Фанч Флемминг "Преобразующие диалоги"

пространственное  воспроизведение  звука,  огромное  разнообразие  ощущений.
Чтобы  выяснить,  что  в  нем  есть,  и  затем переосмыслить его,  нам нужно
смотреть фильм, слушать запись звука, ощущать ощущения.
     Обычно  нужно  показать  фильм   происшествия  несколько  раз,  разными
способами, с разных точек зрения, и так далее, прежде чем оно прояснится.
     Когда мы нашли происшествие,  повторное переживание  которого нам нужно
провести,  первый  шаг--это поощрить  клиента начать  проходить  через него.
Лучше сначала, но обычно мы начинаем с того, что появляется первым.
     Мы предполагаем, что человек МОЖЕТ вернуться в  происшествие. Мы делаем
вид, что он перемещается обратно во времени  в само событие. Так это или нет
на самом деле, неважно. Это подходящая метафора.
     Нам  нужно,  чтобы  клиент  переживал  происшествие,  как   будто   оно
происходит  в  настоящем.  Сначала  ему  не  обязательно  быть  полностью  В
происшествии  в своей собственной позиции, но ему нужно  находиться в том же
времени.
     Еще он может не перемещаться в происшествие, а поднять его в настоящее.
Это  различие не особенно важно, и то  и другое--только модели. Важно, чтобы
клиент переживал событие, как бы находясь в нем.
     Вспоминать  происшествие, удаленное во времени--это другая техника. Это
тоже полезно, и может считаться безопаснее, но не действует так глубоко, как
повторное  переживание происшествия.  Переживание  происшествия не  означает
вспоминать   его   или   воспроизводить  в   памяти,   переживание  означает
действительно быть в происшествии, наблюдать его, взаимодействовать с ним.
     Но мы не  хотим заставлять человека  снова  переживать то, с чем  он не
смог справиться  раньше.  Главное правило здесь в  том,  что  клиент  должен
научиться  с  удобством переживать  происшествие. Сначала  он  может  просто
просмотреть происшествие и не особенно переживать его, а затем постепенно он
может научиться действительно ощущать происходящее. Или если он считает, что
ему  никак  не по  силам его собственная  позиция  в происшествии, то  можно
начать с другой позиции. Он может понаблюдать  за происшествием  в роли мухи
на  стене   или  кого-то  еще.  Затем,  когда  он   несколько  раз   пройдет
происшествие, он сможет немного приблизиться к происшествию.
     Нам нужно, чтобы клиент  прошел через происшествие. Он не должен просто
сидеть,  думать  и говорить  о происшествии. Ему нужно пережить  его,  и это
обычно означает последовать за потоком событий через происшествие.
     Нет  особой заслуги в  том,  чтобы ощущать как можно  больше  боли  при
прохождении  происшествия. Правило здесь в том,  чтобы  переживать  столько,
сколько  вы  можете  с  удобством  переживать.  Лишние  мучения не  помогают
прояснению. Если вы будете все время переживать происшествие с очень удобной
позиции, то в конце концов, боль  в нем покажется пустяком, вы сможете прямо
ее пережить и разобраться с ней.
     Большинство новых  клиентов  держатся  как  можно  дальше от событий  в
происшествии. Но под руководством фасилитатора они могут понять, что можно с
удобством пережить  часть происшествия,  и  когда  они успешно  сделают  это
несколько  раз,  они  станут  более уверенными и будут смелее  относиться  к
переживанию.
     Обычно  слишком углубляются  в происшествия  только те клиенты, которые
проходили какие-то другие требующие погружения виды терапии. Примерами могут
быть "Ребефинг" (повторное рождение) и "Консультирование по переоценке". Эти
терапии часто  вводят человека в полное повторное переживание  происшествий,
чтобы  вплотную  добраться  до  эмоционального  содержания.  Человека  могут
вдобавок поощрять кричать,  вопить, кататься по полу и так далее,  если  это
кажется нужным. Это один из способов повторного переживания, и он эффективен
как  техника.  Но для наших целей общая идея  в  том,  чтобы постепенно и  с
удобством подходить  к травматическому  содержанию. И  когда мы  подбираемся
достаточно  близко, оно уже частично облегчено  и не  так  травматично,  как
казалось.
