
"настоящая" жизнь. Но дело в том, что такая работа настолько же реальна, или
даже более реальна. Внешняя реальность личности--это отражение того, что она
создает для себя в своей собственной внутренней вселенной. Хотя нам не нужно
доказывать это, чтобы процессинг воображения действовал.
Основная форма "Процессинга воображения"--просто просить клиента
создавать, изменять и уничтожать те вещи в его уме, которые связаны с
прорабатываемой темой. Если у него проблема с начальником, можно попросить
его создать копию начальника. Можно попросить клиента изменить прическу
начальника, надеть на него дурацкую шляпу и красный нос. Можно взорвать
начальника на миллион кусочков, а затем собрать его снова. Клиент может
сделать множество копий начальника, заставить их маршировать вокруг с глупой
улыбкой, сложить их всех в маленькую посылку, и сделать так, чтобы посылка
затерялась на почте. Что угодно, что только можно вообразить.
Главное--тренировать способность быть причиной, создавать, изменять и
уничтожать данный предмет.
У человека бывают трудности в воображении того, с чем у него трудности
в повседневной жизни. Лысому тяжело представить себе волосы на своей голове,
застенчивому нелегко вообразить себя общительным и компанейским, человеку с
плохим зрением сложно отчетливо представить себе что-то. В процессинге
воображения мы просим их делать именно то, что по их мнению они не могут
делать. Мы делаем это постепенно, сначала немного, а затем все больше и
больше. Можно попросить лысого человека вообразить один волосок на своей
голове, или можно сделать ему зеленые волосы, или солому вместо волос, или
что-то еще. Восстановление способности человека воображать то, что он хочет,
изменяет внешнюю реальность и начинает привлекать то, что он хочет.
Если человек навязчиво держится за что-то, может быть очень полезно
создавать и выкидывать его. Если клиент беспокоится о своей машине, мы
просим его разными способами создавать и уничтожать машины. Мы делаем так,
чтобы они взорвались и чтобы их унес ветер. А затем мы просто создаем еще
машины и уничтожаем их. Это развивает чувство пространства клиента и
превращает недостаток в изобилие.
Изобилие денег
Это очень полезная и простая техника, восстанавливающая способность
личности иметь или не иметь что-то по желанию. В ней просто что-то
создается, а затем вбирается в себя или выкидывается.
Эту технику можно проводить с конкретной темой, например с деньгами,
или с более общей. Можно просить клиента создавать разные виды денег, делать
их копии, скреплять их вместе, научиться вбирать их в свое тело, затем еще
создавать деньги, и делать так, чтобы они исчезали самыми разными способами.
"Сделай монетку"
"Сделай ее копию"
"Сделай еще одну копию" (и так от 5 до 15 копий)
"Собери их всех вместе"
"Теперь втяни их в свое тело"
"Сделай бумажку в 10 долларов"
"Сделай ее копию"
"Сделай ее копию", "и еще одну", "и еще одну"...
"Собери их всех вместе"
"Выкинь их и пусть они исчезнут вдали"
"Теперь сделай слиток золота"
и так далее.
Проводите эту технику, пока у клиента не увеличится чувство изобилия и
он научится иметь что-то и давать ему исчезнуть. Если это деньги, он должен
научиться создавать миллион долларов и развеивать его по ветру, зная, что он
может просто создать еще доллары.
Упражнение
* Техника изобилия денег
Процессинг восприятия
Один из вариантов процессинга воображения--работать с восприятиями.
Почти все, чем личность занимается, представлено у нее в виде системы
восприятий. То есть у нее есть картинки, звуки, слова, ощущения, запахи, и
так далее, из которых состоит ее представление об этой теме. Эти восприятия
определяют то, как она обращается с данным предметом во внешней жизни.
У человека с низкой самооценкой маленькая и непривлекательная картинка
себя. У человека, который боится кошек, в уме есть образы кошек, где
некоторые их качества преувеличены и несоразмерно раздуты. У очень
честолюбивого человека преувеличены некоторые положительные качества, и они
мотивируют его к соответствующим действиям.
Если можно обнаружить, как клиент представляет себе определенную тему,
то можно и изменить ее, перестроить ее, или улучшить ее. Если можно
выяснить, как он делает что-то, то можно еще расширить его репертуар и
научить его качественно выполнять другие вещи.
Люди делают то, что они делают, не просто из-за абстрактных идей. Они
очень конкретными способами строят свою внутреннюю реальность, чтобы
создавать свое поведение. Если они хотят изменить свое поведение, нам нужно
изменить конкретные реальности, которые они используют. Одни только общие и
абстрактные разговоры совсем не обязательно к чему-то приведут. Нам нужно
изменить восприятия людей, чтобы создать настоящее изменение.
У большинства людей не особенно хороший контакт со своими внутренними
восприятиями. Когда их спрашиваешь, что происходит, то чаще всего получаешь
обобщенные застывшие идеи, без уточнения, что они означают. Вам нужно
обратить внимание человека на конкретные восприятия, чтобы узнать то, что
действительно здесь есть.
Чрезвычайнр важно установить контакт человека с его восприятиями. Это
основа очень эффективных техник. Мы прорабатываем не просто туманные идеи.