     Итак, мы приводим клиента  в начало происшествия. Затем  мы просим  его
пройти через происшествие до конца. Можно еще сказать "переживи происшествие
от начала до конца", в зависимости от того, что лучше понятно.
     Клиент  может по ходу дела рассказывать  о  том, что происходит, или он
может  пройти  через происшествие  и  потем  рассказать  о  нем,  по  своему
усмотрению.  Большинство  клиентов   предпочитают   рассказывать   по   ходу
происшествия.  В любом случае нам нужно услышать рассказ клиента  о том, что
происходит.
     Если оказывается, что происшествие центральное  и его можно  прояснить,
то  мы  продолжаем  проходить  через  него,  пока  оно не  прояснится.  Если
становится  очевидно,   что  это  не  центральное  происшествие,  нам  нужно
побыстрее переместиться раньше.
     В центральном происшествии должны быть:
     - Боль и/или бессознательность
     - Ситуация, соответствующая ощущению
     - Сообщение или урок, которые были упущены
     - Решение или вывод по отношению к событию.
 
     Раз  происшествие оставило  устойчивое нежелательное  ощущение,  в  нем
наверняка  произошло  что-то мощное.  В  происшествии силового отпечатка это
часто связано с болью, но  не обязательно. Произошло то, чего было физически
слишком  много   за  слишком  маленький  промежуток  времени.  Поэтому  если
происшествие--"затошнило по дороге в банк", то оно вряд ли центральное. Если
это "удаление  корней  зуба  без  обезболивания",  то может  быть. Если  это
"съеден заживо людоедами", то скорее всего это центральное происшествие.
     В   центральном   происшествии   еще   должны   быть    обстоятельства,
соответствующие "нежелательному" ощущению. Идея  здесь  в том, что  ощущение
зависло на  неопределенное время,  потому что  человек забыл соответствующие
ощущению  обстоятельства. Когда мы найдем  соответствующее  время,  место  и
ситуацию, оно должно быстро проясниться. Поэтому в центральном  происшествии
ощущение  должно иметь  смысл. Это должно быть очень естественное ощущение в
такой ситуации.
     Что  нам нужно  различать--так это  первый  отпечаток и  более  поздние
реакции. Клиент может их сначала постоянно  смешивать, так  что фасилитатору
нужно хорошо различать их. "Тугое давление вокруг пояса" очень логично, если
вас сжимает до смерти удав. Но оно совсем нелогично как реакция на получение
счета за телефон.
     Клиент обычно  горячо защищает  свои  реакции.  "Конечно, у  меня болит
голова, Джо меня обругал".  Фасилитатору нужно  понимать,  что  не  особенно
разумно   реагировать  плохим  самочувствием  на  всего  лишь  символические
утверждения.  Неприятные  кинестетические   реакции  на  слова,   выражения,
обстоятельства, ожидания и так далее, называются "семантическими реакциями".
Человек  реагирует на символ, смысл, как будто это физическая ситуация. Если
в  реакции  есть  болезненные   физические  ощущения,   то  это  говорит   о
травматических происшествиях.
     Поэтому  если клиент шел  по  улице  и вдруг,  БАХ!,  у  него появилась
головная  боль--это реакция.  Вопреки  любым  попыткам  обосновать  ее,  это
реакция,   основанная  на  скрытых   в  уме  травматических   происшествиях.
Происшествие, в котором внезапно появляется боль--это происшествие включения
реакции. Символ или восприятие включило ощущение.
     Происшествие включения реакции вряд ли прояснит нежелательное ощущение.
Да,  оно может временно ее облегчить, но нас это не удовлетворяет. Нам нужно
получить центральное происшествие, чтобы все это больше никогдане случалось.
     Основная   информация,    которую   мы   извлекаем    из   происшествия
включения--это  что  именно   включило  реакцию.  Это   дает   нам  полезную
информацию,  говорящую нам о  возможном содержании  предыдущего происшествия
отпечатка.
     Можно  попросить клиента  остановить  кадр  фильма точно в тот  момент,
когда происходит включение  реакции. Поэтому  если это  было "вдруг заболела
голова", нужно узнать, что именно  произошло.  Если последовательность была:
"Я  посмотрел  на красную  машину, подумал, не  съесть ли мороженое, и вдруг
заболела голова",  это дает нам ценную информацию.  Скорее всего  мы  найдем
некоторые из  этих деталей, вместе с  ощущением,  в предыдущем  происшествии
отпечатка.
     Поэтому если это происшествие включения реакции, пройдите его не больше
пары раз. Обязательно выясните, что именно включило реакцию.  Затем спросите
о  более раннем или  более глубоком  происшествии,  содержащем это ощущение.
Задайте  этот вопрос в тот момент, когда внимание клиента обращено на момент
реакции в происшествии включения.
     Как уже было сказано, когда вы добрались до  центрального происшествия,
в  нем должны быть обстоятельства,  которые физически  соответствуют данному
ощущению.  Ощущение не  должно просто всплывать во  время  происшествия, оно
должно быть  уместным  или  явно  входить  в  происшествие.  Это может  быть
ощущение кого-то другого, и это не  обязательно ощущение клиента. Но это или
то, что клиент зачем-то решил иметь в этом происшествии, или то, чт он решил
взять из происшествия.
     В  центральном  происшествии  есть скрытый  смысл, который ждет,  чтобы
клиент  нашел  его.  Есть  какой-то  урок,  который нужно  из  него извлечь,
какое-то послание, то, что клиент должен был заметить, но не заметил. Это не
бывает  просто   бессмысленное,   случайное  событие.  Если  его  достаточно
внимательно рассмотреть,  в  нем всегда  оказывается ценный урок для  нашего
клиента.
     В центральном  происшествии  есть какое-то решение или  вывод,  которые
клиент тогда сделал.  Решение--это тот способ, которым  клиент  справился  с
травматической ситуацией. Именно решение вместе с ошеломляющим содержанием и
упущенным уроком приводят к застреванию всего этого происшествия.
     Решение--это обычно  бегство от  того,  что действительно происходит  в
происшествии.  Человек  не  может  справиться  с  тем,  что  на  самом  деле
происходит, так что он пытается умственно решить все это, принимая  какое-то
решение. Он может решить, что на самом деле его здесь нет, что на самом деле
ничего не происходит, что на самом  деле происходят очень  хорошие вещи, или
что теперь он будет все делать по-другому. Решение изменяет что-то для того,
чтобы было легче переносить травматическую ситуацию.
     Процедура повторного переживания
     Вот обзор того, как я провожу  повторное  переживание происшествий. Мой
подход не  должен быть ЕДИНСТВЕННО  правильным, это просто принципы и  шаги,
которые оказались для меня эффективнее всего.
     Цель  повторного  переживания--преобразовать  нежелательные ощущения  в
более желательные.  То  есть  мы начинаем  с ощущения,  которое не  особенно
полезно для человека, и заканчиваем ощущением, которое он предпочитает.
     Теория,  лежащая  в  основе  повторного  переживания,  утверждает,  что
ненужные  сейчас  ощущения   связаны  с  непроясненными  происшествиями   из
какого-то другого времени. Где-то в другом месте происходит событие, которое
не полностью завершилось или не полностью обработано.
     Раз  происшествие удерживает  стойкое ощущение,  в  нем наверняка  есть
какое-то физическое  содержание, связанное  с  ощущением.  Человек не  может
получить  головную  боль  из-за беспокойства  о  чем-то.  У  него  не  может
появиться тревожность из-за  того, что ему говорят другие.  Внешне может так
казаться,  но  это  только  поверхностные  происшествия,  во  время  которых
включился более глубокий материал.
     В   происшествии,    удерживающем   ощущение,    есть   обстоятельства,
соответствующие ощущению. Не какие-то искусственные причины вроде: "Конечно,
у  меня  начался  приступ,  он  меня  оскорбил",  а  объективные  физические
обстоятельства.   Если   вам   на   голову   упало   дерево,   то   головная
боль--подходящая реакция. Но  слова  других людей  или то,  что  вы  видите,
объективно  не  могут повредить вашей  голове.  Если  вас застрелил в  спину
лучший  друг, ощущение предательства  очень  уместно.  Если у вас  появилось
пятно на куртке, то такое чувство скорее всего неуместно.