Мы занимаемся реальностями. В частности мы прорабатываем те реальности,
которые люди создают в своих внутренних вселенных. Эти реальности состоят из
настолько же осязаемых и очевидных восприятий, что и внешний мир. Установить
связь с этими восприятиями и принять за них ответственность--основное в том,
что мы делаем для людей.
Если вы не заняты ничем другим, выясняйте, как клиент воспринимает
реальности в своей жизни. Время, затраченное на выяснение особенностей этих
восприятий, затрачено с большой пользой.
"Депрессия"--это абстрактная идея, сама по себе она ни о чем нам не
говорит, если мы не знаем, что она обозначает. Если мы выяснили, что она
обозначает ощущение клиента в груди, тяжелое, вибрирующее и холодное, то мы
чего-то достигли.
Для многих людей Запада ощущения часто очень нереальны. Большинство
людей говорят о псевдо-ощущениях или вторичных ощущениях, и только с
уговорами высказывают свои настоящие восприятия. "Грусть", "страх",
"надежда", "достижение", "неудача"--все это псевдо-ощущения. Мы не знаем,
что они означают, пока не извлечем подробностей.
Часто речь человека раскрывает стоящие за ней восприятия. Когда кто-то
говорит, что он "разрывается" или "застрял", то наверное, это правда. Если
его жизнь--"туман", или он "ясно видит" что-то, то наверное, так оно и есть.
Если его будущее--"впереди" и он оставляет свой опыт "позади", то наверное,
именно так он и действует. Если что-то "звучит убедительно" или клиент
"сказал сам себе" что-то, то может быть, это буквально так и есть.
Прислушивайтесь к тому, что говорят ваши клиенты, они часто говорят то, что
вам нужно знать.
Первый шаг в процессинге восприятий--собрать информацию о том, как
личность строит свою реальность. Владейте разнообразными особенностями в
системах восприятия. В зрительной, слуховой, кинестетической, обонятельной,
вкусовой, и их элементах. Знайте различие между абстракциями и
действительными восприятиями, и делайте все необходимое, чтобы узнать сами
восприятия.
Когда вы получили информацию о том, что на самом деле происходит, вы
можете пойти в нескольких направлениях. Можно использовать эту информацию
как исходные сведения для других видов техник, например для повторного
переживания происшествий. Или можно работать с самими восприятиями. Можно
помочь человеку сделать их более полезными. Желательно, чтобы человек имел
больше свободы выбора и больше ресурсов, которые он предпочитает. Есть много
техник, которые искусно преобразуют восприятия.
Когда вы узнали информацию о том, что происходит, вам нужно оценить
глубину, до которой это нужно проработать. Иногда человеку просто нужно
преобразовать умственную схему или привычку в ту, которую он предпочитает, и
больше ничего не нужно. А иногда, исследуя происходящее дальше, выясняя,
почему дела обстоят именно так, можно получить ценные уроки и глубокую
пользу.
Если клиент грызет свои ногти, может быть, ему просто нужно превратить
свою умственную привычку в какую-то другую. Возможно, с этим не связаны
большие уроки. Может быть, в его жизни не было больших травм, из-за которых
он грызет свои ногти. Возможно, с этой привычкой связано какое-то намерение,
но мы, наверное, быстро выявим его и построим другой способ достижения той
же цели.
Если у клиента есть давнее ощущение в теле, обычно желательно выяснить,
в чем тут дело. Может быть нежелательно просто сразу же преобразовать
ощущение и потерять возможность получить ценное осознание того, что
происходит. Во многих нежелательных состояниях тела есть сообщения, которые
человеку нужно получить и понять. Повторное переживание происшествий и
варианты гештальт-процессинга очень эффективны для глубокой проработки
проблемы.
Нет ничего неправильного в том, чтобы быстро и прямо изменить что-то.
Если клиент плохо себя чувствует, вы поощряете его передумать и
почувствовать себя хорошо, и у вас это получается, здорово, это то, что
нужно. Но часто можно получить из этого больше пользы и более устойчивые
изменения, если обнаружить более глубокий материал и извлечь из него более
существенный урок.
Особенности восприятия
Вот списки особенностей в основных системах восприятия. Их часто еще
называют суб-модальностями. Фасилитатору нужно свободно владеть ими и уметь
узнавать их у клиента. Это кирпичики, из которых построены личные
реальности. Человек может изменять их и таким образом изменять свою жизнь.
Зрительные
(картинки)
Цвет
Форма
Яркость
Контраст
Затенение
Размер
Увеличение
Угол зрения
Передний / Задний план
Резкость (четкое / расплывчатое)
Угол обзора (узкое, широкое)
Объемное / Плоское
Края / Рамки
Фильм / Неподвижные кадры
Слуховые
(звуки)
Тон
Темп
Громкость
Тембр
Высота
Ритм
Продолжительность
Гармоничность
Временная привязка
Кинестети-ческие
(ощущения)
Температура
Давление
Вес
Влажность
Текстура (гладкое / шероховатое)
Напряженность
Твердое / Жидкое / Газообразное
Движение
Вибрация
Ускорение
Расширяется / Сжимается
Трение (скользкое / липкое)
| |