     Мы проясняем  здесь  смешивание  символов с  реальными вещами.  Сильные
эмоциональные  и  физические  реакции, которые вписываются  в  драматические
события с бурной физической деятельностью, совсем не вписываются в ситуации,
где  есть  только символ этой  деятельности.  Увидеть машину--это  НЕ то  же
самое,  что попасть  в  аварию;  слово  "идиот"--это  НЕ то  же  самое,  что
избивение камнями на городской площади; мысль о будущем--это НЕ то же самое,
что насильственная смерть.
     Если  бы  люди  просто  реагировали  на  то, что  есть перед ними, а не
реагировали на символы  событий,  которых здесь  нет, жизнь была бы  гораздо
легче. Именно в этом мы стараемся им помочь, проводя повторное переживание.
     Есть  смысл  прояснять  только  те  происшествия, которые  наложены  на
настоящее  время,  о чем  говорит устойчивое  нежелательное  ощущение.  Есть
огромное количество  ужасных  событий,  которые можно пройти, но  которые не
имеют  отношения  к  жизни  человека.  Фасилитатор,  соединяющий  клиента  с
какими-то  травматическими  происшествиями, которые не  были активны, делает
полную противоположность своей работы.
     Отправной точкой всегда служит теперешнее нежелательное ощущение,  а не
какое-то  конкретное  происшествие,  даже если  мы  знаем, что  оно  было  у
клиента. Неважно,  что  он  сломал себе  ногу  10 лет  назад.  Если  это  не
беспокоит его сейчас, нет смысла браться за это.
     И  нет  смысла  прорабатывать  то, что было  нежелательным ощущением  в
прошлом. Если  его нет сейчас,  им не нужно заниматься. И это значит  именно
СЕЙЧАС. Ощущение должно отчасти присутствовать в сеансе, чтобы можно было за
него  взяться. Не название ощущения и  не  воспоминание об ощущении,  а САМО
ощущение. Не  обязательно  в полном  разгаре, но должно  быть то, что клиент
может ОЩУТИТЬ.
     Неуклюжий фасилитатор может легко поместить в  настоящее клиента  много
вещей, которых там не было. Он может убедить клиента  раскопать то, с чем не
было  никаких  проблем,  и  затем  создать с  этим проблему. Это  ничего  не
доказывает, кроме того, что  такому  фасилитатору  надо  лучше знать  основы
своего дела.
     Прошлое не влияет на клиента.  Нет смысла убеждать его в  этой  теории,
это  ненужно  и  по  сути  неверно. Мы  проясняем те  происшествия,  которые
присутствуют в настоящем, но которые ДОЛЖНЫ быть в каком-то другом месте и в
каком-то другом времени. Прошлое  никому не вредит. Но если человек копирует
какое-то ошеломляющее происшествие из прошлого и питает его энергией сейчас,
то  он  легко  создает  себе  проблемы.  Становится  проблемой  то,  что  он
вкладывает  в настоящее, а не то, что было  или  чего не  было в прошлом  на
самом деле.
     Поэтому нам нужно начать с того, что есть в настоящем. Не с символа, не
с того,  о чем человек думает, а с того, что он  действительно  воспринимает
сейчас. Здесь из всех видов восприятий лучше всего использовать ощущения. На
это есть несколько  причин.  Зрительные и слуховые  восприятия слишком легко
меняются и  их  сложнее точно указать по сравнению с ощущениями, потому  что
это  более  высокочастотные и локализованные  (ограниченные  в пространстве)
восприятия.  У ощущений частота  меньше и они  гораздо меньше  локализованы.
Именно  из-за этого ощущения могут  быть проблемой. Ощущения просачиваются в
настоящее  из других мест и времен, потому что их сложнее различить. Злость,
которую ощущает человек, может  казаться  вполне  уместной,  и только  после
некоторого исследования можно заметить, что это  злость пятилетней давности.
Картинки  вряд  ли  так  легко  его  обманут. Различие между  картинками  из
прошлого  и картинками  из настоящего  совершенно  очевидно  для большинства
людей.
     Нам нужно именно  ощущение. Можно изобрести много техник для извлечения
нежелательных ощущений.  Можно  говорить  клиенту о том, чего люди обычно не
хотят  иметь,  и наблюдать, есть ли у  клиента  на это какая-то реакция.  Но
проще всего просто спросить:
 
     "У тебя бывают какие-то нежелательные ощущения?"
 
     Большинство  людей  могут  что-то найти  в  ответ на  этот  вопрос. Еще
нежелательные  ощущения могут всплыть сами по себе, просто  во  время общего
разговора с клиентом. Я обычно использую каждый шанс прояснить происшествия,
когда всплывает четко определенное ощущение. Я  использую возможность,  пока
она есть.
     "Чувство"--это немного несовершенное слово,  потому что оно  охватывает
несколько значений. Поймите, что мы в  основном  ищем ощущения  и  чувства в
теле, а не слова, не вторичные чувства  и не мысли. Нам нужно, чтобы  клиент
установил  связь  с  фактической  реальностью, которую  можно  ощутить. Если
клиент   говорит  о   "мучительной  тревоге",   он   совсем  не  обязательно
устанавливает связь  с чем-то. А тем более общие неопределенности,  например
"огорчение", "депрессия", "обида".
     Нам  нужны  вещественные  восприятия.  Суть  не в том,  чтобы  получить
хорошее  описание,  а  в  том, чтобы  воспринять что-то.  Хорошо,  если  оно
описано, но убедитесь в том, что  эти слова обозначают  реальные особенности
ощущений и кинестетики. Можно замечать такие детали восприятия:
     часть  тела,  давление,  вес,  теплота, движение, вибрация,  плотность,
вязкость,  структура, трение,  ускорение, жесткое, острое, тупое,  вращение,
расширение,   сжатие,   тянет,   растягивает,   упругое,   гибкое,  горящее,
искрящееся, пузырящееся, кипящее, тугое,  свободное, твердое,  газообразное,
жидкое, вялое,  напряженное,  густое, открытое, замкнутое,  зудящее,  форма,
место,  равновесие, маслянистое,  сухое,  удушливое,  подавляющее,  плоское,
высокое, круглое, заостренное, прилипчивое, застывшее, мягкое, и так далее.
     Главное, чтобы  чувство  ОЩУЩАЛОСЬ. Для  этого, конечно, нужно, чтобы у
человека было  какое-то внутреннее осознание  ощущения.  У большинства людей
оно  есть.  Но  некоторые люди настолько запутались  в  символах, что  нужно
немного  поработать,  прежде  чем  они  узнают, что символы--это  не  всегда
реальные вещи.
     Работа,  затраченная  на   точное  определение  ощущения,  затрачена  с
пользой. Благодаря ей становится гораздо легче найти происшествие.
     Когда  мы достаточно точно  определили ощущение,  следующий  шаг--найти
происшествие.  Есть много способов спросить о происшествии, но нужно помнить
несколько ключевых вещей.
     Мы ориентируемся на ОЩУЩЕНИЕ. Именно оно  как путеводная нить  приведет
нас к происшествиям,  которые нужно прояснить.  Поэтому не  просите  клиента
НАЙТИ  происшествие. Это часто  подразумевает,  что  клиент  сможет  увидеть
происшествие, прежде чем войти в него, и требует зрительного поиска. То, что
человек  может видеть на  расстоянии--обычно НЕ  то,  что его беспокоит. Нам
нужно получить происшествие через ощущения.
     И мы ищем то, о чем человек пока НЕ знает сознательно. Если бы он знал,
что это, у него не было бы  проблем  с этим. Нам нужно использовать механизм
автоматического  ответа,  чтобы узнать что-то скрытое. Поэтому мы не  хотим,
чтобы клиент  думал  о  происшествиях и  пытался  вычислить,  какое  из  них
выбрать.  Он  не должен что-то вычислять,  ему  нужно  просто брать  то, что
всплывает. Что бы вы ему не говорили, поощряйте его просто дать происшествию
появиться. Я обычно говорю что-то вроде:
     "Закрой глаза, и теперь, ощущая (ощущение _____), перенесись обратно во
времени к происшествию, в котором содержится это ощущение."
     Все разговоры о "возвращении" или "перемещении" во времени нужны просто
для  того, чтобы приспособиться к убеждению клиента  в том, что происшествие
находится  "в другом месте". На самом деле  оно не находится где-то в другом
месте. То происшествие, которое нам нужно прояснить, находится прямо здесь и
связано с  тем ощущением,  которое находится  прямо здесь. На самом деле  не
нужно  куда-то  перемещаться,  а  просто заметить то,  что  здесь есть.  Для
большинства людей это немного непривычнее, чем идея о том, чтобы вернуться и
найти более раннее происшествие.
     Хорошая аналогия этого--кинопленка. Вы можете держать ее перед глазами.
Вы  можете  двигать  кинопленку вверх или вниз, чтобы  увидеть  разные части
фильма, или вы  можете запустить ее перед  глазами и увидеть, как происходят
события  в фильме. Это "прохождение" фильма. Вы никуда  не перемещаетесь,  а
перемещаете фильм и  создаете иллюзию движения и действия в  разных  местах.
"Реальный" мир  не так уж сильно отличается  от  фильма. Вы на самом деле не
двигаетесь, а перемещаете разные части реальности в центр своего внимания.
     Поэтому  может быть лучше дать клиенту указание,  которое оставляет его
неподвижным и приводит действие в настоящее. Например:
     "Удерживая  ощущение _____, дай появиться  происшествию, в  котором оно
содержится."
     Клиенту нужно согласиться давать происшествию  появляться  по кусочкам.
Он  может получить  не  развернутую  четкую картину,  а  только разрозненные
кусочки. Это прекрасно. Нужно отбивать у него охоту думать  о происшествиях,
пытаться вычислить самое логичное происшествие. Нам нужны именно нелогичные,
ненужные вещи, а не что-то логичное.
     Фасилитатор помогает  сложить происшествие по кусочкам, задавая вопросы
о том, что там есть. Клиент может сказать:  "Я вижу  только зеленую  стену".
Тогда  можно спросить  о других  восприятиях:  "Тепло или холодно, ночь  или
день,  внутри  чего-то  или  снаружи, из  чего сделана  стена, на каком  она
расстоянии, какой у нее запах, есть ли какие-то звуки" и  так далее.  Обычно
на эти вопросы есть ответы, даже хотя клиент сначала не заметил их. Когда мы
складываем вместе больше деталей, происшествие становится яснее.
     Когда мы получили более полную картинку того, что там есть, в ней может
еще  не быть движения. Тогда мы спрашиваем  о том, что было до этого и после
этого. Как ты попал  в  это место,  куда ты  шел? Затем постепенно запустите
последовательный сюжет.
     Такая  помощь   нужна  новому,   неуверенному  клиенту.  Более  опытный
исследователь может  вскочить  прямо в  происшествие и  сразу  же  полностью
воспринимать  его.  Но первые несколько  раз,  большинству людей нужно много
указаний о том, как получить происшествие. По ходу дела нужно разобраться со
многими беспокойствами клиента, например, воображает он это или нет.
     Не нужно  пытаться  убедить клиента  в  том, что  это  РЕАЛЬНО, что это
действительно внутриутробные происшествия, или что это действительно прошлые
жизни, и так далее. Суть  не в этом. На самом  деле, чем больше клиент готов
воображать  что-то,  тем  легче  ему  будет  позволить  появиться  полезному
материалу. Происшествия не подаются ему автоматически, ему  нужно воображать
их.  Он может  делать это с помощью механизма авотматического ответа, но ему
нужно так или иначе воображать происшествия. Если просто сидеть и ждать, что
что-то произойдет, то это не даст особой пользы.
     Клиент  является  причиной,  и  в  самих  происшествиях, и в  повторном
переживании происшествий. Мы не собираемся насильно пичкать его этой  идеей,
но  и  конечно  не собираемся  скрывать это. Если  он рассчитывает  пережить
что-то как следствие, то это не  так эффективно. Это действует для некоторых
людей, но как бы устанавливает им неверное направление. Если клиент сидит  и
ждет,  что  что-то произойдет, и говорит:  "Я ничего не вижу", то нам  нужно
довести  до  его  сознания  идею:  "Так увидь  что-то!!".  Мы  не собираемся
говорить это прямо, но идея именно такая. Вы видите что-то, видя его. Это не
делается ВАМ. Если нужно, мы обсуждаем это с хорошим  взаимопониманием, пока
клиент не поймет, что ОН участвует в этом. Не  опровергайте его  реальность,
просто мягко направляйте его.
     Не нужно заставлять человека наблюдать происшествие с "его собственной"
позиции.  Нет  ничего  особо  благородного  в страдании  от  большой боли  в
происшествии.  На  самом  деле  ошибка  прежде  всего  в  том,  что  человек
отождествляет себя с одним из персонажей происшествия и  его ощущениями. Нам
нужно вывести человека из этого, а не вводить еще глубже.
     Если что-то в происшествии болезненно, можно сначала  переживать его на
некотором расстоянии. Желательно каждый раз наблюдать происшествие с удобной
точки  зрения, а не  с самой болезненной позиции. По  мере прохождения через
происшествие  все оно может стать более удобным и то,  что было болезненным,
может стать пустяком.
     Пользу  в прояснении происшествия дает не обязательно  разрядка сильной
боли, ее повторное переживание до безразличия. Это эффективно, но грубовато.
     Что мы стараемся сделать--так это дать больше свободы и гибкости, чтобы
человек перестал застревать в единственной неэффективной возможности. Вместо
обязательного  присутствия какого-то ощущения,  желательно добавить  свободы
выбора.  Можно  в  итоге превратить  боль  во  что-то  другое, но  скорее мы
разовьем способность с удобством НЕ быть в этой боли.
     Когда мы  получили  происшествие, нам нужно пережить  его. Клиент может
считать это "прохождением через" происшествие, как  будто он движется сквозь
него.  Это  прекрасно.  Но  будет лучше,  если он сможет  дать  происшествию
произойти перед собой, а не проводить себя через происшествие.
     Я  обычно  не  использую  слишком формальных  указаний,  чтобы провести
человека  через происшествие.  Главное--поощрить  его  воспринимать  то, что
есть,  включая  последовательность  происшествия.  Если  он делает  это сам,
отлично.  Если нет,  я  направляю  его  через  происшествие.  Что происходит
дальше, что ты видишь, куда ты идешь?
     Клиент обычно рассказывает мне, что  он  переживает.  Разговор об  этом
часто делает происшествие реальнее,  а  также  держит  события на  некотором
расстоянии. И вы можете лучше  помогать клиенту, если все время знаете,  где
он находится.
     Может  всплыть  информация  о  времени,  продолжительности   или  месте
происшествия.  Но она  не  существенна  для прояснения  происшествия.  Такая
информация  может быть доступна  и клиент может ее  высказать,  но  я ее  не
требую. Подчеркивание даты и времени  часто поощряет вычисление того,  каким
должен  быть  логический  ответ.  И  это  к тому же может закрепить  жесткое
представление о линейности времени. Можно обойтись без этого убеждения.
     Итак,  вы просите клиента пройти через происшествие с  какого-то места,
где оно  началось, до какого-то места, где оно закончилось.  Обычно  человек
это довольно хорошо знает. Просто после определенного момента это уже другое
происшествие. Нам только нужно  убедиться в том,  что клиент  не остановился
из-за чего-то в происшествии.
     Часто клиент застывает как  раз перед тем, как происходит что-то бурное
и  невыносимое. Эта  остановка  может  быть  неожиданной для клиента.  Часто
происшествие снова приходит в движение, если просто  спросить, происходит ли
дальше то,  на что человеку не хочется смотреть. Если вопрос не помогает, то
может  быть, есть более  безопасная точка зрения, с  которой  можно пережить
происшествие и оно будет более терпимо.  Или  же можно просто еще раз пройти
через первую часть  происшествия, или  посмотреть, можно ли  перепрыгнуть  в
часть после "плохой" части.
     Когда мы  один  раз прошли через происшествие,  у  нас  есть  несколько
возможностей в зависимости от того, как у нас обстоят дела.
     Может быть вполне  очевидно,  что происшествие  не  центральное, просто
какая-то  включенная  реакция.  В таком  случае нужно сразу же добраться  до
более глубокого происшествия.
     Если клиент не совсем разобрался в том, что произошло, или не полностью
пережил происшествие с главной точки зрения, то  мы возвращаемся в  начало и
снова проходим через происшествие.
     Если данная точка  зрения стала довольно безобидной,  можно попробовать
пережить происшествие с другой точки зрения с самого начала.
     Суть в  том,  чтобы  мы  нашли происшествие,  в  котором есть  какое-то
исходное,  необработанное  крупное потрясение.  Мы  проясняем  происшествие,
"примеривая"  его  к себе разными  способами,  понимая  его,  оценивая  его,
добавляя в него положительные качества, находя скрытый смысл, и  так  далее.
Делая  это,  мы  изменяем подсознательную  программу, которая неблагоприятно
влияла на  человека, и  он учится  наилучшим образом наслаждаться теперешней
жизнью.
     Фасилитатору нужно  оценить, есть ли  хорошая возможность достичь  этой
цели с  помощью данного  происшествия.  Если нет,  нам  нужно  найти  что-то
получше.  Нет  смысла  тратить время  на происшествия,  которые не  ведут  к
какому-то улучшению. Нет никаких происшествий, которые ДОЛЖНЫ быть прояснены
ради их прояснения. Мы проясняем их ради клиента, потому что они могут  дать
клиенту что-то положительное.
     Если происшествие слишком легкое и вряд ли даст существенный результат,
желательно   как  можно  быстрее  перейти   к   следующему.  Обычно  в   том
происшествии,  которое мы получили, есть какая-то подсказка, которая ведет к
более существенному происшествию. Наша цель--это центральные происшествия, в
которых   есть   обстоятельства,   соответствующие   застрявшим   ощущениям,
происшествия, с помощью которых можно преобразовать эти ощущения.
     Иногда нужно  пройти  через цепь происшествий включения реакции,  чтобы
добраться до центрального  происшествия. Но вам не  стоит специально  искать
цепи. Я считаю, что  гораздо лучше сразу идти  к центральному происшествию и
тщательно  его проработать, а не проходить  через много разных происшествий,
прежде чем вы "найдете" центральное. Использование цепей более беспорядочно,
может  создать еще какие-то  перекрестные  реакции, и всегда занимает больше
времени.
     Я считаю, что если вы установили хороший контакт  человека с ощущением,
если  он  использует свою  способность автоматического  ответа,  и  если  вы
рассчитываете,  что  получите  центральное  происшествие,  то вы его  обычно
получите. Если вы его не  получили, то  обычно можно использовать то, что мы
все-таки получили, как ступеньку на пути к чему-то более увлекательному.
     Происшествие,  в  котором  есть только  неразумная  реакция,  включение
неприятных ощущений из другого  места  и времени, дает нам  новую информацию
для того, чтобы найти центральное  происшествие.  В  происшествии  включения
реакции  данное нежелательное ощущение  может  присутствовать, но только как
реакция  на   нажатие   "кнопки".  Ощущение  объективно   не  вписывается  в
происшествие, а просто появляется и позже оправдывается.
     Интересно в происшествии включения реакции не оно само, а только момент
включения  ощущения. Нет  смысла тратить  время, выслушивая  все связанные с
происшествием осложнения. Нам нужно знать только то, что же  именно включило
спящую реакцию.
     Один из  способов  проанализировать  реакцию--попросить  клиента пройти
через происшествие и  остановить  кадр точно в  тот момент, когда начинается
ощущение. Затем можно исследовать, какие восприятия и мысли присутствовали в
этот момент. В этой ситуации есть то, что подсознательно напомнило клиенту о
каком-то другом происшествии. Если  мы  узнаем, какая  кнопка активизировала
ощущение,  нам  будет  легче  найти   центральное   происшествие.  Если   мы
обнаруживаем,  что  это красная  машина  или  слово "идиот",  то мы получаем
полезную информацию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Все



Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.


Звоните: (495) 507-8793




Наши филиалы




Наша рассылка


Подписаться